Реферат по предмету "Социология"


Молодежная политика в Республике Татарстан

Формирование и реализация молодежной политики в РТ:Система органов государственной власти и управления.
Содержание.
     Введение.
1. Молодежная политика. Сущность иосновные направление.
2. Деятельность Госкомитета по деламдетей и молодежи. Приоритетные направления в реализации МП.
3. Государственный комитет ДДМ в системеорганов государственной власти и управления РТ.
   Заключение.
 
Введение.
Актуальность.
  Современная ситуация в России,характеризующаяся  экономическим кризисом, снижением уровня жизни, растущейбедностью населения требует тщательного анализа всех сторон жизни людей, в томчисле молодежи. Очевидно, что успешное реформирование государства возможнотолько при активном участие молодежи. Это требует новых подходов к разработке иосуществлению молодежной политики. В связи с этим возникает необходимость периодического исследования молодежи, сбора достоверной информации об ее жизни,потребностях и интересах. Только  на основе объективных  данных   о положениемолодежи может быть осуществлена молодежная политика.
   Молодое поколение в возрасте до 29лет составляет  в республике Татарстан 42%, в том числе  молодежь старше  16лет- 22%. ( ) И именно эта категория населения в сложившийсясоциально-экономической обстановке является наиболее незащищенной иподдверженной раличным радикальным и экстримистким идеям. Поэтому есть смыслговорить о необходимости воздействия на молодое поколение с целью формированияфизически и морально развитого индивида. Данное воздействие могло быосуществляться с помощью создания определенных границ   в рамках которых ипроисходило бы становление молодого человека. Под этими границами понимается, с одной стороны необходимость ограждения молодежи от влияния уличной среды (наркотикомании, проституции и других социальных девиации), с другой- созданиепервоначально равных условий для всего молодого поколения с целью получения иминеобхомых знаний и других ресурсов государства для полноценного развития ивозможности  раскрытия своих потенциальных возможностей.
   На сегодняшний день в Республикесуществует большое количество министерств и ведомств, которые в той или инойстепени принимают решения о судьбе молодого поколения. Однако, не все ониосуществляют свою деятельность в соответствии с единой стратегией. Отсутствиеобщей  координации и единого центра позволяет нам рассмотреть реализациюмолодежной  политики в республике через  анализ деятельности всехгосударственных органов, которые так или иначе участвуют в судьбе молодогопоколения .
Разработанность.
 Работы многих ученых посвященыпроблемам молодежи. Так К. Манхейм — изучал роль и задачи молодежи в обществе,С.Н. Айзенштад (“От поколения к поколению”), Т. Парсонс (“Высшее образование иизменяющаяся социализация”)  исследовали процесс социализации, И. С. Кон В. А.Ядов, И. В. Бестужев, опираясь на конкретные социологические исследования,раскрывают проблему выбора профессии и отношение молодежи к труду, Фельдман Р.(Молодежь и социальные службы.Энциклопедия социальной работы.), Лисовский В.(Социальная защита молодежи: вопросытеории и практики), Фармер (Рациональный выбор: теория и практика) уделяют первостепенное значениетеоретическим аспектам молодежной политики, Фарукшин М. (Политическая элита в Татарстане: вызовы времени и трудностиадаптации) — участию молодежи в политике.
  Однако в настоящее время в нашейстране необходим новый подход к молодежным проблемам. Формирующаяся молодежнаяполитика должна опираться на теоретические разработки в данной области.Необходимо всестороннее изучение  молодежной политики и проведение современныхсоциологических исследований в молодежной среде, связанных с занятостью,здоровьем, образованием, отдыхом молодежи и т.д.
 Первый шаг в этой области на основеГоскомитета ДДМ в нашей республике сделан Г. Морозовой, Л. Воловичем, Г.Ахмисиной и специалистами Госкомитета ДДМ. Так появились первые данные оположение молодежи в РТ- результат деятельности всех министерств и ведомств,реализующих молодежную политику (20; 4). И на сегодняшний день первостепеннойзадачей является координация этих госучреждений с целью осуществления единоймолодежной политики в республике.
 
Цели и задачи.
Целью данной работы является  анализдеятельности системы государственных органов, реализующих молодежную политику вРТ.
Для чего определены следующие задачи:
.
n определить и раскрыть значениеследующих ключевых терминов: “молодежь” и “молодежная политика”.
n изучить походы к определению МП,раскрыть их значение рассмотреть деятельность Госкомитета ДДМ и выделитьприоритетные направления в реализации молодежной политики.
n  осуществить анализ деятельности всехорганов государственной власти, принимающих участие в осуществление молодежнойполитики в республике.
Исходя из цели и задач быларазработана  структура работы.
  В первой главе  основное вниманиеуделено теоретическим аспектам рассматриваемоговопроса.  Раскрывается смысл основных понятий  “молодежь”, “молодежнаяполитика”. Также определяется концепция, в рамках которой возможноосуществление молодежной политики в нашей Республике. 
  Вторая глава посвящена реализациимолодежной политики в РТ. Анализируется работа Госкомитета ДДМ РТ,рассматриваются основные направления деятельности и дается их оценка.
  Третья глава  включает в себя материал по реализации молодежной политики  государственными органами РТ   иделается вывод о степени их взаимодействия и сотрудничества.   
1. Молодежная политика. Сущность иосновные направления.
 Для начала необходимо определитьзначение и смысл основных терминов, использующихся в данной работе.
 В социологии молодежи существует триисследовательских подхода       к  рассмотрению молодежи. Все они по своемутрактуют это понятие, поэтапно рассмотрим каждое из них (12; 45):
1.   Научные подход. Он присущ ученым,изучающим молодежь в ее становлении и развитии с учетом тех конкретныхисторических социальных условий, в которых  проходит ее жизнедеятельность.
2.   Критически- осуждающий, илинегативистский подход. Он характерен для тех социологов, которые называют молодежь “потеренным”, “расстеренным”, “равнодушным”, “опоздавшим”,“взрывающимися” и т.п. поколением.
3.   Восторженно- оптимистический, Онпроявляется  в идеализаций и захваливании молодежи.
Исходя из этих определений можновыделить несколько методологических направлений. Первое- структурныйфункционализм, в рамках этой парадигмы сформировалась парсоновская модельсоциализации. Основной тезис этого направления в том, что в связи с усложнениемструктуры современных обществ, процесс перехода от детства к взрослостистановится еще дольше. Поэтому увеличивается такая социальная группа, какмолодежь, и ее состояние называемое “молодость”. Основная задача молодежи вэтот период- переход от “общинных”  ценностей, прививаемых с детства в семье, кценностям всего общества.
  Второе направление рассматриваетмолодежь как целостную группу, объединенную “временными” рамками жизненногоопыта  и стоящую в оппозиции к предшествующему поколению. Это направлениесовмещает в себе как конфликтную парадигму (конфликт “детей” и “отцов”непреходящ, неизбежен и является атрибутом современных динамических обществ),так и феноменологическую ориентацию (жизненный опыт каждого поколения,зафиксированный в особых ценностях и нормах, уникален, и поэтому не сводим кценностям всего общества). Наиболее ярким представителем данного направленияявляется К. Манхейм.
 Первое направление большеразвивалось в рамках американской социологии, второе- в рамках европейской.  
  Рассмотримструктурно-функциональное направление. Апогеем развития этого направления всоциологии молодежи стали 50-60-е года. Важнейшими работами этого периода стали: книга  Айзенштада “От поколения к поколению” (1956), статья Парсонса всоавторстве с Плеттом  “Высшее образование и изменяющаяся социализация” (1972)и “Американский университет” (1973). 
  Рассматривая современное состояниемолодежи Айзенштад отмечает, что во всех обществах дети для того, чтобы достичьстатуса взрослого должны пройти стадию социализации. Они должны усвоитьгосподствующую систему ценностей, правила поведения, приобрести навыки,необходимые для выполнения ролей взрослых. В примитивных обществах переход неявляется сложным- знания и навыки “взрослости” приобретаются естественнымобразом в качестве одного из момента взросления. В таких обществах сам переходво взрослое состояние носит ритуальный характер и молодежь как социальнаягруппа не существует.
 Особую функцию, по Айзенштаду, несетмолодежная культура. Она понимается как “феномен, связанный с процессами,посредством которых современное индустриальное общество “изымает” детей изсемей и подготавливает их для успешного функционирования в более широкойсоциальной системе”.
Как видно из данного анализа,концепция молодежи в рамках структурно-функционального подхода дает ответ навопрос о механизме воспроизводства общества, имея ввиду процесс социализации,но не объясняет источники и механизмы  социальных изменений и социальногоразвития общества. Вместе с тем как бы с противоположной точки зрения-социальных изменений- рассматриваются общество и роль молодежи в немпоявившаяся в 30-40-е годы манхеймовской концепции поколений. Эта концепциярассматривает общество в “историческом измерении”.             
   По мнению К. Мангейма, обществаразличаются по престижу молодых людей и в зависимости от того,  объединена лимолодежь в группы или движения, которые влияют на ход событий. Так в СССРсуществовала монополистическая организация молодежи, носящая милитаристскиечерты.
 Молодежь- это один из скрытыхресурсов общества и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность. Общества, считает Мангейм, делятся на статичные и динамические. Статичныеобщества, которые развиваются постепенно при медленном типе изменений, опираютсяглавным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализациискрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено напередаче традиций. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовнымирезервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.
  В противоположность имдинамические, стремящиеся к новым возможностям, независимо от господствующей вних социальной или политической философии, опираются главным образом насотрудничество с молодежью. Они организуют и используют свои жизненные ресурсы,нарушая установившийся ход социального развития.  Особая функция молодежи состоитв том, что она — оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий напередний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособленияк быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам.
  Рассматривая значение молодежи дляобщества, нужно выяснить характер потенциала, который представляет этамолодежь, и формы интеграции, необходимые для преобразования этого потенциала вфункцию. Или же просто ответить на вопрос: что мы имеем в виду, когда говорим,что молодежь- это оживляющий посредник.
Ошибочно утверждать, что молодежьпрогрессивна по своей природе. Ведь консервативные и реакционные движения могуттакже увлечь молодежь. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своейприроде — она потенция, готовая к любому начинанию. Быть молодым означаетстоять на краю общества, быть во многих  отношениях аутсайдером. И можноутверждать, что подросток- эта та общественная сила, которая может осуществитьразличные начинания, потому что он не воспринимает установленный порядок какнечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ниэкономического, ни духовного характера. Данная характеристика молодежиподразумевает необходимость политической социализации молодежи.
  Задача молодежи внутри страны можетзаключаться в том, что она должна положить конец духовному кризису.  Внастоящее время молодежь не может обойтись без воплощения своих стремлений вжизнь. И помочь ей в этом может только государство.
  К примеру Ленин видел задачумолодежи в строительстве нового коммунистического общества путем учебы иактивной общественной жизни (14;10).
 
