Реферат по предмету "Социология"


Национальная модель социально-экономического развития РБ и актуальные проблемы теории и практики социальной работы

Национальная модельсоциально-экономического развития РБ и актуальные проблемы теории и практикисоциальной работы/> 
1. Гуманистическая сущность национальной моделиразвития и ее влияние на содержание и эффективность социальной работы
Среди факторов устойчивогоразвития как отдельных национально-государственных образований, так и всегочеловечества – особое место занимает гуманизация условий человеческогосуществования в окружающей его природной и социальной среде. Человек ичеловечество должны создать для себя и будущих поколений необходимыепредпосылки для дальнейшего развития и защитить себя от возможныхнеблагоприятных последствий своей, прежде всего – производственной –активности.
В 1987 году Всемирная комиссияООН по окружающей среде и развитию утвердила концепцию устойчивого развития,характеризующуюся глобальным подходом к решению общих для всего человечествапроблем. Ее основное содержание сводится к утверждению: «Человечество способносделать свое развитие устойчивым, а это значит – обеспечить, чтобы оноудовлетворяло нужды настоящего, не подвергая риску способность будущих поколенийудовлетворять свои потребности».
Через пять лет в Рио-де-Жанейробыла сформулирована «Повестка дня на XXI век» – фундаментальный документ, который должен служитьосновой для выработки политических решений в странах, расположенных на разныхконтинентах, но связанных едиными условиями глобального существования. Основнойидеей Повестки является проведение политики, направленной на одновременноедостижение экологических, экономических и социальных целей общества.
Такая политика предполагаетрациональное использование ограниченных природных ресурсов для производстваобщественно полезных товаров и услуг, для чего необходимо вовлечь в процесспринятия политических решений все заинтересованные группы населения, сохраняя,таким образом, культурный плюрализм при одновременной институциональнойустойчивости. Государство как основной политический институт современногообщества должно обеспечить разработку национальных программ и планов развития врегиональных «повестках дня на XXI век» и осуществлять политику в целях достижения запланированныхрезультатов.
В соответствии с этимтребованием в 1996 году была разработана Национальная стратегия устойчивогоразвития (НСУР) Республики Беларусь. Ее основополагающие принципы нашлиреализацию в рамках «Программы социально-экономического развития РеспубликиБеларусь на 2001–2005 гг.».
В Программе четкосформулирована главная стратегическая цель белорусского государства –повышение уровня жизни всех граждан и приближение их благосостояния к уровнюжизни экономически развитых государств.
В четко определенной целиоднозначно прослеживается приоритетное направление государственной политики –ориентация на создание благоприятной социальной среды, способной на практикереализовать конституционно закрепленное положение о том, что высшей ценностью внашей стране является человек.
В определении перспективныхнаправлений развития страны большую роль сыграло осознание того факта, чтоэкономика – это не изолированная от человека тотальность, это одна из сферфункционирования социума как сложноорганизованного сообщества индивидов, преследующихопределенные цели в соответствии со своими потребностями. Вообще экономика –это результат совместной деятельности людей, а, следовательно, прогнозируя ееразвитие, необходимо концентрировать внимание на проблемах эффективногоиспользования ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничныхпотребностей человека.
Очевидно, что эта проблематикагуманистична и социологична в своей основе. То есть экономическая наука, азатем – и практика хозяйственной деятельности – не могут элиминироватьсоциально-гуманистическое содержание решаемых ими задач. Они порождаютсясоциальной практикой, в ней они находяти свое разрешение.
С позиций социологическойнауки все экономические построения являются умозрительными конструкциями, еслиони не включают анализ действующих в экономической сфере социальных субъектов.Это не просто хозяйствующие субъекты, исследующиеся микроэкономикой, и, темболее, не только экономические системы, анализ которых осуществляется на макро-и мегаэкономическом уровнях.
Социальные субъекты – этореальные действующие факторы разной степени общности – от человечества в целом– до отдельно взятого индивида. Их объединяет наличие общей, специфичной длячеловека и человечества черты – способности к сознательной, целесообразной ицеленаправленной деятельности в соответствии с потребностями и интересами, формирующимисяконкретной социокультурной средой, в которой живут и действуют индивиды и ихсообщества.
Следует отметить, что впоследнее время в экономических исследованиях значительное место отводитсяисследованиям «человеческого капитала» как важной человек соотнесённойсоставляющей экономики. Однако, зачастую, в этих случаях прослеживаетсязначительная объективация субъективного в своей основе начала.
Человек и его потребностидолжны всегда сохранять свою приоритетность в определении перспективныхнаправлений развития общества и его экономической сферы. Экономика, цельюкоторой является абстрактно понимаемая эффективность, не может статьэффективной экономикой в социальном государстве. Экономические подходы должныучитывать социологические факторы в самом широком смысле, включающем важнейшиеаспекты социокультурной динамики современного общества, которая связывает вединое целое действующих и взаимодействующих социальных субъектов, преследующихразные цели, ориентирующихся на разнообразные ценности и задающих, тем самым,характер и направленность общественного развития.
Белорусское государство поопределению является социальным. В этой конституционно закрепленнойхарактеристике однозначно зафиксирована его гуманистическая сущность. Онараскрывается и в национальной модели развития, суть которой заключается вреализации перспективных направлений и приоритетов общественного развития, вконечном итоге, определяющих содержание и эффективность социальной работы в белорусскомобществе.
