Реферат по предмету "Социология"


Образ лидера в массовом сознании

Оглавление
1. Теоретические основы впонимании лидера
1.1    Понятие лидера всоциологии
1.2    Механизмы формированияпредставления о лидере (вожде) в массовом сознании.
2. Социологическоеисследование на тему влияние средств массовой информации на формирование образаполитического лидера
2.1. Программаисследования
2.1.1 Методологическийраздел
2.1.2. Методическийраздел
2.2 Анализ результатовисследования
Выводы и предложения(рекомендации)
Приложения

1.Теоретические основы в понимании лидера
1.1 Понятиелидера в социологии
В любой группевыделяется руководитель, лидер. Он может быть назначен официально, а может и незанимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективомв силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально,извне, а лидер выдвигается «снизу». Лидер не только направляет и ведет своихпоследователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут залидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания испособности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чемсоответствующие качества остальных членов группы. Почему человек становитсялидером? Согласно концепции «черт» — лидер обладает определенными свойствами, чертами,благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологическиекачества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность какдоскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенностипсихологии людей, организаторские способности.
Лидеромгруппы может стать только тот человек, кто способен привести группу кразрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себенаиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяетте ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидерпоявляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек,который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновьлидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания итребования к лидеру).
С точкизрения масштабности решаемых задач выделяют:
-         бытовойтип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, всемье);
-         социальныйтип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах:спортивных, творческих и т. д.);
-         политическийтип лидерства (государственные, общественные деятели).
Существуетнесомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидераполитического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другоготипа.[1]
Лидерствопредполагает определенный характер ближайшего окружения. Оно должно быть отобранопо деловым, профессиональным признакам. Личная преданность – важное качество окружения,но недостаточно в наше время. Единомыслие, взаимопонимание, интерес к делу, взаимноедоверие, уверенность в правильности выбора, нравственная устойчивость, убежденностьтакже дают право занимать место в коллективе, окружающем лидера. Привлекательнымидля окружения выступают престижность места, возможность карьеры, признание в коллективеи вне его, в сферах власти и управления, в обществе и в стране. Но важно, чтобывсе это было при высокой профессиональной компетентности. Соратник должен иметьясное представление об общем состоянии дел, которыми он занимается под руководствомлидера, о своей роли, обязанностях в группе, обладать аналитическими,творческими способностями. В лидере как бы концентрируются качества его сподвижников.Поэтому он должен быть заинтересован в подборе людей, превосходящих его по каким-либокачествам.Талант руководства людьми основывается на целомкомплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играетдоверие и любовь масс к своему лидеру.
Доверие клидеру — это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признаниенеобходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннеесогласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с егоустановками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принужденияможно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся вовнутреннем согласии и единении с лидером.
Структурамеханизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей.Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образлидера, — модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствияей, а с другой — от лидера требуется способность выражать интересы группы.Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своимлидером, но и желают идти за ним.
От лидеразависит умелый анализ реальной действительности. На основе выводов, полученныхв результате проведенного анализа, формируется линия поведения — программадействий — и принимаются решения. После этого начинается мобилизация сил исредств. Лидер добивается поддержки всей группы или ее подавляющей части дляорганизации исполнения принятых решений, что предусматривает:
1)        подбори расстановку исполнителей;
2)        доведениедо них решений;
3)        уточнениеи адаптацию решений применительно к месту исполнения;
4)        созданиевнешних и внутренних условий исполнения;
5)        координациюдеятельности исполнителей;
6)        подведениеитогов и анализ результатов.
Перваятипология лидерства была предложена М.Вебером[2] и до сих поростается влиятельной. В ее основе лежала классификация авторитета лиц,осуществлявших власть. М.Вебер различал: 1) традиционное лидерство, основанноена вере в святость традиций; 2) рационально – легальное, или бюрократическое,лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка и его«разумность»; 3) харизматическое лидерство, основанное на вере всверхъестественные способности вождя, культе его личности. Оно возникает вкритических ситуациях. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируетсяв традиционное, или бюрократическое, происходит «рутинизация харизмы»
Авторитеттрадиционного лидера, согласно М.Веберу, опирается на многолетний обычай.Человек обладает «правом на лидерство» благодаря происхождению-принадлежности кэлите. Такой тип лидерства характерен для «доиндустриального» общества.
Рационально-легальное,или бюрократическое, лидерство, по Веберу, присуще «индустриальному обществу».Оно возникает в том случае, когда лидером становится не в силу каких-то особыхкачеств личности (хотя лидер должен продемонстрировать определенный уровенькомпетентности), а с помощью «законных» бюрократических процедур. СогласноВеберу, лидерство в «идеальной» бюрократии имперсонально, оно действует какинструмент закона, обезличенно.
Особенностьхаризматического лидерства, по Веберу, состоит в том, что традиционное ибюрократическое лидерство функционируют в стабильных социальных структурах иприспособлены прежде всего к решению повседневных задач (поэтому он называетэти два типа рутинными), тогда как харизматическое лидерство, возникает накрутых поворотах истории. Харизматический лидер должен рассматривать сроюмиссию как «признание свыше». Для этого типа лидерства характерныфантастическая преданность последователей лидеру, всякое сомнение в егохаризматических качествах рассматривается как святотатство. В этом Веберважнейшее отличие от лидерства рационально-легального и традиционного.Последние имеют более или менее объективные основания (закон, традиции),харизматическое лидерство носит сугубо личностный характер.
В современнойотечественной литературе существует множество классификаций лидерства. Наиболееинтересной представляется типология лидерства, предложенная профессором Б.Д.Парыгиным[3]. В ее основуположены три различных критерия: во-первых, по содержанию; во-вторых, по стилю;в-третьих, по характеру деятельности лидера.