 Исходя из выше сказанного,  можно сказать, что главнаязадача молодежной политики- создание социально-экономических условий дляреализации молодежью своих функций в динамическом обществе .    
Теперь мы можем определить значение термина “молодежнаяполитика”. Для начала обозначим что входит в понятие молодежная политика. Во-первых, это очень широкая многофункциональная политика, включающая большойперечень мер, которые затрагивают молодое поколение с момента рождения и до 29лет (детские сады, поддержка семьи, образование, социальное обеспечение,занятость, жилье). Во вторых, под “молодежной политикой” подразумеваетсядеятельность специализированных центральных правительственных и муниципальныхучреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи. В-третьих, термин“молодежная политика” охватывает только политику в сфере свободного времени иобразования молодежи. Данный подход сужает понятие молодежной политики. Следуетзаметить: как узкое, так и широкое трактование сути молодежной политикиподвергается ныне критике со стороны ученых и практиков. Такие подходы приводятили к сужению содержания этого вида социальной политики или к ее “размыванию” вдругих социально-экономических вопросах, решаемых правительственными имуниципальными органами в отношении различных категорий населения. Теперь,почему же за долгие годы существования комсомола в нашей стране мы толькосейчас подходим к определению целенаправленной молодежной политики.
Практика выработала три подхода копределению молодежной политики: тоталитарный, консервативный и либеральный.
В СССР имел место тоталитарныйподход. В научном знании и на практике в нашей стране все это времяпостулировалось совпадение государственных и групповых интересов.Господствовало представление о гармоническом единстве в обществе интересовразличных групп и слоев населения, при этом вся проблематика интересов молодежисводилась в лучшем случае к изучению предпочтений юношей и девушек в сфере досуга,образования, труда. Сама постановка вопроса о системе интересов молодежнойобщности, о ее согласованности или рассогласованности с интересами других группнаселения была неприемлема, вне зависимости от наличия реальных проблем вмолодежной среде и потребностей в их разрешении. В результате до сих пор нетспециальных исследований, в которых изучались бы интересы (экономические,политические, правовые, культурологические и проч.) различных социальныхинститутов, социальных групп и слоев по отношению к молодежи, ее социальномустатусу, качеству жизни. Мы не знаем также, как относятся молодые люди к другимгруппам общества, институтам, призванным решать молодежные проблемы. Например,мы  не знаем, как относятся молодые к проводимым Государственным комитетом поделам детей и молодежи мероприятиям и программам.
Современный подход можноохарактеризовать как консервативный (создание госкомитетов и государственнаяподдержка молодежи). Но чтобы ясно представлять направленность молодежнойполитики, необходимо знать, какие проблемы призвана решить данная политика.Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических иполитических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизнимолодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоевобщества) (11;34-38). Цель определяет две взаимосвязанные задачи:создание объективных условий для цивилизованного социального становления иразвития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики); созданиеблагоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежив различных сферах общества и в интересах самого общества; практическойотработки новых общественных отношений и форм жизнедеятельности молодежи (каксубъектов политики).Говоря о государственных мероприятиях, призванных решатьпроблемы молодежи, следует подчеркнуть, что молодежная политика нередко непредставляет собой какой-то законченной системы, детально регламентирующейвзаимоотношения молодого поколения во всем сложившемся многообразии современнойжизни(15;82-85). Необходимо, чтобы молодежнаяполитика государства строилась с учетом взаимозависимости и преемственностипоколений. Решения по проблемам молодого поколения принимаются только послеанализа возможных последствий для смежных и близкостоящих демографическихобщностей, после просчета долгосрочных последствий этих решений для самоймолодежи в последующие годы. Можно утверждать, что государственная молодежнаяполитика — это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихсямолодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современногогосударства. В настоящее время большое внимание уделяется изучению опыта рядазападных стран, которые в этом вопросе достигли поставленных целей. Поэтомуанализ молодежной политики в западных странах играет также немаловажноезначение для определения курса нашей Республиканской молодежной политики, неотрицая при этом особенностей, сложившихся в нашей культуре и менталитете. Тоесть, необходим какой-то синтез западных течений и отечественных направлений поформированию целенаправленной государственной молодежной политики (11;127-134).  Анализ зарубежного опыта позволяет сделать следующие выводы:
1. Молодежная политика в развитыхстранах превратилась сегодня в самостоятельное направление деятельностигосударства.
2. Государство проводит молодежнуюполитику через систему органов управления и координации, причем, вмешательствогосударства тем сильнее, чем слабее активность региональных “свободныхносителей” молодежных услуг.
3. Эффективность реализации программзависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянноменяющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферыуслуг.
4. Происходит переход от всеобъемлющих,единых, централизованных общегосударственных (национальных) программ для всеймолодежи к локальным, целевым, гибким проектам. При реализации, которых акцентделается на усилиях местных (муниципальных, районных) органов власти как болееприближенных к конкретным потребителям и учитывающих демографические, социальные,экономические и политические особенности и конкретной территории, гдеформируется и реализуется молодежная политика.
1. Деятельность Госкомитета по деламдетей и молодежи. Приоритетные направления в реализации МП.
 
