ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. Миссионерский факультет отделение Религиоведение V курс Заочное отделение Предмет : Свобода Совести Реферат: Церковь и Государство. История Взаимоотношений. Автор: Морозов А.С. Москва 2006 – 2007. ПЛАН РЕФЕРАТА : 1
Введение. 2 Природа государственной власти. 3 Положение древней церкви в государстве. 4 а) Византийский идеал «симфонии» двух властей. б) Значение этого учения для России 5 Современный правовой статус традиционных религий в мире. 6 Правовой статус РПЦ в современной России 7 Заключение. 1 Введение : В своем реферате я попытался показать как формировались взаимоотношения между
Государственной властью и Церковью или традиционной религиозной организацией. Как в религиозной среде постепенно формировались различные взгляды на природу государственной власти. И, наконец, как сформировался византийский идеал «симфонии» двух властей, какое значение эта идея имела для России. Наконец, в последних пунктах своей работы я хочу наиболее подробно остановиться на современном правовом статусе традиционных религий в мире и на правовом положении
РПЦ у нас в России. Этому имеется несколько причин, во-первых желание сравнить положение традиционных религий на Западе и положение в нынешних условиях нашей Русской Православной Церкви, во-вторых в связи с письмом 10 академиков, открывших дискуссию в обществе о границах правового поля РПЦ. 2 Природа государственной власти. После грехопадения Адама в мир была внесена дисгармония, грехи и пороки, нуждавшиеся в общественном
противодействии первым из них было убийство Каином Авеля (Быт. 4.1-16). Первые люди, понимая это, стали устанавливать во всех известных к тому времени обществах законы, которые ограничивали зло и поддерживали добро. Для ветхозаветного народа Законодателем был Сам Бог, давший правила, которые регламентировали не только религиозную, но и общественную жизнь. «Постепенно государство складывается в эпоху
Судей. В результате сложного исторического развития, которым руководит Промысел Божий, усложнение общественных связей привело к образованию государства» [1 часть III с.1] Государство становиться тем необходимым элементом, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха и благословляется Богом. Форма правления, при которой народом непосредственно управляет
Бог называется теократией. Как отмечается в Социальной Концепции, только лишь в эпоху Судей в древнем Израиле была подлинная теократия, сменившаяся затем монархией. Эпоха Царств началась из-за удаления людей от повиновения Богу и замены Его земным властителем. Священное Писание призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства.
При этом следует отметить что природа Церкви и природа государства различны. «Принцип различения Церкви и государства, из которого вытекает и различение целей и задач, стоящих перед ними, гласит, что Церковь основана непосредственно Богом; богоустановленность же государственной власти опосредована историческим процессом. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии». [2c.178] 3 Положение Древней Церкви в государстве.
Взаимоотношение Церкви и государства развивались в контексте истории, в ходе которой государство возникло и видоизменялось. Развивая учение Христа о правильном понимании государственной власти ап. Павел писал : «Всякая душа да будет покорна властям, ибо нет власти не от Бога; существующие власти от Бога установлены» (Рим.13,1) Эту же мысль выражает и ап. Петр : «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству для
Господа : царю ли, как верховной власти, правителям, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро ибо такова есть воля Божия…» (1 Пет 2,13-14) Первые века христианство было гонимо и не признавалось государством. Ситуация усугублялось ещё тем, что римская власть смотрело на христианство, как на одну из иудейских сект, готовых к восстанию. Сами же христиане в силу своего учения не могли исполнять ряд государственных
предписаний, например: исполнять культ поклонения императору, что приводило к обвинению их в политической неблагонадежности. По мнению Яблокова : « антиримские идеи раннего христианства оказали заметное влияние на развитие христианского радикализма и пацифизма, отвергающим всякое сотрудничество с государством в том числе и военную службу» [3 c.47] Коренной перелом произошел лишь при имп. Константине с принятием Миланского эдикта. Со времени
Константина Великого христианство становится государственной религией. Именно в Византии зародилась идея симфонии Церкви и Государства. 4 а) Византийский идеал «симфонии» двух властей. Со времени имп. Константина Великого начинается «византийский период», с этого момента начинается сближение Церкви и государства. Монархия обеспечивает единовластие и преемственность стратегии управления государством,
а Церковь укрепляла и освещала её своим сакральным авторитетом. Византийская жизнь представляла собой единое целое, как бы стиралась разграничительная линия между религиозным и светским. Сам император наделялся сакральными функциями. Появились обряды коронования и венчания императора на царство. Император мог созывать Собор и председательствовать на нем.
