--PAGE_BREAK--
Рис. 1. Структура непрерывного образования
Отношения между элементами подсистемы основного образования строятся по принципу иерархии, каждое последующее звено дает образование более высокого уровня.
2.2 Среднее профессиональное образование в системе непрерывного образования
Сегодня у образования, будь то среднее, профессиональное и дополнительное своя задача и своя цель, и в то же время, они все преследуют главную задачу – успешную социализацию человека в первую очередь через его профессиональную деятельность[13]. В XXI веке концепция непрерывного образования, подразумевающая процесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни, приобретает ключевое знание.
Непрерывное пополнение, уточнение знаний, приобретение и осмысление новой информации, выработка новых умений и навыков становятся важнейшими предпосылками повышение интеллектуального уровня человека, уровня его жизни, насущной потребностью для любого специалиста. Идея непрерывного образования трансформировалась от потребности образования на всю жизнь в тезис – образование через всю жизнь. Система образования включает ряд ступеней, которые по своей природе дискретны, но благодаря преемственности обеспечивается ее непрерывность. Диалектическая взаимосвязь и единство непрерывности и дискретности как важные характеристики системы непрерывного образования обеспечивается оптимальной организацией преемственности всех ее ступеней.
Преемственность позволяет плавно переходить человеку от одного этапа развития к последующему, от одной к следующей, более высокой ступени образования. Проблема преемственности между различными ступенями системы непрерывного образования приобретает особое значение. Ее содержание, значение и роль существенно обогащаются, поскольку в данном случае речь идет о взаимосвязи и взаимодополняемости последовательных подсистем непрерывного образования.
Среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков по более чем 280 специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация L-техник.
Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). При углублении подготовки выпускнику присваивается квалификация L-старший техник, при расширении подготовки — L-техник с дополнительной подготовкой в области — (с указанием конкретной области: менеджмент, экономика, информатика и т.д.).
Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений:
техникум (училище), реализующий основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;
колледж, осуществляющий профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.
Социология образования— отрасль социологической науки[14]. Такое же название носит направление в социологии, занимающееся проблемами педагогики. Изначально возникла во Франции, где представлена двумя крупнейшими школами: Пьера Бурдье и Реймона Будона. Также социология образования представлена такими учеными как Мид, Саймон, Кумбс, Ильин, Лумана, Турена, а также Н.И.Лапина, И.М.Попова, А.Г. Эффендиева, А.И. Кравченко, Е. Орловская, В.Т. Харчева, Ж.Т. Тощенко и многих других отечественных социологов.
Что касается практического исследования непрерывного образования, то здесь интерес представляют публикации в таких журналах как “Социологические исследования”, “Социально-политический журнал”, ”Социально гуманитарные знания” и т.п.
Основываясь на работах вышеперечисленных авторов, было проведено социологическое исследование, посвященное роли среднего профессионального образования в системе непрерывного образования. Для проведения исследования было выбрано два метода – количественный (анкетирование)[15] и качественный (интервью)[16].
Анкетирование – (от франц. enquete, буквально — расследование), одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому лицу из группы предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа — анкеты[17].
Опрос подростков проводился в учебных заведениях методом группового анкетирования. Сбор информации и обработка данных проводились в апреле 2010 года.
В анкетировании приняло участие 100 человек. Из них 50 студентов экономико-правового колледжа и 50 учащихся из профессионального лицея № 36. Подавляющее большинство опрошенных это студенты второго курса. Из них 50 юношей и 50 девушек.
Таблица 1
Курс обучения респондентов
На каком курсе Вы учитесь?
Количество
1. 3
34
2. 2
66
Которые поступили в среднее профессиональное учебное заведение после окончания 9 класса в школе, это 90% опрошенных и 10% поступили после окончания 11 класса.
Таблица 2
Класс после которого респонденты поступили в колледж
После, какого класса, Вы пошли учиться в колледж?
Количество
1. после 9
90
2. после 11
10
Большая часть студентов, а именно 63% оценивают свои теоретические знания получаемые в колледже на оценку 4. Трое ставят себе твердую 5 и 34 человека оценку 3. Таким образом средняя оценка за теоретические знания которую ставят себе сами учащиеся составляет 3,7.
Таблица 3
Оценка теоретических знаний, получаемых в колледже
Как Вы оцениваете свои теоретические знания, получаемые в колледже?
Количество
1. 5
3
2. 4
63
3. 3
34
Практические знания получаемые в колледже большинство студентов (54%) оценивают на 4. 41% ставит себе – 5 и лишь, пять опрошенных оценивают свои знания на тройку. Средняя оценка – 4,9. Свои практические знания студенты оказывают значительно выше, чем теоретические получаемые в средних профессиональных учреждениях.
Таблица 4
Оценка практических знаний, получаемых в колледже
Как Вы оцениваете свои практические знания, получаемые в колледже?
Количество
1. 5
41
2. 4
54
3. 3
5
Большинство студентов (53%) хорошисты, 46% получают в большинстве случаев оценки 3 и 4. Круглым отличником можно назвать только одного человека. Двоечников среди опрашиваемых не было.
Таблица 5
Получаемы оценки в колледже
На какие оценки Вы учитесь?
абс
%
1. 5
1
1%
2. 4-5
53
53%
3. 3-4
46
46%
4. 2-3
5. 2
Рис. 1 Причины поступления респондентов в колледж
Большинство опрошенных, а именно 44% поступили в колледж для того чтобы быстрее получить специальность, 32% поступили вследствии того, что их не взяли в 10-11 классы обучения в школе. У 22 студентов просто нет денег для получения высшего образования.
Таблица 6
Планы на поступление в ВУЗ респондентов
Собираетесь, ли Вы поступать в Вуз после получения диплома о среднем специальном образовании?
Количество
1. да
68
2. нет
20
3. не знаю
12
Подавляющее большинство студентов (88%) уже определились с дальнейшими планами на обучение. Из них 68 человек продолжат его в ВУЗе, а 20 человек не собираются продолжать свое обучение. 12% на данный момент не определись со свои планами на образование.
Рис.2 Причины поступления респондентов в колледж и планы на поступление в ВУЗ.
Большая часть студентов которые собираются продолжить свое обучение в ВУЗе, поступили в колледж для того чтобы быстрее получить специальность. Больше половины учащихся(21%) из тех которые поступили в колледж лишь из-за того, что их не взяли в 10-11 школы, все же собираются продолжить свое дальнейшее обучение. Половина студентов, которые поступили в среднее профессиональное учебное заведение из-за нехватки средств, собираются поступать в ВУЗ.
Таблица 7
Специальность, на которой обучаются респонденты и планы на дальнейшее обучение
На какой специальности Вы учитесь?
Собираетесь, ли Вы поступать в Вуз после получения диплома о среднем специальном образовании?
да
нет
не знаю
1. программист
3
3
2. товаровед
3
3. менеджмент
5
1
4. бухгалтер
6
4
5. экономист
10
4
6. электросварщик
10
7. швея
10
8. автомеханик
10
9. слесарь
10
10. оператор ПК
11
11. электромонтер
10
Самой популярной специальностью, по которой выпускники колледжа хотели бы обучаться в ВУЗе является оператор ПК. На втором месте такие специальности как экономист, электросварщик, автомеханик и электромонтер. Однозначно высказались не в пользу продолжения дальнейшего образования студенты таких специальностей как швеи и слесаря. Мнения по поводу дальнейшего обучения в ВУЗе разошлись на таких специальностях как программист, бухгалтер и экономист.
Рис.3 Причины, по которым респонденты будут поступать в ВУЗ
Студенты, которые решили поступать ВУЗ, после получения диплома о среднем профессиональном образовании, сделают это из-за того, что высшее образование престижно (37%). Практически половина юношей пойдут в высшее учебное заведения для того, чтобы не идти в армию. И 15% продолжат свое обучения из-за недостаточного количества полученных знаний в колледже.
Таблица 8
Желаемая система обучения в ВУЗе, для респондентов
По какой системе обучения Вы хотели бы обучаться?
Количество
1. очная
34
2. заочная
31
3. вечерняя
10
4. дистанционная
В основном студенты хотят учиться по очной системе обучения 34% и по заочной 31%. 10% хотели бы обучаться по вечерней системе обучения, а дистанционную систему не выбрал никто.
Таблица 9
ВУЗ, в который хотели бы поступить респонденты
В какой ВУЗ Вы хотели бы поступить?
Количество
1. ТГУ
22
2. ВУиТ
2
3. ПВГУС
9
4. не знаю
40
5. СПГУ
1
6. МИР
2
7. РГСУ
1
Из тех студентов, что желают продолжить свое обучение в ВУЗе, 40 человек еще не определись с учебным заведением, в которое им хотелось бы поступить. Из тех ВУЗов которые были отмечены самым популярным является ТГУ, в него хотели бы поступить 22человека, вторым по популярности стал ПВГУС, далее идут ВУиТ, МИР, СПГУ и РГСУ.
Таблица 10
По какой причине респонденты не хотят получать высшее образование
Если нет, то по какой причине?
Количество
1. полученных знаний достаточно
2
2. уже работаю по специальности
20
3. нет денег
4
Те студенты, которые отметили, что не продолжат свое обучение в ВУЗе, главной причиной назвали то, что они уже работают по специальности. 4 человека ответили, что не пойдут учиться в ВУЗ из-за недостатка денежных средств и 2 человека, потому что им и так достаточно знаний полученных в среднем профессиональном учебном заведении.
Таблица 11
Желание респондентов пройти курсы повышения квалификации
Хотите, ли Вы пройти курсы повышения квалификации?
Количество
1. да
50
2. нет
12
3. затрудняюсь ответить
38
Ровно половина респондентов хотели бы пройти курсы повышения квалификации. 38% затруднились ответить на вопрос и 12% высказались свое нежелание.
Таблица 12
Специальность, по которой обучаются респонденты и их желание пройти курсы повышения квалификации
На какой специальности Вы учитесь?
Хотите, ли Вы пройти курсы повышения квалификации?
да
нет
затрудняюсь ответить
1. программист
4
2
2. товаровед
2
1
3. менеджмент
4
1
1
4. бухгалтер
5
5
5. экономист
14
6. электросварщик
10
7. швея
10
8. автомеханик
10
9. слесарь
10
10. оператор ПК
11
11. электромонтер
10
Первое место из тех специальностей, по которым студенты хотели бы пройти курсы повышения квалификации занимает экономика. Второе место у оператора ПК и третье место занимает специальность швея. Не собираются проходить курсы повышения квалификации слесаря. Затруднились ответить на данный вопрос электросварщики, автомеханики электромонтеры.
В целом можно сделать вывод, что полученные статистические данные полностью опровергли выдвинутые гипотезы. Мы считали, что большинство студентов не будут продолжать свое обучение в ВУЗе и по причине недостатка материальных средств. Оказалось, что большинство будут поступать в ВУЗ и из-за того, что высшее образование престижно. Студенты, которые решили, что не будут поступать в ВУЗ, связывают это с тем, что уже работают по специальности.
Большинство респондентов поступают в колледж после девятого класса обучения в школе, для того чтобы быстрее получить специальность, после найти работу и поступить в ВУЗ для дальнейшего обучения. Это подтверждает то, что колледж является важной ступенью в системе непрерывного образования.
Популярными специальностями для поступления в ВУЗ являются оператор ПК, экономист, электросварщик, швея, автомеханик, слесарь, электромонтер. Это говорит о том, что в ВУЗах стоит создавать сокращенные курсы обучения по данным специальностям. Форма обучения как очная так заочная, потому что результаты ответов респондентов практически одинаковы. Также многие студенты не определились с ВУЗом в который они хотели бы поступить. Большая часть учащихся изъявили желание пройти курсы повышения квалификации. Популярными специальностями являются экономист, оператор ПК и швея. Для улучшения данной ситуации менеджерам среднего профессионального учебного заведения стоит сотрудничать с ВУЗами. Для организации различного рода мероприятий в ходе которых студенты могли бы узнать об обучении в ВУЗах и курсах повышения квалификации.
Так же в ходе исследования был использован качественный метод сбора информации – экспертный телефонный опрос. Были проинтервьюированы 10 выпускники средних профессиональных учебных заведений, получивших диплом в 2007-2009г.