  Перейдем к рассмотрению нашейконкретной ситуации. На основе зарубежного потенциала постараемся сопоставитьнормативные документы, их принципы с принципами, которые заложены в молодежнуюполитику западными учеными и политиками.
Татарстан — субъект РоссийскойФедерации. И поэтому логичнее начать с нормативной базы Российской Федерации. Ктому же в ней заложены лишь основные направления молодежной политики. Начну стого, что нет определенного закона на уровне всей России. Это в первую очередьсвязано с тем, что трудно составить закон, который бы учитывал потребности иинтересы всей российской молодежи. Она настолько разнообразна в плане жизненныхориентаций, что это практически невозможно. Поэтому на уровне России существуютлишь молодежные программы и концепции государственной молодежной политики(13;54-57).
  Наиболее полное выражениепрактические меры по реализации государственной молодежной политики нашли вФедеральной программе “Молодежь России”, которая была подготовлена в 1993 году.Данная программа — наиболее действенный инструмент достижения конечныхрезультатов, она предполагает прежде всего выделение бюджетных средств наразвитие приоритетный направлений молодежной политики, увязку действийфедеральных и местных органов власти  и управления — все это способствуетсозданию механизма решения молодежных проблем, способного функционировать вдальнейшем без участи федеральных органов власти и управления.
 Таким образом, анализ федеральнойпрограммы (например, “Основные направления государственной молодежнойполитики”) показал, что данные программы являются действенным инструментомреализации молодежной политики (и, следовательно, разрешения противоречий социальногоразвития молодежи ) в силу комплексности, взаимоувязанности со смежнымипрограммами (“Жилье”, “Занятость населения” и т.п.), достаточнойдецентрализации, гибкости.
  Однако серьезной проблемой остаетсяфинансовое обеспечение программы. Недостаток средств приводит к выпадению изконтекста логически связанных с ним частей, что резко снижает эффективность,законченность и комплексность программ, сводит их к внесистемным мероприятиям.Такие результаты дискредитируют программно-целевой подход и молодежную политикув целом(17;15) .  
Также в программе нет конкретныхпутей реализации указанных мероприятий; отсутствует определенность, которая необходимадля осуществления молодежной политики. Пословам Новиковой Т.В.(председатель Государственного комитета РФ по деламмолодежи) “исходные принципы государственной молодежной политики превращаютсяпока в декларацию, которая никак не влияет на большинство принимаемых органамигосударственной власти решений”.  Этот тезис подчеркивает, что не всегда  центрспособен решить все проблемы региона. Поэтому современный этап развитиягосударственной молодежной политики в РФ “характеризуется смещением центра тяжестив работе с государственных органов от федерального центра к регионам.”
И первичное значение для насприобретает Республиканский закон “О молодежи”, подписанный Президентом 19октября 1993 года и принятый Верховным Советом Республики Татарстан 2 марта1993 года (1;1-20).
Принятый закон регламентируетдействия государственных органов по осуществлению государственной политики.   Взаконе государственная молодежная политика объявляется “одним из основныхнаправлений деятельности Республики Татарстан “ и“имеющей цельюсоздание экономических, социальных, культурных, организационных, правовыхусловий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, ихнаиболее полной самореализации в интересах всего народа” (ст. 3.1). Этим как бы подчеркивается приоритетность государственной молодежной политики вцелях развития уровня (социального, экономического...) молодежи. Принципы, накоторых строится данный закон, являются присущими всем социальным законамобщества. Здесь провозглашаются общечеловеческие ценности, которые заложены вКонституции Республики Татарстан, Декларации прав ребенка ООН и т.п..
С целью реализации молодежнойполитики создан Госкомитет по делам детей и молодежи. Государственный комитетпо делам детей и молодежи Республики Татарстан образован в соответствии сзаконом «О молодежи», постановлением Кабинета министров РеспубликиТатарстан от 22 августа 1994г. № 405   и постановлением Верховного СоветаРеспублики Татарстан  от 2 марта 1993г (4;1-2). В течение 1994-1995 годов к 16городам и районам Республики, где функционировали подразделения местныхадминистраций по работе с молодежью, добивались еще 36. В результате посостоянию на 1.01.1996 года во всех городах и районах Республики Татарстандействуют такие подразделения, в том числе 3 управления, 19 комитетов и 30отделов по делам молодежи. Причем, некоторые районы уже на стадии формированияуже столкнулись с трудностями в подборе кандидатур на должности руководителей испециалистов этих структур.             
Государственный комитет по деламдетей и молодежи определяется как “орган государственного управления,осуществляющий государственное регулирование и межотраслевую координацию вобласти молодежной политики в Республике Татарстан”.
Анализируя закон, полное названиекоторого “О государственной молодежной политике в Республике Татарстан”, выделим в нем ряд некоторых логических групп. Через них мы и постараемсяпредставить себе структуру закона.
1.Обеспечение соблюдения прав молодежи (Разделы 1-3). В этой связипредусматривается недопущение каких-либо ограничений социально-экономических,политических и личных прав и свобод прав по мотивам возраста,, а такжевозложение дополнительных обязанностей только в соответствии с законом.
Несоблюдение прав молодежи являетсяодной из главных причин неполноты социального статуса молодежи. Эта проблемаактуальна не только для нашей Республики. Несмотря на обще конституционныегарантии прав и свобод всем гражданам независимо от возраста, факты ущемленияправ молодежи встречаются гораздо чаще, чем в других группах. Это объясняетсяне только незнанием молодежью своих прав, злоупотреблениями со стороныадминистраторов, педагогов, родителей, но и вытекает из ряда ведомственных иместных актов, ущемляющих права несовершеннолетних и молодежи.
Вот письмо в редакцию газеты“Молодежь Татарстана” (34;8):
 “ Здравствуйте, дорогая редакция.Пишу вам в надежде на помощь. Я просто не знаю, к кому еще обратиться. Отециздевается надо мной, как хочет. Несколько раз я убегала из дома… Не вернусьтуда никогда, лучше покончу с собой. Оксана, 15 лет”. И это не единственноеписьмо подобного рода. В семьях и на улицах в обыденной жизни происходитполнейший беспредел. Действует закон джунглей. Но даже там родители любят своихдетей. И хотя в разделе закона “Обеспечение молодежи” имеются две статьи,которые регулируют взаимоотношения в семье ( это статьи 7 и 9, в которой, вчастности, говориться: ”Уход за детьми и их воспитание естественное правородителей и их обязанность. За осуществлением этой обязанности следит государство”),в данной ситуации надо заметить, что механизмы осуществления закона “Омолодежи” еще не действуют. К этой проблеме мы еще вернемся в дальнейшем.
2. Гарантии в сфере труда,занятости, меры по содействию предпринимательской деятельности игосударственной поддержки молодой семьи. (Разделы 3-4). Эти гарантиисоздают предпосылки для разрешения противоречий в сфересоциально-профессионального, материального статуса. Так заложена основаосуществления мер, облегчающих процесс адаптации молодежи к условиям труда дляподдержки предпринимательской деятельности, предоставлены льготы начинающиммолодым предпринимателям по налогообложению и кредитованию; обеспечение ихсредствами производства и помещениями. Стимулируется создание молодымифермерами своего хозяйства “путем установления льгот на приобретение скота,средств малой механизации, выкуп земли.
3.   Предоставление социальных услуг,создание условий для духовного и физического развития молодежи (Раздел 3). Молодежи обеспечиваетсягарантированный уровень социальных услуг. Меры в этом направлении прежде всегосвязаны с образовательным статусом молодежи. Той же цели служит службасоциальной помощи молодежи, функции которой обусловлены данным законом.
4.   Определяется статус и мера участиямолодежных организаций в государственной молодежной политике (этой темы я коснусь в отдельнойглаве).
Таковы основные положения Закона«О молодежи». Существующий закон далек от действительности. Не создансам механизм реализации закона. Вот как оценивает его ПредседательГосударственного комитета по делам детей и молодежи  М.М. Бариев :”Не смотря нато, что закон «О молодежи» гарантирует социальную поддержку молодыхсемей, студенчества, других категорий молодежи, политика правительствакрасноречиво свидетельствует обеспечение обратном — никаких гарантий. Такнапример, из расходной части бюджета на 1995 год (3,5 миллиардов рублей) нареализацию молодежной политики выделяется лишь 500 миллионов рублей, то есть0,15% всех денег. Понятно, что здесь ни о каких долгосрочных государственныхпроектах речь идти не может”(28;3) Для сравнения в Башкортостане не молодежнуюполитику было выделено 10 миллиардов рублей в этом же году.
Таким образом, финансированиемолодежной политики — достаточно острая проблема и в нашей Республике. Дажевыделенные деньги не всегда доходят до назначения.
Закон «О молодежи»предусматривает финансирование государственной молодежной политики (Раздел 7),здесь также описаны основные мероприятия, которые финансируются в первуюочередь. Вышло также Постановление Кабинета министров Республики Татарстан  от10.07.95г. №452 “Об утверждении Положения о государственной финансовойподдержке деятельности детских и молодежных общественных организаций иобъединений”(8). 
Также отсутствует механизм контроляза расходованием выделенных средств, непонятно соотношение долейреспубликанского и городского бюджетов, нет четкой базы распределениявыделенных денег. Закон «О молодежи» — недостаточная нормативная базадля работы с молодежью. Некоторые документы, в частности,  “Положение окомиссии по делам несовершеннолетних”, принятое еще в 1968 году, устарели. Неопределен статус детско-подростковых клубов и молодежных центров. Но, тем неменее, это все лишь трудности данного периода.  Определивдве взаимосвязанные задачи молодежной политики: создание объективных условийдля становления и развития подрастающего поколения и материальная поддержкамалообеспеченных, можно постараться определить приоритетные направлениямолодежной политики. На мой взгляд, этопроблема занятости, жилищный вопрос и социальное обеспечение.
Первостепенной значение в проблеме занятости молодежи имеетохрана прав несовершеннолетних и молодежи, вступающих в трудовые соглашения. Вэтой связи в Республике принимается ряд мер, направленных на координацию усилийпо трудоустройству подростков и молодежи. Так, ежегодно принимаетсяпостановление Кабинета Министров Республики Татарстан “Об организации отдыха,оздоровления, занятости детей и подростков”, программа созданияспециализированных рабочих мест для несовершеннолетних и молодежи в летнийпериод.
Однако в области занятости  Закона Республики Татарстан “Омолодежи” также не работает. Те инструкции, которые приняты на сегодняшний деньпо реализации Закона, не обеспечивают тех преимуществ, которые первоначальнозакладывались в Законе, а многие еще не разработаны, в частности, по ст.21, п.3Закона. В результате, в организациях и местных органах управления это положениеЗакона или вообще не воспринимается или трактуется по-разному. Не действует ип.2 ст.23, так как он напрямую связан с п.3 ст.21.
Важная и очень сложная по своему решению проблемапрофориентации. Сегодня эта проблема осложняется тем, что учебные заведениявыпускают во многом специалистов без учета спроса на рабочую силу. Нетсерьезного прогноза рынка профессий. Учебные программы в школах ипрофессиональных учебных заведениях недостаточно связаны с реальной жизнью. Нехватает специалистов, а соответственно и методики по профориентационной работес учетом новых рыночных условий, хотя потребность молодежи в профессиональнойконсультации резко возросла. Нет и эффективно функционирующей системыпрофессиональной информации, содержащей сведения о работе профессиональныхкурсов и перспективах трудоустройства после них.
В этой связи для решения проблем занятости молодежи вРеспублике был принят ряд мер (22;33-41):