Иными словами император начинает непосредственно вмешиваться во внутренние дела церкви. Однако как правильно замечает еп. Каллист (Уер) «хотя Церковь и государство действительно составляли единый организм, внутри него существовали два различных элемента : священство и власть императора. Несмотря на тесное сотрудничество, каждый из элементов имел собственную независимую сферу деятельности» [4 c.47]
Таким образом, суть «симфонии» заключалась в обоюдном сотрудничестве во взаимной поддержке и во взаимной ответственности, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. “Епископ подчиняется государственной власти, как подданный государству, а не потому, чтобы епископская власть его исходила от представителя государственной власти ; точно так же и представитель государственной власти повинуется епископу, как член Церкви, а не потому, чтобы власть его происходила от власти епископа”. [5 c.418]
Правовые основы взаимоотношения Церкви и государства были основаны императором Юстинианом, эта правовая основа взаимодействия сохранялась в Византии вплоть до её падения. C X в. идея симфонии Церкви и государства оказало заметное влияние и на наше Государство. б) Значение этого учения для России. Учение о «симфонии» властей имело важное значение
и для развития церковно-государсивенных отношений в России. Церковно-государственные взгляды преп.Иосифа Волоцкого, старца Филофея, царя Иоанна Грозного и Андрея Курбского, были бы невозможны без влияния византийского учения. Особенно сильно государство стало вмешиваться в дела церкви- в
Синодальный период. В учении Феофана Прокоповича проявились представления об абсолютизме в его протестантском выражении с византийским пониманием государственной власти; согласно этой новой концепции властитель является высшим хранителем и защитником догматов церкви. Свою задачу Пётр I видел в более тесном сращивании церкви и государства и превращении первой в инструмент морали. Задачей Духовной коллегии стало создание гарантированной организованной подконтрольности церковного
аппарата государственной власти. Секуляризация церковных владений, сокращение числа монастырей - всё это было результатом рационалистическим об общественной пользе. Для исполнения этих замыслов и была создана Духовная коллегия, впоследствии Священный Синод, члены которого были слугами царя и государства. Юридическим основанием для создания этого института стал «Духовный регламент» важнейший церковный документ
в истории России, в течение двух последующих веков определявший жизнь РПЦ. Составленный Феофаном Прокоповичем, этот документ ставил своей целью привести в соответствии церковную реформу и государственные законы так, чтобы созданная Духовная коллегия влилась в систему коллегий. Священный Синод стал высшим арбитром в духовных и светских делах.
Обер-прокурор Синода, который при Петре I был исключительным шефом синодальной канцелярии, поднялся в 19 в.до высшего чина в империи, управляя внутренней жизнью церкви. Особенно же остро встала проблема взаимоотношения Церкви и государства во время проведения Поместного Собора 1917-1918 гг на котором действовал специальный отдел, посвященный этому вопросу, принявший специальное
решение. Декларация составленная профес. С.Н. Булгаковым, отмечала, что принцип отделения Церкви от государства «должен быть соединен с их принципом симфонического соработничества». Другим важным определением Собора была формулировка, что Церковь неизменно стоит на позиции понимании власти, по которому всякая власть должна быть христианским служением. 5 Современный правовой статус традиционных религий в мире.
В странах, где победила Реформация, а затем и в некоторых католических странах в государственно-церковных взаимоотношениях установился принцип территориализма, суть которого заключается в полном суверенитете, над находящимися на данной территории религиозными организациями. При этом принципе подразумевается удаление из государства тех вероисповеданий, которые отличаются от взглядов носителей высшей государственной власти. Однако на практике утвердилась как бы смягченная форма
реализации этого принципа так называемая государственная церковность. Религиозная община при этом составляет большинство населения, к ней же принадлежит и глава государства – официальный глава церкви. На Европейском континенте существует и другой принцип взаимоотношения – это принцип отделения Церкви от государства. Он является результатом антиклерикальной или прямо антицерковной политики государства. В этом случае Церковь отделяется от государства не в силу поликонфессиональности
населения страны, а потому, что правительство связывает себя с той или иной формой антирелигиозной идеологией как правило гуманистического направления. При этом “гуманистические установки в этих учениях принимали разные формы – от самых радикальных (марксизм) до либеральных и охранительных (гегельянство). Но суть оставалась одна – каждый крупный мыслитель, воспитанный в гуманистическом духе, стремился творить ново заложенное мировоззрение, которое должно было полностью заменить собой христианств”. [6 c.6]
Идеи этих мыслителей теперь активно используют в своих целях такие государства как Нидерланды, Голландия с целью нивелировать религию и насадить в мире свои гуманистические идеи. Существует форма церковно-государственных взаимоотношений, которая носит промежуточный характер между радикальным отделением Церкви от государства и государственной церковностью. В этом случае у Церкви появляется статус корпорации публичного права.
