Курсовая работа
Молодежь в современной России: проблемыи перспективы
Содержание
Введение
Глава 1. Молодежь современного общества
§1. Понятие и социально-психологическиехарактеристики молодежи
§2. Молодежная культура и субкультура
Глава 2. Основные проблемы молодежи
§1. Девиации в молодежной среде и ее последствиядля общества
§2. Проблемы образования молодежи в России
§3. Проблемы трудоустройства молодежи
Глава 3. Пути решения проблем современной молодежи
§1. Молодежная политика в России
§2.Социальная работа с молодежью
Заключение
Литература
Введение
На протяжениидвух последних столетий молодежь является одной из самых не защищенных группнаселения, любые реформы, проводящиеся в той или иной сфере общественной жизни,затрагивают и молодых людей. В тоже время, хоть это и мало защищенная группа,во все времена она играла огромную роль в жизни страны. Например, студенческаяреволюция во Франции 1968 года, сексуальная революция, в которой молодежьсыграла далеко не последнюю роль, покушение, организованное студентами, на АлександраII.
Молодежь, в большинстве своем, находится в переходном состоянии,то есть выпускники школ – не школьники, но и не студенты, выпускники высшихучебных заведений – не студенты, но и, в большинстве случаев, не работающие. Помимо этих трудных для молодежи ситуаций, в современном Российском обществе идетбыстрое социальное, экономическое и политическое преобразование, чтодополнительно оказывает влияние на эту группу, на ее положение и развитие. В молодежнойсреде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторыпроявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано прежде всего с тем, чтов условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокиеизменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальнаяполяризация, основанная на имущественном расслоении. Важнейшей характеристикой современнойроссийской молодежи является возросшее расслоение по социально-экономическимпоказателям. Внутренняя дифференциация молодежи обуславливается не толькосоциальными, но и возрастными и культурными параметрами.
«Общий вывод исследователей при институте социологии РАН, сделанныйв 1993 году, остается в силе: «Каждое последующее поколение российской молодежипо основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего».»[1] Это выражено втом, что количество молодых людей сокращается, следовательно общество стареет,что в свою очередь приводит к снижению роли молодежи как социального ресурса.Причинами этой неблагоприятной демографической тенденции служат: ухудшениездоровья детей в целом, по сравнению с предыдущими десятилетиями; возросшееколичество убийств и самоубийств среди этой группы; также не маловажную рольиграет десоциализация, многие молодые люди в довольно раннем возрасте начинаютвести асоциальный образ жизни.
Глава 1. Молодежь современного общества
§1. Понятие и социально-психологические характеристикимолодежи
Молодежь –социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастомособенностей социального положения молодых людей, их места и функций всоциальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.[2]
Понятию«молодежь» приписывается три значения: во–первых, это один из этапов жизненногоцикла человека; во–вторых, это социальный статус определенный возрастом; ив–третьих, это понятие используется в значении молодежной субкультуры какнезависимого образования внутри господствующей культуры.
Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла,биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанные с нимисоциальный статус и социально-психологические особенности имеютсоциально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры исвойственных данному обществу закономерностей социализации.
Во второй половине ХХ века раздвинулись условныесоциально-психологические границы молодости. С одной стороны, процессакселерации существенно ускорил физическое и, в частности, половое созреваниедетей и подростков, которое традиционно считается нижней границей юности. Сдругой стороны, усложнение трудовой и общественно-политической деятельности, вкоторой должен участвовать человек, вызывает удлинение общественно необходимогосрока подготовки к жизни, в частности периода обучения, с которым ассоциируетсяизвестная неполнота социального статуса. Современная молодежь дольше обучаетсяв школе и соответственно позже начинает самостоятельную трудовую жизнь.Усложнились и сами критерии социальной зрелости. Начало самостоятельнойтрудовой жизни, завершение образования и приобретение стабильной профессии,получение политических и гражданских прав, материальная независимость отродителей, вступление в брак и рождение первого ребёнка — все эти события, всвоей совокупности, дающие человеку чувство полной взрослости и соответствующийсоциальный статус, наступают не одновременно, и сама их последовательность исимволическое значение каждого из них не одинаковы в разных социальных слоях.Отсюда и дискуссионность хронологических, абсолютных возрастных границ: нижнююграницу молодежи разные авторы устанавливают между 14 и 16, а верхнюю — между25 и 30 годами и даже позже.
Английскийученый Саймон Фрис предложил свой подход к выделению молодежи, а именно:рассмотрение социального контекста состояния молодости, как процесса переходаот детства к взрослости, переход отзависимости — к независимости и от безответственности — к ответственности, вграницах от 11 до 28 – 30 лет.[3]
Многиеисследователи в области возрастной психологии выделяют такие периоды вмолодости, как подростковый возраст и юность, но мнения о возрастных границахво многих случаях расходятся. Например, в 1965 году в СССР была созданагруппировка возрастов, охватывающая весь жизненный цикл, где подростковыйвозраст «начинался в 13 лет и длился до 16, а юность с 17 до 21 года; Д. Бирренпредполагал, что юность длится от 12 до 17 лет, Д. Бромлей – от 11 до 21, Д.Векслер – 16 – 20 лет, В.В. Бунак – от 17 до 25 лет, а В.В. Гинзбург – от 16 до24»[4].
Ускорение темпов общественной жизни в связи с научно-техническимпрогрессом влечёт за собой повышение роли и значения молодежи вобщественно-политической и культурной жизни. Чем выше темптехнико-экономического развития, чем быстрее обновляются знания, условия трудаи быта, тем заметнее становятся социально-культурные различия между поколениями.Новые проблемы и события толкают на поиски принципиально новых решений икритическую переоценку прошлого опыта. Это не меняет принципиальногонаправления процесса социализации, т. к. любые поиски нового молодежьосуществляет, опираясь на опыт и знания, полученные от старших; кроме того,социальная преемственность не сводится к передаче быстро устаревающихспециальных знаний, но включает также усвоение гораздо более устойчивых иглубоких психологических структур, культурных ценностей и традиций, аккумулирующихвесь опыт всемирной истории человечества.
Е Омельченко в своей работе «Молодежные культуры и субкультуры»для определения понятие молодежи выделяет несколько категорий:
· Возраст;
Людиопределенного «молодого» возраста действительно могут быть отделены от другихвозрастных групп. В этом понятие можно выделить несколько уровней:биологический, психологический, социальный, культурный и т. д. Каждый человекпсихологически воспринимает свой физический возраст по-разному. Если биологическийвозраст значит длячеловека нечто определенное, психологически же человек часто размывает этифизические границы как в одну, так и в другую сторону. Невероятные темпыразвития компьютерной грамотности и «компьютеризации» населения также не могутне сказываться на процессах взросления. Существенным становится не сам по себевозраст, а его «качество». Новое качество возраста, которое приносит новоевремя, формирует новое состояние перехода от одного возраста к другому.Социальные аспекты сильно влияют на биологический возраст, но полностью его неопределяют. Если принять за критерий создание молодым человеком своей семьи илирождение детей то границы молодости раздвинутся и в ту, и в другую стороны.