— во-первых, в целях профессиональнойподготовки и содействия производственному ученичеству была разработанапрограмма “Молодежная практика”, которая включает комплекс мер попрофессиональному обучению (переобучению) и отработке навыков непосредственнона рабочем месте. Целью проведения Молодежной практики является приобретениемолодежью профессиональных знаний и опыта для увеличения конкурентоспособностина рынке труда в целом, и, в частности, получение постоянного рабочего места наконкретном предприятии по завершению Молодежной практики или досрочно.Продолжительность Молодежной практики 6 месяцев;           
— во-вторых, предпринято созданиеспециализированных предприятий по содействию трудоустройству молодежи, вчастности, Республиканской молодежной биржи, образованной Государственнымкомитетом Республики Татарстан по делам детей и молодежи, государственнымкомитетом Республики Татарстан по труду и социальным вопросам.
Основной целью создания Республиканской молодежной биржитруда являлась организация трудоустройства несовершеннолетних граждан имолодежи на временную работу, повышение качества и расширение спектра услуг,предоставляемых молодежи на рынке труда и смягчение социальной напряженности вмолодежной сфере. Все эти меры позволяют решить следующие проблемы в частизанятости молодежи, целью которых являются: 
1.  Создание условийдля достижения экономической самостоятельности и реализации права на труднесовершеннолетних граждан и молодежи.
     Приобщение ктруду возможность дать профессиональные навыки учащимся общеобразовательныхшкол, начальных и средних учебных заведений в возрасте от 14 до 18 лет, а такжеподросткам, которые по каким-либо причинам не являются учащимися на моментобращения в органы занятости.
2   Проведение индивидуальнойвоспитательной работы с подростками, состоящими на учете в Инспекции по деламнесовершеннолетних, обеспечить их занятость и адаптацию к труду.
 Для оказания содействия безработным гражданам в развитиисамозанятости, малого и среднего бизнеса, адаптации безработных к условиямрынка труда была разработана в 1996 году Государственным  комитетом РеспубликиТатарстан по труду и социальным вопросам и Государственным комитетом по деламдетей и молодежи программа “Казанский городской социально-деловой клуб “БИНК”,включающий сферу услуг от консультации и профессиональной ориентациибезработных с целью определения возможностей их эффективной деятельности вкачестве предпринимателей до оказания помощи начинающим  предпринимателям вобеспечении производственными площадями. На содействие системы самозанятости ипредпринимательской инициативы  предусматривается выделить из Государственногофонда занятости Республики 5,0 млрд. рублей. Эти мероприятия будут проводится втесном взаимодействии с другими ведомствами. Таким образом, мы видим, чторабота, проводимая в Республике в области занятости молодежи достаточноэффективна, но она, к сожалению, ограничена рамками столицы. Сейчас открываютсяфилиалы Республиканской молодежной биржи труда, других структур, связанных струдоустройством молодежи и развитием молодежного предпринимательства. Основнойупор в работе Республиканской молодежной биржи труда будет сделан на временную,сезонную и кратковременную занятость молодежи, возрождение штаба студенческихстроительных отрядов.
Анализируя весь материал по проблеме занятости молодежи,можно постараться сформулировать основные направления молодежной политикигосударства в сфере занятости:
а) обеспечение условий для достижения экономическойсамостоятельности и реализации прав молодых граждан на труд;
б) формирование эффективной системы профессиональнойориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
в) снизить набор на специальности, которые на рынке труда неимеют спроса;
г) создание специальных служб занятости для молодежи,разрабатываемых и финансируемых правительством программ по переобучению иподготовке таким профессиям, на которые имеется спрос;
д) занятость детей и подростков в летний период, в свободноеот работы время с приоритетным правом при трудоустройстве на временную работудетей, оставшихся без родителей, подростков из семей безработных граждан,неполных, многодетных и неблагополучных семей, а также подростков, состоящих научете в Комиссиях по делам детей и несовершеннолетних;
е) поддержка и содействие трудовым инициативам молодежи, втом числе в области среднего и малого бизнеса;
ж) создание эффективной рекламно-информационной службы поработе Республиканской молодежной биржи труда и других структур занятости.
Отмечу, что такая постановка обусловлена спецификоймолодежной безработицы, наличием в ней большой доли впервые вступающих в рыноктруда, высоким уровнем мобильности молодых работников, их частыми увольнениямии возвращениями на рынок труда.
Наше правительство осознает необходимость внедрения молодежив экономическую среду. Некоторые направления из предложенных уже воплощены вжизнь.
Важным критерием,определяющим уровень жизни, являются жилищные условия. В существенной мере ониопределяют качество жизни. По полученным результатам почти две трети молодежинеудовлетворено (полностью или отчасти) своим жильем (20;35). Среди проблем, требующихпервоочередного решения, строительство жилья в возрастной группе до 30 летназвали в 1,7 раз больше респондентов, чем среди остальных групп. По даннымГоскомстата Республики Татарстан доля молодых семей, состоящих на учете дляполучения жилищной площади на протяжении 90-х годов, практически не менялась(6,2% в 1990г., 6,5% — начало 1995г.). Из числа семей, получивших жилье в 1994году, доля молодых семей была существенно больше: если число семей, улучшившихсвои жилищные условия в 1994 году составило 7,8%, то на долю молодых семейприходилось 15%(20;35). Однако эта доля не может удовлетворить потребностимолодых в жилье.
Отчасти, это результат существовавшей системы распределенияжилья, которая, по сути, ограничивала, нарушала права молодежи на жилье,например, стаж работы на предприятии и т.п., что привело к общим негативнымтенденциям в жилищных условиях молодежи бывшего СССР.
Особенно эта дискриминация имела, видимо, место в провинции,в городах и поселках Республики, что отчасти можно считать объясняющей версиейухудшения демографической ситуации в Республике, связанной с воспроизводствомнаселения, падением рождаемости. Жилье относится к самым существенным благам,определяющим качество жизни. Поэтому его можно отнести к ценностяминструментального порядка, задающего параметры поведения, его мотивационнуюструктуру и в экономической сфере. И в сфере труда и досуга, и вовнутрисемейных отношениях.
 Постараюсь выделить первоочередные меры, которые могли бы улучшить жилищные условия молодежи:
1.   Безотлагательная реализациязаконодательных актов, постановлений Российской Федерации и РеспубликиТатарстан в части решения жилищного вопроса среди молодежи, содействиемолодежному жилищному строительству.
2.   Формирование экономико-организационного механизма на базе государственных и общественныхучреждений по созданию благоприятных жилищных условий молодым гражданам имолодым семьям Республики, включающего:
·   реализацию права на льготы ввыделении земельных участков для индивидуального жилищного строительства имолодежных жилищных комплексов;
·   получение долгосрочных кредитов наприобретение и строительство жилых домов и квартир;
·   предоставление субсидий для уплаты вступительныхвзносов в жилищно-строительные кооперативы.
Разработка Целевой комплексной программы молодежногожилищного строительства на основе различных источников финансирования. Из-заострой жилищной проблемы в молодых семьях в высших сферах родился термин — государственная молодежная жилищная политика в рамках ее реализации и появиласьРеспубликанская программа государственной поддержки молодых семей вприобретении жилья(25;4). Одним из вариантов улучшения жилищных условиймолодежи является государственное кредитование.
Именно по этому пути пошла наша Республика. Суть программы,созданной в 1996 году, в следующем: нуждающимся предоставляется беспроцентныйзайм до 10 лет в размере тысячекратной российской “минималки” для приобретенияквартиры, улучшения жилищных условий или строительства дома. 60% поступленийпойдет из республиканского бюджета, 40% — из казанского.Экспертно-координационный совет по решению жилищно-бытовых проблем молодежизаймется контролем, юридическим оформлением договора, подбором нужныхвариантов. Другими словами, все заботы заказчика возьмет на себя. Программараспространяется на молодые семьи, определение таковых в статье 2 ЗаконаРеспублики Татарстан “О молодежи”. Программа рассчитана на 10 лет. Специалистырассчитали, что за этот срок жилищные условия могут улучшить 24 тысячи молодыхсемей.          У молодежи существует ряд проблем, связаных с существовавшейсистемой ценностей: переворот в социально-экономическом укладе сопровождаетсяобвальным кризисом ценностного сознания. В отличие от старшего поколениясегодняшней молодежи нечего терять. Но и приобретать нечего, ибо старшие, нежившие в капитализирующемся обществе, ничем не могут им помочь. Молодымприходится самим решать, что ценнее — быстрое обогащение любыми (вплоть до криминальных)средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способностьадаптироваться к новым условиям. В этой связи важной частью государственноймолодежной политики должна стать помощь молодежи в смягчении последствийперехода к рынку. Отсюда возникает необходимость системы социальной защитымолодежи. Ее цель — помочь молодым людям обрести чувство собственногодостоинства, веру в свои силы, желание собственным трудом добиться лучшейжизни, а не пассивно ожидать ее (11;123-132). Здоровый человек нуждается нетолько и не столько в социальной защите, сколько в предоставлении емувозможности самоопределиться, самоутвердиться. Поэтому социальную защиту можнорассматривать в четырех аспектах:
· защита самого процесса  формированияи развития личности молодого человека,
· защита среды формирования и развитияличности,
· защита прав молодого человека,
· целевая социальная защита.
Необходимость социальной защиты осознали в нашей Республике.
Шесть лет назад в Татарстане появилось понятие “социальнаяслужба для молодежи”. Но тогда, по словам Алешиной (26;4)  (Зам. ПредседателяГосударственного комитета по делам детей и молодежи), во главу угла былапоставлена “минимальная стартовая поддержка”, а не весь спектр необходимоймолодежной помощи. Теперь же в основу социальных служб заложены меры посоциально-психологической адаптации подростков, ранняя профилактикапреступности, организация клубов общения по месту жительства. Государственныйкомитет по делам детей и молодежи Республики Татарстан в своей работе посозданию и развитию данных служб опирается на следующие модели социальнойработы: помощь должна быть комплексной, включая в себя согласованное действиемедиков, психологов и социальных работников; помощь должна быть территориальноориентирована; поддержка отношений сотрудничества с действующим на даннойтерритории детскими социальными, медицинскими и другими организациями;конфиденциальность. Одним из примеров может быть консультативный центрмедико-психологической помощи “Ювента”. В  Набережных Челнах соц. обеспечениюуделяется значительное внимание (26;4). Здесь принято постановление “О мерах посовершенствованию социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей”. Сироты также приобретают право на бесплатное медицинскоеобследование по направлению отдела опеки и попечительства, на 50-процентнуюскидку на медикаменты, будут получать бесплатные путевки в профилактории.Начиная с 1998 года, частично будут компенсироваться наем жилья и стоимостькоммунальных услуг детям-сиротам и семьям, воспитывающим двух и болеедетей-сирот. Городской и пригородный транспорт также будет для них бесплатным.
Рассмотренные направления молодежной политики в нашейРеспублике являются наиболее актуальными. Можно сделать вывод, что в настоящеевремя в нашей республике первостепенное значение приобретают проблемы занятостимолодежи, ее трудоустройство и обеспечение молодых семей жильем. Создано рядучреждений, направленных на создание эффективной системы  поддержки молодежи.Положительным моментом является также тот факт, что у нас государство пошло попути формирования единой многоступенчетой  программы молодежной политики, гдесуществует координационный центр (ГКДДМ) и ряд звеньев, которые имеют своюспециализацию (Молодежная биржа, деловой клуб “Бинк” служба социальнойпомощи...). Такой подход способен быстро ориентироваться в изменяющийсяситуации и своевременно реагировать на нее. Однако существует ряд проблем,которые мешают полноценной реализации молодежной политики в нашей республике.  
 
