Реферат по предмету "Социология"


О. Конт как основатель позитивной науки об обществе - социологии

МУРМАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Социология»
на тему: «О. Конт как основатель позитивной науки об обществе- социологии»
ВЫПОЛНИЛА:
Студентка Букреева С.П.
Группа Г 1/1-26, курс 3
№ зачетной книжки 06/146
ПРОВЕРИЛА:
Преподаватель
Павлова Татьяна Сергеевна
Мурманск 2008 г.

Содержание
Введение
1. О. Конт как основоположник социологии
1.1 Синтетическая наука — социология
1.2 Позитивизм как обоснование науки
2. Теоретические аспекты социологии
2.1 Объект и предмет социологии
2.2 Социальная гармония. Социальная статика и динамика
2.3 Функции социологии как науки
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В современной жизни термин «социология» у всех наслуху. С утра до вечера во всех средствах массовой информации мы постоянновидим, слышим, читаем о социологических опросах населения, рейтингахпрезидентов или соискателей этого кресла, имиджах политических деятелей. Эти идругие понятия, круглые сутки витают вокруг каждого из нас во всех местах скоплениялюдей: в очередях, на предприятиях, в транспорте, на различных политических иоколо политических кругах. В вузах нередко оценки преподавателям дают студенты,и, как правило, чем строже принимает преподаватель экзамен, тем ниже егорейтинг (т.е. оценка).
Итак, что же за наука «социология», вокруг которойвторое столетие не прекращаются горячие споры?
1. О. Конт как основоположник социологии
Французский философ Огюст Конт, которого многиесоциологи считают родоначальником новой науки об обществе, родился 19 января1798 года в городе Монпелье, в семье сборщика податей. Его родители былиправоверными католиками и монархистами. После окончания интернат-лицея в 1814 г.он поступает в Политехническую школу в Париже, где изучает математику,философию, глубоко интересуется социальными и экономическими проблемами.
Древнейшим предшественником подлинной социальной науки Контсчитает Аристотеля, который стремился рассматривать наблюдение как основу этойнауки, а человека — как политическое животное. Отмечали, что особенно глубокоевлияние на Конта оказал Сен-Симон(1760-1825). Трудно найти у Контатакую идею, которая в какой-то форме уже не присутствовала бы в сочиненияхСен-Симона. Это относится, в частности, к таким важным для Конта положениям,как идея прогресса, значение науки, в особенности социальной, в современнуюэпоху, различие «критических» и «органических» периодов вразвитии общества и т.д. [1]
Можно сказать, что собственно идея социальной реальности,ключевая для становления социологии как науки, была в значительной меревоспринята Контом у Сен-Симона. Сам термин «позитивная философия» последнийиспользовал еще в 1808 г., т.е. задолго до публикации трудов основателя позитивнойфилософии. У него же встречаются и тезисы (впоследствии развитые Контом) о том,что «наука о человеке», «социальная физика», или «социальнаяфизиология», — это часть общей науки, которая базируется на наблюдении иее методы должны быть теми же, что и методы естественных наук. Еще Карл Марксписал, что до Конта Сен-Симон в «Письмах Женевского обитателя» (1803)указывает на аналогию между социальным телом и биологическим организмом.
Не было бы ошибочным считать Конта простым продолжателемучения Сен-Симона. Во-первых, между ними существуют определенные теоретическиеи социально-практические расхождения. Сен-Симон делает основной акцент напроблеме социального прогресса, Конт, не отрицая прогресс, большее значениепридает проблеме социального порядка. Конт — сторонник централизацииполитической власти, социальной иерархии и субординации, Сен-Симон, наоборот,предсказывает исчезновение государства и доказывает фундаментальное равенство междулюдьми. Утверждая значение интеллектуального прогресса как необходимого условиясоциальной реформы, Конт упрекал Сен-Симона в поспешности и отмечал, что тотхочет лечить болезнь, природу которой еще не изучил. Во-вторых, и это самоеглавное, идеи Сен-Симона выражены в неразвернутой форме, чаще в виде отдельныхвысказываний. У Конта наоборот, те же идеи представлены в виде развернутых,систематических концепций и теорий.