Создание благоприятной дляразвития общества и человека социальной среды – это одно из условий эффективнойсоциальной работы. Социальная работа как особая форма деятельности, объявленнаяв качестве приоритетной также в сфере образования и науки, предполагает проведениесогласованной государственной политики в области оплаты труда и доходовнаселения, занятости, развития отраслей социальной сферы, в адресной социальнойзащите наиболее уязвимых слоев населения.
До подведения итоговреализации Государственной программы социально-экономического развития на 2001–2005 гг.осталось менее 2-х лет. Не предваряя окончательных выводов, которые будутсделаны на разных уровнях, следует отметить, что за годы, очерченныепрограммой, было сделано немало в области реализации каждого из направлений,входящих в комплексную программу, и соединяясь в единой социальной направленностидеятельности белорусского государства.
Реформы, осуществляемые вобласти оплаты труда, при всей сложности их реализации в современныхсоциально-экономических условиях, были ориентированы на восстановление ролитрудовых доходов, оплаты труда в качестве одной из важнейших ценностейбелорусского общества. Смысл такой деятельности заключается в том, чтобывернуть в некоторой степени утраченное понимание значимости самообеспечения,самозарабатывания средств, необходимых для достойного уровня жизни. Роль государствасводится к созданию правовых и экономических условий для раскрытия творческогопотенциала трудоспособного населения, в создании одинаковых стартовыхвозможностей для всех граждан белорусского государства.
По данным статистикигосударственная политика в области оплаты труда и доходов населения уже в 2002году привела к тому, что рост реальной заработной платы в целом по народномухозяйству составил более 7%; к концу 2005 года среднемесячная заработная платаработников должна увеличиться в 2,5 раза по сравнению с 2001 годом, а размертарифной ставки первого разряда в 2005 году должен составить 120% бюджета прожиточногоминимума.
Решение проблем в областиоплаты труда и доходов населения напрямую связаны с реализацией эффективнойсоциальной политики в области занятости. В настоящее время уровень безработицыв нашей стране удерживается на социально приемлемом уровне – около 2% кэкономически активному населению. И хотя этот показатель – самый низкий средистран СНГ, он не может оставаться вне поля зрения государства. Прежде всего,потому, что среди безработных половина – это молодежь – люди в возрасте до 30лет. Даже имея необходимое образование, но не владея практическим опытом,молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.
В связи с этим большиепроблемы встают не только перед государственными органами, регулирующимизанятость населения, но и перед системой образования в целом. Современноеобразование должно обеспечивать достаточно широкие возможности применения напрактике знаний, полученных на школьной и студенческой скамье.
Узкая специализация, как ужедоказано опытом, создает социальное напряжение в обществе, находящимся вусловиях социальных трансформаций, структурной перестройки. Узкие специалистыоказываются первыми в числе безработных, если не владеют навыками практическойсоциальной адаптации. Вот почему знания в области социально-гуманитарных наук,прежде всего – в области социологии – должны помочь молодым людямсамостоятельно осваивать окружающее их социальное пространство, отслеживать егопредстоящие модификации и, адаптируясь в них самостоятельно, рациональностроить свой жизненный мир.
Проблемы в области занятости,касающиеся молодежи, с некоторой спецификой, воспроизводятся и в другой, неменее уязвимой социально-демографической группе – женщин. На рынке трудаженщины так же, как и молодежь, оказываются достаточно часто в числе незанятых.Эта проблема также требует особого осмысления, в том числе и переосмыслениягендерных аспектов образования в нашем обществе. Еще совсем недавно нагендерную проблему вообще не обращали внимания, считая, что конституционноеравенство уже по определению ставит всех граждан в одинаковые условия. Системавоспитания и образования обходила «острые углы» существующего в обществегендерного неравенства. Именно специалисты в области социологии и социальнойработы подняли гендерную проблему до уровня ее общественного осознания.
Среди незанятого населения вбелорусском обществе, для которого характерно старение населения (как и длявсех европейских стран), постоянно увеличивается число нетрудоспособных лиц,как по возрасту, так и по состоянию здоровья. Для этой категории лиц КонституцияРеспублики Беларусь закрепила право на социальную защиту, включающее право напенсионное обеспечение. В настоящее время оно охватывает более четверти всегонаселения республики. И в этом тоже есть проблема, так как для нашей республикихарактерен опережающий рост размеров пенсионного фонда по отношению к фондузаработной платы, в связи с общим старением населения.
Известно, что населениесчитается старым, если доля лиц в возрасте 65 лет и старше превышает 7%. ВБеларуси этот показатель вдвое выше и составляет 13,6%. В итоге возрастаетнагрузка на фонды социального страхования, формирующиеся за счет трудоспособныхграждан, занятых в народном хозяйстве.
В связи с этим в нашей странебыла разработана система реформирования пенсионной системы, которая находитсясейчас в стадии реализации. Новая модель пенсионной системы сталамногоуровневой, включив несколько составляющих – общую социальную, трудовую идобровольную пенсии. Величина будущей пенсии ставится в этой модели взависимость от продолжительности и величины уплаченных страховых и накопительныхпенсионных взносов. В 2001 году в нашей стране начался переход к такой моделипенсионного обеспечения, первый шаг к которой был положен введениемперсонифицированного учета средств в системе государственного социальногострахования. Персонифицированный учет – это информационная база, в которойнакапливаются сведения о стаже, заработках, периодах временнойнетрудоспособности и других факторах, дающих право на пенсию. Используяпенсионные фонды, граждане могут самостоятельно создать себе дополнительнуюпенсию.
