РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ
Кафедра Социальных Дисциплин
СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА №2
По дисциплине Актуальные Социально-Политические ПроблемыХХI в.
на тему:
«ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО»
ПРОВЕРИЛ: Проф.каф.соц.дисц.
Абдуллина З.А.
ВЫПОЛНИЛ: _______________
Алматы 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
2. УЧЕНИЕ – СОЦИОКУЛЬТУРНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ……………………4-5
3. ОБРАЗОВАНИЕ ИСОЦИАЛИЗАЦИЯ…………………………………….5-8
4. СОЦИАЛЬНЫЕФУНКЦИИ, ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ. ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………..................................8-10
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………….11
6. СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……..12
ВВЕДЕНИЕ
В последние несколько столетий прогресс в развитии общественногопроизводства и цивилизации был связан с достижениями науки и образования.Образование выступает не только одним из важных факторов социализации исоциокультурной интеграции человека, но также и эффективным средством развитиясоциального капитала личности, повышения уровня ее социально-экономическоймобильности. Важным фактором генезиса образования в наше время стала рефлексияцелей его развития: совершенствование отечественного образования, интеграция вмировое образовательное пространство, обмен знаниями, приемами и методамиразличных школ, направлений, формирование единых взглядов на мир, егосохранение и переустройство. Поэтому социологический анализ современногообразовательного пространства, социальных аспектов образовательного процесса,социокультурных механизмов трансформации сферы образования, социальногоотношения к нему актуален на любом этапе развития человеческого общества.
Вряд ли кто усомнится в том, что по значимости изменений, происшедших счеловеком и обществом, никакой век не сравнится с уходящим. А в ХХI веке, нам,похоже, предстоит жить в новом — информационном — обществе. Обусловили этупоистине глобальную перемену два основных фактора — образование и наука,которые в канун смены тысячелетий сами заметно меняются.
УЧЕНИЕ – СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учение означает основное внутреннее содержание образования.
Пока учение не будет рассматриваться как непосредственная
предметная область социологии образования, пока данная наука не сможетпроникнуть в суть процесса учения (выразить его как основную формужизнедеятельности субъектов в сфере образования), до тех пор суждениясоциологов, их инструментальный аппарат будут оставаться поверхностными инепродуктивными. Конечно, изучение процесса учения — нечто новое дляотечественной социологии образования. Средства социологического исследования —опросы, анкетирование, пилотаж, мониторинг и т.д. — универсальны и применимы впринципе к любому социальному явлению, попадающему в поле научного илипрактического внимания. Но учение как процесс обладает некоторой спецификой,вынуждающей отнестись к нему с осторожностью в данном случае.
Взять хотя бы индивидуальный характер этого процесса, о чем многоговорилось в последнее время. Словом, стоит задуматься прежде чем идти дальше.
Требуется обратить внимание на культурные ценности, по поводу освоения которых«складывается процесс учения как вид социокультурной деятельности», ирассмотреть социологию образования как подотрасль социологии культуры.Соответственно принципы, условия и теоретические выводы последней становятсядля социологии образования обязательными. Вместе с тем социология образования становитсячастью социологии воспитания. Таким образом, социология образования в качествеотраслевой социологии получает привязку еще к двум отраслевым социологиям.
Но все же как быть с процессом учения? На первый взгляд, изучениезаконов, принципов, механизмов и технологий учения более приличествуетпедагогике и психологии, а, может быть, философии. Эти области знания незакрыты для социолога, желающего серьезно отнестись к своему исследованию.Такая задача должна прослеживаться при рассмотрении структуры социологииобразования с точки зрения анализа учения. Однако, заглянув в соответствующийраздел, обнаруживаешь, что структура социологии образования трактуется стольшироко, что фактически растворяется бесследно. Предлагаются рассуждения поповоду научной формы закона, комплексности, системности применения методов,разнообразия культурно-исторических подходов и т.п.
Для обозначения этого процесса используется ряд терминов: учение,обучение, научение, образование и др. Чем же учение отличается от образования,что в нем такого, что делает его относительно самостоятельным? Концепции учениятяготеют к трем направлениям. Среди них усвоение: 1) знаний, 2) опыта, 3)культуры. Последовательный же социокультурный подход к анализу ученияпредполагает в качестве ведущей категории «ценность», которую он определяет какосновную категорию и социологии культуры, и социологии образования.«Категориальный подход» давно используется как сильный аргумент в «темных»вопросах. Помогает ли он в случае с феноменом учения? Нужен ли он, чтобыпредставить этот феномен как усвоение субъектом ценностей культуры или как выработкумеханизмов их культурного овладения? Складывается впечатление, что нужен он дляболее простых вещей. К примеру, заключить, что воспитание — общее, учение —частное. Однако это смягчает абстрактность предыдущих рассуждений: Учениевыражает основное содержание образования. В свою очередь образование можнорассматривать как определенную систему учебных форм деятельности. Оноинтегрирует различные виды учебной деятельности в единую социальную систему,ориентируя их на социальный заказ, на социокультурные потребности общества».
