Содержание
Введение
1.Специфика метода наблюдения в социологии
2. Виды наблюдения
3.Подготовка к проведению наблюдения
4. Программа социологического наблюдения
4.1 Методологическая часть
4.2 Программа социологического исследования на тему «Отношениестудентов к представителям других национальностей»
Заключение
Список использованных источников
Введение
Всякая наукаоснована на фактах. Собирая, сопоставляя, группируя и обобщая эти свидетельстваобъективной реальности, она открывает самое дорогое, для чего, собственно, исоздана наука, а именно существующие независимо от нашей воли и сознанияобъективные законы мира. Способы получения этих фактов называются методаминаучного исследования.
Особенноурожайным на открытие нового в поведении людей считается метод наблюдения. Внем ученый непосредственно регистрируют события, очевидцем которых он оказался.Этот метод активно примнется во всех социальных науках. В одних, например встатистике и демографии,наблюдением называют любую полевую процедуру наблюдение, сбор письменныхсведений путем обхода по домам). Здесь наблюдение как бы противопоставляется методукосвенного знания по литературным источникам. В психологии, социологии иантропологии наблюдением именуют только визуальную процедуру сбора данныхнепосредственно самим ученым[1].
В психологииосновные методы научного исследования — наблюдение и эксперимент.В социологии — опрос и анализ документов, нельзя сказать, что наблюдение длясоциологии находится на положении падчерицы.
Принятосчитать, что метод наблюдения пришел в социологию из антропологии — науки одописьменных культурах и племенах. Антропологи наблюдают образ жизни,социальные отношения и взаимодействие,обычаи, нравы и традиции забытых и малочисленных народов, племен и общин. Изантропологии пришла и классификация видов наблюдения. Правда, этот методприменяется не только в антропологии. Его прекрасно освоили психологи иэкономисты, этнографы, политологи, культурологи, не говоря о представителяхестественных наук, скажем биологах, которые без наблюдения и шага ступить немогут. Развитие этнографии как науки было связано, в частности, с переходом отсбора отдельных сведений о культуре народов к стационарному наблюдению, прикотором исследователь достаточно долго живет в среде изучаемой группы.
Основная нагрузка выпадает на глаза. Наблюдение по существу означаетвнимательное вглядывание в происходящие события, их правильное восприятие ификсацию — желательно по особому сценарию и с помощью специальных бланков.
Как только человек начал себя помнить и осознавать, он постоянноприбегал к наблюдению — полета птиц, цикла разлива рек, поведения животных,взаимоотношений людей. Наблюдал, вычленял повторяющееся и закономерное,анализировал события, делал выводы и даже пытался прогнозировать будущее.Налицо все элементы научного исследования. Так что наблюдение — древнейший изметодов познания. Древнейший — и все еще самый доступный.
А самым привлекательным делает его удивительная естественность. В этом— его первое преимущество. Позиция наблюдателя значительно ближе природечеловека, чем позиция тестирующего. А комфортно чувствующий себя ученый ивыводы делает более адекватные.
Другое его преимущество — непосредственность. Ученый, подобно акыну,что видит, о том и поет. Социальные явления могут быть зафиксированы особенноудачливым «фотографом» в момент их возникновения, в контексте предшествующих ипоследующих событий. Для любителей социальной динамики лучшего и не придумаешь.
Непосредственность во все времена служила вернейшим индикаторомэмпирического знания. Его добывали непосредственно, т.е. с помощью слуха,зрения и осязания, фиксируя все попадающееся под руку. Вначале несистематично,а позже — облекая в сложнейшие типологии и теоретические модели. Таким образом,именно наблюдение стоит у истоков эмпирического знания.
Третье преимущество — неквалифицированность. Для того чтобы стать внимательнымнаблюдателем, вовсе не обязательно оканчивать Гарвардский университет или годыстажироваться в крупном маркетинговом агентстве. Как раз «незамутненный взгляд»часто видит то, что скрыто от перегруженного книжными знаниями мудреца[2].
Отсюда вытекает четвертое преимущество: используя метод наблюдения,исследователь может собирать данные независимо не только от умения, но и отжелания членов исследуемой группы быть изученными. Напротив, в социологическомопросе нередко приходится сталкиваться с сопротивлением респондента, которыйотказывается или уклоняется от анкетирования, например, боясь разглашениякаких-то важных для него сведений.
Пятое достоинство — отсутствие специальной аппаратуры. Если речь идетоб обыденном наблюдении, то никаких вольтметров, тренажеров, типографии дляразмножения анкет и прочих технических приспособлений не нужно. Принципнаблюдателя — пришел, увидел, победил.
Еще одно преимущество — экологичность — весьма сомнительно. Далеко невсегда наблюдение протекает на природе, в горах или лесопарке. Часто ученомуприходится рисковать, иногда репутацией, реже — жизнью. Если вы вознамерилисьпровести наблюдение подростковой субкультуры, особенно экстремистского типа, тоготовым надо быть практически к любому повороту событий.
Только введение дополнительных параметров позволяет выделить научноенаблюдение в самостоятельный вид и понять его природу. Оказывается, что этоцеленаправленное восприятие, обусловленное научными целями и задачами. Основное условие научногонаблюдения — объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторногонаблюдения, либо применения иных методов исследования (например, эксперимента).«Когда мы хотим найти новую информацию о каком-либо явлении, мы в первуюочередь используем прямое наблюдение, которое обладает наивысшей степенью точности.Научный метод устанавливает определенную последовательность и правила дляобъективного, точного и систематичного наблюдения. Прямое наблюдение, котороеможно повторить и которое имеет известные параметры, является наиболеенадежным, потому что, повторив такое наблюдение при соблюдении тех жепараметров, другие ученые могут убедиться в его достоверности»[3].
Даже будучи утяжелено научной терминологией — правда, не только ей, аеще, пожалуй, и научной технологией — наблюдение и тогда остается самым универсальнымметодом, используемых во всех без исключения науках.
Исходя из вышесказанного,можно сделать вывод, что тема курсовой работы является достаточно актуальной иинтересной для изучения.
Цель данной курсовойработы — изучить особенности применения метода наблюдения в социологии.
Задачи работы:
1)Изучить спецификуметода наблюдения в социологии;
2) Рассмотреть видынаблюдения, его преимущества и недостатки;
3) Изучить процедуруфиксации результатов наблюдения, подготовки наблюдателя;
4)Разработать программусоциологического исследования, рассчитанного на проведение методом наблюденияна тему «Отношение студентов к представителям других национальностей».
1. Специфика методанаблюдения в социологии
наблюдениесоциология программа результат
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕНАБЛЮДЕНИЕ — метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объектепутем направленного, систематического и непосредственного визуального ислухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целейи задач исследования социальных явлений, процессов, ситуаций, подвергающихсяконтролю и проверке.