Осуществляя реформу пенсионнойсистемы с расчетом на трудоспособное население, белорусское государство неоставляет вне поля зрения тех, кто требует особого внимания сейчас – этоветераны войны и труда, к которым в нашей стране особое отношение. РеспубликаБеларусь полностью выполняет Соглашение государств-участников СНГ о взаимном признаниильгот и гарантий инвалидов и ветеранов войны, семей погибших военнослужащих.
Кроме этого в РеспубликеБеларусь разработана и реализуется «Комплексная программа по проблемам пожилыхлюдей на 2001–2005 гг.». В рамках программы проводятся научныеисследования с выходом на практическую реализацию полученных выводов ипредложений о социально-правовой защите пожилых людей, о развитии социальнойинфраструктуры, необходимой для удовлетворения их разнообразных, в т.ч. –культурных и интеллектуальных потребностей.
В число социальных приоритетовгосударственной политики белорусское государство относит программы имероприятия по их реализации в области социальной защиты семьи, охранематеринства и детства. В Республике Беларусь в настоящее время расходы навыплату пособий семьям с детьми являются одними из самых высоких среди странСНГ.
В Беларуси разработана иреализуется Президентская Программа «Дети Беларуси» (2001–2005 гг.),направленная на улучшение уровня и качества жизни детей, совершенствованиеусловий их воспитания и образования.
Определение приоритетностимероприятий в области социальной защиты базируется на главном социальном принципе– адресности социальной помощи. Она должна оказываться конкретно и реально тем,кто не в состоянии сам себя обеспечить по объективным причинам.
В этом состоит главнаяидеологическая компонента социальной политики белорусского государства. Егогуманистическая сущность базируется на реализации принципов социальнойсправедливости и государственной поддержки социально незащищенных слоевнаселения. К сожалению, в современном обществе растет число лиц, по объективнымпричинам не располагающим возможностями самообеспечения. В их число входятразные категории инвалидов. С этой проблемой столкнулись в полной мере и соседниегосударства. Их опыт решения этой проблемы положен в основу мероприятий,реализуемых в белорусском обществе.
Главным направлением в работес этими категориями населения является социальная абилитация и реабилитация, атакже предупреждение инвалидности, профилактические мероприятия, организуемые вгосударственном масштабе.
Медико-социальная работа насовременном этапе входит в число социальных приоритетов. Вот почему такимактуальным является вопрос формирования у всех групп нашего населенияустойчивых потребностей в здоровом образе жизни. «Культ» здорового образа жизнидолжен вытеснить «культ» больного человека, до недавнего времени бытовавший вобщественном сознании. Каждый человек должен нести самостоятельноответственность за свое здоровье. Общество должно помогать ему в преодолениинезависимых от него неблагоприятных обстоятельств, и только в крайних случаях,которые не могут быть устранены с помощью целенаправленных мероприятий, братьна себя ответственность по социальному обеспечению инвалидов.
Переориентация на профилактикузаболеваемости также является одним из значимых приоритетов социальной политикибелорусского государства. На этом принципе основывается реформаздравоохранения, которая находится еще в самом начале пути. Ее реализацияневозможна вне осуществления комплексных мероприятий по реформированию всей системывоспитания и образования, которая сейчас также развертывается в общегосударственноммасштабе.
Очевидно, что наше государствонаходится на пороге крупномасштабных социальных преобразований. От него –государства – во многом зависит успех комплексного социального реформирования.Именно государство способно и должно создать условия для успешной реализациисвоей социальной политики. В этом направлении и идет наше молодое суверенноегосударство. Однако процесс реализации всех программ напрямую связан сактивностью и целеустремленностью самих граждан. Не для них, а ими самими, ихтрудом, с помощью их интеллектуальной активности, на общем уровне их культуры,реализуются все социальные начинания.
Учет субъектного, активногоначала в деле реализации гуманистической сущности Национальной модели развитияв полной мере учитывался в разработке Стратегии устойчивого развития РеспубликиБеларусь на период до 2020 года (НСУР-2020). К концу 2003 года был созданитоговый документ, в разработке которого участвовали белорусские ученые,специалисты-практики из разных сфер народного хозяйства, представители общественных,в том числе – неправительственных организаций. Основное внимание разработчиковНациональной стратегии устойчивого развития было сосредоточено на еегуманистической сущности.
Создание необходимых условийдля повышения уровня и качества жизни всех категорий населения с одновременнойактивизацией их собственных усилий в этом направлении – это сложная системарегулируемых государством мероприятий, осуществляемых в сфере экономики, политики,в области культуры и образования. Успех в их реализации обеспечивает, вконечном итоге, эффективность социальной работы./>2. Формирование и совершенствование социальных отношений какодна из важнейших задач теории и организации социальной работы
Хотя каждый человек индивидуален, уникален, внесоциума, вне общества он не живет и жить не может. Он индивидуален именно всоциуме, в системе тех отношений, взаимодействий, которые складываются в данномобществе. Эти связи весьма многообразны и осуществляются на разных уровнях: науровне индивида, группы, класса, нации и т.д., а также внутри социальныхобразований. Они складываются в процессе экономической, социальной,политической, духовной деятельности людей, образуя определенные видычеловеческого общения, взаимодействия, определенные виды социальных систем,которым присущи свои механизмы регулирования этих взаимодействий,взаимоотношений.
