Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспектыметодологии прогнозирования
1.1 Интуитивные методы
1.2 Формализованные методы
Глава 2. Программа государственной поддержкимногодетных семей в Российской Федерации
2.1 Понятие многодетная семья
2.2 Основные положения программы государственной поддержки многодетныхсемей
2.3 Направления реализации программы
2.4 Меры государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации
2.5 Предварительный расчет стоимости реализации Программы государственнойподдержки многодетных семей в Российской Федерации с 2008 по 2015 годы
2.6. Государственная поддержкамногодетных семей в Московскойобласти
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы. Прогнозв жизни любого человека и общества в целом всегда имел, имеет и будет иметьогромное значение. Во все времена человек старался предвидеть события, которыемогут произойти с ним в будущем. Человечество всегда стремилось быть готовым квозможным последствиям этих событий, определить, что и как делать для того,чтобы свести к минимуму проявления негативных последствий и максимальноиспользовать положительные последствия для своего блага.
В современных условияхумение предвидеть и прогнозировать будущее, а, следовательно, и влиять насоциальные процессы становится также одним из самых ценных качеств молодогоспециалиста.
Анализ методовпрогнозирования, изучение этих методов, использование их в разных сферахдеятельности является мероприятием рационализаторского характера.
Степень достоверностипрогнозов можно затем сравнить с действительно реальными показателями, и,сделав выводы, приступить к следующему прогнозу уже с существующими данными,т.е. имеющейся тенденцией.
Опираясь на полученныеданные, можно во временном аспекте переходить на более высокую ступень.
Прогнозирование являетсясоставной частью процесса разработки социального проекта. В отрыве отпроектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Выработка верныхпрогнозов позволяет сделать более совершенным и эффективным – проектирование.
Объект – методысоциального прогнозирования
Предмет – программагосударственной поддержки многодетных семей РФ.
Цель курсового проекта — рассмотретьметоды социального прогнозирования, дать характеристику данным методам,рассмотреть программу поддержки многодетных семей РФ.
Задачи:
1. Рассмотреть ираскрыть методы социального прогнозирования;
2. Подробнорассмотреть программу поддержки многодетных семей РФ и ее применение напрактике.
Глава 1. Теоретическиеаспекты методов социального прогнозирования
Прогноз – это научнообоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, обальтернативных путях и сроках его существования. Э. Янч дал свое краткоеопределение прогноза: прогноз — вероятностное утверждение о будущем сотносительно высокой степенью достоверности.
Согласно определениюпрогнозирование — это способ научного предвидения, в котором используется какнакопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью егоопределения.
По оценкамнекоторых ученых насчитывается более 150 методов прогнозирования. Базовыхметодов гораздо меньше, многие из «методов» скорее относятся котдельным способам и процедурам прогнозирования, либо представляют собой наборотдельных приемов, отличающихся от базовых методов количеством частных приемови последовательностью их применения.
Под методомпрогнозирования понимается совокупность приемов и способов мышления,позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) иэндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерения врамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определеннойдостоверности относительно будущего развития объекта.
Более краткоеопределение дано упоминавшемся Э. Янчем: «способ исследования объектапрогнозирования, направленный на разработку прогнозов».
Сохраняютсвою актуальность слова И. Сигела, автора классического труда попрогнозированию технологий «Технологические изменения и долгосрочноепрогнозирование», о том, что успех в прогнозировании зависит не столько отприменения тех или иных методов, сколько от сохранения правильной «точкизрения».
Согласно принятойклассификации методов прогнозирования все методы по степени формализацииделятся на интуитивные (экспертные) и формализованные (фактографические). Последниеприменяются только в тех случаях, когда величина периода упреждения прогнозаукладывается в рамки эволюционного цикла прогнозируемого объекта, т.е. когда неожидается никаких существенных, качественных изменений в его развитии. Во всехостальных случаях, включая качественные изменения или такую сложность объекта,при которой учесть влияние многих факторов практически невозможно, приходитсяполагаться на интуицию экспертов.
1.1 Интуитивные методы
В литературе, посвященнойметодологии прогностики, указанные методы часто называют эвристическими, илиинтуитивными. Эвристика — наука, изучающая продуктивное творческое мышление.Базируются на информации, которую поставляют специалисты-эксперты в процессесистематизированных процедур выявления и обобщения мнения. По этой причине этиметоды требуют от эксперта глубоких теоретических знаний и практических навыковв сборе и обобщении всей доступной информации об объекте прогноза. Интуиция(неструктурированные знания) помогает эксперту в выявлении тенденций развитияобъекта прогнозирования в условиях отсутствия информационной базы о нем.Примером может служить прогноз спроса на новые товары и услуги, эффективностивнедрения новшества, сроков окончания периода реформирования экономики, мировыхцен на энергоносители, металлы (цветные, драгоценные) и даже курсов валют.Экспертные методы прогнозирования, как правило, используются в случаях:
Ø когда невозможноучесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объектапрогнозирования;
Ø наличия высокойстепени неопределенности информации, имеющейся в прогностической базе, иливовсе при отсутствии информации об объекте прогнозирования.
То есть, интуитивныеметоды применяются тогда, когда объект прогнозирования либо слишком прост, либонастолько сложен и непредсказуем, что аналитически учесть влияние многихфакторов практически невозможно
Оценки экспертов поспособу их получения и соответственно методы экспертного прогнозированияразделяются на индивидуальные и коллективные.
К числу индивидуальныхэкспертных методов принято относить следующие:
1. метод опроса вформе интервью (метод «интервью»),
2. аналитическийметод,
3. метод построениясценариев,
4. методпсихо-интеллектуальной генерации идей.
5. метод деревацелей
К числу коллективныхэкспертных методов относят:
1. метод комиссий,
2. метод Делфи,
3. матричный метод,
4. методколлективной генерации идей.
Метод интервьюпредполагает беседу организатора прогнозной деятельности сэкспертом-прогнозистом о будущем состоянии предприятия и его среды. Этот методтребует от эксперта умения быстро, фактически экспромтом, давать качественныесоветы на поставленные вопросы.
Одновременно можетпроводиться опрос нескольких экспертов, однако в этом случае есть опасностьпотери самостоятельности экспертов и, кроме того, интервью грозит превратитьсяв дискуссию
Метод интервью по своейсути (но не по форме) очень схож с методом очного анкетирования. Анкетированиезаключается в предъявлении эксперту опросного листа-анкеты, на которую ондолжен дать ответ в письменной форме (в то время как интервьюированиепредполагает устный ответ эксперта интервьюеру). Анкетирование может быть изаочным, когда нет непосредственного контакта эксперта с организаторомпрогнозной деятельности.Аналитический методпредусматривает тщательнуюсамостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния ипутей развития прогнозируемого объекта. Эксперт может использовать всюнеобходимую ему информацию об объекте прогноза. Свои выводы он оформляет в видедокладной записки. Основное преимущество этого метода — возможностьмаксимального использования индивидуальных способностей эксперта. Однако онмало пригоден для прогнозирования сложных систем и выработки стратегии из-заограниченности знаний одного специалиста-эксперта в смежных областях знаний.
Методсценариев. Приразработке управленческих решений широкое распространение нашел методсценариев, также дающий возможность оценить наиболее вероятный ход развитиясобытий и возможные последствия принимаемых решений. Разрабатываемыеспециалистами сценарии развития анализируемой ситуации позволяют с тем или инымуровнем достоверности определить возможные тенденции развития, взаимосвязимежду действующими факторами, сформировать картину возможных состояний, ккоторым может прийти ситуация под влиянием тех или иных воздействий.Профессионально разработанные сценарии позволяют более полно и отчетливоопределить перспективы развития ситуации, как при наличии различных управляющихвоздействий, так и при их отсутствии. С другой стороны, сценарии ожидаемого развитияситуации позволяют своевременно осознать опасности, которыми чреваты неудачныеуправленческие воздействия или неблагоприятное развитие событий. Высказываетсямнение, что необходимость в предвидении наиболее вероятного развития ситуациивпервые возникла с возникновением промышленного производства, поскольку присезонно повторяющемся сельскохозяйственном производстве в этом не было никакойнеобходимости. Полностью согласиться с такой точкой зрения трудно, посколькуиспокон веков человечество воевало, время от времени вело грандиозноестроительство. И без представления возможного развития ситуации такие,целенаправленные действия вряд ли были бы возможны. В то же время прототипыметода сценариев нередко мы находим в разные времена в разных странах. Так Кутузовсобравший военный совет в Филях, и прослушавший различные варианты возможныхдействий, оценивал различные сценарии развития войны с французами,предлагавшиеся военачальниками. Он сопоставлял их сильные и слабые стороны ипришел к тяжелому, но, пожалуй, единственно верному решению оставить Москву,обрекая ее на пожары и разрушения. Однако последующее развитие событийподтвердило его правоту. Предпочтенный им сценарий развития событий полностьюсебя оправдал. Государственный деятель, занимающий ответственный пост, ибизнесмен, принимающий важное для судьбы проекта решение, финансист,анализирующий фондовый рынок, хирург накануне сложной нетрадиционной операции,конструктор, закладывающий основы принципиально нового объекта при принятииважных решений, как правило, пытаются предугадать возможный сценарий развитиясобытий с тем, чтобы принять решение, обеспечивающее успех. Считается, чтопервым сценарии для прогнозирования развития сложных систем использовал ГерманКан. Первые из разработанных сценариев носили преимущественно описательныйхарактер. Впоследствии метод сценариев был в значительной степени развит засчет использования более точных качественно-количественных моделей. Методсценариев предполагает создание технологий разработки сценариев, обеспечивающихболее высокую вероятность выработки эффективного решения в тех ситуациях, когдаэто возможно, и более высокую вероятность сведения ожидаемых потерь к минимумув тех ситуациях, когда потери неизбежны. В настоящее время известны различныереализации метода сценариев такие, как:
Ø получениесогласованного мнения,
Ø повторяющаяся процедуранезависимых сценариев,
Ø использованиематриц взаимодействия и др.
Методполучения согласованного мнения является, по существу, одной из реализацийметода Делфи, ориентированной на получение коллективного мнения различных группэкспертов относительно крупных событий в той или иной области в заданный периодбудущего. К недостаткам этого метода можно отнести недостаточное внимание,уделяемое взаимозависимости и взаимодействию различных факторов, влияющих наразвитие событий, динамике развития ситуации.
Методповторяющегося объединения независимых сценариев состоит в составлениинезависимых сценариев по каждому из аспектов, оказывающих существенное влияниена развитие ситуации, и повторяющемся итеративном процессе согласованиясценариев развития различных аспектов ситуации. Достоинством этого методаявляется более углубленный анализ взаимодействия различных аспектов развитияситуации. К его недостаткам можно отнести недостаточную разработанность иметодическую обеспеченность процедур согласования сценариев.
Метод матрицвзаимовлияний, разработанный Гордоном и Хелмером, предполагает определение наосновании экспертных оценок потенциального взаимовлияния событийрассматриваемой совокупности. Оценки, связывающие все возможные комбинациисобытий по их силе, распределению во времени и т.д., позволяют уточнитьпервоначальные оценки вероятностей событий и их комбинаций. К недостаткамметода можно отнести трудоемкость получения большого количества оценок икорректной их обработки.
Предлагается методологиясоставления сценариев, предполагающая предварительное определение пространства,параметров, характеризующих систему. Состояние системы в момент времени tявляется точкой S(t) в этом пространстве параметров. Определение возможныхтенденций развития ситуации позволяет определить вероятное направление эволюцииположения системы в пространстве выявленных параметров S(t) в различные моментывремени в будущем S(t+l), S(t+2) и т.д.
Если управляющиевоздействия отсутствуют, то предполагается, что система будет эволюционироватьв наиболее вероятном направлении. Управляющие воздействия эквивалентнывоздействию сил, способных изменить направление траектории S(t). Естественно,что управляющие воздействия должны рассматриваться как с учетом ограниченийнакладываемых как внешними, так и внутренними факторами. Предлагаемаятехнология разработки сценариев предполагает рассмотрение положения системы вдискретные моменты времени t, t+1, t+2,…. При этом предполагается, чтоточка, соответствующая системе S(t) в пространстве параметров расположенным вконусе, расширяющемся при удалении от исходного момента времени t. В некоторыймомент времени t+T ожидается, что система будет расположена в сечении конуса, соответствующеммоменту времени t+T. Все точки этого сечения могут считаться вероятнымрасположением системы в пространстве параметров.
Естественно, что наиболеевероятным считается положение системы на центральной оси конуса. Управляющиевоздействия приводят к смещению положения системы в пространстве параметров. Вэтом случае также целесообразно рассматривать лишь дискретные точки, наибольшеевнимание, уделяя при этом наиболее вероятным точкам. При таком анализенеобходимо предвидеть возможность возникновения дополнительных внутреннихнапряжении между элементами системы, поскольку они также могут изменятьположение системы в пространстве параметров. Для оценки напряжений могут бытьиспользованы соответствующие индикаторы, в частности, экономического или социальногохарактера, а также пороговые значения индикаторов, при превышении которыхположение системы может значительно измениться. Управляющие воздействия в рядеслучаев могут быть направлены на предотвращение превышения пороговых значенийиндикаторов, если нашей целью является сохранение стабильности. В некоторыхслучаях можно целенаправленно стремиться к превышению пороговых значенийиндикаторов, если это соответствует поставленным перед системой задачам.
Одним из наиболее важныхрезультатов использования этой разновидности метода сценариев, как впрочем, идругих его разновидностей, является лучшее понимание анализируемой ситуации иосновных закономерностей и особенностей ее развития.
Заслуживает вниманияразновидность метода сценариев, предложенная Абтом, Фостером и Ри. Авторыподчеркивают, что их метод разработки сценариев относится скорее к анализувозможного, а не к вероятного будущего. Действительно, полученное в процессеразработки прогноза более глубокое понимание ситуации предполагает в качестве следующегошага выработку системы воздействий, которая может изменить рассмотренныесценарии развития ситуации. И вероятное будущее может оказатьсяскорректированным. Разработанный авторами метод предусматривает отбор толькотех переменных, которые имеют непосредственное отношение к развитиюанализируемой системы, будь то система контроля за окружающей средой илисистема управления технологическим процессом в действующем производстве и т.д.Далее предполагается разработка достаточно детальных сценариев для выявленияопасностей, угрожающих системе, и необходимого противодействия им.Предусматривается отбор среди множества возможных сценариев наиболее пригодныхдля последующего анализа, а также процедуры использования компьютеров дляразработки неискаженных сценарных прогнозов. Рассмотрим перечисленные процедурыболее детально. Прежде, чем приступить к разработке сценария, предполагаетсяпровести анализ ситуации с определением основных действующих сил, основныхвзаимоотношений между основными действующими в ней факторами, необходимуюдетализацию и структуризацию ситуации. Отбор переменных в этом методепредполагает использование экспертов. Анализируются, с возможным использованиемконтент-анализа, прогнозы экспертов развития ситуации и выделяются переменные,являющиеся частью логических рассуждений экспертов, и их взаимосвязи. Основнойзадачей при этом является получение набора существенных переменных, достаточнополно определяющих развитие анализируемой ситуации. Следующим этапом являетсяопределение для каждой переменной соответствующей шкалы, в которой она могла быбыть измерена. Поскольку в реальных ситуациях, наряду с количественнымипеременными, используются и качественные, предполагается разработка для каждойпеременной вербально числовой шкалы, содержащей как численные значенияградаций, так и их содержательное описание. Содержательное описание позволяетрасширить состав переменных, включая в него переменные, действительноотражающие характер анализируемой ситуации, хотя и не имеющие количественнойприроды. Количественные значения переменных позволяют более надежно определятьвозможные опасности. Если переменные непрерывны, то целесообразно выделениехарактерных их значений, для использования при анализе ситуации. В некоторыхслучаях информация о переменных может представляться в виде некотороготезауруса, в котором отражается основная информация как количественная, так иописательная, позволяющая достаточно полно представить переменную.Неоправданное увеличение числа переменных затрудняет возможность анализа ситуации,в то же время излишнее их обобщение (агрегирование) также затрудняет проведениеанализа.
Основнаязадача сценария — дать ключ к пониманию проблемы. При анализе конкретнойситуации переменные ее характеризующие принимают соответствующие значения — теили иные градации вербально числовых шкал каждой из переменных. Определяютсявсе значения парных взаимодействий между переменными, которые оказываютвзаимное влияние при развитии данной ситуации. Такое взаимодействие междупеременными, как правило, представляется в матричном виде. После разработки ипредставления сценария с помощью переменных и оценки их взаимодействия ивнутренней согласованности возможен, с использованием вербально — числовыхшкал, переход к представлению сценария в виде содержательного описания. Такаяформа нередко оказывается более удобной при подготовке отчета о проделаннойработе. Иногда целесообразно включение в состав сценария предыстории развитияанализируемой ситуации.
Отличительнойособенностью излагаемого метода является многовариантность, т.е. рассмотрениенескольких альтернативных вариантов возможного развития ситуации с учетомбазисных сценариев. Группируя сценарии в классы можно определить рациональнуюстратегию воздействия на ситуацию. Как правило, данные о нескольких возможныхсценариях развития ситуации более информативны, чем один единственный сценарийи способствуют принятию более эффективных решений.
Особенностьэтого метода состоит также в том, что, возможно, оценивать значениявзаимодействия переменных лишь на границах области допустимых значений, а не повсей области, как это предполагается в методе, использующем матрицывзаимовлияний. Использование специальных программ для компьютеров, а так жедатчиков случайных чисел с последующим отсечением невозможных ситуаций длягенерирования альтернативных вариантов сценариев расширяет горизонт анализавозможных в будущем ситуаций.
Разработанныйширокий спектр возможных альтернативных вариантов развития ситуации позволяетболее полно определить критические ситуации для принятия решений, а такжеопределить возможные последствия предлагаемых альтернативных вариантов решенийс целью их сопоставления и выбора наиболее эффективного. Профессиональноразработанный и периодически актуализируемый прогноз — неотъемлемаясоставляющая процесса выработки и принятия важных управленческих решений.
Методпсихо-интеллектуальной генерации идей — метод индивидуальной экспертной оценки,при котором выявление экспертной оценки осуществляется с помощьюпрограммированного управления, включающего обращение к памяти человека илизапоминающему устройству ЭВМ.
/>
Дерево целей – это структурированная, построеннаяпо иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупностьцелей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральнаяцель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго ипоследующего уровней («ветви дерева»). Название «дерево целей»связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных поуровням целей напоминает по виду перевернутое дерево. Концепция «деревацелей» впервые была предложена Ч. Черчменом и Р. Акоффом в 1957 году. Онапозволяет человеку привести в порядок собственные планы, увидеть свои цели вгруппе. Независимо от того, являются ли они личными или профессиональными.
В том числе, дерево целейпозволяет выявить, какие возможные комбинации обеспечат наилучшую отдачу.Термин «дерево» предполагает использование иерархической структуры(от старшей к младшей), полученной путем разделения общей цели на подцели.
Метод дерева целейориентирован на получение относительно устойчивой структуры целей, проблем,направлений. Для достижения этого при построении первоначального вариантаструктуры следует учитывать закономерности целеобразования и использоватьпринципы формирования иерархических структур.
Этот метод широкоприменяется для прогнозирования возможных направлений развития науки, техники,технологий, а также для составления личных целей, профессиональных, целей любойкомпании. Так называемое дерево целей тесно увязывает между собой перспективныецели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшегопорядка соответствует вершине дерева, а ниже в несколько ярусов располагаютсялокальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целейверхнего уровня.
Методкомиссий— один из методов экспертных оценок,основанный на работе специальных комиссий. Группы экспертов за «круглымстолом» обсуждают ту или иную проблему с целью согласования точек зрения ивыработки единого мнения. Недостаток этого метода заключается в том, что группаэкспертов в своих суждениях руководствуется в основном логикой компромисса.
Цель метода Дельфи —разработка программы последовательных многотуровых индивидуальных опросов.Индивидуальный опрос экспертов обычно проводится в форме анкет-вопросников.Затем осуществляется их статистическая обработка на ЭВМ и формируетсяколлективное мнение группы, выявляются и обобщаются аргументы в пользуразличных суждений. Обработанная на ЭВМ информация сообщается экспертам,которые могут корректировать оценки, объясняя при этом причины своегонесогласия с коллективным суждением. Эта процедура может повторяться до 3—4раз. В результате происходит сужение диапазона оценок и вырабатываетсясогласованное суждение относительно перспектив развития объекта.
Особенности методаДельфи:
а) анонимность экспертов(участники экспертной группы неизвестны друг другу, взаимодействие членовгруппы при заполнении анкет полностью исключается);
б) возможностьиспользования результатов предыдущего тура опроса;
в) статистическаяхарактеристика группового мнения.
Этот метод помогаетпредопределить развитие проблемных ситуаций, носящих долгосрочный характер.Наши специалисты, работающие в области научно-технического прогнозирования,также разрабатывают методы обработки экспертных оценок. Они носят название эвристических.
Матричныйметод — широкоиспользуется в планировании и прогнозировании. Например, в практике маркетингаматричный метод применяется как метод оценки позиции предприятия на рынке, чтопозволяет принять решение о выборе одной из возможных стратегий:
Ø стратегии атакипри благоприятной позиции;
Ø стратегии обороныпри средней, неопределенной позиции;
Ø стратегииотступления при неблагоприятной позиции.
Матричная модельпредставляет собой прямоугольную таблицу, элементы которой отражают взаимосвязьобъектов. Она удобна для финансового анализа, так как является простой инаглядной формой совмещения разнородных, но взаимоувязанных экономическихявлений.
В некоторой научнойлитературе матричные методы прогнозирования называются табличными илиграфическими методами, подчеркивая при этом значимость графическогопредставления табличной информации — составление статистических таблиц являетсяважным этапом исследования промежуточных и конечных результатов работы. Этоформа наиболее рационального, наглядного и систематизированного представленияисходных данных, простейших алгоритмов их обработки и получения результатов.
Суть метода коллективной генерации идей («мозговойатаки»)состоит в использовании творческогопотенциала специалистов при «мозговой атаке» проблемной ситуации,реализующей вначале генерацию идей, а затем их деструктурирование (разрушение,критику) с выдвижением контр-идей и выработкой согласованной точки зрения. Этотметод был разработан американцем А. Осборном, стремившимся решать проблемыпосредством спонтанно возникающих идей. Нечто подобное использовали 400 летназад индийские мастера Хинду во время своих собраний: запрещались критика идискуссии, каждый мог свободно выражать свои идеи, оценка делалась позже.
/>
Метод коллективнойгенерации идей предполагает реализацию следующих этапов. Первый этап связан сформированием группы участников мозговой атаки по решению определеннойпроблемы. Оптимальная численность группы находится эмпирическим путем. Наиболеепродуктивными признаны группы, состоящие из 10—15 человек. На втором этапегруппа анализа составляет проблемную записку, в которой формулируетсяпроблемная ситуация и содержится описание метода и проблемной ситуации. Третийэтап — этап генерации идей. Каждый участник имеет право выступать много раз.Критика предыдущих выступлений и скептические замечания не допускаются. Ведущийкорректирует процесс, приветствует усовершенствование или комбинацию идей,оказывает поддержку, тем самым освобождая участников от скованности.Продолжительность «мозговой атаки» — не менее 20 мин и не более 1 ч взависимости от активности участников. Четвертый этап связан с систематизациейидей, высказанных на этапе генерации. Формируется перечень идей, выделяютсяпризнаки, по которым идеи могут быть объединены, идеи объединяются в группысогласно выделенным признакам. На пятом этапе осуществляется деструктурирование(разрушение) систематизированных идей. Каждая идея подвергается всестороннейкритике со стороны группы высококвалифицированных специалистов. Группа состоитиз 20—25 человек. На шестом этапе дается оценка критических замечаний и составляетсясписок практически реализуемых идей. Этот метод позволяет качественно идостаточно быстро проводить оценку вариантов развития объекта прогнозирования.
1.2Формализованные методы
Эти методы базируются наматематической теории, которая обеспечивает
повышение достоверности иточности прогнозов, значительно сокращает сроки их выполнения, позволяетобеспечить деятельность по обработке информации и оценке результатов.
Формализованные методыпозволяют получать количественные показатели. При разработке таких прогнозовисходят из предложения об инерционности системы, т.е. предполагают, что вбудущем система будет развиваться по тем же закономерностям, которые были у неёв прошлом и есть в настоящем. Недостатком формализованных методов являетсяограниченная глубина упреждения, находящаяся в пределах эволюционного цикларазвития системы, за пределами которого надёжность прогнозов падает.
Кформализованным методам относят:
1. методы прогнознойэкстраполяции,
2. метод наименьшихквадратов,
3. метод экспоненциальногосглаживания,
4. метод скользящихсредних,
5. адаптивный метод,
6. методымоделирования (структурное, сетевое, матричное, имитационное).
Сущностьметодов прогнозной экстраполяции заключается в изучении динамики измененияэкономического явления в предпрогнозном периоде и перенесения найденнойзакономерности на некоторый период будущего. Обязательным условием примененияэкстраполяционного подхода в прогнозировании следует считать познание иобъективное понимание природы исследуемого процесса, а также наличие устойчивыхтенденций в механизме развития. Однако степень реальности такого рода прогнозови соответственно мера доверия к ним в значительной мере обуславливаютсяаргументированностью выбора пределов экстраполяции и стабильностью соответствия«измерителей» по отношению к сущности рассматриваемого явления.Следует обратить внимание на то, что сложные объекты, как правило, не могутбыть охарактеризованы одним параметром. Этот способ обладает определеннымидостоинствами, среди которых незначительна трудоемкость вычислительногоалгоритма, универсальные расчетные схемы. Кроме указанных достоинств, он имеетнесколько существенных недостатков. Во-первых, все фактические наблюденияявляются результатом закономерности и случайности, следовательно, основыватьсяна последнем наблюдении неправомерно. Во-вторых, нет возможности оценитьправомерность использования среднего прироста в каждом конкретном случае.В-третьих, данный подход не позволяет сформировать интервал, в который попадаетпрогнозируемая величина. В связи с этим метод экстраполяции не дает точныхрезультатов на длительных срок прогноза, потому что данный метод исходит изпрошлого и настоящего, и тем самым погрешность накапливается. Этот метод даетположительные результаты на ближайшую перспективу прогнозирования тех или иныхобъектов – на 5-7 лет. Для повышения точности экстраполяции используютсяразличные приемы. Один из них состоит, например, в том, чтобы экстраполируемуючасть общей кривой развития (тренда) корректировать с учетом реального опыта развитияотрасли-аналога исследований или объекта, опережающий в своем развитиипрогнозируемый объект.
Метод наименьшихквадратов — один изметодов регрессионного анализа для оценки неизвестных величин по результатамизмерений, содержащих случайные ошибки.
Метод наименьшихквадратов применяется также для приближённого представления заданной функциидругими (более простыми) функциями и часто оказывается полезным при обработкенаблюдений.
Когда искомая величинаможет быть измерена непосредственно, как, например, длина отрезка или угол, то,для увеличения точности, измерение производится много раз, и за окончательныйрезультат берут арифметическое среднее из всех отдельных измерений. Это правилоарифметической середины основывается на соображениях теории вероятностей; легкопоказать, что сумма квадратов уклонений отдельных измерений от арифметическойсередины будет меньше, чем сумма квадратов уклонений отдельных измерений откакой бы то ни было другой величины. Само правило арифметической серединыпредставляет, следовательно, простейший случай метода наименьших квадратов.
Метод экспоненциальногосглаживания дает возможность получить оценку параметров тренда, характеризующихне средний уровень процесса, а тенденцию, сложившуюся к моменту последнегонаблюдения. Наибольшее применение метод нашел для реализации среднесрочныхпрогнозов.
Метод экспоненциальногосглаживания еще может быть использован для краткосрочных прогнозов будущейтенденции на один период вперед и автоматически корректирует любой прогноз всвете различий между фактическим и спрогнозированным результатом.
При прогнозировании сприменением метода сглаживания учитывается отклонение предыдущего прогноза отреального показателя, а сам расчет проводится по следующей формуле:
fk = f k-1 + a (x k-1– f k-1),
где: f k-1 — прогноз в момент времени k-1;
fk- прогноз на момент времени tk, следующий за периодом k-1;
x k-1 — реальное значение показателя вмомент времени t k-1;
a — постоянная сглаживания (01)определяет степеньсглаживания.
Если при сравнениипрогноза с реальными значениями сглаженные данные при выбранном a значительно отличаются от исходногоряда, необходимо перейти к другому параметру сглаживания (чем больше значение a, тем больше сглаживание)
Метод скользящегосреднего применять достаточно несложно, однако он слишком прост для созданияточного прогноза. При использовании этого метода прогноз любого периодапредставляет собой не что иное, как получение среднего показателя несколькихрезультатов наблюдений временного ряда. Например, если вы выбрали скользящеесреднее за три месяца, прогнозом на май будет среднее значение показателей зафевраль, март и апрель. Выбрав в качестве метода прогнозирования скользящеесреднее за четыре месяца, вы сможете оценить майский показатель как среднеезначение показателей за январь, февраль, март и апрель. Вычисления с помощьюэтого метода довольно просты и достаточно точно отражают изменения основныхпоказателей предыдущего периода. Иногда при составлении прогноза ониэффективнее, чем методы, основанные на долговременных наблюдениях.
Такимобразом, чем меньше число результатов наблюдений, на основании которых вычисленоскользящее среднее, тем точнее оно отражает изменения в уровне базовой линии.Но, если базой для прогнозируемого скользящего среднего являются всего лишьодно или два наблюдения, то такой прогноз может стать слишком упрощенным. Вчастности, он будет отражать тенденции в данных, на которых он строится, ничутьне лучше, чем сама базовая линия. Чтобы определить, сколько наблюденийжелательно включить в скользящее среднее, нужно исходить из предыдущего опыта иимеющейся информации о наборе данных. Необходимо выдерживать равновесие междуповышенным откликом скользящего среднего на несколько самых свежих наблюдений ибольшой изменчивостью этого среднего. Одно отклонение в наборе данных длятрехкомпонентного среднего может исказить весь прогноз. А чем меньше компонентов,тем меньше скользящее среднее откликается на сигналы и больше — на шум. В этомметоде следует опираться на знания и опыт.
Методы адаптивногопрогнозирования основаны на адаптации к данным или кдругой информации, на базе которой строится прогноз. Основное свойство такихметодов: при поступлении новых данных значение прогноза меняется, адаптируясь квновь поступившей информации, и становится более чувствительным к ней. Принебольшом изменении значений данных прогноз также будет мало изменяться.
Многочисленные адаптивныеметоды базируются на моделях Брауна и Хольта и модели авторегрессии, различаясьмежду собой алгоритмом оценки параметров, способом определения параметра адаптации,компоновкой и областью применения. На основании изучения исходных статистическихданных с учетом цели исследования и логического анализа протекания изучаемого процессаотбирается наиболее приемлемый адаптивный метод (модель) прогнозирования. Окончательноерешение о выборе адаптивного метода может быть принято после определенияпараметров модели прогнозирования и верификации прогноза по ретроспективному ряду.Поэтому для прогнозирования используют несколько адаптивных методов, чтобыпосле оценки точности выбрать наиболее подходящий.
Моделирование — исследование объектов познания наих моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов,процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также дляпредсказания явлений, интересующих исследователя. Распространенной методикойпрогнозирования тех или иных процессов и явлений служит моделирование.Моделирование считается достаточно эффективным средством прогнозированиявозможного явления новых или будущих технических средств и решений. Впервые дляцелей прогнозирования построение операционных моделей было предпринято вэкономике. Модель конструируется субъектом исследования так, чтобы операцииотображали характеристики объекта, существенные для цели исследования. Поэтомувопрос о качестве такого отображения – адекватности модели объекту – правомернорешать лишь относительно определенной цели. Конструирование модели на основепредварительного изучения и выделения его существенных характеристик,экспериментальный и теоретический анализ модели, сопоставление результатов сданными объекта, корректировка модели, составляют содержание методамоделирования. Одним из методов моделирования является метод математическогомоделирования. Под математической моделью понимается методика доведения дополного описания процесса получения, обработки исходной информации и оценкирешения рассматриваемой задачи в достаточно широком классе случаев.Использование математического аппарата для описания моделей (включая алгоритмыи их действия) связано с преимуществами математического подхода кмногостадийным процессам обработки информации, использованием идентичныхсредств формирования задач, поиска метода их решения, фиксации этих методов иих преобразования в программы, рассчитанные на применение средстввычислительной техники.
Применение математическихметодов является необходимым условием для разработки и использования методовпрогнозирования, обеспечивающим высокие требования к обоснованности,действенности и временности прогнозов.
Приструктурном моделировании моделируемая система задается в виде структурнойсхемы, в которую могут быть включены и отдельные ее реальные элементы(регуляторы, исполнительные органы и т.п.). В структурной схеме задаютсяпараметры основных звеньев и указываются ориентировочные пределы измененияварьируемых параметров, например, коэффициентов усиления и постоянных временизвеньев. Моделирование каждого звена системы-оригинала осуществляется вотдельности, а затем из моделей звеньев составляется общая модель, точновоспроизводящая структурную схему оригинала.
Имитационноемоделирование — метод,позволяющий строить модели, описывающие процессы так, как они проходили бы вдействительности. Такую модель можно «проиграть» во времени как дляодного испытания, так и заданного их множества. При этом результаты будутопределяться случайным характером процессов. По этим данным можно получитьдостаточно устойчивую статистику. Имитационное моделирование — это методисследования, при котором изучаемая система заменяется моделью с достаточнойточностью описывающей реальную систему и с ней проводятся эксперименты с цельюполучения информации об этой системе. Экспериментирование с моделью называютимитацией (имитация — это постижение сути явления, не прибегая к экспериментамна реальном объекте).
Таким образом, в даннойглаве были рассмотрены наиболее часто используемые методы социальногопрогнозирования. На практике, для достижения наилучшего результата,целесообразно использовать сразу несколько методов. Это повысит эффективностьпрогноза, поможет определить «подводные камни», которые могут бытьнезамечены при использовании только одного метода. Так же полученные прогнозынужно соотносить с прецедентами, если такие имели место быть. Качество прогнозазависит от качества информации. Прежде чем делать прогнозы, нужно позаботитьсяо полноте, своевременности и точности информации.
Глава 2. Программа государственной поддержкимногодетных семей в Российской Федерации
2.1 Понятие «многодетнаясемья»
социальныйпрогнозирование поддержка многодетная семья
Многодетные семьи,наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале ХХ века вевропейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящеевремя устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количествасемей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной(рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективностиконтрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть кпрерыванию беременности).
Все многодетные семьимогут быть распределены на три категории:
· семьи,многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальнымитрадициями, религиозными предписаниями, культурно – идеологическими позициями,традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленныхмалообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенноматери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитаниюдетей;
· семьи,образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже – отца),в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могутбыть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;
· неблагополучныемногодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведенияродителей, иногда на фоне интеллектуально – психической сниженности,алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семейособенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней инедоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудноустроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из однойсемьи, а усыновить 3 – 7 детей разного возраста и разной степени социальнойдезадаптации далеко не всегда возможно.
Многодетные семьи всехтипов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью:дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетныхсемей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватныепредставления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться навсей их последующей судьбе.
Кроме того, малыеинтервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят кпостоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет засобой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность,прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая отимущественного и образовательного статуса родителей.
Исходя из государственнойпрограммы поддержки многодетных семей можно выделить следующие определение:
— для субъектов РоссийскойФедерации с отрицательным естественным приростом населения – семья с тремя иболее детьми (в том числе усыновленными), включая: детей, обучающихся вобщеобразовательных учреждениях, до достижения ими 18 лет; детей, обучающихся вучреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образованиядневной формы обучения любых организационно-правовых форм, до окончанияобучения, до достижения ими 22 лет;
— для субъектовРоссийской Федерации с положительным естественным приростом населения – семья счетырьмя и более детьми (включая вышеуказанные категории лиц).
2.2Основные положения программы государственной поддержки многодетных семей
Актуальность программы. Серьезныедемографические проблемы России, и, прежде всего, проблемы воспроизводстванаселения обуславливают необходимость особого внимания со стороны общества игосударства к положению семей с детьми.
Разработка и проведениеэффективной демографической и социальной политики, направленной на поддержкусемьи, требует анализа их проблем, с учетом региональных особенностей.
Многодетная семья должнарассматриваться в общем контексте формирования и реализации государственнойсоциальной политики, поскольку ее проблемы являются частью проблем современногороссийского общества, а положение многодетных семей – одним из показателей,характеризующих все виды социального неблагополучия.
Основные характеристикимногодетности в Российской Федерации:
• доля многодетных семейв России незначительна и составляет 2,6 % от общего числа домохозяйств (включаядомохозяйства с одним родителем) и 6,6 % от числа семей с детьми (по даннымВсероссийской переписи 2002 г.);
• численность многодетныхсемей сокращалась в последние десятилетия и стабилизировалось на минимальнонизком уровне;
• распространенностьмногодетных семей в России носит отчетливый региональный характер. В отличие отбольшинства регионов России, ряд субъектов Российской Федерации, входящих вЮжный федеральный округ, характеризуется традиционно высоким уровнем многодетности;
• преобладаниемногодетных семей с тремя детьми – 75% от общего количества многодетных семей вРоссийской Федерации; семьи с пятью и более детьми составляют 7,7 % от общегоколичества многодетных семей.
В настоящее времяпоявление ребенка в семье, как правило, существенно снижает уровень ее жизни, аналичие трех и более детей делает семью в подавляющем числе случаев бедной.Уровень семейной бедности в России в основном определяется вкладом многодетныхсемей в общую картину. Доля семей с 3 и более детей с уровнем ежемесячногосреднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума в общем числе семей,имеющих детей, в четвертом квартале 2005 года (по материалам выборочныхисследований бюджетов домашних хозяйств) составляла 65,2%.
При этом многодетные семьи,особенно неполные семьи с тремя и более детьми, отличаются максимальными рискоми степенью бедности. В силу более высокой иждивенческой нагрузки и меньшегоотносительного числа занятых членов семьи они выделяются по сравнению с другимикатегориями семей по всем социально-экономическим показателям уровня жизни.
Подавляющее большинствомногодетных семей попадает в категорию бедных, имеют неполноценное инесбалансированное питание, обременены существенными жилищными проблемами:
• почти 40 % многодетныхсемей испытывает значительные проблемы с обеспечением детей сезонной одеждой иобувью;
• почти половинамногодетных семей не могут приобрести назначенные врачом лекарства в полномобъеме;
• треть многодетных семейвынуждены ограничивать себя в продуктах;
• в 25 % многодетныхсемей дети не могут закончить полную среднюю школу, т.к. нужно зарабатывать.
Особая проблемамногодетных семей – жилье. Уровень благоустройства жилищ многодетных семейявляется крайне низким, не приспособленным для проживания семей с большимколичеством детей. Почти половина многодетных семей испытывает значительныепроблемы с жильем (не отвечающие установленным нормам жилья, либо аварийное,требующее срочного ремонта). Около 60% многодетных семей проживают в жилье «безудобств», в котором отсутствуют центральное отопление или водопровод,канализация и горячее водоснабжение. В сельской местности доля такого жильядостигает 80%.
Основными причинамибедности многодетных семей являются относительно низкая конкурентоспособностьтрудоспособных членов таких семей на рынке труда, отчасти обусловленнаязанятостью в воспитании детей, низкая привлекательность для работодателейпринятия на работу граждан с высокой иждивенческой нагрузкой и существеннымисемейными обязанностями, а также неадекватно низкий уровень социальной помощи,оказываемой государственными и муниципальными органами социальной защиты.
При этом, ошибочнорассматривать многодетные семьи как иждивенцев общества и государства. Средиотцов многодетных семейств ниже уровень безработицы, алкоголизма (в семьях с 1ребенком расходы на алкоголь составляют 2,1% бюджета, в семьях с 4 и более –0,6%), они более, чем мужское населении в целом, склонны повышать свой уровеньобразования, брать ипотечные кредиты, более законопослушны, у них более крепкиесемьи.
Таким образом, следуетпризнать государственную поддержку многодетных семей одним из основныхприоритетных направлений государственной семейной политики.
В условиях депопуляциидля достижения уровня простого воспроизводства населения через 10 летнеобходимо увеличение доли семей с пятью и более детьми до 10–15 % в общей семейной структуре российского общества.
Во многих субъектахРоссийской Федерации приняты специальные законы, направленные на социальнуюподдержку многодетных семей, повышение их статуса в обществе и улучшениеположения в них детей.
При этом в настоящеевремя в субъектах Российской Федерации существует ряд общих проблем в сферезаконодательного и практического обеспечения прав и интересов членовмногодетных семей:
• отсутствие вбольшинстве субъектов Российской Федерации специальных правовых документов,определяющих стратегию и приоритеты региональной политики в отношениимногодетных семей;
• недостаткисуществующего нормативно-правового регулирования на уровне субъектов РоссийскойФедерации (отсутствие в ряде субъектов нормативных правовых актов, объединяющихоснования, условия и порядок предоставления социальной поддержки многодетнымсемьям; действующие правовые акты не всегда адекватно отражают реальныепотребности многодетных семей);
• недостаточнаяоткрытость и прозрачность системы финансирования мер государственной поддержкимногодетных семей на региональном уровне;
• недостаточнаяинформированность многодетных семей о существующих мерах государственнойподдержки;
• недостатки в правовойрегламентации и практической организации выявления многодетных семей,нуждающихся в поддержке, влекущие неполный охват многодетных семей, нуждающихсяв помощи.
Таким образом, в целом поРоссийской Федерации эффективность социальной поддержки многодетных семейявляется недостаточной.
Среди направленийгосударственной поддержки многодетных семей наименее разработанным иобеспеченным адекватными мерами реализации, является информационное обеспечениегосударственной демографической политики в части пропаганды семейных ценностейв средствах массовой информации.
Эффективнаягосударственная поддержка многодетных семей позволяет повысить не толькодемографический потенциал, но и экономический потенциал Российской Федерации.Обеспечение поддержки многодетных семей в сельской местности в перспективеявляется одним из условий решения проблем социально-экономического развитияаграрных регионов.
