--PAGE_BREAK--ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
Современное представление о создании организаций как целенаправленных объединений людей выдвигает на первый план проблему мотивации. Исходным моментом, побуждающим людей объединяться в организации, является распространенное представление о том, что путем сотрудничества можно достичь более высоких результатов как с точки зрения отдельной личности, так и сообщества в целом. Важно, чтобы каждый член коллектива делал все от него зависящее для достижения общей цели организации. С этой целью создается система стимулов, ориентирующих человека на выбор определенных форм деятельности, необходимых для достижения целей организации. Вопервых, следует выяснить потребности и мотивы, которыми руководствуется человек, когда приходит трудиться в организацию. Необходимо также понять, каких вознаграждений он ждет за проделанную работу, и оценить, заслуживает он этих вознаграждений или нет. Вознаграждение – это все то, что человек считает ценным для себя. Мотив связан с определенной потребностью и является побуждением к деятельности, на правленной на удовлетворение этой потребности.
Современные мотивы и потребности определяют мотивационную сферу человека. Потребность – это состояние человека, определяемое необходимостью в чемлибо. Потребности разделяются на первичные (физиологические потребности организма) и вторичные (проявления психологического характера).
Мотивация в широком понимании – это комплекс мотивов, определяющих расположенность человека к определенным действиям и поступкам. Мотивы, по которым люди объединяются в организации, можно условно разделить на две группы: достижение общих целей через достижение индивидуальных целей и достижение индивидуальных целей через достижение общих целей.
Первый тип мотивации характерен в основном для организаций делового типа – фирм, предприятий, финансовых учреждений ит.д. Человек, который устраивается на работу, например, на крупное торговое предприятие или в сферу услуг, будет трудиться ради удовлетворения своих личных потребностей в зарплате, в человеческом общении, в реализации своих способностей, в продвижении по служебной лестнице и признании со стороны коллег.
Второй тип мотиваций более характерен для организаций общественного типа – партий, союзов и т. д. Организация успешно развивается только в том случае, когда достижение общих целей осуществляется одновременно с удовлетворением индивидуальных целей всех членов коллектива и когда достижение личных целей осуществляется с учетом интересов всей организации.
В каких случаях возникает организация как социальный объект?
Есть два механизма образования организаций как форм социальной общ-
ности. Чаще всего они возникают тогда, когда достижение, каких либо об-
щих целей признается возможным только через достижение индивидуаль-
ных целей или когда достижение индивидуальных целей оказывается воз-
можным только через выдвижение и достижение общих целей. В первом
случае создаются трудовые организации (предприятия, учреждения), во
втором акционерные общества и так называемые массовые союзные орга-
низации. Таким образом, определяющим признаком социальной организа-
ции выступает целевая общность. Именно коллективное целедостижение
вызывает необходимость вводить иерархию и управление.
Проанализируйте социальные свойства организации:
1) Организация создается как инструмент решения общественных задач,
средство достижения целей, поэтому на первом плане при ее изучении
стоят такие проблемы, как выяснение её целей и функций, эффективно-
сти результатов, мотивации и стимулирования персонала;
2) Организация складывается как человеческая общность, т.е. совокуп-
ность социальных групп, статусов норм, отношение лидерства, спло-
ченности/конфликтности;
3) Организация объективируется как безличная структура связей и норм,
детерминированная административными и культурными факторами.
Предметом анализа организации в этом смысле выступает агрегирован-
ная целостность, построенная иерархически и взаимодействующая с
внешней средой.
Эффективность организационных норм объясняется возникновением
эффекта синергии. Проявление синергии в социальных организациях озна-
чает прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивиду-
альных усилий их участников. Причём в организациях это явление оказы-
вается управляемым, его можно усиливать, видоизменять.
Типология организаций
3. Типология организаций. Различные организационные образования
широко распространены в любом обществе. Встречаются, например, соци-
альные общности, обладающие конкретными признаками организаций
(разделение функций, иерархия, принятие решений, фиксированное член-
ство). Наличием подобных признаков организации отличаются от таких
социальных общностей, как классы нации и т.п. В обществе образуются
следующие организационные формы:
1. Деловые организации – фирмы и учреждения, которые либо возника-
ют сами для коммерческих целей, либо создаются более широкими ор-
ганизационными системами для решения отдельных задач. Цели наем-
ных работников не всегда связаны с целями владельцев или государст-
ва. Членство в них обеспечивает средства к существованию. Основа
внутреннего регулирования — административный порядок.
