План
Введение
1. Объект ипредмет социологии
2. Структурасоциологического знания и его уровни
3. Функциисоциологии
4. Методысоциологии
5. Местосоциологии в системе общественно-гуманитарных наук
Заключение
Списоклитературы
Введение
В массовом сознании социология часто ассоциируется с проведениемопросов населения и изучением общественного мнения. Этому способствуютмногочисленные телевизионные передачи, статьи в газетах и журналах, в которыхприводятся результаты социологических исследований, характеризующиераспределение мнений людей относительно того или иного события, данные остепени поддержки избирателями различных политических партий, обудовлетворенности или неудовлетворенности респондентов работой, уровнем жизни,политикой правительства и т.д. Все это создает образ социологии как прикладнойнауки, способствующей решению самых злободневных проблем нашей общественнойжизни.
В последние годы социология завоевала широкое признание и занялапрочное место среди других наук. Она доказала свое право на существование вкачестве самостоятельной научной дисциплины. И это не случайно, ведь социологияизучает человека и общество в многочисленных точках их взаимногосоприкосновения. Она освещает человеческий опыт, приглашает нас исследоватьтакие аспекты социального мира, которые мы часто игнорируем, не замечаем илипринимаем как должное. Изучая социологию, мы можем лучше понять то, какустроено человеческое общество, где сосредоточена власть, какие чувствауправляют нашим поведением, и как наше общество стало таким, какое оно естьсегодня. Социология дает уникальную возможность приоткрыть завесу, плотноскрывающую первоосновы социальной жизни, и тем самым преодолеть убеждение, чтовещи всегда таковы, какими они нам кажутся. Иными словами, эта наука вооружаетнас особой формой сознания, помогающей лучше понять те социальные силы, которыесдерживают или, наоборот, освобождают нас. Поэтому, говоря словами П. Бергера,социология — «освобождающая наука. Она проясняет недоступные аспектычеловеческой жизни и открывает окно в социальный мир, который мы часто незамечаем или понимаем неправильно.
1. Объект и предмет социологии
Социология существует уже более полутора столетий. За это время вней оформились различные течения, направления и школы. Каждая их них определиласвою предметную область и сумела достичь в ее рамках определенных успехов.Однако в настоящее время, да и на всем протяжении становления социологии, шелсложный процесс углубления и определения ее предмета. Чем это обусловлено?
Дело в том, что мы живем в эпоху интенсивных и глубоких перемен, вэпоху становления новой цивилизации и новых взаимоотношений между людьми. Сегоднячеловечество мучительно ищет ответы на многие глобальные вопросы: что естьобщество? как оно функционирует? куда мы идем? Ответы на них должны быть толькоконкретными, только по существу, конструктивными. Более того, необходимо единоесоциологическое знание, так как речь идет о судьбе всей цивилизации.
Предметом социологии непременно должно стать теоретическоеосмысление противоречивой целостности современного мира. «Драматичность» этойнауки состоит в том, что она должна исследовать и объяснить природу состояниячеловечества, именно с этой целью она возникла и существует сегодня.
Ее объектом выступает общество современного типа.
Вместе с тем целостное изучение объекта (общества) не даетвозможности охватить все его свойства, грани и отношения. Рано или поздно уученых появляется необходимость сосредоточиться на рассмотрении лишь отдельныхего сторон, которые и составляют предмет социологической науки,т.е. предмет социологии – это повседневная жизнь обычных людей
2. Структура социологического знания и его уровни
Итак, социология в силу масштабности и глубины своего предметастала развиваться сразу по многим направлениям, которые быстро переросли вновое качество и превратились либо в самостоятельные научные дисциплины, либо вдовольно замкнутые школы со своими методологическими установками. В результатесоциологическое знание обрело достаточно разветвленную структуру, в которойодни направления часто пересекаются с другими,
Во всех развитых науках знание принято дифференцировать по тремоснованиям: по содержанию, т.е. по специфике изучаемого объекта, по форме (пометодам и источникам получения), и по функциям (целевому назначению). В этомсмысле в социологии можно выделить три основных аспекта:
1) содержательный;
2) формальный;
3) функциональный.
