Лебедев Алексей Владимирович
Факультет Менеджмента
Информационных Технологий
435 группаТема: Одаренные дети – проблема социализации
Что же это такое«одаренность» и как она проявляется в детях? Что заставляет родителей увидеть всвоем ребенке талант и потом искать подтверждение своего открытия успециалистов? Эти проблемы на сегодняшний день очень актуальны. Ими занимаютсятакие психологи, социологи и педагоги всего мира, как Кэрол Тэкэкс – профессоруниверситета Кливленда в США, Фрэнсис Гальтон – английский антрополог ипсихолог, Соколянский И. А. – советский педагог, Петровский А. В., Лейтес А.С., Леонтьева А. Н. и другие советские ученые.
Целью нашей работы быловыявление одаренных и талантливых детей в областях науки или искусства,исследование такой проблемы, как отношение окружающих к одаренным, адаптацияэтих детей в обществе и выявление факторов в наибольшей степени влияющих наодаренность.
Все одаренныедети-представители мыслительного и художественного типов мышления – помимочерт, их разделяющих, имеют одну черту, в равной мере их объединяющую, — каждыйиз них остается ребенком, и как ребенок он обладает только ему присущейиндивидуальностью и отношение к нему должно строиться на основании данноготезиса.
Очень распространенотакое суждение об одаренном ребенке: «ему всего пять лет, но по своему развитиюон ничем не отличается от восьмилетнего».
Это значит, что ребенокдолжен получать творческую работу и условия для ее выполнения, необходимую дляудовлетворения его повышенной потребности в интеллектуальной деятельности. Вэтом его не следует ущемлять и если ему, например, нечего делать в первом классе,то нет необходимости его там держать. Но искусственно подталкивать егоумственное развитие, стремиться к «перепрыгиванию» через классы, обгоняявозраст, не следует, потому что развитие личности существенно осложняетсяпротиворечиями между неравномерно развивающимися ее сторонами.
Особенности личности высокоодаренногоребенка.
1. Внимательность, собранность,постоянная готовность к напряженной работе.
2. Неуемная потребность трудиться безустали, срока и отдыха.
3. Особенности мышления: быстротамыслительных процессов, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности,продуктивность умственной работы.
4. Широкий круг познавательныхинтересов, выступающих постоянным стимулом мыслительной активности ребенка.
В совокупности все этиособенности образуют структуру умственной одаренности, которые проявляются уподавляющего большинства ребят и отличаются лишь степенью выраженности каждойиз этих способностей, взятой в отдельности.
Если же говорить оспецифических различиях в одаренности, то они обнаруживаются, главным образом,в направленности интересов. Один после какого-то периода исканий погружается вматематику, другой – в биологию, третий – в художественно-литературноетворчество, четвертый – в историю и археологию. И дальнейшее развитиеспособностей каждого из этих детей происходит в конкретной деятельности,которая не может осуществляться без наличия данных способностей.
Одаренность – это дар природы? Или….?
Формирование личностичеловека — это последовательное изменение и усложнение системы отношений кокружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит напротяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.
Развитие человека какличности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических и духовныхсил. Психология и педагогика утверждают, что человеческая личность формируетсяи развивается в деятельности и общении. Ведущие черты личности развиваются врезультате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.
Развитие человека — этопроцесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого ивозникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивомвзаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.
Природная стороначеловека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти развития иизменения носят возрастной характер. Источник социального развития личностинаходится во взаимодействии личности и общества.
На формирование личности,его способностей влияют три фактора: воспитание, социальная среда инаследственные задатки.[1]
Воспитание рассматривается как ведущий фактор,так как это специально организованная система, воздействующая на подрастающегочеловека, для передачи накопленного общественного опыта и формированияспособностей.
Социальная среда имеет преимущественное значение вразвитии личности: уровень развития производства и характер общественныхотношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.
Общественные отношения –не нечто внешнее для того человека, который в них включен, они – часть,сторона, аспект личности как социального качества индивида. Если сущностьчеловека в отличие от всех других живых существ составляет совокупность всехобщественных отношений, то сущность каждого конкретного индивида как личностисоставляет совокупность конкретных социальных отношений, в которые оноказывается включен. Эти связи вне его, то есть в общественном бытии, и поэтомувозможны, объективны, и вместе с тем они внутри, в нем как личности.
Задатки — особые анатомо-физиологическиепредпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законахнаследственности — генетика — полагает наличие у людей сотни различных задатков- от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакциидо редкой математической и художественной одаренности.
Но сами по себе задаткиеще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь впроцессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоениязнаний и умений у человека на основе задатков формируются способности.Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающейсоциальной и природной средой.
