Федеральное агентство по образованию
Омский государственный педагогический университет
Факультет психологии и педагогики
РЕФЕРАТ
Объекты социальной защиты детства
Выполнила:
студентка 5 курса,
специальности «социальнаяпедагогика»
Федорова Е.М.
Омск-2006
СодержаниеВведение
1. Понятие «детства» и «социальнаязащита детства»
2. Объекты социальной защиты детства
3. Дети, воспитывающиеся в семьях,нуждающихся в социальной защите
ЗаключениеЛитература
Введение
Современный кризис, охвативший всемировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, какусиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение вдетской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности,проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все болееощутимым становится разрушение института семьи; семья не в состоянии проявлятьдостаточную заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей,нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.
Дети — будущее любой страны, котороезакладывается в настоящем, они — главный определяющий элемент и будущегоРоссии. Детство — это постоянная и естественным образом сменяемая часть любогообщества, стадия жизненного цикла человека, когда начинается и продолжаетсяразвитие организма, формируются его важнейшие функции; это начальный этапактивной социализации личности, включающий усвоение определенной системызнаний, норм и ценностей, социальных ролей, позволяющих ребенку формироваться ифункционировать в качестве полноценного члена общества. На нынешнем этаперазвития российского общества создаются новые ориентиры социализации личности:законодательно утверждаются нормы и стандарты прав ребенка и свободы личности,приоритет частного интереса — в выборе формы обучения, получения профессии ит.д.
1. Понятие «детства» и «социальнаязащита детства»
Детство — особое социальное явление,требующее научного осмысления — системного подхода и междисциплинарногоизучения. При этом необходимо учитывать, что решение проблем детства невозможновне связи с обществом, с государством. Ведущая роль в этих процессахпринадлежит формирующейся государственной политике в интересах детей, способнойобеспечить взаимодействие семьи, школы, церкви и других социальных институтовименно с позиции защиты прав, удовлетворения потребностей и интересов детей.
Понятие «детство» и связанный с нимпроизводный понятийный ряд используются на бытовом уровне. Теоретическоеисследование понятия показывает, что его бытовая трактовка недостаточна дляанализа макросоциальных процессов, поскольку входит в контекст социальныхреальностей главным образом на макросоциальном уровне.
Есть сложности и при использованиипонятия детства в трактовке, сложившейся в психолого-педагогическом цикле наук.В данном случае детство понимается как социальный феномен, отражающий роль,место и положение детей как социальной группы в данном государстве и обществе:состояние и уровень отношения государства, общества, взрослых к детям; созданиедостаточных и справедливых условий для выживания и развития детей, для зашитыправ каждого ребенка, и прежде всего посредством принятия специальных законовили формирования и реализации адекватной политики государства. Когда мы говоримо социальном феномене детства, имеем в виду среднестатистическое понятие безучета национальной специфики, пола и возраста ребенка, места его проживания иматериального обеспечения.
В современной науке нет единогомнения о том, что считать детством, каковы особенности этого возрастного этапаи его временные границы- Некоторые физиологи и психологи, биологи и демографысчитают концом детства и началом молодости период, когда в организме подростказавершаются психофизиологические изменения, связанные с половой зрелостью (от12 до 16 лет). Психологи определяют возрастные границы детства, обычно разделяяего на периоды: «младенчество» (от рождения до I года), «раннее детство» (от 1года до 3 лет), «дошкольный возраст» (от 3 до 6-7 лет), «младший школьныйвозраст». С точки зрения отечественной демографии дети представляютсовокупность населения, не достигшего зрелого возраста, где верхней границейдетства считается 15 — 16 лет. В социологии хотя и нет строгих границ, но всезависит от конкретных целей исследования, иногда к категории «молодежь» относятуже тех, кому исполнилось 14. До последнего времени медицинская статистикаучитывала состояние здоровья ребенка лишь до 14 лет, общая статистика — детейгрудного, ясельного, дошкольного, школьного возраста, а также возрастзавершения образования.