В научной литературе широко обсуждается вопроссоотношения двух понятий, отражающих сущность взаимодействия, взаимоотношенийлюдей в процессе их жизнедеятельности. Это – общественные отношения исоциальные отношения.
Большинство авторов принимают позицию,изложенную М.Н. Руткевичем, и рассматривают социальные отношения как«аспект», «сторону» общественных отношений.
Что же представляют собой общественные отношения?
Общественные отношения характеризуются как многообразныесвязи между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них впроцессе их экономической, социальной, политической, культурной деятельности.Они изменяются в процессе развития общества как в пределах одной формации, таки при переходе от одной общественной формации к другой.
Общественные отношения являются важнейшим специфическим признакомобщества, делают общество системой, объединяют индивидов и их разрозненныедействия в единое целое, хотя оно внутренне и расчленено. Содержание и уровеньобщественных отношений может быть самым разнообразным, так как вовзаимоотношения по самым разнообразным проблемам могут вступать самые различныесоциальные образования: от индивида до больших человеческих сообществ.
Общественные отношения – форма деятельности людей. Ониносят надличностный характер, выражают не сугубо личностное положение человека,а, скорее, взаимодействие социальных ролей, которые выполняет человек, т.е.общественные отношения объективно обусловлены, они связывают индивида сгруппой, обществом, являются средством включения индивида в общественнуюпрактику, социальность. Общественные отношения, порождаемые деятельностьюреальных людей, существуют как формы, алгоритмы этой деятельности. Но,возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществукачественную определенность.
Общественные отношения рассматриваются как определеннаяустойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействиядруг с другом в условиях данного общества [100, с. 510].
В чем же специфика социальных отношений в сравнении собщественными?
М.Н. Руткевич рассматривает социальные отношения какотношения, определяемые положением людей и групп в социальной структуре общества;стержнем социальных отношений являются отношения равенства и неравенства;социальные отношения всегда присутствуют в экономических, политических и другихотношениях, но не исчерпывают их.
Как видим, акцент делается на социальном характереположения людей, т.е. их статусе, равенстве, неравенстве, условиях жизни, натом, что они (социальные отношения) вплетены во все другие отношения, но каксамостоятельные – они связаны с социальной сферой жизни общества.
В социальной сфере удовлетворяются жизненные потребностичленов общества, складываются социальные отношения и именно на этой основеосуществляется социальное воспроизводство социальных групп и индивидов.
Что же из себя представляет социальная сфера? Каковоее содержательное наполнение, какова структура?
Социальную сферу представляют как «пространствовоспроизводства реальной повседневной жизни, развития и самоосуществления общественныхсубъектов»… Социальная сфера – одна из основных сфер общества (наряду сэкономической, политической, духовной). Социальная сфера характеризуетсяопределенной самостоятельностью, целостностью, наличием собственных внутреннихзаконов развития – таких, как законы социального сравнения, социальныхперемещений, динамики социальной активности, развития социальной структуры идр. В процессе повседневной жизни, реализации внутренних законов сферы,удовлетворения потребностей люди вступают в определенные отношения (социальныеотношения), создают необходимые институты (социальную инфраструктуру). Все этои составляет социальную сферу.
В социальной сфере (как и в других сферах жизни человека)производятся соответствующие социальные ценности, главным источником которыхвыступает труд. К социальным ценностям следует отнести прежде всего жизньчеловека как таковую, физическое и психическое здоровье, интеллектуальную инравственную культуру, социально-политическую ответственность, гражданственность,патриотизм и т.д.
Говоря о самостоятельности, целостности социальной сферы,не следует представлять ее как нечто обособленное. Точно также как, скажем, экономика«проникает» во все другие сферы общества, также и социальное как продуктсоциальной сферы (или относящееся к социальной сфере) присутствует во всехсферах человеческой деятельности. Главное отличие социального –человекозащитное, гуманистическое содержание, его присутствие в воспроизводствеи изменении социальных связей между людьми, условий и образа ихжизнедеятельности, в формировании и удовлетворении их жизненных потребностей.Социальный менеджмент (как и социальная политика) преследует цель всестороннегоутверждения социальных ценностей, обеспечения полноправной жизни личности всоциуме, тем самым обогащая, совершенствуя всю социальную сферу и социальную среду.
Если попытаться структурировать социальную сферу, то вкачестве ее компонентов можно выделить прежде всего людей, (социальную структуруобщества) с их потребностями, интересами, социальными ценностями и качествами;во-вторых, социальные системы (соответствующие территориальные образования,организации, коллективы и т.д.), с помощью которых (или внутри которых)реализуются социальные потребности; в-третьих, взаимодействия, отношения людей(классов, групп), в которые они вступают в процессе удовлетворения своихпотребностей; в-четвертых, принципы, условия, законы внутреннего развитиясоциальной сферы и ее составляющих, правила разрешения проблем, возникающих всоциальных отношениях.
Анализ состояния социальной сферы можно осуществить последующим направлениям: 1) комплекс условий труда, быта и досуга; 2) степеньдоступности культурных благ и услуг (образование, информация, литература,искусство и т.д.); 3) гарантии жизнеобеспечения и безопасности людей, включаяохрану здоровья, социальную защиту, трудоустройство, защита прав и достоинствличности и др.; 4) возможности (открытость путей) социальных перемещений ижизненного самоопределения – от выбора профессии и места жительства доповышения квалификации, профессионального продвижения, открытия собственногодела, занятия тех или иных рабочих мест и должностей в соответствии соспособностями, уровнем подготовленности и отношением к делу; 5) реальноеучастие в управлении, социальном контроле, обсуждении и принятии решений и т.д.