Что нового вносит «социологический» анализ учения ставшее уже традиционнымпониманием образования? Новым, пожалуй, в данном случае следует признатьпопытку представить систему образования как сумму технологий процесса учения. Сэтой точки зрения вполне уместен вопрос о моделировании феномена образования иего места в системе общественных потребностей. Метод моделирования сам по себене вызывает возражений, вряд ли моделирование образовательных процессовнуждается в оправдании. Еще древние конструкторы и архитекторы прежде чемприступить к строительству различных механизмов, сооружений, зданий, частосоздавали их уменьшенные модели. Известны и теоретические модели социальныхконструкций.
ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Глубокие изменения, происходящие в нашем обществе, сказались на всех сферахжизни, в том числе на системе образования, воспитания и социализации. Подсоциализацией принято понимать усвоение человеком социального опыта иценностно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролейв обществе. Система воспитания упорядочивает процесс социализации и придает емуцелеустремленность.
Особая роль в современной социализации принадлежит социальному институту- образованию и приобретению профессии.
Современное образование — сложное и многогранное общественное явление.Образование есть целостная система учебных, воспитательных форм педагогическойдеятельности, ориентированной на социальный заказ, социальные потребностигражданского общества. Становление, развитие и функционирование гражданскогообщества невозможны без социализации образования, то есть без решения наиболееважных задач в социокультурной сфере общества. Их диапазон весьма широк:усвоение и переработка информации, знаний и социального опыта, соблюдениедуховно-нравственной преемственности поколений, социализация личности,накопление ею интеллектуального, физического и профессионального потенциала,трудоустройство выпускников учебных заведений, их социальный статус и т.д.Социализация образования позволяет преодолевать разобщенность, поляризациювзаимосвязанных компонентов культуры: естественнонаучного,технико-технологического и социально-гуманистического. Одной из главныххарактеристик социализации образования является оптимальное сочетание уровняпотенциальных способностей в реализации социально признанных ценностей исобственных творческих сил при решении конкретной учебно-воспитательной,производственной или управленческой задачи. Очевидно и то, что при формированииспециалиста любого профиля приоритетным является не столько набор специальныхзнаний (хотя они крайне важны), сколько глубокая фундаментальная подготовка как«стартовая площадка» и необходимое условие саморазвития личностипрофессионала, его творческой самореализации.
Становится все более актуальным, что научный рационализм, утилитарныйтехницизм, не способны справиться с возникающими социально-экономическими,социально-политическими и экологическими проблемами. В эпицентре социализацииобразования находится антропоцентризм: стремление помочь человеку найтидействительно адекватное приложение душевных сил, личностного, эмоциональногопотенциала, творческого начала. Эти параметры социализации выступают каккатегорический императив для любых перспективных моделей и типов образования.Данный принцип вытекает не из «благих» или «злых»пожеланий, а из самой объективной логики развития гражданского общества. Это иесть фундаментальный методологический принцип социализации образования, которыйнеобходимо обязательно учитывать при проектировании, программировании ипрогнозировании развития систем образования от уровня отдельного образовательногоучреждения до уровней регионов, федерации и глобального социума.
Социализация образования предполагает осуществление следующихконкретно-практических действий в реализации данного принципа:
первостепенным для профессорско-преподавательского корпуса являетсявоспитание культурной личности, владеющей социальными качествами, способной ксамообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В «сухом остатке»образования должны быть не только чисто профессиональные знания, умения инавыки, но и более высокий уровень социальной зрелости, понимания мотивовпоступков, самопознание и самореализация как одно из измерений личностногоразвития гражданина. Стремление видеть в человеке не только обучаемого будущегоспециалиста, а прежде всего личность человека с его индивидуальностью,социально обусловленными человеческими качествами во всем богатстве имногообразии связей, взаимодействий с окружающим миром на основе педагогикисотрудничества и социального партнерства в системе взаимоотношений«преподаватель- студент»; внимательный учет и анализ спецификисостава студентов, той сферы деятельности, к которой они готовятся как будущиеспециалисты, а также социально-психологических особенностей в развитииличностного, интеллектуальных, профессиональных факторов формирования человекав возрасте от 17 до 27(30) лет, стимулируя напряжение его умственныхспособностей, мотиваций и ценностей в эмоциональной, рациональной и волевойсферах. Сопряжение обучающей деятельности с развивающей, при которойпроблемно-ситуационный подход к учебной деятельности сочетается с трудовой, сразвитием потребностей в творчестве; формирование целостного, а не«частичного», «усеченного» человека и специалиста.Целостный подход выражается в вовлеченности, включенности студента во всехаспектах, направлениях деятельности, составляющих основу общей ипрофессиональной культуры человека. Всесторонняя сущность, которая проявляетсявсесторонним образом — вот кредо целостности индивида; расширение арсенала ипотенциала средств обучения и воспитания, ориентированных на становлениетворчески и нравственно полноценной личности гражданина. Существенное развитиедолжны получить новые технологии образования: переход от монологичного(преимущественно лекционного типа) образования к диалогичному (главным образомпроблемно-практическому); широкое использование дискуссионных форм занятий,деловых имитационных (квази) и развивающих игр и ситуаций; смещение акцента вучебном процессе в пользу самостоятельно поисковой работы, сочетание аудиторныхи внеаудиторных форм занятий, ибо главная задача вуза — научить студентовучиться, правильно мыслить и адекватно действовать. Новые технологии должныопираться на новую учебную базу: учебники и учебные пособия, методическиеразработки, набор технических средств, ориентированные на активные идеятельностные формы обучения.