По содержаниюразличают:
а)        лидеров-вдохновирелей,разрабатывающих и предлагающих программу поведения;
б)        лидеров-исполнителей,организаторов выполнения уже заданной программы;
в)        лидеров,являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.
В качествеодного из оснований типологии лидерства выступают «стили» лидерства.
По стилюразличают:
а)        Авторитарный.Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулируетцели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума ипроходят через лидера или под его контролем. Авторитарный лидер пытаетсяповысить активность подчиненных административными методами. Его главное оружие- «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха. Отнюдь не всеавторитарные лидеры грубые, импульсивные люди, но их роднит холодность,властность. Психологический климат в группе, где практикуется этот стильлидерства, характеризуется недостатком доброжелательности и взаимного уважениямежду лидером и последователями, которые превращаются в пассивных исполнителей.
б)        Демократический.Демократический стиль лидерства, по мнению большинства исследователей,оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны,уважительны, объективны в общении с членами группы. Социально-пространственноеположение лидера – внутри группы. Такие лидеры инициируют максимальное участиекаждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараютсяраспределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества.Информация не монополизируется лидером и доступна членам коллектива.
в)        «Невмешивающийся»лидер. Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний, предложений.Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установкаподобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне. Лидеризбегает конфликтов с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел,передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ходдеятельности группы.
По характерудеятельности различают:
а)        универсальныйтип, т.е. постоянно проявляющий качества лидера;
б)        ситуативный,проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.
Умениесформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом(или учреждением, властью) необходимые задачи– таковы современные требования клидеру. Для этого он должен владеть определенными качествами, Эберхард фонЛёнайзен в соей статье «Развитие лидерства: Российский контекст»[4],выделяет несколько таких качеств и характеристик являющихся ключевыми дляпонимания лидерства:
·         Чувствоперспективы – у лидеров очень развито это чувство, или, иначе говоря, видениетого, к чему нужно стремится, в каком направлении двигаться и как – хотя бы впринципе – достичь цели.
·         Страстность– одержимость своей целью, эмоциональная вовлеченность, эмпатия. Лидерыубеждены в правильности своих действий и способны заражать этой убежденностью иодержимостью всех.
·         Убедительность– умение добиться своего, воздействовать на людей и, руководя ими, находитьединственно верное соотношение между приказами и убеждениями.
·         Настойчивость– никогда не сдаваться, в случае неудачи предпринимать новые попытки.
·         Терпение– умение ждать подходящего момента, не спеша продумывать все последующие шаги.
В малойгруппе роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении ихдеятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. Приэтом выявляются и играют организующую роль его личные качества, умение владетьситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный выбор(людей, проблем, первоочередных задач). Одновременно лидер должен уметь удовлетворятьинтересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя своеокружение в зависимость от своих благодеяний. На отношения с группой и авторитетлидера оказывают значительное влияние личный стиль его поведения (авторитарный,жесткий или демократический).
В психологиигрупп существует несколько теорий лидерства. «Теория черт» (или«харизматическая теория», от слова «харизма» — «благодать») утверждает, чтолидером может стать лишь человек, обладающим определенным набором черт, ккоторым отнесли инициативность, чувство юмора, энтузиазм, дружелюбие,бдительность, красноречие и другие качества. В последнее время к этому перечнюоказалась добавлена такая характеристика, как «фактор геликоптера» — умениеподниматься над частностями ситуаций и воспринимать их вместе с окружающейобстановкой (геликоптер – это вертолет).
В противоположность«теории черт», «ситуационная тория лидерства» утверждает, что выдвижениекого-то из членов группы носит характер, обусловленный лишь требованиямиситуации. Таким образом, признавалось относительность психологических качествлидера и отмечалось, что в некоторой критической ситуации просто становятсявостребованными те особенности характера человека, которые и были у него ираньше, но не находили себе должного применения. Однако эта теория не оказаласьокончательной, поскольку при ситуационном подходе вообще исчезает категориясобственной активности человека, который становится объектом влияния ситуации,в которую он попадает, а не выбирает сам.
Две теории,не сумев объяснить всего богатства феноменологии лидерства, привели к появлениютретей – так называемой «синтетической теории лидерства», согласно которойлидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений вгруппе, а лидер – как субъект управления этим процессом. Отличие этой теории отпредыдущих состоит в том, что лидерство связано не с чертами или ситуациями, ас характером деятельности группы, ее целями и задачами, и потому – понятиефункциональное (распространяющееся именно на данную деятельность). Особенностьтого как становятся лидером, состоит в более сильном влиянии, подкрепленномкомпетентностью в данной области.[5]
Констатациятого факта, что «фундаментом любого социального организма являются отношениягосподства и подчинения», рассматриваются французским социологом ГюставомЛебоном[6] как основнаяпредпосылка существования вождей (или аристократии). При этом меньшинствовсегда правит большинством, но и в самом правящем меньшинстве обязательноналичествует лидер – вождь.
Личнаяпреданность главе общественного движения, руководителю — важное условие лидерства.Но если лидера связывают с окружением только личные отношения или даже личная зависимость,лидерство перестает быть рациональным. Тогда в политике лидера доминируют подбори укрепление преданного ему окружения, а ее эффективность измеряется прочностьюземляческих связей. История знает простейший способ укреплять их – семейными, кровнородственными,родоплеменными узами, а в более поздней и современной форме — дружескими, товарищескими,земляческими. Это приводит к идейным, партийным, групповым связям, что в своюочередь ведет к перерождению лидерства в вождизм, самого лидера – впредводителя, а его окружения — в клан (узкую, обычно замкнутую группусвязанных круговой порукой людей), а необходимость постоянно поддерживатьустойчивую структуру группы и более широкого окружения – в культивированиепочти религиозной веры в непогрешимость главы клана, будь то высший руководительстраны или партии, ведомства, учреждения, народного движения.