· Зависимость;
С однойстороны, молодые люди достаточно зависимы, с другой — они уже взрослые, так какдостигли определенной независимости. Именно отсюда их общее неудовольствиеродителями и их постоянной опекой. В большинстве случаев молодые люди понимают,что по-прежнему зависимы от взрослых в смысле наличия у них собственных средствк существованию, возможности получения образования и т.д.
· Семья;
Подростокизменяет форму той семьи, в которой растет: образ жизни, потребности всехчленов семьи, формы социального поведения. А уход молодого человека из дома, вроссийских традициях, для ведения самостоятельной жизни, воспринимается кактрагедия. Особенно заметно присутствие семьи в формировании этнической игендерной идентификации подростков, в воспроизведении ими в своей молодежнойкультуре семейных ролей, в уровне патриархальности групповых ценностей, скоторыми они идентифицируются. Культурный и этнический опыт, воспитательныетрадиции родительской семьи и более широкой семьи — «соседства» постояннопроявляются в разнообразных формах молодежных объединений и стилях.
· Образование;
Второй крупный шаг к независимости делает подросток, когдауходит в школу, которая сопровождает процесс перехода ребенка во взрослость Иэтот уход в любом его варианте «дает» ребенку еще одного взрослого, которыйбудет его теперь контролировать. С теми или иными нюансами все детиопределенного возраста, если они здоровы, должны пойти в школу, независимо отсоциальных, статусных, властных и других различий, которые между нимисуществуют. Сама школьная жизнь меняется по мере того, как школьники растут истановятся взрослее. В основе школьной иерархии, позволяющей учителям,родителям и самим школьникам занимать те или иные позиции по отношению кзначимым статусам, лежат ценности «успеха» и «путей его достижения». Взависимости от того, какие существуют критерии их оценки, выстраиваютсяформальные социальные позиции учеников, формируется отношение к ним. Вокругэтих социальных конструктов формируется мощная система образования и воспитанияучеников, основанная на различных методиках, техниках и приемах, включающая всебя разные системы оценки того или иного уровня знания, поведения, темпов икачества продвижения и систему вознаграждений за результаты. Каждый уровеньновой школьной идентификации поднимает молодого человека еще на одну ступенькук взрослости, наполняет его жизнь новыми проблемами и противоречиями, которые иотталкивают, и притягивают разные варианты культурных выборов.
· Работа;
Во многихкультурах окончание школы знаменует собой «конец» молодости, переход вовзрослую жизнь. Но не все подростки, оканчивая школу, начинают сразу работать.Во-первых, большая часть стремится к продолжению образования: высшего илиспециального. Во-вторых, существует проблема молодежной безработицы. И главноймишенью этой проблемы оказываются, прежде всего, выпускники средних школ.Молодые рабочие имеют более взрослый статус, чем школьники, но, тем не менее,они все равно еще находятся в переходе к взрослости. Частично это зависит отденег, молодым рабочим платят меньше, чем взрослым. Если они продолжают жить сродителями они не могут быть и чувствовать себя полностью независимыми. Крометого, молодые рабочие оказываются не полностью взрослыми по отношению к своемурабочему месту: находятся под прямым контролем теперь уже взрослых рабочих,относиться с большим недоверием, что проявляется в более строгой внешнейдисциплине.
· Ответственность.
Часто, говоряо молодежи, употребляют понятие «безответственность», но это не совсем точно.Молодость — это время, когда молодой человек принимает на себя все новую иновую ответственность. С психологической точки зрения, именно в этот периодподросток учится принимать на себя ответственность за то, что он делает, онучится ощущать вину за содеянное. Постепенно на него начинает ложиться всебольшая ответственность: за домашнюю работу, за то, как он проводит свое времяв школе и вне ее, за получение тех или иных отметок, за продвижение в школьнойиерархии, за поведение, за выбор друзей, за стиль, который, за успешностьобучения и за много другое. Этот период английский ученый Стенли Холл назвалпериодом «шторма и натиска», «бури и стресса». Постоянное ощущение своейотдельности, заброшенности; постоянное стремление к соединению с другими ипостоянное желание отделиться от других — все эти моменты очень противоречивы,они подчас способны разорвать внутренний мир подростка на части.[5]
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что понятие«молодежь» многогранно, и может рассматриваться в разных контекстах жизниобщества; ученые до сих пор не могут сойтись во мнении, когда же начинаетсямолодость и когда она заканчивается, поэтому ее возрастные границы размыты, нопомимо этого эти рамки могут раздвигаться в ту или иную сторону самим человеком,в зависимости от его психологического настроя, а так же и от общества в которомвоспитывается молодой человек.
§2. Молодежная культура и субкультура
В последние несколько лет в нашей стране среди молодежипоявилось огромное количество разнообразных культур и субкультур, если летдесять назад их количество не превышало двадцати, то в настоящее время этиобразования достаточно трудно пересчитать и как-то систематизировать.
Важно отличать молодежную культуру от культуры молодежи. Напервый взгляд, эти два понятия равнозначны, но это не совсем так. «Еслимолодежная культура принадлежит молодежи и не свойственна обществу как целому,то культура молодежи включает в себя и общие элементы культуры, передаваемыемолодежи старшим поколением в процессе воспитания и образования.»[6] Еще одним важнымтермином является термин «субкультура». Наиболее полное определение субкультурыдает Волков Ю.Г.: «Субкультура – система ценностей, установок, способовповедения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающейся отгосподствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней»[7].
Молодой человек очень импульсивен, впечатлителен, динамичени эмоционален, по этому часто возникает непонимание и конфликт между ним ипредставителями старшего поколения из-за несовпадения мнений, интересов,увлечений и ценностей. Этот конфликт является одной из ведущих причинобразования молодежных культур и субкультур.
Процесс культурной преемственности одновременно сближает иразъединяет поколения. Старшие поколение передает весь свой опыт и духовное богатство,а молодежь должна прилагать усилия для его овладения, но по мимо этого, онадолжна также и соединить этот материал с реальной современной жизнью, образуятем самым новую культуру. В современном обществе, с его динамичным развитиемвсе более сложными становятся взаимоотношения между разными поколениями, асоответственно претерпевает значительные изменения и процесс культурнойпреемственности: меняются механизмы развития культуры, снижается ценностьжизненного опыта старших поколений. И чем общество быстрее развивается, тембольше увеличивается культурная пропасть между молодежью и «миром взрослых»,потому что чем старше человек, тем ему труднее адаптироваться к новым условиям,а для молодежи, ввиду ее мобильности и динамичности, это не составляет большоготруда.
Некоторые исследователи считают, что «возникаетпринципиально новый тип культуры, в рамках которой не молодежь заимствует нормыи ценности из опыта предыдущих поколений, а наоборот, старшее поколение отмолодых»[8]. Вомногих случаях, новации, в какой сфере общественных отношений они не возникали,проходят проверку в молодежной среде, а только потом, постепенно, принимаютсястаршими, более консервативными членами общественных отношений.
Очень часто, в большинстве случаев, повод и причинаконфликта между молодежью и взрослыми не совпадают. Причинами могут особенностипсихики подростка, не умение выстраивать диалог, не понимание сути культурныхразличий поколений и многие другие, а поводом может стать отклонение отосуществления принципов социальной справедливости, разные ценности и т.д.