1.   О молодежи. Закон РеспубликиТатарстан — К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи, 1995г.
2.   О республиканской системе поиска ивсесторонней поддержки талантливой молодёжи. Указ  Президента РТ от 02.03.92№112 // Ведомости ВС РТ .-1992.-№4.
3.   О порядке введения в действие законаРТ “О молодёжи”. Постановление ВС от 02.03.93 // Ведомости ВС РТ.-1993.-№3.
4.   Об образовании Госкомитета по деламдетей и молодёжи. Постановление ВС от 02.03.93// Ведомости ВС РТ.-1993.-№3.
5.   О Госкомитете по делам детей имолодёжи. Постановление КМ от 22  08  94  №405 // Молодежный вестник Татарстана(информационно-аналитический бюллетень). Вып. 2.Под общ. редакцией М.М.Бариева.- К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи, 1995г.
6.   О разработке ГосударственнойРеспубликанской Программы “Молодёжь РТ”. Постановление КМ от 09.06.95 №37//Молодежный вестник Татарстана (информационно-аналитический бюллетень). Вып.3.Под общ. редакцией М.М. Бариева.- К.: Государственный комитет по делам детейи молодежи, 1995г.
7.   О состоянии и мерах по профилактике ипредупреждении правонорушений среди студенческой молодёжи. Постановление КМ от10.07.95 №447 // Молодежный вестник Татарстана (информационно-аналитическийбюллетень). Вып. 3.Под общ. редакцией М.М. Бариева.- К.: Государственныйкомитет по делам детей и молодежи, 1995г.
8.    Об утверждении положения огосударственной финансовой поддержки деятельности детских и молодёжныхобщественных организаций и объединений. Постановление КМ 10.07.95 №452//Молодежный вестник Татарстана (информационно-аналитический бюллетень). Вып.5.Под общ. редакцией М.М. Бариева.- К.: Государственный комитет по делам детейи молодежи, 1996г.
9.   Об утверждении номенклатурыучреждений органов по делам детей и молодёжи. Постановление КМ от 25.09.97 №727// Компьютерная правовая система “Консультант плюс”.
10. О мерахпо подготовке доклада о положении молодёжи РТ в 1996. Распоряжение КМ от04.04.97 №225-Р // Компьютерная правовая система “Консультант плюс”.
11. Социологиямолодёжи.//Учебн.пособие.-М.:1996г.
12. Социальнаязащита молодежи: вопросы теории и практики./Отв. ред. В.Т. Лисовский.-М.:1993г.
13. Теория ипрактика социальной работы. Отечественный и зарубежный опыт./Отв. ред. Т.Ф.Яркина. В 2т. т. 1-2.-М.:1993г. 
14. Фармер М. Рациональный выбор: теория и практика. — Полис .-№3.-С.57.
15. ФельдманР. Молодежь и социальные службы. Энциклопедия социальной работы. Перевод сангл. В 3 т. т.2.- М.: 1994г.
16. ФарукшинМ.Х.   // Полис.- 1994.- №6.
17. Молодежьв условиях социально-экономических реформ.// Материалы международнойнаучно-практической конференции. Вып. 1-2./ Научн. ред. В.Т. Лисовский.-СПб.:1995г.
18. МатериалыВсероссийской научно-практической конференции “Научное обеспечениегосударственной молодежной политики”.// 23-24 ноября 1995г. — К.:Государственный комитет по делам детей и молодежи, 1996г. — 74 с.
19. *Материалы межреспубликанской научно-практической конференции “Положение молодежи вреспубликах РФ”. //23-24 октября1997г. -К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи, 1997г. — 136 с.
20. Молодежныйвестник Татарстана (информационно-аналитический бюллетень). Вып. 5./Под общ.редакцией М.М. Бариева.- К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи, 1996г.- 96 с.
21. *Молодежный вестник Татарстана (информационно-аналитический бюллетень). Вып.8./Под общ. редакцией М.М. Бариева.- К.: Государственный комитет по делам детейи молодежи, 1998г.- 96 с.
22. МолодежьТатарстана: динамика социального статуса. Вып.3./Под общ. редакцией М.М.Бариева — К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи, 1995г. — 54с.
23. Основныепоказатели экономики Республики Татарстан.(январь-июнь 1995г.).-Казань.-1995г.-43с.
24. Положениемолодежи в Республике Татарстан./ Под общ редакцией М.М. Бариева — К.:Государственный комитет по делам детей и молодежи, 1997г. — 142 с.
25. Политическаясоциализация молодежи Республики Татарстан./ серия “Молодежь Татарстана”. Вып.3./ Под общ. редакцией М.М. Бариева — К.: Государственный комитет по деламдетей и молодежи, 1995г. — 44 с.
26. Социокультурныйи интеллектуальный статус молодежи в Республике Татарстан. Вып. 6./ Под общ.редакцией М.М. Бариева — К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи,-1995г. — 36 с.
27. Время иДеньги.- 1996.- № 61.
28. Время иДеньги.- 1997.- № 54.
29. Вопросыэкономики. — 1995.- № 9.
30. Казанскиеведомости.- 1995.- 18 января.
31. МолодежьТатарстана. -1995.- 27 января.         
32. МолодежьТатарстана. -1995.- № 5.
33. МолодежьТатарстана. -1996.- № 3.
34. МолодежьТатарстана. -1997.- 21 марта.
35. МолодежьТатарстана. -1997.- 10 апреля.
36. МолодежьТатарстана. -1997.- 1 мая.
37. МолодежьТатарстана. -1996.- №9
38. РеспубликаТатарстан. — 1996.- 15 ноября.
39.  РеспубликаТатарстан. — 1997.- 9 мая.
40. РеспубликаТатарстан. — 1996.- 28 декабря.
41.  Российскаягазета. — 1997.- 25 октября.
42.  Независимаягазета.-1997.-22 января.                                
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРЕСС-ЦЕНТР
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Тел. 64-13-83, 36-81-94, факс 36-81-14,
e-mail: ageeva@gossov.kcn.ru, ageeva@gossov.tatarstan.ru
Послание президента Татарстана Минтимера Шаймиева Государственному совету
ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТАТАРСТАНА: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ
Двадцатый век принес нашей стране колоссальный социальный и политический опыт. Эта эпоха стала подлинным испытанием для духовной сущности народов Татарстана.