Основаперерождения лидерства в вождизм – в архаической простоте патриархальных отношений.Сложный механизм современной власти заменяется приказами, желаниями вождя иповиновением последователей. Общество отождествляется с государством, политика– с идеологией, воля вождя – с волей народа, истории. Восприятие действительностистановится иррациональным, ибо отношения между вождем и его окружениемутрачивают разумные основы. Вождь прибегает к наиболее доступным манипуляциямобщественным сознанием, которое воспринимает все новое как чужое и чуждое, враждебное.Иррациональным становится стремление окружения наделить вождя необыкновеннымиспособностями, необычайной мудростью и прозорливостью, знанием всего того, что должнызнать его близкие и подчиненные и, естественно, страна и народ.
В отличие от вождизмалидерство не наследуется. Каждый новый лидер рождается заново. И хотя он наследуетсложившееся окружение (преемственность власти необходима), он должен бытьносителем новых идей. Новаторство — основа чередования лидеров в нормально функционирующейполитической системе. Оно проявляется и реализуется в демократическом механизмерегулярной системы смены власти, в периодических выборах новых руководителей.
Совсем иначесменяются вожди. Какими бы причинами ни была вызвана их смена, новый вождьневольно наследует технологию власти своих предшественников. А так как срединих обычно бывает один, наделенный необыкновенными качествами и овеянный легендарнойславой, то новый вождь стремится уподобиться его образу. Новое, что он приноситс собой, нередко сводится к поруганию его непосредственного предшественника, особенноесли его устранение от власти было следствием специально организованных мер, ане естественных причин. Вождь, по мнению Жана Габриеля Тарда, — организующее,цементирующее ядро массы, он – ее центр. Общество предстает в виде пирамиды,вершину которой занимает главный вождь, ниже находится группавождей-посредников, а основание образуют массы.
Посколькуличность вождя начинает занимать одно и то же, центральное, место в психическойжизни множества людей, а следовательно, оказывается как бы растиражированной втысячах или даже миллионах экземпляров, поскольку возникает впечатление, чтосуществует по мнению Г. Лебона «душа массы»[7]. На самом жеделе, полагает Тард[8], существуетлишь одна душа и одно сознание – это душа и сознание вождя, размноженные вмассе. Масса – это тысячеликий вождь его бесчисленные зеркальные отражения.
1.2 Механизмыформирования представления о лидере (вожде) в массовом сознании
МассовоеСознание — собирательное понятие, обозначающее сознание значительной частилюдей, массы граждан, принадлежащих чаще всего к разным социальным группам,слоям и классам.
Массовое же сознаниехарактеризуется тем, что его носителем является особая совокупность граждан,называемая массой (значительная совокупность граждан, объединенных в те илидругие внеклассовые, межклассовые и надклассовые движения: религиозные,экологические, антивоенные и т.д., т.е. совокупность людей, социальные интересыкоторых во многом различны), а причины объединения этих граждан в определеннуюмассу или движение связаны не столько с общим или сходнымсоциально-экономическим или историко-этническим положением, сколько сосплочением участников вокруг определенной идеи, лозунга, цели, выражающихсовпадение их устремлений лишь по данному вопросу или аспекту интересов.Массовое сознание важно именно своей массовостью, распространенностью срединаселения, причем независимо от экономического или социального положения людей.Если говорить об общественной роли массового сознания, его влиянии наобщественную жизнь, то, не ставя под вопрос огромную роль всех формобщественного сознания, особенно сложившихся исторически и уже неотделимых отчеловеческой истории, было бы большим заблуждением не видеть, что массовоесознание — один из важнейших каналов воздействия на массы и манипулированиямассами.[9]
Особенностиповедения массы и, в частности, ее влияния на входящих в нее индивидов зависятот индивидуальности лидеров, их типов и психологических качеств. Это,безусловно, люди особого склада. Лидерство в массе принципиально отличается отлидерства в группе и требует совершенно иных качеств. Г. Лебон в своей работе«Психология социализма»[10] именовал лидеров массы«апостолами», убежденными в том, что ведут людей к новой вере. Он считал: «Нетнадобности, чтобы число этих апостолов было очень велико для выполнения ихзадачи. Надо вспомнить, какое небольшое число ревнителей было достаточно длявозбуждения столь крупного движения, как крестовые походы, — событие, бытьможет, более чудесное, чем насаждение какой-либо религии, так как миллионылюдей были доведены до того, что бросили все, чтобы устремиться на Восток, ивозобновляли не раз это движение, несмотря на самые крупные неудачи ижесточайшие лишения»
Г. Тардсчитал, что масса сама находит себе лидеров, как бы выталкивая их из себя. Нобольшее распространение получили взгляды Г. Лебона, который описывал четыреосновных типа таких «вожаков».
«Апостол».Первый тип — это убежденные проповедники, «мессии» и апостолы неких верований(независимо, религиозных, социальных или сугубо политических, например,отдельно анализировавшегося Г. Лебоном социализма). Это харизматические лидеры,обладающие именно теми качествами, которые востребованы массой. Такие лидеры —как бы «прообраз толпы», они «несут в себе все ее основные свойства».
Загипнотизированныепоработившей их верою, они готовы на все жертвы для ее распространения икончают даже тем, что исключительно целью своей жизни ставят воцарение этойверы. Эти люди находятся как в полубреду, изучение их требует патологическогоисследования их умственного состояния, но, несмотря на это, они всегда играли вистории громадную роль. Такой апостол всегда представляет собой религиознонастроенный ум, одержимый желанием распространить свое верование. Г. Лебонособо подчеркивал внешнюю «простодушную наивность» этих людей. Ничто их незатрудняет. Для них ничего нет легче, например, чем враз перестроить всеобщество.
