Реферат по предмету "Социология"


Наркомания среди подростков как социально-педагогическая проблема

КУРСОВАЯРАБОТА
Наркоманиясреди подростков как социально-педагогическая проблема

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
§1. Сущность и содержание понятиянаркомания
§2. Факторы и причины наркоманиисреди подростков
§3. Социально-педагогическаядеятельность по профилактике наркомании среди подростков
Заключение
Литература

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемыпрофилактики наркоманий определяется изменением наркоситуации в нашей стране,основной тенденцией которой является катастрофический рост числанаркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков, что создало предпосылкик угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемиейнаркозависимости среди молодежи. Распространение наркомании приняло запоследнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социальногобедствия. Недоступность большинству населения информации о вреде наркотиков,причинах возникновения, формирования и распространения наркоманий, методахпротиводействия наркозависимости делает малоэффективной антинаркотическуюпропаганду. Отсутствие эффективной молодежной антинаркотической политики,нередкие откровения поп-кумиров, привели к формированию неотразимопривлекательной для молодежи наркотической субкультуры. Установлено, что чемраньше произошло приобщение к психоактивным веществам, тем быстрее формируетсянаркозависимость [18], тем тяжелее течение наркомании как болезни, большенегативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотреблениянаркотиков (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркоманиизаболеваний), и тем меньше эффективность профилактических, коррекционных иреабилитационных программ.
В настоящее время вэкстренной профилактической помощи нуждается значительная группа детей иподростков, которые в силу особенностей своего поведения, школьной и социальнойдезадаптации выпадают из общего числа более благополучных сверстников, и,следовательно, не охвачены программами первичной профилактики.
Увеличение числанаркозависимых подростков и недооценка обществом серьезности этой ситуации;отсутствие эффективных моделей антинаркотического воспитания, с одной стороны ипотребность в адекватных разработках профилактики наркомании, просветительскойработы среди населения, с другой, требует поиска новых формсоциально-педагогической деятельности.
Теоретические основы исследованиясоставили: по проблемам наркомании среди подростков (Курек Н.С., Мудрик А. В.,Шульга Т.И. и др.); по факторам и причинам наркомании среди подростков (ВолковБ.С., Еникеева Д.Д., Ковалев С.В. и др.); по социально-педагогическойдеятельности по профилактике наркомании среди подростков (Галагузова М.А.,Сирота Н.А., Шакурова М.В. и др.).
Цель исследования: раскрытьпонятие наркомании среди подростков как социально-педагогическую проблему.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие«наркомания» в психолого-педагогической литературе
2. Охарактеризоватьфакторы и причины наркомании среди подростков
3. Описатьдеятельность социального педагога по профилактике наркомании среди подростков
Объект исследования: наркоманиякак социально-педагогическое явление.
Предмет исследования: процессдеятельности социального педагога по профилактике наркомании среди подростков.
Методы исследования:анализ психологической, педагогической, социально-педагогической, юридическойлитературы.

§1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕПОНЯТИЯ НАРКОМАНИИ
В жизнь человеческогообщества наркотики вошли несколько тысячелетий тому назад. Употреблениенаркотиков первоначально было связано с религиозными и бытовыми обычаями вместах произрастания содержащих их растений – так называемых зонных, очагахприродного наркотизма. Такими зонами являются: Азия, где растут опийный мак(содержащий опий, затем преобразующийся в морфий) и дающая гашиш конопля; Южнаяи Латинская Америка (растение кока(кат), из которого добывается кокаин);Северная Африка (индийская конопля – из пыльцы которой получают гашиш,марихуану, анашу) [13].
Термин «наркомания»происходит от греческих слов narke– оцепенение, онемение и mania– безумие, страсть, влечение, пристрастие к употреблению наркотиков, приводящеек тяжелым нарушениям физических и психических функций.
Наркомания – группазаболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приёму в возрастающихколичествах наркотических средств вследствие стойкой психической или физическойзависимости от них с развитием абстиненции после прекращения их приема. Кнаркомании относится пристрастие к веществам, которые согласно спискупостоянного комитета по контролю наркотиков, утвержденному Минздравом РФ,отнесены к наркотическим веществам.
Наркотики – это такиехимические вещества синтетического или растительного происхождения,лекарственные средства, которые оказывают особое, специфическое действие нанервную систему, весь организм человека [27].
Комитет ВсемирнойОрганизации Здравоохранения (ВОЗ) определяет наркоманию как состояние,характеризующееся неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием еговсевозможными средствами, стремлением к постоянному повышению доз, приводящемук физической и моральной деградации личности и вредным для общества социальнымпоследствиям [22].
Наркотическими средствапризнаются только в тех случаях, если отвечают трем критериям, а именно:
1. Медицинскому,если специфическое действие данного средства является причиной егонемедицинского потребления;
2. Социальному, еслиэто немедицинское потребление принимает такие масштабы, что приобретаетсоциальную значимость;
3. Юридическому,если, исходя из этих двух предпосылок, соответствующая инстанция (Министерствоздравоохранения и социального развития РФ), на то уполномоченная, официальнопризнала это средство наркотическим и включила его в особый список.