А.Н. Сухов подразделяет конфликты на следующие виды:
· Внутриличностные конфликты(столкновение в психики индивида несовместимых процессов, вследствие чеголичность не может нормально существовать);
· Конфликты между личностью и группой;
· Конфликты между малыми группами;
· Конфликты между малыми и большимигруппами;
· Конфликты между большими группами.[9]
Вариантом преодоления конфликта может быть выход человекана новый уровень понимания или включаются механизмы психической защиты:
· Вытеснение (по принципу: «не былоэтого»);
· Конверсия (построена на использованиичувства юмора);
· Резкий подъем самооценки («принципыродителей верны, но они их не могут придерживаться, а вот я могу, я их выше»);
· Резкое падение оценки родителей.[10]
Толчок к развитию конфликта чаще всего дается извне,появляется внутриличностный конфликт, который потом переходит в межличностныйили личности и группы. Вследствие этого молодой человек меняет семью нанеформальную группу. Очень часто эту ситуацию усугубляет неправильноевоспитание. В таких случаях эта неформальная группа становится местом, с особымэмоционально-психологическим климатом, комфортным для молодежи. Молодежныенеформальные группы могут создаваться специально для изживания конфликтов состаршим поколением. С помощью атрибутов и символов той или иной субкультурыподросток пытается влиять на взрослых. Например, символы агрессии впанк-культуре: воинственного вида ирокез, цепи, шипы и черепа в качествеукрашений. Это помогает погасить конфликт с родителями, переведя его во внешнююсреду, снять внутренне напряжение подростка.
Большую роль в сплочении членов конкретной субкультурнойгруппы играют:
1.Внешнийвид;
Внешний вид человека несет социально значимую информацию оего общественном положении, выполняет функцию пароля. Член одной субкультурывсегда узнает своего, и отличит членов других групп.
2.Сленг;
Чем интенсивнее взаимодействуют члены одной группы, тембольше слов входят в их сленг. Например, в конце 80-х годов девушка, входившаяв субкультуру хиппи, написала «Словарь системного сленга», куда входил жаргонхиппи. Использование этих слов сплочает группу и выделяет ее в обществе.
3.Местасборов;
Служат в основном символом общности и очень устойчивы вовремени. Чем крупнее город, тем больше таких мест. Существуют места, гдесобираются представители только одной субкультуры, например, в Красноярске скинхедысобираются во дворе дома на перекрестке улицы Ленина и Кирова, на других точкахсобираются разные неформальные группы, в нашем городе сквер «Стакан» напротивДетского мира, где совместно существуют и панки, и хиппи, и скинхеды.
4.Музыка.
В некоторых случаях субкультуры образуются в зависимости оттого, какую музыку слушают ее члены, являясь в этом случае «точкойкристаллизации»[11],ускоряет процесс формирование этой общности. Такая музыка сильно влияет наповедение подростков. Подрастающее поколение делает музыку причиной конфликтаценностей со взрослыми, происходит культурная преемственность. Подростки вмолодежной музыке находят как отрицание авторитетов, так и стремление к идеалу,отождествляя себя с молодыми музыкантами.
Группообразующая роль молодежной музыки позволяет ейзанимать в жизнедеятельности молодежи место центрального элемента, своеобразиемироощущения и способов самовыражения, образцы поведения и взаимодействия,сленг и символы образуют своеобразный культурный комплекс – молодежнуюкультуру.
Из всего выше сказанного следует, что у каждой молодежнойсубкультуры есть определенные характерные только для нее признаки. В качестветаких признаков может выступать внешний вид, атрибуты, сленг и музыка, иявляются также составляющими субкультуры, со стороны членов таких субкультур имуделяется много внимания. Многие из субкультур агрессивны, как внешне, так ивнутренне. Это, скорее всего, является следствием причин возникновениясубкультур. Например, конфликт на разных уровнях зачастую выливается в уходподростка в субкультуру. Членство молодого человека в той или иной подобнойгруппе не пожизненно, в среднем молодой человек покидает субкультуру в 20 лет.Более того, как бы странно это не звучало для старших поколений, субкультураявляется неотъемлемой частью господствующей культуры.
Глава 2. Основные проблемы молодежи
§1. Девиации в молодежной среде и ее последствия дляобщества
Девиантное поведение или отклоняющееся поведениевстречается в повседневной жизни очень часто. Наверно, нет такого человека,который хотя бы раз в жизни не нарушал запреты, соблюдал бы все правила и нормыустановленные в обществе, в котором он живет. Девиантными могут считатьсяразные поступки от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя и убийства. Чащевсего «табу» нарушаются в молодом возрасте, когда действует правило запретногоплода, которого так хочется попробовать.
«Девиантность – это социальное явление, выражающееся вотносительно массовых, статистически устойчивых формах (видах) человеческойдеятельности, не соответствующих официально установленным или фактическисложившимся в данном обществе (культуре, группе) нормам и ожиданиям.»[12]
В разныхобществах, с разными обычаями, культурой и историей одно и то же поведениеможет рассматриваться как девиантное, так и как совершенно нормальное.Например, употребление наркотических веществ растительного происхождения висламских странах, тогда как для европейцами такое поведение рассматриваетсякак нарушение социальных норм, то есть девиация. Кроме того, некоторыеисследователи считают, что «девиантность не является свойством, внутреннеприсущим какому-либо социальному поведению, а является результатом социальнойоценки поведения и выражается в присваивании определенному социальномуповедению статуса девиантного»[13].
Девиациябывает как негативная, это деяния, которые негативно влияют на общество ивызывают у его членов отрицательные эмоции – разбои, убийства, наркотизм, алкоголизм;так и позитивная – это различные виды творчества и гениальность, которыевыходят за общепринятые рамки. В современном обществе, наибольшую тревогувызывают негативные формы девиации, наиболее опасные из них будут рассмотреныдалее.
Существуютнесколько теорий о причинах девиантного поведения. В работе «Социологиядевиантного (отклоняющегося) поведения» Я. Глинский и В. Афанасьев разделяютвсе теории на виды в зависимости от того, какие компоненты преобладают вчеловеческом поведении:
1.Биологические: взаимосвязь междуанатомическим строением и преступным поведением человека; взаимосвязь междутелесными, природными и социальными факторами; связь между типами физическогостроения человека и формами поведения; наличие лишней Y-хромосомы у мужчин предрасполагаетк криминальному насилию.
2.Социологические:
· Структурные: такие теории акцентируютсвое внимание на изучении различий в типах девиантного поведения индивидов,имеющих различные социальные статусы и изучают связи между социальнойструктурой общества и отклоняющимся поведением;
· Процессные: теории, которые изучаютпроцесс вовлечение индивида в девиантное поведение.[14]
Т. Селлинпредполагал, что девиация возникает из-за конфликтов между индивидами из разныхсоциальных, политических, культурных и других групп. У этих индивидов разныепредставления о нормах и ценностях, что и является причиной конфликтов,влекущих за собой отклоняющееся поведение.