В процессе применения социологическогонаблюдения необходимо иметь в виду и учитывать следующие его особенности.Во-первых, для социологического наблюдения характерна связь наблюдателя сизучаемым объектом. Ни в одной другой науке, кроме социологии, исследователю неприходится осуществлять наблюдение за совокупностью, к которой он сампринадлежит или которая на него оказывает сильное воздействие. Дело в том, чтосоциолог изучает общество, ту или иную его совокупность — территориальную,этническую и др., сам являясь членом данного общества, а иногда и членомизучаемой социальной совокупности. И эта принадлежность к обществу или какой-тоего части накладывает существенный отпечаток на восприятие наблюдателемсоциальной действительности, на ее понимание, истолкование и оценку.
Во-вторых, наблюдательвоспринимает изучаемый социальный объект через призму своих интересов,привязанностей, эмоций, симпатий, антипатий и т.п., а все это не может ненакладывать определенный отпечаток как на сам процесс наблюдения (выбор егообъекта, точки зрения на объект и т.п.), так и на его оценку и интерпретацию.
В-третьих, в процессесоциологического исследования наблюдение всегда является селективным, т.е.изобразительным, направленным на совершенно определенные объекты, которыеподлежат наблюдательным операциям, и не принимающим во внимание все остальные.Направленность селективности определяется целями и задачами проводимогоисследования.
В-четвертых, всоциологии, в отличие от других наук, обычно сложно провести повторноенаблюдение. Такое наблюдение чрезвычайно затруднительно, так как социальныеявления и процессы подвергаются воздействию огромного количества факторов, подвлиянием которых постоянно видоизменяются, даже если объектом наблюденияявляются так называемые циклические события, например, движение людей на работуи с работы, их участие в избирательных кампаниях и т.п. Поэтому только хорошоорганизованное, тщательно проведенное и неоднократное наблюдение можетобеспечить исследователя достоверной информацией. По той же причине наблюдение какметод сбора первичной социологической информации редко выступает в качествеосновного инструмента социологического исследования. Чаще всего оноиспользуется в совокупности с другими методами[4].
В научных исследованиях,проводимых в области микрофизических явлений, существует определенноевзаимодействие между наблюдателем-исследователем, применяемым им в процессеисследования прибором и изучаемым микрообъектом, поведение которое существеннозависит от особенностей данного взаимодействия. В еще большей степени являетсязначимым взаимодействие между наблюдателем и наблюдаемым объектом в сфересоциальных явлений и процессов[5].Исследуя социальный процесс или ситуацию, необходимо всегда иметь в видувозможность искажения результатов наблюдения, определяемые, с одной стороны,фактом присутствия наблюдателя в определенной социальной ситуации, гдедействуют различные личности и их общности, а с другой — самими особенностяминаблюдения: интересами, предпочтениями, жизненными позициями наблюдателя, егопрофессиональной компетентностью и др. Необходимо иметь в виду, что самоприсутствие наблюдателя может вызывать у наблюдаемых индивидов застенчивость,неврозность, неуверенность в своих действиях, особенно когда эти действиярасходятся с действующими в обществе нормами и стандартами поведения или несоответствуют переживаемой ситуации.
Поэтому применение методанаблюдения в прикладном социологическом исследовании с учетом: 1) особенностей социологическогонадлюдения как специфического процесса; 2) особенностей взаимодействия междунаблюдателем и наблюдаемым социальным объектом — индивидами, их группами,действиями и т.д. В связи с этим возникает вопрос: когда, при какихобстоятельствах желательно или необходимо применение метода наблюдения.
Чаще всегосоциологическое наблюдение применяется тогда, когда информация, необходимаяисследователю, не может быть получена никакими иными способами, например, приизучении поведения людей на митингах или во время массовых зрелищ — футбольногоматча, выступления рок-группы, экстремальной ситуации — дорожного происшествия,пожара и т.д. Кроме того, наблюдение целесообразно использовать при изученииповедения людей в привычных, часто повторяющихся ситуациях (перемещение наработу и с работы, осуществление покупок в продовольственных магазинах и т.п.),когда действия индивидов и их групп приобретают «автоматизированный»характер, а человеку становится трудно объяснить, почему он осуществил именноданное действие из привычных ему в соответствующей ситуации. С другой стороны,попадая в экстремальную ситуацию и испытывая в связи с этим чрезмерноеэмоциональное напряжение, человек чаще всего действует как бы не рассуждая, попервому побуждению, а поэтому впоследствии оказывается не в состоянииобъяснить, почему он совершил один поступок, а не другой, наблюдение же в такомслучае позволяет выявить типичные реакции людей на чрезвычайные ситуации и вшоковых состояниях[6].
Наблюдение следует такжеприменять при исследованиях разведывательного характера, когда еще невыработано четкое представление о проблеме и объекте исследования, апредварительные гипотезы еще не сформулированы.
Наблюдение как методсоциологического исследования способствует получению весьма ценных сведений,которые часто невозможно извлечь с помощью других методов.
При написании «Положениярабочего класса в Англии» Ф. Энгельс основывался как на документах, так и нанепосредственном наблюдении. В документах трудно было выявить реальную картинуповседневной жизни, и прежде всего картину борьбы пролетариата, а личныенаблюдения никогда не могут дать полной картины явлений и массовых процессов.Поэтому Ф. Энгельс дополнял непосредственные наблюдения изучением документов,сравнивал их между собой, проверяя таким образом познавательную ценностькаждого из этих методов[7].
Как правило, наблюдениедает информацию описательного характера. Поэтому оно применяется на тех стадияхисследования, где необходимо нарисовать картину происходящих процессов,поведения коллектива, индивидуальные действия его членов и т. п. Наблюдениедает исследователю ряд преимуществ, реализация которых помогает многое узнатьоб изучаемом объекте. Важнейшее из них — это непосредственность наблюдения.
Основное преимуществонепосредственного наблюдения состоит в том, что оно позволяет фиксироватьразличные изменения изучаемого социального объекта в момент его появления.Исследователь получает возможность видеть развитие событий в рассматриваемомколлективе и изучать поведение его членов в естественных условиях.
В особенности этоотносится к включенному наблюдению: применение этого метода позволяет получитьдоступ к чрезвычайно значимым аспектам коллектива — увидеть процессы, обычноскрытые от посторонних глаз. Эти сведения невозможно получить с помощью опроса.Непосредственное наблюдение за поведением индивидов в определенной социальной ситуацииможет выявить характерные для данных индивидов и ситуаций образцы поведения иболее точно, чем в случае применения других методов, предсказать появление их вбудущей ситуации.
Наблюдая все разнообразиеколлективных и индивидуальных проявлений, исследователь может более точноопределить смысл происходящих процессов, что позволяет ему сформулироватьинтересные гипотезы для дальнейших исследований. Именно поэтому данныенаблюдения имеют весьма большую ценность на начальных стадиях исследования,когда многое относительно объекта еще неизвестно и основные гипотезысформулированы недостаточно четко. Прямой контакт с объектом изучения позволяетувидеть его с различных сторон и получить о нем те сведения, которые помогутуточнить или сформулировать гипотезы.
Однако, несмотря назначительные преимущества, метод наблюдения обладает также и рядом недостатков.Прежде всего — это вмешательство исследователя в ход естественного процесса,так как, бесспорно, присутствие наблюдателя всегда оказывает влияние на наблюдаемуюситуацию. И самое главное заключается в том, что размер этого влиянияопределить необычайно сложно.