Наряду с наркоманиейсуществует токсикомания. Термин «токсикомания» применяется для определениязаболевания в тех случаях, когда оно вызвано злоупотреблением какими-либовеществами (химическими, растительными и лекарственными), официально на текущиймомент к наркотикам не отнесенным. К веществам вызывающим токсикоманию, относятнекоторые препараты бытового назначения: всевозможные растворители, лаки,этиловый спирт и другие.
Если рассматривать термин «наркомания» в социально педагогическомаспекте, то можно определить, что наркомания — это форма девиантного поведения,которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков,постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению исоциальной дезадаптации личности.
Главная опасность наркомании не столько в нанесениифизиологического вреда организму, сколько в последующей деградации личности,которая наступает в 10-20 раз быстрее, чем при алкоголизме. Наркоманы перестаютинтересоваться учебой, школой, а потом и вовсе оставляют ее. Постепенноослабляются и прекращаются полезные социальные связи с друзьями, школьнымколлективом, педагогами, возникают сложные отношения в семье, развиваютсяэгоистические черты характера, лицемерие, лживость; внимание концентрируетсялишь на проблеме приобретения наркотиков.
Вопросы формирования наркотической зависимости в подростковомвозрасте привлекают к себе все более пристальное внимание специалистовразличных областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию,возрастает с каждым годом. Кроме того, известен тот факт, что лишьнезначительная часть несовершеннолетних, страдающих наркоманией, обращается запомощью самостоятельно, в то время как 5-7% от всех подростков уже имеют опытхотя бы разового употребления наркотиков.
Эффективность профилактических мероприятий подростковойнаркомании крайне низка, и одной из причин этого является недостаточное знаниеспецифики подросткового возраста.
Подростковый возраст, как отмечалось выше, имеет своиособенности, он труден в социально-психологическом плане. У подростков ярковыражена познавательная активность и в то же время высокая социальнаяконфликтность. Отмечается значительная нервно-психическая неустойчивость,дисгармоничное развитие личности, низкий самоконтроль. Вместе с тем наблюдаетсявысокая активность организма на фоне недостаточно сформированных защитных сил.В этом возрасте отсутствует внимание к своему здоровью. Подростки стремятся ксамоутверждению и самостоятельности, активно добиваясь этого различнымиспособами.
Одним из важнейших факторов, влияющих на формированиеличности подростка, являются подростковые поведенческие реакции:
— группирование со сверстниками;
— эмансипация — стремление выйти из-под опеки взрослых;
— чувство протеста и оппозиции — когда в ответ на излишнее«давление взрослых», подросток демонстративно начинает курить, употреблятьпсихоактивные вещества, в том числе наркотики и алкоголь;
— иммитация — копирование подростками поведения взрослых бездолжной критичности к некоторым его проявлениям.
Употребление наркотических веществ стало серьезной молодежнойпроблемой, а в течение последнего десятилетия ее уже относят к числу детских иподростковых проблем, которая характеризуется :
— массовым увеличением злоупотребления наркотическимипрепаратами среди детей и подростков, причем у подростков влечение к наркотикуочень долго остается психическим;
— «омоложением» контингента лиц, употребляющих наркотическиесредства, до возраста 13-14 лет;
— переходом от «легко доступных» психоактивных веществ,какими являлись в 80-х годах транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, ктаким дорогостоящим и престижным наркотикам, как кокаин, героин, «экстази»,наносящим более разрушительное действие на организм подростков, вызывающимбыстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации личности, хотя есть иопределенная группа подростков, которые из-за нехватки средств употребляютдешевые, «грязные* наркотики. Но и в том, и в другом случае, в отличие отвзрослых, которые, пристрастившись к наркотикам, как правило, стараютсяиспользовать более мягкие наркотики (марихуану, алкоголь), молодежь стремится кнаркотическим веществам сильного действия, когда наркотическое опьянение нерасслабляет, а имеет двигательную активную окраску;
— распространением более опасных форм употреблениянаркотических веществ (например, внутривенные инъекции) в группе; симптомомнаркотической зависимости подростка становится прием наркотического вещества водиночку;
— удовлетворением любопытства подростка относительно действиянаркотического вещества; познанием приносящего удовольствие, нового, волнующегои таящего опасность опыта, достижением чувства полного расслабления, а иногда «ясностимышления» и «творческого вдохновения». Применение наркотиков взрослыми редкодиктуется любопытством. Здесь выступают другие мотивы — стремление добитьсяспокойствия, легкости, душевного равновесия. Возникновение чувства любопытствапо отношению к наркотикам говорит о широчайшем распространении в России«наркокультуры», которая подогревает это любопытство (ведь ни у кого невозникает желания из чувства любопытства попробовать воды из уличной лужи), инедостаточной борьбе с ней государственных и общественных институтов;
— изменением социального статуса подростков, начинающихупотреблять наркотические препараты. Если еще лет пять тому назад это были детииз неблагополучных семей, где ведущими были такие асоциальные факторы, какпьянство или криминальность родителей, жестокие внутрисемейные отношения, то насегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучныхсемей с высоким достатком. Существующая в этих семьях финансовая свободаподростка, достаток денежных средств, невысокие морально-этические нормыприводят к формированию особой молодежной субкультуры, в которой ведущей ценностьюстановится свободное времяпрепровождение, а наркотики выступают атрибутомопределенного стиля жизни. Престижные дискотеки, концерты рок-звезд, молодежные«тусовки» становятся теми «наркоопасными» местами, в которых свободно продаютсяи принимаются наркотики.