Еще больший разброс в определениивозрастных границ в правоведении, что связано с необходимостью наделить каждогонесовершеннолетнего правом на защиту в определенном возрасте, учитывая еготесную связь в первые годы жизни ребенка с охраной материнства. В то же времяправоспособность определена для человека с рождения, а дееспособность — с 18лет. Действующее законодательство определяет начальный возраст трудовойдеятельности с 15 лет. Паспорт выдается человеку в 14 лет. Конвенция о правахребенка и Семейный кодекс РФ устанавливают, что ребенком признается лицо, недостигшее возраста 18 лет, т.е. совершеннолетия. В главах 11-12 Семейногокодекса РФ «Права несовершеннолетних детей» и «Права и обязанности родителей»(ст. 54-78) определены некоторые права детей по тем или иным позициям, вчастности: в статье 57 сказано, что ребенок в возрасте с 10 лет имеет правовыражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего егоинтересы (в том числе и через суд) по вопросам изменения фамилии,восстановления в родительских правах; при усыновлении, изменении фамилии, имениили отчества при этом; о замене родителей усыновляемого или при отменеусыновителей; при передаче в приемную семью.
Социальное благополучие(неблагополучие) детства связывается по преимуществу с такими явлениями, как самочувствие детей, степеньблагополучия и удовлетворенности в качестве и количестве потребляемых ими благи услуг, и прежде всего в пище, одежде, поддержании здоровья, удовлетворенииобразовательных, духовных, нравственных потребностей и запросов. Социальноенеблагополучие детей характеризуется отклоняющимся от нормыморально-психологическим и нравственным поведением, снижающимся уровнемфункционирующей системы подготовки детей к оптимальному вхождению всоциально-профессиональную структуру общества. По содержанию социальное неблагополучиедетей многообразно, зависит от окружающей ребенка среды и непосредственносвязано с его уровнем жизни.
Как отмечают Л.А. и М.А. Беляевы,«поводом для социальной работы служит социальное неблагополучие отдельных людейили групп», поэтому ее цель состоит в том, чтобы «способствовать повышениюкачества жизни людей, большей социальной справедливости в распределениисоциальных благ, реализации прав человека», а «средствами этой деятельностиявляются разнообразные виды помощи, поддержки, защиты интересов и потребностейлюдей в необходимых условиях жизни, выражающихся в определенном уровнеблагосостояния, образования и культуры».
Таким образом, социальнаязащита детства – система законодательно закрепленных экономических,социальных и организационных гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей. Вусловиях рыночной экономики особое значение приобретает противодействиедестабилизирующим факторам жизни, в первую очередь последствиям инфляции,безработицы, бедности.
Система социальной защиты детства – критерийи мера цивилизованности ее рыночной экономики. Вследствие резкогоимущественного расслоения общества в нашей стране, снижение общего жизненногоуровня, инфляции и дороговизны, эрозии социальной инфраструктуры образования,культуры, здравоохранения и досуга прежде всего страдают дети. Их социальнаязащищенность падает.
2. Объекты социальной защиты детства
К объектам социальной защиты детстваследует относить, прежде всего тех, кто находится в трудной жизненнойситуации, т.е. тех, кто остался без попечения родителей, безнадзорных ибездомных детей; детей-инвалидов, детей с особыми нуждами (имеющих недостатки впсихическом и физическом развитии); детей — жертв вооруженных и межнациональныхконфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий (в томчисле вынужденных переселенцев и беженцев); детей — жертв насилия; детей,отбывающих уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишениясвободы, а также находящихся в специальных воспитательных учреждениях для детейс девиантным поведением; детей, оказавшихся в иной трудной жизненной ситуации,которую они не могут преодолеть самостоятельно.
Дети, положение которыххарактеризуется как социально неблагополучное, тоже являются объектомсоциальной защиты детства. В соответствии с этим можно выделить следующиеосновные категории детей, являющихся объектом социальной защиты детства:дети-инвалиды, дети-сироты, дети-правонарушители, дети группы риска.
Дети-инвалиды (в последнее время наметиласьобщегуманистическая тенденция называть эту категорию детей «дети сограниченными возможностями») — это дети, имеющие столь значительныезаболевания или отклонения в физическом, психическом, интеллектуальномразвитии, что они становятся субъектами специального законодательства,принятого на федеральном уровне. Отнесение детей к этой категорииосуществляется на основе медицинских показаний специальнымимедико-педагогическими комиссиями. В зависимости от болезни или характераотклонения в развитии выделяются различные категории детей с ограниченными возможностями:слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, умственно отсталые, снарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и ряд других.
