--PAGE_BREAK--«Место самодеятельного художественного творчества в современном обществе».
Введение__________________________________________________ 4
Глава 1.
Особенности самодеятельного художественного
творчества в современном обществе.
1.1. Состояние, проблемы, перспективы развития современного
самодеятельного художественного творчества._______________________ 6
1.2. Влияние художественной самодеятельности на развитие
современного общества __________________________________________ 8
Глава 2.
Условия для развития самодеятельного общества. __
__ 16
2.1. Нормативное обеспечение создания условий. ________________________18
2.2 Содержание деятельности в самодеятельных коллективах. _____________19
2.3. Показателями качества работы творческого коллектива. ______________ 20
Глава 3.
Функции учреждений культурно-досугового типа.
_____24
3.1. Самодеятельное художественное творчество, как эстетический аспект
развития общества______________________________________________ 27
3.2. Самодеятельное художественное творчество, как духовно-нравственный
аспект развития общества._______________________________________ 29
Глава 4. Фольклор – художественная самодеятельность.
4.1. Фольклор и сферы его проявления. ________________________________ 33
4.2. Подбор репертуара для самодеятельных коллективов. Требования и
критерии. _____________________________________________________ 38
4.3. Основы подбора репертуара для театрального коллектива. ____________44
4.2.2. Основы подбора репертуара для оркестрового коллектива. __________ 45
4.2.3. Основы подбора репертуара для хорового коллектива.______________ 45
Глава 5. Приобщение производственных коллективов к
художественной самодеятельности.__________________ 47
Заключение ______________________________________________52
Приложение №1 __________________________________________54
Приложение №2 __________________________________________55
Приложение №3 __________________________________________57
Список литературы_______________________________________63
Введение
О художественной самодеятельности пишут и говорят уже давно, — собственно говоря, интерес к ней поддерживался в той или иной форме на всем протяжении истории. Предметом специального изучения она, правда, никогда особенно не была, постоянно находясь как бы на периферии научного внимания, однако же значение ее как весьма существенной формы современного народного творчества признавалось так или иначе всеми и всегда. И надо сказать, никаких особенных сложностей проблема эта до сих пор не представляла. Считалось как-то само собой разумеющимся, что практическое руководство самодеятельностью относится преимущественно к компетенции домов народного творчества, домов культуры и сельских клубов, а в теоретическом плане вполне достаточно было самых общих заключений вроде того, что самодеятельность — это одна из важнейших форм современного народного творчества, что она дает представление о громадных культурных преобразованиях, происшедших в нашей стране.
Рассматривая вопрос о современной ситуации в развитии художественного самодеятельного творчества, мы не можем не говорить о возрождении общей культуры народа, сохранении и восстановлении утерянных традиций.
Следует отметить, что в отечественной практике культурной деятельности значении самодеятельное (любительское) творчество обычно употребляется в словосочетание «художественное творчество», которое и включает в себя создание и (или) исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или в одиночку.
Таким образом, понятие «местное традиционное народное художественное творчество» является объемным понятием, включающим в себя как указание на традиционные виды культурной деятельности, так и на самодеятельный характер их освоения.
Выбранная мною тема для данной курсовой работы, поэтому и показалась мне наиболее интересной и актуальной, ведь интерес к народным корням культуры – сегодня мировая тенденция, вызванная проблемами глобализации.
Сегодня в обществе растет понимание того, что обеспечение безопасности страны, адекватное и своевременное реагирование на внешние и внутренние вызовы, создание условий для интенсивного экономического развития взаимосвязано с духовным развитием общества, развитием сферы культуры, уровнем ее государственной поддержки. Укрепление нравственных ценностей, сохранение культурного наследия народов Российской Федерации, обеспечение возможности для свободного и равного доступа граждан Российской Федерации к культурным ценностям, развитие материально-технической базы учреждений культуры, внедрение новых технологий и достойная оплата труда работников организаций культуры и искусства, вот те задачи, решение которых должно стать стратегическими направлениями государственной культурной политики на ближайшие годы.
Осознание роли творческого культурного потенциала ставит проблему изучения сущности, специфики, особенности функционирования самодеятельного художественного творчества и его места в современных условиях.
продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 1. Особенности самодеятельного художественного творчества в современном обществе.
1.1. Состояние, проблемы, перспективы развития современного самодеятельного художественного творчества.
Как свидетельствует практика многих российских регионов, общество прирастает новыми театрами, государственными и общественными музеями, культурно-досуговыми центрами, домами национального фольклора и ремесел, детскими школами искусств — словом, разнообразными способами удовлетворения непрерывно изменяющихся духовных потребностей населения.
Но, к сожалению, трансформация политической, экономической и социальной систем России, не смогли не сказаться на социально-экономической среде функционирования культуры. С одной стороны, сегодня важнейшими социальными институтами «транслирования» достояний культуры являются профессиональные творческие коллективы театров, государственных и частных концертных объединений, средства массовой информации — радио, телевидение и многое другое. С другой — значительное место в подготовке и передаче «продуктов» культуры по-прежнему занимают самодеятельные творческие объединения дворцов и домов культуры, которые переживают нынче тяжелые времена. Так, например, утратили свою прежнюю роль дома и дворцы культуры, еще вчера слывшие флагманами культурно-просветительной работы; они либо отданы в аренду случайным организациям, либо того хуже — проданы с молотка. Многие из них потеряли часть структурных художественных подразделений, возникли новые виды творческих коллективов типа клубов любителей гитары, джаза, авторской песни и т.п. Однако «классические» творческие объединения, среди которых ведущее место принадлежит хоровым и хореографическим коллективам, оркестрам народных инструментов, по-прежнему активно занимаются удовлетворением и развитием художественно-эстетических запросов населения благодаря творческому потенциалу участников этих коллективов.
Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры. Отдельная проблема — поиск методических форм культурно-досуговой деятельности. Первое, над чем здесь следует подумать, это оптимальное сочетание традиционных (устных, печатно-наглядных, театрализованных и т.д.) и инновационных форм… Принимаются во внимание такие условия и факторы, как наличие ресурсов, квалификация исполнителей, имеющееся в распоряжении организаторов мероприятия время и др.
С переводом культурно-досуговых учреждений на новые условия хозяйствования заметно снизилась культурная активность населения, и тем самым самодеятельное художественное творчество. Культработники чаще полагаются только на собственные силы, не стремясь создать клубный актив, дать ему «досуговую квалификацию».
Но ведь сущностный смысл самодеятельных художественных коллективов, профессий культработника как раз и кроется в умении привлечь людей и помочь им в самоорганизации, самоопределении, самовоспитании и самообразования.
В деятельности очагов культуры есть не только тупики, заставляющие напрочь отказаться от вчерашней практики и осуществления привычных культурно-досуговых акций, но и проблемы, ждущие своего безотлагательного решения. Оптимизация деятельности культурно-досуговых учреждений лежит на пересечении нескольких направлений: критический анализ опыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что еще может работать в современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач; творческое использование зарубежного опыта (в равной мере годится опыт и ближнего, и дальнего зарубежья) организации досуга населения и, наконец, собственные неустанные поиски каждого культурно-досугового учреждения, каждого самодеятельного творческого коллектива и каждого творчески мыслящего работника культуры.