На сегодняшний день особую опасность представляетупотребление таких наркотиков, как кокаин, героин, таблетки «экстази». Этаппервых проб сменяется этапом «полинаркотизма», когда подростком начинаютповторно и систематически приниматься различные наркотические препараты.Попробовав разные наркотики, подросток делает выбор, когда предпочтительнымиоказываются те психоактивные вещества, которые облегчают бездумнуюкоммуникацию. Здесь уже можно говорить о переходе отклоняющегося поведения вболезнь, где за этапом выбора наступает вначале психическая, а потом ифизическая зависимость от любого наркотика;
— следованием молодежной моде. Так, популярным видоммолодежных развлечений, становятся ночные дискотеки, которые предполагают, чтомолодежь будет танцевать без перерыва в течение 10 часов. Для того, чтобывыдержать такую физическую нагрузку, молодые люди должны быть хорошоподготовлены: иметь хорошую танцевальную, физическую, силовую форму. Но не всеюноши и девушки способны выдержать этот ночной марафон под оглушающую музыку.Поэтому в молодежной среде очень быстро стали распространяться психоактивныевещества «для безудержного веселья», например, наркотик «экстази», когда поддействием только одной таблетки можно танцевать без перерыва, не ощущая усталости,в течение 10-12 часов. Или другое направление в моде — увлечение музыкой. Дляобострения восприятия модной музыки, сексуальной расторможенности молодые людиначинают принимать психостимуляторы и психоделические вещества;
— распространением мифов о наркомании: миф первый — «я толькопопробую, это не страшно и не опасно» (детям свойственно ощущать себябессмертными и бесстрашными); миф второй — «я в любое время могу отказаться, яне наркоман»; миф третий — «алкоголь и табак — это тоже наркотики, но человекпринимает их и это является общественно одобряемым, поэтому нет ничегострашного в принятии легких наркотиков ». Опасность данных мифов состоит внедооценке наркотиков, после первого же приема которых ухудшаются всекомпоненты здоровья — физические (биологические, экологические), генетические,социальные, психические (душевные и духовные), и этот процесс стремительногопадения не останавливается.
В специальной литературев последнее время все распространенным становится еще одно названиерассматриваемой реальности – аддиктивное поведение. В переводе с английского «addiction» — склонность к чему-либо (обычнодурному), пагубная привычка.
Исследования показали,что удельный вес проб наркотиков приходится на подростковый возраст. Мотивамиупотребления ПАВ в большинстве случаев являются: стремление испытать новыеощущения, «убежать» от реальности(затянувшийся конфликт с родителями,педагогами, длительное нервное напряжение), протест против «навязчивых нормповедения» [28].
Особая опасностьнаркоманий для общества состоит в следующем. У людей употребляющих наркотики вкороткие сроки развиваются тяжелые медицинские последствия хроническогоотравления организма: поражение внутренних органов, нервной системы, головногомозга. Отсюда – разнообразные психические расстройства и нарастающая деградацияличности, постепенная полная инвалидизация, высокая смертность. Наркоманыразрушают себя не только физически, но и духовно. Для них характерны такиеизменения психики, как душевная опустошенность, черствость, холодность, утратаспособности к сопереживанию, к эмоциональному контакту, глубокий эгоизм.Угасают все влечения и потребности, у подростков пропадает интерес к учебе,новые знания ими усваиваются с трудом, а полученные – утрачиваются. Развиваетсяравнодушие к близким, неспособность критически оценивать свое поведение.
Значительную социальнуюопасность наркомании представляют с точки зрения криминогенности, то есть какфактор, порождающий преступность. Преступное поведение наркоманов обусловленоописанными выше изменениями личности. Кроме того, совершаются общественноопасные действия в связи с психозами, например, по бредовым мотивам или подвлиянием устрашающих галлюцинаций.
Подростки все чащепривлекаются в преступные группировки взрослых: использование несовершеннолетнихв преступной деятельности позволяет преступным группировкам избежать уголовнойответственности, а это ведет к еще большему вовлечению подростков в эту сферу.
Наиболее частымпреступлением является грабеж. Появился такой вид «деятельности» как вымогательствошкольников у школьников. В последние годы появилась новая тенденция. Раньшепреступления совершали дети из неблагополучных, асоциальных семей. Сейчас – изблагополучных. Первые грабили киоски, вторые – совершают тяжкие преступления,грабежи, торгуют наркотиками, то есть внешнее благополучие семей может бытьобманчиво.[5]
Таким образом, наркомания – это заболевание, проявляющееся ввлечении к постоянному приему средств, называемых наркотическими, неотвратимойпотребностью в наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлениемк постоянному повышению доз, приводящему к физической и моральной деградацииличности и вредным для общества социальным последствиям. Это форма девиантногоповедения, которая выражается в физической или психической зависимости отнаркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическомуистощению и социальной дезадаптации личности.
§ 2. ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫНАРКОМАНИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
В докладе Всемирной организации здравоохранения о причинахнаркомании говорится, что основные причины наркомании связываются прежде всегос: 1) особенностями характера наркоманов; 2) психическими и физическимирасстройствами его организма; 3) социально-культурным влиянием на его личность.