Дети этой категории всегда находилисьв поле зрения педагогов — ученых и практиков. В советский период получилаинтенсивное развитие наука о психофизиологических особенностях развития,закономерностях обучения и воспитания таких детей, которая носила название«дефектология», а в настоящее время все чаще называется специальной, иликоррекционной, педагогикой. Многие достижения российских ученых и практическихработников в области сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики илогопедии получили широкое признание в мире. В то же время в современныхусловиях некоторые теории, методики и технологии специальной педагогики требуютобновления.
Следует отметить, что изначальнопомощь этой категории детей во всех странах, в том числе и в России,развивалась в форме создания специализированных образовательно-воспитательныхучреждений, в результате чего постепенно усиливалась сегрегация и изоляциядетей с ограниченными возможностями в обществе. Примерно с середины 70-х гг. XXв. наметились и стали получать все большее распространение, прежде всего вэкономически развитых странах, новые подходы в отношении людей, в том числе идетей, с ограниченными возможностями, которые выражаются понятием «интеграция».Существуют различные трактовки термина интеграция в специальнойпедагогике, но суть их заключается в том, что инвалиды и иные члены общества,имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и др.,не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видахи формах социальной жизни вместе и наравне с остальными.
Ст. 23 Конвенции ООН о правах ребенкагласит, что «неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок долженвести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают егодостоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активноеучастие в жизни общества», что он имеет право на особую заботу и что впризнание особых нужд неполноценного ребенка помощь, оказываемая ему,должна иметь целью «обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа куслугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинскогообслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности идоступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному,по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития еголичности, включая культурное и духовное развитие ребенка».
Однако сложившаяся в нашей странесистема специальных учебно-воспитательных учреждений для этой категории детей,а также теоретические и научно-практические исследования в области специальнойпедагогики не в полной мере отвечают требованиям конвенции, поскольку онитрадиционно были ориентированы, прежде всего, на решение вопросов обучения ипрофессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями. Проблемы же ихсоциализации и социальной адаптации, которые как раз и обеспечивают полноценноевовлечение таких детей в социальную жизнь, не были предметом специальноговнимания ни ученых, ни практиков. Это объясняется тем, что вся система помощиэтим детям в основном была ориентирована на их изолированное от обществасуществование, а поэтому данные аспекты проблемы не были актуальными.
Традиционно большое внимание всегдауделялось такой категории, как дети-сироты. В полном смысле словасиротами являются дети, родители которых умерли или не установлены. К этойкатегории относятся также дети, оставшиеся без попечения родителейвследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядкеродителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими и т.д. В последнее времязначительно увеличилось в нашей стране число детей, родители которых не лишеныродительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своихдетях, в результате чего последние тоже оказывались в этой категории.
Дети, оказавшиеся по тем или инымпричинам вне семьи, — чтение противоестественное. Одним из основных правребенка, закрепленных ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, является правознать своих родителей и право на их заботу. Если же ребенок временно илипостоянно лишен своего семейного окружения или его собственных наилучшихинтересах не может оставаться в таком окружении, то, согласно ст. 20, он имеетправо на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
В нашей стране обязанности повыявлению детей этой категории возложены на специальные органы — органы опеки ипопечительства. Статус детей закрепляется документально в установленномпорядке. Существует целая система законодательных актов, государственных мер иучреждений (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и др.), направленных наматериальное обеспечение, содержание и создание условий для развития,воспитания и образования этих детей.
В то же время и в этой сференакопилось множество проблем. Традиционные подходы к организации жизни,воспитанию и обучению детей-сирот в существующих образовательно-воспитательныхучреждениях сегодня не удовлетворяют изменившееся общество. Социологическиеисследования показывают крайне неутешительную картину результатов воспитаниядетей в таких учреждениях. Только по выпускникам детских домов и интернатовстатистика приводит следующие данные: 40% — зарегистрированные правонарушители;30% — алкоголики и наркоманы; 10% — суициденты.
Но даже те, кто не входит в этистатистические показатели, как правило, с трудом могут, покинув стены сиротскихучреждений, самостоятельно адаптироваться к жизни в обществе, найти в ней своеместо, устроить быт, создать семью.