Левин Б.М. иЛевин М.Б. в книги «Наркомания и наркоманы» рассматривают на каких основанияхпоявляются различные формы девиации в молодежной среде. Авторы предполагают,что согласованность взаимодействия между членами общества, их интересами,социальными институтами во время резких перемен в любой из сфер жизни общества,нарушается, вследствие того, что старые нормы уже не действуют, а новые еще неоформились. У индивидов «повышается готовность выйти за пределы норм»[15], отключаютсякультурные ограничители, для человека перестают существовать такие понятия, как«нехорошо», «безнравственно». Следующей причиной отклоняющегося поведения можетбыть прогресс общества. Новый, более качественный, уровень жизни индивидов,конкурентная основа жизни порождает новые конфликты. К человеку предъявляютсявысокие требования в культурных и трудовых навыках, индивид должен обладатьвысоким уровнем здоровья. Если человек не соответствует этим, новым, стандартами не может их достигнуть в короткий срок – он выпадает из жизни общества илистановится девиантом. Молодежь является самой восприимчивой частью социума кизменениям жизни, и в то же время, очень динамичной, легко выходящей за рамки,в которые их загоняет общество.
За основуотклоняющегося поведения молодежи авторы берут кризис в отношениях общества имолодого поколения и выделяет такие приметы этого кризиса, как:
· Отчуждение;
Многиемолодые люди чувствуют себя чужими в мире взрослых, они категорически отвергаютвсе, что им предлагается старшим поколением, создавая субкультурные группы сосвоими правилами и нормами, которые устраивают членов этих групп. Во многих изсуществующих субкультур, человеческая жизнь не обладает большим приоритетом,формируется не традиционное отношение подрастающего поколения к ней. Кроме тогов таких коллективах, как правило, очень сплоченных, ответственность групповая,это влечет то, что каждый конкретный человек не отвечает за свои поступки, а заних отвечает вся группа, вследствие чего индивид легче переступает рамкидозволенного. Так же очень важна степень одиночества молодого человека, еслиэта степень очень высока, то тогда теряется инстинкт самосохранения и угасаетчувство сострадания к ближнему.
· Массовость;
В современномобществе образовывается множество молодежных субкультур и контркультур.Огромная масса молодежи отходит от общекультурных ценностей, создаваемыхпредыдущими поколениями.
· Неблагополучие благополучных;
Подросток напервый взгляд кажется вполне нормальным, не обделенным вниманием, не создаетпроблемы ни родителям, ни школе. Но, он также, как и все его сверстникиразочаровывается в окружающих его людях, в несоответствие того, чему учатвзрослые и, что они делают на самом деле. «Если такой человек сам нестановится проблемным, то создает проблемы вокруг себя, проблемными вырастаютего дети.»[16]
· Растерянные взрослые;
Многиевзрослые не знают, что делать с молодыми людьми, как их воспитывать дальше,ведь они уже не дети, но и еще не взрослые. «Нет такой философии воспитания,которая была бы убедительна для достаточного числа людей и могла стать основойконструктивного общественного мнения и конструктивной молодежной политики.»[17]
Основной девиантогенный фактор — противоречия междусоциально сформированными потребностями и обеспечиваемые обществом возможностиих удовлетворения. Для подростков и молодежи это противоречие проявляетсяособенно остро: максимум потребностей — минимум возможностей (недостаточныйобразовательный, профессиональный уровень, низкий социальный статус,«социальная неустроенность»). Если глобальным различением оказывается«включенность / исключенность», то подростки и молодежь относительночаще оказываются в числе «исключенных».
Рассмотрим наиболее распространенные и опасные видыотклоняющегося поведения среди молодежи:
1. Наркомания;
«Наркотики –сильнодействующие природные, а также синтетические вещества, парализующиедействие центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон,галлюцинации, а при передозировке – потерю сознания и смерть.»[18]
Легальнонаркотические вещества могут употребляться только по назначению врача, любоедругое потребление будет незаконным, и считается преступлением.
Наркотики,вызывают у человека зависимость как психическую, так и физическую. Ониполностью подчиняют себе потребителя. Зависимый, то есть наркоман, готов на всеради них: от отказа соблюдать моральные принципы и нормы, до тяжкихпреступлений.
Сегодняшняяситуация с распространением наркомании в России, приняла угрожающие размеры.Количество наркоманов за последнее десятилетие увеличилось в 9 раз, исоставляет на август-сентябрь 2002 года 4 миллиона человек (около 3% населения[19]). Самым ужасающимявляется то, что более половины потребителей составляют молодые люди в возрастедо 29 лет. Эти люди не могут дать нормальное потомство, не могут участвовать втрудовых отношениях, выпадают из жизни общества, нарушают и разрушаютсоциальные связи. Такое обстоятельство ставит под угрозу дальнейшеесуществование нашей нации, потому что в целом нарушается генофонд, подрываетсяэкономика, возникают новые социальные конфликты. А если учесть, что происходитстарение населения, и большинство употребляющих наркотические средства –молодые люди, то возможно наступит время, когда большинство населения страныбудут больны наркоманией. В настоящее время скорость и размеры распространениянаркомании «ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи ибудущее значительной ее части, социальной стабильности российского общества»[20].
Наркотикиделятся на несколько групп, от того, к какой группе относится наркотик, зависитэйфория и «ломки» во время абстинентного синдрома. Например, авторы учебногопособия «Социология девиантного (отклоняющегося) поведения» Глинский иАфанасьев дают такую классификацию:
1) Опиаты: производные опийного мака,опий, морфин, кодеин, промедол и другие препараты с морфиноподобным действием,героин – самый мощный наркотик; от этих наркотиков самый сильный эйфоризирующийэффект: причудливые ведения и ощущения, но и самая ужасная абстиненция:развивается спустя 5 – 6 часов после последнего приема наркотика, в костях имышцах тянущие боли, расширенные зрачки, потери сознания, нарушение работыпищеварительной системы; при превышении дозы наркотика наступает смерть; придлительном употреблении опиатов происходит ослабление воли, импотенция,снижение круга интересов, стереотипизация поведения.
2) Психостимуляторы: кокаин, кофеин,фенамин, эфедрон, первитин, амфетамин и т.д., самый сильный наркотик из этойгруппы – кокаин, но в наше стране он не получил большой распространенности, вотличае от преветина, из которого кустарным способом получают «винт», оченьсильный наркотик, и амфетамин; при употреблении этих видов наркотиковпроисходит повышение двигательной активности, повышение интеллектуальнойдеятельности, работоспособности; абстиненция: психоз, слабость, головная боль,суицидальные попытки; при длительном употреблении наступает деградацияличности.
3) Психодепрессанты: снотворные препараты;привыкание к этим препаратам является, чаще всего, следствием употребления ихдля усиления эффекта от опиатов или их замены; от зависимости к такимнаркотикам вылечить труднее, чем от зависимости от опиатов.
4) Производные каннабиса: наркотики,получаемые из разных видов конопли – марихуана, гашиш и т.д.; Эйфоризирующийэффект: состояние довольства, изменяется чувство времени и пространства,галлюцинации; абстинентный синдром: нервозность, головная боль, расстройствосна, раздражительность.
5) Галлюциногенны:наркотики растительного происхождения – мескалин, получаемый из некоторых видовкактусов, и псилоцибин – из грибов, а так же синтетические наркотики – ЛСД,«ангельская пыль» и т.д.; вызывают обострение ощущений, изменение восприятиявремени и пространства.[21]
Дороговизнанаркотиков и физическая зависимость, заставляет наркомана совершатьпреступления, с целью достать сам наркотик или средства на его приобретение.Кроме того, наркоманы образуют наркотическую субкультуру, в которую втягиваютвсе больше людей, что, приводит к росту числа потребителей наркотических средств.