Поскольку наблюдение, вособенности участвующее, часто ведется одним человеком, это может иметь своиотрицательные последствия. Человеческое восприятие ограниченно, поэтомуисследователь может пропустить, не заметить какие-то важные проявленияизучаемого объекта. Кроме того, наблюдатель, старающийся в короткое времязафиксировать как можно больше различных явлений, может не суметь соотнести ихс целым, не найти их место в контексте тех процессов, которые свойственныизучаемому объекту как системе, и его наблюдения могут так и остаться наборомразрозненных впечатлений. Это особенно характерно для тех случаев, когда объектнаблюдается всего один-два раза.
Наблюдение представляетсобой весьма трудоемкую, процедуру. Оформление итогов наблюдения в виде записейзанимает значительно больше времени, чем непосредственное наблюдение.
Наблюдением почтиневозможно выявить мнения и суждения респондентов по интересующим социологавопросам. Без привлечения дополнительной информации невозможно также сказать,насколько поведение людей, находящихся под наблюдением, типично для ихокружения.
Для того, чтобынаблюдение достигло намеченных целей, необходимо разработать программу и планего осуществления. В программе выявляется проблемная ситуация, подлежащаянаблюдению, определяются цели и задачи, объект и предмет наблюдения, способногоосуществления и регистрации полученной информации. Она определяет следующиеосновные этапы научного наблюдения:
1) Выявление цели и задачнаблюдения. Цель определяет направленность наблюдения. В зависимости от целиисследования задачами наблюдения могут быть: предварительная ориентировка вобъекте наблюдения (в составе исследуемой совокупности, в специфике еедеятельности, в существующей социальной ситуации и т.п.), получениеинтересующей наблюдателями информации, уточнение и проверка результатов,полученных при помощи других методов, выдвижения предварительных гипотез и ихпроверка.
2) Выявление объекта ипредмета наблюдения. В качестве объекта наблюдения могут выступать отдельныеиндивиды, их различные общности и группы, способы их деятельности. Предметаминаблюдения могут стать вербальные и невербальные акты поведения отдельныхиндивидов, их групп (семейных, профессиональных и др.), а также более обширныхобщностей (этносов, территориальных структур — городов, регионов и т.п.),определенные ситуации, в которых оказываются изучаемые индивиды и социальныеобщности.
3) Выбор способанаблюдения, как более эффективно обеспечивающего сбор необходимой информации — включенное, не включенное и иные виды наблюдения.
4) Определение способоврегистрации наблюдаемого объекта, его действий и изменений. Регистрациярезультатов наблюдения может осуществляться в специально разработанныхкарточках и протоколах наблюдений, в блокнотах, в звуко- и видеозаписях, вкино- и фотодокументах.
5) Осуществление контролянаблюдения. Оно может быть реализовано путем обращения к документам, связаннымс исследуемыми событиями и ситуациями, верификации (проверки) результатовсобственных наблюдений с наблюдениями, выполненными другими квалифицированныминаблюдателями и т.п.
6) Обработка иинтерпретация полученной информации может осуществляться как традиционнымиметодами — логическое обобщение полученных эмпирических данных, построениевыводов и т.п., так и методами обработки массивов полученной информациипосредством компьютеров. Во втором случае необходимо применениестандартизированных карточек регистрации наблюдений.
7) Составление отчета орезультатах наблюдения и полученных выводах. Такой отчет должен содержатьдокументацию об объекте, предмете, времени, месте и обстоятельствахпроизведенного наблюдения; информацию о способе наблюдения и роли наблюдателя;характеристику наблюдаемых индивидов, социальных групп, способов их общения идеятельности в определенных ситуациях; рекомендации по практической реализацииполученной в процессе наблюдения социологической информации.
В плане организации ипроведения социологического наблюдения определяются сроки проведения наблюденияи его основные этапы, устанавливаются средства сбора информации, сроки и типыподготовки необходимой документации (тиражирование карточек, инструкций,бланков протоколов, подготовка технического оборудования — диктофонов,видеоаппаратуры и т.п.), виды отчетности и сроки ее представлениязаинтересованным организациям.
Из вышесказанного можносделать вывод, что наблюдение весьма специфичный метод для такой науки каксоциология, но им можно получить ту информацию, которою не добыть другимиспособами, а она может оказаться очень значимой для исследователя.Социологическое наблюдение может служить для достижения различных целей.Во-первых, оно может быть использовано в качестве источника информации обисследуемом социальном объекте. Во-вторых, с его помощью можно получитьдополнительные сведения об изучаемом объекте. В-третьих, наблюдение способнослужить в качестве средства проверки данных, полученных другими методами.
2. Виды наблюдения
В зависимости от целей изадач осуществляемого социологического наблюдения положения и роли наблюдателяв изучаемой ситуации, по степени формализации исследовательской процедуры,условиям ее организации выделяется несколько видов наблюдения. Основные из нихсводятся к следующему.
1) Нестандартизированное(неструктурализованное) наблюдение — это такой способ изучения социальныхявлений и процессов, при котором определен только объект наблюдения, ноисследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса,события, ситуации и т.п. он будет наблюдать. Этот вид наблюдения чаще всегоприменяется на начальной стадии социологического исследования с цельюопределения проблемной ситуации.
2) Стандартизированное(структурализованное) наблюдение — такой способ сбора эмпирической социологическойинформации, при котором заранее определен не только объект и предметисследования, но и состав элементов изучаемого процесса, которые имеют наиболеесущественное значение для достижения намеченных целей и решения задач, стоящихперед исследователем (исследовательским коллективом). Оно может бытьиспользовано как основной метод сбора информации для точного описания предметаисследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другимиметодами, уточнения, корректировки их. Его применение требует хорошегопредварительного знания предмета исследования и предварительной стандартизациикатегорий, применяемых в процессе наблюдения, определения подлежащих наблюдениюфакторов и отражения их в виде таблиц, протоколов, карточек, техническихсредств, применяемых в процессе осуществления социологического наблюдения.Только соблюдение всех этих условий делает стандартизированное наблюдениеконтролируемым и результативным[8].
3) Не включенное(внешнее) наблюдение — это такой способ социологического исследования, прикотором исследователь находится вне изучаемого объекта, изучает его как бы состороны. Наблюдатель в таком случае не включается в ход событий, не участвует вних, не задает вопросов наблюдаемым индивидам, как бы отстранен от них, просторегистрируя происходящее под углом зрения целей и задач исследования. Оноприменяется для описания социальной ситуации, в условиях которой происходятинтересующие наблюдателя события.
4) Включенное наблюдение- это такой способ социологического исследования, при котором наблюдатель в тойили иной степени непосредственно включен в изучаемый социальный процесс,находится в прямом контакте с изучаемыми индивидами и группами и участвуетвместе с ними в определенной сфере деятельности.
