Реферат по предмету "Социология"


Методы профилактики наркомании и токсикомании в условиях общеобразовательной школы

Введение
Многие человеческиепороки формируются в столь невинном возрасте. Причины по которым подростокстановиться наркоманом, практически идентичны тем, по которым человек вообщеобзаводиться психологической зависимостью. Уязвимость, нетерпение, прессинггоняет его на поиски утешительных иллюзий. За последнее время наркомания вРоссии выросла почти в десять раз. Особую опасность обеспокоенность вызываетраспространение наркомании среди подростков. Наркомания среди подростковувеличивает рост уголовных проявлений по нескольким направлениям, в основекоторых лежит растущее число преступлений, совершаемых наркоманами в целяхдобычи денег для оплаты наркотиков.
Проблему наркоманиирассматривают не только медицинские учреждения, но и ученые педагоги М.ИВасильков, Н.А Ситаров, Ю.В.Василькова, Коробкина, А.В Мудрик, Мустаева Ф.А.М.В.Шакурова.
В своей курсовой работемы рассмотрим негативные воздействия различных психоактивных веществ наподростка, а также методы проведения профилактической работы по преодолениюнаркомании, токсикомании.
Поэтому, мы считаемвыбранную тему нами актуальной.
Объект исследования:рассмотреть систему профилактики наркомании и токсикомании.
Цель исследования:исследовать и выявить основные проблемы методы профилактики наркомании итоксикомании в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования: рассмотретьметоды и технологии профилактики наркомании и токсикомании в условияхобщеобразовательной школы.
Гипотеза: профилактиканаркомании будет эффективнее если:
1.Проведениедиагностического исследования своевременно учащихся;
2.Системный и программноцелевой подход;
3.Активное вниманиеродителей;
4.Организациясодержания досуга;
Задачи исследования:
1.Изучить теоретическиеосновы наркомании и токсикомании;
2.Выявить методы,технологии профилактики наркомании и токсикомании;
3.Провестидиагностическое исследование;
4.Обобщить опытобщеобразовательной школы;
5.Разработать метод и рекомендацииродителям;
Методы исследования:
— Анализ научнойлитературы;
— Сравнение;
— Классификацияметодов;
— Анкетирование;
— Тестирование;
База исследования:
п.Целина х.СвободныйМОУ Майская ООШ № 10
Структура курсовойработы состоит из: введения, двух глав включающих шесть параграфов, заключение,список литературы.

1глава. Теоретические основы профилактики наркомании и токсикомании в условияхобщеобразовательной школы
 
1.1Понятия, причины, последствия наркомании и токсикомании
В современныхисследованиях среди основных причин, способствующих преимущественнойнаркотизации именно несовершеннолетних и молодежи, выделяют факторы социальные(в том числе микросоциальные), психологические и биологические [1;55]. Ксоциальным факторам относят особенности современной социально- политической иэкономической ситуации в стране, доступность нарковещества, «моду» на него,степень грозящей ответственности, влияние группы сверстников, потребляющихнаркотики [2;80]. Психологические факторы включают привлекательностьвозникающих ощущений, желание получать удовольствие и одновременно- страх из-завозможности причинить вред своему здоровью. Но главный психологический фактор,обуславливающий легкость и быстроту приобщения к потреблению наркотика- это типакцентуации характера. Наиболее подвержены наркотизации гипертимные, авантюрные,не выносящие регламентации подростки, а также циклоидные, лабильные иэпилептоидные- со злобно-тоскливым, весьма неустойчивым типом характера ипсихопатией[7;101].
Среди биологическихфакторов приобщения к наркомании особо выделяют следующие: индивидуальнуюустойчивость к данному наркотику; отягощенную алкоголизмом наследственность;органическое поражение головного мозга; хронические заболевания печени и почекс нарушением функций[13;99]. Но важнейшим из биологических факторов являетсяприрода того, вещества, которым злоупотребляет подросток или молодой человек.
Возрастныепсихологические особенности подросткового периода ускоряют формирование желаниеупотреблять наркотические средства. Чем раньше родители и педагоги обнаружат уподростка признаки его причастности к потреблению наркотиков или токсическихвеществ, тем больше надежды на его избавление от наркотика. Поэтому необходиморасполагать сведениями о « портрете» молодого наркомана[ 4;63 ].
По своемупсихологическому тонусу он расхлябан, развинчен, не способен к длительномуволевому усилию, не в состоянии более или менее долго фиксировать своевнимание, заняться всерьез каким-либо одним предметом, к которому им же раньшебыл проявлен интерес. В результате приема наркотиков интересы наркоманов, какправило, бедны и ограничиваются удовлетворением возникающих влечений в областинизших эмоций. Ранняя наркотизация нарушает процесс гармонического развитияличности, отрицательно сказывается на физическом, психическом иинтеллектуальном здоровье подростков. У них значительно замедляется темпумственных операций. Падает уровень моральных норм, снижается нравственность. Характернабедность эмоций, высокая внушаемость, отсутствие творческих способностей[ 5;23].Формируется потребительская психология, общая эгоцентрическая ориентация. Наркотикиоказывают неблагоприятное воздействие на половую сферу подростка, понижаяпотенцию, плодовитость, а иногда вызывают непомерное усиление полового чувства,что чаще всего проявляется в половой распущенности.
Наркозависимость унесовершеннолетних формируется гораздо быстрее, чем у взрослых, и проявляется втяжелом протекании абстиненции даже при потреблении небольших доз наркотика[16;58].
Все эти явленияпроисходят параллельно с дезадаптацией и аморализацией подростка, поэтому ончасто оказывается не только субъектом, но и объектом противоправного поведения.Последнее в полной мере касается и взрослых людей, пристрастивших кнаркотикам[14;33]. Что происходит с человеком любого возраста после того, какон уже не в силах преодолеть тягу к интоксиканту и должен для удовлетворенияэтой потребности непрерывно повышать дозу принимаемого зелья [14;59]?
Если касается опиатов,в частности самого опасного из них- героина, в потребление которого в последниегоды втягивается все больше подростков, то последствия плачевны. Пройдяначальную стадию эйфории, наркоман впадает в необратимое состояние почтинепрекращающейся абстиненции.В связи с этим возникают психозы. Наркоманизнурен, не способен к действиям, так воля его полностью парализована. Уопийных наркоманов нарушаются все функции мозга, может пройти его атрофия,возможна эпилепсия. Страдают и другие системы организма. Возникают неизлечимыеизменения в легких, крови, печени, почках, сердце. У молодых людей выпадают волосы,поражение нервной системы и внутренних органов накладывает отпечаток на внешнийоблик наркомана: лицо становится землистого цвета, напоминает маску, за которойразыгрывается трагедия- обессиленный и истощенный до предела человек как быприсутствует при физическом и психическом уничтожении[9;55] Именно в этомпериоде « живые трупы» становятся особенно опасны для общества: чтобы достатьнаркотик, они идут на любое преступление — от подделки рецептов до убийства[ 9;61].
Сопоставляя мненияотечественных и зарубежных ученых о причинах тотальной наркотизации молодежи вовторой половине 20 века, можно найти немало общих факторов, на которые ссылаютсямолодые люди, объясняя свое увлечение наркотиками. Назовем основные из них:недовольство молодых тем порядком жизни, который предлагается отцами; желаниеизменить этот порядок в лучшую сторону без затраты собственных усилий, а врезультате — уход в мир иллюзий с помощью наркотиков; расширение ассортиментанаркотиков за счет наиболее сильнодействующих, в том числе синтетических;практически неограниченные возможности приобретения любых наркотиков, буквально« с доставкой на дом», в школы, колледжи, институты, клубы, дискотеки- всюду,где бывает молодежь[15;65].
Рассматривая основныеварианты наркотизации молодого поколения, мы выявили, что они относятся кдобровольным приобщениям к наркотикам детей и молодежи, а реальная жизньпреподносит нам более трагические сюжеты насильственного приобщения кнаркотикам.
Весь мир ведет борьбу снаркобизнесом, стараясь, прежде всего ограничить доступность наркотиков. Производство,хранение и торговлю наркотиками во всех странах относят к уголовнымпреступлениям. В большинстве государств, в том числе и в России, имеютсяспециальные подразделения по борьбе с наркобизнесом. Однако опыт показывает,что одними законами и запретами решить эту проблему нельзя, поскольку неучитывается следующее. Во–первых, пока на наркотики существует спрос, всегданаходятся поставщики, предлагающие это зелье. Но если научить людей обходитьсябез одурманивающих средств, само по себе исчезнет и их немедицинское потребления.Во – вторых, нельзя не учитывать, что наркотики не могут исчезнуть навсегда,так как они довольно широко используются в медицине как обезболивающие средствои как препараты для лечения тяжелых психических заболеваний[19;16]
Следовательно, нужнонаучить людей жить в мире, где есть наркотики, но не употреблять их. А дляэтого необходима всеобщая грамотность в области наркологии.
Наркотики ( отгреческого narke — оцепенение; narkotikos– приводящий в оцепенение)- это сильнодействующие природные( в основномрастительные), а также синтетические вещества, парализующие деятельность центральнойнервной системы, вызывающие искусственный сон, иногда- неадекватное поведение игаллюцинации, а при передозировке- потерю сознания и смерть[ 6;18].
