Реферат по предмету "Социология"


Общественная благотворительность в России

ПЛАН
Введение
1. ИмператорскоеЧеловеколюбивое Общество
2. Ведомство Учреждениеимператрицы Марии Федоровны
3. Российское обществоКрасного Креста
4. Развитие общественнойблаготворительности
Заключение
Список использованнойлитературы

                                           ВВЕДЕНИЕ
Ряд дореволюционных исовременных исследователей определяют несколько этапов благотворительнойдеятельности в России. Нам ее основные этапы представляются в таком виде: I этап – до IX века – догосударственный; II этап – IXконец XVII столетия – княжеско-церковный; III этап – рубеж XVII – XVIII веков – до реформы 1861 года – государственный; IV этап – 1861 г. – начало XX в. – общественное, частноепризрение.
История отечественной.Социальной работы как профессии, теория и практика государственного,общественного и частного призрения и благотворительности конца XIX – начала ХХ в., формирование системыподготовки кадров, разработка теоретических, научных и организационных основобразовательной деятельности в области социальной работы в России до сих пор небыли предметом детального изучения.
Лишь в 1990-е годы внашей стране впервые были начаты исследования по теории и технологии социальнойработы, о месте, роли и профессиональной деятельности социального работника вобществе, формах и методах и путях работы с различными категориями населения.
Появились также статьи,учебные пособия и учебники по истории социальной работы в России, затрагивающиевопросы благотворительности, меценатства, государственного призрения,деятельности отдельных, ранее не известных благотворителей из числа царственныхособо, князей, купцов, предпринимателей в период XIX – ХХ веков.
Среди наиболее известныхблаготворительных обществ XIX –начала ХХ вв. следует выделить:  Императорское Человеколюбивое общество, Ведомство Учреждений императрицы Марии Федоровны и Российское общество КрасногоКреста.
Цель данной работы: датьхарактеристику общественной благотворительности в России во второй половине XIX – начало ХХ века.
В ходе написания работыбыли поставлены следующие задачи:
1) охарактеризоватьИмператорское Человеколюбивое общество;
2) дать представление одеятельности Ведомства Учреждение императрицы Марии Федоровны;
3) дать представление одеятельности Российского Красного Креста;
4) выявить особенностиобщественной благотворительности во второй половине XIX – начало ХХ в.

                         Императорское Человеколюбивое общество
Человеколюбивое обществобыло основано в 1802 году по инициативе Александра и поначалу носило название«Благодетельного». В задачу общества входило оказание разносторонней помощибедным, нуждающимся людям. В 1812 году общество было названо Человеколюбивым.Московский Попечительский комитет Человеколюбивого общества был учрежден в 1818году.    Во второй половине XIX в.деятельность Человеколюбивого общества расширилась, развиваясь по трем основнымнаправлениям: 1) упорядочение работы Общества; 2) реорганизация действовавшихблаготворительных заведений; 3) открытие новых заведений и Отделений Общества.
К мероприятиям поупорядочению работы Общества можно отнести следующие учреждения: учреждениеспециального Хозяйственно-технического комитета, в функции которого входилиорганизация торгов, поиск выгодных подрядов и производственная деятельность;образование так называемых «кружечных комиссий» (в Петербурге и по линиямжелезных дорог) для сбора добровольных пожертвований; учреждение особогоучебного комитета для наблюдения за учебно-воспитательным процессом в своихзаведениях. Кроме того, была восстановлена деятельность ученого комитета.
