Реферат по предмету "Социология"


Формирование новой системы социальной помощи в первые годы советской власти (1918 – 1920гг.).

Содержание. 1.Введение….2.Первые мероприятия Советского правительства по созданию новой системы социальной помощи… 3.Направления социальной помощи Советского правительства во время Гражданской войны(1918-1920гг.) и после нее….4.Призрение детей в первые годы Советской Власти…5.Заключение… 6.Список литературы….14 Введение. В современных трудах мало уделяют внимания истории социальной работы в

России, и, как правило, они носят «статейный» характер. Может возникнуть предубеждение, что социальная работа появилась только с учреждением этой специальности. Но с эти согласиться нельзя, т.к. история зарождения элементов социальной защиты своими корнями уходит в глубокую древность. Интеллектуальное развитие цивилизации, так или иначе, сопровождалось развитием социально-экономических отношений. Таким образом, истоки социальной работы следует искать еще в древности,

когда только зарождались предпосылки для развития социальной работы. Изучение исторических фактов и явлений необходимо для того, чтобы перенести многие формы и приемы помощи из прошлого в настоящее время. В наше время, когда российское общество переживает период не только финансового, но и духовного кризиса, проблема сохранения культурного наследия во всех его проявлениях стоит особо остро. В начале XX века тема государственного призрения и его соотношения с частной благотворительностью

получает новый импульс. Это связано не только с историческими событиями того времени, но и с внутренними противоречиями в деле общественного призрения. Данная работа рассматривает тяжелый период в истории, но это только способствовало развитию государственной системы социальной помощи нуждающимся. Первые мероприятия советского правительства по созданию новой системы социальной помощи. После поворотных политических событий октября 1917 г приведших к установлению

Советской власти, новое правительство в лице Совета Народных Комиссаров сразу же приступило к реализации страховой программы большевистской партии. Эта программа еще со времен обсуждения в 1912 г. думских законопроектов о страховании рабочего предусматривала введение государственного страхования рабочих во всех случаях утраты трудоспособности или потери заработка ввиду безработицы, распространение страхования на всех лиц наемного труда и их семейств, производство

выплаты всем застрахованным из расчета полного заработка с возложением расходов на предпринимателей и государство, и др. Эти программные требования не остались лозунгами. Уже 13 ноября 1917 г на шестой день своего существования, Совет Народных Комиссаров включил в число первых мероприятий и декретов Советской власти официальное правительственное сообщение «О социальном страховании».

В этом важном документе указывалось: «Рабочее и крестьянское правительство повещает рабочий класс России, а также городскую бедноту, что оно немедленно приступает к изданию декретов о политике социального страхования на основе рабочих страховых лозунгов: 1. Распространение страхования на всех без исключения рабочих, а также городскую и сельскую бедноту. 2. Распространение страхования на все виды потери трудоспособностей, а именно на случай болезни, увечья,

инвалидности, старости, материнства, вдовства и сиротства, а также безработицы. 3. Возложение всех расходов по страхованию целиком на предпринимателей. 4. Возмещение, по меньшей мере, полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы. 5. Полное самоуправление застрахованных во всех страховых организациях». Выполняя провозглашенную программу, правительство

РСФСР в ноябре—декабре 1917 г. приняло целый ряд директив, положивших начало формированию новой системы социального обеспечения, основанной на закреплении права на социальное обеспечение за каждым трудящимся предприятия, потерявшим трудоспособность. Одним из самых ранних постановлений правительства стал декрет "Об увеличении пенсий" (ноябрь 1917 г.), в соответствии с которым всем пенсионерам по несчастным случаям по 1917 г. включительно пенсия увеличивалась на 100% за счет пенсионного фонда.