Понятие « наркотик»,или « наркотическое средство», определяется тремя взаимосвязанными критериями –медицинским, социальным и юридическим.
Медицинский- еслисоответствующие вещество ( средство, лекарственная форма) оказывает такоеспецифическое действие на центральную нервную систему ( стимулирующие,седативное, галлюциногенное ), которое является причиной его немедицинскогоприменения.
Социальный – если этонемедицинское применение принимает такие масштабы, что приобретает социальнуюзначимость[ 7;66].
Юридический- если,исходя из двух первых предпосылок, соответствующая инстанция( в нашей стране –это Министерство здравоохранения РФ) признала это средство наркотическим ивключила в список наркотических средств [7;68].
На международном уровнеотнесение средств к наркотическим является прерогативой ОрганизацииОбъединенных Наций. А на национальном – органа, уполномоченного национальнымправительством. В нашей стране к наркотикам относятся вещества, которые входятв список, утвержденный Министерством здравоохранения РФ. Список периодическипересматривается.
Согласно определению,предложенному Всемирной Организации Здравоохранения, наркоман- это человек, укоторого в связи с приемом наркотиков возникает состояние периодической илипостоянной интоксикации( отравления), представляющее опасность для него самогои окружающих; который ввиду нарастающей толерантности ( устойчивости кнаркотику) постоянно повышает дозу вводимого вещества для получения желаемогоэффекта; у которого наблюдается выраженная психическая или физическаязависимость от вводимого препарата, что проявляется в непреодолимом (компульсивном)влечении к наркотику и заставляет добиваться его приобретения любыми путями[ 14;24].
Наркомания- ( отгреческого narke – оцепенение и mania –безумие, восторженность, страсть)- это болезнь, которая проявляется влечением кпостоя восторженность, страсть)- это болезнь, которая проявляется влечением кпостоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствиестойкой психической и физической зависимости от них с развитием синдромалишения- абстиненции- в случае прекращения их приема [1;35].
Диагноз «наркомания»устанавливается только при развитии специфического комплекса клиническихпризнаков заболевания, которые отражают динамику развития наркотическойзависимости. Развитие наркомании происходит в три стадии. Повторной, а иногда иоднократный прием наркотика, в некоторых случаях формирует признаки первойстадии наркомании — индивидуальную психическую зависимость[1;41].
Психическая зависимость- болезненное стремление принимать препарат, с тем чтобы испытать определенныеощущения или снять явления психического дискомфорта. Психическая зависимостьвозникает во всех случаях систематического употребления наркотиков. Еепризнаки: ясно выраженное постоянное желание продолжать употребление данноговещества, добывая его любыми путями; тенденция увеличивать дозу приема,обнаруживая рост устойчивости; возникновение индивидуальных и социальныхпроблем. Перерыв в употреблении наркотика вызывает чувство тревоги инапряжения, но нет тяжелого физического дискомфорта. Внешние проявления сформировавшейсяпсихической зависимости: создание соответствующего круга общения с людьми,злоупотребляющими наркотиками; начало употребления наркотического средства водиночку и поиск заменителей в случае его отсутствия[2;25].
Субъективные проявленияпервой стадии зависимости: постоянное стремление к повторному употреблениюинтоксиканта, нарушение сна, снижение настроения, раздражительность,неспособность сконцентрировать внимание, депрессия, угасание рефлексов. Начинаяс первой стадии и на всем протяжении болезни растёт толерантность к наркотику, а,следовательно, требуется непрерывное увеличение принимаемой дозы для достиженияожидаемого состояния. В некоторых случаях проявляется социальная дезадаптация[2;26].
Вторая стадия- физическаязависимость характеризуется непреодолимым, компульсивном, влечением кнаркотику, потерей контроля за принимаемой дозой, физическим комфортом всостоянии интоксикации и проявлением синдрома лишения, абстинентного синдрома,в случае прекращения приема наркотического средства. Прием наркотиков наркоманомс длительным стажем осуществляется не столько для эйфоризации, сколько длявыравнивания своего физического состояния при синдроме лишения наркотика,абстиненции. Синдром отмены проявляется обычно через 12-48 часов послепрекращения приема наркотика. Состояние абстиненции ( называемое ломкой приопийной наркомании) доставляет наркоману физические страдания: сильнейшиеспазмы внутренних органов и мышц, нарушение функций желудочно- кишечного трактаи сердечно- сосудистой системы, слюнотечение, повышенную секрецию желез. Такиеявления сопровождаются и психическими симптомами: бессонницей, подавленностью,разбитостью, чувством тревоги и страха, приступами истерии, психомоторнымвозбуждением. Все помыслы человека в состоянии абстиненции направлены только наодно- во что бы то ни стало, любой ценой найти и ввести себе определенную дозунаркотика, быстро снимающего страшные симптомы абстиненции. Как показываетпрактика, наркоманы самостоятельно, без помощи врача, не в состоянии преодолетьэтот синдром[ 17;72].
Синдром лишения уопиатчиков или морфинистов бывает настолько тяжелым, что без новой дозы илимедицинской помощи он иногда заканчивается смертью больного. Особенностью абстинентногосиндрома у подростков является психопатоподобное поведение и склонность скрывать
абстиненцию. Ихпостабстинентное состояние проявляется в астении, вялость раздражительности,утомляемости, склонности к временному раскаянию и самообвинению. Наформировании симптомов абстиненции оказывает влияние фармакологический характернаркотического вещества, что имеет большое дифференциальное — диагностическоезначение. Самым болезненным проявлением физической зависимости является ломка.Но при употреблении некоторых наркотиков ее не бывает. Поэтому многие наркологиубеждены, что психическая зависимость, сопутствующая любой форме наркозависимости,- основное препятствие в преодолении наркомании. Об этом свидетельствуютмногочисленные случаи возвращения к наркотикам даже тех лиц, кто сумел ихбросить, пройти ломку и много лет воздерживаться от приема наркотиков. Отфизической зависимости они освободились, а психическая зависимость, по- видимому,стала для них пожизненной[17;82]
Третья стадия развитиянаркомании — синдром измененной реактивности- отражает наиболее глубокуюперестройку организма при хронической интоксикации, максимально возросшую толерантность,многократно превышающую физиологические возможности обычно человека, снижениезащитных реакций, изменение формы потребления наркотика и формы опьянениявозникает истощение всех систем организма, возможна полинаркомания. Вподростковом возрасте развитие наркомании обычно не успевает достичь третьейстадии [ 8;30 ]. Вопрос о причинах возникновения у человека фармакологическойзависимости при потреблении наркотических средств заслуживает отдельногорассмотрения. Фармакологическая зависимость у наркомана формируется из-завключения употребляемого им наркотического средства в систему метаболизма, чтообусловлено биохимическим средством наркотика с определенными метаболитами.Наркотики содержаться не только в растениях, но и – самое главное!-вырабатывается нашим организмом. Они необходимы для тонкой нейрогорманальнойрегуляции основных жизненных функций. В наркотиках эйфорического действиясодержится вещества, по структуре приближающиеся к индолу[ 8;32]. Когданаркотики вводятся извне, организм, стремясь сохранить присущий ему оптимальныйуровень саморегуляции, прекращает внутренне производство собственныхнаркотических продуктов до тех пор, пока их аналоги, введенные в составенаркотического средства, не будут выведены из организма естественным путем.Если же введение наркотических средств извне становится регулярным, ихэндогенное, внутренние, производство постепенно подавляется, иногда полностью.Организм воспринимает это как острое голодание, испытывает дефицит определенныхнейрогормональных компонентов, необходимых для нормального функционирования.Механизм этого процесса рассмотрим на примере морфина и морфиноподобныхвеществ. По своей структуре опиаты близки к находящимся в организмеестественным биоорганическим соединениям, так называемым опиоидным пептидам мозга- эндоморфинам и энкефалинам, являющимся межклеточными и межтканевыми регулятаминервных процессов. Эти вещества так же, как и морфин могут притуплять чувствоболи и давать другие эффекты. Однако количество их в организме очень невелико,и при выходе из « депо» они быстро разрушаются специальными ферментами[ 1;34]. Припервых приемах морфина и морфиноподобных веществ они остаются в организме довольнодолгое время, но при повторных приемах значительно активизируются ферменты,разрушающие эти наркотики. Поэтому для получения желаемого эффекта приходитсяповышать их дозы. При медицинском применении с целью обезболивания дозы морфинане превышают определенного предела. Кроме того, морфиноподобные препаратычередуются с другими обезболивающими средствами, что помогает избежатьпривыкания, возникновения зависимости от препарат [ 15;35]. Наркоман жеприменяет наркотик не для обезболивания, а для наркотического опьянения. Дляэтого, как уже было сказано, необходимо постоянно повышает дозу предпочитаемогозелья.
На примере потребленияопиатов наиболее ярко просматриваются все аспекты взаимодействия междучеловеком и наркотиком: и эйфория, и толерантность, и абстиненция. Эйфорияпривлекает, растущая толерантность заставляет увеличивать дозы. Углубляя изакрепляя связь с интоксикантом, абстиненция жестоко карает за попыткирасстаться с ним.
Вопрос о том, с чегоначинается зависимость от наркотика, относится к числу наиболее трудных. Помнению большинства наркологов, первым признаком зарождающейся зависимостиявляется возникновение потребности увеличить дозу наркотика[ 5;36].
Необходимо помнить, чторазличия между группами наркотиков очень велики. Нельзя свойства одних веществпереносить на вещества других типов.
Токсикомания- этозлоупотребление теми веществами, которые не входят в список наркотиков, но вбольшинстве случаев обусловливают те же изменения в организме, что и наркотики,вызывают привыкание, повышают толерантность и формируют зависимость психическуюи физическую[ 3;70].
Но степень проявлениязависимости и измененной реактивности при токсикомании меньше, чем принаркомании.
Токсическими средствамиявляются транквилизаторы, снотворные, стимуляторы, корректоры. К веществамвызывающим токсикоманию, относятся также анальгин, амидопирин, димедрол. Средитоксикоманических средств – различные нелекарственные вещества, применяемые вбыту и на производстве. Это в основном летучие ароматические вещества: бензин,ацетон, пятновыводители, некоторые виды клея, всевозможные растворители,очистители, нитрокраски, лаки, различные жидкости, выпускаемые промышленностью[20;71].
Если в целом наркоманияхарактерна для молодых людей в возрасте до тридцати лет, то в еще большей мереэто относится к потреблению токсических веществ. Толерантность ( от латинскогоtolerantia- терпение) означает терпимость, выносливость, формирующуюся впроцессе привыкания и адаптации организма к конкретному интоксиканту при регулярномего употреблении[ 20;73].
Наиболее высокийуровень толерантности развивается при регулярном употреблении опиатов. Опиатчикисо стажем вводят себе внутривенно в сутки по тридцать, пятьдесят ампулпрепаратов этой группы. Пятьдесят стандартных ампул содержат ноль целых пятьграммов наркотика- это смертельная доза для человека, не потребляющегонаркотики. Явление толерантности называют еще « феноменом митридатизма», сутькоторого в следующем.
Потребители наркотиков итоксикоманических средств выделяются наркологами в отдельную группу. К нимотносят людей, эпизодически рискующих своим здоровьем и безопасностьюокружающих, но неспособных отказаться от вредной привычки без лечения – усилиемволи или в результате воспитательных мер. В отношении наркоманов и токсикомановприменяют меры социальные, юридические и медицинские. Эпизодическоеупотребление подростками наркотических и токсикоманических средств, обусловленноеморальной неустойчивостью, дефектами воспитания, низкой культурой, социальнойнезрелостью потребителей, но не ставшее еще их заболеванием, требует, преждевсего мер воспитательного характера и административного воздействия. Полинаркомания– это заболевание, возникшее в связи со злоупотреблением двумя и болеелекарственными или иными веществами, отнесенными к наркотикам [ 5;74 ].
Диагноз «полинаркомания»устанавливается при сочетании употребления двух или более препаратов приусловии возникновения наркотической зависимости к обоим веществам. При «осложненной наркомании» кроме основного наркотического средства применяетсядругое лекарственное средство или вещество, не отнесенное к наркотическим. Примеромможет служить опийно- циклодовая наркомания, относящаяся к числу наиболеераспространенных видов. Диагноз формируется так: « морфинная наркомания,осложненная циклодовой токсикоманией».
Политоксикомания –злоупотребление двумя или более психоактивными веществами, не отнесенными кнаркотикам[ 3;75 ]. Например, одновременно или в определеннойпоследовательности принимаются эфедрин и транквилизаторы или чифир и элениум. Диагнозформируется соответствующим образом, с двумя шифрами по международнойклассификации. При сочетании наркомании или токсикомании с алкоголемдиагностируется два заболевания. Это объясняется тем, что алкоголь, угнетающийкору головного мозга, обладает синергизмом с барбитуратами, угнетающими подкорковыецентры с последующей иррадиацией торможения на кору. Многие алкоголики пытаютсякупировать приемом снотворного расстройство сна, возникающие в период запоя.Принимая каждый раз возрастающие дозы снотворных, они привыкают к ним.Морфинисты также принимают снотворные для преодоления бессонницы привынужденном снижении доз наркотика.
Злоупотреблениеопиатами в сочетании с барбитуратами обуславливает наибольшую тяжестьабстиненции. Суицидальные сдвиги также часты при опийно-барбитуровыхкомбинациях у больных, злоупотребляющих кодеином и ноксироном. Приполинаркомании и политоксикоманиях значительно быстрее и четче формируетсяличностные изменения, включающие психопатоподобные нарушения, утрату морально-эстетических норм поведения, нарушение трудоспособности, социальную деградацию.
Наркотизм – термин,используемый для характеристики наркомании как негативного социального явления[5;38 ].Негативизм наркомании состоит, прежде всего от возраста и пола,наркоман, токсикоман – это больной человек. Болезнь отрицательно сказывается навнешнем виде наркомана, вызывает преждевременное старение, резко сокращаетпродолжительность жизни. Наркоманиям и токсикоманиям сопутствует различныеболезни сердца, легких, желудка, печени, почек, заболевание кожи, эндокринной иполовой систем, психические расстройства. К числу медицинских осложнений, значительноухудшающих показатели здоровья наркоманов, относятся: деградация личности,иногда слабоумие, инфекционные заболевания, в частности гепатиты и септицемия.Характерные для наркоманов, токсикоманов изменения в составе кровисвидельствуют о снижении иммунозащитных способностей организма, поэтому больныенаркоманией и токсикоманией рассматриваются как потенциальные переносчикиспида. Уже на первых этапах систематического употребления наркотиков или другиходурманивающих средств нарушаются все виды обмена- белковый, жировой,углеводный. А в сочетании со снижением иммунитета любая форма патологиивнутренних органов и нервной системы принимает затяжной и прогрессирующий характер.Реакция организма на столь глубокое вмешательство в его деятельность –ежедневное введение наркотических ядов или других одурманивающих веществ вдозах, которые нередко в десятки, а то и сотни раз превышают смертельные длянормального человека. Закономерно, что смертность больных наркоманиями, поданными исследованиями, в двадцать шесть раз выше, чем у лиц того же возраста,не употребляющих наркотики. Высокая смертность наркоманов и токсикоманов помимосопутствующих заболеваний, связанных с потреблением интоксикантов, обусловлена ихпередозировка, а также частыми самоубийствами. По имеющимся данным, частота суицидальныхпопыток у больных наркоманией и токсикоманией значительно выше, чем у больныхалкоголизмом, которые пытаются уйти из жизни в семь, сорок процентов случаев.Высока смертность наркоманов, токсикоманов от несчастных случаев напроизводстве, на транспорте, в быту. Разные виды наркомании протекают по-разному, но есть одно общее: на определенном этапе недуга возникает патология,называемая «отключением тормозов»,- таков официальный медицинский термин. Подвоздействием наркотиков отключается, не срабатывают даже безусловные,врожденные, рефлексы[1;20].
О наркотиках – о каждомв отдельности, как ни странно, в свое время говорилось много хорошего. Так вдевятнадцатом веке от переутомления и депрессии всех лечили опиатами, тоЗигмунд Фрейд в тысячу восемьсот восемьдесят четвертом году советовал кокаинпрактически от всех болезней, то в тысячу девятьсот шетьтидесятом году широкоразрекламировали ЛСД, и его начали принимать весьма известные лица, подробноописавшие свои « путешествия за пределы сознания»… Прежде чем вскрываласьтемная сторона очередной психоделической луны, по ее светлой стороне не успевалопрогуляться множество народу – как выяснилось, без малейшей пользы для себя.Все волшебные порошки, растворы, таблетки, курения на проверку оказалисьдорогостоящей фикцией. Даже такие, которые не вызывали физического привыкания. Динамикаразвития наркозависимости различна, в настоящие время список классификациинаркотических средств и психотропных веществ с каждым годом увеличиваетКонвенция ООН [1;25].
С практической точкизрения все вещества, оказывающие то или иное влияние на центральную нервнуюсистему и психику человека, можно подразделить следующим образом.
1.Вещества типа опиума(морфин, героин, синтетические аналоги морфина).
2.Кокаин.
3.Вещества, добываемыеиз индийской конопли( смолистый сок цветущих верхушек – гашиш, анаша, пыльца –« план», марихуана и другие части растения).
4.Снотворные, это впервую очередь производные барбитуровой кислоты( ноксирон, адалин, бромурал).
5.Стимуляторыцентральной нервной системы, к этой группе препаратов относят также кофеин,чифир, эфедрин, допинги применяемые в спорте.
6.Транквилизаторы,которые при длительном применении в больших дозах вызывают наркотическоеопьянение и непреодолимое стремление к дальнейшему приему препарата мепрабомат,димедрол[16;70].
7.Психомемитическиесредства, главнейший и опаснейший препарат этого ряда, самый сильнодействующий– ЛСД – диэтиламид лизергиновой кислоты, который даже после одноразовогоприменения может способствовать развитию психозов и стойкой зависимости.
8.Органическиерастворители и средства бытовой химии.
9.Атропиносодержащиепрепараты – атропин, белладонна, астматол, это группа включает такжелекарственные препараты, содержащие атропин и применяемые в психиатрическойпрактике для лечения шизофрении и психозов – циклодол, артан, рампаркин,галоперидол.
10.Ненаркотическиеанальгетики – верозон, пирафен, новоцефальгин.
11.Никотиносодержащиепрепараты.
Самый популярныйнаркотик в молодежных клубах – это «экстази». «Экстази»- наркотик, обладающийвозбуждающим и галлюциогенным действием, который выпускается в форме таблеток[16;71].
При применении любой изуказанных форм препаратов отмечается хроническая интоксикация с абстинентнымпроявлениями и другими симптомами наркотического опьянения, достаточно типичнаяклиника с соматоневрологическими и психическими нарушениями и в ряде случаеввозникновения на этом фоне психозов, характерны выраженные социальныепоследствия ассоциальные формы поведения, нарушения привычных семейныхвзаимоотношений, преступность, распад личности[ 16;72]
К наркотическимсредствам так же относят, и летучие вещества или ингаляты. В быту их называютрастворителями. В эту группу входят и растворители, и препараты бытовой химии,содержащие их клей «Момент», бензин, краска. Основным действующим веществомявляются содержащиеся в ингалятах ароматические углеводороды [ 10;99].
Опьяняющее действиеэтих веществ возможно лишь в том случае, если количество поступившего ворганизм токсического вещества очень велико – ведь каждый из нас много раз вжизни ощущал запах ацетона или бензина, а опьянения не испытывал. Но именнопотому, что для опьянения необходимо большое количество токсина,злоупотребление ингалятами очень опасно.
Таким образом, мывыявили, что разные виды наркомании имеют как специфические, так и общие черты.Но в любом случае наркоман перестает быть полноценным членом общества. Наркоман- социально опасный тип. Он способен совершить тяжкие преступления, свестисчеты с собственной жизнью. Все его мысли и действия направлены к одной цели:любой ценой добыть наркотическое вещество, а деньги за него приходится платитьнемалые. Уже при употреблении человеком первых небольших порций интоксикантовначинается нравственная деградация. С увеличением доз наркотических итоксических средств их потребители проявляют стойкое нежелание трудиться.Ослабевает воля, меняется в худшую сторону характер, гибнут способности ктворчеству, снижается уровень профессионализма. Пристрастие к наркотикам лишаетчеловека возможности творчески расти, совершенствовать, толкает его на обочинужизни. Из числа наркоманов, токсикоманов появляются тунеядцы, лица,занимающиеся попрошайничеством, бродяжничеством. Наркомания и токсикомания,наносят ущерб государству и обществу.
1.2Социальная политика в России в отношении проблемы наркомании и токсикомании
За последниедесятилетие и Россия испытала на себе особенно мощное давление наркосистемы.Масштаб незаконного оборота и немедицинского потребления наркотических средстви психотропных веществ возрос до степени серьезной угрозы здоровью нации,социально- политической и экономической стабильности и, в целом, безопасностигосударства. По состоянию на 2008 год количество только зарегистрированныхорганами здравоохранения наркозависимых граждан составляет более пятьсот тысяччеловек. При этом регулярно употребляют наркотики несколько миллионов россиян.Особую обеспокоенность вызывает распространение наркомании среди молодежи:согласно социологическим исследованиям, около двух третей потребителейнаркотиков составляют молодые люди в возрасте до тридцати лет[5;135].
Определяющим ресурсомдля экономического и политического развития общества являются потенциал человеческойличности. Эксперты ООН справедливо признают, что важнейшей его составляющейявляется демографический фактор, здоровье нации, что борьба с ограничениемраспространения наркотиков не частность, а комплексная проблема развитияобщества.
Принятое ПрезидентомРоссии Путиным В.В. в марте 2003 года решение о создании федерального ведомствапо контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – этореальный ответ на вызовы наркосистемы – указом № 613 от 05.06.2003 года былсоздан Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотомнаркотических средств и психотропных веществ( Госнаркоконтроль России), которыйв 2004 году был переименован в Федеральную службу Российской Федерации по контролюза оборотом наркотических средств и психотропных веществ [ 5;137].
В России незаконноеприобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в небольшихразмерах взрослыми людьми влечет наложение штрафа в размерах до однойминимальной оплаты труда либо исправительные работы на срок от одного до двухмесяцев с удержанием двадцати процентов заработка( статья 44 Кодекса РФ обадминистративных правонарушениях). К лицам в возрасте от шестнадцати довосемнадцати лет, совершившим административное правонарушение, применяютсямеры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних. Сучетом характера совершенного правонарушения и личности нарушителя дела в отношенииуказанных лиц могут быть переданы на рассмотрение комиссиям по деламнесовершеннолетних[ 27;37].
Всякий, кто выращиваетзапрещенные к возделыванию растения, содержащие наркотические вещества, хранит,ввозит в страну, вывозит из нее или распространяет наркотики, так или иначепреступает закон. Не стоит заблуждаться, думая, будто возраст освобождает васот ответственности. В возрасте до четырнадцати лет в зависимости от вида иколичества наркотика, с которым был пойман подросток он может на первый разотделаться предупреждением за совершенное правонарушение, о чем будет сообщеноего родителями. При повторном задержании подросток почти наверняка предстанет передсудом, в случае вынесения наказания ему будут назначены принудительные мерывоспитательного воздействия – ограничения и особые требования к поведению,касающиеся того, где ему жить, что разрешается делать и какую школу посещать.Малолетний правонарушитель имеет право на адвоката. Как правило, на слушаниидела в суде в присутствии родители подростка, которые могут понести ответственностьза его действия ( статья Уголовного кодекса РФ)[28;77].
Протокол № 4 заседанияобластной межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблениюнаркотическими средствами и их незаконному обороту 7.06.05
1. О подготовке кпроведению ежегодной областной акции в рамках Международного дня борьбы сраспространением наркотиков Резванов А.А. — председатель комитета по молодежнойполитике Администрации области. Заслушав и обсудив информацию Резванова А.А.областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблениюнаркотическими средствами и их незаконному обороту отмечает: Работа снесовершеннолетними и подростками по профилактике наркомании и токсикоманииявляется важным направлением деятельности комитета по молодежной политикеАдминистрации области. В целях активизации профилактики злоупотреблениянаркотиками, пропаганды здорового образа жизни с 26 мая по 26 июня 2005 года вобласти проводится областная акция «Молодежь против наркотиков». [22;11]
Зональные акции пройдутв 9 зонах (г. Новошахтинск, г. Батайск, ст. Казанская Верхнедонского района, г.Морозовск, Матвеево-Курганский район, Семикаракорский район, Азовский район,Ремонтненский район, г. Сальск). Финал акции состоится 26 июня в г. Шахты.Мероприятия будут проводиться согласно прилагаемой Концепции областной акции,включающей спортивную и культурную программы.
Итогом акции станеттеатрализованный митинг-концерт с участием ведущих ди-джеев, популярныхмолодежных групп и студенческих коллективов области и г. Ростова-на-Дону.
Проведение данногомероприятия планируется широко осветить в средствах массовой информации: будеторганизована прямая трансляция акции на канале ГТРК «Дон ТР», состоитсятелемост Ростов-на-Дону – Шахты, выйдут репортажи и других телерадиоканалов,информация об акции «Молодежь против наркотиков» будет размещена на страницахпечатных изданий и на сайте КМП в Интернете.
В областном финалеакции примет участие более 10 тысяч молодых людей области (в 2004 году – 8 тыс.человек). Общее количество молодежи, которая примет участие в зональных акцияхбудет составлять более 70,0 тыс. человек (в 2004 году – 50,0 тыс. человек) [29:2].
Областнаямежведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическимисредствами и их незаконному обороту решила:
1. Утвердить Концепциюобластной акции «Молодежь против наркотиков» (2005 год), с финансированием проведениямероприятий в пределах средств, предусмотренных областным и муниципальнымибюджетами (Приложение).
2. Министерству общегои профессионального образования (Ковалев Л.Ф.), министерству здравоохранения(Быковская Т.Ю.), комитету по молодежной политике (Резванов А.А.):
организоватьмероприятия с учащимися и студенческой молодежью по пропаганде здорового образажизни (в т.ч. в студенческих общежитиях);
подготовить и издатьпечатную продукцию для проведения областной акции (листовки, памятки, буклеты,плакаты и т.д.). [5;56]
3.Министерству культуры(Васильева С.И.), министерству спорта, физический культуры и туризма (КабаргинБ.А.), комитету по молодежной политике (Резванов А.А.) во взаимодействии садминистрациями муниципальных образований, на территории которых запланированопроведение акций, определить участников, обеспечить подготовку и проведениепоказательных выступлений творческих коллективов и спортсменов областныхфедераций, а так же соревнований, спартакиад, культурно-агитационныхмероприятий.
4. ГУВД РО (БелозеровА.М.) обеспечить охрану общественного порядка и безопасности в местахпроведения областной акции (зональные акции и финальная в г. Шахты). [22:12].
5. Министерствуздравоохранения (Быковская Т.Ю.) обеспечить мероприятия областной акциидежурными машинами скорой помощи (зональные акции и финальная в г. Шахты).
6. Министерству общегои профессионального образования (Ковалев Л.Ф.) обеспечить участие школьной истуденческой молодежи в зональных и областной итоговой акции. [ 22;13]
7.Комитету помолодежной политике Администрации Ростовской области (Резванов А.А.)активизировать работу постоянно-действующего телефона «Молодежная горячая линия«Останови наркотики», используя возможности средств массовой информации инаружной рекламы.