Важным направлениемгосударственной демографической политики в Российской Федерации должно статьнаряду с предоставлением материальной поддержки оказание моральной поддержкимногодетным семьям. Поддержка многодетных семей, находящихся в труднойжизненной ситуации, требует разработки и реализации комплекса мероприятий попоощрению сознательного и ответственного материнства и отцовства на основеиндивидуализированного подхода, учитывающего все факторы неблагополучиямногодетных семей.
Реализация настоящейПрограммы, помимо достижения основных ожидаемых результатов, произведет целыйряд долговременных положительных эффектов на социально-экономическое развитиестраны, морально-психологическую обстановку в обществе.
ЦельПрограммы –стимулирование увеличения числа многодетных семей и, вследствие этого,повышения рождаемости в Российской Федерации, защита прав и законных интересов,обеспечение достойного качества жизни и повышение социального престижамногодетных семей в России.
ЗадачиПрограммы.
Цель Программыобусловливает следующие ее задачи:
• обеспечение условий дляулучшения материального положения многодетных семей, в том числе адресногоувеличения помощи таким семьям с учетом уровня их доходов, уменьшение бедностимногодетных семей;
• улучшение качестважизни и охраны здоровья многодетных семей;
• создание условийсоциальной комфортности для многодетных семей;
• повышениеконкурентоспособности трудоспособных членов многодетных семей на рынке труда;
• обеспечение работникам,имеющим 3 и более детей, благоприятных условий для сочетания трудовойдеятельности с выполнением семейных обязанностей;
• усиление помощимногодетным семьям в воспитании детей, повышение доступности образования длядетей из многодетных семей;
• повышение социальнойпривлекательности и престижа многодетной семьи.
2.3 Направления реализации Программы
Программа реализуется последующим направлениям:
• совершенствованиесистемы учета многодетных семей и правового регулирования их государственнойподдержки;
• государственная помощьмногодетным семьям в решении жилищных проблем;
• содействие втрудоустройстве членов многодетных семей, стимулирование экономическойактивности и самозанятости многодетных семей;
• поддержка фермерских(крестьянских) и садово-огороднических хозяйств многодетных семей;
• повышение доступностиобразования для детей из многодетных семей;
• формирование иукрепление в общественном сознании нравственных, в том числе семейных,ценностей, представлений о социальной привлекательности и престиже многодетныхсемей;
• совершенствованиесистемы государственных пособий и компенсаций для многодетных семей;
• обеспечение доступностимедицинского обслуживания и лекарственного обеспечения;
• содействие нормальномупитанию детей из многодетных семей;
• обеспечение совместногодосуга и отдыха многодетных семей;
• повышение доступностиуслуг учреждений культуры и спорта для многодетных семей;
• создание условийсоциальной комфортности для многодетных семей;
• повышение мобильностимногодетных семей;
• привлечение институтовгражданского общества к поддержке многодетных семей;
• моральное поощрениеродителей, ответственно и добросовестно воспитывающих (воспитавших) детей вмногодетных семьях.
Источникифинансирования.
Выполнение настоящейПрограммы обеспечивается за счет федерального бюджета Российской Федерации,бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, государственныхвнебюджетных фондов, иных источников в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.
ИсполнителиПрограммы
• Министерствоздравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная службапо надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития,Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство поздравоохранению и социальному развитию;
• Министерствообразования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфереобразования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральноеагентство по образованию, Департамент государственной молодежной политики,воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и наукиРоссийской Федерации;
• Министерстворегионального развития Российской Федерации, Федеральное агентство построительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
• Министерствоэкономического развития и торговли Российской Федерации;
• Министерство финансовРоссийской Федерации;
• Министерство культуры имассовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба по надзору засоблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурногонаследия,
• Федеральное агентствопо физической культуре и спорту;
другие федеральные органыисполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, органыисполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местногосамоуправления, иные заинтересованные лица, осуществляющие свои полномочия всоответствии с законодательством Российской Федерации.
Координацию реализацииПрограммы осуществляет Правительство Российской Федерации.
К реализации настоящейПрограммы привлекаются также научные учреждения и организации, общественныеобъединения, средства массовой информации, религиозные организации традиционныхрелигий России др.
Контроль за исполнениемПрограммы осуществляет Правительство Российской Федерации.
2.4 Меры государственной поддержки многодетных семей вРоссийской Федерации
1. Совершенствованиесистемы учета многодетных семей и правового регулирования их государственнойподдержки.
1.1 Установление и обеспечениефедерального стандарта минимального объема социальной поддержки многодетнымсемьям, нуждающимся в социальной помощи и поддержке.
1.2 Разработка и принятие в каждомсубъекте Российской Федерации нормативного правового акта субъекта РоссийскойФедерации, объединяющего правовые нормы, определяющие размеры, условия ипорядок предоставления всех форм поддержки многодетных семей на региональномуровне.
1.3 Создание банка данных о многодетныхсемьях в каждом субъекте Российской Федерации. Совершенствование порядкарегистрации многодетных семей.
1.4Установлениеединой для всех субъектов Российской Федерации формы документа, подтверждающегостатус члена многодетной семьи.
1.5 Разработка единой методикимониторинга качества жизни многодетных семей в субъектах Российской Федерации,учитывающей региональные особенности, и осуществление такого мониторинга.
Государственнаяпомощь многодетным семьям в решении жилищных проблем и оплате коммунальныхуслуг.
1.Государственнаяпомощь многодетным семьям в приобретении, строительстве или получении всоциальный найм жилья.
1.1 Введение правовых ифинансовых механизмов предоставления банками целевых кредитов илиуполномоченными организациями целевых субсидий на улучшение жилищных условийсемьям при рождении четвертого и каждого последующего ребенка, с прогрессивнойшкалой погашения процентов по банковским кредитам или размера подлежащихвозврату предоставленных сумм за счет государства в зависимости от числа детейв возрасте до 18 лет.
1.2 Нормативно-правовоезакрепление правовых и финансовых механизмов, обеспечивающих в случае рождениячетвертого или последующего ребенка семьям (молодым семьям – в случае рождениятретьего ребенка) с ежемесячным среднедушевым доходом менее 3 прожиточныхминимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации,нуждающимся в улучшении жилищных условий, разовое погашение за счет государствачасти долга по ипотечному кредиту или части долга по договору купли-продажижилых помещений в рассрочку. Компенсация государством процентной ставки поосновному кредиту в размере половины средней по субъекту Российской Федерацииставки по ипотечному кредиту.
1.3 Установление длямногодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммыпервоначального взноса по ипотечному кредиту или по договору купли-продажижилых помещений в рассрочку: для семей с 3–4 детьми – 40 %, для семей с 5 иболее детьми – 20 % от суммы (процента) первоначального взноса, установленнойдля других категорий граждан.
1.4 Введение правовых ифинансовых механизмов предоставления семьям с 4 и более детьми, имеющимежемесячный среднедушевой доход менее 3 прожиточных минимумов, установленных всоответствующем субъекте Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищныхусловий, в течение полугода со дня рождения четвертого и каждого последующегоребенка жилых помещений (предоставление жилых помещений большей площади) из государственногои муниципального жилищных фондов по договору социального найма, с сохранениемправа на получение безвозмездной субсидии или займа, выделяемых за счетгосударственного или муниципального бюджета на строительство или приобретениежилья.
2. Реализация мер по стимулированиюиндивидуального жилищного строительства многодетных семей с ежемесячнымсреднедушевым доходом менее 4 прожиточных минимумов, установленных всоответствующем субъекте Российской Федерации.
2.1 Предоставлениеорганизованным группам застройщиков – многодетным семьям земельных участков (неменее 0,15 га в пригороде; не менее 0,50 га – в сельской местности) в собственность под индивидуальное жилищное строительство бесплатно либо по льготной(через субвенции) цене (в зависимости от величины среднедушевого дохода семьи,в соответствии с утвержденной сметой расходов в органах социальной защитынаселения).
2.2 Выделение из местныхбюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации финансовой помощи наорганизацию инженерного обустройства (газ, вода, электроэнергия) застраиваемыхсогласно п. 2.3.1 участков.
2.3 Введение правовых ифинансовых механизмов компенсации многодетным семьям части затрат наприобретение или строительство жилья, выделение строительных материалов дляиндивидуального жилищного строительства (в сельской местности) в случаерождения (усыновления) ребенка. Компенсация от 20 % до 100 % стоимостистройматериалов (в зависимости от среднедушевого дохода семьи в соответствии сутвержденной сметой расходов в органах социальной защиты населения, в пределахнорм, установленных в субъекте Российской Федерации) многодетным семьям приосуществлении ими индивидуального жилищного строительства.