В целом Конт стремился объединить противоречивые идейныетрадиции: просветительскую идею прогресса и традиционализм, просветительскийрационализм. Конт считает устаревшей христианскую догматику, но не религию кактаковую. Религия вечна, так как человек, в его интерпретации, — существо нестолько рациональное, мыслящее, рассуждающее, сколько эмоциональное,чувствующее, верующее. Но для обновления религии, так же как и всегочеловечества, по Конту, нужны новые интеллектуальные основания.
Конт признает важный вклад Т. Гоббса в развитии теории государства.Чрезвычайно высоко Конт оценивает вклад Монтескье, который впервыераспространил принцип детерминизма на познание социальных явлений и показал,что эти явления подчинены действию естественных законов. Но особенно высоко онценит двух мыслителей, идеи которых противостояли друг другу: де Местра (1753-1821)и Кондорсе (1743-1794). Он сделал попытку соединить и примирить традиционализми либерализм, консервативный и революционный дух. Конт рассматривает концепцииобоих мыслителей как взаимодополняющие. Главный социальный лозунг Конта «Порядоки прогресс» опирается на идею порядка у де Местра, сформированную в работе«О папе». Кроме того, он развил идею прогресса у Кондорсе, которогоКонт считал своим «духовным отцом», у которого он и позаимствовалидею трех стадий.
На формирование взглядов Конта оказало большое влияниеучение социалиста-утописта Ш. Фурье (1772-1837), который видел задачу своейжизни в разработке «социальной науки» как части теорий «всемирногоединства», проповедовавшего смену строя цивилизации новым общественнымстроем — социальной гармонии.
Также он испытал влияние либерального направления вполитической экономии, главным образом Адама Смита (1723-1790). У «прославленногои рассудительного» Адама Смита отмечается глубокий анализ разделения труда.«Мудрый» Тюрго (1727-1781), несомненно, также повлиял на контовскоепредставление о прогрессе, разделив культурный прогресс человечества на тристадии: религиозную, спекулятивную и научную[2].1.1 Синтетическая наука — социология
По Конту, социология, как и любая другая наука, изучаетнеизменные естественные законы. Предмет ее — самый важный и сложный, поэтомусоциология — своего рода царица других наук.
Он дает такую классификацию наук: математика − астрономия- физика — химия − биология-социология. Конт утверждает, чтовосторжествовавший в математике, астрономии, физике, химии и биологии образмышления должен в конечном счете победить и в области политики и привести ксозданию позитивной науки об обществе — социологии.
Но цель этого сочетания не только в доказательстве созданиясоциологии. Начиная с биологии, науки перестают быть аналитическими, анепременно становятся по преимуществу синтетическими. Это нарушение методологиисоздаст основу для социологической концепции исторического единства.
Каждый из терминов — аналитический и синтетический — приобретаету Конта разные значения. Конкретный пример: науки о неорганической природе — физикаи химия — аналитические в том смысле, что они занимаются законами развитияединичных явлений, единичных неизбежно и закономерно. Напротив, в биологииневозможно объяснить орган или функцию, если не рассматривать их в рамках всегоживого организма. Только в целом организме отдельный биологический фактприобретает свое значение и находит объяснение. Если бы мы захотели произвольнои искусственно вырвать часть живого организма, мы имели бы дело с мертвойматерией. Живая материя как таковая — глобальна или целостна.
Эта идея преобладания целого над частью должна бытьперенесена в социологию. Невозможно распознать состояние отдельногообщественного явления, если не поместить его в рамки социального целого. Неясныположение религии в отдельном обществе и определенная форма государственногоустройства, если не рассматривать это общество как целое. Для пониманияотдельных эпизодов в истории отдельного народа следует обратиться ко всейистории рода человеческого. Приоритет целого над частным приводит к выводу: историячеловеческого рода есть нечто первичное, а именно подлинный объект социологии.
Конт был приверженцем логики, воспитанным на тех дисциплинах,которые преподавались в Политехнической школе. Раз он утверждал первенствосинтеза над анализом, то должен был прийти к заключению, что общественнаянаука, которую он стремился создать, имела в качестве объекта историючеловеческого рода. Следует добавить, что Конт, рассматривая социологию какнауку в ряду других наук, пользуется формулой, которую он применял в «Опускулах»:подобно тому, как нет свободы совести в математике или астрономии, ее не должнобыть и в социологии. Раз уж ученые навязывают свои сентенции невежам идилетантам в области математики и астрономии, логично, что они должны равнымобразом навязать свой приговор в сфере социологии и политики. А это, очевидно,предполагает, что социология может устанавливать сразу то, что есть, что будети что должно быть. Впрочем, синтетическая социология Конта, будучи наукой обистории как целостности, определяет не только то, что было и есть, но и то, чтобудет, на основании принципа детерминизма. То, что будет, оказываетсяобоснованным тем, что философы прошлого именовали человеческой природой, аКонтпопросту называет реализацией человеческого и общественного порядка[3].