Данным декретом право на получение пенсии за увечья от несчастных случаев распространялось на всех трудящихся независимо от места их работы. Источниками создания страховых фондов для выплаты пенсий и пособий являлись страховые взносы предприятий и лиц, использовавших наемный труд, с освобождением застрахованных от внесения каких-либо взносов. В группу первого декрета входят: "Положение о страховании на случай безработицы", "

Положение о страховании на случай болезни", "Положение о Страховом Совете", "Положение о страховом присутствии". В конце ноября 1917 г. специальным декретом Совнаркома все лечебные учреждения и предприятия были переданы предпринимателями в ведение больничных касс. Следовательно, в организации социального страхования советское правительство многими позициями в короткое время сделало значительные шаги вперед по сравнению с дореволюционным

периодом. Действие страхования по болезни распространялось на всю территорию России, охватывало все виды труда и всех наемных работников. Совнарком ввел такой новый вид социальной страховки, как выдача пособий в случае потери заработка при безработице. При всех тяжелейших экономических трудностях Советского государства оно гарантировало безработным выплату страховых пособий.

В марте 1919 г. на своем III съезде правящая партия официально заявила, что она поставила социальную защиту трудящихся от всех видов потери трудоспособности на прочную законодательную основу, причем впервые в мире сделала нормой социальное страхование по безработице за счет нанимателей и государства. Оценивая социально-страховательную деятельность советского правительства в первые месяцы новой власти нельзя не заметить в этих действиях элементы революционного романтизма, стремление политиков обеспечить

широкую социальную базу большевистской партии, что привело к созданию опередивших свое время страховых документов. В период второй инновации 1918—1920 гг. трудящиеся не были наемными работниками в строгом смысле этого понятия. Подобное положение объяснялось тем, что рынок труда был ликвидирован и в РСФСР не осталось других работодателей, кроме государства. Именно государственные органы определяли потребности в рабочей силе, сферы приложения труда, его условия

и размеры оплаты. Такие изменения в хозяйственной организации соответствующим образом изменили систему социальных рисков и способы защиты от них. В этих условиях социальное страхование было трансформировано в социальное обеспечение. Во многом это было связано с тезисом большевистской идеологической доктрины о возможности скорой реализации коммунистического идеала. Считалось, что социальное обеспечение является стадией полного коммунистического обеспечения, а от

социального страхования, как института "буржуазного права", можно отказаться. Правда, война заставила оставить мечты о всеобщей и равной для всех трудящихся социальной обеспеченности. Потребности наладить работу военной промышленности, снабжать Красную Армию, спасать от голода городское, прежде всего, пролетарское население — все это изменило направленность социального обеспечения. Оно стало избирательным, распространялось только на "ударные"

группы населения, на наиболее социально слабо защищенные его слои, а также на пострадавших от войны и стихийных бедствий. Социальное обеспечение заменило собой страхование во многом благодаря огосударствлению и централизации Управления в условиях гражданской войны и "военного коммунизма". 31 октября 1918 г. по декрету Совнаркома были Ликвидированы все прежние страховые учреждения, в том числе больничные кассы, кассы безработных, страховые присутствия и страховые советы.

Не избежали упразднения структуры страховой медицины. Следствием упразднения прежних страховых кампаний и огосударствления дела социального обеспечения явилась ликвидация самостоятельности и самоуправления в этой области. Другим необходимым мероприятием в процессе формирования централизованного социального обеспечения стал введенный в апреле 1919 г. новый порядок образования и использования финансовых фондов.

Страховые взносы по классам опасности и риска всех предприятий и учреждений всех видов социального обеспечения из государственного бюджета в соответствии со сметой Народного комиссариата труда, взносы предприятий и учреждений направлялись не в органы социального обеспечения, а взимались налоговым аппаратом Наркомата финансов и через местное казначейство зачислялись в фонд казны наряду с обычными налоговыми поступлениями. Что касается

Всероссийского фонда социального обеспечения, в котором по Положению от 31 октября 1918 г. сосредоточивались средства всех остальных фондов и страховых касс, то при новом порядке финансирования они влились в ресурсы государственного бюджета. В итоге полноправным "хозяином" системы социального обеспечения и монопольным субъектом управления этой системой стало государство. Функции органов управления социальным обеспечением выполняли местные