В зависимости от места ироли наблюдателя различаются четыре типа включенных наблюдений. Первый из них — полное включение, когда наблюдение производится скрытно, изнутри исследуемойгруппы или общности, а истинное лицо и цели наблюдателя неизвестны наблюдаемымличностям. При полном включении социолог действует в исследуемой общности вкачестве ее активного члена, а остальные ее члены не подозревают, что в ихсреде находится исследователь. Примером такого полного включения может служитьдеятельность одного из сотрудников Института социологии Национальной Академиинаук Беларуси в качестве рабочего одного из цехов Минского мотовелозавода[9].В течение полугодовой работы он сумел обстоятельно изучить отношение рабочих,служащих и специалистов к труду, заработной плате, руководящему составупредприятия и происходящим в стране социально-экономическим и политическимизменениям.
Вторым типом включенногонаблюдения исследователя, при которой последний не скрывает своей роли,является наблюдатель жизни определенного коллектива в различных ситуациях.Именно таким образом ведет себя заводской социолог, который является членомтого же предприятия, что и изучаемый им производственный коллектив цеха илиучастка, смены и т.п. В таком случае наблюдаемый коллектив довольно быстроадаптируется к присутствию наблюдателя и при положительном отношении к целямисследования начинает активно помогать ему в сборе интересующего исследователейэмпирического материала. В данном случае позиция исследователя может бытьохарактеризована как «участник-наблюдатель».
Третий тип включенногонаблюдения характеризуется положением и ролью исследователя в качестве«наблюдателя-участника». В таком случае контакт наблюдателя с членамиколлектива минимален, исследователь не скрывает своих целей, но осуществляемоеим наблюдение носит более формальный характер. Примерами такого наблюдениямогут служить осуществляемые на предприятиях хронометражи затрат рабочеговремени или определение роли освещенности, запыленности цеха напроизводительность труда работающих.
Четвертый тип включенногонаблюдения характеризуется позицией исследователя как полного наблюдателя. Вэтой ситуации исследователь выполняет функции наблюдателя, не взаимодействуя сучастниками наблюдаемой ситуации. Он выполняет свою роль образом, очень сходнымс не включенным наблюдением.
5) Полевое наблюдениеотличается тем, что проводится в реальной жизненной ситуации, в естественнойобстановке, в непосредственном контакте исследователя с изучаемым объектом.Большинство стандартизированных, не стандартизированных, включенных наблюденийпроводится именно в форме полевого наблюдения.
6) Лабораторноенаблюдение — такой тип сбора эмпирической социологической информации, которыйосуществляется в искусственно созданных для наблюдаемой группы и контролируемыхисследователями условиях. При проведении такого наблюдения социологи довольночетко используют различные технические средства для фиксации поведения группы визмененных условиях и ситуациях, в которых осуществляются действия специальноподобранных для лабораторного исследования участников.
7) Систематическоенаблюдение — такой тип исследования, который проводится по четко определенномуграфику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков, ситуаций,процессов и действий. Оно позволяет выявить динамику изучаемых процессов исобытий. Таковым, например, является изучение поведения людей на протяжениимесяца или года (с определенным интервалом) при перемещении их на работу (сцелью установления желательной ритмики движения транспорта) или у обменныхпунктов (для определения реагирования населения на изменение курса валют).
8) Эпизодическоенаблюдение — это фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкогорегламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различнымэтапам их протекания.
9) Случайное наблюдение — это социологическое исследование, при котором единицы и сроки наблюдениязаранее не предусматриваются, а исследователь наблюдает и фиксирует интересные,заслуживающие внимания, с его точки зрения, факты и события социальной жизни.Такое наблюдение возникает и в таком случае, когда социолог при проведениисистематического наблюдения сталкивается и интересным фактом или событием,имеющим непосредственное отношение к изучаемому объекту, но не предусмотреннымзаранее исследовательским проектом. Например, при изучении влияния заработнойплаты на отношение людей к труду может обнаружиться и влияние содержания досугана трудовую деятельность, тогда социологу полезно понаблюдать, каким образомтакое влияние осуществляется.
10) Одномоментноенаблюдение — такое наблюдение, в котором фиксируется одно явление или событие,происходящее в определенном месте и в определенное время, например,осуществляемое социологом не включенное наблюдение за митингом определеннойполитической партии или движения.
11) Панельное наблюдение- это процесс неоднократного, протяженного во времени, проводимого черезопределенные интервалы, систематического и организованного наблюдения за одними тем же объектом, имеющее целью выявить происходящие в нем изменения.
12) Контролируемоенаблюдение осуществляется целенаправленно по заранее подготовленной программе,с применением стандартизированных планов и документации для получениядостоверной информации об изучаемом объекте и проверки гипотез. Контрольорганизуется путем увеличения количества наблюдателей и сравнения результатових наблюдений, а также через интенсификацию процесса — проведением оргиинаблюдений за одним и тем же объектом.
13) Неконтролируемоенаблюдение осуществляется наблюдателем при изучении им реальных жизненныхситуаций без строгого плана и применения заранее подготовленной документации[10].
Таким образом, выделилинесколько основных видов наблюдения в социологии, которые можно классифицироватьпо различным основаниям:
1.В зависимости отэлементов контроля
— контролируемое
— неконтролируемое
2.В зависимости отположения наблюдателя относительно объекта наблюдения
— включенное
— не включенное
3.По степениформализованности
— нестандартизованное
— стандартизованное
4.По условиям организациинаблюдения
— полевое
— лабораторное
5.По времени проведениянаблюдения
— систематическое
— эпизодическое
— случайное
— одномоментное
— панельное.
Каждый из перечисленныхвидов может сочетаться с одним или несколькими другими, эти сочетанияразновидностей продумываются исследователем для каждого конкретногоисследования в зависимости от его целей и задач.
3. Подготовка кпроведению наблюдения
Планирование наблюдения.
Чтобы получитьнеобходимую для целей исследования информацию, т.е. получить сведения о важныххарактеристиках изучаемого объекта, не пропустить каких-то важных фактов,связанных с его деятельностью, или значимых сведений о нем, следует заранеетщательно разработать план и программу наблюдения. При планировании необходимочетко установить сроки наблюдения и определить средства сбора информации. Крометого, исследователю важно решить вопрос об ограничении сферы, деятельности приимеющихся у него возможностях (время, финансы, число помощников и их квалификация),а также учесть возможные препятствия (административные или психологическиезатруднения, трудности, связанные с получением и фиксированием информации).
Выделяются следующиеэтапы проведения наблюдения:
1)Установление объекта ипредмета наблюдения, определение цели, постановка задач.
2)Обеспечение доступа ксреде, получение соответствующих разрешений, завязывание контактов с людьми.
3)Выбор способа (вида)наблюдения и разработка процедуры на основе предварительно собранныхматериалов.
4)Подготовка техническихдокументов и оборудования (тиражирование карточек, протоколов, инструкций,подготовка технического оборудования, письменных принадлежностей и т. п.).
5)Проведение наблюдений,сбор данных, накапливание информации.
6)Запись результатовнаблюдений, выполняемая в виде: а) кратковременной записи, проводимой «погорячему следу», насколько позволяют место и время; б) карточек, служащих длярегистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц, явлений, процессов; в)протокола наблюдения, представляющего собой расширенный вариант карточки; г)дневника наблюдений, в который систематически день за днем заносятся всенеобходимые сведения, высказывания, поведение отдельных лиц, собственныеразмышления, трудности; д) видео-, фото-, кино-, звукозапись.