На третьем этапе своего мышления он приходит кдоказательству единства человеческой истории на базе теории природы человека иодновременно общества. Для того чтобы история человечества предстала единой,важно, чтобы во всех обществах, во все времена человек обладал некоторойузнаваемой и поддающейся определению природой. Нужно также, чтобы любоеобщество имело свой порядок, который можно было бы обнаружить при всемразнообразии обществ. Наконец, из природы человека и общества должны выводитьсяосновные характеристики становления истории.
Итак, социология может и должна использовать достижениядругих наук, изучающих иные сферы реальности. Эти науки, особенно биология (непосредственнопредшествующая социологии в иерархии наук), являются по отношению к нейвводными, подготовительными. Вместе с тем они служат для неетеоретико-методологическим образцом, ведь социология позже других дисциплинприблизилась к позитивному состоянию, в ней сохранилось особенно многотеологических и метафизических элементов, воображение в ней до сих порглавенствует над наблюдением.
Для обозначения самой молодой науки Конт используетразличные термины: «социальная философия», «социальная наука»,«социальная физиология» и «социальная физика». Он считалсебя автором последнего термина и до определенного момента рассматривал его какнаиболее предпочтительный. Однако это выражение стало, по мнению Конта, «неправильно»использоваться прежде всего бельгийским ученым Адольфом Кетле (1796-1874),который в своем труде «О человеке и развитии его способностей, или Опытсоциальной физики» (1835) применил его к «простой статистике». Подобноесловоупотребление явно не соответствовало тому выдающемуся месту, котороепредстояло занять социологии в системе наук и в обществе. Для обозначения новойнауки необходимо было новое слово, и оно было придумано.
Впервые Конт употребил слово «социология» в 1839 г.,в 47-й лекции «Курса позитивной философии» (том 4). Употребив еговпервые, он считал, что должен отныне отважиться на использование этоготермина, с тем, чтобы иметь возможность обозначать одним названием тудополнительную часть естественной философии, которая относится к позитивномуизучению совокупности законов, свойственных социальным явлениям.1.2 Позитивизм как обоснование науки
Конт относится отрицательно ко всему разрушительному,критическому. Он противопоставляет духу отрицания (и в теории, и вдействительности), принесенному Революцией, созидательный, позитивный дух. Категория«позитивного» становится наиболее общей и главной в егомировоззрении, поэтому «позитивизм» и другие слова, производные от«позитивного», становятся основными терминами для обозначенияконтовского учения.
Что же такое «позитивное» в истолкованииоснователя позитивизма? Он указывает пять значений этого слова:
реальное в противовес химерическому,
полезное в противовес негодному,
достоверное в противовес сомнительному,
точное в противовес смутному,
организующее в противовес разрушительному.
К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивногомышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, егонепосредственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравымсмыслом.
Место позитивного мышления в системе Конта можно понятьтолько в связи с его знаменитым законом «трех стадий», или «трехсостояний», который он считал своим главным открытием.
Согласно этому закону индивидуальный человек, общество ичеловечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят тристадии:
на теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремитсянайти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стремится кабсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит трифазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта стадия была необходимой длясвоего времени, так как обеспечивала предварительное развитие человеческойсоциальности и рост умственных сил. Но притязания теологии проникать впредначертания Провидения безрассудны и подобны предположению о том, что унизших животных существует способность предвидеть желания человека или другихвысших животных;
на метафизической, или абстрактной стадии человеческое мышлениетакже пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало ипредназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологииметафизика объясняет абстракции. На этой стадии спекулятивная, умозрительнаячасть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместотого, чтобы наблюдать»[4].Метафизическое мышление, составляя, как и теологическое, неизбежный этап, посвоей природе является критическим, разрушительным. Его черты в значительноймере сохраняются и в современную эпоху;
основной признак позитивной, или реальной, или научнойстадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинениявоображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступногоопределения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простомуисследованию законов, т.е. «постоянных отношений, существующих междунаблюдаемыми явлениями».