Рассмотрим данную классификацию на микро-, мезо- имакроуровнях.
1. Микроуровень
Здесь различают биологические и психологические причины.
Среди биологических факторов особенно выделяются:
— степень изначальной толерантности (терпимости) кнаркотическому препарату, наличие патологической почвы в виде пораженияголовного мозга или « минимальной мозговой дисфункции». Эти нарушения могутвозникнуть, например, во время беременности женщины. Известно, что примерно с60-х годов в практику родовспоможения широко вошла стимуляция родовой деятельности,стала использоваться практика регулируемых родов (остановка родов в ночноевремя и стимуляция в дневное), роженицам стали активно вводить вещества спсихоактивным действием: транквилизаторы, антигистаминные препараты и др., чтонеизбежно ведет к различным мозговым дисфункциям плода;
— природа наркотического вещества, которым злоупотребляетподросток, а также способ его введения;
— потребности в принятии наркотика, которые вызваны чувствомголода, усилением половой потенции, хроническим переутомлением организма,болезнью, когда провоцируется употребление «спасительных доз наркотиков».Соматические заболевания, требующие принятия «успокоительных» или «снимающихболь» препаратов, ведут к возникновению лекарственной зависимости, превращающейбольного в наркомана.
Психологические факторы включают в себя:
— привлекательность на психическом уровне возникающихощущений и переживаний;
— стремление к самоутверждению;
— отсутствие устойчивых, позитивно ориентированных социальныхинтересов;
— расстройства психики неорганической природы, такие каксоциальный стресс, период полового созревания, разочарования, крушениежизненных интересов, страх и тревога. Субъективная причина неудовлетворенностижизнью рассматривается в связи с самыми различными обстоятельствами: личнымитрудностями, недостатками социально-культурной сферы, не обеспечивающей условиядля проведения свободного времени, что особенно важно для подростков,социальной несправедливостью, неустроенностью быта, неуспехами в учебе,разочарованием в людях и т. д.;
— особенности личностной акцентуации подростка.
Наиболее значимыми типами акцентуации характера, оказывающимивлияние на формирование наркотической зависимости, являются:
— эпилептоидный тип — при употреблении наркотиков и алкоголяпроисходит наиболее быстрое формирование зависимости;
— неустойчивый тип — уровень высокого риска;
— конформный тип — характеризуется высокой внушаемостью ибыстрым формированием наркотической зависимости;
— астенический тип — для него характерно употреблениенаркотиков или алкоголя для стимуляции настроения;
— шизоидный тип — употребление наркотиков (опий, героин) иалкоголя для улучшения контакта;
— истерический тип — в основном, происходит употреблениеалкоголя и стимуляторов.
2. Мезоуровень
Основные причины наркомании среди несовершеннолетних на этомуровне следует искать, как считают специалисты, в условиях воспитания. То естьможно говорить о социально-педагогических и социальных причинах.
Социально-педагогические факторы зависят от воспитанияребенка в семье и его адаптации в школьном коллективе.
Зачастую ошибки и просчеты воспитания в детском и юношескомвозрасте имеют тяжелые последствия. Подростки усваивают чуждую нормальномучеловеческому обществу психологию, воспринимают из окружающей среды аморальныйобраз жизни, копируют циничные манеры поведения. Они с пренебрежением относятсяк общественным требованиям, выраженным в моральных и правовых нормах, к советами наставлениям старших. Регрессивные моменты в развитии духовного мира личностизакономерно проявляются в ее поведении. Поступки и действия молодых людейпостепенно утрачивают характер невинного мальчишеского озорства, все чаще ичаще приобретая опасную для общества направленность. В тех случаях, когда этипоступки и действия наносят вред обществу и его членам, они неизбежно вступаютв конфликт с законом.
Аномалии психического развития ребенка чаще всего связывают снеправильным построением взаимоотношений «мать-ребенок». Замечено, что в какомпсихическом состоянии находится мать (или лицо, ее заменяющее), в такомсостоянии будет находиться и ребенок, особенно до 5 лет. Какие эмоции,поступки, реакции демонстрирует мать, такие же реакции будут формироваться уребенка.
К социальным факторам мы отнесем две причины: мода(престижность приема наркотиков или других психоактивных веществ) и влияниереферентной группы, которая имеет решающее значение из всех вышеперечисленныхфакторов.
По мнению ученых, наиболее склонны к употреблению наркотиковследующие типы подростковых групп:
— территориальные группы, формирующиеся из сверстников поместу учебы или жительства. Это свободные, слабо регламентированныеобъединения. Основными психоактивными веществами, употребляемыми в них,являются алкоголь и дешевые наркотики;
— делинквентные и криминальные группы. Эти группы жесткорегламентированы и крепко сбиты. В них очень высока роль лидера, четкопредставлена иерархическая структура. Даже личностно слабые индивиды,называемые «шестерками», держатся за группу, так как она защищает их от другихподростков, создавая некоторое подобие психологического комфорта. Эти группынемногочисленны, но часто стараются вовлечь в свою среду новичков, склонных кзлоупотреблению наркотиками. Причем на первых порах их снабжают наркотикамибесплатно.