В структуреповедения такого лидера особенно выделяется жажда разрушения: по-видимому,почти во все времена имел силу общий психологический закон, по которому нельзябыть апостолом чего-либо, не ощущая настойчивой потребности кого-либо умертвитьили что-либо разрушить.
«Случайныйфанатик». Второй тип лидеров массы — это более умеренные фанатики одной идеи,своего рода «моноидеисты» в определенных ситуациях. У них существует свой«пунктик», своя «идефикс», но она проявляется не постоянно. Г. Лебон описывалих так: «Повседневно встречаются очень умные люди, даже выдающиеся, теряющиеспособность рассуждать, когда дело касается некоторых вопросов. Увлеченныетогда своей политическою или религиозною страстью, они обнаруживаютизумительное непонимание и нетерпимость. Это случайные фанатики, фанатизмкоторых становится опасным лишь тогда, когда его раздражают». То есть в обычноевремя, в обычных условиях это могут быть вполне нормальные с виду люди, Однакопри возникновении соответствующих экстремальных обстоятельств (возникновениемассы, появление «апостола» и т. п.) в них просыпается дремлющая фанатичнаясущность. И тогда они — самые верные и надежные «помощники апостолов», ихприспешники и ближайшие подручные, часто движимые особой яростью и даже вполнеотчетливой манией преследования.
«Дегенерат-аутсайдер».Третий тип лидеров массы, согласно Г. Лебону, «принадлежит к обширной семьедегенератов. Занимая благодаря своим наследственным порокам, физическим илиумственным, низкие положения, из которых нет выхода, они становятсяестественными врагами общества, к которому они не могут приспособитьсявследствие своей неизлечимой неспособности и наследственной болезненности. Они— естественные защитники доктрин, которые обещают им и лучшую будущность, и какбы возрождение». У данного типа мало фанатизма, нет увлечения одной идеей идаже особой стойкости веры. Тут все решает чувство обиды на жизнь и личнаязаинтересованность в ее изменении.
«Диктатор».Наконец, четвертый тип лидеров массы, обычно приходящий на смену предыдущим«вожакам» и овладевающий массой после того, как фанатики ее сформировали иосновательно «разогрели», — обычный тиран или диктатор. Это лидер, усмиряющий иорганизующий массу, подбирающий власть и пользующийся плодами того, что ужесделала для него возглавлявшаяся другими толпа. Он может сочетать в себенекоторые черты предшествующих «проповедников», но не это главное. Основное егокачество заключается в том, что он умеет заставить массу полюбить себя ивозбудить боязнь к себе.
По 3. Фрейду,этот тип — прообраз «идеального отца». Согласно психоанализу, масса «уважаетсилу, добротой же, которая представляется ей всего лишь разновидностьюслабости, руководствуется лишь в незначительной мере. От своего героя онатребует силы, даже насилия. Она хочет, чтобы ею владели и ее подавляли, хочетбояться своего господина… Хотя потребность массы идет вождю навстречу, он всеже должен соответствовать этой потребности своими личными качествами. Он долженбыть сам захвачен глубокой верой в идею, чтобы пробудить эту веру в массе; ондолжен обладать сильной импонирующей волей, которую переймет от него безвольнаямасса»
 

2. Социологическоеисследование на тему: «Влияние средств массовой информации на формированиеобраза политического лидера»
2.1 Программаисследования
1.Актуальность проблемы
В последниегоды политика стала восприниматься более «персонализированной» через призмуличностных особенностей конкретных политический деятелей. Увеличилось числополитиков, представляющих самые различные движения, партии, фракции. Передкаждым человеком встала проблема необходимости выбора из многочисленного спискабаллотирующихся одного кандидата, отвечающего личным представлениям о том,каким должен быть политический лидер. Открытым остается вопрос: влияют лисредства массовой информации на формирование образа политического лидера всознании масс.
Все чаще мысталкиваемся с противоречием, когда образ политика, создаваемый в массовомсознании средствами массовой информации не совпадает с его реальными характеристикамии способностью эффективно решать поставленные перед политиком задачи. Налицоявные манипуляции с сознанием масс, снижение порога рационального осмысленияполитических процессов.
Образполитического лидера, внедряемый в массовое сознание, предстает как сложныйсоциально-психологический феномен, в котором отражена совокупность его реальныхличностных качеств, сформированных его деятельностью, средствами массовойинформации, политической рекламой на фоне соответствующих стереотипов массовогосознания.
Компонентыобраза противоречивы, поскольку отражают несовпадение между личностнымикачествами политических лидеров и теми ролевыми требованиями, которыепредъявляются к ним обществом с учетом социально-политической и экономическойобстановки, между реальным имиджем и «эталонным образом», ужесформированным в общественном сознании. Поэтому актуальным становится изучениевлияние средств массовой информации на формирование образа политическоголидера.
2. Проблема:Предлагаемый СМИ образ политического лидера отличается от желаемого образаполитического лидера общественных масс.
3.Объект исследования: образ политического лидера
4.Предмет исследования: образ политического лидера, формируемый СМИ
5. Цельисследования: определить роль средств массовой информации в процессеформирования образа политического лидера.
6.Цель исследования обусловила постановку и решение следующих исследовательских задач:
1.        Выявитьобразы политических лидеров, формируемые средствами массовой информации.
2.        Определитьроль средств массовой информации в процессе формирования образа политическоголидера в массовом сознании.
7.Гипотезы исследования:
1.        Средствамассовой информации формируют образы политических лидеров, во многом несоответствующие представлениям о реальных политических лидерах, складывающимсяв массовом сознании.