Иногда Конт высказывается не только против изучения «конечных»причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наукадолжна заменить вопрос «почему» вопросом «как». Сам он,однако, в своих сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иныхявлений.
Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше признаки,далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все наукии все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именнона третьей стадии формируется истинная, т.е. позитивная наука, цель которой — познаниене фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существованиенеизменных естественных законов — условие существования науки, их познание сцелью рационального предвидения — ее предназначение.
Конт исходит из представления о единстве и иерархической структуревсего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строитсвою классификацию наук, получившую широкую известность.
Характерно, что в этой классификации нет философии ипсихологии. Отсутствие первой объясняется тем, что Конт не мыслил философию вкачестве особой отрасли знания: для него позитивная философия — это та женаука, наблюдающая наиболее общие законы, обобщающая результаты частных наук иобеспечивающая их единство. Отсутствие психологии объясняется тем, чтотогдашняя психология была преимущественно интроспективной, основанной насамонаблюдении что, по Конту, не позволяло считать ее наукой, тем более что впериод создания своей классификации он придавал главное значение «объективному»методу, основанному на внешнем наблюдении.
Каждая из перечисленных наук представляет собой своего родаступень по отношению к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ееметоды и добавляет к ним еще свой собственный метод, обусловленный спецификойизучаемого объекта. Все науки проходят в своем развитии теологическую,метафизическую и позитивную стадии, только на последней они становятся наукамив собственном смысле. На вершине иерархии наук находится социология.
2. Теоретические аспекты социологии2.1 Объект и предмет социологии
Любая научная дисциплина имеет свой объект и предметисследования.Более того, именно точное определение собственного предмета исследования даетоснования для появления новой науки. Так, например, социология выделилась каксамостоятельная наука лишь после определения О. Контом предмета ее изучения.
Под объектом науки понимается феномен или круг явлений,который она изучает. Чем шире круг этих явлений, тем более общий характер онаимеет. На объект изучения социологии прямо указывает ее название, составленноеиз слов двух разных языков: латинского — socium, societas (общество) и греческого — logos(изучение). Таким образом, объектом социологии является общество. Как известно,общество изучается многими научными дисциплинами, например: историей,экономикой, политологией и др., но каждая выделяет для себя какой-либоспецифический срез, аспект исследуемого объекта, который и называется предметомданной науки.
Так, история занимается конкретными событиями,локализованными в пространстве и времени, т.е. каждое историческое событиеимеет определенное место, дату и конкретных участников, вплоть до указанияимен, фамилий, прозвищ. Социология же, в отличие от истории, имеет дело стипичными чертами, общими для явлений и процессов, происходивших илипроисходящих в разное время и (или) в разных местах.
На самом деле вопрос о предмете социологии достаточно сложен.Трудно дать определение, с которым были бы согласны все представители этойнаучной дисциплины. Отчасти это связано с молодостью самой науки, отчасти — ссущественной эволюцией ее предмета на разных этапах познания. Теоретическоесоциологическое изучение общества затруднено также вследствие быстрых измененийв общественной жизни на протяжении последних 150 лет. Происходившие измененияформ общественного устройства, социальных институтов и социальных (общественных)потребностей существенно повлияли на направления исследований, что вызываетнеобходимость периодического уточнения предмета науки. Дискуссии на эту темупродолжаются до сих пор. В значительной степени ситуация осложняется тем, чтосреди самих социологов нет единого мнения, является ли социология отдельной,самостоятельной научной дисциплиной.
Так, для родоначальника социологии О. Конта предметомсоциологии являлись универсальные законы развития и функционирования общества,поскольку перед французским и в целом — европейским обществом в то время остростояла проблема выбора форм общественного устройства. В другие времена и вдругих условиях более актуальными являлись другие проблемы. Поиск обобщающегоопределения предмета социологии не закончен.2.2 Социальная гармония. Социальная статика идинамика
Идеи Ш. Фурье о гармонии общества и всемирном единстве нашлиразвитие в работах О. Конта. Он трактует эту проблему гораздо шире и глубже,чем Фурье. В сфере политики он желает усиления правительственной власти,которая заботится о согласии частного поведения с требованиями общественногоблагополучия, к чему, в конце концов, сводится положительная нравственность,которая будет способствовать координации материальных интересов общества.