Следовательно, все эти действия, направленные на социализациюобразования, способны качественно и социально изменить состояние общества. Этидействия развивают воображение, творческую фантазию, расширяют границы в использованииинтеллектуальных и образных средств и в образовании и в воспитании. Такаяконцепция социально-гуманитарной подготовки предполагает введение индивида вкультурный мир цивилизационных гуманистических ценностей гражданского общества.Специалист, профессионал не будет ради «сиюминутной» производственнойи экономической выгоды рисковать общепринятыми ценностями материальной идуховной культуры, цивилизации. Своеобразный категорический императив,внутренний запрет, невозможность переступить этико-правовые нормы будутспособствовать утверждению гуманных норм социальной жизни, ее стабильности иустойчивости. Социализация образования, в конечном счете означает переход отпонимания образования как института подготовки к профессиональной деятельностии жизни к пониманию его как института организации, социализации самой жизни иобращенности к человеческим качествам, культурным универсалиям. Гражданскоеобщество не тождественно своему прошлому, посттоталитарному обществу, онохарактеризуется наличием динамичных тенденций, постоянным изменением сфердеятельности, усложнением структур и соответствующих форм сознания инравственных алгоритмов. Вместе с тем, оно перманентно: противоречия междуновыми тенденциями социального развития и культурными эталонами, образцами,фиксирующими прошлый опыт, постоянно дестабилизируют социум, вносят помехи вего функционирование. Отсюда новые требования к институтам образования:последние не могут больше ориентироваться только на передачу прошлого опыта,его стереотипов. Содержание, передаваемое в образовательных системах, должнобыть принципиально иным, то есть позволяющим подготовить человека к жизни,деятельности в новых ситуациях. Образовательные системы должны обеспечивать, содной стороны, подключение индивида к совокупному человеческомутехнико-технологическому опыту, зафиксированному в культурно-техническихценностях, а с другой — подготовку к будущей техногенной, информационнообслуживающей, социокультурной деятельности, отличной от прошлого, формированиеспособности к предвидению будущего, творческой переработке традиций. Словом,социализация образования означает способность и возможность производить нетолько полезные вещи, но прежде всего, самого себя, свою сущность, бытьсубъектом собственного развития в контексте совокупной социальной деятельности.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ.
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность изучения процесса социализации, факторов, на него влияющих,обусловлена, прежде всего, значимостью его в эволюции человеческого общества.Развитие социума опосредовано непрерывной сменой поколений. Специфический длявида Homo sapiens механизм социальной памяти обеспечивает накопление опыта,служащего материалом выработки программ совершенствования всех общественныхфункций. Однако это накопление идет не механически опосредуясь нарастающимусложнением самого субъекта познания мира. Изменение, применительно к новойсреде, новым принципам ее познания и преобразования, для индивида ограниченоцелостностью личности при всей ее гибкости и потенциальных возможностяхэволюции.
Отсюда, в современных условиях возрастает роль образования каксоциального института, основной функцией которого является социализацияличности к постоянно изменяющимся условиям и требованиям общества. Особоезначение в этом процессе играет система общего образования, которая отличаетсямассовостью включения в образовательный процесс всех социальных слоев и группна том этапе жизненного пути, когда формируются базовые социальныехарактеристики и ценностно-мотивационные структуры личности.
В условиях перехода к информационному обществу важнейшей тенденциейстановится повышение роли не просто массового, а качественного образования,выдвижение его одним из главных ресурсов мобильности, обретения социальногокапитала личности.
Современное состояние проблемы качества образования отражаетусиливающееся противоречие между, с одной стороны, возрастающими требованиямиобщества к нравственности и интеллекту человека, его способности кпроектированию, прогнозированию и, с другой стороны, фактическим уровнемобразования и развития выпускников образовательных учреждений. А он, этотфактический уровень, часто оказывается ниже современных требований, чтоусиливает тенденции роста общей и функциональной неграмотности населения,опасность духовного и интеллектуального обнищания общества.
