Реферат по предмету "Социология"


Общая характеристика конфликтов

Реферат
по дисциплине «Социология»
Тема:
«Общая характеристика конфликтов»

Содержание
Введение
ГлаваI. Природа конфликта
1.1Происхождение конфликтов
1.2Причины, функции и субъекты социальных конфликтов
ГлаваII. Движущие силы и мотивацияконфликта
2.1Аналитическая схема исследования конфликтов
2.2Конфликт потребностей
2.3Конфликт интересов
2.4Ценностный конфликт
ГлаваIII. Динамика социальных конфликтов
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Каждыйчеловек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтамиразного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достижимой.Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы несмогли достичь желаемой цели. А окружающие — будь то родственники или те, с кеммы вместе работаете, полагают, что мы сами виноваты в собственной неудаче. Либоцель была нами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбранынеудачно, либо мы не смогли верно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельстванам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает внедовольство, создается обстановка неудовлетворенности,социально-психологического напряжения и конфликта.
Каквыйти из сложившейся ситуации? Надо ли прилагать какие-либо специальные усилиядля того, чтобы преодолеть ее и вновь завоевать расположение окружающих наслюдей? Или же не нужно этого делать; просто не следует обращать внимание на то,как к нам относятся другие?
Чтобынайти правильное решение этой дилеммы весьма полезно знать, что такое конфликт,как он разворачивается, через какие фазы проходит и как разрешается. В этомсмысл изучения конфликтов.
Приведемпример из отношений между большими группами людей.
Открытокрупное месторождение газа. Освоение его даст существенный экономическийвыигрыш и вместе с тем нанесет огромный ущерб окружающей местности,экологическому равновесию, приведет к разрушению традиционного образа жизниместного населения. Как правило, в такого рода ситуациях мнения людейразделяются. Одни стоят за первый вариант и апеллируют к прогрессу иэкономическим интересам, другие — к экологическому равновесию и к необходимостизащищать обычаи и культуру малочисленных народов. Расхождение во мнениях легкопревращается в групповой и личностный конфликт, который, в конце концов,получает какое-то разрешение.
Чтобынайти оптимальное решение, нужно обладать не только знанием экономическихрасчетов, но и знанием того, как развиваются такого рода конфликты. Ведь такогорода ситуации возникают повсеместно. Столкновение точек зрения, мнений, позиций- очень частое явление производственной и общественной жизни. Можно сказать,что такого рода конфликты существуют всюду — в семье, на работе, в школе. Чтобывыработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, оченьполезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию.
Знаниеконфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только болееспокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Наиболееважные конфликты между людьми и социальными группами концентрируются в сфереполитики.
Политикаесть ни что иное, как сфера деятельности по разрешению и воспроизводствуконфликтов. Не случайно долгое время в истории любого человеческого сообществанаблюдается соединение в одном лице функций правителя и судьи. Князь вдревнерусском государстве не только военный защитник и сборщик дани, но исудья. Он определяет, кто прав и кто виноват в конфликтах, возникающих междузаимодателем и должником, продавцом и покупателем, претендентами на наследство,выросшими детьми, желающими отделиться от своих родителей вопреки их воле, и вмассе других повседневных ситуаций.
Вместес тем политика не только область примирения конфликтующих сторон. Очень частоона оказывается средством провоцирования конфликтов. Политика сопряжена свластью. К власти стремятся не все, но очень многие, в особенности социальноактивные люди. Но число властных позиций в обществе ограничено. Если этивластные позиции не определяются нормами наследования, как это имеет место примонархическом политическом устройстве, то обязательно возникает конфликт междутеми, кто имеет некоторые шансы и возможности занимать те или иные властныепозиции. Борьба за такого рода позиции весьма распространена во всякомобществе. Характер ее зависит от политического режима, который существует вданном обществе в данный момент.
Собственно,суть любого политического режима заключается именно в том, что он определяетформы политического конфликта в борьбе за властные полномочия. Он определяет теспособы, пользуясь которыми участники политической борьбы или конкуренциидобиваются своих целей, главная из которых — победа над своим противником,соперником.
Изучатьконфликты нужно для того, чтобы научиться понимать политическую жизнь общества,чтобы не оказаться пешкой в политических играх, чтобы разбираться в хаосеполитических действий и направлений и участвовать в политической жизни, дажеесли это участие ограничивается выборами в Государственную думу — вполнесознательно, отдавая себе отчет в том, что идеальных правителей быть не может,что все избираемые или назначаемые на государственные посты люди — обычныесмертные. Их качества и политические, и человеческие во многом определяютсятем, как они ведут себя в политических конфликтах, какие стороны их личностираскрываются в конфликтных ситуациях.
Следовательно,задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекает из этого изученияпользу для себя. Предприниматель получает сведения о том, как развиваетсяконкуренция в условиях рынка, профсоюзный деятель узнает о методах защитыинтересов своей профессиональной группы. Политический деятель и юрист получаютсведения о прецедентах, имеющих для представителей этих родов деятельностиособое значение. Они получают здесь и теоретические знания, поскольку конфликтыв обществе развиваются не только на бытовом уровне, они пронизывают отношениякак внутри государства, так и между государствами.
А“простому человеку” изучение конфликтов нужно для того, чтобы избавиться отсвоей “простоты” и получить те сведения, без которых невозможно бытьгражданином своей страны, своего отечества и действовать сообразно принципамгражданственности в различных, подчас весьма сложных общественно-политическихситуациях.
Чтозначит изучать конфликты и как это следует делать?