Ученый рассматривает проблему гармонии с различных аспектов:гармонию между трудом и капиталом, пролетариями и промышленниками, арендаторамии домовладельцами, мужчинами и женщинами, родителями и детьми. Особоподчеркивает, что убытки, происходящие от всякой остановки в производстве,должны падать не на рабочих, а на производителей.
В системе Конта уже лежит корень законодательства о защите женскогои детского труда. «Необходимо, — говорит он, — облагородить труд иморализовать богатство»[5].Предприниматели должны считать себя призванными к пользованию богатством винтересах всего общества. Это станет возможным, полагает социолог, при переходевласти в руки ученых и промышленников.
Любой объект, по Конту, может изучаться с двух точек зрения:статической и динамической. Это относится и к изучению социальной системы. Поэтомусоциология делится в его доктрине на две части: социальную статику и социальнуюдинамику. Эти две дисциплины соответствуют двум частям главного лозунгаконтовского учения «Порядок и прогресс». Для социальной статикивысшая цель — обнаружение законов социального порядка, для социальной динамики- законов прогресса. Социальная статика— это социальная анатомия,изучающая строение социального организма, социальная динамика— социальнаяфизиология, изучающая его функционирование. Объект первой из них — общество«в состоянии покоя», объект второй — общество «в состоянии,движения».
Социальная статика выделяет «структуру коллективногосущества» и исследует условия существования, присущие всем человеческимобществам, и соответствующие законы гармонии. Эти условия касаются индивида,семьи, общества (человечества).
Индивид, по Конту, естественным и необходимым образомпредназначен жить в обществе, но и эгоистические склонности у него также носят естественныйхарактер. «Подлинный социологический элемент» — не индивид, а семья.
Семья — это школа социальной жизни, в которой индивид учитсяповиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других. Она прививаетчувство социальной преемственности и понимание зависимости от прошлыхпоколений, связывая прошлое с будущим. Будучи микросоциальной системой, семьяпредполагает иерархию и субординацию и является основным элементом, из которогостроится общество.
Общество образуется из совокупности семей, в нем стадиясемейного существования перерастает в стадию политического существования. Семья,племя, нация, государство — все это фазы ассоциации в последовательномстремлении к человечеству. Но семья — это «союз», основанный наинстинктивных, эмоциональных привязанностях, а не «ассоциация». Чтокасается собственно социальных образований, то они предполагают преимущественнокооперацию, основанную на разделении труда.
Динамика с самого начала служит просто описаниемпоследовательных этапов, которые проходят общества. Но мы знаем, чтостановление общества и разума человека определяется законами. Поскольку всепрошлое составляет единство, социальная динамика не похожа на историю, которуюпишут историки, коллекционирующие факты или наблюдения за преемственностьюучреждений. Социальная динамика обозревает последовательные и необходимые этапыстановления разума человека и обществ.
Социальная статика поставила на повестку дня основнойпорядок любого общества, социальная же динамика воспроизводит метаморфозы,которые испытал этот фундаментальный порядок, прежде чем он вышел на конечнуюстадию позитивизма.
Динамика подчинена статике. Ведь понимание того, что естьистория, начинается с постижения порядка любого общества. Статика и динамикасоотносятся с терминами порядка и прогресса, начертанными на знаменахпозитивизма: «Прогресс — это развитие порядка».
Первоначальная социальная статика сравнима с анатомией иизучает, как организованы разные части социального организма. Но так какпредметом социологии оказывается история человечества, рассматриваемая какпроцесс формирования единого народа, анатомическая статика легко превращается ванализ структуры любого общества.
Конт указывает, что можно рассматривать природу человека какдвойственную или даже тройственную. Можно сказать, что человек состоит изсердца и разума, или разделить сердце на чувство (привязанность) и деятельностьи считать, что человек — это одновременно чувство, деятельность и разум.2.3 Функции социологии как науки
Теоретическое и прикладное, или практическое, значениесоциологии как науки об обществе раскрывается в выполняемых ею функциях. Вотечественной и зарубежной литературе называется количество функций: от трех додесяти. Не вдаваясь в полемику о числе функций, о задачах, решаемыхсоциологией, можно назвать основные функции, которые рассматривают большинство авторов,специализирующихся на изучении этой науки и создающих учебные пособия, учебникидля студентов, изучающих эту дисциплину.