2.4 По согласованию с собственниками(нанимателями) жилого помещения, содействие в проведении ремонта жилья (не режечем 1 раз в 6 лет), занимаемого многодетными семьями с ежемесячнымсреднедушевым доходом менее 2 прожиточных минимума.
Совершенствованиесистемы государственных семейных пособий и компенсаций для многодетных семей.
1.Увеличениеразмера единовременного пособия при рождении (усыновлении) ребенка до 25 000руб. – на третьего и каждого последующего ребенка.
2.Установлениеминимального размера ежемесячного пособия на детей в многодетных семьях сежемесячным среднедушевым доходом менее 2 прожиточных минимумов, установленныхв соответствующем субъекте Российской Федерации, в размере 3000 руб. натретьего и каждого последующего ребенка.
3. Установление ежегодногопрезидентского рождественского (для лиц, исповедующих другие религии, –новогоднего) пособия в размере 2 прожиточных минимумов каждой многодетной семьес 4 и более детьми.
4. Компенсации многодетным семьям сежемесячным среднедушевым доходом менее 2 прожиточных минимумов, установленныхв соответствующем субъекте Российской Федерации, по оплате за жилое помещение,коммунальные услуги и услуги телефонной связи.
4.1 Снижениемаксимального уровня доли оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги всовокупном доходе семьи для получения жилищной субсидии до 10 % для многодетныхсемей.
4.2 Компенсация для семейс 3 и более детьми в размере 50 % абонентской платы за телефон и платы заэлектроэнергию.
Обеспечениедоступности медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения.
1. Установление первоочередного праваприема детей из многодетных семей в оздоровительные и специализированныедетские учреждения лечебного и санаторного типа.
2. Бесплатное лекарственное обеспечениедетей из многодетных семей до достижения ими возраста 7 лет.
3. Льготы по отдельным видаммедицинского обслуживания и лекарственного обеспечения для женщин, родивших(усыновивших) и воспитывающих (воспитавших) 5 и более детей.
3.1 Бесплатноеобеспечение лекарственными средствами при амбулаторном лечении по рецептамврачей государственных учреждений здравоохранения.
3.2 Бесплатноеизготовление и ремонт зубных протезов (кроме протезов из драгоценных металлов иотдельных видов металлокерамики) в государственных и муниципальных учрежденияхздравоохранения субъекта Российской Федерации.
Мерыморального поощрения родителей, ответственно и добросовестно воспитывающих(воспитавших) детей в многодетных семьях.
1. Награждение родителей, имеющих 5 иболее детей, почетными грамотами, знаками, наградами органов государственнойвласти субъекта Российской Федерации.
2.Введениеспециальной государственной награды (орден и медаль) родителям (усыновителям,опекунам и приемным родителям), имеющим 5 и более детей, обеспечившихвоспитание достойных граждан Российской Федерации и являющихся образцомповедения.
3. Ежегодные новогодние встречиПрезидента Российской Федерации с многодетными семьями с 7 и более детьми вовремя проведения «Кремлевской Ёлки».
4. Ежегодная встреча в день защитыдетей Президента Российской Федерации с представителями общероссийскихобщественных объединений членов многодетных семей по обсуждению практическихвопросов и поддержке их инициатив. Ежегодные аналогичные встречи представителейПрезидента РФ в федеральных округах с представителями многодетных семей,предваряющие встречу с Президентом РФ.
2.5 Предварительный расчет стоимости реализации Программыгосударственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации с 2008 по 2015годы
Реализация Программытребует финансирования в объеме, необходимом и достаточном для эффективногопостроения государственной демографической и семейной политики и реальногодостижения заявленной цели – стимулирования увеличения числа многодетных семей.
В следствие этого,повышения рождаемости в Российской Федерации, защиты прав и законных интересов,обеспечения достойного качества жизни и повышения социального престижамногодетных семей в России.
Субъекты РоссийскойФедерации вправе самостоятельно устанавливать критерии определения многодетнойсемьи.
Предполагаемая структурарасходов отражена в таблице:
Меры Ежегодные бюджетные затраты, млн. руб. 1. Совершенствование системы учета многодетных семей и правового регулирования их государственной поддержки. 10 2. Государственная помощь многодетным семьям в решении жилищных проблем. 10000 2.2. Реализация мер по стимулированию индивидуального жилищного строительства многодетных семей с ежемесячным среднедушевым доходом менее 4 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации. 5000 2.3. По согласованию с собственниками (нанимателями) жилого помещения, содействие в проведении ремонта жилья (не реже чем 1 раз в 6 лет), занимаемого многодетными семьями с ежемесячным среднедушевым доходом менее 2 прожиточных минимумов. 5000 3.3. Организация за счет бюджетных средств профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин, имеющих 3 и более детей, и содействие их трудоустройству на рабочие места с неполным рабочим временем, с возможностью дистанционного выполнения работы и надомного труда. 1500 3.4. Разработка и реализация специальных региональных программ профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных многодетных родителей по специальностям, соответствующим потребностям развития экономики субъекта Российской Федерации. 500 3.6. Введение мер налогового стимулирования работодателей при выплате ими единовременных пособий работникам (не совместителям) при рождении ребенка через уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль на 100 тыс. руб. – при рождении третьего и каждого последующего ребенка. 3600 4. Поддержка фермерских (крестьянских) и садово-огороднических хозяйств многодетных семей. 2000 5. Повышение доступности образования для детей многодетных семей. 10800 5.2.1. Предоставление ежегодной компенсации многодетным семьям с ежемесячным среднедушевым доходом менее 3 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, на покупку комплекта одежды для посещения школьных занятий из расчета 2500 рублей на 1 ребенка ежегодно на весь период обучения детей в общеобразовательных учреждениях за счет средств учредителей указанных учреждений (из расчета 4000 рублей – для многодетных семей с одним родителем). 4000 5.2.2. Предоставление ежегодной компенсации многодетным семьям с ежемесячным среднедушевым доходом менее 3 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, на покупку комплекта спортивной формы, включая спортивную обувь, для посещения школьных занятий физической культуры из расчета 2000 рублей на 1 ребенка ежегодно на весь период обучения детей в общеобразовательных учреждениях за счет средств учредителей указанных учреждений (из расчета 3000 рублей – для многодетных семей с одним родителем). 3200 5.2.3. Установление размера единовременного пособия при поступлении в 1 класс общеобразовательной школы ребенка из многодетной семьи с ежемесячным доходом менее 2 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, на каждого члена семьи, в размере 2 прожиточных минимумов ребенка – на третьего ребенка, 3 прожиточных минимумов на четвертого и каждого последующего ребенка. 5000 5.2.5. Предоставление пособия в сумме 1000 рублей в год или заменяющего его специального талона на приобретение школьно-письменных принадлежностей для учащихся детей из многодетных семей с ежемесячным среднедушевым доходом менее 1 прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. 1200 6. Реализация мер по формированию и укреплению в обществе нравственных, в том числе семейных, ценностей, представлений о социальной привлекательности многодетной семьи. 1000 7.1. Увеличение размера единовременного пособия при рождении (усыновлении) ребенка до 25 000 руб. – на третьего и каждого последующего ребенка. 3500 7.2. Установление минимального размера ежемесячного пособия на детей в многодетных семьях с ежемесячным среднедушевым доходом менее 2 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, на каждого члена семьи, в размере 3000 руб. на третьего и каждого последующего ребенка. 46800 7.3. Установление ежегодного президентского рождественского (для лиц, исповедующих другие религии, – новогоднего) пособия в размере 2 прожиточных минимумов каждой многодетной семье с 4 и более детьми. 3000 7.4. Компенсации многодетным семьям с ежемесячным среднедушевым доходом менее 2 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги телефонной связи. 9000 8. Обеспечение доступности медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения. 5000 9. Содействие нормальному питанию детей из многодетных семей. 8000 12. Создание условий социальной комфортности для многодетных семей. 2000 1.3.1. Внеочередное обслуживание в авиационных, железнодорожных и автобусных (межрайонного и междугороднего следования) кассах и 13.2. Ежемесячная компенсация стоимости проезда учащимся общеобразовательных школ из семей с 4 и более детьми на внутригородском транспорте (кроме такси), в автобусах пригородных и внутрирайонных линий к месту учебы и обратно. 1400 13.3. Предоставление семьям с 6 и более детьми 1 раз в 10 лет за счет бюджетных средств автомобиля (микроавтобус). 2700 13.4. Компенсация части затрат на первоначальный взнос и субсидирование процентной ставки по автокредитованию для семей с 4 и более детьми, приобретающих автомобиль типов типа минивэн, пикап, микроавтобус. 2000 14.1. Поддержка государством некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на социальную поддержку и помощь многодетным семей и защиту их прав. 1000 14.2. Создание Общественного совета при Правительстве Российской Федерации по проблемам многодетных семей с включением в его состав представителей общественных объединений многодетных семей. 100 ИТОГО 137310
Субъекты РоссийскойФедерации вправе самостоятельно устанавливать критерии определения многодетнойсемьи.