8. Главному управлениюпо информационной политике (Потрапелюк В.С.) обеспечить информационнуюподдержку зональных и областной акций в СМИ.
9.Мэрии г. Шахты(Пономаренко С.А.), министерству спорта, физический культуры и туризма(Кабаргин Б.А.), министерству культуры (Васильева С.И.), комитету по молодежнойполитике (Резванов А.А.) организовать и провести областную итоговую акцию«Молодежь против наркотиков» в г. Шахты (оформление творческих площадок ицентральной сцены; выступление творческих коллективов г. Шахты, показательныевыступления спортсменов г. Шахты).
10.Главам (г.Новошахтинска, г. Батайска, Верхнедонского района, Морозовского района,Матвеево-Курганского района, Семикаракорского района, Азовского района,Ремонтненского района, Сальского района) обеспечить проведение зональных акций«Молодежь против наркотиков».
11.Контроль завыполнением решения возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора)Ростовской области, заместителя председателя ОМВК А.И.Бедрика.[22;16].
2. Об исполненииМинистерством по физической культуре, спорту и туризму Ростовской областирешения ОМВК от 18.08.04 г в части организации спортивно-массовых мероприятийдля детей и молодежи в 2005 году.
С информацией повопросу выступил: Кабаргин Борис Алексеевич — министр по физической культуре,спорту и туризму области Заслушав и обсудив информацию Кабаргина Б.А. областнаямежведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическимисредствами и их незаконному обороту отмечает: В соответствии с п. 2 вопроса 2решения ОМВК от 18.08.04 г. Министерством по физической культуре, спорту итуризму Ростовской области разработан и реализуется на территории Ростовскойобласти комплекс длительных спортивно-массовых мероприятий с вовлечением в нихширокого круга детей, подростков и молодежи, сформированных в команды по местужительства, в том числе: [22;16] спартакиада детско-подростковых клубов поместу жительства, которая проводится по наиболее распространенным и доступнымвидам спорта, таким как мини-футбол, уличный баскетбол, настольный теннис,шахматы, шашки. В течение почти всего года команды клубов по месту жительствазадействованы в спортивно-массовых мероприятиях; фестиваль «Детской дворовойлиги» по футболу. Команды, сформированные по территориальному признаку, втечение весны, лета и осени проводят одно-двухдневные турниры.
Длительныеспортивно-массовые мероприятия на территории области проводятся не только скомандами, сформированными по месту жительства, но и командами, представляющимиучебные единицы, в том числе: спартакиада допризывной и призывной молодежи,которая проводится по 3 видам спорта. На предварительном этапе в январе — феврале эти соревнования проведены в общеобразовательных школах, колледжах,профессиональных училищах. Областной финал с участием победителей зональныхсоревнований (проводимых в апреле-мае) пройдет в сентябре этого года и по егоитогам победитель соревнований примет участие во Всероссийской Спартакиаде вЮжном Федеральном округе;[29;3]
спартакиада учащихсяССУЗов Ростовской области, проводимая по 6 видам спорта, где на первом этапе, втечение января — марта, учебные группы ССУЗов соревновались между собой с цельювыявления лучшей учебной группы ССУЗа.
Наиболее эффективнопроведение городской Спартакиады среди детско-подростковых клубов по местужительства организовано в г. Азове.
Областнаямежведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическимисредствами и их незаконному обороту решила:
1. Принять информациюМинистра по физической культуре, спорту и туризму области Б.А.Кабаргина ксведению. [29; 3]
2. Министерству пофизической культуре, спорту и туризму (Кабаргин Б.А.):
обобщить опыт работыкомитета по физической культуре, спорту и туризму г. Азова по проведениюгородской Спартакиады среди детско-подростковых клубов по месту жительства,информацию направить в органы управления физической культурой, спортом итуризмом муниципальных образований области; создать рабочую группу спривлечением специалистов министерства образования и в срок до 01.10.2005 г.провести выборочную проверку использования и функционирования спортивныхсооружений на территориях муниципальных образований области; по итогам работырабочей группы подготовить вопрос на рассмотрение ОМВК с приглашением главадминистраций муниципальных образований.
3. Рекомендовать средстваммассовой информации уделять больше внимания освещению в СМИ проведениядетско-юношеских физкультурно-спортивных мероприятий, как профилактикенаркомании в молодежной среде.
4. Рекомендоватьруководителям муниципальных образований области:
продолжить работу подальнейшему совершенствованию работы с детьми и подростками по местужительства;
расширению сетидетско-подростковых клубов, обеспечению их квалифицированными кадрами испортивным инвентарем;
выделять средства изместных бюджетов на ремонт и реконструкцию спортивных площадок по местужительства.
5. Контроль завыполнением решения возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора)Ростовской области, заместителя председателя ОМВК А.И.Бедрика. [12;34]
3. Об исполненииМинистерством общего и профессионального образования Ростовской области решенияОМВК от 03.12.04 г. по развитию системы профилактики злоупотребленийпсихоактивными веществами в образовательной среде.
С информацией повопросу выступил: Бережной Виктор Алексеевич — заместитель министра общего ипрофессионального образования области
Заслушав и обсудивинформацию Бережного В.А. областная межведомственная комиссия попротиводействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконномуобороту отмечает: Во исполнение Решения ОМВК от 03.12.04 г. Министерствомобщего и профессионального образования проведены следующие мероприятия. [29;5]
Разработан и утвержденплан мероприятий по профилактике злоупотребления психоактивными веществами вобразовательной среде на 2005-2007 годы. Проект плана был согласован сУправлением ФСКН России по Ростовской области и ГУВД Ростовской области.
Разработан проектединой адаптированной профилактической образовательной программы ЗПАВ дляучащихся и воспитанников общеобразовательных учреждений.
В целях осуществленияединого подхода к профилактической работе в образовательной среде, министерствоприступило к введению единых программ, учитывающих возрастные и психофизическиеособенности несовершеннолетних, в том числе проектов ХОУП «Полезные привычки»,«Полезные навыки», «Полезный выбор», «Здоровая школа» по соглашению,заключенному с Европейской ассоциацией здравоохранения и международнойпрограммы ТАСИС, «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РоссийскойФедерации». [29;6]
Проводится курсовая подготовкапедагогических работников по профилактике наркомании среди несовершеннолетнихна базе ИПКиПРО и Центра профилактики злоупотребления психоактивными веществамипо ЮФО при РГПУ.
Министерство продолжитреализацию мероприятий, направленных на обучение педагогических работниковновым методам профилактической работы, в том числе, по апробированным натерритории области здоровьесберегающим технологиям. Институту повышенияквалификации и переподготовки работников образования поручено в 2005-2006учебном году продолжить работу по организации курсовой подготовкипедагогических работников, занятых в сфере профилактики наркомании срединесовершеннолетних. По заявкам муниципальных органов управления образованиемкурсовая переподготовка специалистов на базе Центра профилактикизлоупотребления психоактивными веществами по Южному Федеральному округу будетпродолжена.
Проводятся поотдельному графику внутриведомственные проверки деятельности органов управленияобразованием и образовательных учреждений по внедрению и реализациипрофилактических образовательных программ, использованию методической базы попрофилактике наркомании, а также профилактических мер, принимаемых органамиобразования.
Соответствие с Планомработы министерства на 2005 год совместно с Управлением ФСКН России поРостовской области проведены межведомственные проверка организациипрофилактической деятельности образовательных учреждений в г.г. Сальске,Пролетарске, п. Целина и соответствующих районах.[29;7]
Осенью проверки будутпроводиться по отдельному графику в городах Таганроге, а также в Зерноградском,Красносулинском и Усть-Донецком районах.
Министерствомразработаны и направлены в муниципальные органы управления образованием иподведомственные образовательные учреждения листовки с указанием телефонов иадресов органов и служб системы профилактики наркомании для размещения вучебных заведениях области.
Областнаямежведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическимисредствами и их незаконному обороту решила:
1. Принять информациюМинистра общего и профессионального образования области Л.Ф.Ковалева [29;7].
2. Министерствуобразования области (Ковалев Л.Ф.) принять меры по максимальному использованиюучащимися спортивных сооружений школ во внеклассное время.
3. Департаменту по делампечати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций АдминистрацииРостовской области (Бабич Н.Л.) в срок до 15.07.2005 г. подготовить предложенияпо финансированию местных, городских и областных средств массовой информации вцелях осуществления ими информационно-пропагандистской работы, направленной напрофилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни.
4. Рекомендовать Главамадминистраций муниципальных образований области:
спланировать в2005-2007 годах тиражирование программ «Полезные привычки», «Полезные навыки» и«Полезный выбор» за счет средств муниципального бюджета и иных привлеченныхсредств, исходя из фактической потребности обеспечения профилактическимипрограммами подведомственных образовательных учреждений. [29;8]
организовать в территорияхработу молодежных «телефонов доверия».
5. Контроль завыполнением решения возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора)Ростовской области, заместителя председателя ОМВК А.И.Бедрика.
Социальную политику вРоссии проводят по предотвращению употреблению подростками, молодежинаркотических, психотропных веществ. С каждым годом происходят изменения впрограммах, законах принятых государством. Для работы привлекают не толькосреди учащихся, но и их родителей, которым на специальных занятиях даютсяосновные знания по антинаркотическому законодательству, сведения онаркотических средствах, навыки оказания неотложной помощи в экстремальныхслучаях.