Экспертный телефонный опрос — метод, применяемый при проведении количественных исследований, заключающийся в интервью респондентов по телефону на основе заранее разработанных вопросов. Интервью проводилось по заранее выбранным телефонным номерам.
В результате проведенного исследования были получены следующие данные. Из 10 опрошенных выпускников работают по специальности ровно половина, трое устроились на работу, но не по специальности, два человека обучаются в ВУЗе. Несколько выпускников совмещают работу и обучение в ВУЗе, один только собирается поступать. Поступали в ВУЗ для повышения своей квалификации и получения новых навыков по их специальности. Те респонденты, которые не учатся, даже не собирались поступать в ВУЗ после окончания колледжа, потому что полученных знаний в колледже им оказалось достаточно. Это представители таких специальностей как слесарь и программист. Из полученных данных следуют, что больше половины выпускников потупили в ВУЗ после окончания колледжа, либо собираются это сделать. Что еще раз подтверждает, что колледж занимает неотъемлемое место в системе непрерывного образования.
На вопрос оказывал ли колледж Вам помощь в поступлении в ВУЗ или устройстве на работу мнения разделись. Выпускникам Лицея №36, колледж оказывал помощь только в трудоустройстве, а выпускникам Экономико-правового колледжа только в поступлении ВУЗ. Помощь заключалась в совместном посещении «Дней открытых дверей» в различных ВУЗах нашего города. Скорее всего данная ситуация связана с тем, что в Лицеи №36 производят обучение по техническим специальностям и им проще устроится на работу со средним профессиональным образованием. В экономико-правовом колледже готовят специалистов по естественнонаучным дисциплинам, а на данный момент большое количество выпускников ВУЗов по данным специальностям велико и работодатель делает выбор в пользу специалиста с высшим образованием.
Свои теоретические и практические знания, полученные в колледже, все оценивают выше среднего, но все, же говорят об их недостаточности. «Знания, полученные в колледже не плохие, но для меня их недостаточно. Поэтому продолжаю учиться в ВУЗе» выпускница Экономико-правового колледжа по специальности экономист. «Для меня этих знаний не достаточно, но для уровня колледжа они хорошие» выпускница Экономико-правового колледжа по специальности товаровед. «Для автослесаря 3-го разряда работающего на главном конвейере ВАЗа, и тех и других знаний вполне достаточно» выпускник Лицея №36 по специальности автослесарь. Многим выпускникам технических специальностей знаний полученных в колледже достаточно на данный момент, но высшее образование необходимо для продвижения по карьерной лестнице.
На вопрос является, ли колледж необходимой ступенью в системе непрерывного образования ответы экспертов сошлись. Все ответили однозначное да. «Думаю да, хорошая подготовка по специальным предметам осуществляется в ВУЗе» выпускник Лицея №36 по специальности автослесарь. «Да конечно, в колледже можно получить большое количество навыков, с которыми можно смело устраиваться на работу, но для более углубленных знаний необходимо высшее образование» выпускник Экономико-правового колледжа по специальности бухгалтер. Выпускники считают, что колледж является неотъемлемой ступенью в непрерывном образование, потому что там можно получить необходимые знания для трудоустройства. После поступить в ВУЗ и получить более углубленные знания, которые необходимы для лучшей трудовой деятельности и продвижения по службе.
К сожалению, никто не смог дать четкого ответа на вопрос об оценке работы менеджеров. Все ответы звучали как хорошо или удовлетворительно. Видимо, это связано с тем, что выпускники не поняли, кто является менеджером в среднем профессиональном образовании.
Полученные данные полностью опровергли одну из гипотез. Мы считали, что выпускники колледжа не продолжат свое обучение в ВУЗе, оказалось, что больше половины продолжают учиться и повышать свои знания. Гипотеза о том, что менеджеры колледжа оказывают помощь в поступлении в ВУЗ и трудоустройстве полностью подтвердилась. Только в средних профессиональных учебных заведениях оказывают помощь либо в поступлении в ВУЗ, либо при устройстве на работу.
продолжение
--PAGE_BREAK--