Во многом это объясняется тем, чтодети, лишенные постоянного контакта с родителями, развиваются неблагополучно.Как показывают исследования педагогов и психологов, по общему физическому ипсихическому развитию такие дети значительно отличаются от своих сверстников,растущих в семьях. У них, как правило, замедлен темп психического развития,ниже интеллектуальный уровень, беднее эмоциональная сфера, позднее и хужеформируются навыки саморегуляции и правильного поведения. Эти негативныеявления возникают как результат сенсорной, эмоциональной, психическойдепривации, которая характерна для детей, воспитывающихся вне семьи. Кдепривации же приводят недостаток ухода, заботы и ласки, отсутствиепривязанности самого ребенка к родителям, той эмоциональной, теплой атмосферы,которую дает ребенку благополучная семья. Психическая депривация деформируетличность ребенка и создает многовариантные препятствия для таких детей на путиих социализации, интеграции в общество.
К категории детей-правонарушителейотносятся дети, т. е. лица до достижения 18-летнего возраста, совершившиеуголовно наказуемые деяния. Однако к уголовной ответственности в судебномпорядке привлекаются только те несовершеннолетние, которым ко времени совершенияпреступления исполнилось 14 лет. Если же ребенок, совершивший правонарушение,не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, т.е. ему неисполнилось 14 лет, его судьбу решает комиссия по делам несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 40 КонвенцииООН о правах ребенка государства-участники признают право каждого ребенка,который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется илипризнается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствуетразвитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение кправам человека и основным свободам других и при котором учитывается возрастребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезнойроли в обществе. Однако практика работы специальных учреждений длядетей-правонарушителей на протяжении многих десятилетий показывает, чтоприменявшиеся в них традиционно методы наказания и перевоспитания в большинствеслучаев не дают эффективных результатов по социальной реабилитации и реинтеграцииэтих детей в общество.
Таким образом, эти три категориидетей характеризуются тем, что их положение законодательно и нормативнорегулируется государством, существуют специальные органы и ведомства (сферыобразования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел и т.д.),которые выявляют таких детей и устанавливают их статус, а также специальныеучреждения для таких детей. Что же касается последней выделенной нами категории- дети группы риска, к которой обычно относят детей из неблагополучных семей,плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного(отклоняющегося) поведения и т.д., то эта категория является «неофициальной».Внимание к ней значительно возросло только в последнее время.
Понятие дети группы рискаможет считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные еготрактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.
Слово риск означаетвозможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного,нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят одетях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействиемнекоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.
Под понятием «дети группы риска»подразумеваются следующие категории детей:
1) дети с проблемами в развитии, неимеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
2) дети, оставшиеся без попеченияродителей в силу разных обстоятельств;
3) дети из неблагополучных,асоциальных семей;
4) дети из семей, нуждающихся всоциально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлениями социальной ипсихолого-педагогической дезадаптации.
Основная отличительная особенностьдетей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могутсчитаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители,они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически в силу причинразличного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации,когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права,закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами,- право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право наобразование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они илине могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, вкоторой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействиекрайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия состороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержатьребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностныеориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком,личностью.
Однако необходимо признать, чтооказание такого рода помощи — очень сложный и длительный процесс. Изменитьребенка любого возраста, который имеет отрицательный жизненный опыт, негативнуюоценку себя и своих возможностей, перенес различные травмы (психические,физические, сексуальные), испытывал недостаток любви и заботы со стороныродителей, имеет последствия разного вида деприваций, почувствовал на себеотчужденность общества и равнодушие государства, — чрезвычайно трудно. Этотребует особых знаний, владения специфическими методами и приемами, требуетособой организации, объединяющей многих специалистов разного профиля ипозволяющей выявлять, определять и разрешать проблемы таких детей.
Поэтому данная категория детейнуждается не просто в помощи окружающих, а в специально организованной,профессиональной социально-педагогической помощи, заключающейся в выявлении,определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его правна полноценное развитие и образование. Особый вид деятельности, направленнойна оказание такого рода детям, мы называем социально-педагогическойподдержкой детства.
Необходимо отметить, что права детей,закрепленные Конвенцией ООН и другими законодательными актами, могут нарушатьсяи в специальных учреждениях для детей, находящихся в трудной жизненнойситуации. В ходе проверки интернатных учреждений выявляются, например, такиефакты нарушения прав детей, оставшихся без попечения родителей. Практическиповсеместно нарушаются установленные законом правила направления детей в приюты:частичное финансирование таких учреждений приводит к тому, что дети в нихоказываются лишены самого необходимого; выявляются случаи жестокого обращения иэксплуатации детей и т.д. В таких случаях дети также нуждаются всоциально-педагогической помощи, направленной на защиту их прав, т.е. всоциально-педагогической поддержке.