1.3Методы и технология профилактики наркомании и токсикомании
В мире существуетотработанные организационные подходы к проведению профилактической интервенции[6;32].
Химическая зависимость(наркомания, токсикомания)- это проявление аддиктивного (зависимого) поведения,обусловленное употреблением психоактивных веществ. Профилактика различных видовхимической зависимости включает в себя диагностику; сбор и анализ информации;информирование; обучение; содействие в решении социальных и психо-логическихпроблем; контроль (текущий, поэтапный).
Диагностика. Занимаясьпрофилактикой химической зависимости несовершеннолетних, социальный педагогдиагностирует определяет наличие и уровень развития следующие факторы риска:
— объективные условияжизни ( экономическое состояние семьи, жилищные условия);
— здоровье членов семьи( наркомания, алкоголизм, инвалидность), состав семьи, образование подростка.
— уровень умственногоразвития подростка, его социального интеллекта( уровень включенности в системуобщественных отношений), а также основных индивидуально- психологическиххарактеристик.
Как специалист, имеющийвозможность наблюдать взаимодействие членов семьи в бытовых условиях,социальный педагог делает выводы о методах и качестве воспитания родителямисвоих детей.
Сбор и анализинформации. Социальному педагогу совместно с другими специалистами необходимоответить на ряд вопросов: « Что происходит?», « Где происходит?», « Почемупроисходит?» « Что нужно делать?», « Что будет дальше, если…?»
Информирование.Информирование составляет неотъемлемую часть профилактики химическойзависимости. Он предлагает выявление факторов формирование химическойзависимости, установление особенностей родителей с детьми; мест обращения запомощью.
Социальный педагогорганизует информационные мероприятия, определяет периодичность и место ихпроведения, определяет содержание таких мероприятий, приглашает специалистов (инспекторов ПДН, медицинских работников, наркологов, юристов, психологов).
Обучение. В ходесоциально- педагогического взаимодействия социальный педагог обеспечиваетусвоение несовершеннолетних необходимых социальных знаний, умений, навыков[18;109].
Обучение организуется сучетом личностного развития подростков( при необходимости социальный педагогрекомендует поместить молодого человека в реабилитационный центр, привлекает кучастию в соответствующих программах). Он может проводить обучающие игры,тренинги с целью развития одного или нескольких социальных навыков.
Решение социальных ипсихологических проблем. Социальный педагог осуществляет патронаж, которыйвключает в себя непосредственную помощь в решении конкретных проблем,посредническую деятельность( контактирование с органами социальной защиты, ПДН,судами, биржами труда, администрациями) и контроль за выполнением решений,принятых на различных уровнях в отношении несовершеннолетних и их родителей.
Контроль. Контрольможет быть как текущим, так и поэтапным. Он строится на фиксации ( включаяспециальную диагностику) изменений, происходящих с несовершеннолетним и егоокружением.
Профилактика наркоманииможет быть эффективной, только тогда когда она осуществляется комплексно исистемно, а не представляет собой разрозненых программ, различных поконцептуальной основе и структуре.
Поэтому первой иосновной профилактической стратегией является развитие концептуальногосистемного подхода к профилактике. Вторая стратегия – развитие и апробацияпредлагаемой модели профилактики. Третья- развитие и внедрение комплексаобучающих программ профилактики. Четвертая – развитие сети специалистов илидеров в области профилактики из числа врачей, психологов, учителей среднихшкол, инспекторов по делам несовершеннолетних, подростков и их родителей. Пятая– разработка механизмов развития социальной системы профилактическогоантинаркотического воздействия, подготовка групп специалистов и волонтеров,организующих и проводящих работу по профилактике употребления наркотиков идругих психоактивных веществ[17;193].
В общую структурупрофилактической активности, объединенной основной концептуальной программойпрофилактики, входят конкретные частные подпрограммы. К ним необходимо отнестипрежде всего специальные программы для детей дошкольного возраста, школьниковмладшего, среднего и старшего подросткового возраста, программы подготовкилидеров из числа школьников, программы повышения антинаркотической компетенциидля школьных учителей и родителей, программы медико-психологической работы сродителями в рамках первичной профилактики употребления психоактивных веществи, наконец, программы подготовки специалистов в области первичной профилактики.По длительности и интенсивности это разные программы, но реализовываться онидолжны комплексно, хотя разрабатывать их придется поэтапно, с учетомрезультатов необходимых для этого научно- практических исследований[ 23;66].
Перечислим существующиепрограммы профилактики:
1 Программыформирования мотивации на изменение поведения.
2 Обучающие иразвивающие программы формирования протективных ресурсов личности иповеденческих стратегий.
3 Коррекционные,модификационные программы.
4 Программы подготовкиспециалистов и субспециалистов в области профилактики.
5 Программы развитиясоциально- поддерживающих сетей (семья, школа, неформальные группы, сетьанонимных наркоманов).
Профилактиказависимости от наркомании и токсикомании – одно из важнейших направленийпрофилактики неинфекционной патологии. Основной концептуальной моделипрофилактики зависимости от наркомании и других психоактивных веществ являютсяпревентивные подходы. Профилактика зависимости от наркомании, и токсикоманииможет быть первичной, вторичной и третичной[18;195].
К технологиям первичнойпрофилактики относят. Социальные и педагогические — цель технологиипредоставить объективную информацию, и мотивацию на здоровый образ жизни,создать сеть социальной поддержки. Методы осуществляются воздействием средствмассовой информации, программ детско-подростковой и молодежной активности,общих технологий альтернативные к употреблению наркотиков.
Медико- психологические– цель преодоление социально- психологического стресса, адекватнойпсихологической адаптации к требованиям социальной среды. Методы осуществляютсяразвитием личностных ресурсов, формирование социальной и персональнойкомпетентности, формирование функциональной семьи.
Медико–биологические- цельпроведения технологии определение генетических и биологических контингентовриска. Методы осуществления технологии коррекция риска на медицинском уровне[ 15;150].
К технологиям вторичнойпрофилактики относят. Социальная технология- цель профилактика развитиязависимости, психологическая и социальна адаптация. Методы осуществлениятехнологии формирование мотивации на полное прекращение употреблениянаркотиков, формирование мотивации на изменение поведения[ 12;36].
Медико –психологическая технология – цель выработка мотивации на изменение жизненногостереотипа и преодоление формирующейся зависимости. Методы осуществлениятехнологии преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний, анализ,осознание и развитие личностных качеств и средовых ресурсов преодоленияпроблемы формирующей зависимости от психоактивных веществ.
Медико – биологическаятехнология – цель нормализация физического и психического развития, био –химического и физиологического гомеостаза. Методы технологии фармакотерапия,оздоровительные мероприятия.
Технология третичнойпрофилактики: Медико–психологические и психотерапевтические – цель технологиипрофилактика рецидивов, осознание, изменение, развитие паттертов поведения наболее активные. Методы осуществления технологии проводится тренинг профилактикирецидивов, тренинг эмпатии, коммуникативной и социальной компетентности,тренинг когнитивного развития.
Социальные ипедагогические – цель формирование социально- поддерживающей среды. Методыосуществления технологии терапевтические сообщества, социальные программы,альтернативные к употреблению наркотиков.
Медико – биологическаятехнология – цель нормализовать биологическое функционирование, физическое ипсихическое развитие. Метод осуществления технологии психофармакотерапия[25;55].
Раскрывая основныеметоды, технологии профилактики наркомании и токсикомании, мы выявили, что наих основе разработаны и апробированы
программы для детей иподростков, программы повышения антинаркотической компетентности для школьныхучителей и родителей, программы медико- психологической подготовки школьныхпедагогов к проведению профилактики наркомании и других психосоциальныхрасстройств. Программы адаптированы к современным условиям.

2глава. Пути и средства профилактики наркомании и токсикомании в опытеобщеобразовательной школы
 
2.1Диагностическое исследование склонности учащихся старших классов к употреблениюнаркомании и токсикомании
Целью практическойчасти нашего исследования являлось диагностика склонности учащихся купотреблению наркотических и токсических веществ. Базой исследования явилисьучащиеся 9 класса Майской МОУ СОШ №10.
Методыдиагностирования: тестирование.
Количество учащихся: 15человек.
Из 15 человек: 7-мальчиков, 8-девочек.
Анализируя полученныерезультаты мальчиков, мы выявили:
0-15 баллов -5 мальчиков,и 7 девочек — хорошо ориентируется в обстановке. Когда дело касаетсянаркотиков, даже находясь в меньшинстве, они не испытывают ни искушения, нималейшего любопытства попробовать наркотиков. Эти учащиеся не поддаются чужомувлиянию, и любопытству проэкспериментировать, и попробовать наркотические итоксические вещества.
20-30 баллов- 2мальчика, и 1 девочка- легко поддаются чужому влиянию. Они боятся потерятьсвоих друзей и остаться в одиночестве. Не задумавшись они попробываютнаркотические, токсические вещества. Таким детям необходима помощь со сторонысоциального педагога, и родителей. Зная о вреде и о пагубной стороненаркотиков, им необходимо решать как правильно поступать.
Проанализировав, ответыучащихся, мы выявили, что из 15 человек 3 учащимся необходима помощь,проведения ряда мероприятий, которые помогут учащимся освободиться от сильноговлияния друзей.