2.        Образполитического лидера, существующего в массовом сознании и формируемогосредствами массовой информации, не совпадают.
3.        Невсе люди принимают навязываемые им СМИ образы политических лидеров.
2.1.1   Методологический раздел
Интерпретацияосновных понятий:
Лидер- член группы, который и в значимых ситуациях способен оказывать существенноевлияние на поведение остальных участников.
Политическийлидер – это авторитарный член организации, группы, общества в целом, личностноевлияние которого позволяет ему играть существенную роль в политическихпроцессах и ситуациях.
Политическийлидер в современном обществе — индивид, способный к консолидации различныхгрупп для решения проблем общественного развития. За лидером общество признаетправо на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения групповогоинтереса.
МассовоеСознание — собирательное понятие, обозначающее сознание значительной частилюдей, массы граждан, принадлежащих чаще всего к разным социальным группам,слоям и классам.
2.1.2   Методологический раздел
Обоснованиеметода исследования:
Длядостижения поставленной выше цели предполагается проведение экспертного опроса.
Экспертныйопрос — разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты —высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности. Методподразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решениирассматриваемой проблемы.
Использованиеэкспертного опроса в данной работе можно объяснить его преимуществами:
1.        Целью экспертного опроса является получение информации о самихсобытиях и явлениях действительности, отраженной в знаниях, мнениях и оценкахреспондентов.
2.        Экспертный опрос – это метод, где опрашиваемые — специалисты, и ихкомпетентность не вызывает сомнений.
Оценки и решения, принимаемые на основе суждений экспертов,надёжны и надежность эта достаточно высока.
Заключенияспециалистов, связанных в силу своей повседневной профессиональной деятельностис изучением состояния и динамики общественного мнения могут дать надежную иточную картину, не уступающую по своей достоверности массовым опросам.
Экспертныйопрос в нашем исследовании выходит на первое место по сравнению с другимиметодами исследования. Опрошенные члены экспертной группы непосредственносвязаны с деятельностью СМИ, и имеют четкое представление о том, как СМИвоздействует на массовое сознание.
Таблица 1
Планпроведения исследования методом сбора экспертных мнений№п/п Мероприятия Трудоемкость (дни) 1 Подготовка программы исследования 10  2 Определение числа экспертов 3 3 Составление анкетного интервью 10 4 Сбор экспертных мнений 5-7 5 Расшифровка информации 2 6 Анализ полученной информации 2
Теперьнепосредственно о проведении исследования методом сбора экспертных оценок.
1.        Определение числа экспертов. Проблема подбора экспертов является однойиз наиболее сложных в теории и практике экспертных исследований. Очевидно, вкачестве экспертов необходимо использовать тех людей, чьи сведения наиболеепомогут принятию адекватного решения.
В проблемеподбора экспертов можно выделить две составляющие — 1) составление спискавозможных экспертов и 2) выбор из них экспертной комиссии в соответствии скомпетентностью кандидатов. Список возможных экспертов был составлен намилично, он включил в себя известных преподавателей кафедр журналистики иполитологии. Предварительный список экспертов содержал 5 человек. Для отбораколичества экспертов для нашего исследования мы пользовались следующимиметодами отбора экспертов:
1.        Методформальных критериев
2.        Методсамооценки
Использованиеформальных показателей экспертов (должность, ученые степень и звание, стажработы) помогает определить «зрелость» потенциального эксперта, степень егонаучного вклада, а также узнать, какую роль играет тот или иной человек в нашемобществе, судя по его должности. Использовался также метод самооценки, прикотором эксперт сам давал информацию о том, в каких областях он компетентен, ав каких — нет. В данном исследовании учитывались: теоретическая, практическая, прогностическаяи аналитическая компетентности по проблеме влияния средств массовой информациина формирование образа политического лидера. В результате на основе проведенияотбора экспертов (см. приложение 1) с помощью вышеперечисленных методов быловыявлено 4 эксперта, представителями которых стали 3 преподавателей с кафедрыжурналистики, 1 преподаватель с кафедры политологии…
2.        Анкетаэкспертного опроса представляет собой анкетное интервью, содержащее вопросыоткрытого и закрытого характера (см. приложение 2). Вопросы закрытого характерапредполагают выбор из предложенных вариантов одного или нескольких. Вопросыоткрытого характера требуют изложения точки зрения, предложения решенияэкспертом данного вопроса. Большее количество открытых вопросов в анкетеобъясняется тем, что экспертный опрос проводится с целью сбора экспертныхмнений, путей решения проблемы, прогнозирования явления.
2.2      Анализрезультатов исследования
После сбораанкет экспертного интервью целесообразно подведение итогов, анализа полученнойинформации.
Анкетаначинается с вопроса: Как вы считаете, каким образом СМИ воздействует на людей,и какие способы они для этого используют? Ответ был очевиден, средства массовойинформации воздействуют на людей посредством информации, которая либо убеждает либовнушает контекст восприятия того или иного фрагмента действительности. Восновном это воздействие происходит за счет искажения информации, как в своихцелях, так и в целях заказчика. Искажение информации может происходить какпреднамеренно, так и случайно. Преднамеренно, когда нудно получить выгоду(рейтинг СМИ, привлечение людей). Случайно, когда происходит спешка приподготовке материала или недостаточный профессионализм корреспондентов.
