Реферат по предмету "Социология"


Методы социального управления

Российский Государственный Социальный Университет.
Курсовая работа
По предмету:Организация, управление и администрированиесоциальной работы.
На тему:Методы социального управления.
Выполнил студент 5-го курса
Факультета «социальная работа»
Дзюба А.А.
Проверила   БалаеваО.Е.
Москва 2007
Содержание:
Введение..................................................................................................3
Глава I.Методы  управления,задачи социальной работой.
1.1. Методы социального управления...................................................5
1.2.Понятие управления, егопринципы и задачи.
 Система управления, еезадачи… 10
Глава II.Сущность задачи и  методы управления.
2.1.Сущностьметодов управления....................................................15
2.2Основные задачиуправления.........................................................19
 Выводы........................................................................................................23
Список литературы...........................................................................25
 
Введение.
Социальная защита населения являетсяактуальной в системе социального управления обществом. Вместе с тем онаоказывает влияние на общее самочувствие общества и происходящие в немэкономические и политические процессы.
Целью деятельности организацийсоциальной работы в системе социальной защиты населения является установлениеустойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призваннойобеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализоватьсоциально-психологические отношения между ними и обществом.
Социальная работа  осуществляется организациями, учреждениями иведомствами сферы, где затрагиваются такие аспекты жизнедеятельности, какусловия труда, быта, досуга, охраны здоровья, трудоустройства, безопасности.Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредствомнормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических иорганизационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимсягруппам населения и отдельным людям.
Любой коллектив (а общество —наиболее всеобъемлющий коллектив в государственных границах) имеет общиеинтересы и, следовательно, общие цели (например, поддержание определенногопорядка, недопущение анархии и распада общества). В связи с этим в обществепоявляются «общие дела», их необходимо решать, управлять событиями (теми,которыми можно управлять). Для регулирования жизни в различныхобществах-коллективах создаются особые органы (в племени — советы вождей,старейшины, в государственно-организованном обществе — парламенты,правительства и т.д.).
Целью данной курсовой работы являетсяизучение методов управления социальной работой .  
 Объект — профессионально-служебная деятельность социальных работников.
Предмет — процесс аттестации социальных работников.
Задачикурсовой работы:
Изучитьсовременные подходы к проблеме социальных методов управления;
Проанализироватьсовременное состояние социальных методов управления;
Рассмотретьчерты социальных методов управления.   
 
  
ГлаваI. Методы  управления, задачи социальной работой.
1.1. Методысоциального управления.
Реализация законов и принциповуправления происходит благодаря применению различных методов управления. Методуправления представляет собой воздействие различных приёмов и способов науправляемый объект для эффективного достижения поставленных целей. Обычно впрактике управления применяют совокупность методов, дополняющих друг друга.
Классификация методов управления
По содержанию, назначению ивозможностям методы управления классифицируются на группы:
1.Административные.
2.Организационные (еслиобъединяют эти две группы в одну, то тогда их называюторганизационно-административными или организационно-распорядительными).
3.Экономические.
4.Социальные.
5.Социально-психологические.
6.Психологические.
Выделяютследующие методы управления:
По содержанию, назначению ивозможностям методы управления классифицируются на группы:
1.Административные.
2.Организационные (еслиобъединяют эти две группы в одну, то тогда их называюторганизационно-административными или организационно-распорядительными).
3.Экономические.
4.Социальные.
5.Социально-психологические.
6.Психологические.
Применительно кклассификации существуют следующие подходы.
Первый состоит в деленииметодов управления на отдельные группы с целью более глубокого познания ихсодержания, «инвентаризации» и в конечном итоге создания арсенала.
Второй подход называетсяаспектным. Его представители считают (и не без оснований), что любой методимеет разные грани— организационную,административную, социальную, экономическую и психологическую. Важно сочетаниеэтих граней, их соотношение для усиления или ослабления какой-то из них всоответствии с конкретными условиями, целями, задачами.
Третий подход— эмпирический. Его сторонники считаютбессмысленной любую классификацию методов управления, так как она не нужна напрактике. В конкретной ситуации руководитель решает проблему, какой методиспользовать, а не ищет ответ на вопрос: «К какой группе этот методпринадлежит?»