Сегодня мы убеждены: эпоха революций и войн, человеческих страданий и жертв должна завершиться.

Вступая в ХХ1 век, общество должно встать на путь подлинной духовности, целостного и гармоничного развития человека, опираясь на многонациональную культуру народов, мировой опыт. Тем более, что сегодня возникли благоприятные предпосылки в политической области для качественного преобразования общественной жизни республики. Мы обязаны их полноценно использовать.

Сегодняшние перемены в обществе, безусловно, носят формационный характер. Радикально меняются как способ материального производства, так и прежний тип духовности. Это ведет к значительным изменениям в сознании и психологии отдельного человека, всех социальных групп, народа в целом. Изменения эти настолько велики, что ряд социально-демографических групп не успевают за ними: они еще видят себя живущими в “несколько видоизменившемся СССР”, мыслят порой исчезнувшими категориями.

Произошел как бы разрыв в темпах перемен: на практике и в сознании. Результат очевиден: в немалой степени скомпрометированы позитивные по своей сути идеи демократии, которая для большинства ныне ассоциируется с хаосом и разрухой. Скомпрометировано во многом и другое достижение реформ – свобода, которая определенной частью населения была воспринята как “вседозволенность”, своеволие, правовой беспредел.

Поэтому сегодня самая главная проблема — не подойти к грани, за которой начинается деградация нации. На ее вырождение “работают” многие факторы: экономический, экологический, социальный, демографический. Предстоит огромная работа по стабилизации ситуации в духовной области.

Именно поэтому от соответствующих министерств и ведомств, от работников социальной сферы мы ждем не информации о количественных показателях, а способности воздействовать на качественные изменения в сознании человека.

В нынешних непростых условиях необходимо обеспечить преемственность и смену поколений, нравственных норм и принципов, моделей мышления и поведения, создать условия для свободного развития каждой личности и жизнетворчества общества в целом. Сегодня крайне важно, чтобы каждый житель Татарстана ощущал себя гражданином, думающим не только о себе, но и способном неравнодушно мыслить о своем селе, своем городе, о республике.

При этом мы должны помнить о недавнем грандиозном эксперименте по формированию так называемого “советского человека”, положительный и отрицательный вклад которого в “социальную материю” нашего общества еще предстоит определить. Действительно, “новыми” людьми можно назвать только тех, кто родился после начала перестройки — им сейчас 14-15 лет. Все остальные это те, кого еще недавно именовали “советский народ”. Многие необъяснимые “тайны” происходящего в России, пожалуй, и кроются в особенностях мышления и поведения “советского человека”. Жажда “абсолютной” истины, поиск “единственно верных” решений, слепая вера в “вождя”, ожидание экономического “чуда” – мощный инерционный компонент нашего сегодняшнего сознания.

Сменится, видимо, не одно поколение, прежде чем мы сможем сказать, что сформировался новый человек нового Татарстана.

Поэтому хотелось бы особо остановиться на том виде жизнедеятельности общества, которое мы понимаем как духовное производство, как процесс творения идей, знаний, художественных ценностей и всего того, что помогает человеку и обществу жить.

Мы говорим о том, что старые ценности разрушены, новые только формируются. Но вопрос “Ради чего, во имя чего я живу?” остался и до сих пор волнует каждого из нас. Не отсутствием ли больших целей и идей объясняется замещение сознания низкими и низменными потребностями? Подтверждение тому — прогрессирующее распространение наркомании, СПИДа. А где же реализация идеи здорового образа жизни? Мы говорим об антипатриотизме, западничестве. А где же наши исконные духовные ценности? Так над чем и как работают министерства и ведомства, отвечающие за физическое и духовное здоровье нации?

Безусловно, необходимы коренные изменения в подходах к реализации социальной политики. Нам нужно не столько поддержание системы контроля над духовно-нравственными, социальными процессами в обществе, сколько наращивание технологии эффективного информирования населения о сущности государственной политики: сегодня народ страдает не только от экономических проблем, но также и от того, что ему не хватает знаний о сути происходящих перемен, и, пожалуй, даже от недостатка новых качеств характера, которых требует жизнь.

Министерства и ведомства подчас воспринимают свою работу весьма узко и обособленно. Изменения же социально-духовной ситуации в республике требуют от органов государственной власти и управления вдумчивого анализа происходящего, своевременной и адекватной реакции и совместной работы по реализации концепции духовного развития человека.

Каждый из нас понимает, что нет ничего более ценного на земле, чем здоровье и жизнь человека, которая по праву является сферой национальной безопасности государства.

В республике делается немало в этой области: получили развитие современные медицинские технологии в городе и на селе, врачам создаются новые материально-технические возможности для эффективного труда. Нашему межрегиональному клинико-диагностическому центру нет равных в России. За последние годы введен в строй ряд крупных лечебных комплексов республиканского уровня, центральные районные больницы, расширилась сеть санаториев и профилакториев. Сформировались центры общей хирургии, трансплантации органов и тканей, “искусственная почка” и др. Немало сделано и в области профилактики и лечения онкологических заболеваний. Однако, на фоне растущего роста онкозаболеваний, когда ими страдает каждый восьмидесятый житель республики, имеющаяся база явно недостаточна.

Поэтому мы и дальше должны сохранять государственное здравоохранение и не допустить его полной коммерциализации. Новому составу Государственного Совета совместно с Кабинетом Министров предстоит принять пакет мер, гарантирующих необходимый набор бесплатной медицинской и лекарственной помощи населению. Главной задачей, по-прежнему, остается организация эффективного управления здравоохранением и обеспечение доступности медицинской помощи.