Творчество предполагаетналичие у личности способностей, мотивов, знаний и умений,благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью,уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения,интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а такжепотребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своихсозидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалосьпервоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, гдеособая роль отводилась “озарению”, вдохновению и им подобным состояниям,сменяющим предварительную работу мысли.
В семействе Баховмузыкальный талант впервые обнаружился в 1550 году, с особенной силой проявилсячерез пять поколений у великого композитора Иоганна Себастьяна Баха и иссякпосле некой Регины Сусанны, жившей еще в 1880 году. В семье Бахов было болеепятидесяти музыкантов, из них двадцать выдающихся.
Почти 2/3 одаренных детей– это первенцы, имеющих папу старше тридцати шести лет и маму старше тридцати исреди всех одаренных детей больше мальчиков, чем девочек.
Успех одаренного ребенкаво многом зависит от хороших родителей (либо очень требовательный инаправленный на успех ребенка папа, либо в наших условиях это болеераспространено — мама), преподавателей и той атмосферы, в которой они находятся.Если повезет со всем этим, то блестящая карьера в будущем ему обеспечена.Вторая половина успеха ребенка, после наследственности, зависит от окружающейсреды. Ежедневно до одного года масса мозга ребенка прибывает на один грамм.Это база всех мыслительных процессов на всю последующую жизнь.
Бедная внешняя средазатормаживает развитие мозга, разнообразная – стимулирует. Одаренным можетстать каждый ребенок, для этого нужно развивать его личное мышление.
Если взять интеллектмальчиков и девочек, в среднем он обычно одинаковый. Но у девочек более развитвербальный, а у мальчиков пространственный и числовой интеллект. Средимальчиков больше как очень умных, так и очень глупых, а девочки ближе ксередине. Скажем, если мы берем детей особо одаренных в области математики, тона тринадцать мальчиков приходится одна девочка.
Роль огромных сетей длявыявления талантов всегда играли у нас математические и физические конкурсы иолимпиады. В России существуют несколько школ-интернатов и специальных школ,которые создают оптимальные условия для развития математических способностейшкольников. Колмогоровская школа-интернат при Московском ГосударственномУниверситете – одна из самых престижных в стране. Здесь учатся особо одаренныедети в области математики и естественных наук. Вне школы их оставлять нельзя –это тормозит развитие. Средняя школа и рассчитана на среднего ребенка. Каждыйтретий, исключенный из этой школы за плохие оценки, относится именно кодаренным. В этой школе их никогда не будут называть ботаниками-очкариками.Здесь они среди своих. За два года студенты колмогоровской школы проходятспециальную программу, система которой скопирована с вузов. В конце четвертисессия как у настоящих студентов. Требования очень высоки. Бывает, дажеотчисляют победителей школьных олимпиад. Здесь вроде естественного отбора.Должны остаться самые лучшие те, у кого помимо таланта, есть еще воля ихарактер.
Большинство таких школимеют физико-математический профиль. В чем здесь дело? Обычно говорят так:только математические (и разве что музыкальные) таланты выявляются в стольраннем возрасте. Достаточно вспомнить Эвриста Галуа, который в возрастевосемнадцати лет заложил основы современной алгебры, или Вольфганга Моцарта,который в три года играл на клавесине, в четыре – импровизировал, а вдвенадцать – за несколько недель написал оперу.[2]
Но история напоминаетнам, что раннее развитие дарований в других областях деятельности – не такая ужредкость. Сопоставим возраст, в котором смерть постигла таких писателей икритиков, как Добролюбов, Лермонтов и Писарев, с тем, что они успели сделатьдля русской литературы и общественной мысли. Добролюбов умер, когда ему былодвадцать пять, Лермонтов не дожил до двадцати семи, а Писарев – до двадцатипяти, из которых пять лет, просидел в Петропавловской крепости. Проблемы одаренных детей
«Человек, восприятие которого хронически
опережает его возможности, всегда
находится под стрессом »
[3]ЛетаХоллингзуорт
Одаренные дети опережают других в количестве и силевосприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Онибольше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могутследить одновременно за несколькими событиями. Из поля их восприятия невыпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих. Одаренногоребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающую самую разнообразную информациюи ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью,рождаемой повышенной чувствительностью. Их нормальный эгоцентризм приводит ктому, что они относят все происходящее на свой счет.
Родители должны с большой долей терпения испокойствия воспринимать эмоциональные перепады одаренного ребенка. Таким детямтребуется помочь разобраться в том, что не все обескураживающие замечания икомментарии относятся непосредственно к ним и что люди говорят и действуютиногда безумно, но без намерения причинить боль.
Благодаря широте восприятия и чувствительностиодаренные дети глубоко переживают социальную несправедливость. ЛетаХоллингзуорт повествует об этом в своей книге «Одаренные дети»: «Человек,восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда находится подстрессом».