Лидер в этих группах, как правило, совершеннолетний наркомансо стажем, которого называют «учителем» или «дедом». Другие роли в этой группемогут быть следующие: «шустрила» — ищет источник снабжения наркотиками; «гонец»— переносит наркотики; «кролик» — является «испытательным полигоном» для новыхнаркотиков, он получает наркотик бесплатно.
Другими видами групп высокого риска являются:
— «панки» — агрессивные группы, в основном, употребляющиеалкоголь и стимуляторы;
— «хиппи» — открытые, доброжелательные, но рассматривающиенаркотики как неотъемлемый атрибут своей субкультуры;
— «металлисты» — склонны к употреблению алипола ипсиходелических препаратов;
— епопперы» —свободные группы с непостоянным составом, безпостоянного лидера; склонны к употреблению алипола, гашиша, таблеток безразбора; не любят ингаляторов и инъекционных наркотиков;
— «мажоры» —свободные группы подростков старшего возраста изочень обеспеченных семей; употребляют дорогие алкогольные напитки, гашиш,кокаин, крэк;
— «фанаты» — страстные болельщики — группы высокого риска;употребляют все и в больших количествах.
Такие подростковые группы, как «брейкеры» и «люберы»,являются группами невысокого риска.
3. Макроуровень
Эти причины связывают с социально-культурными факторами:
— влияние культуры, и в частности субкультуры, на подростка. Взаимоотношенияподростка и окружающего его культурного поля не так очевидны, каквзаимоотношения, складывающиеся на микро- и мезоуровне, но они существуют инакладывают свой отпечаток на формирование психической сферы, психическихреакций, влечений и пр. К культурному полю относят родной язык как выражениеобщественного сознания, ведущую религию, устройство быта, пищу, обряды иритуалы и многое другое, что определяет этническую принадлежность. Некоторыемолодежные субкультуры включают наркотики как неотъемлемый, обязательныйэлемент, например, стиль «рэйв» (сумасшествие) предполагает прием наркотика«экстази», а стиль хиппи предполагает употребление конопли и т. д. Заметнуюроль сыграла традиция употребления наркотиков в республиках Средней Азии,которые сейчас являются основными их поставщиками для нелегальной продажи;
— замалчивание проблемы наркотизации молодежи. Советскоеобщество, много занимаясь пьянством и алкоголизмом, на проблему наркомании итоксикомании закрыло глаза, делая вид, что ее нет. У нас были засекреченыстатистические данные о распространении преступности, частоте самоубийств,уровне потребления алкоголя и наркотиков. Скрывая от людей подобного родасведения, нельзя ожидать их активизации в вопросах противодействия этимобщественным болезням;
— развал идеологических и общественных институтов,утверждение идеологии обывательской жизни, резкое обнищание населения сневозможностью удовлетворять естественные потребности привели значительноечисло подростков в суррогатные культуры, насаждаемые с Запада, увеличили числодезадаптированных детей, которые стали решать свои проблемы с помощьюнаркотиков;
— доступность наркотиков. Несмотря на уголовно-правовыезапреты, выращивание, изготовление и сбыт наркотиков приобретает все болееширокие масштабы. Наибольшее распространение это «производство» получило вреспубликах Средней Азии, Чечено-Ингушетии и ряде других мест. В торговлюнаркотиками включилась и недобросовестная часть медицинских работников,снабжающая наркоманов лекарственными препаратами, предназначенными для лечениябольных.
Можно назвать три разновидности последствий наркомании, взаимосвязанныемежду собой: биологические, социально-психологические и криминальные.
К биологическим последствиям относятся прогрессирующеепадение активности, энергетического потенциала личности, угасание влечений,биологических потребностей (еда, сон, половое влечение и др.), снижениесопротивляемости, прогрессирующее истощение детского организма.
В самом общем виде социально-психологические последствия наркоманииможно охарактеризовать как нравственно-этическую деградацию личности ребенка.Сначала у него снижается, а затем постепенно утрачивается ценность всех другихинтересов и потребностей, кроме употребления наркотиков. Наркотическое влечениеменяет сложившиеся межличностные отношения формирующейся личности, еесоциальные ориентации, а, следовательно, и всю жизнь. Окружающая социальнаясреда воспринимается, оценивается наркоманом только с точки зрениявозможностей, облегчающих или затрудняющих поиск и употребление наркотиков.Происходит разрыв социально полезных связей с обществом (наркоман теряетдрузей, не хочет и не может учиться и работать, паразитирует). Психическийкомфорт возможен только при условии приема необходимой дозы наркотика.
Криминальные последствия наркомании обусловлены биологическими исоциально-психологическими последствиями. Механизм этой взаимосвязи может бытьпредставлен в следующем виде. Наркоман, чтобы удовлетворить свое влечение,вынужден сначала пропускать, а затем совсем оставить работу или учебу,поскольку полностью занят поисками наркотика. Ввиду того, что средств напостоянную покупку наркотика не хватает, наркоман вынужден искатьпротивозаконные пути их приобретения (чаще всего путем краж, ограблений иразбойных нападений). При отсутствии денег наркоман не останавливается ни передкакими средствами для достижения цели, в том числе и убийством.