1.2. Влияние художественной самодеятельности на развитие
современного общества.
Художественная самодеятельность справедливо рассматривается в наше время как мощное массовое движение в области искусства, как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями личности, ее интересами.
Наслаждение, получаемое от культурно-творческой деятельности, расширяет художественный кругозор личности, а также способствует реализации социальных функций культуры (просветительской, профориентационной, рекреационной, гедонистической, прокреативной, самореализационной, творческой).Именно художественное самодеятельное творчество наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего.
Одной из активных форм культурно-творческого аспекта деятельности является неорганизованное любительское исполнительство (бытовая хореография, песенное исполнительство и музицирование), которое является благоприятной почвой для удовлетворения творческих запросов и интересов в самодеятельном художественном творчестве. Первым шагом к художественному самодеятельному творчеству, безусловно, является инстинктивное поведение личности. Непроизвольно проникающее искусство, как в массовое действо, так и во внутренний мир человека, отражается на неоднородность восприятия его и определяется той меркой, какая наиболее приемлема имеющейся среде обитания. Передаваемые традицией культурные ценности имеют воздействие на формирование «идеала», так как жизненный путь их бесконечен.
Таким образом, сущность и смысл современной художественной самодеятельности состоит в непосредственном приобщении широких слоев населения к занятиям искусством, совладению навыками художественного творчества, во внедрении творчества в повседневный быт.
Термин “художественная самодеятельность” можно толковать двояким образом — в широком смысле и в более узком, конкретном. Художественная самодеятельность в широком смысле — это вообще вся сумма первичных проявлений художественной инициативы масс, не предполагающая никаких специальных форм организации. С этой точки зрения все, что создается за пределами профессионального искусства, можно назвать самодеятельностью. Работа в клубных и школьных кружках, деятельность агитбригад, творчество “неорганизованных” авторов, песни современных “рапсодов”, как окрестил их Ю. А. Андреев,— все это самодеятельность, самодеятельность в широком смысле. Самодеятельные коллективы организуются при заводах, клубах, дворцах культуры, воинских частях, учебных заведениях, колхозах, совхозах и т. д. Они состоят из любителей, совмещающих занятия в кружках со своей основной профессией.
Художественная самодеятельность выступает как своеобразная форма занятий искусством, приобщения к нему, как новая форма организации масс в целях вовлечения их в художественное творчество. Основная специфика этой формы состоит в том, что массы людей, профессионально занятых в различных сферах производства и обслуживания, не порывая своих производственных связей, в то же время систематически и постоянно отдают занятиям искусством, творчеству часть своего времени и как бы получают дополнительную — художественную — специальность.
Не всякое любительское занятие искусством может быть отнесено к художественной самодеятельности. Художественная самодеятельность в собственном смысле слова начинается там, где занятия искусством перестают быть личным делом, ограниченным семейным или Дружеским кругом, и приобретают более или менее широкий общественный характер и общественную направленность. Другими словами, художественная самодеятельность предполагает, во-первых, определенную степень общественной организации и, во-вторых, обращение к определенной аудитории зрителей или слушателей. А это в свою очередь предполагает такой уровень художественной подготовки, при котором участники самодеятельности способны ответить своим искусством на эстетические требования времени.
Есть сферы творчества, в которых критерии, предъявляемые к художественной самодеятельности, в принципе ничем не отличаются от тех, какие существуют для профессионального искусства, а пути достижения мастерства, в сущности, также одинаковы. Это относится к таким видам исполнительского искусства, которые давно и прочно освоены профессиональными традициями: театр, драматический и оперный, симфонические или эстрадные оркестры, “классические” инструменты, вокал, художественное чтение, цирковое искусство и т. д. Художественная самодеятельность, вторгаясь в эти области, не может не равняться на профессиональный уровень, не может не тянуться к нему, не соревноваться с ним. Главная проблема для нее здесь — овладение мастерством на уровне профессионального, главный путь — получение необходимой школы, которая в принципе не может быть качественно иной по сравнению с школой профессиональной.
То же самое можно сказать и о самодеятельном творчестве в области литературы или музыки. “Самодеятельный” поэт или “самодеятельный” композитор отличаются от профессиональных собратьев по творчеству лишь по тем “производственным” отношениям, в каких они находятся со своим творчеством. И тем и другим необходимы и дарование, и школа, и уровень мастерства.
Современная художественная самодеятельность в преобладающей своей части (а что касается города, то и подавляющей части) ориентируется именно на те сферы творчества, исполнительского искусства, которые достигли высот благодаря большим профессиональным традициям. Естественно, что она требует в первую очередь квалифицированного и вполне профессионального руководства и творческой помощи специальных учреждений и организаций, критики и печати, художественной общественности.
Самодеятельное художественное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и
добровольностью выбора его видов и форм. Еще с древних времен человек стремился выразить свое личное мировосприятие посредством танца, рисунка, песни и многого другого.
Параллельно с аспектами научного познания и познания средствами искусства в самодеятельном творчестве проходит соотношение двух процессов — социализации и индивидуализации. В результате взаимодействия их, создается современное представление о деятельности личности. Являясь организованным аспектом культурной деятельности, самодеятельное художественное творчество предполагает как коллективные, так и индивидуальные, неорганизованные действа и наиболее доступно всем желающим. Особая роль в нем отводится любителям-энтузиастам, сосредотачивающим вокруг себя общую массу народа, где каждый по-своему талантлив. Самодеятельное творчество имеет в своей основе возможность привлечения интеллекта человека к анализу своих потребностей, как способа свободного выбора путей и форм раскрытия своего потенциала, своих дарований. «… Быть личностью — значит обладать свободой выбора и через всю жизнь нести бремя выбора, но не так, как крест, а как дело, дарующее радость, — писал А. Асмолов».
Свобода — фундамент самодеятельности, благодаря которому человек возвращается к своей изначальной природе движения и реализуя ее, постоянно возобновляется при благоприятном стечении обстоятельств.
В настоящее время наблюдается повсеместный интерес к возрождению местных народных обычаев, праздников и обрядов, что позволяет говорить о необходимости научного подхода к исследованию современных процессов, происходящих как в целом в культуре, так и в самодеятельном художественном творчестве на локальном уровне.
Профессор Салахутдинов Р. Г. в своей книге “Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды” приводит классификацию социально-культурного творчества, где среди всех указанных направлений имеется и самодеятельное художественное творчество:
— самодеятельность организованная на фольклор и этнографическую культуру прошлого;
— художественная самодеятельность ориентированная на профессиональное искусство;
— массовая художественная самодеятельность (музыкальная, танцевальная, театральная, изобразительная и другие);
— народно-художественные промыслы и ремесла;
— авторская самодеятельность;
— оригинальная самодеятельность не имеющая аналогов ни в профессиональном искусстве, ни в фольклоре.