В Россииразработана определенная программа профилактики наркомании. Термин«профилактика» определяется ВОЗ как «система комплексных государственных иобщественных, социально-экономических и медико-санитарных,психолого-педагогических психогигиенических мероприятий, направленных напредупреждение заболеваний и укрепление здоровья»[22]. Она проводится втри этапа:
1) Первичная профилактика – направлена напредупреждение употребления наркотиков, в нее входит создание школ, свободныхот наркотических веществ, выявление групп риска, работа с родителями ипедагогическим коллективом учебного заведения.
2) Вторичная профилактика: направлена на людейначавших употреблять наркотики, в эту профилактику входит создание центровреабилитации, работа с группой риска и родителями детей, начавших употреблятьнаркотики.
3) Третичнаяпрофилактика – оказание помощи людям страдающим наркоманей, включает в себяформирование реабилитационной среды и групп взаимопомощи.[23]
Существуютцентры по профилактики наркомании среди молодежи. Их сотрудники работают вшколах, с родителями, с детьми, сотрудничают с Госнаркоконтролем, проводятакции по профилактики употребления психоактивных веществ.
2. Алкоголизм;
Существуетнесколько теорий о причинах алкоголизма. Например, ряд причин, которые выводятсяЗ.В. Коробкиной в работе «У опасной черты»:
· Уровень материального положения;
· Экономическая выгодность производства и продажи алкоголя;
· Стирание национальных и этнических различий;
· Постарение населения;
· Официальное признание алкоголя болезнью.[24]
Глинский иАфанасьев в работе «Социология девиантного (отклоняющегося) поведения»предлагает другую классификация причин увеличения уровня алкоголизации:
· Общие причины отклоняющегося поведения;
· Теория «двойной неудачи» Р. Мертона: человек не можетудовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни впротивоправной;
· Алкоголь выполняет определенные функции (средство утешится,расслабится);
· Социальное неравенство и социальная неустроенность;
· Утрата смысла жизни.[25]
В результатеисследования проведенного Институтом молодежи, выяснилось, что к 17 годам 46%юношей и 54% девушек употребляют спиртные напитки чаще одного раза в месяц.Также в стране за последние несколько лет, в связи с хорошо проведеннойрекламной компанией пива в целом, колоссальных размеров достиг пивнойалкоголизм среди молодежи. В 2002 году в Санкт-Петербурге был проведен опрос изкоторого выяснилось, что «почти половина опрошенных молодых горожан практическикаждый день пьет пиво»[26].
Многиеисследователи выделяют такие причины алкоголизации подростков, как:
· Алкогольное окружение;
· Усиление притязаний на взрослость;
· Пример сверстников;
· Неподготовленность к жизни, безволие.[27]
КоробкинаЗ.В. выделяет несколько уровней вовлеченности молодых людей в употреблениеспиртного:
0.уровень: как правило школьники незнакомые с эйфоризирующим эффектом алкоголя, вырабатывают личную стратегиюотказа от алкоголя в любых ситуациях;
1.уровень: начальный – единичные случаиупотребления спиртного, чаще всего у таких людей низкая переносимость алкоголя,нет эйфории от его употребления;
2.уровень: эпизодическое употребление –знакомство с различными алкогольными изделиями, алкоголь легко переносят, носами редко становятся инициаторами выпивок;
3.уровень: уровень высокого риска –усиливается эйфория, расслабление после приема алкоголя, расширяется количествоповодов, употребление чаще 2 раз в месяц;
4.уровень: уровень психическойзависимости – молодые люди сами становятся инициаторами выпивок, к алкоголюотносятся положительно, частота употребления доходит до нескольких раз внеделю, влечение к алкоголю в течении всего дня, оказывают ярое сопротивлениепопыткам ограничить их дальнейшую алкоголизацию.
5.уровень: уровень физическойзависимости – подавляется защитная рвотная реакция на спиртное, нарушениепамяти, наступает похмелье, потеря количественного контроля;
6. уровень:конечный уровень алкогольного распада личности – развиваются запои, во времяопьянения снижается настроение, появляется озлобленность, появляютсягаллюцинации, поражаются внутренние органы.[28]
Раннееприобщение к алкоголю приводит к «более тяжелым последствиям медицинского исоциального характера и сокращению срока перехода от пьянства к алкоголизму»[29]. Помимо этого,происходит много преступлений, в том числе и особо тяжких, совершенных молодымилюдьми в состоянии алкогольного опьянения.
В современномРоссийском государстве проблема отклоняющегося поведения молодежи являетсянаиболее серьезной, влияющей не только на молодежь, как на социальный слой, нои на все общество в целом. Подростки начинают употреблять наркотики в оченьраннем возрасте. Это, в свою очередь, сокращает продолжительность жизничеловека, очень пагубно влияет на его психофизиологическое и социальноеразвитие. В настоящее время делаются попытки внедрить новые средствапрофилактики употребления психоактивных веществ, которые будут эффективнее, чемпросто информирование подростков о вреде наносимом этими веществами.
§2. Проблемы образования молодежи в России
Право наобразование является одним из приоритетных конституционных прав. В Федеральномзаконе «Об образовании» дается такое определение этого понятия: образование –это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека,общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином(обучающимся) установленных государством образовательных уровней(образовательных цензов)[30].
Считается,что одной из ценностей, доставшейся нам в наследство от Советской эпохи,является система образования. Действительно, система советского образованиянекогда являлась образцом для подражания и источником развития СоветскогоСоюза.
В настоящеевремя в Российской Федерации в области образования произошли кардинальныеперемены, разрабатывается ряд реформ. По мнению В.В. Путина российскую системуобразования нужно модернизировать, но при этом сохранить ее лучшие традиции.«Необходимо адаптировать, приспособить нашу систему образования к современнымусловиям, сохранив при этом лучшие традиции отечественного образования»[31].
Проблемасдачи выпускных экзаменов и поступления в ВУЗ – проблема вечная и непроходящая. Каждый год с ней сталкиваются более миллиона человек по всейРоссии. Проблема встала еще острее, когда повсеместно был введен Единыйгосударственный экзамен. Болотов В.А дает такое определение: ЕГЭ – это системаобъективного независимого контроля уровня обучения выпускников школы.[32]
Единство этихэкзаменов заключается в двух их особенностях:
а) их результатыодновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в ВУЗы;
б) припроведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипныезадания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровнюподготовки.[33]
Вводится ЕГЭпо многим причинам и имеет сразу несколько целей:
· Во-первых,это поможет обеспечить равные условия при поступлении в ВУЗ и сдаче выпускныхэкзаменов в школе, поскольку при проведении этих экзаменов на всей территорииРоссии применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющаясравнивать всех учащихся по уровню подготовки.
Кроме этого,проводиться ЕГЭ будет в условиях, обеспечивающих достоверность результатов.Проверяться результаты будут на компьютерах и независимыми экспертами. Этопозволит сократить так называемое «целевое репетиторство» (с целью приема вопределенный ВУЗ) и взяточничество.
· Во-вторых,попытка улучшения качества образования в России за счет более объективногоконтроля и более высокой мотивации на успешное его прохождение. Учеников нужнохорошо готовить к экзаменам, чтобы они сдавали их успешно.
