Реферат по предмету "Социология"


Нации и межнациональные отношения

МОУ «СОШ №16»
План — КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
В 11А КЛАССЕ
КУРС — ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тема урока:
Нации и межнациональные отношения
Учитель истории и обществознания
1 кв. категории —
Прыткова Светлана Вячеславна
Г. НОВОЧЕБОКСАРСК

Урок по теме«Нации и межнациональные отношения» проводится в рамках школьногокурса «Обществознание» в 11-м классе в ходе изучения главы «Социальноеразвитие», на проведение урока отводится 2 часа учебного времени.
Цель урока: углубитьи систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей.
Задачи урока:
1. Сформироватьу учащихся понимание разнообразия общностей людей, живущих на Земле.
2. Познакомитьучащихся с развитием национального вопроса и форм межнациональной интеграции вРоссии.
3. Показатьположительные и отрицательные явления национализма.
3. Выработатьнегативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам. Формированиетолерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам.
4. Определитьосновные принципы национальной политики в современной России.
5. Показатьучащимся, что Чувашия — полиэтнический и многоконфессиональный регион.
Тип урока — комбинированный- элементы лекции, работа с учебником, эвристическая беседа, выступленияучащихся (опережающее задание), мультимедийная презентация «Межэтническиесвязи Чувашии».
Литература:
«Человеки общество». Учебник для 11-х классов общеобразовательных учреждений. / Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Л.Ф. Иванова. — М.: Просвещение. 2004.
Школьныйсловарь по обществознанию.10-11: пособие для учащихся. / Под ред.Л.Н. Боголюбова,Ю.И. Аверьянова. — М.: Просвещение. 2006.
Краткийсловарь обществоведческих терминов. / Терентьева Г.Г., ЧИ МГОУ. — Чебоксары. 2005.
Обеспечениеурока: учебник, словари, раздаточный материал, доклады учащихся, мультимедийнаяпрезентация «Межэтнические связи Чувашии».
Ход урока:
1. — Актуализациязнаний.
2. Изучениенового материала.
3. Подведениеитогов урока. Домашнее задание.
План урока:
Этническиеобщности.
Национальноесамосознание.
Развитиемежнациональных отношений в современном мире.
Национализм.Межнациональные конфликты и пути их преодоления.
Национальнаяполитика.
Основныепонятия урока: нация, этнос, национальное самосознание, национальная политика,национализм, геноцид, толерантность.
Актуализациязнаний учащихся:
Ученикампредлагается вспомнить из курса истории определения «Нации», «межнациональныеотношения», «межнациональные конфликты», «национализм»,примеры из истории проявления крайнего национализма (фашизм, шовинизм, расизм,геноцид).
Проблемаурока: Существует ли в России (в Чувашии) межнациональные конфликты и, каковыпути их преодоления. Вопрос 1. Этнические общности
Всовременном мире существуют различные социальные общности.
Социальныеобщности — это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся болееили менее одинаковыми чертами условий и образ жизни, массового сознания, в тойили иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.
Видыобщностей: семья, род, племя, классы, социальная группа, народности, нации,профессиональные общности, трудовые коллективы.
Остановимсяна вопросе «Этнос — его основные черты и особенности».
Этнос — историческисложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей,обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры ипсихики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобныхобразований.
Этнос
Племя                           Народность                       Нация
                                                   
  Черты этноса
Язык нации,                         Общаяисторическая Семейно- Нормы повседневного
народности                           судьба                       бытовое         поведение
поведение
Специфическая материальная
и духовная культура
Нация — определеннаяформа существования этноса, характерная для определенного этапа историческогоразвития.
Нация — историческисложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономическойжизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся вособенностях ее культуры, искусства и быта.
Признакинации.
·    Единая раса
·    Язык
·    Религия
·    Привычки
·    Ценности
·    Солидарность
Задание: Прочитайтев учебнике на стр.222-223 отрывок из произведения Ч. Айтматова «Белыйпароход» и определите, что такое историческая память, зачем она необходимачеловеку, народу? Согласны ли вы с мнением автора, докажите свою точку зрения. Вопрос 2. Национальное самосознание
Национальноесамосознание — совокупность социальных, нравственных, политических,экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующихсодержание, уровень и особенности духовного развития наций.
Национальныйинтерес — совокупность потребностей и устремлений народов того или иногогосударства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своегосуверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.