В процессе управлениясоциальной работой используются разнообразные методы— организационно-административные, экономические,социально-психологические, психологические. Рассмотрим организационные методы,в которые входят и административные.
Ключевым словом в даннойгруппе методов выступает «организация», которое имеет три значения.
Первое значение отражаетразличные государственные, негосударственные, общественные, коммерческие,некоммерческие, международные, производственные, непроизводственные и другиеобразования, учреждения, предприятия или организации. Организация, с однойстороны, проявляется в определенных организационных формах (министерство,департамент, комитет, управление, служба, отдел и др.), а с другой— в характере специализированной деятельности(профсоюзная, финансовая, строительная, торговая, международная Организации ит.д.).
Организация проявляется какв выборе той или иной организационной формы, так и в обоснованииорганизационной структуры, которая должна соответствовать даннойорганизационной форме, характеру данной организации. Организационная форма иорганизационная структура являются «зримыми предметами организации», имеющейопределенную степень стабильности, статичности. Поэтому рассматриваемоезначение понятия «организация» называется предметным или Статичным иобусловливает предметное значение целого ряда организационных методов, спомощью которых создаются или расформировываются определенная организация исоответствующая организационная структура.
Второе значение используетсяв смысле совокупности действий, позволяющих что-либо сделать, решить,упорядочить, систематизировать, подготовить, объединить, разъединить и  т.п. для достижения целей, выполнения задач.Оно отражает одну из главных функций управления руководителя, администратора ипотому называется функциональным.Можно встретить и другое определение этого значения— динамическое. В нем подчеркивается подвижность организационныхдействий род влиянием условий, обстановки, ситуации, целей, задач. $ Третье значение понятия «организация»отражает уровень (качество) взаимосвязи, взаимодействия, упорядоченностиэлементов и частей системы, который должен быть достигнут или уже достигнут.Иначе говоря, в этом смысле «организация»—это, с одной стороны, желательное состояние элемента, части или системы вцелом, а с другой— результат ихупорядочения. Именно такой смысл часто придается понятиям «организацияуправления», «организация финансов», «организация социальной работы», «организация труда персонала», «организация документов», «организациясовещания» и т.д.
Любой элемент, подсистема исистема немыслимы без организации. Она выступает как свойство, атрибутэлементов, частей, систем, их функционирования, развития, совершенствования.Поэтому данное значение понятия «организация» называется атрибутивным.
1.Социальные и социально- психологические. Они применяются с целью повышения социальнойактивности людей. Социальные методы включают в себя: методы социального нормирования, позволяющие упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путём введения различных норм (правила внутреннего распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия); социально-политические методы, включающие социальное образование и привлекающие работников к активной деятельности в социальном управлении; методы социального регулирования служат для упорядочения социальных отношений. Для этого выявляют, с целью регулирования, интересы и цели различных коллективов, групп и индивидов (договора, взаимные обязательства, системы отбора, распределение и удовлетворение социальных потребностей); методы морального стимулирования. Их используют для выделения и поощрения коллективов, групп, отдельных работников, которые достигли определённых успехов в профессиональной деятельности. социально-психологические методы. Их используют для обеспечения социальных потребностей человека, для повышения трудовой активности личности. Для этого используют различные способы мотивации: внушение, побуждение, подражание и т. д. психологические методы. Они направлены на регулирование отношений между людьми, что достигается определённым подбором и расстановкой кадров. Сюда включаются методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения.
2.Экономические методы. Они связаны с достижением экономических целей управленияс использованием экономических законов и категорий рыночной экономики. Сюдаможно отнести методы экономического стимулирования.
3.Организационно-административные методы. Основу этих методов составляет власть,дисциплина, ответственность. Данный метод имеет виды: указания, правила,рекомендации, контроль. Главной задачей этих методов является координациядействий объектов управления.