Социология, как самостоятельная отрасль знаний реализуетприсущие общественной науке функции — теоретико-познавательную,методологическую, критическую, описательную, прогностическую,преобразовательную, информационную, мировоззренческую. В отечественной изарубежной литературе функции гуманитарных наук, как правило, делят на двегруппы: гносеологические, т.е. познавательные и социальные. Существуют идействуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.
Обычно основной функцией социологии как науки считаюттеоретико-методологическую функцию. Нам кажется, что нельзя познавать мир, невладея методом науки. Именно метод отличает одну науку от другой. Нельзя решитьфизическую задачу с помощью методов биологии. Новая наука и возникает тогда,когда появляется проблема, решение которой невозможно с помощью методовсуществующих наук. Таковы причины возникновения и самой социологии как науки[6].
Таким образом, основной функцией любой науки, в том числе исоциологии, следует считать методологическую функцию.
С помощью метода мы познаем окружающий нас мир. Следовательно,второй важнейшей функцией социологии как науки выступает функция познавательная(гносеологическая). С помощью данной функции социология исследует социальныеявления, их сущность, связи с другими явлениями, закономерности развитияразличных явлений и процессов. Главное место в поисках социологами научногознания занимают общественные отношения, анализ объективных и субъективныхсторон деятельности субъектов общественной жизни, анализ деятельностисоциальных институтов и т.д. Познавательная функция социологии проявляется ипри выработке долгосрочных и краткосрочных прогнозов развития той или инойсферы общественной жизни. Социологи, как правило, руководствуются методологическимпринципом (кстати, согласно этому принципу давали свои ответы на поставленныевопросы еще дельфийские оракулы) — прогноз тем более верен, чем меньше онсодержит деталей. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденциюразвития социального явления, а также на зафиксированную закономерность воткрытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытиетакого фактора — сложный вид научного исследования, поэтому в социологическойпрактике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современныхусловиях, когда научному обоснованию социальных проблем придается большоезначение, социальный прогноз занимает важное место в исследованиях о развитиисоциального объекта. Социолог изучает реальную проблему и стремится выявитьоптимальные пути ее решения, естественно, он движим желанием показатьперспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так илииначе прогнозируется ход развития социального процесса.
Социология выполняет и мировоззренческую функцию. Онасвязана с абстрактно-теоретическим объяснением мира, с общими (философскими) учениямио мире. Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что социологобъективно участвует в социально-политической жизни общества и своимиисследованиями содействует процессу развития общества, а также выражается виспользовании действительно корректных выведенных количественных данных,фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Онивыступают как совокупность наиболее общих методов познания и освоения практики.Исследуя окружающие нас явления с помощью научных методов, мы формируемопределенное воззрение на мир: биологи − биологическое, математики — математическое, юристы смотрят на мирсквозь призму права и т.п.
Теоретико-познавательная функция социологии проявляется визучении объективных законов, основных социальных проблем развития современногообщества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечитьнадежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальныхсферах общества, а именно об изменении социальной структуры, семьи,национальных отношений. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах,происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей,обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности иконкретности знаний социологии определяет эффективность реализации этой функции.Критическую функцию науки надо рассматривать через призму интересов. Какправило, ученые познают мир с позиций интересов личности. Реализуя критическуюфункцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С однойстороны, показывает, что нужно сохранить, упрочить, развить — ведь не все надоломать или перестраивать. С другой стороны, социология выявляет то, чтодействительно требует радикальных преобразований. Критическая функция,естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизируетих, стремится ставить наиболее полную картину социальных отношений и процессовв современном мире.
Познавательная функция социологии находит продолжение впрогнозах и преобразовательной функции. Суть преобразовательной функции состоитв том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояниясоциального субъекта служат основанием для выборки и принятия определенныхрешений. Изменения в обществе должны быть направлены на создание условий ивозможностей для сознательной, целенаправленной деятельности личности,социальных институтов. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека отрациональной деятельности, в оптимизации и качественном повышении ееэффективности.
В заключение важно сказать о такой функции социологии, какидеологическая. Принято считать, что она включает в себя и информационнуюфункцию, которая предполагает сбор, систематизацию и накопление информации,полученной в результате исследований. Социологическая информация — самыйоперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах онаконцентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководителиобъектов, где проводились исследования. В установленном порядке информациюполучают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.