В-третьих,способ разгрузить выпускников-абитуриентов, сократив число экзаменов, вместовыпускных экзаменов и вступительных экзаменов они будут сдавать Государственныеэкзамены, их результаты одновременно будут учитываться и в школьном аттестате,и при поступлении в ВУЗы.[34]
Та частьобщества, которую затрагивает в той или иной степени поступление в высшиеучебные заведения разделилось на два лагеря: «за» и «против». Государственныечиновники убеждали, что теперь экзамены вступительные сдавать не придется,везде будут принимать результаты ЕГЭ, но на практике оказалось все гораздосложнее. В престижные ВУЗы эти результаты не принимались, а если и принимались,то на факультеты, где был не высокий проходной балл и низкое число абитуриентовна одно место. На Парламентских слушаниях в 2002 году «Об итогах экспериментапо введению единого государственного экзамена», И.М. Хакамада заявила о необходимостипоиска компромисса между сторонниками зачисления в вузы по результатам ЕГЭ иректорами вузов. Она рекомендовала определенную квоту мест отвести под ЕГЭ,остальные места — под традиционные ВУЗовские вступительные экзамены.[35]
Ещеодно нововведение, вызвавшее большой резонанс в обществе, это реформа высшегообразования. Реформой предусматривается переход на двухуровневое обучение ввысшей школе. Непрерывное пятилетнее обучение уступит место четырехлетнемубакалавриату и двухлетней магистратуре – после каждой ступени студент получитотдельный диплом. Кроме того, будет сокращено число специальностей, обучение накоторые предоставляют ВУЗы, «в 10 раз, с 670 до 40 – 50. Будет определенноесокращение числа специальностей для каждой ступени – в бакалавриате, их будет50, а в магистратуре – около 200»[36]. Ксоставлению нового перечня специальностей обещают привлечь работодателей.
Студент-бакалаврполучает общую, широкую специальность, которую можно будет углубить вмагистратуре. Сокращение не коснется лишь медицинских и инженерныхспециальностей (а их номенклатура самая обширная), поскольку техническим имедицинским ВУЗам сохранят непрерывную одноуровневую систему.
Кроме этого,все Высшие учебные заведения будут делиться на группы:
· 20вузов – представителей первой, самой привилегированной группы — получат статус«национальный вуз» и полное финансирование;
· До200 вузов – представителей второй, уже менее привилегированной группы — будутполучать от государства деньги на подготовку бакалавров и магистров;
· Остальные– просто вузы — получат только на бакалавров.[37]
Критерииотбора будут разрабатываться министерством совместно с научной и вузовскойобщественностью.
Решение опроведении реформы образования вызвало в обществе бурную реакцию и в первуюочередь среди студентов. По стране прокатилась волна митингов и демонстрацийнаправленных против реформирования высшего образования.
Таким образом, можно сделать вывод, что Единый Государственный Экзаменстал первым признаком бедующего большого реформирования системы образования.Эта, новая форма проверки знаний выпускников школы, вызывает противоречивыемнения. Изменения в системе высшего образования, вызывает много негодования,особенно среди студентов, которые устраивают митинги и шествия против реформы.
§3.Проблемы трудоустройства молодежи
Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальнойзащищенности в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение ипополняют ряды безработных.
К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относитсяускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования;увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнемобразования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньевобразования на воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учетатребований потребителей; усиливающееся отставание материально-технической базывсех уровней от нормативных требований; отток одаренных юношей и девушек измногих вузов и из страны.
Сравнительно низкую конкурентоспособность молодежи обуславливаетдействие ряда факторов: недостаток профессиональных знаний; необходимостьпредоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренныхТрудовым кодексом; трудовая нестабильность молодежи; инфантилизм частимолодежи, привыкшей получать вся, что им требуется от родителей.
Дискриминация молодых людей на рынке труда – актуальная проблемадля любой рыночной экономики, тем более для Российской, когда в период переходаРоссии к рынку безработными становятся невостребованные выпускники ПТУ, ВУЗов итехникумов – молодые люди имеющие образование, но не имеющие опыта работы поспециальности.
В современной России достаточно сильны трудовые позиции старшегопоколения, основанные на преобладании общественных интересов. Но весьма сильныи новые ценности рыночной экономики, которая включает установки на материальноеблагополучие и статусное позиционирование индивида.
Слуцкий Е.Г. выделяет несколько типов трудовой мотивации:
1) ценностный тип (для молодого человека интересная работа являетсяосновной ценностью в трудовой деятельности);
2) смешанный тип (человек серьезно относится к работе, но наряду сэтим у него есть и другие не связанные с трудоустройством интересы ипотребности, как то воспитание детей);
3) инструментальный тип (работа является средством достиженияжизненных целей):
- материальная мотивация (около 40% молодых людей);
- статусная мотивация (около 15%);
- мотивация развития и самореализации (для людей творческихпрофессий);
4) молодые люди не склонные рассматривать трудовую жизнь какценность.[38]
Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основномучащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены втрудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большейчасти населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие изних стремятся заработать деньги основным путём. Они вступают на рынок труда,пополняя ряды безработных. Нынешняя ситуация с подростковой занятостью вызываетбольшую тревогу. Чаше всего это самозанятость вроде мойки автомашин и торговлигазетами.
Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди,завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Ониявляются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеютдостаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менееконкурентоспособны.
В 25-29 лет молодые люди, в основном, уже делают профессиональныйвыбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональныйопыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью ипредъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.
Молодежь реже регистрируется на бирже труда, чем люди в другихвозрастах. Служба занятости охватывает лишь часть спроса на труд и предложенийрабочей силы. В результате не учитывается все многообразие новых явлений всфере занятости, связанных с особенностями российских рыночных отношений, и вчастности скрытая безработица. Для молодых людей скрытая безработицапредставляет не меньшую опасность, чем зарегистрированная, так как именно онирискуют в первую очередь оказаться за воротами предприятий. Кроме того,вынужденное безделье действует разлагающе на не сформировавшееся сознание.Понятно, что в подобной ситуации большинство молодых людей стремится кстабилизации своего трудового статуса, пытается различными способами избежатьвозможности потери заработка.
Из-за падения престижа производительного труда для значительнойчасти молодых людей стал характерен социальный пессимизм, они не верят ввозможность иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую всоответствии с мерой своего труда на уровне мировых стандартов. Происходятполярные изменения трудовой мотивации. Квалифицированные молодые кадры частоменяют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу впрофессиональной структуре рабочей силы.
В последнее время все большее число молодых людей считаетполучение полноценного образования необходимым условием достижения желаемогосоциального статуса и более высокого материального положения, определеннойгарантией от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшимэлементом инфраструктуры рынка труда, который поддерживает качественносбалансированный спрос и предложение труда, во многом определяет эффективностьмер по реализации молодежной политики занятости.