Вместе с тем, в настоящее время в оценке качества результата образования(развитие личности), образовательной деятельности педагогических работников исамого образования администрации школ, работники органов управления образованиемзачастую ориентируются на традиционные показатели статистической отчетности,поскольку отсутствуют единые требования и методики оценки не только егосодержания, но и качества.
В таких условиях возрастает значение социологического анализа проблемы,разработки методологических основ и методик исследования и оценки качестваобразования. Рассмотрение проблемы качества образования наиболее оптимально врамках социологического анализа потому, что именно он позволяет, в силуспецифики социологической науки, исследовать качество образования каксоциальный феномен, включать его в систему социальных процессов, связей иотношений, характеризующих взаимодействие образования и общества, образования иличности.
Преимущества социологического подхода к трактовке качества образованияпозволяют, на наш взгляд, осуществить комплексный анализ социальных факторов,его обуславливающих, выявить социальную роль и значение качества образования сучетом уровня социализированности выпускников, сформированности социальнойкомпетентности учащихся в единстве системы универсальных знаний, умений инавыков и опыта самостоятельной деятельности и ответственности обучающихся,соответствия его современным жизненным потребностям развития страны.
Для осмысления проблемы качества общего образования с позиций успешностисоциализации учащихся существенное значение имеют разработки проблемсоциализации личности вообще, осуществленные в различных сферах научногознания, в первую очередь в философии, социологии, педагогике, психологии, атакже исследования междисциплинарного характера.
Проблема образования — тема для науки и культуры не новая. Онадесятилетиями обсуждается учеными, педагогами, писателями, родителями,общественными и государственными деятелями и с завидным постоянством остаетсяактуальной. Казалось бы, феномен образования исследован уже вдоль и поперек, апотому знакомство с ним может идти только по проторенным дорожкам. Однакодействительность убеждает в обратном: каждый новый шаг в развитии культуры,социально-политической ситуации, научной методологии понуждает взглянуть наобразование свежим взглядом и увидеть в нем то, что ускользало или былонедоступно другим исследователям. Тот факт, что объем регистрируемых знанийрастет, в то время как скорость, с которой эти знания поглощаются и обогащаютсяодним человеком, остается постоянной, ведет к дальнейшей специализации идроблению образования. Чем больше объем знаний, тем больше потребность вспециализации для поглощения этих знаний и создания новых. Каждый исследовательстремится сконцентрировать свою энергию на все более узких участках знания.Симбиоз между знаниями и специализацией влияет не только на образование, но ина структуру профессий и, в сущности на само понятие профессии. Рост знаний,особенно в развивающихся областях науки и техники, происходит по законугеометрической прогрессии. По такому же закону размножается живой организм, невстречающий искусственных препятствий.
Если бы единственной целью системы образования было создание новыхспециализированных знаний, то ее достижение не представляло бы трудностей. Ностремление к поиску новых знаний и обусловленная этим фрагментация учебногопроцесса оказывают влияние на другие цели образования. В первую очередь этоприводит к соответствующему дроблению преподавательской деятельности исокращению возможностей применения образования для общественных нужд.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образованные, грамотные люди — это основная движущая сила развитиячеловечества в XXI веке. И мы, сегодняшние студенты, которые завтра будутучеными и менеджерами компаний, должны это очень хорошо понимать. Тому, кто неразвивается, не идет вперед, придется уступить свое место другому, болееконкурентоспособному специалисту.
Исследование проблем структуры образования связано с изучением егосоциальных функций: передача накопленных знаний, преемственность социальногоопыта и духовная преемственность поколений, социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного, интеллектуального,социального потенциала.
Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления иразвития творческих способностей общества, для последовательной передачинакопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений.
Социология образования рассматривает влияние образования на все стороныжизни общеста — экономическую, социальную, политическую, духовную.
Подводя выводы по работе, хотелось бы отметить что процесс образованиявзаимодействует с другими социальными процессами и является одним из важнейшихмеханизмов социализации человека, продолжающимся всю его жизнь. Все проблемыобщества, как в зеркале, отражаются в системе образования. От сегодняшнегообразования зависит, каким будет человек завтра.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нечаев В.Я. Новые подходы в социологий образования. //Социс.- 1999. -№11
2. Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М.1990.
3. Социология: Наука об обществе: Учебное пособие //Под общ. Ред. В.П. Андрущенко,Н.И. Горлач.-Харьков, 1996.
4. Тощенко Ж.Т. Социология. – М., 1994.
5. А.М. Осипов, В.В. Тумалев. Социология образования» Учебное пособие // Ростов-на-Дону:Феникс, 2005. 320 с.
6. Шуклина В.А. Самообразование как отрасль социологического знания//Социс. – 1999. — №4