В составе московскогоотделения Человеколюбивого общества действовала на автономных началахблаготворительная организация, именуемая Обществом поощрения трудолюбия. Онобыло создано по инициативе  одной из подвижниц русской благотворительностиАлександры Николаевны Стрекаловой. Этой сердобольной и деятельной женщинеМосква обязана созданием нескольких благотворительных учреждений. В 1861 годуона основала Общество распространения полезных книг, которое поставило передсобой просветительские цели. Вместе с профессором Московского университета М.Н. Капустиным Александра Николаевна организовала издательство для выпускадешевых книг: исторических рассказов, очерков, описания путешествий, книг понародному и юридическому образованию. При участии А. Н. Стрекаловой в Москвебыла создана Комиссия публичных и народных чтений. В 1863 году А.Н.Стрекаловавоодушевляется на создание нового благотворительного общества по оказаниютрудовой помощи женщинам. Оно было названо Обществом поощрения трудолюбия. Напервых порах учредители общества ставили перед собой цель – организацию трудаженщин на дому с реализацией готовой продукции через магазин общества. Впоследующем благотворительная деятельность общества заметно расширилась иприобрела более упорядоченный характер: стали создаваться швейные мастерские, апри них школы кройки и шитья, то есть своеобразные дома трудолюбия.[1]
Во время русско-турецкойвойны, в 1877 году, А. Н. Стрекалова устроила приют для детей убитых воинов. В1893 году Стрекалова учредила благотворительное общество «Московскиймуравейник», целью которого было оказание помощи беднейшим женщинам путемпредоставления им работы. Наконец, незадолго перед своей кончиной онаорганизовала последнее в своей жизни общество, названное «обществомисправительно-воспитательных приютов». Кстати, А. Н. Стрекаловой принадлежитзаслуга в организации первого в России исправительно-воспитательного детскогоприюта, которому было присвоено имя его директора Н. В. Рукавишникова.
Открылись новые отделенияОбщества в провинции (Казани, Воронеже, Уфе, Костроме, Угличе, Скопине [нынеРязанская область], Пензе  др.). В недрах Общества велись работы поблаготворительной тематике и в 1887 г. увидело свет семи томное издание«Сборник сведений по вопросам общественной и частной благотворительности».
К началу 1900-х гг. Человеколюбивоеобщество превратилось в весьма разветвленную структуру, включавшую в себяразличные типы благотворительных заведений. Отделения Общества имелись в двухстолицах и в 25 провинциальных городах и местечках. Насчитывалось до 210заведений общества (в том числе: 57 учебно-воспитательных заведений для сирот идетей бедных родителей (на 5500 мест); 63 богадельни (на 2000 мест); 32 домабесплатных и дешевых квартир (на 2500 мест); 7 народных столовых (на 2500обедов в день); 6 домов трудолюбия (на 1000 человек); 26 комитетов, оказавшихвременную помощь бедным; 19 больниц и лечебниц).
Ежегодно Обществорасходовало на благотворительные цели до 1,5 млн. рублей. «Общество оказываетпомощь ежегодно 150 000 – 160 000 бедным, расходуя на это ежегодносвыше полутора миллиона рублей».[2] Источниками средствявлялись как частные пожертвования, взносы сотрудников Общества и императорскойсемьи, так и проценты с капиталов и доходы с недвижимой собственности(последняя на начало 1897 г. оценивалась в 10,4 млн. рублей). Членов Обществаот попечителей, почетных и действительных членов до воспитателей,преподавателей, врачей и др.) насчитывалось около 4,5 тыс. человек.
Во второй половине XIX в. нарастал процесс постепенного«огосударствления» Общества. С 1897 г. работа в Обществе стала приравниваться кгосударственной службе и сочетаться с обычной чиновной службой по «Табели орангах», вплоть до V классавключительно. Чиновникам Общества отныне полагались государственные пенсии ильготы. В том же году был учрежден особый наградный знак ИмператорскогоЧеловеколюбивого Общества.
