Реферат
Тема: «Общество. Социальныеизменения»
1. Общество, страна, государство.Основные теории в изучении общества
Вся история социологической мысли является историей научныхподходов и методов построения теории общества. Существуют следующие теорииобществ:
Атомистическая
Согласно этой теории общество понимается как совокупностьдействующих личностей или отношений между ними. По этой теории каждый человекможет быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо снемногими другими и косвенно — со всем миром.
В современной социологии этот подход представлен«сетевой теорией». В ней основной акцент делается на действующихиндивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга.
Теории социальных групп.
Общество интерпретируется как совокупность различныхпересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующейгруппы. Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторыэтой теории по существу отождествляют понятие «общества» с понятием«человечество».
Институциональные или организационные теории.
Общество представляет собой систему социальных институтов иорганизаций. Общество — большая совокупность людей, осуществляющих совместносоциальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций. Именносоциальные институты и организации гарантируют устойчивость, постоянствоотношений между людьми, устанавливают устойчивую структуру всевозможных формколлективной жизни, и без них невозможно было бы обеспечение потребностей,гарантирование организованного процесса коллективной деятельности,регулирование конфликтов, развитие культуры и т.д.
Системный подход трактует общество как самообеспечивающуюся систему.
Система – это предмет, явление или процесс, состоящий из качественно определеннойсовокупности элементов, которые находятся во взаимных связях и отношениях,образуют единое целое и способны во взаимодействии с внешними условиями своегосуществования изменять свою структуру.
Основные характеристики системы:
целостность;
самодостаточность;
вариативность (возможны разные варианты развития вопределенных границах);
компенсаторность (если какой-то элемент не выполняет своифункции на должном уровне, то ему находится замена);
многоуровневость.
Специфика социальной системы состоит в том, что онаскладывается на базе той или иной общности людей (социальная группа, социальнаяорганизация, общество), а ее элементами являются люди, чье поведениедетерминируется определенными социальными позициями (статусами), которые онизанимают и конкретными социальными функциями, которые они выполняют,социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, атакже их различными индивидуальными качествами.
Общество как социальная система — это такой социальный организм, которыйфункционирует и развивается по своим собственным законам, обладаеткачествами, которых нет ни у одного из образующих его элементов в отдельности.
Общество – это совокупность исторически сложившихся способов взаимодействия и формобъединения людей, в которых выражается их всестороняя зависимость друг отдруга.
Основные признаки общества по Э. Шиллзу
Оно не является частью какой-либо более крупной системы(автономность и самодостаточность общества).
Браки заключаются между представителями данного объединения.
Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей,которые уже являются признанными представителями объединения (самовоспроизводство).
Объединение имеет территорию, которую считает собственной.
У него собственное название и собственная история.
Оно обладает собственной системой управления.
Объединение существует дольше средней продолжительности жизниотдельного индивида (целостность и устойчивость).
Его сплачивает общая система ценностей, обычаев, традиций,нравов, которую называют культурой.
Составными элементами общества являются
1) социальные связи и отношения;
2) социальные действия и взаимодействия;
3) социальные ценности и нормы.
Основные уровни общества:
Микроуровень (уровень отдельно взятого индивида);
Мезоуровень (уровень социальных групп и социальныхинститутов);
Макроуровень (уровень общества в целом).
В марксистской социологии, в которой выявляетсядетерминистская (причинно-следственная) связь социальных явлений и процессов,их субординация, общество включает в себя четыре основные сферы — экономическую, социальную, политическую и духовную (идеологическую). Каждая изпредыдущих подсистем оказывает определяющее влияние на последующие и испытываетобратное воздействие. Каждая из этих наиболее общих социальных систем занимаетопределенное место в социетальной системе и выполняет (хорошо, плохо или вовсене выполняет) строго очерченные функции. В свою очередь, каждая из наиболееобщих систем включает в свою структуру в качестве элементов бесконечноемножество социальных систем менее общего порядка (семья, трудовой коллектив ит.д.).
Постоянное воспроизведение способов взаимосвязи ивзаимодействия компонентов, а следовательно, сохранения целостности иустойчивости общества обеспечивается путем выполнения обществом определенныхфункций. Т. Парсонс определяет основные функции, без которых система кактаковая существовать не может:
способность к адаптации (обеспечивается экономической подсистемойобщества);
целедостижения (политической подсистемой);
интеграции (правовыми институтами и обычаями);
воспроизводство структуры (системой верований, моралью и органами социализации).
Чем последовательнее осуществляется функциональное разделениедеятельности на уровне институтов и социальных ролей, тем стабильнее самасоциальная система.
Чаще всего понятие общество понимается в двух значениях: узкоми широком.
В узком смысле — это отдельно взятое общество, рассматриваемое в единствеего территориальных границ (страна) и политического устройства (государство).
В широком смысле — это мировое сообщество или мировая система,подразумевающая все человечество как целое.
Общество следует понимать как исторический результат естественно складывающихсявзаимоотношений людей; как устойчивую систему социальных связей и отношениймежду индивидами и социальными группами, которая регулируется законом,обычаями, социальными институтами.
Кроме общества существуют еще и такие понятия как«страна» и «государство».
Государство представляет собой искусственный политический конструкт — институт, призванный управлять этими взаимодействиями, политическая организациястраны, подразумевающая определенный тип власти, наличие аппарата управления.
Страна — территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственнымсуверенитетом.