С точки зрения того, что изучается, выделяют предметнуюсоциологию, объектом исследования которой выступает общество (во всем егобогатстве и разнообразии), и метасоциологию, акцентирующую внимание на изучениисамой социологической науки (определении ее специфики, места в системесоциальных и гуманитарных наук, разработке исследовательских методов, выявлениизакономерностей процесса исторической эволюции и т.д.).
Предметная социология, в свою очередь, имеет три основных уровня:
1. Общесоциологическая теория (общая социология), занимающаясяизучением общества как целостной системы, выявлением наиболее общих законов егофункционирования и развития. Ее методологической базой является социальнаяфилософия.
2. Частные социологические теории («теории среднего ранга»),представленные в социологии целой серией специальных (отраслевых) дисциплин,изучающих относительно большие и самостоятельные фрагменты социальнойреальности: экономику, труд, политику, культуру, религию, семью и т.д. Ихтеоретико-методологический базис — общесоциологическая теория.
3. Конкретные социологические исследования различных социальныхявлений и процессов («социография»). Их непосредственным теоретическимфундаментом выступают частные социологические теории в соответствующихисследовательских областях.
По уровню научного обобщения, то есть по методам и источникамполучения знания принято выделять теоретическую и эмпирическую социологию.
Теоретическая социология направлена на познание внутреннихсущностей социальной реальности, т.е. законов, управляющих ею. Эмпирическая —на познание внешних проявлений этой реальности. Кроме того, теоретики вкачестве основы для построения своих концептуальных моделей используют теории иумозрительные заключения. Концепции, выдвигаемые теоретической социологией,отличаются высокой степенью абстракции. Социологи-эмпирики основывают своивыводы на фактах, на результатах проведенных исследований. Эмпирический уровень— это уровень фактов, мнений, личностных данных, их обобщения и формированияпервичных теорий.
Различается и характер получаемого ими знания. Теоретическаясоциология дает причинное объяснение фактов на базе установленных законов,занимается прогнозированием возможного хода событий. Эмпирическая — стремитсядать как можно более точное описание собранных данных.
С точки зрения целевого назначения получаемого знания различаютфундаментальную и прикладную социологию.
Фундаментальная социология направлена на приращение научногознания, прикладная социология — на получение практического результата, решениеконкретной социальной задачи. Фундаментальная наука занимается построениемглобальных концепций, которые объясняют, почему мир устроен так, а не иначе, априкладная — призвана решать конкретные проблемы, например, объяснить, почему вданном регионе избиратели отдали предпочтение именно данному кандидату.
Все перечисленные уровни социологического знания теснопереплетаются между собой и составляют единую науку — социологию.
3. Функции социологии
Социология тысячами нитей связана с обществом. Это обусловливаетмножество выполняемых ею социальных функций.
Теоретико-познавательная — функция, которую выполняет любая наука.Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечиваетприращение нового знания о различных сферах социальной жизни, а такжераскрывает закономерности и перспективы дальнейшего развития общества.Социология стремится составить наиболее полную картину социальных отношений ипроцессов в современном мире. Это могут быть знания об основных социальныхпроблемах развития современного общества или информация о процессах,происходящих в разных его сферах, а именно, об изменении социальной структуры,семьи, национальных отношений и т.д. Очевидно, что без конкретных знаний опроцессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, невозможнообеспечить эффективное управление.
Прикладная функция проявляется в том, что значительная частьсоциологических исследований ориентирована на решение практических проблем, навыполнение социального заказа.
В рамках данной функции выделяют:
а) Функцию социального контроля, исполнение которой предполагает,что социологические исследования дают информацию для осуществления контроля,снятия социальной напряженности и предотвращения кризисных ситуаций.
б) Прогностическую функцию. Речь идет о выработке научнообоснованных прогнозов развития социальных процессов в будущем. Когда социологизучает реальную проблему и стремится выявить пути ее решения, он, естественно,движим желанием или необходимостью показать перспективу и конечный результат,который за ней стоит. Следовательно, социолог прогнозирует ход развитиясоциального процесса.
в) И, наконец, функцию социального планирования. Результатысоциологических исследований используют для создания проектов в различныхсферах общественной жизни. Это касается разработки целевых комплексных программразвития отдельных сфер общественной жизни, отраслей, регионов и т.д. Начиная с1970-х годов, советские социологи принимали активное участие в составлениикомплексных планов социального развития предприятий, районов, городов,областей, регионов.