В этом случае Церковь может иметь ряд привилегий и обязанностей, делегированных ей государством, не является государственной церковью в собственном смысле слова. 6 Правовой статус РПЦ в современной России. Сегодня Церковь и государство стоят перед проблемой отыскания новых форм взаимодействия. В современной России в обществе постепенно усиливается авторитет
РПЦ, что, естественно, не нравиться либеральным политикам и атеистически настроенным академикам. Правовое регулирование Церкви и государства определяется Федеральным Законом «О свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях», а также рядом нормативных актов. Как видно из Федерального Закона, он содержит в себе два понятия «свобода совести» и «свобода вероисповедания», между ними не
проводится какого-либо разграничения, по тексту акта они используются совместно в виде обобщенного понятия. Причем следует заметить, что в Законе предусмотрено одно право личности, охватывающее обе данные свободы. В Законе также закреплено отделение Церкви от государства. Однако определенно ясно, что Церковь не может быть отделена от государства и общества. “Мы живем в стране, где есть государственная власть, и эта государственная власть своим законом регламентирует условия
и порядок деятельности религиозных организаций. Значит в этом отношении отделения от государства нет. Государственная власть регламентирует проблемы, связанные с налогами мы обязаны выполнять эти законы. Государственная власть определила теперь меры помощи религиозным объединениям, когда речь идет о восстановлении, охране и содержании церковных зданий и сооружений, являющихся памятниками истории и культуры. Государственная власть определила помощь в религиозном образовании”. [7 c/ 1]
Рано или поздно наше правительство должно прийти к пониманию необходимости выделения перечня традиционных для России религиозных организаций, что позволит коренным образом изменить сегодняшнюю ситуацию, когда, с одной стороны, значительный потенциал традиционных религиозных организаций практически не используется государством в деле духовно-нравственного воспитания населения, а с другой стороны- различные сектантские группы проводят свои инициативы, выливающиеся в массовые случаи нарушения прав человека и российских
законов. Во взаимоотношениях нашего государства и РПЦ остается ряд неразрешенных проблем. Это во-первых, передача церкви в собственность её имущества, во-вторых закрепление в собственность приходов и монастырей земельных участков. Будем надеяться, что процесс поэтапной передачи Церкви её имущества будет ускорен, тем более в законе указано, что религиозные организации имеют право получать от государства безвозмездно в собственность движимое и недвижимое имущество.
7 Заключение. Проблемы связанные с взаимоотношением Церкви и государства в создавшейся новой ситуации следует изучать глубже и шире, чтобы понять как их использовать для защиты Церкви . Зная основной закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», мы будем знать право Церкви не только на имущественные споры, но и на образовательную , просветительскую, благотворительную деятельность, оставаясь при этом законопослушными гражданами.
Библиография : 1 Основы социальной концепции РПЦ www.russion-orthodox-church.org.ru 2 протоиер. Дмитрий Лескин. Конспект лекций по дисциплине «Социальное учение РПЦ» Издательство : АНО «Институт Менеджмента, Маркетинга и Права» Тольятти 2006г 3 Яблоков Основы теоретического религиоведения. Издательство: «Высшая школа» Москва 1994 г. 4 Еп.
Диоклийский Каллист Уер. Православная Церковь. Издательство :Библейский-Богословский Институт св. Апостола Андрея. Москва 2001 5 Цыпин В.А. Курс лекций. Церковное Право. Издательство : МФТИ Москва 1994 г. 6 И.Медведева и Т.Шишова. Христианские ценности или «гуманизм» Содома?
Интернет журнал Сретенского монастыря статья 26.07.2007 г. 7 Калинин В.Н. Церковь и государство. Правовой аспект. Заслуженный юрист России, советник-юрист Московской Патриархии Рождественский сборник статей. М 1999 г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |