Реферат по предмету "Социология"


Методы работы с рисками в социальных программах

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1. Определение социальных рисков
2. Исторический опыт защиты отсоциального риска
3. Упреждающие профилактические меры поснижению риска
4. Методы работы с рисками
4.1 Метод – анализ рисков
4.2 Метод – снижение рисков
4.3 Метод – защита от рисков
Заключение
Библиографический список
 

 
ВВЕДЕНИЕ
Во введении в вопросметодологии с рисками в социальных программах, кратко определю сущностьпрограммного аспекта. В процессе управления возникают ситуации, когда то илииное направление деятельности необходимо выделить особо, — тогда оноприобретает форму целевой программы, которая «вписывается» в существующуюоргструктуру управления или для ее реализации создается специальная структураили происходит то и другое.
Программа — эторазрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющихопределенное содержание, и направленный на достижение конечной цели.
Социальная программа –совокупность мероприятий объединенных общей целью, социальным проектом илисовокупностью социальных проектов, условиями их выполнения, разрабатываемых поопределенной технологии и применяемых при решении различного рода социальныхзадач; содержание и план деятельности с изложением основных целей и задачсоциальных проблем, характера мероприятий, с уточнением сроков исполнения иопределением участников процессов и их ролевых функций.
Слово «риск»французского происхождения и в переводе означает «опасность потерь», «действиянаудачу», «расчет на счастливый случай». Риск – это опасность нежелательныхотклонений от ожидаемых состояний в будущем, из учета которых принимаютсярешения в настоящем.
Риск являетсяобъективным явлением, природа которого обусловлена неоднозначностью событий,которые произойдут в будущем. Он связан с упущенной возможностью, потерей,ущербом. Когда они наступают, происходит практическое проявление риска. Доэтого риск остается гипотетической опасностью. Хотя будущее принципиальнонепредсказуемо, ожидаемые события можно предвидеть с той или иной погрешностьюв зависимости от того, какова природа таких событий: вероятностная илинеопределенная.
При реализации программывсегда необходимо осуществлять поиск единственного наилучшего (в каком-нибудьсмысле) решения на заранее заданном множестве допустимых решений. Основнаятрудность состоит в том, что последствия, связанные с принятием того или иногорешения, зависят от неизвестной ситуации. Степень неприемлемости последствийтех или иных ситуаций измеряется в единицах – потерях, которые может понеститот, кто принимает рискованные решения.
Риски, обусловленныенеопределенностью, можно свести к ситуации с нормальными (допустимыми) рисками,если удастся уменьшить неопределенность до разумных пределов.
К группам рискатрадиционно относят лиц без определенного места жительства, занимающихсяпроституцией, алкоголиков, наркоманов и др. Для качественной работы с рискаминеобходимы целевые программы и системы управления, обеспечивающие их реализацию(выполнение), т.е. программно-целевое управление.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕСОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ
Социальные риски — эториски социального происхождения; вероятные опасности, угрозы нарушения нормального(для данного общества) социального положения, вызываемые неустранимыми дляданного общества причинами, коренящимися в самом его конкретно-историческомустройстве. Социально значимым нарушением можно считать существенное отклонениеот социальной нормы какого-либо (или нескольких) важнейших параметровсоциального положения той или иной социальной группы.
Риски нарушениянормального социального положения имеют разную природу, т.е. возникают и могутвоспроизводиться по разным причинам (стихийные бедствия, военные действия,эпидемии, революции, государственные перевороты, демографические взрывы ипровалы и т.п.). Социальные риски выделяются в системе рисков тем, что онивозникают и существуют не в чрезвычайных, а в обычных (нормальных) условияхразвития общества, закономерно (а не случайно) сопровождают нормальноефункционирование общества, и более того, имеют своими причинами именно базовыеобщественные отношения, нормальные (повседневные, регулярные) общественныепорядки. Понимая, что данное общественное устройство само из себя постояннопорождает социальные риски, общество порождает и развивает систему защиты отсоциальных рисков — социальную защиту. Делает это в решающей мере государство.Ни один из других субъектов социальной политики с подобной целообщественнойзадачей не справится.