советы депутатов. В центре управленческая вертикаль возглавлялась Народным комиссариатом труда и Народным комиссариатом социального обеспечения. Наркомсобес начал действовать с апреля 1918 г. после его преобразования из Наркомата социального призрения. Первым народным комиссаром социального обеспечения была А. М. Коллонтай. В советский период получила развитие уникальная система социальной защиты человека:

бесплатное образование и здравоохранение, доступные культурные учреждения, система пенсионной, жилищно-бытовой и другой помощи различным социальным группам. Таким образом, в течение 1918—1920 гг. были заложены основы централизованной системы управления социальным обеспечением. Направления социальной помощи Советского правительства во время Гражданской войны(1918-120гг.) и после нее В обстановке гражданской войны

Советское государство закономерно уделяло особое внимание социальному обеспечению красноармейцев и красногвардейцев и членов их семей. Уже 7 августа 1918 г. Совнарком издал декрет "О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-крестьянской красной Армии и их семейств ". Через полгода действие этого декрета было распространено на моряков Военно-Морского Флота, военнослужащих пограничной охраны, продовольственных отрядов, железнодорожной

охраны, на все категории солдат и матросов прежней армии и флота. Важной вехой в организации социального обеспечения стало принятие СНК 31 октября 1918 г. "Положения о социальном обеспечении трудящихся". "Обеспечению подлежат все без исключения лица, — подчеркивалось в Положении, — источниками существования которых является только собственный труда, без эксплуатации чужого"

. По положению от 31 октября 1918 г. социальное обеспечение гарантировалось во всех случаях временной и постоянной утраты трудоспособности или по причине безработицы. Оно предоставлялось в таких формах, как пенсии при постоянной утрате трудоспособности, пособие в случае временной нетрудоспособности, пособия по беременности, лечебная помощь, пенсии в связи со смертью кормильца. Источниками финансирования социального обеспечения являлись взносы предприятий, учреждений и других

работодателей. Трудящиеся от каких-либо взносов освобождались. Несколько позднее Положение от 31 октября 1918 г. было дополнено правительственным постановлением, согласно которому все предприятия и учреждения, кроме частных работодателей, освобождались от уплаты страховых взносов. Расходы по социальному обеспечению государство полностью брало на себя. 28 апреля 1919 г. законодательство о социальном обеспечении дополняется

Положением "О социальном обеспечении инвалидов-красноармейцев и их семейств". В результате мероприятий правительства по организации государственной системы социального обеспечения в течение 1918—1920 гг. значительно увеличилось количество пенсионеров и семейств красноармейцев, которые пользовались пособиями. Если в 1918 г. получали государственные пенсии 105 тыс. человек, в 1919 г. — 232 тыс то в 1920 г. 285 число пенсионеров в РСФСР составляло 1 млн. человек, в том числе 75% приходилось

на бывших военнослужащих. В это же время действовало 1800 учреждений для инвалидов, в которых содержалось 166 тыс. человек. Призрение детей в первые годы Советской Власти. Из всех воспитательных учреждений, создаваемых в эти годы, главной формой призрения детей-сирот являлись детские дома. Чаще всего они были смешанными, так как в них воспитывались малыши-дошкольники и ребята школьного возраста. Созданные в первые годы

Советской власти дома размещались в хороших особняках, с большими наделами земли, с садами и огородами. В них существовали швейные, столярные, сапожные и переплетные мастерские. В детских домах были хор и духовой оркестр, клуб и библиотека. Начала реализовываться возникшая еще в конце 19 века идея о том, что социальное обеспечение детей должно быть всецело передано в ведение государства. Первый этап становления новой системы социального обеспечения

детей приходился на годы гражданской войны «1918-1920», когда главной проблемой стала массовая беспризорность детей. Уже в декабре 1918 года был издан декрет СНК о комиссиях для несовершеннолетних, которые руководили разработкой и осуществлением конкретных мер в отношении беспризорных, т. е. государство отказывалось от репрессивных мер в отношении детей. Данный период характеризовался значительной организованной неразберихой: создавались новые ведомства, упразднялись старые.