Сложностьответа на этот вопрос заключается в том, что на первый взгляд здесь вообще нетпредмета для какого-либо особого изучения. Всем известно, что есть конфликты иесть согласие между людьми, что жизнь в согласии лучше, чем бесконечные споры,препирательства, и тем более чем враждебность людей друг к другу.
Русскаяпословица гласит: “худой мир лучше доброй ссоры”, а наш практический разум иобыденное сознание говорят о том, что конфликтных ситуаций лучше избегать,тогда твой жизненный путь будет более благоприятным.
Фактысвидетельствуют о том, что конфликты играют в жизни людей, народов и стран гораздобольшую роль, чем хотелось бы самим людям: все хотят мира, но каждый стремитсяк нему по-своему и в результате этого “по-своему” возникает война.
Этаситуация была замечена еще древними историками и мыслителями. Каждый крупныйконфликт не оставался бесследным. Войны описывались и анализировались висторической литературе и многие историки выделяли в качестве причин военныхстолкновений несовпадение интересов враждующих сторон, стремление однихзахватить территорию и покорить население и стремление других защититься,отстоять свое право на жизнь и независимость.
Ноне только историки описывали и изучали причины конфликтов и вооруженных столкновений.В XIX и XXвв. проблема конфликтов стала предметом изучения социологов.
Посути дела в рамках социологии сложилось специальное направление, которое нынеобозначается как “социология конфликта”. Изучение конфликтов означает в первуюочередь ознакомление с весьма богатой и многообразной литературой по этойпроблематике, усвоение теоретических и практических знаний, накопленных врамках данного направления социологической мысли. Разумеется, и в другихобластях обществоведения накапливались знания о конфликтах. Речь идет опсихологии, политической науке, истории, об экономических теориях, обэтнологии. Но в первую очередь надо обратить внимание на социологию конфликта,в рамках которой разрабатываются, с одной стороны, общетеоретические проблемыконфликта, а с другой — практические методы анализа и разрешения конфликтовразного рода.

ГлаваI. Природаконфликта
Всовременной литературе по истории социологии сложившиеся социологические направленияподразделяются на две большие группы в зависимости от того какое место втеоретических построениях занимает проблема социального конфликта. Такоеподразделение мы находим прежде всего у весьма авторитетного историкасоциологии Джеффри Александера. Теории Маркса, Вебера, Парето, а из нынеживущих — Дарендорфа с этой точки зрения рассматриваются как те, в которыхпроблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальных процессови изменений. Дюркгейм, Парсонс, Смелзер преимущественное внимание уделяютпроблеме стабильности и устойчивости. Их теории ориентированы не столько наизучение конфликта, сколько на обоснование консенсуса.
Этоделение направлений социологических теорий можно признать верным лишь с определеннойдолей условности. Главным образом оно основывается на противопоставлении функционализмаи социологии конфликта, сформулированным Ральфом Дарендорфом.
Итак,конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего родаклеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными илиактуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловленапротивостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существеннаясторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют врамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется(укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.
Каждаясторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой проблемы, в разрешениикоторой преобладающее значение имеют три главных момента:
во-первых,степень значимости более широкой системы связей, преимущества и потери,вытекающие из предшествующего состояния и его дестабилизации — все это можетбыть обозначено как оценка доконфликтной ситуации;
во-вторых,степень осознания собственных интересов и готовность пойти на риск ради ихосуществления;
в-третьих,восприятие противостоящими сторонами друг друга, способность учитывать интересыоппонента.
Такимобразом, основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены следующимобразом:
1. Исходноеположение дел; интересы сторон, участвующих в конфликте; степень ихвзаимопонимания.
2. Инициирующаясторона — причины и характер ее действий.
3. Ответныемеры; степень готовности к переговорному процессу; возможность нормальногоразвития и разрешения конфликта — изменения исходного положения дел.
4. Отсутствиевзаимопонимания, т.е. понимания интересов противоположной стороны.
5. Мобилизацияресурсов в отстаивании своих интересов.
6. Использованиесилы или угрозы силой (демонстрация силы) в ходе отстаивания своих интересов;жертвы насилия.
7. Мобилизацияконтрресурсов; идеологизация конфликта с помощью идей справедливости и созданияобраза врага; проникновение конфликта во все структуры и отношения; доминированиеконфликта в сознании сторон над всеми иными отношениями.
8. Тупиковаяситуация, ее саморазрушающее воздействие.
9. Осознаниетупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров конфликтующих сторон.
10. Переосмысление,переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации ипонимание интересов противостоящей стороны.
11. Новыйэтап социального взаимодействия.
1.1Происхождение конфликтов
 
Источникомобострения конфликтов между большими группами является накоплениенеудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний,радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило,сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и подспудно, покане происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода спусковогомеханизма выводящего наружу это чувство неудовлетворенности.
Неудовлетворенность,приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, входе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги,формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становитсяоткрытым и необратимым. Он либо превращается в самостоятельный и постоянный компонентобщественной жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либорешается на основе взаимных уступок сторон.
Адекватныйанализ конфликтной ситуации предполагает тщательное выделение обстоятельствсозревания конфликта. Здесь могут действовать исторические,социально-экономические и культурные факторы, завершающиеся в действияхполитических структур и институтов.

1.2Причины, функции и субъекты социальных конфликтов
 
Социальнаянеоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д.нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частьюобщественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества.Все это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованиюконфликтов.