Другую группу составляют преступления, относящиеся кнезаконному изготовлению, приобретению, хранению, перевозке или сбыту, а такжехищению наркотических средств; склонение детей и подростков к потреблениюнаркотиков; посев, выращивание запрещенных к возделыванию культур, содержащихнаркотические вещества; организация и содержание притонов для потреблениянаркотиков.
По мнению специалистов, наркомания, как правило, сочетается салкоголизмом. Отсутствие наркотиков многие наркоманы стремятся компенсироватьалкоголем. Сочетание алкоголя и наркотических средств ускоряет деградациюличности ребенка, предопределяет наступление психозов и затрудняет медицинскоелечение.
Наркомания связана и с самоубийством, где основная причина —неудовлетворенность жизнью. Некоторые из деградировавших наркоманов занимаютсябродяжничеством, являются тунеядцами.[4].
Следует отметить, что в разные периоды подросткового возрастапроисходит изменение отношения к наркотикам. Г.В.Латышев с сотрудниками (1991год) на базе Центра профилактики наркоманий г.Санкт-Петербурга, провелиисследование, как в разных возрастных группах происходит накопление знаний онаркотиках и формируется отношение к ним:
10-12 лет. Интересует все, что связано снаркотиками – их действие, способ употребления. О последствии употребления еслии слышали, то всерьез не воспринимают. Сами наркотики не потребляют (возможнатоксикомания), с употребляющими знакомы единицы.
12-14 лет. Основной интерес вызываетвозможности употребления «легких» наркотиков – марихуана за наркотик непризнается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые,пробовали наркотик немногие – из любопытства, но многие знакомы с потребителямиПАВ. О наркотиках знают много (от знакомых), но сведения недостоверны.Опасность употребления наркотиков сильно недооценивается. Говорят о проблемемежду собой.
14-16 лет. По отношению к наркотикамформируются 3 группы:
1. Употребляющие исочувствующие – интересуют вопросы, связанные со снижением риска приупотреблении без наличия зависимости. Употребление наркотиков считаетсяпризнаком независимости. Среди членов этой группы много лидеров.
2. Радикальные противники– «сам никогда не буду и не дам погибнуть другу». Многие из членов этой группысчитают потребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.
3. Не определившие своегоотношения к наркотикам. Значительная их часть может начать употребление ПАВ подвлиянием друзей.
16-18 лет. Группы сохраняются, но числонеопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержаниезнаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными [29].
Данную возрастнуюпериодизацию формирующегося отношения к наркотикам следует учитывать приподборе средств и приемов при проведении профилактической работы. Например, ввозрасте 12-14 лет, когда подростки интересуются каким способом можнопотреблять наркотики, не рекомендуется использовать видеоматериалы идокументальные фильмы, особенно если на них запечатлен какой-либо из способовупотребления наркотических средств.
Таким образом, можновыделить биологические, психологические, социальные, социально-педагогические,социально- культурные факторы.
К биологическим факторамотносятся: степень изначальной толерантности к наркотику; природанаркотического вещества и потребности в его принятии.
К психологическимфакторам относятся: привлекательность на психологическом уровне возникающихотношений; стремление к самоутверждению; отсутствие устойчивых социальныхинтересов и особенности личной акцентуации подростка.
К социальным факторамотносятся: мода и влияние референтной группы.
Ксоциально-педагогическим факторам относятся: воспитание ребенка в семье иадаптация в школьном коллективе.
И к социально- культурнымфакторам относят: влияние субкультуры на подростка; развал идеологических иобщественных институтов; доступность наркотиков.
§ 3. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различныхпроявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят передобществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качествеосновных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированнымиподростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, таки, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т. е.устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательноевоздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке ипрактике получили широкое распространение две основные технологии работы сподростками девиантного поведения — профилактическая и реабилитационная.
Профилактика — это совокупность государственных, общественных,социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленныхна предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий,вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.
Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего,научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:
— предотвращение возможных физических, психологических илисоциокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящихв группу социального риска;
— сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни издоровья ребенка;
— содействие ребенку в достижении социально значимых целей ираскрытие его внутреннего потенциала.
Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется сзапланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т. е. сустранением причин, способных вызвать нежелательные последствия.
Так как социальные отклонения могут быть вызваны разнымипричинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактическихмероприятий:
— нейтрализующие; — компенсирующие;
— предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующихсоциальным отклонениям;
— устраняющие эти обстоятельства;
— контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.
Эффективность профилактических мероприятий может бытьобеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих:
— направленности на искоренение источников дискомфорта, как всамом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на созданиеусловий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решениявозникающих перед ним проблем;
— обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичьпоставленных целей или сохранить здоровье;
— решение еще не возникших проблем, предупреждение ихвозникновения.
В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяется,прежде всего, информационный подход. Он основывается на том, что отклонения вповедении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетниеих просто не знают. А, следовательно, основным направлением работы должно статьинформирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях,предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастнойгруппы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовойинформации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературуи другие произведения культуры, а также через систему социального обучения сцелью формирования правосознания подростка, повышения его образованности,усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.
Социально профилактический подход в качестве основной целирассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий,вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода являетсясистема социально-экономических, общественно-политических, организационных,правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством,обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальнымпедагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.