Идеологическая функция. Результаты исследований могутиспользоваться в интересах каких-либо групп для достижения ими собственныхцелей. Они могут служить средством манипулирования поведением людей, а такжеинструментом формирования определенных стереотипов поведения, создания системыценностей и социальных предпочтений. История свидетельствует, что в большинствесоциальных революций и реформ именно социологические концепции того или иногорода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические идеи ДжонаЛокка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлениилиберально-демократического режима в Англии. Труды Франсуа Вольтера, Жан-ЖакаРуссо сыграли преобразующую роль во Франции. Длительный период идеологиямарксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистскаяидеология стала основой нацизма и Третьего рейха в Германии.
Просветительская (образовательная) функция. Социология — этомощный инструмент самопознания общества, средство просвещения и образованиямасс. Социологические идеи, результаты исследований, преданные гласности,способны заставить людей и общество по-новому взглянуть на самих себя, увидетьсебя со стороны в зеркале социологии и задуматься над своим собственным бытием.
Итак, социология сформировалась совсем недавно. Именно поэтомупредмет ее изучения до сих пор не определен четко и ясно и вызываетмногочисленные споры в профессиональных кругах. Тем не менее потребность вновой науке оправдана, так как социальные структуры и социальные отношения всеболее усложняются и требуют научного описания и анализа для прогнозированиятенденций развития как общества в целом, так и отдельных его элементов.
4. Методы социологии
Социология использует не только типичные для общественных наукабстрактно-теоретические методы (системно-категориальный анализ объекта), но исовокупность конкретно-эмпирических методов.
Наблюдение: изучение общества, общественного мнения, общественныхнастроений, социальных процессов в их естественном состоянии. Наблюдение можетбыть внешним, сторонним, когда социолог не является сам участником какого-тосоциального процесса, и внутренним, «включенным», когда социолог сам становитсячленом изучаемого коллектива или субъектом социального процесса. Наблюдениедает первичную информацию, которая затем может анализироваться, оцениваться,сравниваться и т.д.
Анализ статистических материалов: изучение документации, отчетов,справок, протоколов, статистики, материалов прессы, фактических данных и т.д.,т.е. не непосредственного бытия социального объекта, а его отражения впервичной (как правило вербальной) документации. Используя статистическиематериалы, социолог воспроизводит состояние объекта в категориях социологии ивыявляет тенденции развития объекта.
Интервью: это исследование в форме заданного устного опросасубъектов социума с целью получения «социологической картины объекта». Вкачестве социальных субъектов, респондентов для интервью избираются, какправило, типичные представители какой-то социальной группы,эксперты-профессионалы, известные лидеры. Результаты интервью могутпредставлять индивидуально-личностный интерес (интервью с известным артистомили спортсменом) или социально-типологический (мнения типичных представителейкакой-то группы).
Анкетирование: это форма письменного опроса субъектов социума(групп, общностей) с целью получения совокупного представления о состоянии ифункционировании социального объекта. Анкета или опросный лист включает в себясерию открытых (без конечного варианта возможных ответов) или закрытых (сконечным набором вариантов ответов) вопросов.
Социальное моделирование: оно связано с изучением социальногообъекта не в его натуральном, естественном виде, а в форме функциональных,структурных или атрибутивных моделей. Модель — это эвристический заместительнатуры. Как правило, при социальном моделировании используется ЭВМ,информационно-математические модели объекта.
Социальный эксперимент: это изучение социального объекта в егонатуральном или модельном виде в контролируемых, искусственных условиях.
Существуют и другие методы получения социологической информации,но они, как правило, являются модификациями названных. К тому же надоучитывать, что каждый из методов имеет множество вариаций. Например, различаюттакие виды опроса, как выборочный, зондажный, групповой, заочный, очный,панельный, одноразовый, прессовый, прямой, раздаточный, сплошной, экспертный идр. В каждом случае исследователь определяет тот или иной метод и его варианты.В то же время необходимо учитывать взаимодополняемость методов во избежаниеошибок.
Каждый метод конкретно-социологического исследования предполагаетнабор необходимых процедур, технологий, методик и для эффективного проведенияисследования, и для получения адекватных результатов.
Анализ – познание объекта на основе изучения его частей, егокомпонентов, составляющих.