Для поощрения деятелей ижертвователей в разнообразных видах благотворительности сего общества и дляпривлечения впредь неограниченного числа членов, Советом Обществаисходатайствованы и Высочайше утверждены 17 мая 1897 г. следующие положения:1)о предоставлении Императорскому человеколюбивому Обществу права замещатьклассные, установленные по ведомству Общества должности, как платные, так и неоплачиваемые содержанием до Vкласса включительно, лицами. Не имеющими соответственных чинов, или не имеющимивовсе чинов, с предоставлением сим лицам прав действительной государственнойслужбы, если они по своему происхождению и образованию пользуются правомпоступления на таковую службу, и с распространением сей льготы на лиц, какзанимающих вышеупомянутые должности, со дня определения на оные; и 2) обустановлении в ведомстве Императорского Человеколюбивого Общества, для деятелейи жертвователей оного, особого нагрудного знака, состоящего из инициаловИмператорского Человеколюбивого общества, помещенных под Императорской Коронойв овале из дубовых и лавровых листьев, перевитых лентой, на которой написано:«Возлюби ближнего, как самого себя».[3]
                 ВедомствоУчреждений императрицы Марии Федоровны
Другой крупнойблаготворительной организацией в первой половине XIX века становится Ведомство Учреждений императрицыМарии Федоровны. Названное ведомство возникло 12 ноября 1796 г., когда супругаПавла I императрица Мария Федоровна принялана себя руководство Обществом благородных девиц и его мещанским отделением.Мария Федоровна жертвовала Обществу по 15 тыс. рублей ежегодно. Общество носилочисто образовательный характер, однако в мае 1797 г. Мария Федоровна приняла насебя руководство Петербургским и Московским воспитательными домами икоммерческим училищем.
В память об императрицепо указанию Николая I было созданоспециальное Ведомство Учреждений императрицы МарииФедоровны, а вошедшиев его состав учебно-воспитательные заведения стали именоваться «Мариинскими».
Основным в деятельностиМариинского ведомства оставалась работа по призрению. Во второй половине XIX в. выделился ряд ее направлений:
1. Призрение младенцев.Имелось два воспитательных дома в Москве и Петербурге, ежегодно принимавшихболее 20 тыс. незаконнорожденных. Кроме того, под покровительством Домовнаходилось до 80 тыс. человек, находившихся в частном воспитании. Для обучениясирот содержалось около сотни школ. Наблюдались и новые явления; так в 1880 –1890-е гг. ширится сеть «яслей» при некоторых губернских и уездных детскихприютах (в Вологде, Риге, Керчи, Полтаве, Томске, Таганроге и др.).
2. Опека над подростками.К началу 1900-х гг. имелось 176 детских приютов (на 14 тыс. детей), в том числе4 тыс. пансионеров находилось на полном содержании заведений. Все призреваемыев обязательном порядке проходили курс народной школы.
3. Призрение слепых иглухонемых. Для лишенных зрения детей было открыто 21 училище (2 в столицах и19 в провинции), где обучалось более 700 детей. Кроме того, содержалось 6заведений для помощи взрослым слепым. Имелось училище и для глухонемых детей(на 250 человек).
4. Призрение престарелыхи оказание врачебной помощи. В 36 богадельнях (в том числе двух столичныхвдовьих домах) находилось на попечении ведомства до 5 тыс. человек. Подконтролем Ведомства работало 40 больниц (на 4200 мест), ежегодно их услугамипользовалось до 25 тыс. неимущих больных.
Под патронажем Ведомствадействовал целый ряд общественных благотворительных организаций: Попечительствоимператрицы Марии Федоровны о слепых, Императорское Женское патриотическоеобщество, Московское благотворительное общество 1837 г., Московское Дамскоепопечительство о бедных и др. Так, к примеру, последнее, созданное в середине1840-х гг. по инициативе жены московского генерал-губернатора С.С.Щербатовой, кконцу XIX в. содержало 33 благотворительныхучреждения, в которых не только призревали, но учили грамоте и ремеслу.[4]   
Здесь прослеживается ещеодна небезынтересная тенденция в развитии российской благотворительности. Почтипо всех перечисленных обществах ведущие места заняли женщины, что являлосьярким свидетельством прогрессирующего прогресса женской эмансипации в России.