В этом смысле, медицинское страхование, сформированное на принципах автономности, адекватности финансовых ресурсов и объемов медицинской помощи, должно стать гарантом социальной защиты граждан в охране здоровья. И в этой связи особенно важно, чтобы то, положительное, что делается для населения республики, было, прежде всего, понято и осознано самим гражданином. Практически в этом направлении ни Министерством здравоохранения, ни Республиканской больничной кассой не развернута информационная, разъяснительная работа с населением.

Надо по-новому посмотреть на проблему охраны здоровья населения и направить усилия на сохранение здоровья здоровых, на предупреждение заболеваний через движение и физическую активность, на профилактику алкоголизма, наркомании, туберкулеза, СПИДа и других социально обусловленных заболеваний.

Предстоит сформировать здоровый социально-эффективный стиль и образ жизни граждан республики. В ХХ1 век мы должны войти с идеей ценности физического и духовного здоровья, осознания этого каждым гражданином и общественным институтом.

Для этого потребуются и определенные воспитательные усилия со стороны государства. Ведь образование и воспитание — это средства, с помощью которых реализуются все остальные цели общества. Естественно, без трудностей здесь не обойдется. Вспомним хотя бы стандартные, не учитывающие специфики региона и конкретного ребенка, учебные планы. Не отсюда ли неизжитая шаблонность мышления, стереотипность подходов к решению проблем? Сегодня эту социальную, интеллектуальную одноликость в обществе мы должны преодолеть. И в немалой степени через образование.

Сегодня мы ждем от нашей системы образования мобильности и адекватности, ответа на задачи, поставленные новым этапом исторического развития республики. Бесспорно, образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству, умение решать нестандартные задачи, превращаются в важнейший фактор реализации потенциала республики.

Велика роль системы образования в укреплении межнациональных отношений. Освоение языка — лучший способ приобщения к культуре другого народа. Обучение в республике ведется на 7 языках, а русский и татарский, как государственные, изучаются в равных объемах. В этом есть свои плюсы и минусы. Хорошо, что изучение татарского языка приобрело всеобщий характер. Но плохо, что порой оно ведется формально, а результаты оцениваются по внешним признакам. К сожалению, на практике не всегда проявляется гибкость и тонкое отношение при обучении татарскому языку русскоязычных детей, чего допускать впредь мы не имеем права, потому что все одинаково ответственны за сохранение национального согласия в республике. Национальная школа не может быть школой национальной замкнутости, она должна строиться на принципах единства национального, интернационального и общечеловеческого. Взаимное познание, интерес, обогащение друг друга — вот путь сближения людей и народов. Школа вносит в это свой вклад, свою лепту.

Система образования республики содержательно развивается. Укрепляется материальная база. Уменьшается двухсменность занятий, количество ветхих школ, развивается его вариативность, внедряются новые педагогические технологии.

Министерствами и ведомствами реализуется программа “Образование и здоровье школьников”, через которую разворачивается решение проблем нравственного, патриотического, экономического, экологического воспитания школьников.

Отрадно, что сегодня общество начинает осознавать ценность семьи, ее высокую роль в становлении личности, формировании духовного и физического здоровья. Не забывая о многовековых традициях и принципах семейного воспитания, семья как никогда нуждается в помощи психологов, педагогов, врачей. Ориентация детей на поведение родителей, как пример для собственных действий — это одновременно и реализация воспитательного потенциала семьи. Вот почему так принципиально важны поведение, образ мыслей и действий взрослых и в семье и вне ее.

Хотя в республике в прошлом году и возросло количество браков на 1200, достигнув 21600, в тоже время не уменьшается количество разводов. За разрушением каждой семьи — судьбы детей и проблемы, которые придется решать уже государству. Соответственно растет количество детей-сирот, число беспризорных.

Следует поддержать всем обществом инициативу Министерства образования об объявлении текущего учебного года “Годом объединения воспитательных усилий семьи и школы”.

Душевное благополучие детей, их здоровье — вот что должно стать нашей основной заботой. Это нужно воспринимать как государственный социальный заказ министерствам образования и здравоохранения, Госкомитету по делам детей и молодежи.

Душа школы — учитель. Сегодня ему наряду с хорошим знанием предмета, методики, любви к детям, необходимы такие качества как широкий кругозор, общая культура, интеллигентность, стремление постоянно совершенствовать свое мастерство. С этого года начнется постепенный переход системы образования на двенадцатилетнюю форму обучения. Нельзя сказать, что это будет легко сделать. Эту заботу совместно с Министерством образования республики должны разделять главы городских и районных администраций.

Назрела необходимость разработать республиканскую концепцию реформирования начального и среднего профессионального образования с тем, чтобы оно стало более гибким, многоуровневым, адаптированным к запросам рынка труда.

Общество только тогда может развиваться, когда оно умеет работать на перспективу. Мы не только должны предвидеть, каким будет образование через 25 лет, но и готовиться к этому. Поэтому настало время органам государственного управления разработать и представить в Государственный Совет республиканскую доктрину образования.

Государственная поддержка общего и профессионального образования, создание условий для повышения качества образования и воспитания, сохранение и воспроизводство кадров, повышение престижа их труда, укрепление научной, информационной, материальной базы духовной сферы — остается одним из приоритетных направлений.

Приближающийся новый век требует и новых духовных ориентиров. Он должен стать решающим этапом в развитии татарстанской культуры. Нынешнее ее состояние вызывает немалую тревогу: если, с одной стороны, это — недостаточное финансирование, низкий уровень оплаты труда творцов культуры, с другой стороны, не менее тревожное явление — это — сокращение потребителей культурных благ.

Интенсивный отрыв нашего молодого поколения от традиционных основ отечественной культуры, народных традиций, народной мудрости, под напором иностранной, западной массовой культуры, низкопробной литературы угрожает сегодня духовно-нравственной безопасности.

Поэтому особой заботы со стороны государства и общественности заслуживает культура с ее непосредственной ориентированностью на человека, близостью к его повседневным нуждам и запросам. Мы должны обеспечить всему населению доступ к культурным ценностям за счет укрепления инфраструктуры культуры на селе. Министерству культуры следует восстанавливать и развивать систему художественно-образовательной работы учреждений культуры и искусства с подрастающим поколением, создавать условия для свободного развития творческой личности. Поддержка талантливой молодежи должна стать политикой государства.

Эти и ряд других животрепещущих для работников культуры вопросов поднимались в ходе прошедших в прошлом году съездов республиканских творческих союзов: писателей, художников, композиторов. Думается, что Кабинету Министров требуется более полно привлекать потенциал данных союзов для решения крупных республиканских проблем, для созидательной деятельности. Это тем более важно, что позволит поднять авторитет работников сферы культуры за счет совместных усилий государства и творческой общественности.

Необходимо восстановить в правах творческий труд, обратить особое внимание на творцов культуры. В связи с этим важнейшими направлениями должны стать формирование государственной системы поддержки творческих деятелей, повышение общественной роли работников культуры, обеспечение социальной и правой защиты институтов культуры и их работников, осуществление политики протекционизма по отношению к отечественному искусству.

Мы должны сделать все, чтобы сохранить наше национальное своеобразие. Усилия и средства, вложенные сегодня в образование и культуру человека, завтра принесут обществу наибольшие дивиденды.

Наша политика в духовной сфере должна благоприятствовать созданию необходимых условий для равномерного, полнокровного развития всех национальных культур, диалога поколений, для сохранения и развития богатейшего физического, образовательного, культурного наследия народов Татарстана.

Все это — лишь основные, необходимые предпосылки нашего духовного роста. Их окончательное формирование — насущная задача для руководства республики. Однако процесс этот, как мы видим, непростой. Всем, конечно, хотелось бы, чтобы он прошел безболезненно и быстро, быстрее, чем это объективно возможно.

Современная религиозная ситуация и тенденция развития государственно-конфессиональных отношений характеризуются такими явлениями, как возрастание влияния религии и ее институтов на общественно-политическую и духовную жизнь общества, расширение сферы деятельности религиозных организаций. Принятый в прошлом году республиканский Закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” заложил надежную законодательную базу для эффективного решения проблем, имеющихся во взаимоотношениях государства и религиозных объединений. Это, прежде всего, усиление позиций органов власти и управления по ряду направлений деятельности религиозных организаций, особенно по вопросам религиозного образования. События минувшего года свидетельствуют о том, что при недостаточном контроле со стороны государства, учреждения религиозного образования могут быть использованы для формирования у учащихся медресе радикальных идей, несовместимых с исторически сложившимися религиозными традициями многонационального народа Татарстана.