Внашей стране сложилась традиция объяснения социальных конфликтов через объективноепротиворечие интересов больших социальных групп, которые диктуют сторонам логику,продолжительность, степень напряженности борьбы за удовлетворение насущныхпотребностей. Но не следует объективные противоречия социальных группотождествлять с конфликтами. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьмипротиворечивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп.Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда,когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимостьинтересов, целей.
Противоречияпронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную.Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества.Кризис общества — это результат глубоких изменений в содержании и формах жизниразличных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике,политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъемсоциальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт.
Конфликт— это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентовили субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определениеконфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующимилюдьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способыи средства, мобилизуемые каждой из сторон”. Конфликт — это повсеместноеявление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в тойили иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления иобостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальнойотрасли социологического знания — конфликтологии.
Передконфликтологией поставлены многие вопросы, но самые важные из них: Возможно лисуществование общества без конфликтов? Является ли конфликт проявлениемдисфункции организаций, отклоняющегося поведения индивидов и групп, аномалий вобщественной жизни или же это нормальная, необходимая форма социальноговзаимодействия между людьми?
Нарисунке 1 показаны основные темы исследования конфликтов в современной конфликтологии.Конфликты классифицированы по своей структуре и по направлениям исследований.Элементы конфликта Социальные Международные Индустриальные в США Организационные Группы Группы по интересам. Классы Нации. Национальные элиты Организованные группы работников (управляющих) Индивиды. Малые группы. Группы, представленные индивидами. Стадии разногласия Вмешивающееся поведение. Несовместимые различия. Вмешивающееся поведение. Несовместимые различия. Вмешивающееся поведение. Несовместимые различия. Несовместимые различия. Процесс, составленный из стадий. Вмешивающееся поведение. Причины Доминирование, приводящие к дефициту позиций и ресурсов. Дефицит ресурсов. Идеологические различия. Доминирование. Структурная дифференциация. Понимание. Дифференциация. Коммуникация. Личностные различия. Социальный контекст Укоренившаяся социальная система. Открытое и мобильное общество. Установившаяся система соперничества. Установившаяся система кооперации. Ценности Групповая идентичность. Социальное изменение. Поддержка системы. Продвижение национальных и субнациональных интересов. Разрешение споров. Уменьшение скрытых напряжений. Поддержка организаций. Инновация. Организационное изменение. Поддержка организаций. Управление конфликтом Мобилизация групп. Социальный контроль. Управление силами. Предотвращение войны. Развитие альтернатив войне. Баланс сил. Коллективные переговоры. Понимание проблемы. Стратегия согласования несовместимых различий. Решение проблем.
Рис.1 Преобладающие темы в исследовании конфликтов
Некоторыесоциологи марксистской и немарксистской ориентации придерживаются мнения, чтоконфликт всего лишь временное состояние общества, которое может быть преодоленорациональными средствами и, следовательно, возможно достижение такого уровняобщественного развития, когда социальные конфликты исчезнут.
Большинствоже социологов немарксистской ориентации склоняются к мнению, что существованиеобщества без конфликтов невозможно. Они поддерживают давнюю философскуютрадицию, согласно которой конфликт является неотъемлемой частью бытия, главнымдвигателем общественного развития. А это значит, что конфликт это недисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элементсоциальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергиидеятельности, порождая социальные изменения различного масштаба.
Наиболееярко эта позиция представлена в работах немецких социологов Г. Зиммеля, Р. Дарендорфаи американского социолога Л. Козера. Основное положение теории конфликта Г.Зиммеля заключается в том, что конфликт, хотя и является одной из формразногласия, в то же время представляет собой социализирующую силу,объединяющую противоборствующие стороны и способствующую стабилизации общества.Л. Козер в своей классической работе “Функции социальных конфликтов”подчеркивал, что конфликт несет в себе не только деструктивную (разрушительную)функцию, в нем заложен большой позитивный потенциал. Л. Козер вычленяетосновные функции конфликта, которые, по его мнению, благотворно сказываются наактуальном состоянии общества и способствуют его развитию: а) образованиегрупп, установление и поддержание нормативных и физических границ групп; б)установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых имежгрупповых отношений; в) социализация и адаптация, как индивидов, так исоциальных групп; г) создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти;д) получение информации об окружающей среде (сигнализирует о тех или иныхпроблемах и недостатках); е) стимулирование нормотворчества и социальногоконтроля; ж) способствование созданию новых социальных институтов.
Однаиз важнейших проблем состоит в уяснении вопроса о природе и основных участникахсоциального конфликта. И здесь также имеют место различные подходы.
Марксистскаяконцепция конфликта исходит из учения об общественном противоречии как главнойдвижущей силе социальных изменений, которые в условияхклассово-антагонистических формаций в социально-экономической и политическихсферах реализуются в формах классовой борьбы. Классы же в марксистском учении — это, прежде всего экономическая реальность, поскольку классообразующимпризнаком выступают отношения собственности. Следовательно, основу социальныхконфликтов, согласно марксизму, составляет борьба за собственность. В марксистскойлитературе различаются два вида борьбы, возникающие на основе противоречияэкономических интересов. Первый тип — социальное противоборство за изменениепринципов распределения материальных благ, второй — за изменение критериев ихраспределения в рамках сложившейся общественной системы. Борьба за изменениепринципов требует преобразования основ социального порядка и может найти своеразрешение лишь в результате социальной революции. Изменение критериевраспределения — это реформистский путь совершенствования общественных отношений.