                            Российское общество Красного Креста
Во второй половине XIX в. в стране появляются членыблаготворительных общественных организаций, обществ и попечительств,представители различных профессиональных групп, волонтеры-добровольцы,работники социальных учреждений, которые выполняли функции социальныхработников. Так, в 1844 г. в Санкт-Петербурге впервые в Европе принцессойТерезой, дочерью великой княгини Елены Павловны, была создана женскаяНикольская община, начавшая подготовку палатных сестер милосердия. Десять летспустя, когда возникла необходимость оказания помощи раненым и увечным воинамкрымской войны, была образована Кресто-Возвиженская община, которая началаготовить сестер милосердия для оказания раненым помощи на полях сражений.[5]
Пример бескорыстнойдеятельности сестер милосердия в годы Крымской войны побудил к созданию в 1867г. Российского общества попечения о больных и раненых воинах, которое в 1879 г.было преобразовано в Российское общество Красного Креста. Кроме того, в 1860-егоды в большинстве губерний России активизировался процесс создания сетиженских общин христианок-доброхоток, или сестер милосердия, вошедших в составРоссийского общества Красного Креста.
Деятельность общин неограничивалась помощью раненым во время военных кампаний. В своих стенах общиныоткрывали специализированные больницы, где четверть мест всегда былапредназначена для бедных, содержали чадолюбивые приюты для сирот и детей измалообеспеченных семей, постоянно посещали нуждающихся в ночлежных и работныхдомах.
С женских общин сестермилосердия начинается процесс становления социальной работы какпрофессиональной деятельности, ведь все члены организации не просто являлисьдобровольцами, а проходили курс обучения по специально разработанной программеи только после получения соответствующего аттестата приступали к работе.
После окончания крымскойвойны у М. С. Сабининой и баронессы М. П. Фредерикс возникла идея созданияОбщества попечения о раненых и больных воинах, а в мае 1867 г. был утвержденего устав. Общество не получало государственных дотаций и должно былосуществовать исключительно на членские взносы и частные пожертвования. Тогда жесостоялось и первое заседание новообразованного Общества, первым егопредседателем стал генерал-адъютант А. А. Зеленой. В 1876 г. Общество былопереименовано в Российское общество Красного Креста.
В основу деятельностиОбщества был положен принцип полной самостоятельности в мирное время местныхорганизаций, действующих в рамках Устава. Было достаточно пяти человек длясоздания такой организации – отделения Красного Креста. Сфера деятельностиОбщества постепенно расширилась и в его задачи вошло оказание помощинуждающимся во время эпидемий, голода, пожаров и т.п. Центральным органомКрасного Креста стало Главное управление, находившееся в Петербурге. Несмотряна некоторую аморфность Общества и его ориентацию исключительно на добровольныепожертвования и взносы, к началу 1900-х гг. насчитывалось около 100 тыс. членови 450 местных отделений по всей России.
Именно начало ХХ в. сталорасцветом Общества.
Одним из ведущихнаправлений деятельности общих сестер милосердия в начале ХХ в. оставаласьсоциальная помощь и поддержка, оказываемые населению. При этом особое вниманиеуделялось беднейшим слоям, людям престарелым, больным хроническимизаболеваниями, детям, обитателям трущоб. Кроме работы в открывшихся при общинахприютах, бесплатных столовых, богадельнях, больницах, сестры милосердия активноработали в различного рода социальных учреждениях и вне территории общины.
В годы Первой мировойвойны, несмотря на активное участие общин в оказании помощи раненым,обездоленным, в работе медицинских бригад на переднем крае фронта, непрекращалась образовательная деятельность Общества Красного креста. Так, поданным отчета Никольской общины, в Москве в 1914-1915 гг. продолжали обучениевсе пять курсов сестер милосердия. Экзамен выдержали 1042 сестры, из них 90%уже обучались на базе среднего и высшего образования. В другой общине,Александровской, в 1914 г. было подготовлено 400 сестер милосердия для фронта итыла.[6]             
В годы Первой мировойвойны Общество Красного креста сконцентрировало в своих руках практически всюработу в области здравоохранения, заменив собой правительственные учреждения.Кроме того, в структуру Общества были включены созданные в начале войныВсероссийский земский союз и Всероссийских союз городов помощи больным ираненым-воинам. Бедствия войны привели к массовому появлению новых объектовсоциального призрения – больные и раненые воины, калеки, солдатские семьи,беженцы, беспризорные дети.