Которая в свою очередь имеет и функции:
— общественная организация социокультурной деятельности масс по интересу в досуговое время;
— реализация эстетических потребностей и художественные способности людей;
— организационно-педагогическое – воспитание нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения;
— возрождение, сохранение и развитие национально-культурных традиций и народного творчества.
Таким образом достигается несколько результатов, которые Салахутдинов Р. Г. назвал предметными и воспитательными:
Предметные– это культурные ценности, к которым относятся достижения в области художественного творчества, спорта и т.д.; культурная среда, т.е. культура быта, труда, производства.
Воспитательные – это культура личности, т.е. нравственная, эстетическая, физическая культура, экологическая, экономическая, правовая, культура общения.
Оба эти результата вполне дополняют друг друга и влияют на здоровье нации и развитие современного общества в целом — общество имеет огромное влияние на личность, но подлинное воодушевление проявляется тогда, когда человек определил и выбрал свое «ценное», а каждой личности присущи определённые ценности, которые выступают связующим звеном между культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием.
продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 2. Условия для развития самодеятельного творчества.
Считаю, что самодеятельное художественное творчество в современном обществе, являющееся неотъемлемой частью художественной культуры народа, может сохраняться и развиваться при определённых условиях. Понятие «создание условий» — это комплекс действий, направленный на осуществление, выполнение, организацию и управление деятельностью, обеспечивающей реализацию прав и обязательств органов местного самоуправления по вопросу реализации установленных полномочий и, в частности, по созданию условий для сохранения и развития местного традиционного художественного творчества. Таким образом, создание условий для развития самодеятельного творчества должно иметь ресурсное обеспечение, предусматривающее финансовую, материальную и структурную поддержку.
С этой целью органы местного самоуправления создают условия для развития организаций, осуществляющих деятельность в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры путем:
— разработки и реализации программ по сохранению и развитию народного художественного творчества;
— создания специализированных учреждений культуры, осуществляющих функции сохранения, развития и популяризации народного художественного творчества;
— поддержки творческой деятельности граждан, являющихся носителями и распространителями материальных и духовных традиций народной культуры, используя механизмы грантовой поддержки, учреждения премий, других мер материального и морального стимулирования;
-нормативного регулирования деятельности субъектов народного художественного творчества (граждан, юридических лиц и общественных организаций);
-финансирования работ и услуг по сохранению и пополнению собраний фольклорно-этнографических материалов, хранящихся в музеях, архивах, библиотеках и других учреждениях, созданных на территории муниципального образования.
— финансирования работ и услуг по созданию коллективов народного художественного творчества;
— финансирования творческих проектов по организации и проведению праздников, конкурсов и других массовых мероприятий, организуемых с целью популяризации и развития самодеятельного художественного творчества.
Базовым условием для реализации полномочия муниципального образования по обеспечению условий для развития местного народного художественного творчества является создание творческих коллективов различной жанровой направленности: хореографических, хоровых, музыкальных, театральных, фольклорных.
2.1 Нормативное обеспечение создания условий.
В целях оказания организационно-методической поддержки и стимулирования деятельности муниципальных культурно-досуговых учреждений существует порядок, направленный на сохранение единого культурного пространства территории, который предусматривает утверждение типового положения о клубном формировании и типового положения о народных (самодеятельных) коллективах нормативным правовым актом субъекта федерации либо приказом органа культуры субъекта федерации.
Нормативное обеспечениесоздания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества предполагаетпринятие органами местного самоуправления и уполномоченными ими структурными подразделениями, учреждениями ряда нормативных и локальных актов, утверждающих:
— Муниципальную (межпоселенческую, межмуниципальную) целевую программу «Развитие традиционного народного художественного творчества»; — Положение о муниципальном учреждении культуры клубного типа (Дом (Дворец) культуры, сельский клуб, Дом (Центр) народного творчества, досуговый центр, Дом творчества и досуга и др);
— Положение о филиале муниципального учреждения культуры клубного типа (при наличии в структуре муниципального образования);
— Положение о централизованной (межпоселенческой) клубной системе (при наличии в структуре муниципального образования);
— Положение о клубном формировании учреждения культуры клубного типа (с приложением «О нормах наполняемости клубных формирований»);
— Положение о народном самодеятельном коллективе, образцовом художественном коллективе, народной самодеятельной студии;
Задачу методического обеспечения и координации деятельности учреждений культуры клубного типа и коллективов традиционного художественно творчества возложена на региональные Дома (Центры) народного творчества.
В целях создания вертикали управления государственной культурной политики в области народного творчества и досуга, предметом деятельности учреждений культуры должно стать организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно-правовых форм, расположенных в территориях субъектов Российской Федерации и ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности.
2.2. Содержание деятельности в самодеятельных коллективах.
Содержание деятельности в различных самодеятельных коллективах должно предусматривать:
1) в коллективах музыкального искусства (хорах, музыкальных, вокальных, фольклорных ансамблях, оркестрах) — занятия по изучению истории и теории музыки, традиционных в данной местности особенностей музыки и исполнительства, народного костюма, работу по постановке голоса, разучивание произведений с солистами и ансамблями, разучивание произведений для хора и оркестра (ансамбля), проведение репетиционных занятий.
2) в коллективах хореографического искусства (народного, классического. эстрадного, фольклорного и бального танцев) – занятия по изучению истории хореографии, классическому и характерному тренажу, разучиванию и тренажу сольных и групповых танцев, хореографических миниатюр, композиций, танцевальных сюит, сюжетных постановок.
Также существуют и примерные минимальные нормативы деятельности творческого коллектива, которые предусматривают результат творческого сезона, который длится с сентября по май каждого года ( приложение № ).
2.3.Показателями качества работытворческого коллектива.
Показателями качества работы творческого коллектива является стабильность его личного состава, участие в смотрах и конкурсах творческого мастерства, положительная оценка деятельности общественностью (публикации в СМИ, благодарственные письма, заявки на концерты (спектакли) от организаций, доходы от проданных билетов на концерты и спектакли коллектива).
За творческие успехи и общественную деятельность по популяризации традиционной народной культуры участники и руководители коллективов художественного народного творчества могут быть представлены к различным видам поощрения, а именно: грамота, почетный знак, звание заслуженного работника культуры.
За достигнутые успехи в различных жанрах творчества клубные формирования художественной направленности могут быть представлены к званию «народный» коллектив.
По сложившейся за многие десятилетия практике за высокое исполнительское мастерство, отмеченное наградами конкурсов, смотров, фестивалей, высоко художественный уровень репертуара и вклад в просветительскую и общественную деятельность коллективам художественной самодеятельности, присваивается звание «народный», а в ряде регионов России и звание «заслуженный самодеятельный коллектив».