Итак, реальной формой отношений в социальной сферевыступает удовлетворение человеческих потребностей. Однако вопрос в том, какимспособом каждый из субъектов удовлетворяет эти потребности, не наносит лиущерба другим людям, удовлетворяя свои, может быть, и не всегда разумныепотребности? Не рождает ли это социальных конфликтов, не увеличивает ли количествотех, кто станет нуждаться в социальной защите.
Иными словами – знание состояния социальных отношений даетключ к дифференциации технологий организации – социальной защиты, поискунаиболее эффективных форм и методов удовлетворения потребностей социальныхгрупп и личностей.
И здесь в систему факторов эффективного социального влияниявплетается такое понятие (и явление), как социальная среда, необходимостьучитывать особенности ее составляющих.
Социальная среда – этоокружающий человека социальный мир, который включает в себя общественные(материальные и духовные) условия, общественные отношения, а также группылюдей, среди которых человек живет. В реальной жизни человек не только зависитот социальной среды, но и своими активными действиями может видоизменять этусреду, а вместе с ней развивать и самого себя, свою сущность.
Социальная среда имеет структуру: можно выделить следующиеструктурные компоненты социальной среды: а) общественные условия жизни людей;б) социальные действия людей; в) их отношения в процессе совместнойдеятельности и общения; г) социальные общности, в которые люди объединяются.
Социальная среда – явление сложное, многоуровневое,многоаспектное. Можно говорить о макросреде и микросреде. Макросреда – экономическая,социальная, политическая и духовная система отношений. Микросреда –непосредственное социальное окружение человека – семья, неформальная группа,трудовой, учебный коллектив.
Для успешной организационно-управленческой деятельности всистеме социальной защиты важно иметь конкретное представление о видахсоциальной среды, которые выделяются по разным основаниям. В социологическойлитературе в качестве оснований и видов социальной среды рассматриваютсяследующие:
а) по степени общности – человечество в целом как планетарнаяобщность; общественно-экономическая формация; государство; класс; нация;общественная организация; самодеятельное объединение граждан; трудовой коллектив;
б) по целям и способам действия – производственно-трудовая,учебно-воспитательная, общественно-политическая, культурно-просветительная, спортивная,военная, религиозная, семейно-бытовая и т.д.;
в) по территориальному признаку – макросреда общества,крупного региона, микросреда города, района, села и т.п.;
г) по национально-этническому признаку – нация, народность,землячество, национальное объединение;
д) по демографическим характеристикам – мужская, женская,юношеская, детская, смешанная (люди разных полов и поколений);
е) по способам воздействия на личность – экономическая,правовая, эстетическая, нравственная, религиозная;
ж) по социальному вектору гуманного (антигуманного)воздействия на личность – обучающая, воспитывающая, манипулирующая,конформирующая, разлагающая, перевоспитывающая, упражняющая;
з) по социальной направленности формирующего влияния –социальная, антисоциальная, девиантная;
и) по отношению к прогрессу общества и развитию индивида,социальной группы – позитивная, нейтральная, негативная.
Как видим, оснований может быть достаточно много и видовсоциальной среды – также. Но первичное влияние на судьбы людей оказывает, естественно,семья. И это важно для распознания социальных проблем того или другогоиндивида, группы, для результативности социального менеджмента в системе социальнойзащиты.
В практической деятельности это означает, что:
Во-первых, менеджер социальной сферы, социальный работникобязан учитывать наличие сложившихся социальных отношений между людьми докризиса, во время кризиса и отношений, сложившихся после преодоления кризиса.
Во-вторых, видеть и учитывать роль социальных институтов(позитивную и негативную), создавших определенные «правила игры», закрепившихопределенные механизмы социальных отношений.
В-третьих, учитывать последствия современного развитияобщества, явления массовой урбанизации, миграционных процессов, а также явленияэкологического порядка и др.
социальный отношение проблема эффективность/>3. Актуализация содержания и проблем социального управления исоциальной работы
Современная картина мирапретерпевает огромные изменения, которые не могут не отражаться так или иначена всех сферах жизни и деятельности населяющих планету людей. Исследователиотмечают, что в современном мире осуществляется колоссальная по масштабам иглубине техническая революция, происходят коренные изменения во взаимодействиимежду обществом и природой. Эти гигантские сдвиги в конечном счете сочетаются спредопределенными ими же мощными интеграционными процессами, нарастающими навсех уровнях: от отдельных хозяйственных очагов в разных странах досубконтинентов (Западная Европа, Северная Америка, Южная Америка, Юго-ВосточнаяАзия и др.). Одновременно с указанными кардинальными изменениями (и в большеймере на их побудительной основе) во всем мире идет демократизация общественнойжизни, обновляются социально-классовые отношения, в которых непримиримыепротивостояния сдерживаются постепенным распространением реалистичногосоциального партнерства. В нашей стране происходит активный поворот отадминистративно-плановой модели экономики к рыночно-предпринимательской, всистеме социальной защиты складывается обновленная национальная модель,направленная на гуманизацию и стабилизацию социальных отношений.
Перемены в экономической,политической, социальной, духовной жизни влекут за собой изменения ворганизации и управлении соответствующими отраслями, в том числе и социальнойсферой.