Привычным к окружающему родителям трудно адекватновоспринять неуемное желание одаренного ребенка исправить несправедливостьобщества.
Лета Халлингуорт внесла большой вклад в пониманиепроблем адаптации, стоящих перед интеллектуально одаренными детьми.
1. Неприязнь к школе. Такое отношениечасто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна дляодаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появлятьсяпотому, что учебный план не соответствует их способностям.
2. Игровые интересы. Одаренным детямнравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстникисредних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается визоляции, уходит в себя.
3. Конформность. Одаренные дети,отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму,особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутсябессмысленными.
4. Погружение в философские проблемы.Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть,загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздобольшой степени, чем для среднего ребенка.
5. Несоответствие между физическим,интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитаютобщаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудностановиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.
Список этот был предложендругим исследователем. Уитмор, изучал причины уязвимости одаренных детей,привел следующие факторы.
1. Стремление ксовершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняяпотребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня.Свойство это проявляется весьма рано.
2. Ощущениенеудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным дляодаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются.Они очень критически относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены,отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
3. Нереалистическиецели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имеявозможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление ксовершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
4. Сверхчувствительность.Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучшепонимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только ксебе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимаетслова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающим. Врезультате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся,поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Потребность вовнимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познаниюодаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и другихвзрослых. Это вызывает трение в отношениях с другими детьми, которых раздражаетжажда такого внимания.
6. Нетерпимость.Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящимниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающихзамечаниями, выражающими презрение или нетерпение.Нами было проведено небольшоесоциологическое исследование детей в возрасте 13-14 лет, так как возрастявляется одним из важнейших в социализации человека.Цель нашей работы – этовыявление одаренных детей среди школьников 8 – 9 классов. Объем выборки составил сточеловек.Из общего числа опрошенных детейпо результатам анкетирования одаренными себя считают 37%, а большинство детей(51%) не относят себя к одаренным детям.У большинства детей (67%)одаренность проявляется в области искусства, затем в точных (22%) и вгуманитарных (11%) науках. По нашему мнению, это зависит от того, что в нашемгороде больше учреждений эстетического направления: дома творчества, школыискусства, эстетические центры, по сравнению со школами математическогопрофиля. Очень часто выбор будущей профессии своего ребенка делают самиродители, и поэтому отдают его в то учреждение, которое считают необходимым дляего дальнейшей жизни. У большинства опрошенных детей(58%) одарённость стала проявляться в школьном возрасте и основным фактором, внаибольшей степени влияющим на развитие одарённости ребёнка, являетсявоспитание (35%). То есть, посредством воспитания у ребёнка формируются иливыявляются определённые способности. Никто не знает ребёнка лучше, чем членыего семьи. В поиске занятий, призванных дополнить школьное образование,родителям следует, прежде всего, обратить внимание на интересы и увлечениясамого ребёнка. Стоит также проследить, чем вообще предпочитают заниматься детиэтого возраста. Тот факт, что школьник способен освоить и математику, и физику,и литературу, не означает, что родители должны немедленно окружить его всякогорода пособиями и учебниками: ему это и так предстоит весьма скоро изучить и вболее чем достаточном объёме.Нужно побуждать ребенказаниматься, участвовать самим, если возможно, в чем – то, что способнорасширить опыт во всех сенсорных и кинестетических измерениях. Это не тольковесело и интересно, но и закладывает более надежный фундамент для будущихучебных и научных занятий.На втором месте, послевоспитания, стоит окружающая среда (29%), то есть это та среда, котораяокружает человека, и которой происходит его развитие. Как уже отмечалось выше,бедная внешняя среда затормаживает развитие мозга, а разнообразная –стимулирует его. И только на третьем месте стоит такой фактор, влияющий наразвитие одаренности у детей, как наследственность (23%).По результатам анкетированиявыяснилось, что большинство учащихся (60%) безразлично относятся к одареннымдетям, 29% — с восхищением, и всего лишь 8% — с чувством завести. Это являетсяположительным моментом для самих одаренных детей, так как в процессе жизни онисталкиваются с большим количеством проблем, одной из которой является проблемаобщения, взаимопонимания с обычными детьми, которым не интересно общаться сосверстниками, опережающих их в умственном и интеллектуальном развитии.И на вопрос о том, чтонеобходимо предпринять в обществе, чтобы было больше одаренных детей, 43%опрошенных говорили о необходимости создания специализированных школ, которыебудут обучать одаренных детей по специальной программе, 22% — вступать в брак,учитывая генофонды и 18% ответили о необходимости создания благоприятныхэкономических условий для развития одаренности у детей.