Социальный риск — этовероятность наступления материальной необеспеченности в результате утратызаработка или трудового дохода по объективным, социально значимым причинам, атакже необходимости дополнительных расходов на лечение и социальных услугах.Объектом страховой защиты различных видов социального страхования является рискутраты заработной платы (доходов) у трудозанятого населения и риск нестидополнительные расходы, связанные с лечением. Необеспеченность вследствие болезни,инвалидности, безработицы, в силу которых работник не может участвовать впроизводственном процессе и таким образом лишается заработной платы,представляет для отдельного индивида явление случайное, а в целом для экономикиявление постоянное и массовое. В силу данного обстоятельства социальные рискиподдаются количественной оценке и прогнозу, как с позиции вероятности наступлениярисковых ситуаций (численность больных, инвалидов, погибших, пенсионеров ит.д.), так и с позиции их стоимостных параметров (продолжительностьзаболеваний, средний возраст наступления инвалидности, установленный закономвозраст выхода на пенсию и т.д.).
Социальными признаютсяопасности (риски), возникающие по причинам общественного характера, защититьсяот которых индивидуально с высокой степенью надежности в большинстве случаевневозможно. Они предопределены сложным комплексом объективныхсоциально-экономических условий и практически не зависят от воли отдельногочеловека. Эта точка зрения по взаимоответственности людей за ихжизнедеятельность в обществе и государстве порождает необходимость установлениякритериев нормального, приемлемого социального положения людей при наступлениитех или иных видов социальных рисков. И наоборот, существенное отклонение отнормального, вызванное одним из видов рисков, считается аномалией, требуетзащиты, обеспечения социальными гарантиями. В этой связи «социальный риск» и«социальные гарантии» это дихотомическая пара, в которой «социальный риск» —это отрицательная, а «социальные гарантии» — положительная величины.
Таким образом,«социальные риски» — это факторы нарушения нормального социального положениялюдей при повреждении здоровья, утраты трудоспособности или отсутствия спросана труд (безработица), сопровождающиеся наступлением для трудозанятогонаселения материальной необеспеченности вследствие утра ты заработка, несениядополнительных расходов, связанных с лечением, а для семей — утратой источникадохода в случае потери кормильца. Поскольку социальные риски носят объективныйхарактер, постольку механизм защиты от них должен иметь надежный характер, т.е.страхование от них должно быть обязательным (по закону) для охвата всехработающих, а бремя финансовой нагрузки должны солидарно нести основныесоциальные субъекты — работодатели и работники. При этом доля финансовогоучастия социальных партнеров может быть разной, но каждая страна стремитсянайти оптимальные для нее пропорции финансовой ответственности с учетомконкретных экономических, социальных условий, культурных и психологических традиций.
В зависимости отприроды ответственности: субъективные – риски ответственности участниковразработки и/или реализации программы; объективные – риски остановки (задержки)реализации программы, связанные с внешними факторами.
В зависимости отисточника возникновения: природно-климатические (экологические); технические(отказы машин и оборудования, снижение качества их работы); производственные(нарушения технологии, остановки производства, задержка поставок сырья);экономические (рост издержек, повышение цен, инфляционные процессы); финансовые(кредитные, процентные, валютные); политические (изменение законодательства,приоритетов социального развития, смена политического лидера); инновационные(риски недостижения результатов, ожидаемых от внедрения новых разработок);страновые (риски, связанные с разницей национально-территориальных традиций,обычаев, менталитета).
В зависимости от местапроявления: внешние (по отношению к социальной программе); внутренние (поотношению к социальной программе).
По виду производства:основные (связанные с достижением целей); вспомогательные (связанные сдостижением задач).
По тяжести проявления:упущенная выгода (тяжесть риска наименьшая); потери (тяжесть риска средняя);ущерб (тяжесть риска наибольшая).
По форме воздействия:прямые (прямых убытков); косвенные (косвенных убытков).
По сложности: частные(вызываемые одним событием); системные (вызываемые цепочкой событий);совокупные (вызываемые несколькими цепочками событий).