2. Общественные союзы, массовые организации, цели которых выраба-
тываются «изнутри» и представляют собой обобщение индивидуальных
целей участников. Регулирование обеспечивается зависимостью руко-
водства от руководимых. Членство в них дает удовлетворение полити-
ческих, социальных, экономических, любительских потребностей.
3. Существуют промежуточные формы организаций, например коопе-
ративные (сельскохозяйственные, рыболовецкие колхозы, старатель-
ские артели), которые соединяют в себе основные признаки союзов, но
выполняют роль потребительских, кооперативных организаций.
4. Ассоциативные организации – семья, научная школа, неформальная
группа. В них заметны некоторая автономия от среды, относительная
стабильность состава, иерархия (главенство, лидерство), сравнительно
устойчивое распределение участников (по ролям, престижу) принятию
общих решений. Регулятивные функции осуществляют спонтанно скла-
дывающиеся в них коллективные нормы и ценности. Степень формали-
зации незначительна. Но более важное их отличие от организаций пер-
вых двух типов заключается в особенностях целевых свойств: они стро-
ятся на взаимном удовлетворении интересов, когда не общая цель явля-
ется фактором объединения, а цели друг друга.
Все указанные организационные формы взаимосвязаны и пересека-
ются между собой.
1.3 Типология организаций
Социологическая наука предлагает различные типологии организаций. В основу одной из них положены три признака:
1) степень формализации отношений в организации,
2) подвижность цели и
3) степень влияния членов на результаты ее деятельности.
В соответствии с этими признаками выделяют три типа организаций:
Административные.
Общественные.
Ассоциативные.
Административные (или деловые) организации характеризуются следующими признаками:
· жестко заданной структурой и высокой степенью формализации отношений;
· целями, которые устанавливаются извне, а не вырабатываются самой организацией;
· ограниченными возможностями для участников влиять на процесс принятия решений в организации.
Примерами здесь могут служить министерства, военные ведомства, предприятия, учреждения и т.п.
Общественные (или союзные) организации — это организации, в которых:
· цели более подвижны по сравнению с административными объединениями;
· структуры и взаимодействия менее формализованы;
· участники имеют возможности влиять на конечные цели организации;
· члены организации вступают в нее добровольно. Профсоюзы, политические партии, клубы по интересам и т.д. — все это общественные организации.
Для ассоциативных организаций характерны свои особенности:
· степень формализации отношений в таких объединениях минимальна;
· структуры подвижны;
· цели не декларируются, а вырабатываются самой организацией;
влияние индивидов на процессы принятия решений достаточно велико.
Примеры организаций данного типа — семья, дружеская компания и т.п.
Все эти объединения, несмотря на их значительные различия, относятся к классу организаций. Дело в том, что все они выполняют одну важную функцию — регламентируют разнонаправленную деятельность индивидов, объединенных в одно целое. Организации предлагают участникам кодекс правил поведения, набор обязанностей и ролей для скорейшего достижения общей цели. Эти правила могут быть жесткими или не очень жесткими, в зависимости от типа взаимодействий между членами, тем не менее, они всегда должны соблюдаться для успешного функционирования организации.
Кроме того, организации в социологии подразделяются на формальные и неформальные. Понятия формальной и неформальной организации ввел в мировую науку американский социолог Элтон Мэйо.При проведении своих знаменитых Хоторнских экспериментов он обнаружил, что в любой компании или на заводе, помимо служебных, формальных отношений, возникают неофициальные, дружественные связи. Причем и те и другие не хаотичны, а строго упорядочены и починяются определенным законам. Благодаря этим особенностям формальные и неформальные отношения как внутри одного объединения индивидов, так и отдельно друг от друга получили название организаций.
В зависимости от того, какие типы отношений (личностные или деловые, институционализированные) преобладают в том или ином объединении людей, организации подразделяют на формальные и неформальные.
В формальной организации в отношениях между ее участниками доминирует система узаконенных безличных требований и стандартов поведения, которые формально заданы и жестко закреплены. Такие организации ограничивают поведение людей строго в рамках их статусов и ролей, все отношения и деятельность членов сводятся к некоторому обязательному их набору. Личные качества и способности индивидов не учитываются.
Классификация организаций.
Социальные организации, составляющие основу любой цивилизации, можно представить в виде большого набора правовых норм и организационных структур. В любой науке классификация занимает особое место. Классификация организаций важна по трем причинам:
· нахождение сходных социальных организаций по каким-либо параметрам, это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования;
· возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовке кадров, контрольных служб и т.д.;
· принадлежность социальной организации к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам.
Социальные организации могут быть:
· правительственные и неправительственные;
· коммерческие и некоммерческие;
· бюджетные и не бюджетные;
· общественные и хозяйственные;
· формальные и неформальные.