Насовременном этапе развития Российского общества нет четкой концепции занятостимолодежи. Поэтому некоторые исследователи предлагают свои разработки, например,Слуцкий Е.Г. предложил следующую концепцию. Основными принципами этой концепцииявляются:
· целенаправленность государственного регулирования(определение задач и мер государственного воздействия на развитие занятостимолодежи);
· региональная дифференциация в сфере занятости;
· разделение полномочий (распределение прав и обязанностеймежду федеральными и региональными органами управления);
· многовариантность (разработка системы, включающей различныеподходы к решению проблемы занятости молодежи);
· саморегуляция занятости (возможность молодому человекусамостоятельно искать работу);
· адресная политика;
· оперативность воздействия на сферу занятости молодежи. [39]
Молодежьнаходится в достаточно трудном положении при поиске работы, с одной стороны,возможно ущемление их прав по возрастному признаку, а с другой молодомучеловеку нужна доходная работа, которую не так просто найти. Помимо этого, угосударства нет четких рычагов регулирования молодежной занятости, что ещебольше усугубляет положение молодежи на рынке труда.
молодежьсубкультура общество
Глава 3. Пути решения проблем современной молодежи
§1. Молодежная политика в России
Молодежь –это трудовой и экономический потенциал страны, от которого во многом зависитпрогресс общества. Поэтому, законодатели, в первую очередь, при выработкенормативных актов в области молодежной политики, должны учитывать этот факт.Молодежная политика государства должна быть направлена на обеспечениеэффективного воспитания, достойного образования и успешную социализациюмолодого поколения.
Молодежьлегко адаптируется к новым условиям, опыт прошлых поколений на нее практическине воздействует, в связи с ее высокой динамичностью и мобильностью. Но«молодежь оказалась в ситуации, когда призвано продолжить развитие на базеунаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находиться встадии становления, участвовать в выработке ценностей, зачастую самостоятельно,нередко вопреки рецидивам старого мышления»[40]. Также молодое поколение заполняет политическое и культурное пространство, в связис уходом со сцены предыдущего поколения. Но в России, в настоящее время, врятлинайдется столько талантливых и образованных молодых людей, чтобы заполнитьобразовавшийся вакуум. Поэтому государство призвано обеспечить преемственностьи консолидировать усилия молодежи, направив их в правильное русло.
Государственнаямолодежная политика – это деятельность государства, направленная на созданиеправовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализацииличности молодого человека и развития молодежных объединений, движений иинициатив.[41]
Объектгосударственной молодежной политики – это граждане РФ от 14 до 30 лет, молодыесемь и молодежные объединения, а субъектом являются государственные органы и ихдолжностные лица, молодежные объединения и ассоциации и молодые граждане.[42]
В 1992 году«Указом президента молодежная политика провозглашена приоритетной социальноэкономической политикой государства»[43] иобразован Государственный комитет по Российской Федерации по делам молодежи. В1999 году был принят новый Федеральный Закон «Об основах государственноймолодежной политики в Российской Федерации». Необходимость формирования ипроведения целостной и эффективной молодежной политики в РФ следовало из общихтребований проведения адресной и специализированной социальной политики вотношении различных групп и слоев населения.
Сейчас вРосси, в области государственной молодежной политики, сложилось довольно непростое положение, главной причиной этому служит нехватка средств на реализациювсех законопроектов и программ, направленных на улучшение жизни молодогопоколения.
В.В. Колковвыделяет такие принципы государственной молодежной политики, как:
· сочетание государственных, общественных интересов и правличности в формировании и реализации государственной молодежной политики;
· привлечение молодых граждан к непосредственному участию вформировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества вцелом;
· обеспечение правовой и социальной защищенности молодыхграждан, необходимой для восполнения обусловленного возрастом ограничения ихсоциального статуса;
· предоставление молодому гражданину гарантированногогосударством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному ифизическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке итрудоустройству, объем, виды и качества которых должны обеспечивать необходимоеразвитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
· обеспечение приоритета общественных и инициатив посравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учрежденийпри финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.[44]
Основнымицелями государственной молодежной политики по мнению Кайгородовой Л.А.являются:
· содействие социальному, культурному, духовному ифизическому развитию молодежи;
· недопущение дискриминации молодых граждан в силу возрастныхпричин;
· создание условий для более полного участия молодежи всоциально-экономической, политической и культурной жизни общества;
· расширение возможностей молодого человека в выборе своегожизненного пути, достижении личного успеха;
· реализация инновационного потенциала молодежи в интересахобщественного развития и развития самой молодежи.[45]
Приоритетотдается созданию системы информационного обеспечения молодежи, в это входитобеспечение доступа молодого поколения к актуальной информации, котораятребуется ему в период социализации, а так же анализ информации о молодежи.
Весной 2000года, учитывая особенности сложившейся в России ситуации в среде молодежи,организовался «Союз молодежных организаций». Этот союз был задуман какобъединение разнонаправленных общественных, политических, государственных,профессиональных и других молодежных организаций всех регионов России, ипризван представлять интересы, защищать конституционные права молодых граждан иотстаивать приоритеты в решении молодежных проблем при реализации молодежнойполитики.
Эффективностьгосударственной молодежной политики во многом зависит от установленногогарантированного минимуму социальных услуг для молодежи. В России этот минимумничтожен. Даже студентам, которые в истории всегда были мало защищенным ималообеспеченным социальным слоем, и за века это не изменилось, государство недает ровным счетом ничего.
Еще однойпроблемой государственной молодежной политике является то, чтонормативно-правовая база находится в стадии становления. И в последние годыосновным документом в этой области являлась программа «Основные направлениягосударственной молодежной политике в Российской Федерации».
Из всего вышеуказанного следует сделать вывод, что государство должно организовыватьсовместную работу различных учреждений, ведомств, организаций,правительственных структур на основе единых государственных взглядов насоциально-экономическое, духовное и психофизиологическое развитие молодежи,создавать программы действий, организовывать диалог между органами власти,социальными институтами и молодежью, обеспечивать формирование патриотизма умолодых граждан Российской Федерации, уважение к истории и культуре отечества,соблюдение прав человека, изучать ее демографические и социальные проблемы,создавать оптимальные условия для развития и самореализации молодых граждан.
§2. Социальная работа с молодежью
В Федеральномзаконе «Об основах социального обслуживания населения РФ» комплексная системасоциального обслуживания населения, включая молодежь, предусматриваетпредоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических,социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся всложной жизненной ситуации.
Одним изнаправлений государственной молодежной политики является создание социальныхслужб для молодежи. Существует следующая структура социальных служб:
· Центры социально-психологической службы;
Оказаниепомощи молодым людям, находящимся в кризисных состояниях, конфликтныхситуациях, профилактика и предупреждение девиантного и суицидального поведения.
· Консультативные центры;
Квалифицированная,экстренная, анонимная, бесплатная психологическая помощь по телефону.
· Приюты;
В основномдля несовершеннолетней части молодежи, создаются условия для жизнедеятельностичеловека, отчужденного по разным причинам от благоприятных условий развития всемье;
· Центры ресоциализации;
Предназначеныдля лиц вернувшихся из мест лишения свободы, оказывается социальная, правовая,консультативная, профориентированная и психологическая помощь.
· Центры информации.
Оказаниеинформационных и методических услуг органам исполнительной власти по деламмолодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группаммолодежи. [46]
Социальнаяработа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятныхсоциально-экономических условий развития каждого молодого человека,способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свободи полноценного участия индивидов в жизни общества. Изучение реальныхпотребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом приформировании системы их социального обслуживания. Необходимость такого видасоциальных услуг все больше осознается населением и государством.