Народный самодеятельный коллектив, (далее народный коллектив) – это постоянно действующее, без прав юридического лица, добровольное объединение любителей и исполнителей музыкального, хорового, вокального, хореографического, театрального, основанное на общности совместной творческой деятельности участников, способствующее развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей в свободное от основной работы или учебы время.
- Звание «народный» присваивается коллективам исполнительских жанров творчества.
— Звание «народный коллектив» присваивается постоянно действующим коллективам художественной самодеятельности, достигшим высокого художественного уровня в своей творческой и исполнительской деятельности, активно осуществляющим учебно –воспитательную работу среди участников и регулярный показ своих творческих достижений населению, имеющие положительные отзывы населения. Обязательным условием, отличающим творческий коллектив, претендующий на присвоение звания, является наличие коллектива-спутника. Для взрослых коллективов – это детская группа, в которой получают навыки творческого мастерства, для детских коллективов, это группа в которой проходят обучение вновь принятые участники. Цель коллектива-спутника заключается в обеспечении преемственности творческих традиций. Необходимость обусловлена тем, что коллективы художественной самодеятельности работают на добровольной основе и состоят из любителей, которые в силу своей профессиональной или учебной деятельности могут выйти из состава участников. Для того, чтобы деятельность коллектива, носящего звание «народный» и являющегося ведущей творческой единицей муниципального образования не прерывалась, необходимы коллективы-спутники, обеспечивающие постоянный приток подготовленных в достаточной степени участников.
Выдвижение на соискание звания «народный» производится учредителем коллектива. Как правило, это учреждение, на базе которого достигнуто художественное мастерство, достойного для номинирования на звание «народный коллектив». Также выдвижение может осуществлять орган культуры соответствующего муниципального образования.
Порядок подтверждения звания «народный» определяется в типовом положении, которое утверждается по аналогии с типовым положением о клубном формировании (приложение № ).
Для принятия решения по отбору номинантов на присвоение звания «народный» формируется экспертный совет, (в некоторых территориях творческая комиссия) и устанавливаются критерии отбора номинантов, которые утверждается приказом органа культуры субъекта федерации, либо отражаются в нормативном правовом документе субъекта федерации.
На основании заключения экспертного совета (творческой комиссии) издается приказ органом культуры субъекта федерации о присвоении или подтверждении звания «народный коллектив».
В случае прекращения систематической творческой исполнительской деятельности, а также, если творческий уровень программ не отвечает критериям художественного качества, коллектив лишается статуса «народный» на основании приказа органа культуры субъекта Российской Федерации.
продолжение
--PAGE_BREAK-- Глава 3. Функции учреждений культурно-досугового типа.
Современные условия экономической деятельности привели к объективным преобразованиям учреждений культуры клубного типа в новые виды по функциональным признакам.
Учреждения клубного типа можно сгруппировать по следующим признакам:
— по месту расположения (сельские, городские);
— по статусу (районные, окружные, краевые, областные, республиканские);
-по объему выполняемой работы (согласно группам по оплате труда руководителей и специалистов в зависимости от количества населения и мощностных характеристик помещения);
— по потребительскому спросу: Дворцы (Дома) молодежи, Дворцы (Дома) дружбы, национально-культурные и этнокультурные центры;
— по видам услуг: Дом ремесел, Дом фольклора, Центр досуга, Центр культуры и досуга.
Деятельность учреждения культуры клубного типа, круг его обязанностей вытекает из целей, ради которых учредитель создает учреждение.
Исходя из целевого предназначения, можно сформулировать функции учреждений культурно-досугового типа по видовым признакам:
1.Дом (Дворец) культуры
Обеспечение досуга населения; обеспечение условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства; обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения, патриотическое воспитание.
3.Дворец молодежи
Обеспечение досуга населения, обеспечение условий для массового отдыха, обеспечение условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства, обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения.
4.Социально-культурный центр
Обеспечение досуга населения, обеспечение условий для развития народного творчества и любительского искусства, обеспечение информационных и методических услуг; сохранение нематериального культурного наследия; выставочная деятельность; обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения
5.Национально (Этно) культурный центр
Обеспечение сохранения и развития национальных культурных традиций; обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения; обеспечение развития художественного и декоративно-прикладного народного творчества;
6.Дом (Центр) ремесел
Сохранение нематериального культурного наследия; развитие ремесленнических традиций; создание и распространение ремесленнических изделий; выставочная деятельность; создание и распространение методик ремесленнического мастерства.
7.Дом фольклора
Сохранение нематериального культурного наследия; исследование местных фольклорных традиций.
8.Дом народного творчества
Сохранение нематериального культурного наследия во всем многообразии жанров и этнических особенностей, создание методик интеграции традиционных творческих навыков в современный творческий процесс; информатизация и методическое обеспечение творческих процессов; организация и проведение народных праздников, фестивалей народного творчества и любительского искусства.
9.Передвижные культурные центры
Внестационарное обеспечение досуга населения; организация выездных информационных, выставочных, праздничных мероприятий.
10.Информационно-методические центры
Обеспечение информационных и методических услуг.
Из приведенного свода функциональных обязанностей следует, что эти учреждения построены по интегрированному принципу создания и обеспечения услуг, и занимаются основополагающими видами деятельности:
-создание коллективов художественного творчества;
-создание любительских (самодеятельных) объединений различной направленности;
-проведение массовых мероприятий (творческих и общественных);
-организация досуга населения.
3.1. Самодеятельное художественное творчество, как
эстетический аспект развития общества .
Рассматривая самодеятельное художественное творчество в эстетическом аспекте народной художественной культуры, результатом которого является внутреннее высокое духовное наслаждение, — говорится о постижении материальных и духовных ценностей человеком, в процессе жизнедеятельности и самодеятельности. Суть художественно-творческого восприятия человека в данном процессе предполагает не только овладение имеющихся природных художественных задатков, вызванных интересом, но выступает сверхприродным компонентом во внесении своего творческого миропорядка в художественной деятельности. Самодеятельное художественное творчество предполагает включение природного таланта личности в процесс созидания (сущности творчества), где он развивается и вносит новые эстетические ценности в результате теоретического и практического опыта. Художественное творчество имеет реальную и потенциальную значимость. Оно включает все категории, эстетики (метакатегория — эстетическое, эстетическая деятельность, гносеология искусства, диалектика искусства, социология искусства и другие). Эта деятельность происходит в результате эстетического развития личности.
Сущность художественно-творческого начала раскрывается посредством созидания — самодеятельности, через реализацию двух типов мотивации — общения и достижения результата практической деятельности человека, даже если это не представляет значимых ценностей.
В эстетическом формировании нравственности наиболее значимым является художественное воспитание как целенаправленное воздействие средствами искусства, при котором формируется художественное чувство, вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, возможность приобщаться к процессу творчества. Исключительно велико и многообразно влияние искусства на человека. В сфере искусства осуществляется процесс художественной деятельности. В.Г. Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию и убеждает человека не меньше, чем наука. Выполняя познавательную функцию, развивая стремления и чувства личности, ее взгляды и убеждения, искусство объединяет теорию и практику познания человеком окружающего мира. Эстетическое развитие связано с самовоспитанием, которое способствует обоюдному слиянию нравственного и эстетического идеала, формированию внутренней духовности. Л. Толстой связывает мысль о появлении настоящего искусства с внутренней потребностью выражения накопившихся чувств.