Современнойорганизационно-управленческой деятельности в социальной сфере характерныследующие тенденции:
1. Интернационализация иливзаимопроникновение теоретических идей и практического опыта, которые сталивозможными в результате издания значительного количества работ по этимпроблемам, распространения программ обучения социальному менеджменту исоциальной работе, широких международных контактов ученых и практиков, созданиямеждународных систем информации, активизации деятельности международныхнеправительственных организаций. Перед организационно-управленческой наукой ипрактикой в этих условиях возникает немало проблем. Важнейшая из них, –уяснение того, что есть общее и особенное в управлении и социальной защите,какие закономерности, формы, методы организационно-управленческой деятельностиявляются универсальными, а какие действуют в диапазоне конкретных условийразных стран, в чем состоят особенности национального стиля в социальнойдеятельности, в организационном поведении, насколько эти особенности важны длядостижения желаемых результатов в экономической и социальной сферах.
2. Усиление внимания кразличным формам демократизации организационно-управленческой деятельности.Сегодня демократизация претендует на одно из важнейших мест в научной ипрактической проблематике. Мотивация работников посредством собственноорганизационно-управленческой деятельности занимает центральное место в «новойфилософии» управления. Суть ее сводится к следующему: децентрализация принятиярешений; добровольное активное сотрудничество персонала и администрации;гуманизация и демократизация процесса труда и отношений; обеспечение личнойсвободы и независимости; создание условий для личного совершенствования. Акцентделается на консенсус, партнерство. И здесь важно преодолеть старые подходы,стереотипы, сложившиеся в прежний период, развить и утвердить взгляд насоциальный менеджмент и социальную работу как на комплексные проблемы и деятельность,объединяющую усилия различных, а точнее – всех служб социального комплекса.
3. Совершенствование всехсторон организационно-управленческой деятельности, включая техническое итехнологическое обеспечение, развитие инновационных технологий. В материальнойсфере речь идет об ориентации на выпуск наукоемкой конкурентоспособнойпродукции и получении прибыли по результатам ее реализации, о применениисовременных средств, обеспечивающих единство науки, техники, производства, потребления,а в итоге – удовлетворение потребителей в инновационном продукте. Инструментамивыступают, рационализация организационных структур, форм, методов и средствуправления на базе повышения качественного уровня всего потенциала организации– кадрового, информационного, технического и т.п. В полной мере это касаетсясоциальной сферы. Кроме того, речь идет о совершенствовании человековедческихтехнологий, использующихся в социальном менеджменте, новых формах организацииработы по показанию помощи нуждающимся.
4. Совершенствование кадровогопотенциала организационно-управленческой деятельности, пожалуй, следуетрассматривать как актуальнейшую из актуальных проблем и тенденций: необходимыперемены по многим направлениям работы с кадрами, особенно с учетом грядущей информационнойэры, в условиях которой формируется новая социальная группа – когнитариат, еемощь основывается на использовании интеллекта, а не мускульной силы.Когнитариат, имеющий доступ к информации и наделенный высокой культурой,является ключевым ресурсом, эффективное использование и наращивание которогостановится центральной задачей управления. Его социальная функция, согласносовременным трактовкам, в том, чтобы непрерывно повышать роль и значениечеловека не только в интересах роста эффективности человеческой деятельности,но и для реализации заложенных в личности потенций саморазвития. Исходя изтаких посылок, новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание такимфакторам, как стиль руководства, квалификация и управленческая культурасотрудников, мотивация их поведения и реакция на нововведения, существенноповышается значение организационной культуры, т.е. системы ценностей, нормповедения, установок, принятых в качестве ориентира в данной организации. Всистеме социального менеджмента особую значимость приобретаютнравственно-этические нормы, качество человековедческих технологий, подготовка,переподготовка и развитие кадров социальных служб.
5. Необходимость дальнейшегоразвития организационно-управленческой науки. Эта тенденция и проблема имеетпрямое отношение к организационно-управленческой деятельности в системесоциальной защиты, развитию ее теории. Научная разработка этих проблем всовременных условиях приобретает решающее значение. В структуре Министерстватруда и социальной защиты Республики Беларусь функционируют специальные звенья,занимающиеся научно-информационным обеспечением социальной защиты населения,внедряются новые формы организации социальной работы.
6. Социальная работа все вбольшей мере приобретает системно-комплексный характер, требует усилениякоординационно-прогностической роли органов управления на всех уровнях системысоциальной защиты Республики Беларусь. Для теории и практики социальногоменеджмента – это особая задача.
7. Актуальность приобретаютпроблемы организационно-управленческого обеспечения стандартизации и повышениякачества социальных услуг. Определение стандарта как образца, своеобразногоэталона в виде нормативно-правового документа, устанавливающего основныетребования к качеству и объему социальных услуг, регламентирующего деятельностьсоциальных служб в масштабах государства и его регионов, предусматриваетразработку, принятие и контроль за соблюдением стандартов различных уровней –таких как международные стандарты; национальные (государственные);региональные; частные (локальные) стандарты, адекватные отдельным видамсоциального обслуживания; стандарты отрасли; стандарты социального учреждения ит.п. Стандарты законодательные (обязательность для выполнения службами иработниками), рекомендательные стандарты (научно-методические рекомендации,комплекс требований к качеству социальных услуг и др. технологические рекомендациии требования).
Итак, социальный менеджментощущает на себе те перемены, которые происходят в окружающем нас мире, ворганизационно-управленческой деятельности. Вместе с тем он имеет своюспецифику, свои закономерности, принципы, свой субъект и объект, существенноотличающиеся от управленческой деятельности в других сферах.