Выдвигаяна передний план экономические факторы социальных конфликтов, марксистская социологияполагает, что политические факторы являются их следствием и проявлением. Ноодин из создателей современной конфликтологии, западногерманский социолог Р.Дарендорф, в основу социальных конфликтов положил именно политические факторы:борьбу за власть, престиж, авторитет. Конфликт, по Дарендорфу, может возникнутьв любом сообществе, в любой социальной группе, где есть господствующие иподчиненные. Причиной конфликта, по мнению Р. Дарендорфа и его последователей,является стремление к доминированию. Обычно дается такое истолкование этомуположению: человеческие существа от природы склонны формировать иерархиисоциального доминирования и бороться за приобретенные позиции в группе,общности и т.д. Иерархия социального доминирования, включая в себя определеннуюстепень достижения социального доминирования, при определенных предпосылкахмогут привести к конфликту. Непосредственными причинами возникновенияконфликтов могут послужить дефицит ресурсов, идеологические различия и т. д.Однако склонность к доминированию, социальные притязания людей не следуеттрактовать как их естественные, вечные инстинкты. Они формируются на основесопоставления положения одних людей с положением других. Следовательно,социальный конфликт — это всегда следствие социального неравенства. Неравенствосоциальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов,социальных групп или сообщества людей. Поэтому в учении о конфликтах Р.Дарендорфа и его последователей значительное место отводится и проблемамсобственности, обладания и распределения ресурсов. Однако центральный вопросконфликта: кто и каким образом распоряжается ресурсами? Ответ же на этот вопросвновь отсылает нас к вопросу о власти, которая, по Р. Дарендорфу, представляетсобой совокупность социальных позиций, позволяющих одной группе распоряжатьсярезультатами деятельности других групп людей.
П.А. Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. Поего мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностейчеловека, без удовлетворения которых он не может существовать, прежде всего,потребностей в пище, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении, творчестве,свободе и т.д. Вместе с тем, он подчеркивал, что важны не сами по себепотребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видамдеятельности, который обусловлен социальной организацией общества. Именно вэтой связи встает вопрос не только о равенстве и неравенстве в уровнеблагосостояния, но и сопоставлении жизненных шансов различных социальных групп.
Итак,основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы. Поскольку ихпотребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только черезиспользование власти, постольку в конфликтах непосредственное участие принимаюттакие политические организации, как государственный аппарат, партии,парламентские фракции, “группы давления” и т. д. Именно они являютсявыразителями воли больших социальных групп и основными носителями социальныхинтересов. В конечном счете, социальный конфликт обычно принимает форму неконфликта больших социальных групп (массы выходят на улицу лишь в редкиемоменты наивысшего обострения ситуации), а конфликты политических, этнических идругих лидеров, которые действуют на основе сформировавшихся в том или иномобществе механизмов.
Вместес тем, следует отметить, что социальный конфликт — это всегда борьба,порожденная конфронтацией общественных и групповых, но не индивидуальныхинтересов. Крупный конфликтолог Р. Дарендорф к субъектам конфликта относит тривида социальных групп.
1)Первичные группы — непосредственные участники конфликта, которые находятся всостоянии взаимодействия по поводу достижении объективно или субъективнонесовместимых целей.
2)Вторичные группы, которые стремятся быть незамешанными непосредственно вконфликт, но носят свой вклад в разжигание конфликта. На стадии обостренияконфликта они могут стать первичной стороной.
3)Третьи силы, заинтересованные в разрешении конфликта.

ГлаваII.Движущиесилы и мотивация конфликта
2.1Аналитическая схема исследования конфликтов
Конфликтыисключительно многообразны по способам своего существования и развертывания, поисточникам своего происхождения, по движущим силам, которые в известной степениопределяют способ их действия, и, наконец, по мотивации, по той жизненнойэнергии, которая вовлекается в динамику конфликтов и оказывается для них своегорода питательным материалом.
Чисторационалистические подходы к объяснению конфликтов вряд ли могут служить надежныминструментом их анализа, но и исключение рациональности, способности к познаниюи осмыслению собственных интересов со стороны действующих сил также не можетпривести к успеху на этом поприще.
Конфликт- есть одновременное развертывание действия и контрдействия. Это реализация намеренийи вместе с тем преодоление сопротивления, которое неизбежно встречается в ходеэтой реализации. Это исключительно сложное совместное действие по меньшей мередвух сторон, объединенных противостоянием. В более специфической литературе поанализу конфликтов мы можем встретить преимущественно две точки зрения наприроду конфликта. Первая может быть названа ресурсной точкой зрения, вторая — ценностной. В теориях первого типа доминирует материалистическое объяснениеконфликта. Он всегда развертывается за существенно значимые средстважизнедеятельности, будь то территория, сырьевые и энергетические ресурсы, сферыполитического доминирования. Теории второго типа можно назвать ценностными. Напервый план здесь выступают системы верований и убеждений, несовместимыепринципы организации общественного устройства, культурные взаимоисключающиестереотипы.
Любоесоциальное напряжение может превратиться в социальный конфликт при соответствующихусловиях. Однако ход этого превращения, способ осмысления этого процесса,характер его представления в сознании действующего субъекта будет вместе с темразвиваться по определенным правилам. При этом будет сохраняться определеннаяпоследовательность в аргументации, в выдвижении притязаний и в обоснованиисвоих требований.