Раскрывая свои способности через внутреннюю эмоциональную потребность к выражению накопившегося чувства, человек самостоятельно осмысливает предполагаемую деятельность и реализует свои потребности. Тонус чувств и убеждений, проявляющийся в эмоциях, является важным уровнем активности мозга человека. На основании врожденных особенностей мозга и неадекватных природе воздействиях общества, развиваются различные увлечения, вплоть до талантов. Талантливая личность, направляемая
активностью, развивается в любом разуме, т.е. мысли редко повторяют себя в точности. Все это говорит о рождении процесса творчества.
3.2.Самодеятельное художественное творчество, как
духовно-нравственный аспект развития общества.
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров. Сложившаяся кризисная ситуация во многом изменила нормы и правила жизнедеятельности субъектов и объектов социально-культурной сферы и в последнее время мы можем говорить о повышенном интересе общества к сохранению и возрождению национальных культурных традиций.
«Духовно богатая талантливая личность не может не осознавать себя таковой, способна к подлинному самоуважению. Вот это — осознание человеком своего нравственного значения и есть первоначальный элемент нравственной культуры, которая эффективно может развиваться в процессе любительской творческой деятельности».
Таким образом, рассматривая вопрос о современной ситуации в развитии художественного самодеятельного творчества, мы не можем не говорить о возрождении общей культуры народа, сохранении и восстановлении утерянных традиций, которые обеспечивали каждому краю свою самобытность и неповторимость.
Во многих селах, городах, забыты и утеряны традиции и обычаи предков. Сохранение и развитие культурной самобытности каждого региона, нравственного существования и «энергетического заряда» каждой личности, невозможно без непосредственного присутствия прошлого в настоящем, так как в культурных традициях каждой нации заключена многовековая мудрость житейского опыта. Современные же традиции, сохраняя преемственность накопленного опыта, развиваются и взаимоперекликаются с историческими формами народного художественного творчества.
В настоящее время наблюдается повсеместный интерес к возрождению местных народных обычаев, праздников и обрядов, что позволяет говорить о необходимости научного подхода к исследованию современных процессов, происходящих как в целом в культуре, так и в самодеятельном художественном творчестве.
Увлечение народным творчеством и изучением культурных традиций раскрывает человека изнутри, воздействует на творческое сознание, т.е. происходит раскрытие его эмоционально — психологических чувств через формирование нравственно-эстетической культуры, что значительно расширяет круг любителей за пределами массового творчества клубных учреждений, при наличии творческой самореализации.
Сохранение и развитие культурной самобытности каждого региона, нравственного существования и «энергетического заряда» каждой личности, невозможно без непосредственного присутствия прошлого в настоящем, так как в культурных традициях каждой нации заключена многовековая мудрость житейского опыта. Современные же традиции, сохраняя преемственность накопленного опыта, развиваются и взаимоперекликаются с историческими формами народного художественного творчества.
При постижении социально-культурной динамики самодеятельного художественного творчества, в праве говорить о процессе социализации, касающемся ряда особенностей, которые влияют на организационные формы воздействия на личность. Это неоднородность коллектива, изолированность системы которого в результате наличия общего увлечения приводит к достижению равновесия-однородности коллектива. Творческая любительская деятельность в рамках такого коллектива помогает его членам реализовывать свои духовные потребности, выразить свое «Я». При этом самобытность внутреннего мира личности не нарушается. Напротив, в процессе обучения индивид получает возможность обрести свободу творческого выбора.
Стремление к самовыражению, к более полной реализации своих потенциальных возможностей, является одним из движущих мотивов в различных областях человеческой жизни, в том числе и в сфере свободного времени. Поэтому важным условием гармонического развития личности является организация культурно — досуговой деятельности, а в частности организация самодеятельного художественного творчества, что способствуюет самоопределению личности в обществе. С помощью полученных знаний и навыков человек углубляет свой практический опыт, саморазвивается, самообразовывается, самореализуется. Ведь, самодеятельное художественное творчество как творчество любительское есть сугубо добровольное, не стесненное никакими внешними рамками долженствования и обязанности, то есть нормативностью как регулятором, как одним из рычагов управления, оно движется прежде всего интересами.
продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 4. Фольклор — художественная самодеятельность.
4.1. Фольклор и сферы его проявления.
Сферы культуры, в которые все больше переселяется каждодневная творческая энергия масс, все более умножаются: это не только художественная самодеятельность, но и спорт, туризм и многое другое. Естественно и закономерно, что эти новые сферы теснят традиционные творческие области, в том числе и фольклор. Однако происходит и другой процесс, для нашей науки представляющий первостепенный интерес: фольклор в самых разнообразных его проявлениях, в различных трансформированных видах и новообразованиях проникает в эти новые сферы современной народной творческой жизни, находит там свое место и обнаруживает новые возможности для развития.
Фольклористика может по-настоящему принести реальную общественную пользу, если она, отказавшись от бесплодных попыток распространить свое внимание на явления, ей не подведомственные, обратится к вдумчивому изучению взаимодействий и взаимоотношений фольклора и различных сфер современной народной культуры, станет возможно шире учитывать и систематизировать относящиеся сюда факты и материалы, на основании изучения реальных процессов попытается вывести обобщения и выступит с рекомендациями по конкретным проблемам культуры и социологии художественного быта народа.
В связи с этим кругом проблем следует говорить и об обязанностях фольклористики по отношению к художественной самодеятельности. Обязанности эти несомненны и значительны, но они имеют свои границы, свою специфику, и с этим необходимо считаться. Фольклористика, обращаясь к этой сфере народного творчества, остается фольклористикой — со своим предметом, со своим кругом проблем, она не меняет ни своей природы, ни методологии. Но, разумеется, новые аспекты и задачи привносят нечто новое в науку, не ломая ее структуры. Наряду с этим живут тенденции, сущность которых определяется ориентацией на фольклорные или полуфольклорные формы творчества. Тенденции эти неоднородны по своему характеру, и важно дифференцировать их, чтобы более четко уяснить особенности происходящих процессов.
В репертуаре коллективов и участников художественной самодеятельности свое место занимают народные песни, танцы, народная инструментальная музыка, которые усвоены тем же путем, что и классика, т. е. через посредство профессионального искусства и обычных форм его распространения — ноты, радио, кино, телевидение, пластинки и т. д. Масса произведений фольклора (или произведений, которые объявлены либо издавна считаются фольклорными) поступает ныне в общенародный обиход через посредство популярных в стране профессиональных коллективов и исполнителей. Многие из таких произведений обрели свою вторую жизнь в репертуаре этих коллективов и отдельных артистов и как бы слились с ними.