Безнадзорные дети — дети, лишенные присмотра,внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, ихзаменяющих. Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, сохраняетсвязи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к кому-либо изчленов семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения.Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностямиразвивающейся личности в семье создают реальную угрозу психическому,физическому и нравственному развитию ребенка. Безнадзорность детей нередкоявляется первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушениюнормального процесса социализации ребенка. Беспризорные дети — это дети,которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянногоместа жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимогоухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Беспризорностьчасто связана с противоправным поведением.
Усугубление этой проблемыопределяется следующими факторами:
— кризисными явлениями в семье(нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполныхсемей, асоциальный образ жизни родителей, падение жизненного уровня населения;ухудшение условий содержания детей в семьях);
— распространением жестокогообращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях, снижениемответственности за их судьбу;
— нарастанием психоэмоциональныхперегрузок у взрослых, непосредственно отражающихся на детях;
— свертыванием инфраструктуры,обслуживающей отдых детей, их досуговую деятельность пол влиянием рыночнойэкономики и к связи с оскудением государственного бюджета;
— коммерциализацией сферы образованияи культуры. Социально-педагогическую работу с данной категорией детей можноразделить на два самостоятельных блока; профилактический икоррекционно-реабилитационный.
Профилактическая направленностьсоциально-педагогической деятельности в отношении безнадзорных и беспризорныхдетей включает работу по организации благоприятной среды воспитания и общения,своевременной коррекции семейных отношений, поиску форм занятости детей всвободное время, форм опеки — детей в период объективной занятости родителей ичленов семьи и т.п. Дети ставятся на социально-педагогический учет, отдельныеиз них патронируются.
Социально-педагогическая помощьбеспризорным и безнадзорным детям может быть оказана в специализированныхучреждениях, центрах и службах: социальных приютах, центрах временногоразмещения, реабилитационных центрах и др.
3. Дети, воспитывающиеся в семьях,нуждающихся в социальной защите
Малообеспеченные семьи. Точкой отсчета бедности являетсяпрожиточный минимум. Согласно ФЗ «О прожиточном минимуме РФ» (1997), он рассчитываетсяисходя из стоимости потребительской корзины с учетом суммы, затрачиваемой наобязательные платежи и сборы. Потребительская корзина — минимальный наборпродуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых длясохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Семья (одиноко проживающийгражданин), среднедушевой доход которой (которого) ниже величины прожиточногоминимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации,считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственнойсоциальной помощи. Малоимущими являются частично или полностью нетрудоспособныеграждане, в частности не имеющие трудоспособных близких родственников;пенсионеры; инвалиды; одинокие пожилые люди; многодетные семьи; неблагополучныесемьи; семьи безработных. Сейчас группу малообеспеченных пополняют семьи смалолетними детьми (особенно до 6 лет), молодые семьи (особенно студенческие),семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи бюджетников.
В числе мер, осуществляемыхгосударством по социальной защите малообеспеченных граждан, важнейшимиявляются: льготное налогообложение; предоставление бесплатных или льготныхуслуг (в здравоохранении, на транспорте, в коммунальном обслуживании и т.п.);пособия по безработице, на детей, пенсии и т.д. При оказании материальной илифинансовой помощи учитывается имущественное положение семьи (наличие жилья,автомобиля, гаража и т.п.), а также ее тип.
• В маргинальной семье из-за болезни,алкоголизма родителей резко снижены возможности осуществлять нормальноевоспитание детей. Часть таких семей имеет люмпенизированный характер (крайненизкие доходы или их отсутствие, высокий уровень потребления алкоголя илинаркотиков, плохие жилищные условия или отсутствие жилья и т. п.). Для такихсемей раздача продуктов, денег, жилья не решает проблемы, формируя установку«деклассированного иждивенца», поэтому необходима ликвидация или выравниваниепричинных факторов.
• Уровень жизни кризисной семьи нижечерты бедности, она испытывает серьезные проблемы с выживанием, в том числефизическим, сохранением супружеских отношений, воспитанием детей, В данномслучае, безусловно, необходимо оказать помощь в трудоустройстве (создание новыхрабочих мест, переквалификация и переобучение), не злоупотребляя уравнительнымипособиями и разовой гуманитарной помощью, в поиске бесплатных путей полученияинформации и консультации.