Вдействиях противостоящих сторон всегда будет иметь место апелляция к тому, чтожизненно необходимо для соответствующего субъекта, к тому, что представляютсобой вариации средств удовлетворения соответствующих жизненных потребностей ик тому, что для него существенно и важно с точки зрения сохранения собственнойидентичности. Эти три линии аргументации, выдвигаемые обеими сторонамиконфликта, могут быть обозначены как апелляции к потребностям, интересам иценностям. Дело в том, что если эти линии аргументации возникают иразрабатываются, то они становятся сами по себе реальностью конфликтнойситуации, опровержение которых осуществляется не теоретическим путем, а в ходепрактического развертывания и “разрешения” конфликта. Суть дела в том, что вконфликте одна совокупность потребностей, интересов и ценностей противостоитдругой, выдвигаемой противоположной стороной. При этом обозначенные линиипричинного развертывания конфликта могут действовать не только совместно, но икаждая в отдельности. Конфликт будет полным и развернутым, когда оносновывается на одновременном включении в мотивацию всех трех способовпричинных обоснований или всех трех уровней мотивации: и потребностей, иценностей, и интересов. Но на практике дело может обстоять таким образом, что вконфликт может быть включен лишь один уровень мотивации: только потребности илитолько ценности. При этом интересы трудно выделить в качестве самостоятельнойлинии мотивации, так как они развертываются на пересечении потребностей и ценностей.
Втораялиния аналитического расчленения конфликтов связана с тем, в какой из сфер жизнедеятельностиобщества развертывается данный конфликт. Речь идет о трех сферах: экономической,политической и культурной. В первой из них конфликт, как правило,развертывается по поводу ресурсов социального действия или, более широко, поповоду средств жизнедеятельности субъекта. Во второй — политической сфере — главным предметом конфликта будет являться власть. В третьей — интерпретациякультурных норм и целевых установок общества как некоего социального целого.
Всфере экономики это будут конфликты, сопряженные с вариантами распределенияресурсов, конфликты, связанные с функционированием институтов распределения, иконфликты, раскрывающие противоположность экономических установок разного типа.В сфере политики вся совокупность жизненных интересов вращается вокруг способоворганизации обществам уровня его сплоченности и характера властных отношений. Всфере духовной жизни конфликты связаны с внутренним миром человека, характеромсвободы, типом культуры и интерпретацией высших ценностей: добра,справедливости, высшего блага.
Чтокасается движущих сил или глубинных причин конфликтов, то они также обладаютзначительной вариабельностью. Если речь идет о потребностях, то необходимоучитывать не только проблему воспроизводимости ресурсов и характера ихиспользования, но и фундаментальные проблемы, касающиеся способовсамоорганизации общества, равно как и преимущественную ориентацию субъектадействия либо на рациональные, либо на эмотивные характеристики и побуждениядеятельности. Интересы в свою очередь представляют собой не просто некоторыестремления к благам, удовлетворяющим жизненные нужды и потребности. Ониопределяют отношение к сложившимся в обществе институтам распределения, которыев свою очередь определяют допустимые для данного общества пределы и социальноустоявшиеся формы неравенства. Во взаимодействии с духовными сферамижизнедеятельности людей интересы определяют типы культуры: ее ориентациюпреимущественно на познание, на труд, на досуг, на индивидуальные достиженияили на сильно развитые формы группового контроля над поведением индивида. Ценностипроявляются, как видно из предложенной схемы, не только в области чистодуховных отношений. Они в значительной мере определяют базовые ориентацииобщества, в том числе и его выбор между типами экономического развития иэкономической организации общества. Характер ценностных ориентаций в обществево многом определяет и отношение к власти. Крайние варианты этого отношениясопряжены с прагматическим отношением к ней или с восприятием ее как самодовлеющегоначала, выполняющего роль терминальной ценности в отношениях между членамисообщества.
Предложеннаясхема может служить важным средством исследования реальных конфликтныхситуаций, поскольку она определенным образом показывает порядок выдвижениятребований конфликтующими сторонами. В схеме содержится по сути деламинимальный набор предъявляемых требований и притязаний. Этот наборпредъявляется каждой из сторон. В определенных случаях выдвигаемые требованиямогут носить “зеркальный” характер: потребности, выдвигаемые одной из сторон, стой же силой предъявляются и другой стороной. Но в большинстве реальныхситуаций характер притязаний является асимметричным, что позволяет болеетщательно отнестись к проблематике обмена уступками, подводя на практике дело квзаимной выгоде.
Важнообратить внимание и на структуру каждой из клеточек мотивационного ядра конфликта.Каждая из них содержит определенные варианты устремлений. В силу этого каждаяиз них может быть источником напряжения, раскола, возникновения новыхконфликтных ситуаций и усугубления стародавних конфликтов.
Предложеннаясхема не исчерпывает собой всех возможных вариантов классификации конфликта. Внее не включена характеристика самого субъекта действия или конфликтующей стороны.Используя схематику, предложенную Н. Смелзером, можно выстроить следующий рядуровней конфликтующих сторон, поднимаясь от простых к все более сложнымсубъектам действия:
1. Межиндивидуальныеконфликты.
2. Межгрупповыеконфликты, при этом в числе групп можно выделить:
a) группыинтересов,
b) группыэтно-национального характера,
c) группы,объединенные общностью положения.
3. Конфликтымежду ассоциациями (партиями).
4. Внутрии межинституциональные конфликты.
5. Конфликтымежду секторами общественного разделения труда.
6. Конфликтымежду государственными образованиями.
7. Конфликтмежду культурами или типами культур.
Важнообратить внимание на то, что каждый из субъектов действия может выступать сторонойконфликта, при этом применительно к данному субъекту конфликт можетразвертываться во всех сферах его жизнедеятельности и со всей полнотоймотивации или с включением всей совокупности его движущих сил.