Так, отсутствие целевой информации о последствияхупотребления наркотиков, приводит несовершеннолетних, которые их употребляют, куголовной ответственности, так как практически все уверены, что употреблениенаркотика — это личное дело каждого, а привлечь можно лишь за ихраспространение, не зная, что в связи с принятием нового закона о наркотическихи психотропных веществах, уголовная ответственность наступает даже за ихупотребление.
Среди основных направлений профилактики девиантногоповедения, особое место, наряду с информационным и социально-профилактическимподходами, занимает медико- биологический подход. Его сущность состоит впредупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерамилечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различнымипсихическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне.
Следующий подход — социально-педагогический, заключающийся ввосстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантнымповедением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.
Воля всегда проявляется в деятельности сознательной ицеленаправленно регулируемой. Тут и оценка сложившейся ситуации, и отбор путейдостижения цели, и борьба мотивов, и принятие решений, и его исполнение. Всеэто оказывает прямое влияние на правомерность поведения, на его нравственнуюценность.
Быть свободным — значит обладать развитой волей. Не случайноу подростков и юношей, допускающих аморальные выходки, проступки ипреступления, отсутствуют сформированные волевые качества. Эти дефекты обычновозникают в раннем школьном возрасте и уже затем, закрепившись, выступают какотрицательные волевые черты характера, проявляющиеся в той или иной мере впоступках и действиях.
Воспитание положительных волевых качеств у подростков следуетначинать с формирования правильного представления о воле. Этот процесс включаетряд этапов.
Первый этап — раскрытие сущности отдельных волевых качеств,правильная их иллюстрация примерами.
Второй этап — выработка обобщенных представлений о воле иволевом облике подростка, установление соотношения между смелостью и наглостью;настойчивостью и упрямством; самостоятельностью и неуважением к чужому мнению.
Третий этап — планомерное самовоспитание, поиск своихнедостатков, путей их исправления. На этом этапе социальный педагог долженпомочь подростку в формировании правильной самооценки, пробудить в немнетерпимость к собственным недостаткам.
Четвертый этап — зрелое самовоспитание, т. е. реализацияпотребности в самоусовершенствовании.
Последовательное прохождение всех этапов позволяетсформировать социально одобряемую роль подростка как правопослушногогражданина.
Существует еще один подход, связанный с применением санкций. Сущностьюего является наказание человека, совершившего правонарушение, на основанииуголовных законов. «Чтоб другим не повадно было», — гласит народная мудрость.Однако весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности только жесткихсанкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь каквспомогательное средство, главное же — выявление и устранение причин социальныхотклонений.
Существующие технологии работы с дезадаптированными детьминаправлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль,включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных формдевиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых,направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либонейтральное русло; в-третьих, отказ от уголовного или административногопреследования подростков, занимающихся наркоманией, в-четвертых, созданиеспециальной наркологической службы социальной помощи.[4]
Система профилактики наркомании и токсикомании включает всебя: первичную, вторичную, третичную профилактику.
Первичная профилактика проводится в отношении лиц, не имеющихопыта потребления наркотических средств, психотропных или токсических веществ,а так же допускающих нерегулярное потребление наркотических средств,психотропных и токсических веществ.
Первичная профилактика включает:
— антинаркотическую пропаганду и пропаганду здорового образажизни;
— выявление на ранней стадии лиц, потребляющих наркотическиесредства, психотропные или токсические вещества на ранней и проведение с нимипрофилактической работы;
— антинаркотическое воспитание граждан и обучение их навыкампротиводействия потреблению наркотических средств, психотропных и токсическихвеществ;
— достоверное и систематическое информирование граждан отекущей ситуации с распространением наркомании и токсикомании, их причинах инегативных медицинских и социальных последствиях;
— профилактическую работу с лицами, входящими в группу риска;
— профилактическую работу с семьями;
— организацию досуга молодежи.
При этом важно отметить, что, согласно современному пониманиюприроды наркотической зависимости, «воротами» приобщения к наркотикам, являетсяупотребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должноначинаться с профилактики употребления алкоголя и курения.
Вторичная профилактика злоупотребления психоактивнымивеществами направлена на предотвращение формирования зависимости отпсихоактивных веществ, и предполагает работу с людьми, употребляющим наркотическиесредства, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Инымисловами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но безсформированной физической зависимости.
Третичная профилактика проводится в отношении лиц, прошедшихкурс лечения от наркомании или токсикомании в виде реабилитационныхмероприятий, и направлена на восстановление личного и социального статусабольного наркоманией или токсикоманией.
Таким образом, основныминаправлениями профилактики девиантного поведения являются: медико-биологическийподход, социально-педагогический подход, информационный,социально-профилактический и применение санкций.
Система профилактики наркомании и токсикомании включает всебя: первичную, вторичную, третичную профилактику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы рассмотрели понятие « наркомания» впсихолого-педагогической литературе. Наркомания – это заболевание,проявляющееся в влечении к постоянному приему средств, называемыхнаркотическими, неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможнымисредствами, стремлением к постоянному повышению доз, приводящему к физической иморальной деградации личности и вредным для общества социальным последствиям.Это форма девиантного поведения, которая выражается в физической илипсихической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм кфизическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности.
Охарактеризовали факторыи причины наркомании среди подростков. Выделили биологические, психологические,социальные, социально-педагогические, социально- культурные факторы.