Участники художественной самодеятельности берут фольклор, который уже прошел обработку в профессиональной (или полупрофессиональной) среде, приспособлен к ее эстетике, к ее возможностям и вкусам, который при этом утратил многие существенные качества фольклора, его неповторимые черты, но приобрел новые, в нем ранее отсутствовавшие. Как бы ни были сохранены при этом некоторые собственно народные традиции, художественная самодеятельность здесь ориентируется не на них, а на результат обработки.
Нельзя не считаться с тем, что постепенно в общенародный обиход и в практику художественной самодеятельности фольклор будет входить все чаще и все шире через обычные современные пути, т. е. в адаптированном виде. Тем более внимательно и бережно мы должны относиться к использованию в художественной традиции подлинных живых традиций народного творчества.
Первая и элементарная форма включения фольклора в художественную самодеятельность — это выход народных певцов, сказителей, музыкантов, танцоров на эстраду.
Конечно, народная песня, спетая со сцены хорошим народным певцом или сложившимся еще за пределами художественной самодеятельности ансамблем, неизменно производит на слушателей сильнейшее впечатление, потому что всякий раз происходит не повторение чего-то давно известного, а художественное открытие. Народная песня в народном же исполнении пленяет свежестью и непосредственностью заключенного в ней чувства, новизнойи
неповторимостью исполнения.
Одна из важнейших и почетнейших задач художественной самодеятельности нашего времени заключается в том, чтобы искать и культивировать подлинно народное искусство в его живых народных формах, приобщать к самодеятельной сцене (а следовательно — и к самодеятельной школе) тысячи хранителей фольклорной традиции — песенной, сказительской, инструментальной, хореографической. Эта работа должна основываться на подлинно научных, теоретически продуманных и практически много раз проверенных принципах и методических приемах.
В работе с фольклором художественную самодеятельность подстерегают и свои опасности. Одна из главных — это мнимая легкость и кажущаяся доступность в освоении фольклорных приемов, поверхностность и приблизительность, которые оборачиваются очень скоро элементарной безвкусицей и просто халтурой. В исполнении профессиональных артистов народная песня обычно утрачивает этот местный колорит, несколько обесцвечивается, но зато окрашивается индивидуальностью данного художника.
Самодеятельность может соревноваться с профессиональным искусством, лишь стремясь сохранить неповторимый фольклорный колорит народной песни или танца. Поэтому художественная самодеятельность должна быть особенно чуткой к этнографической стороне фольклора. Между тем именно здесь проявляется поразительная беспечность. Существует набор штампов, должных служить приметами народных танцев — русского, венгерского, украинского, — песен разных пародов, так же как существуют детали одежды, почему-то выдаваемые за принадлежность определенного народа: сапожки, которые принято считать венгерскими, рубахи, как предполагается, исконно русские, и т. д.
Этнографическая безграмотность нетерпима особенно в наше время, когда культурные связи между народами стали повседневным бытом, когда нужны уж не столь большие усилия, чтобы с помощью падежных источников разыскать или изготовить одежду и реквизит, отвечающие национальным признакам, и когда, наконец, забота о культурном прошлом становится важнейшим делом нашей общественности.
В какой степени художественная самодеятельность прислушивается к тому новому, что возникает за ее пределами и на подступах к ней в наши дни, к тому современному — сложному и пестрому по своей природе, составу и эстетике — творчеству, которое одни называют по привычке или по убеждению фольклорным, другие — массовым и которое по своему многообразию и непривычности не укладывается в рамки ни профессионального искусства, ни традиционного народного творчества?
Очевидно, что фольклорные, полуфольклорные и иные формы творчества продолжают развиваться и трансформируются, представляя своеобразную параллель к творчеству, которое идет в рамках художественной самодеятельности. Одно не исключает и не заменяет другого, скорее каждое находит в художественном быту народа свое место и выполняет свои функции. Однако же между ними нет ни глухой стены, ни — в ряде случаев — отчетливого разграничения. Это вполне естественно для нашего времени, когда вообще культурные процессы, происходящие в различных сферах, взаимопроницаемы и взаимообратимы.
Роль художественной самодеятельности как силы общественно организованной заключается, в частности, в том, чтобы выявлять в массовом творчестве, в общем-то стихийном, быстротекущем и подверженном быстрым переменам, то, что заслуживает или требует закрепления и сохранения, дальнейшей популяризации, а быть может и развития па новых художественных началах.
4.2. Подбор репертуара для самодеятельных коллективов. Требования
и критерии.
В предыдущих главах данной курсовой работы говорилось о тенденции приближения исполнительского уровня самодеятельности к исполнительскому уровню профессиональных коллективов.
Точка зрения сближения художественно-исполнительского уровня
самодеятельного и профессионального творчества верна по отношению
незначительной части самодеятельных коллективов. Основная же, подавляющая их масса по этому показателю значительно уступает. Поэтому для обеспечения нормальной деятельности им необходим свой репертуар, соответствующий специфическим особенностям коллектива и выполняемым им функциям.
Правильный подбор репертуара – ответственный момент в работе самодеятельных коллективов. Репертуар воспитывает художественный вкус участников коллективов, расширяет их общеобразовательный и культурный диапазон. Только правильно подобранный репертуар как в художественном, так и в техническом отношении, способствует творческому росту коллектива, повышению его исполнительского мастерства.
Репертуар должен быть идейно содержательным и ценным в художественном отношении, разнообразен по своему содержанию и отвечать тематике участия.
Проблема репертуара для самодеятельности пользуется повышенным
вниманием практиков, общественности, композиторов, хореографов,
драматургов. Стоит вопрос о создании для самостоятельного коллектива такого
репертуара, который, не уступая по идейно-эстетическому уровню репертуара
профессиональных оркестров, хоров, театров, был бы доступен для исполнения в самодеятельности и не копировал по форме, языку, стилю произведение для профессиональных коллективов.
Их основными задачами являются: организация работы по созданию
интересного и полноценного репертуара для самодеятельных коллективов, отбор и организация заказов на новые художественные произведения для хоров, оркестров, агитационно-художественных бригад, сценариев театрализованных праздников и массовых представлений; осуществление анализа и контроля за составление репертуара художественной самодеятельности.
Для создания такого репертуара можно идти двумя путями. Во-первых,
«приспосабливать» имеющийся конкретного коллектива и, во-вторых, создавать новые оригинальные произведения, рассчитанные на самодеятельность.
Первый путь зачастую связан со значительными изменениями авторского
текста, пьесы, песни, танца и тому подобное, ибо самодеятельные артисты не
всегда могут исполнить трудные места, сложные психологические сцены. В
выборе таких пьес и произведений приходится быть особенно внимательным,
тщательно изучать возможность их исполнения, качество переложения,
инструментовки, трактовки. Случается, к сожалению, что после небрежной или
недоброкачественной аранжировки, инструментовки, режиссуры пьесы, песни, танца оригинальные произведения теряют свои художественные достоинства, с трудом узнаются, искажаются их темп, ритм, текст, языковые особенности.