Базиснымивидами деятельности специалистов, указанных служб, являютсяпсихолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, атакже консультационная деятельность.
В системепсихологического консультирования различают:
- возрастно-психологические (контроль за состояниемпсихологического развития ребенка);
- семейное психологическое консультирование ( оказание помощинаселению по широкому кругу семейных проблем);
- психолого-педагогическое консультирование преподавателей ивоспитателей;
- консультационная работа социального работника, в функциикоторого входит прежде всего задача представления интересов и прав клиента вшироком социальном окружении. [47]
Специалист,работающий в области социального консультирования, должен в совершенствевладеть основными принципами, которые впервые были сформулированы В.В. Столинымна материале семейного психологического консультирования.
Он выделял 6принципов:
1. Принципанализа подтекста ( требование различать несколько слоев в запросе-жалобеклиента и выделение способов работы с этими слоями).
2. Принципотказа от конкретных рекомендаций ( ибо человек сам должен принят решение освоей собственной судьбе).
3. Принципстереоскопического диагноза ( именно в семейном консультировании наиболеенеобходим учет мнения более, чем одной стороны).
4. Принципсистемности ( выделение системной единицы анализа, будь то индивидуальноесознание, или же семья как целое, или же индивидуальный жизненный путь какцелое.
5. Принципуважения личности клиента (отказ от установки на переделывание, перевоспитаниеличности, установка на приятие, понимание клиента).
6. Принциппрофессиональной направленности и мотивированности консультанта ( различениедружеских и профессиональных отношений, поиск и установление границы, гдекончается клиент и начинается просто человек и т.д[48].
Системасоциальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую структуру учрежденийсоциального обслуживания:
1.Обязательныйминимум для каждого города, района, куда входят:
а)центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного,временного пребывания, срочной социальной помощи);
б)центр социальной помощи семье и детям;
в)социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; г) социальнаягостиница;
д)социальный приют для детей и подростков.
3. Дополнительнаясеть в городах и районах, куда входят:
а) центрпсихолого-педагогической помощи;
б) центрэкстренной психологической помощи по телефону;
в) доммилосердия;
г)реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями ( в том числе длядетей и подростков).
3.Республиканские,краевые, областные, окружные, межрайонные учреждения, куда входят:
а) центрыпомощи детям, оставшимся без попечения родителей;
б)дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;
в) общежитиядля лиц с ограниченными возможностями. [49]
Такимобразом, в настоящее время начинают развиваться различные центры социальнойпомощи молодежи во всех регионах страны. У каждого центра своя спецификаработы, свои цели и задачи. Работа многих из таких учреждений основывается нанормативных актах федерального, регионального и местного уровня. Многие изцентров проводят совместную работу с силовыми организациями. Например,Красноярский Молодежный Центр профилактики наркомании тесно сотрудничает сГосНаркоКонтролем. Государство, а так же негосударственные организации,стимулируют развитие социальной помощи молодому поколению.
Заключение
Молодежь –это будущий потенциал общества. От того, как сегодня это общество и государствозаботится о ее развитии и условиях существования, зависит благосостояние этогогосударства, в ней заложен прообраз российского будущего.
Законодательдолжен создать такую нормативно-правовую базу в сфере молодежной политики,чтобы молодое поколение чувствовало себя полностью защищенным и обеспеченным.Государство обязано создать условия для культурного, духовного, экономического,политического и социального развития молодежи.
Большое долювнимания государство должно уделять проблемам трудоустройства молодежи.Оказывать поддержку в организации бирж труда для молодого поколения.Стимулировать малый бизнес на привлечения молодых специалистов, такжепредоставлять квотированные места на государственных предприятиях, для будущихработников. Создавать места работы на летнее время для подростков и учащейсямолодежи. Создать условия для развития бизнеса молодежью, упростить организациюи регистрацию таких предприятий, снизить налоговые обложения, убратьбюрократические барьеры.
В какомнаправлении пойдет дальнейшее развитие России, будет зависеть не только отуспешного хода социально-экономических реформ, но и от того, наскольконастроена к активному участию в них российская молодежь.
В настоящиймомент идет успешное развитие социальной работы с молодежью. Открываютсяразличные учреждения, работающие исключительно в области молодежных проблем,которые оказывают эффективную психологическую и социальную помощь молодымлюдям. Помимо этого, большое внимание уделяется развитию спорта, идет большоепривлечение молодого поколения в профессиональный спорт. Также, вниманиеуделено и здоровому образу жизни молодежи, в пропаганде, которого участвуют не толькогосударственные организации и учреждения, но частные компании и средствамассовой информации.
Литература
1. Обобразовании: федеральный закон от 16.11. – Ростов-н / Д.: Феникс, 2002. – 288с.
2. Вишневский,Ю.Р., Рубина, Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов / Ю.Р. Вишневский,Л.Я. Рубина // СОЦИС. – 1997. – №10. – С. 56 – 68.
3. Глинский,Я., Афанасьев, В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебноепособие / Я. Глинский, В. Афанасьев. – СПб.: Санкт-Петербургский филиал институтасоциологии РАН, 1993. – 168 с.
4. Запесоукий,А.С., Файн, А.П. Эта непонятная молодежь…: Проблемы неформальных молодежныхобъединений / А.С. Запесоцкий, А.П. Файн. – М.: Профиздат, 1990. – 224 с.
5. Зборовский,Г.Е., Шуклина, Е.А. Самообразование как социологическая проблема / Г.Е.Зборовский, Е.А. Шуклина // СОЦИС. – 1997. – №10. – С. 78 – 86.
6. Карпухин,О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации / О.И.Карпухин // СОЦИС. – 1998. – №12. – С. 89 – 94.
7. Коробкина,З.В. У опасной черты / З.В. Коробкина. – М.: Мысль, 1991. – 220 с.
8. Коробкина,З.В., Попова, В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи /З.В. Коробкина, В.А. Попова. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
9. Левин,Б.М., Левин, М.Б. Наркомания и наркоманы: книга для учителя / Б.М. Левин, М.Б.Левин. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
10. Маршак,А.Л. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи /А.Л. Маршак // СОЦИС. – 1998. – №12. – С. 94 – 97.
11. Омельченко,Е. Молодёжные культуры и субкультуры / Е. Омельченко. – М.: Институт социологииРАН, 2000. – 152 с.
12. Парамонова,С.П. Типы морального сознания молодежи / С.П. Парамонова // СЦИС. – 1997. –№10. – С. 69 – 78.
13. Социальнаяпсихология: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Академия,2001. – 600 с.
14. Социальнаяэнциклопедия / Под ред. А.П. Горкина. – М.: Большая Российская энциклопедия,2000. – 438 с.
15. Социологиямолодежи: Учебное пособие / Под ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н / Д.: Феникс,2001. – 576 с.
16. Ювенологияи ювенальная политика в ХХI веке: опыт комплексного междисциплинарногоисследования / Под ред. Е.В. Слуцкого. – СПб.: Знание, 2004. – 734 с.
17. http://www.abitura.com
18. http://demography.narod.ru
19. http://www.distanse.ru
20. http://ege.edu.ru
21. http://www.gazeta.ru.
22. http://home.novoch.ru
23. http://www.irex.ru
24. http://region.ulsu.ru
25. http://spravda.ru
26. http://youth.msses.ru