К биологическим факторамотносятся: степень изначальной толерантности к наркотику; природанаркотического вещества и потребности в его принятии.
К психологическимфакторам относятся: привлекательность на психологическом уровне возникающихотношений; стремление к самоутверждению; отсутствие устойчивых социальныхинтересов и особенности личной акцентуации подростка.
К социальным факторамотносятся: мода и влияние референтной группы. К социально-педагогическимфакторам относятся: воспитание ребенка в семье и адаптация в школьномколлективе. И к социально- культурным факторам относят: влияние субкультуры наподростка; развал идеологических и общественных институтов; доступностьнаркотиков.
Описали социально-педагогическуюдеятельность по профилактике наркомании среди подростков. Основныминаправлениями профилактики девиантного поведения являются: медико-биологическийподход, социально- педагогический подход, информационный, социально-профилактический и применение санкций. По классификации профилактику можноразделить на первичную, вторичную, третичную профилактику.
В целом, изучив основныенаправления деятельности по профилактике наркомании в подростковой среде, можносделать вывод о том, что в профилактической работе нужно использоватькомплексный подход, работать не только с подростками, но и с их близкимокружением.

ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмерова С.Г.Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательныхучреждениях. — Уфа, 2005.
2. Ахмерова С.Г. Основыздорового образа жизни: Базовый учебник для самостоятельного изучениямедико-биологических дисциплин. — Уфа, 2001.
3. Волков Б.С.Психология ранней юности. — М., 2001.
4. Галагузова М.А.Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2003.
5. Гоголева А.В.Аддиктивное поведение и его профилактика.- М.-Воронеж, 2002.
6. ДанилинА.,Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. — М.,2001.
7. Дудко Т.Н.,Валентик Ю.В., Вострокнутов Н.В. и др. Концептуальные основы реабилитациинесовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ. — М., НаркоНет, 2001.
8. Егоров А.Ю.Возрастная наркология. — М.,2002.
9. Еникеева Д.Д. Какпредупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. — М., 1999.
10. Ковалев С.В. Семьшагов к пропасти: НЛП-терапия наркотических зависимостей. — М. — Воронеж, 2001.
11. Колесов Д.В.Антинаркотическое воспитание. — М. — Воронеж, 2003.
12. Комментарий кУголовному кодексу РФ / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. — М.,2000.
13. Концепцияпрофилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде МО РФ. — М.,2000.
14. Кулагина И.Ю.,Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М., 2001.
15. Курек Н.С.Нарушение психической активности и злоупотребление ПАВ.- СПб., 2001.
16. Лапшина Д.Будущее России // Молодежная газета. — 8 сентября, 2005.
17. Маслоу А.Мотивация и личность. — СПб., 2003.
18. Медико-социальныеи педагогические проблемы наркомании и токсикомании у молодежи. — Уфа, 1999.
19. Наркомания.Методические рекомендации по преодолению наркозвисимости / Под ред. А.Н. Гаранского.- М. — СПб.,2000.
20. Наркомания вРоссии: состояние, тенденции, пути преодоления. — М., 2003.
21. Оценканаркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад МинистерстваОбразования // Образование. — 2004. — № 1.
22. Оценканаркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад МинистерстваОбразования // Образование. — 2004. — № 2.
23. Оценканаркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад МинистерстваОбразования // Образование. — 2004. — № 5.
24. Оценканаркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад МинистерстваОбразования // Образование. — 2004. — № 6.
25. Оценканаркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад МинистерстваОбразования // Образование. — 2004. — № 7.
26. Предпосылкиразвития наркозависимости у подростков [Электронный ресурс] / Сост. АксароваА.Р., Исмагзамова Р.М., Кашапова С.К., Майорова А.Г. – Режим доступа // http: www.narkotikam.net. – Заглавие с экрана.
27. Предупреждениеподростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого,И.Б. Орешниковой. — М., 2000.
28. Профилактикапьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа.- М.,1991.
29. Руководство попрофилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними имолодежью / Под науч. ред. А.М. Шипициной, Л.С. Шпилени. — СПб., 2003.
30. Семкина Е.А.Новые возможности помощи бездомным и беспризорным детям и подросткам,употребляющим наркотические вещества // Социальная работа. – 2007. — № 2. –С.60.
31. Сирота Н.А.Профилактика наркомании и алкоголизма. — М., 2003.
32. Социально-педагогическаяпрофилактика подростковой наркомании [Электронный ресурс] / Сост. АксароваА.Р., Исмагзамова Р.М., Кашапова С.К., Майорова А.Г. – Режим доступа // http: www.narkotikam.net. – Заглавие с экрана.
33. Социальнаяполитика / Под общ. ред. Н.А. Волгина. — М., 2004.
34. Твой выбор: впомощь специалистам, работающим с детьми, подростками и молодежью. — Уфа: ГЦПМСС «ИНДИГО», 2004.
35. Урицкий Б.Л.Прежде, чем «забить косяк» — 2 // Домашний доктор в Башкортостане. — 2005. — №1.
36. Целуйко В.М.Психология неблагополучной семьи. — М., 2003.
37. Шакурова М.В.Методика и технология работы социального педагога. — М., 2002.
38. Шульга Т.И.Психологические основы работы с детьми группы риска. — М., 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.