2.2Опыт общеобразовательной школы по организации профилактики наркомании итоксикомании
Для современногопедагога важно уловить коренные изменения в обществе, понять его новыетребования к входящим в самостоятельную жизнь молодым людям, чтобыминимизировать их трудности приспособления к взрослой жизни, уберечь отневерного пути. Новые цели воспитания выдвигают на первый план индивидуальный гуманистическийподход к личности ребенка, в котором особенно нуждаются дети с аддиктивнымповедением. Аддиктивное поведение предполагает прежде всего сопротивлениеребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разнымипричинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефектыпсихологического и социального развития, особенно характера, темперамента,другие личностные характеристики воспитанников, затрудняющие их социальнуюадаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей. В целом там, гдепротиворечия в отношении к миру и себе становятся конфликтными, углубляются иобостряются, а не разрешаются, возникают внутренние предпосылки для отклоненияв поведении, а затем и для образования недостатков, отрицательныхкачеств[20;201].
Чаще всего искаженоотношение к себе, оно настолько сложно, что его нельзя назвать двойственным: «неполноценности», привычки, негативные способы самоутверждения, неадекватнаясамооценка, желание выделиться и в то же время стремление быть « как все». Наэто все накладывается подростковый максимализм. Налицо проявление такихотрицательных качеств, как завышенная самооценка, отсутствие самодисциплины,самокритичности, требовательности к себе, субъективизм в оценке других, погоняза удовольствием сомнительного типа.
Нами был обобщен опытшколы, который используется уже ряд лет, и проводятся работа в областипрофилактики наркомании, токсикомании.[ 26; 257 ]
Рассмотрим опытпрофилактической работы г.Москвы. В ней принимают участие все научно-исследовательские и лечебные наркологические учреждения города, здесь созданынаучно- практический центр профилактики наркомании, общественно-государственныйцентр профилактики наркомании, общественно- государственный фонд содействия профилактикинаркомании «Содействие». Творческими коллективами центра и фонда разработана «Программа профилактики потребления наркотиков детьми и подросткамиадминистративной территории». Разработчики программы исходят из того, чтопрофилактика- главный способ преодоления наркомании в целом и детской,юношеской и молодежной в особенности. Только профилактика наркомании может свестина нет потребление наркотиков. А не будет потребителей, неизбежно упадетпроизводство наркотиков. Задача крайне сложная, но ее решение – единственныйпуть спасение юного поколения России.
Программа состоит:
1.Социально-психологическое тестирование учащихся школ силами МНПЦ профилактики наркоманиии студентов выпускного курса психологического факультета.
2.Выборочноемедицинское обследование учащихся( проводится во время, отведенное школами).
3.Внедрение обучающихпрограмм для родителей, для детей и подростков. « Снижение спроса нанаркотики».
4. Беседы по профилактике наркомании, токсикомании среди подростков.
5. Беседына общешкольных родительских собраниях профилактике наркомании, токсикоманиисреди подростков.
6.Индивидуальные беседы с родителями детей- валеологическая служба.
7.Индивидуальные беседы с детьми- валеологическая служба.
8.Всемирный день борьбы со СПИДом. Акция «В ХХI век – без вредных привычек»антиалкогольная, антиспидовая и антинаркотическая пропаганда
9.Выборочноеэкспресс- тестирование учащихся.
10Анализрезультатов тестирования и обсуждение результатов с родителями, класснымируководителями, представителями общественных антинаркотических организаций,попечительских советов.[ 25;21 ].
Рассмотревопыт Московской школы, мы пришли к выводу, что в опыте по профилактикенаркомании, токсикомании, задействованы различные виды профилактики, которыепомогут выявить уровень склонности учащихся наркомании, токсикомании.
2.3Методические рекомендации родителями по профилактике наркомании и токсикомании
В областицеленаправленно выявляют подростков, составляющих группы риска, которые могутпри определенных обстоятельствах стать наркоманами. У учительских коллективов вэтом процессе свое поле деятельности – выявление детей школьного возраста, необучающихся в школе, изучение семей, образа жизни, окружения, анализвозможностей приобщения к наркотикам и принятия мер по возвращению таких детейв школу[21;56]:
Семья играет важнуюроль на всех этапах развития химической зависимости молодого человека, особеннона ранних этапах возрастного периода. Для организации целенаправленной работыпо первичной профилактике химической зависимости несовершеннолетних необходимопрежде всего понять, какие действия в отношении семьи позволят снизить рискхимической зависимости. К таким действиям относят:
— нормализациюродительско-детских отношений и снижение их конфликтности;
— информированиеродителей о возможных семейных причинах химической зависимости и о признакахупотребления соответствующих веществ;
— информированиеродителей о роли и месте семьи в развитии различных видов химическойзависимости;
— участие в разрешениисемейного кризиса;
— оптимизация системывнутрисемейного воспитания;
— повышениеадекватности реагирования молодого человека на семейную ситуацию;
— повышениеответственности членов семьи молодого человека на семейную ситуацию;
— повышениеответственности членов семьи за свое внутрисемейное поведение;
— создание позитивногоэмоционального фона семейных отношений;
Таким образом, задачу-минимум социально- педагогической работы с семьей в указанном направлении можносформировать как информирование о сути проблемы и стимулирование благоприятнойдинамики семейных отношений; задача- максимум- участие и содействие внормализации и реконструкции основных функций семьи, активизация личности каксубъекта ответственности за свою жизнь и судьбу.[21;55]
Одна из самых сложныхзадач в организации профилактической работы с семьей заключается в формированиимотивации и запроса на нее. Наличие в проблемных и нестабильных семьяххронических, в том числе родительско-детских, конфликтов, обостренныхэмоциональных реакций, обид и оскорблений, а также функционирование механизмовзащиты на личностном и межличностном уровнях приводят к тому, что такие семьиимеют крайне низкую мотивацию на участие в профилактической и социально-терапевтической работе. Однако это не означает, что социальный педагог ипсихолог должны пассивно ждать, когда семья сама проявить инициативу иобратиться за соответствующей помощью. К сожалению, в подавляющем большинствеслучаев члены семьи( родители) начинают предпринимать какие- либо действия лишьв случае открытого злоупотребления молодым человеком психотропными веществами,спиртными напитками, когда психологическая зависимость сформировалась и сочетаетсяс физиологической зависимостью, а родители и члены семьи включены в систему «наркотического» и « токсического» поведения.
Родителям необходимопроводить мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании у подростков.
— Создать в семьеблагоприятную атмосферу, исключающей употребление наркотиков;
— Организацию посильного труда дома, на даче;
— Способы плотногозаполнения досуга детей спортом, искусством, рукоделием, техническимтворчеством;
— Проведение бесед опагубном воздействии наркомании и токсикомании на организм ребенка[19;51].
— Посещение валеолога,социального педагога школы.
— Особое вниманиеобращать поступки ребенка, и его взаимосвязь с окружающими.
1.Не паникуйте. Дажеесли вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке сына или дочерислед укола, это еще не означает, что теперь ребенок неминуемо станетнаркоманом. Часто подростка вынуждают принять наркотик под давлением [22;12].
2.Сохраните доверие.Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию.Это оттолкнёт подростка, заставит его замкнуться. Не спешите делать выводы.Возможно для вашего ребенка это первое и последнее знакомство с наркотиком.Будет лучше, если вы поговорите с ним на равных, обратитесь к его взрослойличности. Возможно, что наркотик для него способ самоутвердиться, пережитьличную драму или заполнить пустоту жизни.
3.Оказывайте поддержку.Мне не нравится, что ты сейчас делаешь, но я все же люблю тебя- вот основнаямысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, что бы сним не произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом. Поощряйтеинтересы и увлечения подростка, которые должны стать альтернативой наркотику,интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой. И наконец, помните, чтосильнее всего на подростка будет действовать ваш личный пример. Подумайте освоем собственном отношении к некоторым веществам типа табака, алкоголя, табака[22;13].
4. Обратитесь кспециалисту. Если вы убедитесь, что подросток не может справиться с зависимостьюот наркотика самостоятельно, и вы не в силах ему помочь, обратитесь кспециалисту. Не обязательно сразу к наркологу, лучше начать с психолога илипсихотерапевта. При этом важно избежать принуждения. В настоящее времясуществуют различные подходы к лечению наркомании. Посоветуйтесь с разнымиврачами, выберите метод и того врача, который вызовет у вас доверие. Будьтеготовы к тому, что спасение вашего ребенка может потребовать от вас серьезных идлительных усилий.
Таким образом,необходимо сформировать у подростков здоровый образ жизни, который бы помогребенку не поддаться на уговоры друзей испробовать психоактивные вещества.

Заключение
В своей курсовойработе, мы выявляли склонность к употреблению психоактивных веществ у учащихсяобразовательной школы.
К сожалению, наркотикиуже давно стали частью современной жизни. Каждый второй несовершеннолетний ввозрасте от шестнадцати лет до восемнадцати лет может легко назвать знакомыхили друзей, употребляющие те или иные наркотических веществ. Кто- то из нихдоволен своей жизнью и не видит причин отказываться от пагубного пристрастия,кто- то давно и безрезультатно пытаются « завязать», а кого-то уже нет на этомсвете. Столкнувшись впервые с серьезной проблемой своей наркозависимости,подросток не знает, как ему поступить. Пробуя или принимая наркотики, он отнюдьне желает себе вреда. Для большинства детей это лишь любопытный эксперимент сосвоим сознанием, который, как считают начинающие наркоманы, в любой моментможно прекратить. Но в своих играх с разумом они часто заходят слишком далеко,и даже тогда, когда очень хотят остановиться, уже не могут найти дорогу назад.