Поэтому качество инструментовки, аранжировки, переложения, то есть
приспособления для художественной самодеятельности при выборе этих пьес
имеет первейшее значение.
Естественно, что произведение, созданное специально для
художественной самодеятельности, требуют дополнительной обработки,
дополнительной «художественной доводки», исходя из конкретных условий и возможностей коллектива. Но этот путь значительно проще, легче, оправдан в идейно-художественном отношении, ибо эти произведения уже заранее издаются с учетом самодеятельного исполнения.
Подбор репертуара в современной самодеятельности – дело непростое,
хотя, конечно, выработаны и приняты единые критерии и принципы его оценки, пополняется он за счет всего лучшего, что имеется в художественной сокровищнице общества. Сложности эти связаны в первую очередь с тем, что каждый коллектив располагает присущим только ему техническими и художественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководителю приходится выбирать пьесы. Длительная и трудная учебная, репетиционная работа может не дать положительного эффекта – педагогического, художественного, если было взято произведение завышенной трудности и с ним не справились или наоборот, оно оказалось легким, не требующим напряженных поисков, показа всего, на что способны исполнители.
Аналогичные требования предъявляются к коллектива любого жанра – танцевального, хорового, оркестрового (народного, эстрадного, духовного).
Одним из критериев при подборе репертуара является его реальность,
соответствие репертуара техническим и художественным возможностям
коллектива.
Проблему учебного репертуара приходится решать в основном в первый
период работы коллектива, когда участники овладевают исполнительскими
навыками, вырабатывают исходные эстетические позиции, устанавливают тесное взаимопонимание между собой.
Пьесы для обучения должны быть интересны участникам и не представлять
особенно на первом этапе больших технических и эстетических трудностей.
Такой репертуар способствует быстрому совершенствованию мастерства
участников, развитию и закреплению навыков игры; развивает у исполнителей
интерес к народному творчеству, к занятиям в коллективе, обогащает духовным
мир, внутреннюю культуру, эстетические вкусы.
В свою очередь концертный репертуар наряду с требованиями, которым он
должен отвечать и как учебный, обладает еще и целым рядом качеств. С его
помощью решаются широкие художественно-исполнительские и социально-педагогические задачи.
Другая группа пьес, вводимая в репертуар самодеятельных коллективов,
связана с народной песней, народным танцем, народной инструментальной
музыкой. Это или интересные обработки, переложения, или оригинальные
сомнения, созданные на их основе. Тем не менее в каждой области России, других союзных республик сохраняются сложившиеся с незапамятных времен местные танцевальные, певческие, музыкальные особенности. Бережное отношение к ним, пропаганда их – одна из важных задач художественной самодеятельности.
Народные песни, танцы, драмы понятны и просты. Но это не означает
упрощенности их содержания. Произведения народного творчества запечатлели историю народа, его душу, вековые надежды и чаяния. Они являются непреходящим духовным богатством, источником вдохновения. В любой аудитории их встречают с особой теплотой и взыскательностью, поэтому так велика ответственность руководителя за характер трактовки народной песни или народного танца.
Следует также с большой ответственностью подходить к использованию
крупномасштабных и сложных произведений мировой и отечественной классики. При выборе их следует учитывать реальные возможности любительской сцены, ограниченные технические и творческие возможности самодеятельных коллективов. Критический подход к подбору репертуара – одно из важнейших условий правильности решения о включении в работу классического произведения.
Чтобы репертуар всегда нес элемент новизны, оставался действенным в
педагогическим отношении, нужно стараться включать в него новые
произведения, написанные нашими современниками.
Интерес в репертуаре самодеятельных коллективов вызывают песни,
танцы, пьесы, написанные местными драматургами, композиторами. Они, как правили, не имеют широкой известности, воспринимаются внимательно и с интересом. Материалом для создания таких произведений служит местный фольклор, частушки, наигрыши, народные песни, танцы.
Особо нужно сказать о подборе репертуара для ансамблей вокальных,
вокально-инструментальных, инструментальных, танцевальных и т.п. Сложности в этом вопросе происходят в основном оттого, что каждый из ансамблей имеет свой состав, определенный уровень техники исполнения. Все это требует соответствующих переложений, аранжировок, инструментовок, сценических композиций, танцев.
Подбор репертуара художественной самодеятельности требует о
руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как
цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое
структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.
4.2.1. Основы подбора репертуара для театрального коллектива.
Одним из первых уроков режиссуры, – первая встреча с пьесой; как
много значит, при каких условиях она проходит, какие чувства возбуждает,
какой след оставляет.
Много на свете хороших пьес с прекрасными идеями, с добрыми мыслями.
Но пока мысль, идея, заложенная в пьесе, не стала твоей личной, не
пропущена через твое сердце, она не зазвучит со сцены, как бы благородна и
возвышенна ни была она сама по себе. Мы стараемся находить среди пьес и
«свои». «Свои» – это такие пьесы, где есть то, что волнует нас в жизни.
Можно сделать важный вывод: дело совсем не в том, чтобы ставить
«полотно» за «полотном». Важно найти что-то свое, смыкающееся с нашим
жизненным опытом, с нашими убеждениями и пристрастиями. Найти свое – будь то классическое произведение или новая пьеса никому еще неизвестного автора. И порой скромная безвестная пьеса может прозвучать у любителей свежо и актуально, а солидное апробированное название – оставить холодным сердца зрителей. «Самое трудное, – говорил Горький, – найти и понять себя в жизни». Найти и понять себя в театре тоже трудно, но необходимо. Но, кроме книг, пьес, статей, музыки, есть еще главное, что все
определяет, с чем сверяется, – жизнь. Театр для того нужен, чтобы мир
спасти свей заботою. Нужно жить в этом мире, вершить дела, воевать за
лучшее, не сдаваться порокам. А театр – помощник в этом.
4.2.2. Основы подбора репертуара для оркестрового коллектива.
Духовая музыка популярна и пользуется любовью народа. Духовой оркестр
– почти обязательный атрибут каждого большого праздника, всенародного
торжества. Многогранные возможности духового оркестра позволяют ему в
отличие от коллективов других музыкальных жанров принимать участие во всех проводимых мероприятиях: духовой оркестр звучит на военных парадах и торжественных вечерах, на концертных эстрадах и в танцевальных залах, в парках, садах, и т.д. Вот почему репертуар в духовом оркестре должен быть разнообразен: должен включать концертную программу из произведений русских и зарубежных классиков, и, наконец, разнообразную танцевальную музыку. Желательно, чтобы в выступлениях оркестра участвовали солисты – вокалисты и инструменталисты, хоровые коллективы.
4.2.3. Основы подбора репертуара для хорового коллектива.
Пение, в особенности хоровое, самый любимый, популярный и массовый
жанр искусства в нашей стране. В то же время оно является самой широкой и
доступной школой музыкального воспитания народа. Традиции хорового пения уходят далеко в глубь истории, бережно сохраняются и развиваются народом.