Важным здесь является понимание того, чтосистема современной социальной защиты включает: социальную защиту процессаформирования и развития личности; социальную защиту среды формирования иразвития личности; социальную защиту прав человека; целевую социальную защиту,выражающуюся в разработке и реализации постоянных и краткосрочных соответствующихсоциальных программ и т.д. Каждое из этих направлений представляет собойдостаточно сложный комплекс задач, мер, методик, и, конечно, действийсоциальных структур на разных уровнях./>/>4. Социальное партнерство как социальное явление:сущность и основные принципы
Идею и историю социальногопартнерстванеобходимо в тесной связи с цивилизационными процессами, развитиемтехнико-экономической базы и ростом социально-культурного уровня народа. Всистеме трудовых отношений в индустриальных странах Европы в конце XIX – начале XX века созрели условия для воплощения идеисоциального консенсуса. К этому времени легализовали свою деятельностьпрофсоюзы, начало формироваться трудовое законодательство, нарасталанеобходимость переговорных процессов в сфере социально-трудовых отношений. Впоследнем были заинтересованы обе стороны: не только рабочие, но и предпринимателиотреагировали на революцию 1917 года в России, на глубочайший экономическийкризис 1929 года в странах Запада. Однако наиболее благоприятные экономические,политические, социальные, социально-психологические условия для эффективногофункционирования социального партнерства сложились после второй мировой войны.
Развернутую концепцию социального партнерствасоздала Международная организация труда (МОТ). Она же стала высшим звеномрегуляции трудовых отношений на мировом рынке труда, узаконив сам термин «социальноепартнерство», получивший затем широкое научное и практическое признание.
В Конвенциях и Рекомендациях МОТ изложеныосновные правовые нормы, определяющие правовой статус всех субъектовсоциального партнерства и составляющие его правовую идеологию. Вкратце их можносвести к следующим моментам:
– признание права профсоюзов назаконодательную инициативу и равноправие социальных партнеров;
– существование в государствах-членах МОТарбитражных органов по разрешению социально-трудовых конфликтов;
– создание в государствах-членах МОТусловий для обеспечения независимости социальных партнеров друг от друга,автономности их функций;
– в действиях социальных партнеровотсутствует императив политических амбиций и идеологических установок.
В Конвенциях МОТ нашли отражение такиеважнейшие проблемы, как свобода объединений, право на коллективные переговоры,содействие коллективным переговорам, коллективные переговоры и соглашения,примирение и арбитраж, консультации и сотрудничество между органами государственнойвласти и организациями трудящихся и предпринимателей на отраслевом и региональномуровнях.
Нормы Конвенций МОТ имеют обязательнуююридическую силу только в случае их ратификации на государственном уровне встранах–ленах МОТ. По объему ратифицированных Конвенций судят о степенипрогрессивности трудового законодательства и регулировании социально–рудовыхотношений в стране.
Важную роль в системе социального партнерства,особенно при разработке национального законодательства, играют РекомендацииМОТ, хотя они не подлежат ратификации. Они затрагивают весьма существенныестороны жизнедеятельности трудовых коллективов.
Международная организация труда за годы своегосуществования и активной деятельности приобрела огромный опыт и авторитет,продолжает играть неоценимую роль в сглаживании социально-трудовых конфликтов,развитии и утверждениями лучших традиций социального партнерства во всехстранах мира.
Социальное партнерство (в теории и на практике)рассматривается как специфический тип социальных отношений, направленных надостижение баланса в реализации основных социальных интересов важнейшихсоциальных групп общества. Исторический опыт показывает, что интересы этихгрупп не могут совпадать, в своей основе они несовместимы (интересыпредпринимателей-собственников и интересы наемных работников). Цель партнерства– достижение оптимального равновесия в реализации этих интересов. Это по своейсути – необходимое и выгодное для обеих сторон взаимодействие, историческиобусловленный компромисс интересов главных субъектов современных социально-экономическихи нравственно-политических процессов, одно из основных условий социальнойстабильности общества, в уровне которой определяющую роль играет степеньобострения и характер противоречий межу работодателями и наемными работниками.
В системе принципов, на которых базируетсясоциальное партнерство, особое место принадлежит принципам экономическогопартнерства. Достижение справедливости в социальном партнерстве возможно наоснове соблюдения следующих принципов:
– каждый человек имеет от рождения правона жизнь, свободу, стремление к счастью и на помощь общества в реализации этихправ; принцип равных возможностей для всех граждан не отделим от принципаличной свободы каждого гражданина;
– без права собственности не может бытьличной свободы; право собственности – неприкосновенно: законы о собственностине имеют обратной силы, а новые законы, существенно изменяющие правасобственника, применимы только ко вновь создаваемой, или вновь обретаемойсобственности.