Ежедневно возникала масса различных идей о способах и формах обучения и воспитания детей за 1918 год было издано много различных инструкций и программ обучения и воспитания детей; чем за предшествующие сто лет. В феврале 1919 г. на первом Всероссийском съезде по охране детства, обсуждались вопросы содержания воспитательной работы нового коммунистического поколения. Чтобы как-то упорядочить работу по социальному обеспечению детей, в феврале 1919 года был создан

Совет защиты детей, который работал при НАРКОМПРОСЕ и включал представителей наркоматов просвещения, труда, продовольствия, здравоохранения и социального обеспечения. Совет координировал усилия входивших в него ведомств по реализации декретов советской власти о бесплатном детском питании, и снабжении детей предметами первой необходимости. Совет также решал проблемы, связанные с охраной детей от эксплуатации, плохого обращения, беспризорности.

По статистике того времени в сеть детских учреждений для осиротевших и беспризорных детей входило 1724 учреждения, где на государственном обеспечении находилось 124 тыс. детей. В 1917г. в детских домах воспитывалось 30 тысяч детей, в 1918 – 80 тысяч, в 1919- 125 тысяч, В 1920-400 тысяч, в 1922-540 тысяч. Заключение. В советский период, когда происходит слияние государства и общества, благотворительность как форма помощи и поддержки отмирает.

Государство, исповедуя классовый подход в деле помощи и поддержки, сворачивает многие виды общественной помощи: частную, конфессиональную, сословную, благотворительную. Именно в этот период законодательно оформляется принцип приоритетов, помощь и защита в зависимости от заслуг, выслуги, статуса и т.д. В настоящее время закономерно усиливается интерес к отечественной истории, возрастает значение исторических знаний. При внимательном взгляде на окружающую нас действительность

мы убеждаемся, что современные общественные отношения органически связаны с историческим прошлым. Если рассматривать явления в процессе их развития, в них всегда окажутся остатки минувшего, выражающие сущность качества настоящего и зачатки будущего. Эти объективные обстоятельства являются важным основанием для исторического изучения событий и процессов, свидетельствующих о значимости исторической науки. Актуализируя опыт предшествующих поколений, создавая объективный образ прошлого, история обеспечивает

живую связь времен, содействует использованию исторической практики в качестве исходного момента всякого политического и социального действия в настоящем. На основе накопленных в минувшие эпохи знаний, традиций и навыков история помогает современному поколению людей не повторять допущенных ранее ошибок и находить оптимальные решения сегодняшних социальных проблем. Идущий в настоящее время процесс реформирования российского общества делает исторические знания и исторический

опыт исключительно актуальными, поскольку они составляют важное условие успешных социальных преобразований в стране. В последние годы в России вспомнили о давно забытых традиционных национальных качествах – милосердии, призрении «убогих и сирых». Список литературы. 1.Бадя Л.В. Монополия государства на социальную политику в отношении детей(1917-1930гг.)/Л.В. Бадя//Исторический опыт социальной работы в России. –

М 1990. – с.196-214 2.Кузьмин К.В Сутырин Б.А. Государственное и общественное призрение в России в XIX и начале XX века./К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин//История социальной работы. – Екатеринбург,2002. – с.379-468 3.Лыткин В.А. Социальное обеспечение в СССР в 1917-1991гг.: проблемы, тенденции./В.А. Лыткин//История социальной работы в России. – Калуга,1997. – с.84-105 4.Мельников В.П Холостова

Е.И. Социальное обеспечение в советский период./В.П. Мельников, Е.И. Холостова//История социальной работы. – М 2001. – с.280-300 5.Фирсов М.В. История социального обеспечения./М.В. Фирсов//Антология социальной работы. – М 1994. – т.1 – с.199-245



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.