Рассмотримболее подробно наиболее существенные проблемы детерминации конфликта черезвыстроенную систему движущих сил.

2.2Конфликт по поводу жизненных средств или конфликт потребностей
Современнаяситуация в мире выдвигает проблему ресурсов или жизненных потребностей на одноиз первых мест.
Конфликтыпо поводу потребностей могут быть подразделены на два типа: во-первых, конфликтиз-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов; во-вторых, из-засоотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей. Несомненно, что к числунаиболее существенных долгосрочных потребностей всего человечества относитсяосвоение околоземного космического пространства. Однако реализациясоответствующих программ — дело чрезвычайно дорогостоящее. В условиях кризисаэто дополнительная нагрузка на бюджет, в связи с чем появляются аргументыпротив развертывания соответствующих программ. Примерно таким же образомобстоит дело и с вопросами финансирования фундаментальных научных исследований,которые не могут дать непосредственной отдачи в краткосрочной перспективе.Однако свертывание этих программ означает некоторый выигрыш с точки зренияближайшей перспективы и проигрыш в долгосрочном варианте.
Проблемаориентации на ближайшие и отдаленные цели является общечеловеческой и вечнойпроблемой. Она касается не только человечества в целом, но и жизнедеятельностилюбых сообществ, социальных институтов, социальных групп, жизненныхпотребностей любой семьи и каждого отдельного индивида. Во всех структурахчеловеческого взаимодействия эта проблема возникает вновь и вновь, решается ивновь перерешается. Примеры, иллюстрирующие значение этой проблемы, могут бытьприведены из самых разных областей. Так, каждая семья в современном обществесамостоятельно решает вопрос о количестве детей, т. е. о продолжении своейжизни в потомстве. При этом семейная политика призвана учитывать с помощьюсемейного планирования “качество” будущих новых членов семьи — их здоровье,уровень образования, характер жилищных условий и т.д. Все это связано сдолгосрочными потребностями воспроизводства на индивидуальном уровне. Выбор впользу этих потребностей несомненно означает определенный ущерб текущемублагосостоянию семьи. В кризисных условиях ущерб этот может быть весьмасущественным. Совокупный результат решений, принимаемых наиндивидуально-семейном уровне, может стать и становится подчас важнейшимфактором неблагоприятной демографической ситуации для населения данной страныили данной этнической группы.
Следующаялиния конфликта, связанного с динамикой потребностей, проходит через формы испособы организации совместной жизни людей. Сами эти способы невернопредставлять в качестве некоторой внешней силы по отношению к данномусообществу. Случаи навязывания политического строя имеют место в истории, нолишь в редких случаях они оказывают определяющее воздействие на потребностилюдей. По большей части эти формы совместной жизни вырабатываются обществом иявляются существенной характеристикой народного образа жизни. В современнойполитологической литературе принято деление политических систем на четыре группы:либеральные, демократические, авторитарные и тоталитарные. Каждый из вариантовполитической системы опирается на определенную сумму стереотипов политическогоповедения, которые и составляют потребности определенного рода.
Новыеполитические потребности — потребность участия в политической жизни — складываютсяс большим трудом. Главный вопрос здесь заключается в формировании новогонравственно целостного отношения к власти, которая сама по себе далека отдемократического идеала. Конфликт между нравственностью и политическойпрактикой сегодняшнего дня оказывается глубинным конфликтом, развивающимся науровне жизненных потребностей человека. Этот конфликт не сразу дается массовомусознанию, как бы отступая на второй план по сравнению с жесткой борьбойполитических интересов, разыгрывающихся на поверхности.
Третьясфера конфликта на уровне потребностей связана с выработкой баланса рациональноосмысленных и эмотивных стремлений, в которых проявляются подчасподсознательные сферы мотивации. Здесь мы также сталкиваемся собщечеловеческими свойствами. Конфликт рационального и эмоциональногопронизывает все структуры человеческой жизни. Он лежит в основе разделениямежду собой высших сфер духовной деятельности — науки и искусства, которые пытаютсянайти компромисс между собой при помощи философии и религиозного сознания.
Рассмотрениеконфликта потребностей в трех взаимодействующих между собой и все жесамостоятельных сферах жизнедеятельности человека и общества показывает, чтопотребности нельзя сводить лишь к сумме внешних требований, проистекающих из социальныхи экономических условий. Они представляют собой определенные стержневые линииорганизации всей системы взаимодействия в социуме. Они проявляются в массовыхпривычках и навыках культуры, которые усваиваются людьми в ходе ихсоциализации, индивидуального развития, воспитания.
Вместес тем проблема определения приоритетности тех или иных потребностей остаетсяважнейшей проблемой социально-политического характера.
Исследованиеконфликта в сфере удовлетворения потребностей людей (питание, жилье, медицинскоеобслуживание, соотношение заработной платы и цен, пенсионное обслуживание, семейнаяполитика, решение экологических проблем) предполагает пересмотрнормативистского подхода, длительное время доминировавшего при разработкеосновных проблем социальной политики. Суть этого подхода состояла в определениинекоторого среднедушевого показателя обеспечения жизненных потребностей (например, научно обоснованного метража жилой площади на человека или научнообоснованных нормативов потребления мяса, овощей и так далее) и сравнения сэтим показателем достигнутого на этот год показателя реального потребленияопять же в среднедушевом измерении. Этот подход был положен в основу социальнойстатистики. По сути дела он исходил из уравнительной трактовки потребностей. Онне учитывал реальных механизмов распределения и потребления как составляющихкомпонентов общего экономического процесса.