3. Социальные изменения
Долгие годы в отечественной социологии термин «социальныеизменения» не употреблялся. В общественных науках и в практической политике унас культивировалось понятие «социальное развитие», обозначающее лишьопределенный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторонуулучшения, усложнения, усовершенствования. Однако существует множество другихсоциальных изменений, которые невозможно признать изменениями в сторонусовершенствования, как, например, возникновение, становление, рост,исчезновение, переходный период и т.д. Поэтому и получило широкоераспространение более широкое понятие «социальные изменения», которое не содержитоценочного компонента, охватывает широкий круг социальных перемен,безотносительно к их направленности. Социальные изменения подразумевают нелюбые изменения, происходящие в какой-либо сфере (экономической, политической,духовной), а изменения социальных систем, социальной стратификации, социальныхобщностей, социальных процессов, институтов, организаций, их взаимодействий.
Таким образом, понятием «социальные изменения»обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени всоциальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в ихвзаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами.
Изменения могут осуществляться на следующих уровнях:
На уровне межличностных отношений (либерализация половойморали).
На уровне организаций и институтов (изменение существующихсоциальных институтов).
На уровне малых и больших социальных групп (появлениефермеров, предпринимателей).
На социетальном и глобальном уровнях (экономическое развитиеодних стран, застой и кризис в других).
Виды социальных изменений в зависимости от типа социальныхсвязей:
Структурные социальные изменения — изменения, касающиеся структурразличных социальных образований (изменения в структуре семьи, общества).
Процессуальные — изменения, затрагивающие социальные процессы (изменения вмиграционных процессах, в стратификации общества).
Функциональные — изменения, касающиеся функций различных социальных систем,институтов, организаций (изменения в функциях семьи, образования,законодательной и исполнительной власти).
Мотивационные — изменения в сфере мотиваций индивидуальной и коллективнойдеятельности(изменения мотивации студентов).
Все эти изменения тесно связаны между собой: изменения одноговида с необходимостью влекут за собой изменения других видов.
Также выделяют такие типы социальных изменений как:
Эволюционные (постепенные, медленные, плавные, количественныепреобразования объектов) и революционные (относительно быстрые, коренные,качественные) изменения;
Прогрессивные (движение вперед) и регрессивные (откат назад);
Имитационные (копирование существующих форм социальной жизни)и инновационные (создание новых форм социальной жизни).
Если наличие социальных изменений в социальных системахпризнается всеми социологами, то по поводу факторов социальных изменений высказываютсяразличные мнения.
На вопрос, откуда поступает импульс для социальныхизменений, имеются два ответа:
представители экзогенных теорий (географическоенаправление) полагают, что социальные изменения порождаются внешними факторами:климатом, ландшафтом и т.д.;
большинство социологов являются сторонниками эндогенныхфакторов развития, т.е. полагают, что причины социальных изменений надо искатьв самом обществе. Так, представители конфликтного подхода движущей силойразвития общества видят социальные противоречия и конфликты, которые присущилюбому социальному строю.
Марксистская социология в качестве главной движущей силы общества видитединство и борьбу противоположностей, которая происходит во всех сферах. Вэкономической – противоречие между производительными силами и производственнымиотношениями, в социально-политической -– борьба классов, в духовной – борьбаидеологий.).
Относительно роли объективных и субъективных факторов всоциальных изменений высказываются две точки зрения:
сторонники субъективизма в качестве основной причинысоциальных изменений рассматривают сознательную деятельность индивида илигруппы людей, на первый план выдвигается индивидуальное сознание;
сторонники объективизма полагают, что в обществедействуют объективные законы, не зависимые от воли и сознания людей.
На вопрос, носят ли социальные изменения причиннообусловленный или случайный характер, также предлагается два ответа:
марксистский детерминизм подчеркивает причинную обусловленность всехсоциальных явлений; это означает, что каждая из подсистем, входящих в общество,существует не сама по себе, а находится в причинно-следственной зависимости отдругих сфер, все подсистемы зависимы от экономической подсистемы;
социальный дарвинизм считает, что социальные изменения совершаются благодаряслучайным вариациям и природному отбору.
4. На вопрос о том, какие причины порождают социальныеизменения, предлагаются следующие ответы:
Социокультурные теории первопричиной социальных изменений считают изменения,происходящие в социокультурной сфере – мировоззрениях, религии, сознаниисоциальных групп, общества в целом. Такие изменения определяют облик всегообщества.
Социально-экономические теории главную причину видят в экономике,производственных отношениях.
Индустриально-технологические теории полагают, что социальные измененияпроизводны от технологических изменений. Выделяют 3 способа, посредствомкоторых технология детерминирует социальные изменения:
изменения в технологии создают проблемы социального порядка,которые требуют определенных действий со стороны людей (возникновениебиотехнологий, позволяющих женщинам вынашивать неродных детей, породилосуррогатное материнство, нуждающееся как в новых социальных нормах, так и вновых социальных ролях);
новые технологии, новая техника создают новые возможности дляиндивида и групп в их деятельности, общении (новые возможности социальнойкоммуникации созданы благодаря телефонизации, развитию телевидения,компьютерной техники и т.д.);
новые технологии нередко создают новые формы взаимодействия междуиндивидами и различного рода общностями (развитие Интернета индивидуализируеттруд многих высококвалифицированных работников).
Литература
1. Мосс М. Очерк о даре // Мосс М.Общество. Обмен. Личность. М., 1996.
2. Грачев Г.В. Личность и общество:информационно-психологическая безопасность и психологическая защита/ ПЕР СЭ,2003. – 301c.
3. Витаньи И. Общество, культура,социология. М., 1984.
4. Московиси С. Общество и теория всоциальной психологии // Современная зарубежная социальная психология: Тексты.М., 1984.
5. Поппер К. Открытое общество и еговраги: В 2 т. М., 1992.
6. Гудков Л., Дубин Б., Страда В.Литература и общество: введение в социологию литературы. М., 1998. 80 с.