Вопрос кклассу: Приведите примеры национального интереса русских, чувашей, россиян вцелом.
Изучая историюразвития наций и народностей, выделяют такие процессы, как межнациональнаядифференциация и межнациональная интеграция.
Межнациональная дифференциация —
это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых различных планах.
Межнациональная интеграция —
Это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.
Формы межнациональной дифференциации
Самоизоляция в целом
Протекционизм в экономике
Религиозный фанатизм
Национализм в различных формах в политике и культуре
Формы межнациональной интеграции
Экономические и политические союзы
Транснациональные корпорации
Международные культурные и народные центры
Взаимопроникновение религий и культур, ценностей
Причины межнациональной интеграции
1. Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран.
2. Экономическая и политическая взаимосвязь государств.
Примером межнациональной интеграции в современном мире являются страны Европы, объединенные в Европейский Союз (ЕС). Другие примеры можно найти в учебнике на стр.225-226. Вопрос 3. Развитие межнациональных отношений в современном мире
По итогамВсероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек(граждан РФ). Россия является многонациональной страной: русские — 79.8%,другие национальности — 19,2% (татары — 20%, украинцы — 10.6%, башкиры — 6%,чуваши — 5,9% и др.)
Особенностямиразвития современных взаимоотношений русской нации с другими этническимигруппами строятся на основе:
Утратапрежнего высокого статуса русской нации.
Ростсепаратистских тенденций на территории России.
Демографическиеи миграционные процессы.
Вопрос дляразмышления: Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом,существуют сейчас в нашей стране? Что такое национализм?
Вопрос 4. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления
Национализм- идеология и политика, основу которой составляют идеи национальнойисключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости,местничеству, недоверие к другим нациям.
Яркоепроявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм,приведший мир ко Второй мировой войне 1939-1945 гг. синонимами фашизма сталитермины «расизм», «нацизм», «Шовинизм», «геноцид»,«Холокост».
Вопрос дляразмышления: Как вы думаете, не стал ли национальный вопрос причиной распадаСССР?
Межнациональныйконфликт — одна из форм отношений между национальными общностями,характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостояниемэтносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастаниюпротивостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
Задание: Назовитепричины межнациональных конфликтов.
Причинымежнациональных конфликтов:
Усложнениесоциально-экономического развития стран мира, существование отсталости многихиз них.
Непродуманнаяили намеренно экстремистская политика ряда госуд-ых деятелей.
Колониальноенаселение.
Ошибки ипросчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.
Видымежнациональных конфликтов:
По поводуспорных территорий.
Из-заизгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа насвою историческую родину.
Из-за произвольногоизменения административных границ.
Из-занасильственного включения территории народа в соседнее государство.
Междуэтническим большинством и компактно проживающим меньшинством (кореннаянациональность).
По поводуотсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности междудругими государствами.
Типымежнациональных конфликтов:
1. Государственно-правовой(неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственнойгосударственности; конфликт с государственными структурами власти, в составкоторого входит нация).
2. Этнотерриториальный(определение границ нации).
3. Этнодемографический(защита прав коренной национальности).
4. Социально-психологический(изменение образа жизни, нарушение прав человека).
Пути разрешениямежнациональных конфликтов:
Осознаниевсеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствамвсех этнических групп;
проведениелояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.
Созданиеэффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций длямирного решения национальных споров;
Представлениенационально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, чтопозволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.
Путиурегулирования межнациональных конфликтов:
Признаниемежнациональных проблем и решение их методами национальной политики:
Использованиеэкономических рычагов для нормализации ситуации.
Созданиекультурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности приназначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержканациональной культуры. Вопрос 5. Национальная политика
Составнойчастью политической деятельности государства, призванной регулироватьмежнациональные отношения в различных сферах жизни общества — являетсянациональная политика. Гуманистические принципы политики в области национальных отношений Основные принципы национальной политики Условия гармонизации национальных отношений
1. Отказ от насилия и принуждения.
2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.
3. Признание прав и свобод человека.
4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.
5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.
1. Гармоническое сочетание национальных и интернаци-ональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.
2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.
3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.
4. Неприятие любых форм шовинизма.
1. Наличие правового государства.
2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание За верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.
3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправ-ления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.
4. Признание культурной автономии меньшинств, формирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.
5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный местный уровень.