Теоретическаямодель удовлетворения потребностей населения и реальный процесс находились ввопиющем противоречии друг с другом. Согласно теоретической модели в экономикедолжен был действовать принцип материальной заинтересованности работника врезультате своего труда, однако на практике преимущества в области потреблениядоставались тем слоям общества, которые контролировали процесс распределенияжизненных благ. Этот слой в большей мере овладевал механизмами присвоенияобщественного богатства и становился стержнем номенклатуры, обеспечивающей себенаиболее высокий жизненный уровень, основанный на использовании гласных инегласных привилегий.
2.3Конфликт интересов
Общеемежду потребностями и интересами состоит в том, что в обоих случаях мы имеемдело со стремлениями людей, непосредственно воздействующими на их социальное иэкономическое поведение. Однако если потребности ориентируют поведение людей наобладание теми благами, которые оказываются жизненно необходимыми илистимулируют жизненно значимые способы деятельности человека, то интересы — этоте стимулы действия, которые проистекают из взаимного отношения людей друг кдругу. Непосредственный предмет социального интереса — это не само благо кактаковое, а те позиции индивида или социального слоя, которые обеспечивают возможностьполучения этого блага. А поскольку эти позиции неравны, постольку интересы вопределенном смысле более конфликтогенны, чем потребности. Как в повседневнойречи, так и в теоретическом анализе интересы гораздо чаще соединяются ссоциальным положением, которое фиксирует на определенное время совокупностьвозможностей, предоставляемых действующему лицу обществом. Именно социальноеположение очерчивает границы доступного и возможного для индивида и социальнойгруппы. Через возможное и в принципе доступное оно воздействует и наформирование реалистических желаний и стремлений. Положение, отрефлексированноев желаниях, чувствах, умонастроениях и жизненных планах, превращается всовокупность сложных стимулов деятельности — в интересы, которые и вы ступают вкачестве непосредственной причины социального поведения.
Сточки зрения социологии конфликта интересы, следовательно, нельзя сводитьтолько лишь к экономическим отношениям. Они пронизывают все сферыжизнедеятельности и все жизненные отправления человека, раскрывая их социальнуюприроду, постоянно демонстрируя, что любой жизненный акт, так или иначе,затрагивает отношения с другими людьми, с обществом, с социальными группами.
2.4Ценностный конфликт
Поотношению к конфликтам, развитие которых побуждается потребностями иинтересами, ценностный конфликт имеет более определенно выраженныйидеологический характер. Здесь сталкиваются различные, а точнее говоря,противоположные интерпретации целей общественного развития.
Мыуже видели, что одна из наиболее существенных проблем переходного общества заключаетсяв стремлении выйти из хаоса. Естественно, что хаос и порядок понятияотносительные. И все же необходимой предпосылкой порядка является определенныйуровень рационализации общественных отношений, основанный на общем признаниинекоторой системы ценностей. Речь идет не о единственной системе ценностей.Признание допустимости светского мировоззрения не означает требования егополного доминирования, равно как и наоборот. Современная культура предполагаетдостаточно широкие рамки терпимости, то есть возможности общения и совместногодействия людей или групп, приверженных разным системам мировоззрения иразличным ценностным ориентациям. Однако терпимость и взаимное признание покаеще не являются доминирующими способами взаимоотношений между ценностнымиустановками. Достаточно часто системы ценностей выступают в качестве самодостаточныхисточников мотивации, действующих на основе деления человеческих сообществ насвоих и чужих. Именно в этом случае мы наблюдаем ценностный конфликт. Различиямежду своими и чужими, между нами и ими приобретают определяющее значение истановятся доминирующим фактором индивидуальной и групповой мотивации.
 

ГлаваIII. Динамикасоциальных конфликтов
 
Конфликтологиявыработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную.Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновенииконфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формахконфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели акцентпереносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих егодинамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которыевлияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния.
Попробуемсовместить эти две модели. Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии:предконфликтную, конфликтную, разрешения конфликта и послеконфликтную. В своюочередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз. Перваяпредконфликтная стадия разбивается на две фазы.
Начальнаяфаза характеризуется формированием конфликтной ситуации — накоплением иобострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силупоявившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектовконфликтного взаимодействия. На этой стадии можно говорить о скрытой(латентной) фазе развития конфликта.
Втораяфаза начинается с инцидента или повода, то есть какого-то внешнего события,которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе происходитосознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, то естьпротивоположности их интересов, целей, ценностей и т. д. На второй фазе первойступени конфликт из латентной стадии переходит в открытую и выражается вразличных формах конфликтного поведения.
Конфликтноеповедение — характеризует вторую, основную стадию развития конфликта.Конфликтное поведение — это действия, направленные на то, чтобы прямо иликосвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений,интересов. Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание своих целейи интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки наборьбу, психологической готовности к ней. Формирование такой установки являетсязадачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов на этой фазепринимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы нетолько не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжаяразрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий иотношений. В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастаниемагрессивности, переходом от предубежденности и неприязни к откровеннойвраждебности, которая психически закрепляется в “образе врага”. Таким образом,конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта,эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение.
Всовременной науке большое внимание уделяется понятию “сила” участников конфликтов.Сила — способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера повзаимодействию. Она включает в себя ряд разнородных компонентов: 1) физическуюсилу, включая и технические средства, применяемую как инструмент насилия;2)информационно-цивилизованную форму применения силы, требующую сбора фактов,статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы ит.д. с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппонентедля выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащихоппонента, и т. п.; 3) социальный статус, выражающийся в общественно признанныхпоказателях (доходы, уровень власти, престиж и т. д.); 4) прочие ресурсы — деньги, территория, лимит времени, число сторонников и т. д. Стадияконфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силыучастников конфликтов, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.