4.Методы самоуправления. Самоуправление даёт возможность человеку из объектауправления превратиться в субъект управления. Самоуправление повышаетэффективность всего управленческого процесса, так как основывается назаинтересованности рабочих и подключению их творческой деятельности. Сюдавключается методика комплексной мотивации людей. В неё входит несколькоприёмов: мотивация работников. За достигнутые цели здесь выплачиваются премии, вручаются награды, происходит переподготовка. мотивирование работы. Сюда входит улучшение рабочих мест и расширение сферы деятельности работников. мотивирование организационной деятельности. Здесь применяется расширение полномочий сотрудников.
В социальной системе управлениявыделяют также научные методы управления. К данным методам относят:моделирование, прогнозирование, программирование, эксперимент, экспертныеоценки, информационные технологии.
В целом же для эффективногосоциального управления используют совокупность тех или иных методов.
          Социальные методы предназначены длявоздействия на социально-психологические отношения между людьми. Они базируютсяпреимущественно на неформальных факторах, интересах личности и коллектива впроцессе управления. Описание целесообразно начать с их перечисления исоставления некоторых схем, облегчающих понимание сущности и задач конкретныхметодов.
     Однаиз общепринятых классификаций:
·       моральноепоощрение;
·       социальноепланирование (установление и развитие социальных норм поведения);
·       убеждение;
·       внушение;
·       личныйпример;
·       регулированиемежличностных и межгрупповых отношений;
·       созданиеи поддержание морального климата в коллективе. 
 
 Кроме того, существуют ещё несколько методов,служащих для выявления факторов, влияющих на эффективность производства икачества труда:
·       анкетирование;
·       применениеспециальных тестов;
·       хронометраж;
·       опросы;
специальные социологическиеисследования
Управление социальной работой — это разновидность со­циальногоуправления. Данное понятие многозначно и выража­ет разные стороны, грани и аспектыуправления.
  Значение управления социальной рабо­той — этопроцесс, включающий ряд элементов. Основа любоговида управления —информация, которая в «человеческихсистемах» тем или иным образоморганизуется. На основе ин­формациипроисходит определение, формулирование и закреп­ление(в организационно-административных документах) це­лей, задач. Целевая ориентация — важный элемент социального управления,за которым следует система действий, мер, мероприятийили управленческих решений. Управление опре­деленным образом организуется через распределение функций и формирование оргструктур, подбор и расстановкукадров (персонала). В процессеуправления важно также увязать цели, задачии решения с ресурсами — информационными, матери­альными, трудовыми,финансовыми, временными.
1.2Понятие управления, его принципы и задачи. Система управления, ее задачи.
        Виды управления определяются особенностями объектов, которыми намереваются управлять (дляэтого нужно создать, спроектироватьсистему управления), или которые реально су­ществуют какое-то количество времени (функционирующие системы управления). Поэтому различают технико-техноло­гическоеуправление (изучается техническими науками); био­логическое управление(рассматривается в естественных на­уках) и социальноеуправление (исследуется в целом ряде со­циальных, организационных и экономических наук).
         Главная особенность социального управлениясостоит в том, что субъектом и объектом в нем являетсячеловек. В свою оче­редь, оно делится на подвиды —государственное, военное, эко­номическое, производственное иобщественное.
Управлениесоциальной работой — это разновидность со­циальногоуправления. Данное понятие многозначно и выража­етразные стороны, грани и аспекты управления.
Первоезначение — организационно-структурное. Ключевыми проблемамиздесь являются: «Кто должен выпол­нить (выполняет) социальную работу?"; «Какиеорганы, подразделения должны этимзаниматься (занимаются)?»; «Каковаэффективность(результативность) их деятельности, функционирования?».Управление социальной работой организует­ся на федеральном, региональном(территориальном) и локальном уровняхи имеет соответствующие организационные структуры: Министерство труда и социального развития Рос­сийскойФедерации, комитеты (управления) соцзащиты (по­мощи), территориальные службы, центры социального обслу­живания.
Второезначение — функциональное. Управление со­циальной работойвыполняет как общие, так и конкретные функции. Общими, независимоот уровня, субъекта, его компетенции, являются функции:прогнозирование, планирование (целеполагание), организация, координация, стимулирование (мотивация), маркетинг, учет и контроль. На конкретномуров­не управления, в конкретнойдолжности складывается определенноесоотношение между общими функциями. Конкретные функции — это виды работы применительно к должности (обя­занности и права), подразделению (функцииподразделения) и предприятию, организации,учреждению (направления дея­тельности).