Задание: Изучив раздел «Национальная политика» впараграфе 19, выписать в тетрадь основные принципы национальной политикиПравительства РФ (стр.229-230 учебник «Человек и общество», § 19).
Закрепление изученной темы.
Тестирование:
Расположите этнические общности в порядке их историческогоразвития:
А). народность; Б). род; В). клан; Г). племя;. Д). нация.
2. Современную нацию можно определить по признакам:
А). единая территория; Б). общий язык; В). спецификахозяйственной деятельности; Г). духовное единство; Д). кровно-родственноеединство.
3. К исторически сложившимся группам людей относятся:
А). народности; Б). классы; В). государства.
Варианты правильных ответов (для самопроверки):
Б, В, Г, А, Д.
Д.
А.
Домашнее задание: § 19. Термины — выучить. Задания на стр.231-232№3, 5,6.
Просмотр мультимедийной презентации «Межэтническиесвязи Чувашии», подготовленной учениками Григорьевым А, Юдиной Н.,Яковлевой Т.
Справка о посещении урока обществознания в 11 А классе
учитель истории — Прыткова С.В.
На уроке присутствовали: зам. директора по УВР — Шевелева И.В.,зам. директора по ВР — Лысикова З.М.
Время проведения урока.
Урок обществознания проводился в рамках изучения раздела «Социальноеразвитие современного общества». Актуальность темы урока вызванасовременным состоянием общества, в котором еще существуют национализм,экстремизм, вооруженные столкновения на национальной и религиозной почве. Вусловиях развития идей и принципов толерантнос-ти и предупреждения экстремизма,урок был призван показать на примере Чувашии, что народы России могут житьмирно, с учетом своих национальных, религиозных, культурных традиций иинтересов.
На уроке, имевшим комбинированный характер деятельности,применялись различные методы обучения — лекция, беседа, использовалась работа сучебником, демонстрировалась мультимедийная презентация учащихся по теме «Межэтническиесвязи Чувашии».
Учитель четко выстроил структуру урока, в начале урока былапроведена активизация знаний учащихся с опорой имеющихся знаний по истории; затемчетко прозвучала главная проблема урока и были определены задачи урока. Учительметодически грамотно сочетал лекционную подачу материала с беседой и работой потесту параграфа (самостоятельная форма работы учеников).
Участники учебного процесса — ученики 11А, активноучаствовали в обсуждении проблемных вопросов, касающихся национализма, движенияскинхедов в России, высказывали свое негативное отношение к шовинизму, расизмуи фашизму в любых его проявлениях.
Группа учеников 11А продемонстрировала результат своейработы по проекту «Межэтнические связи Чувашии», подготовленного врамках городского конкурса «Мир, в котором я живу». Мультимедийнаяпрезентация отразила, что Чувашия — это полиэтнический регион, как религиозноми культурном отношении. Работа учеников была оценена положительно.
В конце урока для закрепления полученных знаний учащимся былпредложен тест, учащиеся могла сами проверить свои знания с помощью «ключас ответами».
Психологический настрой урока был положительный, активностьучащихся на уроке высокая. Учитель сумел с учетом психологических и возрастныхособенностей старшеклассников построить урок и добиться положительного ходазанятия.
Домашнее задание было дано с учетом дифференцированногоподхода к учащимся.
Урок заслуживает положительной оценки.
Зам. директора по УВР Шевелева И.В.
Зам. директора по ВР Лысикова З.М.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Уросептики в общей практике
Реферат Молодёжный отряд
Реферат Ано «Международный центр семьи, молодежи и детей» (г. Москва)
Реферат The Importance Of Science Fiction In Our
Реферат 357600, Россия, Ставропольский край
Реферат Налоговая система России проблемы и перспективы
Реферат Методы сглаживания и выравнивания динамических рядов 2
Реферат Государства-малютки Европы
Реферат Polls And Politics Essay Research Paper Polls
Реферат Проблемы готовности детей к обучению в школе
Реферат Принципы подготовки и составления финансовой отчетности в соответствии с международными и российскими
Реферат Особливості художнього конструювання електротехнічних виробів як обєктів дизайну
Реферат Синтез лёгких ядер (дефект массы) и Парадокс моделей вселенной.
Реферат «Иван Грозный: тТиран или сСвятой»
Реферат 32. Принципы акмеистической поэтики в декларациях и стихотворной практике