Учитывая тот факт, чторожденные в многодетных семьях, как правило, несут установку на многодетность,и более склонны к многодетности при достижении совершеннолетия, улучшениедемографической обстановки будет носить долгосрочный характер.
При оценке уровня доходовпо данному блоку мер государственные социальные выплаты не учитываются.
Порог среднедушевогодохода для социального найма жилья определяется дифференцированно по субъектамРоссийской Федерации в зависимости от стоимости жилья и величины прожиточногоминимума.
Порог среднедушевогодохода для получения такой поддержки определяется дифференцированно посубъектам Российской Федерации.
2.6 Государственнаяподдержка многодетных семей в Московской области
По закону (принятом 15.04.2005 года) многодетной признается семья, имеющая в своем составе и достойновоспитывающая трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных ипринятых под опеку (попечительство), а также детей, обучающихся в дневных вузах— до окончания обучения, проходящих военную службу по призыву — до достиженияими возраста 23 лет. При этом особо оговаривается, что поддержку будут получатьтолько те семьи, кто достойно воспитывает детей (по мнению областныхпарламентариев, достойное воспитание — это «отсутствие постановки на учетв органах внутренних дел и в комиссии по делам несовершеннолетних и защите ихправ при Губернаторе Московской области, а также отсутствие замечаний повоспитанию детей в конкретной семье органов опеки и попечительстве»).
Законопроектомпредусматриваются: получение государственной социальной помощи и адреснойматериальной помощи, льготный проезд на городском и пригородном автомобильномтранспорте (кроме такси, маршрутного такси) и на пригородном железнодорожном транспорте,льготы в сфере охраны здоровья, отдыха и оздоровления детей, образования,культуры, физической культуры и спорта, оплате жилищно-коммунальных услуг,право на получение земельных участков и поддержку крестьянских (фермерских)хозяйств, а также льготы на хозяйственную деятельность.
Многодетной семье будетустановлена ежемесячная выплата на каждого ребенка в размере 700 рублей,которая включает частичную компенсацию стоимости школьной и спортивной формы,питания в школах и учреждениях начального и среднего профессиональногообразования, а также подписки на газеты и журналы. Многодетной семьеустанавливается также единовременное пособие на рождение (усыновление ввозрасте до трех месяцев) третьего и последующих детей.
По этому законумногодетные семьи, имеющие 4 и более детей, детей-инвалидов, а также те, ктопроживает в сельской местности, будут пользоваться дополнительными мерамигосударственной поддержки.
В законе прописаныусловия труда многодетных родителей. Уход за детьми и их воспитание в многодетныхсемьях будет считаться общественно-полезной деятельностью, и поощрятьсягосударственными наградами.
Законом Московскойобласти №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей вМосковской области» предусмотрены следующие меры социальной поддержкимногодетных семей:
— частичная компенсацияоплаты коммунальных услуг (в размере 50%);
— бесплатный проезд;
— частичная или полнаякомпенсация оплаты стоимости путевки в организации отдыха детей и ихоздоровления;
— обеспечениелекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
— бесплатное посещениемузеев, выставок, парков культуры и отдыха.
Детям из многодетныхсемей, а также одному из родителей многодетной семьи, воспитывающей ребенка до7 лет, оформляется социальная карта жителя Московской области, дающая правобесплатного проезда по территории Московской области и городу Москве.
Дети из многодетных семейв возрасте до шести лет имеют право на обеспечение лекарственными средствами иизделиями медицинского назначения. Так же родителям можно оформитьудостоверение, подтверждающие, что предъявитель является многодетным родителем.
На сегодняшний день в России9,4% многодетных семей, около 24 тысяч проживают в Московской Области. Проблемамногодетности на данный момент стоит очень остро. Основные проблемы таких семейследующие:
1. Материально-бытовые(финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, снизким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличениюиздержек на питание, одежду и т.д. В структуре доходов пособия на детейневелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат напродовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Такиесемьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., и недостаточноеполучение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.
2. Проблематрудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получаетдлительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей,возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнаниемзаконов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.
3. Жилищнаяпроблема, всегда остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей,в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия неотвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Крометого, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счетсобственных средств для большинства семей недостаточно.
4. Психолого-педагогическиепроблемы. В традиционной многодетной семье дети находятся в равном положении:нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило,положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважениек старшим.
Заключение
Прогнозирование — этоумение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого её хода и изменения в будущем.Так как каждое решение — это проекция в будущее, а будущее — содержит элементнеопределенности, то важно правильно определить степень рисков, с которымисопряжена реализация принятых решений. Определить степень рисков и осуществитьпрогноз помогают методы прогнозирования. Чтобы повысить эффективность прогнозанужно использовать всю полноту и точность представленной информации, а так жекомбинировать методы, чтобы избежать всевозможных рисков.
Прогнозирование являетсянеотъемлемой частью проектирования. Оно занимает главное место в разработкесоциальных проектов и программ.
В данном курсовом проектебыла рассмотрена программа государственной поддержки многодетных семей в РФ. Напрактике она стала реализовываться с 2008 года. В ней предусмотрены финансоваяподдержка многодетных семей, обеспечение жильем, улучшение жилищных условий,различные льготы и т.д. Но пока она не дала каких-то ощутимых результатов. Вмногодетных семьях все еще сохраняется тяжелое финансовое положение. Имнеобходима особая забота и помощь, правовая защита, создание социальных условийдля ее нормального функционирования, обеспечение гармоничного развития каждогоребенка с учетом его физиологических особенностей.
Список использованнойлитературы
1. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В.Организация и содержание работыпо социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособ. для студ. сред. проф.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
2. Семейное воспитание: Хрестоматия: учеб. пособ. для студ.высш. пед. учеб. заведений. сост. П.А. Лебедев. – М.: издательский центр «Академия»,2005.
3. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей всемье: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия»,2006.
4. Теория прогнозирования и принятия решений. Под ред. С.А.Саркисяна. М.: Высшая школа, 1977.
5. Рабочая книга по прогнозированию. Отв. ред. И.В.Бестужев-Лада. М.: Мысль, 1982.
6. Основы экономического и социального прогнозирования / Подред. В.Н. Мосина, Д.М. Крука. М.: Высшая школа, 1985.
7. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Технологияпрогнозных разработок социальных процессов. М.: Поиск, 1992.
8. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условияхрынка. Учебное пособие. – М.: 2001.
9. Веснин В.Р. Основы менеджмента. Учебник – М.: Триада 2000.
10. Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. Учебник –С-П.: Специальная литература 2000.
11. Литвак Б.Г. Управленческие решения. Учебное пособие – М.:ЭКМОС 2001.
12. Румянцева З.П. Менеджмент организаций. Учебное пособие. –М.: Инфра-М 2001.
13. Добров Г.М. Рабочая книга по прогнозированию. — М.: 1998
14. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Ростов н/Д: Наука –Пресс, 2007
15. Луков В.А. Социальное проектирование. — М.: 1997
16. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений. Под. ред. Н.Ф. Басова. – М.: Издательский центр «Академия»,
17. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование всоциальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
18. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд. – М., 1998
19. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – 4-еизд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. –668с.
20. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология,программа, методы. – М., 1995
21. Интернет-ресурсы (www.i – u.ru/biblio/archive/socprogn, www.planetadisser.com/see/dis_54366.html, лента. Ru)
22. Шехурин Д.Е. Научное прогнозирование средствамиинформации С.-Пт.:1990. 123 страницы
23. Косолапов В.В. Информационное прогнозирование иобеспечение. К:1978. 198 страниц
24. Зенкин А.И. О математических методах прогнозирования М:1987.90страниц
25. Баранов В.А. Общие вопросы методологии и научногопрогнозирования. Х:1992. 230 страниц
26. Анализ закономерностей прогнозирования развития наукиитехники. К:1990. 239 страниц
27. Экономические аспекты научно-технического прогнозирования.М:1975.
28. Медведцева О.В. Прогнозирование в системе экономическихотношений. К:1992. 156 страниц
29. Лабунская Н.Л. Система прогнозирования. М:1990. 120страниц
30. Теория прогнозирования и принятия решений. М:1989. 160страниц