7)Контроль наблюдения,который можно осуществить разными способами: а) проведением беседы сучастниками ситуации; б) обращением к документам, связанным с данным событием;в) проверкой результатов собственного наблюдения наблюдением, сделанным другимквалифицированным наблюдателем; г) посылкой рапортов о наблюдении другимсоциологам с целью повторения наблюдений.
8)Отчет о наблюдениидолжен содержать: а) тщательную документацию о времени, месте и обстоятельствахпроизведенного наблюдения; б) информацию о роли наблюдателя в коллективе,способе наблюдения; в) характеристику наблюдаемых лиц; г) подробное описаниенаблюдаемых фактов; д) собственные заметки и интерпретации наблюдателя.
Требования к наблюдателю
Применение методанаблюдения в социологическом исследовании предъявляет высокие требования кличности наблюдателя. От его мировоззрения, квалификации, от его умениянаходить общий язык с наблюдаемыми зависит успех наблюдения.
Помимо качеств, в той илииной мере присущих всякому человеку (внимание, терпение, способностьфиксировать изменения в наблюдаемой ситуации), одним из основных качествнаблюдателя должна быть добросовестность.
Наблюдатель долженнепрерывно контролировать свои действия, чтобы их влияние на наблюдаемуюситуацию и, следовательно, изменение ее было минимальным.
Наблюдатель долженпомнить не только об интересах исследования, но и об интересах наблюдаемыхлюдей. Наблюдение должно служить строго сформулированным действительно научнымзадачам исследования и ничем не вредить тем, кого наблюдают. Для марксистскойсоциологии неприемлемы такие позиции, которые проповедуют в своих работахнекоторые буржуазные ученые. «Научные открытия (как таковые) не связаны сэтикой,- пишет один из них. — Химику, изобретающему мощное взрывчатое вещество,как ученому нет дела до того, будет ли эта взрывчатка использована для взрывасобора или для прокладки туннеля в горах. Ученому, изучающему общество, должнобыть безразлично, в какой мере его выводы могут повлиять на существующийсоциальный порядок».
Перед тем как непосредственноприступить к выполнению самой процедуры, необходимо, чтобы каждый наблюдательпрошел соответствующую подготовку. Обучение наблюдателя подразумеваетодновременное развитие у него способности, увидеть — значимые действия, а такжеспособности к запоминанию и умение вести точные записи.
Необходимо помнить, чтодаже при большом желании наблюдателя не пропустить ничего в наблюдаемойситуации он не может охватить ее целиком, поскольку ограничена сама егоспособность к восприятию. В каждый определенный момент человек способенвоспринимать от пяти до девяти дискретных единиц одновременно.
Если речь идет одостаточно широкой сфере наблюдения, целесообразно поручить работу несколькимнаблюдателям, строго распределив при этом функции. Так, одному из них можетбыть поручено наблюдать за общим ходом изучаемого процесса, другому — заречевым поведением, за тем, что и кем говорится, третьему — за мимикой ижестами участников взаимодействия и т. д.
Лучше всегоподготавливать наблюдателей с помощью упражнений, когда обучающиеся ведутзаписи, наблюдая либо специально разыгрываемые, либо заснятые на кинопленкуситуации[11].
Если такой возможностинет, то исследователь может проводить подготовку помощников на начальныхстадиях наблюдения. Для этого нужно, чтобы они вместе присутствовали принаблюдении и вели параллельные записи. После наблюдения записи исследователя иобучающегося сравниваются, и исследователь разъясняет наиболее важные и сложныемоменты.
В ходе подготовки следуетначинать с того, чтобы научить наблюдателя, во-первых, тщательно различатьнаблюдаемые факты и вызванные ими реакции, во-вторых, уметь выделить в этихфактах максимальное число элементов.
Важным этапом приподготовке наблюдателя является разработка инструкции. Хорошо подготовленнаяинструкция облегчает работу наблюдателей по сбору и унификации материала.
В инструкции следует,прежде всего, определить уровень, на котором наблюдатели будут выносить своисуждения, и дать точные указания относительно того, по каким критериям те илииные действия, события, явления будут подводиться под ту или иную категорию.
Здесь же подчеркиваетсянеобходимость вести запись строго в соответствии с имеющимися категориями. Так,наблюдатель не может отметить «проявление агрессивности», если эта категория неотмечена в коде.
Инструкция должнасодержать также требования к способу записи наблюдаемых событий, иными словами,она должна отвечать на вопрос, как фиксировать. Можно отмечать только наличиеили отсутствие в каждый момент какого-либо действия, и конечный протокол будетуказывать наблюдаемые частоты.
В инструкции непременноуказывается, должен ли наблюдатель просто регистрировать факты, или в егообязанность входят их кодировка и интерпретация.
Если при записи требуетсяинтерпретация намерений изучаемых лиц, в инструкции следует либо указатьпринцип, либо перечислить показатели, на основании которых наблюдатель будетвыносить свое суждение. Все это необходимо для того, чтобы все наблюдатели повозможности одинаково оценивали наблюдение. Инструкция должна быть подготовленазаранее, ее формулировку следует проверить в ходе предварительных наблюдений и,если это понадобится, внести необходимые уточнения. От инструкции зависит,насколько наблюдатель поймет цель наблюдения и свою роль в исследовании.Необходимо, чтобы все положения инструкции были сформулированы четко инедвусмысленно. Инструкция должна быть письменной, а ее содержание — оставатьсянеизменным с того момента, как кончается подготовительный этап наблюдения.
Фиксация результатов
Основное требование кфиксации результатов наблюдения состоит в том, что запись должна вестись наместе наблюдения и в момент совершения наблюдаемого события. Эта записьодновременно является средством двойного контроля: за наблюдателем и завозможными отклонениями в рамках наблюдаемой ситуации или процесса.
Универсального способазаписи, годного на все случаи жизни, фактически не существует. Очевидно,следует применять самые простые, экономичные и надежные способы записи.Конкретный выбор того или иного способа ведения записи прямо зависит от того,какое наблюдение используется. Неконтролируемое наблюдение, ставящее своейцелью описание широкого круга явлений, чаще всего не имеет жестких форм записи.Здесь прежде всего важно, чтобы запись давала возможность определить, чтоявляется только наблюдением, а что — в какой-то мере интерпретацией наблюдаемыхсобытий. Это нелегко, но необходимо, потому что в противном случае данныенаблюдения смешаются с выводом[12].
При контролируемомнаблюдении еще до его начала имеются четкий план и система категорий, с помощьюкоторых будет описываться наблюдаемое явлений или процесс. Система категорийоформляется в виде таблицы, карточки или протокола. В этом случае записьрезультатов сводится к тому, что заранее обусловленным знаком (плюс, минус,цифровой или буквенный индекс и т. д.) наблюдатель отмечает проявление той илииной формы поведения или фиксирует ее отсутствие.
И в случаеконтролируемого, и в случае неконтролируемого наблюдения для фиксацииинформации может использоваться видео-, кино-, фото- и звукозаписывающаяаппаратура.
Для обработки результатовнаблюдения, проведенного по структурализованной карточке, составляется код дляшифровки, затем результаты наблюдения (их цифровые обозначения) переносятся накарточку машинного счета и обрабатываются в зависимости от величины массива(числа проведенных наблюдений) либо с помощью машины, либо вручную.
Проведение наблюдениятребует тщательной подготовки: разработки программы, соблюдения всех этапов,подготовки и консультирования наблюдателя, составления репрезентативнойвыборочной совокупности, четкой фиксации результатов и их проверки.
4.Программа социологическогонаблюдения
Составление программынаблюдения ставит исследователя перед необходимостью решить ряд достаточносложных проблем. Наблюдение- это прежде всего изучение объекта в ситуацияхдеятельности (например, рабочей бригады в процессе труда, слушателей различногорода лекций в процессе их взаимодействия с лектором, специальной группы,выполняющей, задание исследователя, и т. п.). Иначе говоря, речь идет обисследовании протекающего процесса.
При разработке программынаблюдения следует соблюдать следующие условия, которые оказывают определяющеевлияние на качество получаемой информации: расчленение объекта наблюдения насоставляющие элементы должно быть логичным, соответствовать органическойприроде объекта и позволять воссоздание (реконструкцию) целого из частей;расчленение должно вестись в терминах, адекватных тем, которыми исследовательнамеревается оперировать при анализе полученной информации; выделенные элементыобъекта наблюдения (единицы наблюдения) должны однозначно интерпретироваться,не допускать, двусмысленного толкования.
Выбор исследуемыхколлективов и индивидов, определение условий, в которых будет происходитьнаблюдение, фактов, которые будут наблюдаться, и достоверности полученнойинформации — все эти вопросы следует решить заранее, чтобы наблюдение моглопроходить организованно и последовательно, в соответствии с заранееразработанным планом.
Процесс разработкипрограммы наблюдения состоит, прежде всего, в построении исследователем системыклассификации тех фактов, которые составляют наблюдаемую ситуацию и отвечаютцелям исследования. Без нее зафиксированные факты будут изолированными,неопределенными и, следовательно, лишенными смысла. Однако системаклассификации фактов не должна быть слишком жесткой, иначе исследователь будетвынужден отбросить все факты, в нее не укладывающиеся.
Наблюдатель, у которогонет системы классификации, может увидеть много, а зафиксировать и определитьочень мало. Исследователь, который использует слишком жесткую схемуклассификации, чаще будет фиксировать лишь те явления и факты, которые могутподтвердить его предварительные концепции.
В процессе наблюденияпроисходит накопление данных, и их предварительный анализ позволяет уточнитьзадачи наблюдения. Вводятся более строгие категории, выделяются наиболеезначимые с точки зрения задачи исследования аспекты наблюдаемых ситуаций исобытий. Поэтому программа наблюдения должна быть достаточно широкой и гибкой.Даже в тех случаях, когда задачи и гипотезы определены заранее, они могут бытьпереформулированы несколько раз в ходе работы. Если это происходит, необходимофиксировать соответствующие изменения и вносить их в программу исследования.
4.1 Методологическаячасть
Определение цели, задач игипотезы исследования
Важное местов любой программе любого социологического исследования занимает построение егоцелей и выявление задач. Цель придает общую направленность исследованию, от неёзависят задачи исследования. Цель задает определённую логику проведенияисследования. Чёткая формулировка конкретной цели — одно из важнейшихтребований к программе исследования. В данном случае целью социологическогоисследования является получение информации об уровне толерантности современноймолодежи(студенческой). Ориентация на поставленную в программе цель служитнеобходимым критерием эффективности предпринятых теоретических, методических иорганизационных процедур социологического исследования.
Средствомреализации цели исследования служат задачи исследования. Они раскрывают содержание предмета исследования и согласуются сгипотезами.
Задачамиэтого исследования являются:
1)Выявлениестепени терпимости студентов КурскГТУ к иностранным студентам и вообщеиностранцам в нашем городе.
Информация, полученнаяпри решении этой задачи, поможет определить актуальность исследуемой проблемы врамках города Курска.
2) Выяснить условия,влияющие на степень толерантности к иностранцам студенчества в нашем ВУЗе.
Данные,полученные при решении этой задачи, помогут понять, какие именно условия влияютна степень толерантности студентов.
3) Выяснить, чеммотивируют студенты свое отношение (положительное или отрицательное) к иностранцам.
Данные,полученные при решении этой задачи, помогут понять, какие именно факторыформируют субъективное отношение студентов к иностранцам.
Такимобразом, можно считать, что, решив поставленные выше задачи, можно решитьвозникшую проблему.
Такжеочень важно для любого исследования чётко и правильно сформулировать гипотезу.Гипотеза — это своеобразный прогноз ожидаемого решения исследовательскойзадачи. Она основывается на имеющихся теоретических знаниях об исследуемомобъекте и практических выводов. Характер гипотез определяет логику исследованийи способствует правильному выбору методов исследования. Гипотеза нужна длятого, чтобы, исходя из проблемной ситуации, высказать предположения о влияющихна неё факторах и наметить ориентиры выхода из неё. Перед началом исследованиянами выдвигается следующая гипотеза: в нашей стране наблюдается низкий уровень толерантности кгражданам других стран, принадлежащих другому этносу и культуре, что порождаетчастое непонимание в обществе и стычки между нашей молодежью и иностранцами,часто плохо заканчивающиеся для вторых.
Объект, предмет и выборкаисследования
Длялюбого исследования, в том числе и социологического, также важно четкоопределить объект и предмет исследования. Объектом может быть социальныйпроцесс, или область социальной действительности, или какие-то социальныевзаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию. Объект социологическогоисследования — это то, на что направлен процесс познания. В данном исследованииобъектом изучения являются студенческая молодежь города Курска. Предметом жеисследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственноподлежит изучению. Это наиболее значимая сторона объекта с точки зрения теориии практики. Одному и тому же социальному объекту может соответствоватьнесколько различных предметов исследования, каждый из которых по содержаниюопределяется тем, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью, аглавное — для решения какой социальной проблемы выбран. В данной работепредметом исследования служит отношение студентов к представителям других национальностей(расизм/толерантность).
Следующийэтап — это формирование выборки.
Множествосоциальных объектов, которые являются предметом изучения в пределах, очерченныхпрограммой социологического исследования и территориально-временными границами,образует генеральную совокупность. Любую генеральную совокупность характеризуетнекоторый явно задаваемый признак (или набор признаков), по значению котороговсегда можно однозначно определить, относится данный объект к генеральнойсовокупности или нет. Часть объектов генеральной совокупности, выступающих вкачестве объектов наблюдения, называется выборочной совокупностью. Инымисловами, если генеральная совокупность включает все без исключения единицы, составляющиеобъект исследования, то выборочная совокупность представляет собой специальнымобразом отобранную часть генеральной совокупности.
В даннойработе будет использоваться квотный (стратифицированный)
отбор, воснове которого лежит построение качественной модели генеральной совокупности,затем — отбор единиц наблюдения в выборочную совокупность, исходя из имеющейсямодели (например по слоям населения, возрастному, половому признакам и т.д.).
В даннойработе будет использоваться наблюдение за группой студентов КурскГТУ,представляющих собой творческий коллектив, состоящий из студентов разныхвозрастов, объединенных лишь принадлежностью к ОТП. Никаких математическихпроцедур при составлении выборки здесь не применяется, а значит соблюстиконтроль за обеспечением репрезентативности невозможно.
4.2 Программасоциологического исследования на тему «Отношение студентов к представителямдругих национальностей»
Актуальность исследования:на сегодняшний день нашу страну заселяет все больше иностранцев, которые приезжаютк нам для обучения или в поисках работы. Так же у нас в стране очень многонеформальных организаций, которые выступают за чистоту расы и не оченьприветствуют граждан других стран на своей земле. Наша страна открыта длявъезда иностранцев, состоит в еврозоне и потому ее посещает ежедневно тысячилюдей из разных стран, кто-то по делам, кто-то для культурного развития, акто-то в целях обосноваться и стать частью нашего народа. Очень частовстречаются у нас представители стран СНГ, в частности представители кавказскойи узбекской национальности, так как когда-то все мы жили единым народом, послеразделения Советского Союза многие оставили семьи за границей и теперь имеютроссийское гражданство. Но все больше в нашей стране появляется представителей дальнегозарубежья, Азии и так далее. В большинстве своем это студенты вузов, которыеприезжают к нам для получения качественного и доступного образования, что нашеправительство всячески поддерживает.
Но вот вопрос: «Как нашистуденты относятся к своим иноязычным братьям?» Он достаточно спорный, потому иактуальный, ответ на него поможет выяснить степень толерантности нашеймолодежи. В странах запада давно не считаются с цветом кожи или разрезом глаз,это облегчает жизнь и взаимодействие между людьми, а у нас это все ещенеблагоприятный фактор коммуникации. Итак, в связи с невысокой терпимостьюнашего народа к иностранцам в прежние времена, необходимо выяснить, как же наних реагирует нынешнее поколение, потому что меняются люди, меняется мир,меняются отношения людей. Тут важно выяснить в какую сторону они меняются ивозможно ли абсолютно мирное сосуществование россиян с представителями другихнациональностей на нашей земле при сохранении нашей расы.
Проблема: наша странапринимает все больше иммигрантов из стран дальнего зарубежья и СНГ, это создаетнапряженность в обществе. Примером тому служит знаменитая фраза москвичей:«Понаехали тут!» Россия многонациональная страна, и к нашим братским народам мыуже привыкли за многолетний опыт совместного существования в СССР, а вот тотфакт, что мы тянемся за Европой, в частности за Америкой, где рамки нациистерты, приводит на территорию России все больше иностранцев на постоянноеместо жительства. Только вот не все знают, что у американцев никогда не былонации единой как таковой в этническом смысле, они изначально были сборищем,сражающимся за свободу и прибывали на территорию США со всех концов Земли впоисках лучшей жизни. Проблемой в данном случае для России служит слабаятерпимость к людям других национальностей, находящихся на исконно русскойтерритории, принадлежащей нашей нации веками.
Объект наблюдения:студенческая молодежь КурскГТУ
Предмет наблюдения:отношение студентов к представителям других национальностей(расизм/толерантность)
Цель наблюдения: получить информацию об уровнетолерантности современной студенческой молодежи.
Задачинаблюдения:
1)Выявлениестепени терпимости студентов КурскГТУ к иностранным студентам и вообщеиностранцам в нашем городе.
2) Выяснить условия,влияющие на степень толерантности к иностранцам студенчества в нашем ВУЗе.
3) Выяснить, чеммотивируют студенты свое отношение (положительное или отрицательное) киностранцам.
Гипотеза: в нашей стране наблюдается низкийуровень толерантности к гражданам других стран, принадлежащих другому этносу икультуре, что порождает частое непонимание в обществе и стычки между нашеймолодежью и иностранцами, возникающие в результате проявления агрессии первых.Предполагается, что большинству нашей молодежи присущи высокие показателирасизма, хотя в большинстве высокоразвитых стран, к которым мы себя относим,проблем с толерантностью к иностранным гражданам нет, так как эти странымультинациональные и их население смешанное, а на территории России преобладаетроссийская нация. Задачи исследования доказать правильность гипотезы (низкийуровень толерантности российской молодежи к иностранцам) или опровергнуть ее,т.е. прийти к выводу, что терпимость нашей молодежи к иностранцам на среднемили же высоком уровне.
Интерпретация понятий:
Толерантность — терпимостьк чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям,верованиям.
Расизм — исходящая изантинаучного утверждения о неравноценности рас реакционная буржуазная теория ичеловеконенависническая политика господства якобы высших, полноценных рас надякобы низшими, неполноценными.
Нация – это совокупностьграждан одного государства. У членов одной нации много общего: язык, культура,история их государства. Иногда нацию понимают как социально-экономическую иликультурную общность людей, это так называемая этнонация, единая народность.
Операционализацияпонятий:
Толерантность: высокиепоказатели, средние показатели, низкие показатели.
Расизм: высокиепоказатели, средние показатели, низкие показатели.
Выборка: квотная (квота-участники творческого коллектива ОТП КурскГТУ, возраст участников соответствуетвозрастному составу в генеральной совокупности).
Наблюдение включенное(полное включение), неконтролируемое, стандартизованное, полевое,эпизодическое.
Заключение
Люди обращались кнаблюдению как одному из важнейших источников социальной информации,непосредственно воспринимающей и прямо регистрирующей все факты об объекте изначимости, с точки зрения целей. Самостоятельную роль метод наблюдения играетпри изучении уникальных и быстротечных явлений общественной жизни и примонографическом исследовании отдельных локальных объектов. В некоторыхситуациях, таких как катастрофы (вспомним, например, землетрясение в Спитаке вАрмении), сильное нагнетание страстей в обществе или военное противостояние(например, межнациональные конфликты в Нагорном Карабахе, Абхазии, Чечне,Косово в Югославии, штурм Белого дома в Москве), наблюдение становится чуть лине единственным возможном подходом к изучению социальной реальности.
Но на практике наблюдениередко бывает основным методом сбора социальной информации. Обычно оноприменяется наряду с другими методами и служит специфическим целям.
Наблюдение как методсоциологического исследования способствует получению весьма ценных сведений,которые часто невозможно извлечь с помощью других методов.
Наблюдение — незаменимыйисточник информации на стадии общей разведки по формулятивному плану. Т.е., какправило, наблюдение дает информацию описательного характера. Поэтому оноприменяется на тех стадиях исследования, где необходимо нарисовать картинупроисходящих процессов, поведения коллектива, индивидуальные действия егочленов и т.п.
Включенное наблюдение всочетании с последующими массовыми обследованиями (по документам, опросам)позволяет дополнить сухой, но репрезентативный материал более живымисведениями, повысить обоснованность интерпретации данных.
Важнейшее из преимуществнаблюдения -это его непосредственность. Этот метод сбора информации позволяетфиксировать различные изменения изучаемого социального объекта в момент егопоявления. Исследователь получает возможность видеть развитие событий врассматриваемом коллективе и изучать поведение его членов в естественныхусловиях.