По характеру причин:случайные; злоумышленные.
По регулярности:систематические; несистематические.
По степенипредсказуемости: предсказуемые с высокой степенью вероятности; предсказуемые снизкой степенью вероятности; непредсказуемые.
По времени проявления:прошлые; настоящие; будущие.
По уровню проявления:слабые; умеренные; сильные.
По интенсивностипроявления: быстрые; средние; медленные.
По степени контроля:полностью контролируемые; частично контролируемые; неконтролируемые.
По возможностистрахования: страхуемые; нестрахуемые.
Таким образом, разнообразиесоциальных ситуаций, их неопределенность и невозможность предсказать их состопроцентной вероятностью, обусловливает многообразие видов социальных рисков.

2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТЗАЩИТЫ ОТ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
Социальные рискисуществуют в любом обществе. Тем не менее, в социалистическом обществе они непризнавались. Для централизованно-планового метода организации хозяйственнойжизни, в которой задавались и заранее определялись экономические и социальныепараметры состояния и развития всех без исключения сфер жизнедеятельности, рисквыступает как категория, противостоящая директивно-плановому способууправления. Поэтому страховыми рисками считались, как правило, событияприродного характера: стихийные природные бедствия, пожары и т.д. Да и по сутисвоей социальный риск здесь был иным, а также в целом — меньшим.Централизованно-плановая система стандартизировала, минимизировала, носохраняла (в значительной степени благодаря этому) стабильные условияобщественной жизнедеятельности. Социалистическое государство, являясь основнымработодателем и собственником средств производства, обеспечивало и определенныегарантии экономической и социальной устойчивости т.е. брало на себяответственность за экономический и социальные риски. С развитием частных формсобственности и хозяйствования сфера государственного социального обеспечения иего возможности неизбежно сокращаются. Возрастание степени риска вэкономической и социальной сфере можно рассматривать как закономерный,естественный в наших условиях процесс, как «обратную сторону» повышенияэкономической свободы.
В этих условиях роль ивозможность государства по социальной защите носят другой характер. Векторусилий государства переносится на уязвимые слои населения — инвалидов, детей,престарелых. Что касается трудозанятого населения, то вопрос их социальнойзашиты становится больше обязанностью их самих и работодателей. Это достигаетсяучастием работников и работодателей в формировании финансовых ресурсов,передачей функций по распоряжению этими ресурсами в ведение полномочныхпредставителей работников и работодателей, установлением прямой зависимостиразмера страховых выплат от размеров и периодов уплаты (объема) страховыхвзносов.
Такой подход отвечаетприроде социальной политики при общественном устройстве с развитой рыночнойэкономикой, которая формируется на следующих принципах: самоответственностьлюдей наемного труда, их работодателей, других категорий трудозанятогонаселения за финансовое обеспечение приемлемого уровня социальной защиты;солидарная поддержка трудозанятым населением и работодателями наименеезащищенных работников и их семей (здоровый платит за больного, работники сболее высокими доходами оказывают солидарную помощь работникам с низкимидоходами); оптимальная поддержка (принцип субсидиарности), который определяетмеру (рамки) солидарной поддержки и фиксирует ее размер.
Мировой (более чемстолетний) опыт свидетельствует, что защита от конкретных видов социальногориска наиболее эффективно может быть организована в рамках отдельныхнаправлений (секторов) социального страхования: пенсионное страхование (постарости, инвалидности, потери кормильца); медицинское страхование (оплатамедицинской помощи), включая оплату временной нетрудоспособности; страхованиеот несчастных случаев на производстве (производственный травматизм,профессиональные заболевания, пенсии иждивенцам погибших на производстве);страхование в связи с безработицей (пособия по безработице, переобучение итрудоустройство). Целесообразность такого членения социального страхования объясняетсяраз личной природой социальных рисков, от которых они призваны защищать,сходством удовлетворяемых потребностей застрахованных, а также спецификойправового регулирования различных видов страхования.

3. УПРЕЖДАЮЩИЕПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА
Определение содержания(природы) риска и степени его вероятности позволяют разработать системуупреждающих профилактических мер по снижению (минимизации) риска, а такжеоценить требуемые виды и масштабы компенсационных мероприятий (объемы медицинскихуслуг, компенсационных выплат, замещающих собой утраченную заработную плату).
Социальный риск можноизмерять, используя следующие показатели: частоту наступления рисковойситуации; уровень социальных гарантий при наступлении рисковой ситуации; объемматериальных затрат по компенсации всех страховых случаев для страховойорганизации, а также их долю по отношению к величине заработной платы всехзастрахованных; среднюю продолжительность рисковой ситуации — период между еенаступлением и переходом к нормальным условиям жизнедеятельности.
Социальные риски могутбыть классифицированы по степени опасности для отдельных социальных групп ислоев трудящихся. Если степень опасности низкая — то организационно-правоваяформа носит добровольный характер, если — высокая, она, как правило, носитобязательный (по закону) характер. Между добровольным и обязательнымстрахованием имеются переходные формы, обычно называемыефакультативно-обязательными или условно-обязательными. При определении природыриска важна оценка степени утраты трудоспособности, качественные иколичественные ее характеристики, т.е. определение видов и вероятности ущербаздоровью, тяжести последствий, их оценка.
Так, если вредныйфактор производственной среды вызывает профессиональное заболевание, нужноопределить вероятность заболевания людей разного возраста и пола,продолжительность стажа работы (контакта с вредным веществом), а такжедлительность болезни и объективные показатели ее тяжести. Если опасный факторприводит к гибели людей, нужно знать распределение количества погибших вовремени и по категориям населения, определить число иждивенцев, приходящихся настандартизируемую величину погибших (на 1 тыс. чел.). При наблюдении достаточнобольшого числа объектов, подверженных воздействию одного и того же риска задостаточно длительные промежутки времени, выявляются закономерности наступленияслучайных событий (заболеваемости, инвалидности и т.д.). С этой цельюприменяются: теории вероятности, демографической статистики и долгосрочныхэкономических и социальных прогнозов, которые в своей совокупности объединяютсяметодологией актуарных расчетов. Данные методы оценки вероятности и величинотдельных видов социальных рисков опираются на инструментарий учета «совокупнойопасности» и ее «раскладки» между страхователями.
Результирующиепоказатели риска группируют по двум видам: социальные — ущерб здоровью, утрататрудоспособности (временная и/или постоянная), смертность, численностьиждивенцев погибших и т.д.; экономические — затраты на компенсацию утраты доходв связи с потерей трудоспособности и дополнительные расходы на лечение,реабилитацию. Социальные показатели риска служат для оценки социальнойнезащищенности людей и вероятности (необратимости) наступления для нихстраховых ситуаций, а экономические — позволяют выявлять и рассчитыватьтребуемые объемы денежных средств.

4. МЕТОДЫ РАБОТЫ СРИСКАМИ
4.1 Метод – анализрисков
Анализ рисков можноподразделить на два вида:
— качественный, – позволяетопределять факторы риска, этапы и работы при выполнении которых риск возникает,таким образом, анализ позволяет установить потенциальные зоны риска после чегоидентифицировать и сами риски;
— количественный, –позволяет определить численные размеры относительных рисков программы и рискпрограммы в целом.
В настоящее времяприменяется три разновидности количественного анализа рисков:
1) анализчувствительности, который реализуется в два этапа:
— на первом этапеосуществляется описание окружающей среды (уровень инфляции, прогноз изменениякурса валют, уровень налоговых ставок, цены на сырье и материалы и т.п.);
— на втором этапеосуществляется выбор наиболее значимых для программ показателей, которые входеосуществления анализа получают фиксированные постоянные значения. Для каждогоиз этих показателей делается расчет эффективности, в результате получаетсябазовый случай, с которым затем сравнивают результаты всех расчетов;
2) анализ сценариев,учитывает или основывается на том, что некоторые показатели взаимосвязаны и ихможно одновременно согласованно изменить. Анализ сценариев показывает на основыбазового случая разработать оптимистический и пессимистический вариантысценариев развития событий с учетом наиболее важных показателей;
3) анализ моделей –этот метод позволяет анализировать и оценивать различные сценарии разработки иреализации программы с учетом основных показателей.