Синтез – познание целостности объекта путем объединения знаний оего составных частях, элементах, подсистемах. Синтез как бы завершает ипродолжает анилиз, обеспечивая целостное, системное, интегративное знаниеобъекта как целого.
Эксперимент – изучение объекта в искусственных контролируемыхусловиях.
Экстраполяция – познание объекта путем переноса знаний с одного(изученного) объекта на другой.
Моделирование – это изучение объекта не в его непосредственномвиде, а на основе исследования его моделей.
Индукция – получение из частных знаний общего вывода.
Дедукция – это выведение частных знаний об объектах из общихположений, посылок.
Системный метод – изучение объекта как системы, состоящей изсостава (совокупность компонентов) и структуры (способ связей компонентов).
5. Место социологии в системе общественно-гуманитарных наук
Социология в системе наук не относится к естественным, техническими гуманитарным наукам. Она находит свое место в системе общественных наук, всистеме обществоведения.
В структуре обществоведения можно выделить 3 уровня знаний обобществе:
— частно-научный,
— общетеоретический,
— мировоззренческий.
Социология не относится к группе частных наук об обществе,изучающих отдельные сферы, области, аспекты общественной жизни. Здесь можновыделить такие науки, как демография, этнография, политология, этика,юриспруденция, социальная психология и др. Общая социология изучает общество вцелом, в совокупности его областей и сторон — экономических, правовых,политических, демографических, нравственных, художественных, медицинских,спортивных, управленческих и т.д. В свою очередь общая социология дает жизньтаким прикладным социологическим дисциплинам, как социология труда, социологияобразования, социология искусства, социология науки, социологияздравоохранения, социология спорта.
Однако социология все-таки не мировоззренческая наука, не некоемировоззренческое ядро обществоведения, поскольку она рассматривает обществокак часть — третью Универсума, где выделяют неживые, абиотические системы,живые, биотические системы и социальные системы, человеческое общество.Мировоззренческий подход к Универсуму, точнее, к системе «Универсум — Человек»предполагает анализ всех составляющих универсума, мира, а не только общества,социальной системы. Религия, мифология, философия, искусство, народный опыт,наука в целом относятся к мировоззрению и являются его основными типами.
Социологию можно рассматривать как науку среднего уровня, какобщую теорию общества. В данном случае важен ее общетеоретический характер: онане частная наука и она не мировоззренческая наука. Социология опирается намировоззренческие учения о мире и человеке, она использует данные частных наук,но ее задача — обобщение частнонаучного материала и создание общего,интегративного портрета общества.
При этом социологию интересуют все временные характеристикиобщественной жизни: прошлое, настоящее и будущее, поэтому в самом первомприближении можно сказать, что социология — общественная наука об общихзакономерностях становления, функционирования и развития общества (егоструктур, субъектов, институтов, детерминант).
Заключение
Проблематика социологии довольно обширна. Все интересующиеся ее проблемамимогут найти ответы в дополнительной литературе. Это относится не только кобщетеоретическим вопросам социологии, но прежде всего к разделам прикладнойсоциологии: социология образования, социология труда, социология искусства,социология предпринимательства, социология управления, социология науки,социология культуры, социология личности, социология общения и т.д. Врекомендуемой литературе авторы стремились назвать источники по этим разделам.
Можно сказать и о том, что каждый человек по натуре своейсоциолог. Он изучает жизнь, общество, друзей, представителей своей профессии,уличных знакомых, СМИ, газеты, деятелей, результаты выборов и т.д. Наша страна- страна социологов. И это не банальность, потому что в России интерес кобщественной жизни и к жизни всей планеты всегда составлял особенность нашегонационального характера. Это выражено Ф.Достоевским в понятии «всемирнаяотзывчивость», а соборность как психологическая российская черта известна всемумиру.
Мы убеждены, что вслед за общей социологией настанет время и длясерии прикладных социологии: социологии образования, социологии искусства,социологии науки и пр.
Список литературы
1. БарулинВ.С. Социальная философия. – М., 1993.
2. БромлейЮ.В. Этносоциальные процессы. – М., 1990.
3. Демографическийэнциклопедический словарь. – М., 1985.
4. ЗборовскийГ.Е., Орлов Г.П. Социология. – М., 1995.