Однако, несмотря назначительные преимущества, включенное наблюдение обладает также и рядомнедостатков. Прежде всего, это вмешательство исследователя в ход естественногопроцесса, так как, бесспорно, присутствие наблюдателя всегда оказывает влияниена наблюдаемую ситуацию. И самое главное заключается в том, что размер этоговлияния определить необычно сложно. Существует также опасность включенногонаблюдателя утратить объективность, становясь в позицию тех, в среде кого ондействует. Но такая заинтересованность вместе с тем может быть и преимуществом,если социолог трезво оценивает ситуацию и неуклонно следует хорошо продуманнойконцепции исследования.
Отмечают такжесубъективное воздействие на оценку происходящего и стороннего наблюдателя.Здесь может иметь место «снисходительность» наблюдателя в отношениинаблюдаемых, тенденция оценивать ситуации более положительно. Возможен иобратный эффект: излишнее снижение оценок тех или иных действий, а также«ошибка усреднения», т.е. боязнь крайних суждений, и ошибка «контраста»,указанная Гилфордом[13].Короче говоря, личностные особенности наблюдателя определенно сказываются наего впечатлениях.
Поскольку наблюдение, вособенности участвующее, часто ведется одним человеком, а человеческоевосприятие ограничено, поэтому исследователь может пропустить, не заметитькакие-то важные проявления изучаемого объекта. Кроме того, наблюдатель,старающийся в короткое время зафиксировать как можно больше различных явлений,может не суметь соотнести их с целым, не найти их место в контексте техпроцессов, которые свойственны изучаемому объекту как системе, и его наблюдениямогут так и остаться набором разрозненных впечатлений.
Наблюдение представляетсобой весьма трудоемкую процедуру. Оформление итогов наблюдения в виде записейзанимает значительно больше времени, чем непосредственное наблюдение.
И конечно, наблюдению неподлежат события прошлого, многие явления и процессы массового характера,вычленение небольшой части которых, делает их изучение непредставительным.
В целом же прииспользовании методологии «жесткого» (количественного) подхода наблюдение какметод сбора первичных данных либо наводит на гипотезы и служит трамплином длямассового обследования, либо применяется на заключительной стадии массовыхобследований для уточнения и интерпретации основных выводов.
Исходя из вышесказанного,можно сделать вывод, что цель работы- изучить особенности применения методанаблюдения в социологии — была достигнута.
В процессе изученияматериала были решены задачи работы:
1)Изучить спецификуметода наблюдения в социологии;
2) Рассмотреть видынаблюдения, его преимущества и недостатки;
3) Изучить процедуруфиксации результатов наблюдения, подготовки наблюдателя;
Была разработанапрограмма социологического исследования, рассчитанного на проведение методомнаблюдения на тему «Отношение студентов к представителям другихнациональностей».
Список использованныхисточников
1. Оригинальные произведения.
1.1. Бутенко И.А. Анкетный опрос какметод общения социолога с респондентом [Текст]/ И.А. Бутенко- М.: Наука,- 1989.-346с.
1.2. Девятко И. Ф. Модели объясненияи логика социологического исследования. [Текст]/ И. Ф. Девятко — М.: ИСОРЦГО-TEMPUS/TACIS, -1996.-531с.
1.3.Ионин Л. Г. Основаниясоциокультурного анализа [Текст]/ Л. Г. Ионин- М.: Изд-во РГГУ,- 1995. -319с.
1.4. Михайлов С. Эмпирическоесоциологическое исследование. [Текст]/ С. Михайлов -М.: Прогресс.- 1975.-325с.
1.5. Ноэль Э. Массовые опросы.Введение в методику демоскопии [Текст]/ Э. Ноэль- М.: Наука,- 1987.-457с.
1.6. Пэнто Р. Методы социальных наук.[Текст]/ М. Гравитц- М.: Прогресс,-1972.-361с.
1.7. Румянцев К.И. Процесссоциального исследования. [Текст]/ К.И. Румянцев- М.: Прогресс, -1975.- 457с.
1.8. Ядов В.А. Стратегиясоциологического исследования[Текст]/ В.А. Ядов- М.: «Добросвет»,- 1998.- 317с.
1.9. Ядов В.А. Социологическиеисследования: методология, программы, методы[Текст]/ В.А. Ядов- М.: Наука,- 1987.-458с.
2.Учебная литература.
2.1.Гречихин А.А. [Текст]:Социологияи психология чтения: Учебное пособие для вузов/ А.А. Гречихин -М.: МГУП,-2007.-383с.
2.2.Жоль К.К. [Текст]:Социология(в систематическом изложении).Учеб. пособие для вузов.-2-е изд./ испр. и доп.К.К. Жоль -М.: ЮНИТИ-ДАНА,-2004.-431с.
2.3.ХудяковА.И. Экспериментальнаясоциология в схемах и комментариях [Текст]: Учебное пособие/А.И.Худяков.-СПб.: Питер,-2008.-320с.
3.Монографии.
3.1.Андреева Г.М. Лекции по методикеконкретных социальных исследований[Текст]/ Под ред. Г.М. Андреевой- М.: Изд-во МГУ,- 1972. -86с.
3.2. Здравомыслов А.Г. Методология ипроцедура социологических исследований. [Текст]/ А.Г. Здравомыслов- М.: Мысль, -1969.-165с.
3.3.ЛазаревА.Д. Социологиямолодежи: монография [Текст]/ А.Д.Лазарев, С.Н.Чирун -Кемерово: ТУКузГТУ,- 2006.-184с.
4.Публикации в периодическойпечати.
4.1.Козина И. М. Особенностиприменения стратегии исследования и случая (case study) при изучениипроизводственных отношений на промышленном предприятии [Текст]/ И. М.Козина // Социология.- 1995. -№ 5.- С.45-68 .
4.2.Маслова О. М. Качественная иколичественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола) [Текст]/ О. М.Маслова // Социология.- 1995.- № 6.- С.56-59.
4.3.Ольшанский В. Б. Личность исоциальные ценности [Текст]/ В. Б. Ольшанский // Социология в CCCР.-1966.- № 1.- С.242—251.
4.4.Ряжский И. А. Опыт использованиявключенного наблюдения для изучения жизни производственного коллектива[Текст]/ И.А.Ряжский// Социологические исследования.- 1975.- № 3.- С. 92—99.
4.5.Ядов В. А. Стратегии и методыкачественного анализа данных[Текст]/ В. А. Ядов // Социология.- 1991.- №1.- С. 14—31.
5. Электронные ресурсы
5.1.Бабосов Е.М. Энциклопедиясоциологии. Яндекс словари [Электронный ресурс]/ Е.М. Бабосов//- slovari.yandex.ru/dict/sociology
5.2.Методы сбора информации всоциологическом исследовании /[Электронный ресурс]//-http://slovari.yandex.ru/dict/sociology
www.univer.omsk.su/omsk/socstuds/crawlinfo/index.html
5.3.РУССКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙИНТЕРНЕТ-УНИВЕРСИТЕТ/[Электронный ресурс]/ /- www.i-u.ru/biblio/archive/deviatko_met_sociol_issled