                             Развитие общественной благотворительности
Вплоть до начала 1860-хгг. развитие общественной благотворительности сдерживается как трудностямирегистрации обществ, так и подозрительным отношением со стороны государственнойвласти. Однако вторая половина XIX в.ознаменовалась появлением массы новых обществ, носивших как общероссийский, таки местный характер. Во многом способствовало этому то, что право утверждатьуставы благотворительных обществ, в задачи которых входило призрение бедных,устройство ночлежных и работных домов, приютов для больных и для детей, было переданов 1862 г в ведение Министерства внутренних дел и более не требовало утвержденияимператором.
Все благотворительныеорганизации были разделены на две группы: собственно благотворительные обществаи благотворительные учреждения. Если под благотворительными обществамипонимались добровольные объединения лиц, имевшие цель помогать нуждающимся исодержавшие для этого те или либо иные заведения, то благотворительныезаведения – это учреждения для удовлетворения потребностей нуждающихся в стенахзаведения.
В 1897 г. былиразработаны нормальные (примерные) уставы, определявшие общий порядокорганизации и деятельности благотворительных обществ (их цели, состав, порядокформирования средств, органов управления, порядок прекращения деятельности ит.д.). Все члены обществ были разделены на три категории: соревнователи(сотрудники), действительные и почетные (пожизненные) члены. Деление было чистоусловным и зависело от суммы уплачиваемого членского взноса. Средстваблаготворительных обществ слагались из взносов и пожертвований, поступлений позаймам, процентным бумагам, от проведения увеселений, базаров и лотерей,доходов от недвижимости и т.п.
В марте 1906 г. былиприняты «Временные правила об обществах и союзах». По Правилам 1906 г.учреждался заявительно-разрешительный характер регистрации обществ: для ихсоздания было необходимо подать письменное заявление по установленной форме.Если в течение двух недель не было получено обоснованного отказа в регистрации,то общество могло открыть свои действия. Регистрация же общества производиласьпутем внесения в реестр и публикации информации в местной печати. Послерегистрации общество имело право образовывать капиталы, заключать договоры,устраивать различные мероприятия, проводить сборы пожертвований и т.п.
Специальнымзаконодательным актом, регулировавшим создание и деятельность всехблаготворительных обществ, стал Устав об общественном призрении 1912 г. Вчастности, по уставу особые требования предъявлялись к частнымблаготворительным обществам: право утверждения их уставов также предоставлялосьМВД, но далее уставы представлялись в Кабинет министров и требовали Высочайшегоразрешения.
Особое значение впополнении капиталов обществ на рубеже XIX – ХХ вв. приобрело проведение благотворительныхлотерей, устраиваемых, как правило, в двух вариантах – лотерей-аллегри, когдарозыгрыш производился немедленно после покупки билета, и беспроигрышныхлотерей0томбол, или базаров. В то же время сумма разыгрываемых призов не моглапревышать 15000 руб. в год, денежные выигрыши были запрещены и былипредставлены более или менее ценными вещами (посудой, коврами, мебелью и др.).Не могли разыгрываться процентные бумаги, предметы культу (кресты, иконы) испиртные напитки.
Возникли обществапопечения о тюрьмах, вспомоществования учащимся, посещения бедных, попечения огувернантках, подаяния помощи братьям-славянам и др. 
На новый уровень своегоразвития поднялась общественная благотворительность в начале ХХ столетия,охарактеризовавшись как созданием общероссийских организаций, так и созывомвсероссийских съездов по вопросам общественного призрения.