Затемэкспертам предлагалось отметить положительные и отрицательные черты средствмассовой информации, конкретно телевидения. Почему конкретно телевидения?Некому не секрет что большинство людей использует телевидение как средствополучения массовой информации. На этот вопрос эксперты выделили одно и тоже отрицательноекачество это заказ информации и естественно ее искажения для получения своейвыгода заказчиком. Так же свое место имеют такие ответы как: потакание массовымвкусам, наличие большого числа отрицательной информации, низкое качествокультуры. Из положительных качеств средств массовой информации были выделены:многообразие выбора, воздействие на большую массу людей. На наш взгляд этикачества можно отнести не только к телевидению, но и к печатным СМИ. Так как ина телевидении, так и прессе образ политического лидера является заказным.
Далееэкспертам предлагалось высказать свою точку зрения ответив на вопрос: «можно лиотнести слухи, как неформальный источник данных, к факторам, формирующим образполитического лидера? И почему?». На этот вопрос все эксперты ответилиутвердительно. Слухи как неформальный источник являются фактором формирующимобраз политического лидера, ими полнится вся Земля, и человек не может непропускать их «мимо ушей», в нашем обществе они можно так сказать и определяютобраз политического лидера.
Далее шел вопрос, вытекающий из предыдущего: Могут ли, на вашвзгляд, неформальные источники (слухи, сплетни, анекдоты) формироватьнегативный образ политического лидера? Большинство экспертов подтвердили это.
Следующий вопрос касался участия людей в политических событиях иих отстраненность от этих событий. Мнение было такого, это происходит в основном,потому что люди насыщаются информацией полученной из СМИ о каком-либо событии,не прилагая усилий поучаствовать в нем.
Что касается вопроса о том, может ли одно непопулярное решениеиспортить имидж государственного лидера, все эксперты были солидарны и ответилиположительно.
Затем от экспертов требовалось выбрать из перечисленных знаков компетентности,которые оказывают большее влияние на восприятие политического лидера. Всеэксперты выделили реплики, и это правильно. То что говорит политический лидернепосредственно связаны с его делами.
Следующийвопрос касался непосредственно проблемы поставленной в центре исследования:«Предлагаемый СМИ образ политического лидера отличается от желаемого образаполитического лидера общественных масс» эксперты разделились во мнениях на этотвопрос. Два эксперта согласились с данным высказыванием, двое – нет. Такимобразом, актуальность проблемы поставленной в данном исследовании встала подсомнение. Изначально каждый человек формирует своего идеального политическоголидера, но СМИ не всегда дают нам образы политических лидеров, которых мыжелаем видеть. В то же время средства массовой информации и формируют у нас всознании того политического лидера которого мы хотим видеть.
Далееэксперты должны были выделить качества, которыми должен обладать современныйполитический лидер. На первое место из качеств выдвинули ум, и это естественно.Здесь возникает вопрос: как определяют компетентность политиков? Ведь не всеполитики проявляют свою эрудицию на публике. Тем не менее, один считается«профессионалом», «знающим», а другой — нет. Все население воспринимает экранныйобраз политика. Поэтому на это восприятие оказывают огромное влияние знакикомпетентности, из которых наши респонденты выделили реплики.
Последнимивыступили два вопроса непосредственно связанные между собой, они касались факторов,определяющих политическую активность масс и подвластность этих факторов влияниясо стороны средств массовой информации. Естественно главными оказалисьнастроение и эмоции масс, которые естественно подвластны влиянию со сторонысредств массовой информации. А устойчивым к этому влиянию является уже точносформированное представление о политическом лидере, так же ценности и установкилюдей.

Выводы ипредложения (рекомендации)
Цельюисследования было определить роль средств массовой информации в процессеформирования образа политического лидера.
В ходеисследования были определены следующие гипотезы:
1.        Средствамассовой информации формируют образы политических лидеров, во многом несоответствующие представлениям о реальных политических лидерах, складывающимсяв массовом сознании.
2.        Образполитического лидера, существующего в массовом сознании и формируемогосредствами массовой информации, не совпадают.
3.        Невсе люди принимают навязываемые им СМИ образы политических лидеров.
Невсе гипотезы получили свое подтверждение.
Длядостижения выше поставленной цели был проведен экспертный опрос, который помогполучить данные о средствах массовой информации влияющих на массовое сознание,и проблемах формирования образа политического лидера.
Теперьможно сделать некоторые выводы из проведенного исследования, из анализаполученных данных.
Современноероссийское общество лишь отчасти можно назвать массовым. После слома старойсоциальной структуры, оборвавшего не только производственные, но и неформальныесоциальные связи советского времени, они вновь, подобно грибнице, начинаютпрорастать. Неопосредуемая СМИ культура частной сферы, достигшая апогея впериод застоя, поборовшая советское государство и погибшая вслед за ним, вновьраскидывает свои сети над островками относительной социальной стабильности иканалами мобильности, на которых начинают складываться паттерны разнообразныхсубкультур. И ее влияние становится все важнее по мере стабилизации социальнойструктуры. Всевластие СМИ — во многом миф, поддерживаемый заинтересованнымисторонами, раскручиваемый по “спирали молчания”. Молчания в публичной сфере, ноне в сфере частного. В будущем стабилизация социальной структуры неизбежноприведет к тому, что масштабы политической борьбы станут «мельчать». Борьба засимпатии уже отдельных социальных групп, а не общества в целом, все больше конкретизируети дифференцирует сами образы субъектов политики. Однако к счастью длясовременного российского общества, несмотря на измеряемые мнения, оценки,декларируемые намерения и оправдания, политические действия покапредпринимаются на основе политических установок. Для нас это значит, чтополитическая сцена — в сознании, а не в телевизоре.
Отсюда следует,что гипотеза о том, что образ политического лидера, существующего в массовомсознании и формируемого средствами массовой информации, не совпадают, имеетсвое подтверждение. Потому что люди изначально с детства имеют уже четкоепредставление о своем лучшем политическом лидере. И естественно, что средствамассовой информации пытаются нам подать политического лидера с его лучшейстороны, но как бы они не пытались сделать, чтобы люди принимали этогополитического лидера, в сознании каждого человека есть свой лучший политическийлидер.