Метод предполагаетсхему, которая позволяет разделить весь комплекс возможных рисков науправляемые составляющие и вынести суждения о вероятности проявления и тяжестипоследствий исследуемых рисков.
На каждый отдельныйриск строится модель, предполагается возможный вариант развития событий. Наоснове разработки таких моделей делается анализ вероятности проявления итяжести последствий риска.
 
4.2 Метод – снижениерисков
Снижение риска – этосокращение вероятности и объема потерь. В рамках метода снижения рисковприменяются следующие способы:
1) избежание – простоеуклонение от деятельности или обстоятельств содержащих риск;
2) передача – переводответственности за риск другой стороне, главным образом страховой компании;
3) сокращение –проведение собственных специальных мер по ограничению размера риска и созданиюспециальных систем предотвращения ущерба (система контроля, безопасности ит.д.);
4) удержание –сохранение ответственности за риск, готовность и способность покрыть всевозможные убытки за счет собственных средств.
Правило выбора способаснижения риска: всегда необходимо сравнивать средства необходимые для сниженияриска и выгоды от предотвращения ущерба. Это соотношение определяется с помощьюсоотношения коэффициента риска:
Кр = У/С
Где: Кр – коэффициентриска;
У – максимальновозможная сумма убытка;
С – объем собственныхресурсов (с учетом точно известных поступлений средств).
Как показывает практикаоптимальный коэффициент риска Кр=0.3
Принципы выбора способаснижения риска: нельзя рисковать больше чем позволяют средства, включая будущиевыгоды; надо думать о последствиях риска; нельзя рисковать многим ради малого.
 
4.3 Метод – защита отрисков
Защита от рисков можетбыть реализована следующими способами:
1) страхование –отношения по защите интересов субъектов программирования при наступленииопределенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемыхиз уплачиваемых субъектами страховых взносов; особый вид экономическойдеятельности, связанный со снижением или перераспределением рисков междуфизическими лицами (страхователями) и специализированными организациями(страховщиками).
Страховщикиобеспечивают аккумуляцию страховых взносов и выплат страхователям в случаенанесения ущерба застрахованной собственности. При этом страховые взносы немогут быть рассмотрены как прибыль страховых компаний, так как за счет взносовформируются страховые резервы, из которых выплачиваются страховые возмещения.Страхование охватывает финансовые риски (потеря определенной суммы средств), атакже чистые риски, возникающие в случае, когда возможны только:неблагоприятный и нейтральный варианты событий. Страхование может бытьдобровольным или обязательным, если законодательство обязывает страхователязаключить договор страхования определенных видов рисков (например, рискананесения ущерба имуществу или возникновения ответственности придорожно-транспортном происшествии);
2) хеджирование –система срочных контрактов и сделок, учитывающих вероятность изменения курсоввалют или цен, которые несут риск в будущем;
3) распределение рисковмежду участниками – определяется мера ответственности за риск каждогоучастника;
4) гарантия (от франц.garantie — обеспечение), – письменное обязательство третьей стороны оплатитьубытки в случаи возникновения рисковых ситуаций; предусмотренное законом илидоговором обязательство, в силу которого какое-либо лицо (физическое илиюридическое) отвечает перед кредиторами полностью или частично при неисполненииили ненадлежащем исполнении обязательства должником;
5) лимитирование –установление предельных сумм расходов на случаи возникновения рисковыхситуаций;
6) резервный фонд –формируется с целью покрытия непредвиденных расходов по разработке и реализациипрограммы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе быласделана попытка охарактеризовать социальные риски и кратко указать методыработы с рисками в социальных программах. Мировой опыт свидетельствует, что спомощью социальных технологий (глобальных, информационных, обучающих,внедренческих, человековедческих, политических и др.) можно своевременноразрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращатькатастрофы, блокировать рисковые ситуации, принимать оптимальные управленческиерешения. Сущность социальных технологий может быть понята как инновационнаясистема методов выявления и использования скрытых потенциалов социальнойсистемы, получения оптимального социального результата при наименьшихуправленческих издержках.