Третьезначение — это деятельность руководите­лей разных уровней всистеме соцзащиты, помощи. Руково­дители выступают какведущая сила, «локомотив» в процессе управления. Отпрофессионализма руководителей во многом зависят качество организацииуправления и его результатив­ность. Следует учитывать, что средируководителей в системах управления социальной работой преобладаютженщины и кол­лективыв основном женские. Это накладывает отпечаток на стиль и методы управления, психологию взаимоотношений, эмоциональный фон и т.д.
Четвертоезначение управления социальной рабо­той — это процесс,включающий ряд элементов. Основа любоговида управления —информация, которая в «человеческихсистемах»тем или иным образом организуется. На основе ин­формации происходит определение, формулирование и закреп­ление (в организационно-административных документах) це­лей, задач. Целевая ориентация — важный элементсоциального управления, за которым следует система действий, мер, мероприятий или управленческих решений.Управление опре­деленным образоморганизуется через распределение функций и формирование оргструктур, подбор и расстановку кадров (персонала). В процессе управления важно такжеувязать цели, задачи и решения сресурсами — информационными, матери­альными, трудовыми, финансовыми,временными.
Пятоезначение— это вид профессиональной деятель­ности,управленческий труд, включающий триаду: предмет труда (информация),средства труда (организационные и тех­нические)и человека, обладающего определенными знаниями, навыками и умениями. Шестое значение — управление социальной работойкак наука и учебнаядисциплина. Основа любой науки —мето­дология, т.е. система методов, используемых в научных иссле­дованиях. В науке управления применяется какобщеметодо­логический инструментарий(анализ, синтез, индукция, дедук­ция, абстрактное и конкретное,системный подход и т.д.), так испецифический, обусловленный необходимостью исследова­ния систем ипроцессов социального управления, функций и организационнойструктуры, деятельности руководителей и возглавляемых ими коллективов. Другая составная часть на-уки управления — теория, или система обобщенногознания, которая существует на уровнеотдельного человека (руководи­теля,специалиста) и называется эмпирической теорией, а так­же на уровне значительно больших обобщений(макротеория). Необходимой частьюуправления как науки являются методи­ки, представляющие собойинструменты получения научных знаний, научной информации (исследовательские методики);помогающие решать конкретные практическиепроблемы (де­ловые методики);используемые в консультативной деятельно­сти (диагностические методики). Применяются также комплек­сныеметодики для решения определенных проблем.
      Метод управления— это совокупность приемов испособов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.Слово “метод” греческого происхождения (methodos — в переводе означает способдостижения какой-либо цели). Через методы управления реализуется основное содержаниеуправленческой деятельности. Содержание — это специфика приемов и способоввоздействия.
        В более общем виде все методыуправляющего воздействия можно разделить на две группы: основные и комплексные.К основным относятся такие, в которых четко выделяется содержательный аспект попризнаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективныхзаконов (например, социальных, экономических, организационно-технических идр.). Сложными, или комплексными, методами социального управления являютсякомбинации основных методов. Социальные методы управления включают в себясоциально-психологические способы и приемы воздействий на процесс формированияи развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него.Социально-психологические методы управления прежде всего отличаются своеймотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия.Психологические методы управления направлены на регулирование отношений междулюдьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятсяметоды комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбораи обучения и др. Методы комплектования малых групп позволяют определитьоптимальные количественные и качественные отношения между работниками с учетомпсихологической совместимости. Экономические методы управления представляютсобой способы достижения экономических целей управления (средства) на основереализации требований экономических законов. Иными словами, под экономическимиметодами в современном значении понимается экономический расчет, основанный насознательном использовании всей системы экономических законов и категорийрыночной экономики.