– каждый человек имеет от рожденияобязанности перед обществом (социальную ответственность), объем которых иправила распределения определяются на основе демократического согласия единымидля всех законами и общественными потребностями;
– преимущественным способом реализациисоциальной ответственности является уплата налогов; в исключительных случаяхможет использоваться безвозмездный труд, оцениваемый денежным эквивалентом;
– социальная ответственность гражданина,не обладающего собственностью, определяется только полом, возрастом исостоянием здоровья;
– всякий гражданин, обладающий значительнойсобственностью, имеет дополнительную социальную ответственность;
– полноправным гражданином можетсчитаться только тот, кто честно и полно исполняет свои социальные обязанности;
– полноправный гражданин гарантированнопользуется благом неограниченной экономической свободы в рамках действующихзаконов; все ограничения экономической свободы носят исключительный характер:гражданам и нижнему уровню управления по отношению к верхнему разрешено все,что не запрещено, верхнему уровню управления запрещено все, на что не полученозаконодательного разрешения;
– общество не может существовать, а темболее выполнять обязательство перед гражданами без общественного достояния,созданного Природой или трудом предыдущих поколений; каждый полноправныйгражданин является, при своей жизни, равноправным и равноответственнымсовладельцем общенародного достояния: расходы на сохранение и увеличениеобщенародного достояния и доходы или блага от его использования равнораспределяются на всех граждан;
– никто персонально по собственномужеланию не может получить своей доли общенародного достояния: отказавшись отроссийского гражданства или умирая, гражданин безоговорочно оставляет свою долюнароду Российской Федерации; решения о перераспределении общенародногодостояния могут быть приняты только на основе референдума;
– никто не может стать собственником чего-либо,что создано Природой и не может быть отделено от окружающей среды безнеприемлемых последствий; право отделить что-либо от природной среды в личную,частную или коллективную собственность может возникнуть только на основесоглашения с Обществом, достигаемого демократическим путем;
– справедливы лишь два способа полученияправа собственности: создание объекта собственности и добровольное соглашение сзаконным собственником; если собственником является народ какого-нибудьрегиона, такое соглашение может быть узаконено только референдумом этогорегиона;
– каждый, кто хочет стать собственникомизъятых из Природы ресурсов, должен купить это право у народа и, после этого государствоне вмешивается в процесс законного использования приобретенных таким образомресурсов, если это не представляет угрозы здоровью граждан, сохранениюприродной среды или безопасности государства;
– каждый человек, выполняющий своисоциальные обязанности, священно и неприкосновенно владеет продуктами своеготруда, если при их создании не была использована чужая собственность;использование чужой собственности возможно только на основе свободного договорав рамках действующих законов;
– наиболее справедливый договор,определяющий использование чужой собственности для производства, – оплата сучетом законных интересов собственника стоимости средств производства, переносимойв продукт труда, возможно также продажа рабочего времени собственнику средствпроизводства в рамках, устанавливаемы законодательством;
– самая справедливая мера труда и мерапотребления – свободный договор равноправных партнеров, если ущерб наносимыйгражданам, не участвующим в договоре, не выходит за рамки честной свободнойконкуренции; правила честной свободной конкуренции определяются законами наоснове демократического согласия;
– свободный, полноправный гражданин,привлеченный к платному внеэкономическому служению обществу, имеет право надостойную его таланта и образования долю общественного продукта; еслиобщественное служение потребовало овладеть навыками и знаниями, бесполезными вдругой сфере, и овладевший не может в разумные сроки приобрести другие умения,это право не подлежит пересмотру, даже если отпадает необходимость служения;право на возмездное служение дается только по закону;
– свободный, полноправный гражданин,посвятивший себя безвозмездному служению обществу, не имеет привилегий присвоей жизни; он достоин увековечивания в памяти потомков;
– поддержка государством отдельныхграждан производится только на основе общеупотребительных законов; единственнаясправедливая причина возникновения персонального покровительства государствомсвободных граждан со стороны государства – особый талант.
Наряду с экономическими принципами выделяютт.н. частные принципы социального партнерства:
– трехсторонность на основе трипартизма –представительства правительства, профсоюзов и предпринимателей;
– равенство сторон на переговорах инедопустимость ущемления законных прав трудящихся и предпринимателей;
– приоритетность примирительных методов ипроцедур в переговорах;
– каждый последующий уровень коллективныхсоглашений (договор) не может ухудшать условий договора более высокого уровня идолжен отличаться от предыдущего большей выгодой для трудящихся;
– обязательность исполнениядоговоренностей;
– доверие и доверительность в отношениях;
– регулярность проведения консультаций входе сотрудничества;
– ответственность за принятыеобязательства.
С учетом того, что государство также являетсяучастником процессов социального партнерства следует рассмотреть основныепринципы государственной службы, зафиксированные в Положении «О федеральнойгосударственной службе» в Российской Федерации. Это – законность;обязательность решений вышестоящих государственных органов и должностных лицдля нижестоящих, подконтрольность и подотчетность государственных органов игосударственных служащих; внепартийность государственной службы; равный доступграждан к государственной службе; ответственность государственных служащих занеисполнение своих должностных обязанностей; социальная защищенностигосударственных служащих; стабильность государственной службы.
В российской научной литературе широкоиспользуется термин «система социального партнерства», под которым понимается:
– совокупность постоянно и временнодействующих двух-, трехсторонних органов, формируемых представителямиработников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействиемежду ними на различных уровнях регулирования социально-трудовых и связанных сними отношений (федерация, регионы, отрасли, территории, предприятия);
– совокупность различных совместныхдокументов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.), принимаемыхэтими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между сторонами инаправленных на регулирование социально-трудовых отношений;
– а также – соответствующий порядок,формы взаимодействия, соотношения и последовательность в разработке, срокахпринятия, приоритетности вышеуказанных органов и документов.
Итак, социальное партнерство можнорассматривать как идеологию цивилизованного общества рыночной экономики и какоснову и необходимый инструмент строительства социально ориентированныхгосударств.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.