Разработкой методовработы с рисками в социальных программах также занимается служба социальнойпомощи населению, одной из целей которой является выявление семей, группсоциального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида,проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, асоциального поведенияродителей и детей, одиноких, престарелых) и оказание им содействия в полученииматериальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической,социально-бытовой и иной необходимой помощи; выявление у взрослых и детейсоциальных, личных и ситуативных трудностей; помощь в их преодолении путемподдержки, защиты, коррекции и реабилитации; привлечение в необходимых случаяхс этой целью специалистов — юристов, психологов, педагогов и др.
Приоритетными объектамисоциальной поддержки считаются малообеспеченные и социально уязвимые слоинаселения, которые столкнулись с реальной угрозой экономической и социальнойдеградации, — инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, безработные, беженцы ит.д. Социальные программы более конкретно ориентируются теперь на развитиесамопомощи и самообеспеченности, конкретный учет специфики интересов ипотребностей этих групп населения, личностный характер помощи. Такой подходполучает правовое обеспечение в РФ и ее субъектах в виде федеральных законов,указов Президента РФ и других нормативных актов.
Методология работы срисками в социальных программах взаимосвязана с технологиями управления риском.Технология управления риском – последовательность действий позволяющаяподдержать разумный баланс рисков и выгод. Технология управления рискомявляется неизменной и включает следующие последовательно выполненные элементы:установление рисков – выявление источников и типов; оценка (измерение рисков)т.е. анализ факторов и условий, влияющих на вероятность риска, размеры потерь иущербов, а также предельные уровни рисков; выбор способов и определение средствдля сокращения или удержания рисков; диверсификация риска, т.е. определение егоосновных параметров и характеристик; ситуационный контроль за рисками, т.е.сравнение с допустимым нормативным уровнем рисков, а также проведениемероприятий по разрешению рисков с учетом сложившейся ситуации; покрытиеущербов и ликвидация других негативных последствий проявления рисков;накопление и обработка информации о рисковых ситуациях и последствияхпроявления рисков, а также выработка рекомендаций для учета полученного опыта вбудущем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. В.В. Ткаченко Учебно-методическийкомплекс по дисциплине «Технология разработки социальных программ» для студентовочной, заочной и заочно-сокращенной форм обучения по специальности 040101«Социальная работа». – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2007. — 64с.
2. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальныетехнологии: Курс лекций. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. — 432 с.
3. Менеджмент социальной работы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.И. Комарова и А.И.Войтенко. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 288 с.
4. Социальная политика: Учебник/Под общ. ред. Н.А. Волгина. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 736 с.
5. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред.проф. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 400 с. — (Серия «Высшееобразование»)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Работа одноконтурной САУ при использовании непрерывного и цифрового регуляторов, реализующих П-, ПИ- и ПИД- закон регулирования
Реферат Организация противоэпизоотических мероприятий на Шалинской районной ветеринарной станции
Реферат Учение И. Канта о государстве и праве. Связь права и этики
Реферат Великобритания во внешней политике Монголии особенности сотрудничества и перспективы развития
Реферат Cheers A Semiotic Analysis By Berger Essay
Реферат Нефтеперерабатывающий завод "Уфанефтехим" как источник загрязнения среды обитания
Реферат Послеоперационная вентральная грыжа история болезни
Реферат Генно-модифицированные организмы Классификация трансгенных растений по признакам
Реферат Генератор числовой последовательности
Реферат Защитные функции бухгалтерского учета и основы их использования в правоохранительной деятельности
Реферат Автор книги, журналист делового еженедельника «Секрет фирмы», провел несколько месяцев, наблюдая будни одного из самых ярких российских предпринимателей владельца компании «Евросеть» Евгения Чичваркина
Реферат Constitution Essay Research Paper Atom BombingThe purpose
Реферат А. С. Макаренко Социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодеж­ной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение
Реферат Аудит обоснованности формирования резерва незаработанной премии
Реферат Электрооборудование свинарника-откормочника на 600 голов СТФ СПК Первое Мая Осиповичск