                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этап, начавшийся в 1861г. и продолжавшийся до начала столетия ХХ столетия, можно охарактеризовать какпериод общественного, частного призрения, которое восприняло опыт общественногопризрения предшествующего этапа. В пореформенный период, в годы активногоутверждения капиталистических отношений, общество потребовало новых форм иметодов социальной политики и практики, его не устраивали жесткиебюрократические установления, ограничивавшие самодеятельность, новаторство всоциальной сфере.
Совершенствование системыобщественного призрения и частной благотворительности проходило впротиворечивых условиях усиления социальной поляризации общества, роста числалюдей, лишенных традиционных основ жизни и источников существования.
К середине XIX в. идеи гуманизма находили откликсреди либерально настроенных и прогрессивно мыслящих россиян, стремившихсясвоим конкретным вкладом облегчить страдания наименее социально защищенныхсоотечественников – убогих и престарелых, нищих, больных, сирот. Благодаря ихинициативам в России создавались новые благотворительные общества,увеличивалось число учреждений общественного призрения, совершенствовались содержаниеи формы их работы, методы управления. Реформы 6—70-х годов XIX в. оказали значительное влияние насудьбу общественного и частного призрения России, способствовали ихпоследующему развитию.
Нестабильнаясоциально-экономическая ситуация в конце XIX – начале ХХ в. и усугубившаяся социальная обстановкас началом первой мировой войны потребовали как от Российской империи, так и отдругих государств более четкой постановки вопроса о проведении социальнойработы на профессиональном уровне. Этого требовало общественное призрение иблаготворительность, претерпевшие качественные изменения и перешедшие к новымпринципам организации и деятельности обществ и учреждений, количество которыхактивно росло благодаря децентрализации управления и развитию местного самоуправления.
На первый планвыдвинулось «открытое призрение», особе внимание стали уделять трудовой помощи,патронажу, профессиональному обучению и переобучению при поиске работы,воспитанию и образованию, медицинскому обслуживанию, снабжению жильем.
Процесс в России в началеХХ в. носил общественно-благотворительный характер, нежели государственный. 

                     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Антологиясоциальной работы: в 5 т. – Т. 1. – История социальной помощи в России / Сост.М. В. Фирсов. – М.: Сварогъ – НВФ СПТ, 1994. – 288 с.
2.        Благотворительностьв России: социальные и исторические исследования. – СПб.: Лики России, 2003. –640 с.
3.        Кузьмин К. В.История социальной работы за рубежом и в России с древности и до начала ХХвека): учеб. пособие. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 3-е изд.,доп. и испр. – 624 с.
4.        Помоги ближнему.Благотворительность вчера и сегодня / Под ред. В.В.Меньшикова. – М.: ИПО«Полиграп». 1994. – 200 с.
5.        Прохоров В. Л.Этапы развития благотворительности в России // Вопросы истории. – 2005. — № 3.– С.158-163.
6.        Тевлина В. В.Социальная работа в России в конце XIX – начале ХХ века // Вопросы истории. – 2002. — № 1. – С.116-124.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Эффективность использования нестандартных спортивных сооружений в вузах, школах»
Реферат The Death Of Romeo And Juliet Essay
Реферат Массовые коммуникации и медиапланирование 2
Реферат Внереализационные доходы и расходы организации. Финансовый контроль в организации
Реферат The Lottery And Human Detachment Essay Research
Реферат Is Nero The Antichrist Essay Research Paper
Реферат Робота майстра по організації позаурочної зайнятості учнів
Реферат Summary Of The Setting In
Реферат «формування правової та соціальної компетентностей в процесі викладання суспільних дисциплін»
Реферат Андре Моруа Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго
Реферат Особливості вирощування саджанців актинідії чудової (ківі) із зелених стеблових живців в умовах правобережного лісостепу України
Реферат Библейские мотивы в творчестве МЮЛермонтова 2
Реферат Revenge Essay Research Paper Revenge causes one
Реферат AAA Sex Story Essay Research Paper I
Реферат Modern Science And Materialism Essay Research Paper