         Одной из главных задач современной системы управления являетсясоздание наиболее благоприятных условий для реализации возможностей управляемойсистемы, которые появляются благодаря использованию разных методов управляющеговоздействия, расширяющих права и ответственность разных субъектовсамоуправления. Сегодня решать вопросы повышения эффективности управления можнотолько через заинтересованность и творческую деятельность всех работников,осознавших себя полноправными и реальными участниками управленияпроизводственными и социальными процессами. В целом методика комплексноймотивации людей включает три основные группы приемов:
1) приемы мотивации работников:постановка перед работником четких и достижимых целей (например, рабочим,превысившим оговоренную норму выработки, выплачиваются премии); модификацияповедения (применение наказаний и наград с целью улучшения поведения человека);переподготовка (прохождение курса обучения перспективным специальностям за счеторганизации);
2) приемы мотивирования работы:усовершенствование рабочих мест и расширение сферы деятельности работников (т.е. такое распределение обязанностей в организации, при котором на работниковвозлагается больше ответственности за ее деятельность в целом); гибкий графикработы (т. е. такой режим труда, при котором работники могут самостоятельно планироватьвремя начала и окончания работы); телекоммуникации и домашние офисы (т. е.работа на дому с подключенными к офису телефоном, компьютером и факсом);сокращение рабочего времени и деление функциональной нагрузки как способминимизировать число увольнений;
3) приемы мотивированияорганизационной деятельности: расширение полномочий сотрудников (предоставлениеработникам больших возможностей для участия в повседневных делах организации);участие в достижении целей (получение регулярных денежных вознаграждений зауспешные результаты коллективной работы) и др. В целом очень важно понять, чтовозможности использования различных методов управления неразрывно связаны ссаморазвитием социальных систем, которые все в большей мере становятсясубъектами управления, решают все большее количество назревших вопросов наоснове самоуправления. Важно отметить, что использование сложной техникиуправления, нацеленной на саморазвитие управляющей системы, возможно:
 а) с помощью совокупности методов(экономических, административно-организационных, социальных, политических,духовно-культурных);
 б) с наполнениемих научным содержанием, прежде всего социальным проектированием.
Современные наука и техника, неотменяя и не подменяя человека, играют огромную и все возрастающую роль вуправлении социальными процессами.  
Глава IIСущность задачи и  методыуправления.
2.1 Сущность методов управления
Процесс социальногоуправления осуществляется посредством целенаправленного воздействия субъектауправления на объект управления, на волю людей, под которой понимаетсярегулирующий фактор сознания, выражающийся в способности человека совершатьцеленаправленные действия. Воля регулирует поведение людей, направляет действиялюдей на достижение поставленной цели. Для достижения единства людей нужнодобиваться единства их воли. Единство воли достигается благодаря согласованиюцелей и порядка деятельности, подчинению одной воли другой.
Воздействие субъекта управления на волюобъекта управления осуществляется различными приемами, средствами, способами,которые именуются методами социального управления. Следовательно, методуправления— это способ практическогоосуществления целей, задач и функций управления. Содержание метода управлениядает ответ на вопрос о том, как, каким способом наиболее рационально можнодостичь целей управления, осуществить управленческую деятельность.
Методы управления находятся вдиалектическом единстве с целями управления. Цель обусловливает спецификуиспользования методов, выбор методов в известной степени определяет реальностьдостижения поставленных целей. Но, с другой стороны, методы показывают, какимобразом достигаются цели управления. Методы определяют качественную сторонууправления. Их совершенствование означает улучшение управления.
Из содержания характеристики методов социальногоуправления следует, что методам управления присущи следующие характерные черты:они выражают связь субъекта управления с объектом управления; метод— это средство, способ осуществленияуправляющего воздействия субъекта управления на объект управления, т.е.воздействие одного человека на другого, одного коллектива людей на другой,одного человека на коллектив или коллектива на одного человека; методы— это способы упорядочения, организациипроисходящих в системах управления процессов, приемы, посредством которыхдостигаются общие цели совместной деятельности людей; методы управленияявляются наиболее подвижным и активным элементом в системе управления; методыуправления носят альтернативный характер; в государственном управлении они являютсяинструментами политики государства, которые используются государственнымаппаратом для достижения политических целей.
Независимо от содержания и направленностиметоды управления обладают: объективированной организационной формой, подкоторой понимается вид воздействия, т.е. индивидуальное предписание (приказ)или норма (правило) поведения; характером воздействия (непосредственноевоздействие, косвенное воздействие посредством создания стимулирующих илиограничивающих условий); способом воздействия (единичный, коллегиальный,коллективный); временной характеристикой (краткосрочные и долгосрочные);тактическим и стратегическим характером.