Внутри-и внешнеполитическая жизнь общества в восприятии населения страны отражается вфигуре политического лидера, является источником информации, воспринимаемоймассами и на социальном, и на психологическом уровне. Эта информация, условноговоря, разделяется на два потока: часть, которая сознательно конструируетсяполитическими институтами и средствами массовой информации, а потому являетсядвойственной и не несущей в себе достоверность, и часть, которой трудноманипулировать, и которая используется в качестве критерия проверки ужесформированного образа
Информацияо политическом лидере преломляется сквозь механизмы восприятия, существующие уего последователей, влияет на формирование у них образа политика. Следуяпринятому в отечественной психологии разделению феномена образа наобраз-знание, образ-значение и образ потребного будущего.
Политическаяактивность масс определяется в первую очередь формируемым у неёобразом-значением политика и образом потребного будущего. Образ-знание политикав свою очередь концентрирует в себе переработанную и проинтерпретированнуюпоследователями информацию. Он влияет на формирование образа-значения и образапотребного будущего, а через это — на политическую активность масс. Поэтому прикоррекции мнения социальной группы о конкретном политическом лидере быстрогоизменения можно достичь при воздействии и изменении уже существующего у группыобраза-значения и образа потребного будущего. Влияние же на мнение группы черезобраз-знание имеет более длительный характер, но, по-видимому, результат этоговоздействия является более устойчивым.
Существованиеу группы образа политического лидера вовсе не предполагает наличия всех трёхего форм, но обязательно предполагает существование образа-знания этого лидера.В таком случае можно оказывать воздействие на политическую активность масс,влияя на образ-знание при одновременном конструировании образа-значения Образпотребного будущего формируется у группы под воздействием и образа-знания, иобраза-значения.
Отсюдаследует частичное подтверждение гипотезы о том, что средства массовойинформации формируют образы политических лидеров, во многом не соответствующиепредставлениям о реальных политических лидерах, складывающимся в массовомсознании. Все люди как говорилось выше, имеют свой собственный образ идеальноголидера, но он отличается от образа реального политического лидера. Подвоздействием средств массовой информации в массовом сознании и формируется тот самыйобраз реального политического лидера, соответствующего текущему времени. Эталонныйполитический лидер обладает лишь положительными качествами, а лидер реальныйпредставляется в массовом сознании как позитивными, так и негативнымихарактеристиками.К положительным характеристикам относятся: деятельность,решительность, обязательность, умение сформировать команду единомышленников,способность к назначению эффективных советников. К негативным: нерешительность,подверженность влиянию, конфликтность, склонность к политическим интригам,склонность к демагогии.
Несовпадениеобразов политических лидеров, формируемых средствами массовой информации, иобразов реальных политических лидеров, существующих в массовом сознании,подтверждает, что субъекты массового сознания способны противостоятьманипулятивному влиянию средств массовой информации. Это подтверждаетсяпроведенным исследованием, которое зафиксировало, что в средствах массовойинформации в формировании образов политических лидеров на передний план выходятрациональные оценки и характеристики (акцент на деловых качествах), а вмассовом сознании — в основном эмоциональные оценки (акцент на личностных инравственных характеристиках). Что, следовательно, подтверждает нашу последнююгипотезу о том, что не все люди принимают навязываемые им СМИ образыполитических лидеров.
Люди, какправило, составляют мнение не о самом политическом лидере, а о его образе,предлагаемом СМИ. Соответственно, оценки данного политического лидера — этостереотипные реакции не на него, но на экранный образ, который соответствуетили нет ожиданиям и ценностным приоритетам людей. Такие оценки могут бытьпристрастными, а то и просто ошибочными. Тем не менее, именно на них строитсявосприятие политиков и поведение избирателей.
В основномРоссийское общество большее внимание сейчас уделяет деловым качествамполитического лидера, активность, решительность, последовательность,деловитость — не только высоко ценимые качества политиков, но и ожиданиединамичного развития страны.
Не секрет,что в нашем переходном обществе уже, пожалуй, с десяток лет усиленно внедряется(прежде всего, самими политиками, идеологами и СМИ) и теперь отчетливодоминирует в массовом сознании пропагандистская, по сути, установка: политика —это «грязное дело». Власти выгодно невмешательство граждан в текущийполитический процесс, иными словами, их максимально пассивное политическоеучастие. Дескать, политически необразованные люди только мешают власти вершить«большую политику» и вести наш народ к очередному «светлому будущему». Значит,в целом необходимо его отчуждение от «грязного дела». Людей же следуетпривлекать к политике только в качестве нерассуждающих и хорошо управляемыхстатистов в нужных процедурах вроде выборов. Однако современная политика вобществе, которое считает себя демократическим, — это, прежде всего активноеполитическое участие граждан, в т.ч. объединенных в свободные ассоциации.
Именнопоэтому порождается негативное восприятие политической жизни и политическоголидера. В нашем обществе нужно повышать политическую активность граждан, и современем каждый воплотит своего идеального политического лидера в жизнь.
Главное чтоможно порекомендовать, чтобы в наших средствах массовой информации было меньше заказныхобразов политиков, и главное цензура, чтобы была. Не нужно навязывать людямсвои образы политических лидеров, как мы убедились это не всегда проходит. Людидолжны видеть реальных политических лидеров и их действия. Чтобы понимать, чтоделается для развития страны. В конце концов, не политические лидеры выбираютнарод, а народ выбирает своих политических лидеров.

Списокиспользованной литературы
1. Д.В. Ольшанский.Лидерство// Политическая психология.-№4.- 2002 г.