• В благополучной семье уровеньдостатка на 15 — 20% выше среднего, но возможности получать дорогостоящиесоциальные услуги (информационные, консультационные, психотерапевтические ит.п.) она не имеет. Данный тип семьи временные затруднения может решатьсамостоятельно, без внешней помощи (которая в отдельных случаях можетвосприниматься как унижающая достоинство).
• Процветающих семей сегодня около10%.
Семьи безработных граждан. Безработными признаются граждане,которые: трудоспособны; не имеют работы и заработка (дохода); зарегистрированыв целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; нетрудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящейработы.
В соответствии с Законом РоссийскойФедерации «О занятости населения в Российской Федерации» (1991) не могут бытьпризнаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане: не достигшие16-летнего возраста; которым в соответствии с пенсионным законодательствомРоссийской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугулет; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах по вопросамзанятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы,включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее неработавшие) или не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов отполучения профессиональной подготовки либо от предложенной оплачиваемой работы,включая работу временного характера; не явившиеся без уважительных причин втечение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органыпо вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиесяв срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации их вкачестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам безлишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.
Родители, воспитывающиенесовершеннолетних детей, составляют значительную часть безработных, К семьямбезработных относят семьи с одним или несколькими безработными. Для оказаниясоциальной помощи семьи безработных дифференцируют: первую группу составляютполностью безработные семьи (все совершеннолетние, трудоспособные членыявляются безработными), вторую — частично безработные семьи (хотя бы одинсовершеннолетний трудоспособный член семьи не имеет работы).
Основные проблемы семей безработных:
— материальные (для большинства людейработа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспеченияматериальных потребностей своих и своей семьи в еде, одежде, жилье);
— досуговые (проведение свободноговремени, посещение культурных мероприятий, занятия спортом, посещение детьмиразличных кружков, секций и т.п.); при длительной безработице возникаетпроблема проведения летнего периода (летний отдых, каникулы с детьми);
— ухудшение психологической атмосферыв семье (увеличение числа конфликтов, дисгармония во взаимоотношениях членовсемьи и т.п.);
— рост числа индивидуальных проблемпсихологического, соматического, нравственного и т.п. характера;
— проблемы с воспитанием детей,перегрузка и стрессовые состояния у большинства из них.
Многодетные семьи. Под многодетной семьей принятопонимать семью, имеющую трех и более детей. Данный показатель верен дляевропейской части России. В районах с традиционно высокой рождаемостью он можетбыть увеличен.
Можно выделить следующие видымногодетных семей.
• Семьи, в которых родители любятсвоих детей и сознательно хотели их иметь. В этих семьях ребенок — одна изосновных жизненных ценностей, и родители делают все от них зависящее, чтобы ихдетям жилось лучше.
• Семьи, в которых родителисознательно не стремились иметь много детей. Третий и последующие дети моглипоявиться в них главным образом из-за отсутствия планирования семьи. Такиесемьи могут сформироваться, например, в результате рождения двойни или тройни,из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состояниюздоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозныхубеждений.
• Семьи, образовавшиеся в результатеобъединения двух неполных семей, в каждой из которых уже имелись дети.
• Семьи, в которых рождение большогочисла детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастуюявляются средством для получения различного рода пособий, льгот и благ. Крометого, в большинстве случаев в таких семьях самопоявление детей на свет являетсяследствием беспорядочных половых отношений в состоянии алкогольного илинаркотического опьянения, и типичной психологической установкой родителейвыступает убеждение в том, что их основная задача — произвести ребенка на свет,а дальнейшая его судьба должна стать заботой государства.
Отнесение семьи к тому или иному типупозволяет четко определить оптимальный стиль взаимоотношений с ней, объем ихарактер необходимой социальной и иной помощи.