Немаловажноевлияние на развитие конфликтных отношений оказывает окружающая социальнаясреда, определяющая условия, в которых протекают конфликтные процессы. Средаможет выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либосдерживающим, либо нейтральным фактором.
Перваястадия конфликтного поведения порождает тенденцию к усилению конфликта, но онаможет стимулировать его участников к поиску путей разрешения конфликта.Назревающий перелом в развитии конфликта характерен для второй фазыконфликтного поведения. На этой фазе происходит как бы “переоценка ценностей”.Дело в том, что до начала конфликта у сторон имелся определенный образконфликтной ситуации, представления об оппоненте и его намерениях и ресурсах, ореакции внешней среды и т. д. Именно этот образ, то есть идеальная картина конфликтнойситуации, а не сама реальность, является непосредственной психологическойдействительностью конфликтного поведения сторон. Но ход конфликтноговзаимодействия мог существенно изменить представления сторон о себе и друг одруге, и о внешней среде. Может быть также и то, что конфликтующие стороны, илиодна из них, исчерпали свои ресурсы. Все это, как и многое другое, служитстимулом для выработки решения о стратегии и тактике дальнейшего поведения.Следовательно, фаза “переоценки ценностей” является вместе с тем и фазой“выбора”.
Конфликтующиегруппы могут выбирать следующие программы поведения:1) достижение своих целейза счет другой группы и тем самым доведение конфликта до более высокой степенинапряженности; 2) снизить уровень напряженности, но сохранить саму конфликтнуюситуацию, переведя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположнойстороне; 3) искать способы полного разрешения конфликта. Если выбрана третьяпрограмма поведения, наступает третья стадия в развитии конфликта — стадияразрешения.
Разрешениеконфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и черезсубъективную, психологическую перестройку, изменения субъективного образаситуации, который сложился у враждующей стороны. Как уже отмечалось выше,возможно частичное или полное разрешение конфликта. Полное разрешение означаетпрекращение конфликта на объективном и субъективном уровне, кардинальнуюперестройку всего образа конфликтной ситуации. В этом случае “образ врага”трансформируется в “образ партнера”, а психологическая установка на борьбусменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном же разрешении конфликтаизменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренниепобудительные установки к продолжению противоборства, сдерживаемые либоволевыми, разумными аргументами, либо санкцией третьей стороны.
Современнаянаука сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешениесоциальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точныйдиагноз его причин. А это предполагает выявление объективно существующихпротиворечий, интересов, целей. Проведенный под таким углом зрения анализпозволяет очертить ”деловую зону” конфликтной ситуации. Другим, не менее важнымусловием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий наоснове взаимного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонамконфликта надо стремиться освободиться от враждебности и недоверия друг кдругу. Достичь такого состояния возможно на основе цели, значимой для каждойгруппы, и в то же время объединяющей противоборствующие в прошлом группы наболее широкой основе. Третьим непременным условием является совместный поискпутей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсеналасредств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника,переговоры с участием третьей стороны и т. д.
Конфликтологиявыработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешенияконфликта:
1)во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательныхвопросов; 2) стороны должны стремиться к снятию психологической и социальнойнапряженности; 3) стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг кдругу; 4) участники переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытуючасть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позициидруг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обменамнениями; 5) все участники переговоров должны проявлять склонность ккомпромиссу. Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта,когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимныхуступок, либо уступок более слабой стороне, либо той стороне, которая сумеладоказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался отчасти своих притязаний.
Большоезначение имеет заключительная послеконфликтная стадия. На этой стадии должныбыть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов,целей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность ипрекращена любая борьба. Урегулированный конфликт способствует улучшениюсоциально-психологических характеристик, как отдельных групп, так имежгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп, повышаетуровень идентификации ее членов с общими целями и удовлетворенности в группе.Вместе с тем, он развивает уважительное отношение к бывшим оппонентам,позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения.
 

Заключение
Большаячасть проблематики конфликта разрабатывается на макроуровне в контекстекрупномасштабных теоретических построений, связанных с задачами объяснениясоциокультурных изменений в современном обществ.
Вместес тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуетсяшироким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдаетсястолкновение интересов двух или большего числа сторон. По сути дела в практикеорганизации современного менеджмента, в дипломатии, в юриспруденции,коммерческой деятельности и иных областях жизни, где наблюдаетсянепосредственное столкновение интересов противостоящих сторон, сложилосьприкладное направление, которое получило название конфликтология. Конфликтолог- это специальная профессия, представители которой участвуют во многихпереговорных процессах, выезжают в «горячие точки», где работают вкачестве консультантов и участвуют в переговорном процессе на разных уровнях ив разных ситуациях.

Списокиспользованной литературы
 
1. БрушлинскийА. В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1986.
2. ВеренкоИ. С. Конфликтология. – М.: концерн Swiss,1990.
3. ГоттсданкерР. Основы психологического эксперимента. – Издательство Московского Университета,1982.
4. ДобровичА. Б. Воспитателю о психологии общения. – М.: Просвещение, 1987.
5. ЗдравомысловА. Г. Социология конфликта. – М.: АО Аспект пресс, 1994.
6. ЛавриненкоВ. Н. Социология. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
7. РадугинА. А., Радугин К. А. Социология. – М.: Центр, 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.