2. А.Г. Гладышев. Основысоциального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев. В.Н. Иванов, В.И.Патрушев и др. Под.ред. В.Н. Иванова.-М.: Высш.шк., 2001г. – 217 с.
3. Кретов Б.И. Типологиялидерства.//Социо-гуманитарные знания.- №3.- 2000г.
4. Эберхард фон Лёнайзен.«Развитие лидерства: российский контекст».//Управление качеством.- №5.- 2008г.
5. С. Нартова – Бочавер. Психологияличности и межличностных отношений.-М.: ЭКСМО-Пресс.,2001г. -416 с.
6. Семечкин Н.И.Социальная психология: Учеб. для вузов./ Семечкин Н.И. – Питер.: СПб, 2004г. — 376с.
7. Грушин Б.А. Массовоесознание: Опыт определения и проблемы исследования.-М.: Политиздат,1987. – 368с.
8. Лебон Г. Психологиясоциализма // Литературное обозрение. 1991. №6
9. Фрейд 3. Массоваяпсихология и анализ человеческого «Я» // Фрейд 3. Избранное. — Т. 1. — Лондон:Academia, 1959.

Приложение А.Анкета отбора экспертов
Уважаемый(-ая)!
В рамкахпроведения социологического исследования по определению причин и путей решенияпроблемы влияния средств массовой информации на формирование образаполитического лидера в массовом сознании будет проводиться экспертный опрос. Выявляетесь одним из потенциальных экспертов, просим заполнить Вас данную форму.Данная Вами информация будет использоваться исключительно в научных целях,поэтому Вам гарантируется полная конфиденциальность.
Ф.И.О.
Должность
Стаж работы
Ученаястепень
Оцените своюкомпетентность по проблеме влияния средств массовой информации на формированиеобраза политического лидера в массовом сознании.Компетентность Оценка 5 4 3 2 1 — теоретическая — практическая — прогностическая — аналитическая

Приложение Б.Анкетаэкспертного опроса
Федеральноеагентство по образованию
Байкальскийгосударственный университет экономики и права
Кафедрасоциологии и социальной работы
Анкетаэкспертного опроса на тему:
«Влияниесредств массовой информации на формирование образа политического лидера»
Уважаемыйэксперт, кафедра социологии и социальной работы в рамках социальногоисследования, целью которого является определение причин и путей решенияпроблемы влияния средств массовой информации на формирование образаполитического лидера в массовом сознании проводит сбор экспертных мнений.
Просим Васзаполнить данную анкету, которая содержит вопросы открытого и закрытогохарактера. Вопросы закрытого характера предполагают выбор из предложенныхвариантов одного или нескольких. Вопросы открытого характера требуют от Васизложения Вашей точки зрения, предложения по данному вопросу.
Данная анкетаанонимна, а результаты будут использоваться в научных целях. Ваше мнение оченьважно для нас, заранее благодарим за оказанную помощь в проведенииисследования!
1.        Как вы считаете, каким образом СМИ воздействует на людей, и какиеспособы они для этого используют?
2.        Выскажите свою точку зрения по поводу того, почему СМИ искажаетинформацию?
3.        Какие вы можете отметить положительные и отрицательные черты СМИ,конкретно телевидения?
4.        Объясните ваше согласие или несогласие с утверждением, что «прессав отличие от телевидения создает правдивое представление об образеполитического лидера »?
5.        Как вы считаете, можно ли отнести слухи как неформальной источникданных к факторам, формирующим образ политического лидера? И почему?
6.        Могут ли, на ваш взгляд, неформальные источники (слухи, сплетни,анекдоты) формировать негативный образ политического лидера?
А) да;
Б) нет;
В) затрудняюсь ответить.
7.        Как вы думаете, почему люди избегают участия, в политических событияхподвергаясь постоянному воздействию со стороны СМИ?
8.        Как вы считаете, может ли одно непопулярное решение испортитьимидж государственного деятеля?
А) да;
Б) нет;
В) затрудняюсь ответить.
9.        Какие «знаки компетентности» оказывают большее влияние навосприятие политического лидера?
А) жесты;
Б) слова;
В) реплики;
10.      Согласныли вы с утверждением что «средства массовой информации формируют образыполитических лидеров, во многом не соответствующие представлениям о реальныхполитических лидерах, складывающимся в массовом сознании». И почему?
11.      Какие вы можете выделить личностные качества, которыми долженобладать современный политический лидер?
12.      Какие психологические факторы и механизмы (явления, действия)восприятия политической жизни общества определяют политическую активность масс?
13.      Какие из этих факторов наиболее подвластны влиянию средствмассовой информации, а какие являются устойчивым образованием?
Благодарим за оказанную помощь в проведении исследования!


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ах, война, что ж ты, подлая, сделала Булат Окуджава
Реферат Основные этапы формирования многопартийности в Украине в середине 70-х - середине 80-х гг.
Реферат Напата
Реферат Словообразовательные гнезда танцевально-музыкальных неологизмов рубежа XX-XXI веков
Реферат Ценообразование в строительстве
Реферат Основы профориентационной работы в школе
Реферат Родовые травмы и послеродовые болезни 4 ступени
Реферат Формы социальной стратификации
Реферат Правовое регулирование банкротства кредитных организаций
Реферат Народное образование и педагогическая мысль в период 1908-1917 годов (до Великой Октябрьской социалистической революции)
Реферат Расширение спектра производных финансовых инструментов и развитие срочного рынка
Реферат Система региональных налогов в рамках бюджетного федерализма
Реферат Россия в эпоху Петра I 1682 1725 гг
Реферат Наука и образование в античных государствах(Древняя Греция и Рим )
Реферат Великие ораторы Древней Греции и Древнего Рима