Хоровые коллективы являются верными хранителями старинных и
созидателями новых песен, отражающих нашу действительность. В близости
народу – основа жизненности этих коллективов, источник их творческой силы.
Только подлинно народное искусство выражает дух, мысли своего народа, его
общественные и эстетические идеалы.
Состав хора, стаж его деятельности, местные особенности, квалификация
руководителя, уровень учебно-воспитательной работы, материальная база – все
это самым непосредственным образом влияет на исполнительскую культуру
коллектива, определяет его творческое лицо.
Формирование репертуара в хоровом коллективе происходит поэтапно, оно
базируется на определенных подготовительных периодах. Репертуар всегда
отражает тот или иной организационный метод работы народного
самодеятельного хора.
По составу начинающий хор исходит на конкретных, реальных местных
условиях: в него могут входить одни женские или одни мужские голоса, хор
может быть смешанным.
Руководителю нужно проявить умение и находчивость, вести работу с
любым составом.
Основой творчества народного хора является народное искусство во всем
его многообразии. Именно народная основа придает неповторимое своеобразие, самобытность творческому лицу каждого коллектива.
«Песня – это крылья человека. Любите песню, сохраняйте ее. В Вашей
будущей жизни, она будет лучшим Вашим другом и союзником»- Оста куллы Флера.
продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 5. Приобщение производственных коллективов к художественной самодеятельности.
Человек — существо социальное, поэтому в процессе труда, познания или выработки системы ценностей он вступает во взаимодействие с другими людьми (субъектами), налаживает с ними определенные коммуникации, общается. Художественная самодеятельность существует и в таком социальном организме, в котором особенно ощущается общность интересов всех трудящихся (коллектив в коллективе) – в производственном коллективе..
Производственный коллектив — сложное, многоструктурное и полифункциональное образование. В настоящее время на его существование и развитие оказывают влияние различные факторы и условия: изменение социального уровня развития российского общества и его менталитета, реформирование производственного процесса в целом и его отдельных компонентов, смена материальных и духовных ценностей, духовный кризис.
Поэтому возможности художественной самодеятельности производственного коллектива проявляются в ее широчайших организаторских возможностях по вовлечению и приобщению трудящихся к творчеству, а посредством участия личности в деятельности данных объединений — к культурным ценностям.
Анализ состояния современного производственного коллектива предполагает рассмотрения создания условий для приобщения личности к ценностям культуры и искусства в сфере досуга. Исследование этой проблемы неразрывно связано с ключевыми понятиями «личность» и «коллектив».
М.С. Каган, развивая идеи известных психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, утверждает, что активность объекта (творческое объединение), направленная на субъект (личность в творческом объединении), приводит субъекта к его изменениям, преобразованию, трансформации и возвышению его духовных ценностей.
В научной литературе проблемы развития духовного мира личности в производственном коллективе рассматривались как воспитание рабочего нового типа, как осуществление комплексного подхода к идейно-воспитательной работе в трудовом коллективе. Некоторые проблемы освоения и развития художественной культуры рабочими разрабатывались А.Н. Алексеевым, Е.А. Ежовым, B.C. Цукерманом и др.
Отмечу, что художественная самодеятельность трудового коллектива имеет ряд отличительных особенностей. Художественная самодеятельность (бригады, отдела, цеха, предприятия) является не просто досуговой сферой отдыха или частью свободного времени человека. Она, как правило, включается в общий распорядок дня, где репетиция или концерт проводятся во время обеда, пересменки или после трудового дня в комнате отдыха цеха или участка. Поэтому ее возможности направлены на снятие различных негативных явлений производственного процесса, на проявление творческого начала и осуществление системы контактных связей.
Иногда объективные и субъективные факторы жизнедеятельности производственного коллектива складываются так, что он не может посещать творческий коллектив дворца или дома культуры и стремится удовлетворить свои духовные потребности непосредственно на рабочем месте — в трудовом коллективе, вместе с членами своей бригады, участка, с людьми, которых он хорошо знает.
Конечно, сегодня немаловажным является и то, что многие члены производственных коллективов отдают свое свободное время негативному времяпрепровождению: пьянству, наркомании, пассивному досугу — просмотру развлекательных видеофильмов и передач.
Для большинства членов производственных коллективов стремление к материальному благополучию становится главной целью жизни. Однако есть определенный процент людей, которые сохранили достаточно высокий духовный потенциал и желание к самосовершенствованию, активному отдыху, потребность в творчестве.
Если в течение длительного времени главным в самодеятельном художественном творчестве была пропаганда искусства средствами самодеятельности, то сейчас основой самодеятельности является удовлетворение художественно-эстетических потребностей человека, личности, стала потребность в самовыражении, приобщении к культурным ценностям.
В современных условиях перестройки социально-экономических отношений в обществе и приобщения производственных коллективов к художественно-эстетическим ценностям наблюдаются известные противоречия:
— между художественно-эстетическими потребностями трудового коллектива и экономическими интересами предприятия и работодателей;
— между объективными потребностями предприятия в повышении культуры производства и невысокой общей культурой членов производственных коллективов;
— между художественно-эстетическими потребностями производственного коллектива и не разработанностью методики приближения художественной самодеятельности к месту производственной деятельности.
Таким образом, художественная самодеятельность может выступить как фактор приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям, если управление процессом будет осуществляться с опорой на следующие условия:
— учет художественно-эстетических интересов и потребностей членов производственного коллектива и их возвышение;
— приближение художественной самодеятельности к месту профессиональной деятельности членов коллектива;
— этапный подход к организации стабильной художественной самодеятельности и выдвижению ее неформальных лидеров.
Ведущими принципиальными положениями являются:
— культурологический подход, позволяющий рассматривать художественную самодеятельность как культурное творчество народных масс, как ценность;
— аксиологический подход, рассматривающий культуру как объективную ценность, способную удовлетворить духовные потребности личности и социума;
— управленческо-деятельносный подход, рассматривающий художественную самодеятельность как систему, поддающуюся управлению и обеспечивающую духовное развитие личности и социума.
Предложенная система мер, рекомендации, могут быть использованы в целях дальнейшего улучшения культурно-досуговой деятельности в производственных коллективах, способствующей, в конечном счете, приобщению к культурным ценностям не только участников художественной самодеятельности, но и сотрудников предприятия.
Все действия индивида, связанные с проявлением его активности в любой сфере деятельности, несут оценочный характер. Это относится в равной степени и к материальной, и к духовной сфере жизнедеятельности личности. Оценка любой ситуации, положения, отношений только там и возникает, где индивид оказывается способным смотреть на себя как бы со стороны, глазами других, т.е. в рамках совместно осуществляемой деятельности. Очень часто характер развития материальной и духовной деятельности личности нужно искать в реальной системе общественных отношений, а именно в отношениях между производственной сферой и культурно-духовными ценностями, между социальной ценностью производственного коллектива и
отдельной личностью, между материальными и духовными ценностями.
продолжение
--PAGE_BREAK--