Нас беспокоят и имеющиеся факты нарушения действующего законодательства со стороны некоторых протестантских и православных организаций. Для недопущения подобных фактов необходимо обеспечить более четкую координацию действий заинтересованных министерств и ведомств по охране общества от религиозного экстремизма и распространения религии посредством насилия и психического давления.

Деятельность средств массовой информации республики в последние годы развивается, как правило, на основе демократического, цивилизованного подхода к освещению социально-экономических преобразований, общественно-политических событий и возникающих в связи с ними проблем и ситуаций.

Средства массовой информации сегодня стали действенным инструментом создания гражданского общества, обрели громадную власть над умами и душами миллионов людей. Выполняя информационную функцию, они являются при этом и каналом общественного мнения, и средством его формирования, и инструментом социального контроля гражданского общества над властью и государством. Заметен поворот СМИ к социальной проблематике, что закономерно: сама жизнь требует того, экономика становится социально ориентированной.

Нет ни одного дня, чтобы люди не обращались к СМИ. Востребованность журналистской продукции растет, и это, соответственно возлагает большую ответственность на тех, кто работает в сфере производства информации. Журналистика должна обладать доверием общества, вести поиск истины и правды в любом виде, а не навязывать свои оценки. В то же время нравственные нормы общества определяют и нормы журналистики.

Избирательная кампания 1999 года показала, что СМИ Татарстана более конструктивно, объективно и ответственно отнеслись к этому важному политическому событию. В отличие от многих федеральных СМИ не было в той степени войны компроматов, передергивания фактов и событий, манипулирования общественным мнением. Хочется надеяться, что так будет и в будущем.

Важнейшей задачей является наиболее полное использование имеющегося научно-технического потенциала республики. С этой целью в 1999 году была создана Правительственная комиссия по научно-технической и инновационной политике. Мы ожидаем от этой комиссии осуществления взаимодействия республиканских и федеральных органов для реализации единой государственной политики в научно-технической, промышленной и инновационной сферах.

На основе концепции развития науки в Республике Татарстан Академия наук Татарстана с привлечением ученых и специалистов НИИ, вузов, министерств и ведомств должна разработать республиканскую Программу по развитию приоритетных направлений науки на 2001-2005 годы.
При использовании материалов ссылкана сайт «Новости из Казани» обязательна
Немцы ищут, чем помочьмолодежи
/>

Всюпрошлую неделю делегация Земельного объединения AWO Дюссельдорф (Германия),приехавшая в Казань 10 октября, посвятила изучению сети социальной защиты детейи молодежи в Татарстан.е Это уже не первый случай обмена опытом нашихработников социальной сферы со специалистами из Германии, однако надеяться накакую-то конкретную помощь от заграничных посетителей молодежи Татарстана нестоит, поскольку выяснилось, что развитие сферы социальной помощи в Германии иу нас идет в совершенно разных направлениях. Правда, цель одна и та же — найтиметоды психологического и морального оздоровления подрастающего поколения, очем и говорилось на пресс-конференции, прошедшей в прошлую пятницу вГоскомитете РТ по делам детей и молодежи.
ЮлияБЕСПАЛОВА, «ВиД»
Завремя пребывания в республике немецкая делегация побывала в челнинском детскомдоме смешанного типа, психолого-педагогическом центре Нижнекамска«Эйвос», познакомилась с работой профсоюзного комитета на ОАО«КВЗ» и ассоциации инвалидов. В общем, программа была достаточнонасыщенной и, главное, могла позволить представителям делегации в короткий сроксоставить достаточно полное представление о проблемах нашей молодежи.
Пословам заместителя руководителя организации семейных объединений и семейногообразования AWO Гудрун Зибель, основной целью визита стало развитие отношений сорганизациями соцпомощи в республике. Кстати, результаты ознакомления с опытомнаших специалистов и тем более установление различий между Германией иТатарстаном вызвали у делегации неподдельный интерес.
Например,руководитель консультативной помощи молодежи AWO Михаэль Кипсхаген нашел сходствов проблемах подростков, но считает, что не стоит сразу ломать голову над тем,как бороться конкретно с насилием и наркотиками. По его мнению, начать работунужно с организации самых простых клубов, где руководство и управление вели бысами подростки. А что касается работы социальной сферы, то, по словам г-наКипсхагена, у нас она наиболее централизована, нежели в Германии, гдепридерживаются широкой дифференциации. Хотя в целом сходство, безусловно, есть.
Обратилиделегаты внимание и на различия в терминологии: оказывается, значения тех илииных терминов, используемых нашими и немецким специалистами, не всегдаодинаковы. Ну а такое понятие, как валеология (наука о здоровье), пока чтоиспользуется только в Татарстане.
Интереснымдля членов общественной организации AWO явился тот факт, что в течениенебольшого времени мы уже добились определенных показателей работы социальнойсистемы, которая по сути только сейчас в полной мере получает развитие. Ведьесли обратиться к этой сфере в Германии, то там она развивается уже напротяжении более семидесяти лет и, конечно же, многого добилась за это время ив общественной жизни страны и приобрела богатейший опыт. И если у привыкших кпорядку немцев все разложено по полочкам, то мы, как заметила Гудрун Зибель,часто экспериментируем.
Руководительмолодежной организации округа Нижний Рейн Эссен, член руководства AWO г-нРюдигер заметил еще такую особенность: очень многие проблемы, которые решаютсяих специалистами с педагогической точки зрения, у нас находят решение с точкизрения психологии.
Чтокасается вопросов молодой семьи, то в этом деле, как выяснилось, различий междуТатарстаном и Германией хоть отбавляй.
— Различие есть уже в самом подходе к термину «молодаясемья», — говорит Гудрун Зибель. — У вас молодая семья определяется повозрасту супругов, у нас собственно по состоянию (молодой семья считаетсяпервые три года независимо от возраста ее членов — Ю.Б.). Затем, у васабсолютно нет уверенности в будущем ваших детей, что естественно повышаетстепень ответственности за их судьбу.
Ив то же время г-жа Зибель заметила, что их семьи (ячейки общества как таковые)уже пора бы заносить в «Красную книгу», поскольку очень много семей,не состоящих в официальном браке или попросту живущих раздельно. А собственноклассическая модель семьи (женатые отец и мать и их дети) — это лишь однанебольшая составляющая из всех видов и форм, которых в Германии теперь оченьмного. Это смешанные семьи, где у кого-нибудь из супругов есть дети от прежнегобрака, семьи с одним родителем. К отдельной группе можно отнести и однополыесемьи с правом на усыновление.
Кто-тоуже говорил, что по состоянию семьи в обществе можно определить, насколькорешены проблемы благосостояния в данной стране. И как это ниприскорбно, но инеблагосостоятельное общество в этом смысле имеет свой ма-а-аленький плюс — классическая семья, как ячейка общества, все же имеет в нем место быть. А еслимы действительно не уверены в том, что сможем когда-нибудь обеспечить спокойноесуществование своей семье, то не все ли равно, в каком возрасте заводить такихже неуверенных в своем завтра детей. Поэтому неудивительно, что возраст нашегообщества значительно моложе, чем в Германии, где возможно в ближайшие 5-10 летбольше половины населения составят люди старше шестидесяти лет. Так что ивыпадает на долю нашей молодежи расхлебывать наиболее острые и сложныепроблемы, будь то экономические и образовательные или же наркомания и СПИД.
Молодежноеобъединение в рамках ВТОЦ. Программные положения организации мало чемотличаются от программы Всетатарского общественного центра, разве чтоакцентированы на деятельности молодежи. Демографический и социальный составактивного ядра объединения достаточно виден на примере участников 11 курултая(съезда) «Азатлык», состоявшегося в 1991 г.: до 18 лет — 24,1% всехделегатов, от 18 до 22 лет — 24,8%, от 22 до 30 лет — 40,6% старше 30 лет — 10,5%; из них учащихся — 19,5%, студентов Вузов — 25,9%, ученых — 23, О%,рабочих — 31,6%. По образовательному составу распределение следующее: делегатовсо средним образованием — 16%, со средним специальным образованием — 13,5%, снеоконченным высшим образованием — 33,9%, с высшим образованием — 36,6%.
Принятыена съезде резолюции позволяют судить и о характере деятельности объединения:«О территориальных претензиях к русской империи под названием РСФСР»,«О демографической политике в Татарстане», «О вооруженных силахТатарстана», «О создании Татарского молодежного центра вКазани», «О положении татарского населения в БССР», «Оподготовке организационного съезда Лиги тюркской молодежи», «Онеобходимости изменений в ВТОЦ».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.