Проблемы наркоманиишироко освещаются в образовательных и медицинских учреждениях, являются однойиз важнейших тем на местном кабельном телевидении, в районных печатных СМИ.Анализируются состояние правопорядка, связанного с незаконным оборотомнаркотиков на территории района; создаются системы противодействия наркотизациинесовершеннолетних, профилактики употребления ими наркотиков; пропагандируетсяздоровый образ жизни; реализуется комплексные профилактические меры.
В своей курсовой работемы ставили задачи, которые рассматривали негативные воздействия различныхпсихоактивных веществ на подростка, а также методы проведения профилактическойработы по преодолению наркомании, токсикомании. Изучить теоретические основынаркомании и токсикомании.
Изучили основныеметоды, технологии ученых, школ по профилактики наркомании и токсикомании.Провели диагностическое исследование, обобщили опыт общеобразовательной школы,рассмотрели, разработали методы, рекомендации родителям по профилактики химическойзависимости подростков.

Списокиспользуемой литературы
1.ВаисовС.Б.- Наркомания и алкогольная зависимость, практическое руководство пореабилитации детей и подростков. Изд: Спб. Наука и техника, 2008-272с.
2.ВасильковаЮ.В., Т.А. Василькова – Социальная педагогика; курс лекций М: Издательскийцентр « Академия», 2008-440с.
3.Галагузова М.А., Л.В.Мардахаева – Методика и технологии социального педагога М:Издательский центр « Академия», 2008-192с.
4.ГаранскийА.Н.- Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодаления: пособия дляпедагогов и родителей М: Издательство « Владос»- Пресс, 2003-352с.
5.Гончаренко Г.С.- Наркомания вчера, сегодня, завтра. Уголовно- правовой икриминалистических анализ. Изд: Ростов н\Д: ЗАО « Книга», 2005-128с.
6.ЕременкоН.И.- Профилактика вредных привычек. Изд. « Панорама» 2006-48с.
7.КоробкинаЗ.В., Попов В.А.- Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи.Изд: « Академия», 2002-192с.
8.МустаеваФ.А. Социальная педагогика М: Академический Проект, Екатеринбург: 2003-538с.
9.МудрикА.В.- Социальная педагогика М: Изд.центр « Академия», 2003-200с.
10.МаксимоваН.Ю.- Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании унесовершеннолетних Ростов н\д: Феникс, 2000-384с.
11.НикитинаА.Е- Социальная педагогика М: Гуманит, изд. центр Владос,2002-272с.
12.НейкА.- Наркотики. Изд: М: Секачев, 2001-128с.
13.РожковМ.И. – Профилактика наркомании у подростков. М: Гуманит Изд. Владос, 2003-144с.
14.СитаровН.А., Ялтонский В.М.- Профилактика наркомании и алкоголизма. М: Изд. «Академия», 2007-176с.
15.СиротаМ.А. Ялтонский В.М.- Профилактика наркомании и алкоголизма М: Изд. центр «Академия», 2007-176с.
16.ХажилинаИ.И.- Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. М: Изд. ИнститутаПсихотерапии,2002-228с.
17.ЦипоркинаИ.В., Кабанова Е.А.- Практическая психология для подростков, или вся правда онаркотиках. М: АСТ – Пресс Книга, 2008- 288с.
18.М.В.Шакурова- Методика и технология работы социального педагога. М:Издательский центр « Академия», 2008-272с.
19.ШиловаМ.А.- Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школеМ: Айрес –Пресс, 2004-96с.
20.Как бросить наркотики. М: Экско, 2007-256с
21.АверинаЕ.В.- Антинаркотическое воспитание в школе\\ Педагогика в школе 2002 №1-с.56-60
22.Саенко Н.О.- Профилактика детской девиации \\ Инспектор по делам несовершеннолетнихпрофилактика детского неблагополучия 2009 № 6- с.11-13
23.Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления:- пособия дляпедагогов и родителей. М: Изд:- Владос- Пресс, 2003-352с.
24.Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе:практическое руководство для педагогов и родителей. М: ТЦ.Сфера,2002-64с.
25.Скрытая профилактика наркомании: практическое руководство для педагогов иродителей… М: ТЦ.Сфера,2002-64с.
26.Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков, учебное пособие длястудентов среднего и высшего педагогического учебного заведений. М: Изд. «Академия»- 1999-144с.
27.Административныйкодекс Российской Федерации М: ГроссМедиа, 2008-178с.
28.Уголовный кодекс Российской Федерации. М: ГроссМедиа, 2007- 176с.
29.ПротоколАдминистрации г.Ростова- на -Дону

Приложение
Наркотики и влияние сверстников.
ТЕСТ.
Не идете ли вы наповоду у друзей.
1.Все ваши друзьякурят. Как вы к этому относитесь?
А. с любопытством – выне задумываетесь, почему взрослые поднимают такой шум вокруг курения;
Б.с беспокойством – вызнаете, что все ваши друзья хотят, чтобы вы к ним присоединились;
В.с раздражением –курение- грязная, отвратительная привычка, и всем известно, что оно вызываетрак.
2.Любовь зла – и вамочень нравится парень, который прославился тем, что постоянно ходит на веселее.Что вы сделаете для того, чтобы он обратил на вас внимание?
А. находясь с ним водной компании, сами начинаете прикладываться к рюмке, чтобы показать ему: вытоже не прочь повеселиться;
Б.предупреждаете его овреде спиртного, надеясь, что он поймет, как сильно вы о нем заботитесь;
В.выбираете ту же маркупива, тайно мечтая, что он это заметит;
3.Ваша сестра заявляет,что « раскопала» замечательную диету, которая состоит из сигарет и кофе. Как выпоступите?
А.поговорите с сестройи убедительно посоветуйте ей подумать о своем здоровье;
Б.решаете испробовать «диету» на себе, вам ведь не помешает сбросить пару лишних килограммов;
В.переживаете за сеструи, тем не менее, присоединяетесь к ней;
4. Вы на вечеринке, гдеваши друзья все как один курят « травку». Что вы будете делать?
А.закроете на это глаза– если им хочется делать глупости, то это их личное дело;
Б.сделайте вид, будтовам все равно- но в душе почувствуйте себя» не в струе» и легкое искушениепопробовать;
В.присоединитесь к ним– что в этом такого?
5.Как часто выобращаете внимание на антиалкогольную рекламу и призывы против наркотиков?
А. никогда
Б.иногда
В.постоянно
Подведем итоги.1.а – 5 1. б — 10 1. в — 0 2. а- 10 2. б — 0 2. в — 5 3.а — 0 3. б — 5 3. в — 10 4.а -0 4. б — 5 4. в — 10 5.а -10 5. б — 5 5. в — 0
Если, отвечая навопросы теста, вы набрали:
0 – 15 баллов: выхорошо ориентируетесь в обстановке, когда дело касается наркотиков. Даженаходясь в меньшинстве, вы не испытываете ни искушения, ни малейшеголюбопытства отведать наркотиков. Тем лучше для вас, но помните: не судитеслишком строго тех, кто поддался чужому влиянию или добровольно решилпоэкспериментировал над собой. Ни замечаниями, ни насмешками их не остановишь –они просто перестанут вас слушать.
20- 30 баллов: ну и ну! Уж не пляшете ли вы под чужую дудку? С одной стороны, вас пугают наркотики, сдругой – вы боитесь потерять друзей и остаться в одиночестве. Вы знаете все опагубной стороне наркотиков, поэтому вам и только вам решать, как поступитьправильно. Однако запомните: любой, кто запросто отказывается от дружбы с вамитолько потому, что вас не интересуют наркотики, не стоит ваших переживаний.
40- 50 баллов: вамстоило бы побольше узнать о наркотиках, в том числе – о вреде курения испиртного. Возможно, все это вызывает у вас живой интерес, но что может бытьхуже, чем очертя голову « уйти» в наркотики ради чьего- то внимания илинедолгого удовольствия! Подумайте о себе. Пока еще не поздно, потрудитесьпобольше узнать о предмете вашего любопытства. Основной круг вашего общения –это ваши друзья. Как правило, они ваши сверстники. Под влиянием сверстниковподразумевается то, что ваши друзья или одноклассники вынуждают вас делать то,в чем вам не хотелось бы участвовать. Иногда проще «быть вместе со всеми» — ведь вам хочется, чтобы друзья вас любили, и не хочется, чтобы друзья васлюбили, и не хочется, чтобы они отвернулись от вас. Если ваши друзья выпивают,курят или балуются наркотиками, то нелегко устоять и не присоединиться к ним –пусть даже вам не хочется рисковать здоровьем и вместе с ним нарушать закон. Видеальном мире вы сумели бы гораздо сказать « нет» всему, что бы вам нинавязывали, не чувствуя себя « хуже других», « отсталым» или занудой. Ксожалению, мир не идеален, и чаще проще пойти у кого – то на поводу, чемотказаться.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.