Сущность методов управления в государствеопределяется его социальной природой. Субъекты государственного управления применяютметоды воздействия в целях осуществления задач и функций государства, общества,для решения экономических, социальных, оборонных, правоохранительных и иныхзадач.
Методы социального управления важноотграничивать от иных близких по своей значимости понятий: методов исследованияпроцессов управления, методов осуществления отдельных функций управления,методов разрешения управленческих вопросов, познавательно-программирующихметодов (системного анализа, исследования операций, моделирования, организационногопроектирования, сетевого планирования).
Методы исследования управления направленына познание и раскрытие процессов и закономерностей социального управления,выявление и объяснение управленческих проблем, общественного мнения и т.п.
Методы осуществления отдельных функцийуправления воздействуют на состояние и развитие этих функций. К ним относятсяметоды выработки и принятия управленческих решений, методы планирования работы,методы контроля в управлении и др.
К методам разрешения управленческих дел ивопросов относятся единоначальные, коллегиальные, коллективные, совместные(несколькими субъектами управления) способы разрешения дел и вопросовуправления.
Методы социального управления основные задачи и функции.
           Реализация законов и принциповуправления происходит благодаря применению различных методов управления. Методуправления представляет собой воздействие различных приёмов и способов науправляемый объект для эффективного достижения поставленных целей. Обычно впрактике управления применяют совокупность методов, дополняющих друг друга.
Выделяют следующие методы управления:
1. Социальные и социально-психологические. Они применяются с целью повышения социальной активности людей.Социальные методы включают в себя:
методы социального нормирования,позволяющие упорядочить социальные отношения между социальными группами,коллективами и отдельными работниками путём введения различных норм (правилавнутреннего распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарноговоздействия);
социально-политическиеметоды, включающие социальное образование и привлекающие работников к активнойдеятельности в социальном управлении;
методы социальногорегулирования служат для упорядочения социальных отношений. Для этого выявляют,с целью регулирования, интересы и цели различных коллективов, групп и индивидов(договора, взаимные обязательства, системы отбора, распределение иудовлетворение социальных потребностей);
методы моральногостимулирования. Их используют для выделения и поощрения коллективов, групп,отдельных работников, которые достигли определённых успехов в профессиональнойдеятельности.
социально-психологическиеметоды. Их используют для обеспечения социальных потребностей человека, дляповышения трудовой активности личности. Для этого используют различные способымотивации: внушение, побуждение, подражание и т. д.
психологические методы.Они направлены на регулирование отношений между людьми, что достигаетсяопределённым подбором и расстановкой кадров. Сюда включаются методы комплектованиямалых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения.
2. Экономические методы. Они связаныс достижением экономических целей управления с использованием экономическихзаконов и категорий рыночной экономики. Сюда можно отнести методыэкономического стимулирования.
3. Организационно-административныеметоды. Основу этих методов составляет власть, дисциплина, ответственность.Данный метод имеет виды: указания, правила, рекомендации, контроль. Главнойзадачей этих методов является координация действий объектов управления.
4. Методы самоуправления.Самоуправление даёт возможность человеку из объекта управления превратиться всубъект управления. Самоуправление повышает эффективность всего управленческогопроцесса, так как основывается на заинтересованности рабочих и подключению ихтворческой деятельности. Сюда включается методика комплексной мотивации людей.В неё входит несколько приёмов:  мотивация работников. За достигнутые цели здесьвыплачиваются премии, вручаются награды, происходит переподготовка.  мотивированиеработы. Сюда входит улучшение рабочих мест и расширение сферы деятельностиработников.
       Мотивирование организационнойдеятельности. Здесь применяется расширение полномочий сотрудников.
      В социальной системе управления выделяют также научные методыуправления. К данным методам относят: моделирование, прогнозирование,программирование, эксперимент, экспертные оценки, информационные технологии. Вцелом же для эффективного социального управления используют совокупность техили иных методов.
2.2Основные задачи управления.
 Основными задачами управления являются:
 — обеспечение в рамках своихполномочий конституционных прав пенси


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.