На вопрос: «Что такое идеология?» — трудно датьединственный исчерпывающий ответ. Чаще всего ее определяют как системуконцепций, теорий, защищающих интересы правящего класса, элиты. В центре любыхидеологических систем стоят экономические интересы.
Идеология — это первый, высший уровень общественногосознания, система идей, выражающая как интересы, так и мировоззрениекакого-либо социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, чтов большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформацийименно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими вобщественном развитии.
Пока ни одному социологу не удалось полностью избежатьприсутствия в его теориях идеологической нагрузки. Разрушение идеологиимарксизма в России привело к небывалому социально-информационному прессу вразрушительной идеологии либерал-реформаторов. Для социолога всегда важенобъективный анализ общественных явлений. Но социальный статус исследователя,его мировоззренческая позиция также объективно оказывают давление на вывод,рекомендации, которые он готовит для заказчика. Безусловно, надо избегатьчрезмерной идеологизации как при составлении социологической документации (программ,опросных листов, бланков интервью, формализованных бланков наблюдений и т.д.),так и при формулировании «обобщения» рекомендаций.
Заключение
Была ли наука, придуманная Контом следствием его утопии или,наоборот, утопия — следствием его научных воззрений или, наконец, наука иутопия у него были независимы друг от друга? Как бы мы не ответили на этотвопрос, ясно одно: Конт внес важный вклад в становление социологии как научнойдисциплины. Он обосновал ее необходимость и возможность. Это обоснование былопо сути своей и неизбежно философским и, шире, мировоззренческим: очевидно; чтоизнутри социологии обосновывать ее было невозможно, так как в качествесамостоятельной науки она еще не существовала. Конт понимал, что он находитсялишь у истоков создания новой науки. Он наметил ее программу и отчасти пыталсяреализовать.
Конт внес серьезный вклад в формирование онтологическихпарадигм социологического знания, т.е. ключевых представлений о социальнойреальности. Он доказывал тезис о том, что социальная реальность — частьвсеобщей системы мироздания, и обосновывал идею автономии «социальногосуществования» по отношению к индивидуальному. Конт одним из первыхразрабатывал такие парадигмальные понятия, как «социальный организм» и«социальная система», сформулировал эволюционную парадигму,доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни ите же стадии. Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы,которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Его идеи лежат воснове разнообразных теорий индустриализма и технократии. Конт зафиксировалвыдвижение на авансцену социальной жизни и рост значения новых социальныхкатегорий: предпринимателей, банкиров, инженеров, рабочего класса, ученых. Онбыл родоначальником одной из главных социологических традиций — традицииисследования социальной солидарности (обозначаемой также терминами «согласие»и «сплоченность»).
Огромное значение имел тезис Конта о том, что структура иразвитие общества подчинены действию законов, которые необходимо изучать и наоснове которых следует строить социальную практику. Его различение социальнойстатики и социальной динамики в той или иной форме сохранилось на протяжениивсей истории социологии, а также проникло в смежные науки. Сохраняют своезначение и многие из его постулатов, касающиеся методов социологии: наблюдения,эксперимента, сравнительно-исторического метода и т.д.
Что касается значения Конта дляинституционально-организационной стороны развития социологии, то здесь можноговорить не о прямом, а лишь о косвенном его влиянии. Время институционализациисоциологии при нем еще не наступило. Как говорил сам Конт, «колыбель неможет быть троном». В его время социология находилась еще в колыбели. Нельзясказать, чтобы социология когда-нибудь или где-нибудь до сих пор находилась«на троне». Но в том, что она сегодня занимает вполне достойное местосреди наук о человеке, заслуга Конта, несомненно, велика.
Список использованной литературы
1.   Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. — М.: Прогресс, 1979. — 426с.
2.   История социологии в Западной Европе и США. — М.: Инфра — М, Норма, 1999.- 261 с.
3.   История теоретической социологии. Т.1. — М.: Канон, 1997. — 316 с.
4.   Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия. М.: Деловая Книга, 1998. — 439 с.
5.   Тощенко Ж. Социология. — М.: Юрайт, 1999. — 267 с.
6.   Социология: учебник для студентов вузов / Н.А. Нартов, В.Ю. Бельский; подред. проф. В.И. Староверова. — М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 511 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.