Основные проблемы многодетныхсемей:
- материальные (с рождением каждого ребенка доход семьирезко уменьшается);
— проблемы с обеспечением полноценнымпитанием, одеждой, жильем;
— проблемы со здоровьем как следствиевышеназванных проблем (в многодетных семьях дети болеют значительно чаще, чемдети из других семей);
— рост числа разводов в сложныхсоциально-экономических условиях;
— проблемы в сфере образования (удетей меньше условий и возможностей для получения полноценного образования);
— проблемы с воспитанием детей (вподобного рода семьях дети чаще оказываются без присмотра, раньше приступают ксамостоятельной трудовой деятельности; родители не знают, как организоватьнормальные взаимоотношения, самообслуживание, распределение поручений в семье);
— индивидуальные проблемы ребенка,связанные со спецификой жизни в многодетной семье (более жесткий контрольограничивает свободу в принятии решений; дети более загружены; им не хватаетродительского тепла из-за отсутствия времени у родителей; детям негдерасслабиться, отдохнуть от избыточных контактов; затруднено проведение каникул,отдыха);
— моральные проблемы, связанные сизменением отношения в обществе к многодетным семьям, и т.п.
Указом «О мерах по социальнойподдержке многодетных семей» (1992) были установлены льготы для многодетныхсемей:
- скидка в размере не ниже 30 % установленной платы запользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а длясемей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, — от стоимоститоплива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению наданной территории;
— бесплатная выдача лекарств,приобретаемых по рецептам врачей, для детей до 6 лет;
— бесплатный проезд навнутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобусгородских линий, а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий дляучащихся общеобразовательных школ;
— прием детей в дошкольные учрежденияв первую очередь;
— бесплатное питание (завтраки иобеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений засчет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и другихвнебюджетных отчислений;
— бесплатное обеспечение всоответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим еекомплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивнойформой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счетсредств всеобуча либо иных внебюджетных средств;
— один день в месяц для бесплатногопосещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;
— обеспечение на льготных основанияхсадово-огородными участками в размере не менее 0,15 га на семью;
— содействие предоставлению льготныхкредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов истроительство жилья;
— льготы родителям в трудоустройстве(возможность работы на условиях применения гибких форм труда: неполный рабочийдень, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работа и т. п.);
— необходимая помощь многодетнымродителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малыепредприятия и другие коммерческие структуры.
Заключение
Организация социально-педагогическойподдержки детства в целом должна быть направлена на устранение или ослаблениевоздействия причин, выступающих факторами риска для детей. Причем эти проблемыдолжны решаться в комплексе. С учетом вышесказанного организация системы социально-педагогическойподдержки детства на муниципальном уровне предусматривает решение трехважнейших проблем, обусловливающих три основные направления организационнойдеятельности:
— совершенствование образовательнойсистемы в интересах развития каждого ребенка, что включает обеспечениемноговариантности образовательных программ, возможности выбора образовательнойпрограммы в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка,своевременной диагностики проблем детей;
— организация социальной и медико-психолого-педагогическойпомощи и поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
— обеспечение реальных мер по защитеправ и законных интересов детей на уровне исполнительной власти и управленияобразованием.
Литература
1. Аверин В. Психологиядетей и подростков. – СПб., 1998.
2. Беличева С.А.Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. – 1992. – № 7 – 8. – С.24 – 27.
3. Блонский П.П.Трудные школьники. – М., 1930.
4. Василькова Ю.В.,Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999.
5. Воспитаниетрудного ребенка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. – М.,2001.
6. Дементьева И.Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как следствие семейногонеблагополучия // Социальная педагогика. – 2005. – № 1. – С. 23 – 30.
7. Короленко Ц.,Загоруйко Е. Бегство от реальности. Проблемы аддиктивного поведения //Социальная педагогика. – 2005.– № 2.– С.43–44.
8. Овчарова Р.В.Справочная книга социального педагога – М., 2001.
9. Олиференко Л.Я.Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М., 2004.
10. Ранняяпрофилактика отклоняющегося поведения учащихся / Под ред. В.А. Татенко, Т.М.Титаренко. – Киев, 1989.
11. Раттер М. Помощьтрудным детям. – М., 1987.
12. Федорова Е.М.Подростковые страхи (опыт исследования на основе проективных методик) //Обретение Отечества: истоки и современность: Сборник материалов IIIнаучно-практической конференции студентов СППК (г. Омск, 25 февраля 2000 г.) /Под ред. Н.А. Левочкиной. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. – С. 64 – 69.
13. Фурманов И.А.Детская агрессивность. – Минск, 1996.
14. Шакурова М.В.Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.
15. Шульга Т. Смыслжизни и ценности детей группы риска // Социальная педагогика. – 2005. – № 2. –С. 35 – 39.