Кроме того, различают социальные организации по:
· отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.);
· самостоятельности принятия решений (головные/ материнские, дочерние и зависимые).
Могут применяться и дополнительные признаки для классификации.
Статус правительственной социальной организации дается официальными органами власти. На них распространяются различные привилегии, льготы и жесткие обязательства. К неправительственным социальным организациям относятся все другие социальные организации, не имеющие такого статуса.
Коммерческие социальные организации строят свою деятельность на получении максимальной прибыли в интересах учредителей, а для некоммерческих основная цель состоит в удовлетворении общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие социальной организации.
Бюджетные социальные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС. Не бюджетные социальные организации сами изыскивают источники финансирования. Многие социальные организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, та и не бюджетные средства.
Общественные социальные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутренней среде), а хозяйственные – для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде.
Формальные социальные организации – это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические и неюридические лица. Неформальные социальные организации – это незарегистрированные в государственном органе социальные организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам. К неформальным социальным организациям относятся объединения людей, связанных личными интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли.
Типология целей организации
Существует несколько основных способов классификации целей, различающихся по использующимся в них критериям.
Одним из главных параметров системы целей организации является их иерархичность. Общие цели должны быть конкретизированы в целях основных ее структурных подразделений. Поскольку эти подразделения также включают в себя различные структуры (например, отделы, филиалы), то возникает еще один уровень целей. Подобное «дробление» целей имеет место вплоть до уровня отдельного члена организации — исполнителя, деятельность которого также должна иметь четкую цель. Цели индивидуальной деятельности каждого исполнителя должны быть согласованы с целями более высоких уровней и иерархически им соподчинены. Таким образом, цели классифицируются по их иерархическому статусу на четыре основных типа: цели руководства высшего, среднего и низшего уровней управления, а также индивидуальные цели исполнителей.
Поскольку очень большую роль в этой иерархии играют цели второго уровня, то существует еще одна классификация целей организации — по признаку их отнесенности к тому или иному основному структурному подразделению. Это структурное основание предполагает разделение целей на производственные, финансовые, перспективные', кадровые, инновщионные, исследовательские, административные.
Другое основание классификации целей базируется на функциональном критерии и характеризует в основном деятельность руководителя. При реализации им каждой из основных управленческих функций он формулирует те или иные цели («принять решение», «проконтролировать», «организовать», «мотивировать»). Следовательно, цели его деятельности также являются множественными; каждая из них соотносится с определенной управленческой функцией, а система этих функций выступает основанием для еще одной типологии целей.
Классификация по критерию временной перспективы предполагает выделение долгосрочных (перспективных), среднесрочных и краткосрочных целей. Долгосрочные цели, согласно Д. Стейнеру, имеют, как правило, «временной горизонт», равный пяти годам; среднесрочные — от 1 до 5 лет; краткосрочные — до 1 года [195]. Между этими группами целей существуют иерархические отношения соподчинения. Более отдаленные цели занимают более высокий иерархический уровень, определяя собой цели нижележащих уровней.
Долгосрочные цели (1-й уровень) определяют среднесрочные цели (2-й уровень), которые, в свою очередь, определяют краткосрочные цели (3-й уровень).
В большинстве случаев временная классификация целей тесно связана с классификацией целей по критерию их значимости. В этом отношении выделяются три основных типа целей — стратегические, тактические и оперативные.
Деятельность любой организации носит многоплановый, многоцелевой характер. В процессе функционирования организации их руководители решают не только чисто производственные, но и многие иные, разнотипные задачи: социальные, организационные, научно-исследовательские, кадровые, политические. В связи с этим существует классификация целей по их содержанию, предполагающая выделение экономических, организаг^ион-ных, научных, социальных, кадровых, технических, политических и иных целей.
Цели подразделяются также на две обобщающие группы — внешние и внутренние цели организации. Типичным примером первых являются «адаптация к конъюнктуре рынка», «создание своего потребителя»; вторых — максимизация прибыли или «стабилизация оптимальной внутриорганизационной среды».
Цели организаций классифицируются и по признаку очередности их реализации, приоритетности. В этом плане принято различать три группы целей — особо приоритетные (неотложные) — первоочередные — так называемые горячие, приоритетные и отсроченные.
Существует классификация целей на количественные и качественные. Первые допускают формулировку в измеримом виде и предполагают поэтому наличие четких, однозначных критериев их достижимости. Вторые менее строги в плане их задания, но очень часто могут быть более значимыми в плане своего содержания. Примером количественных целей может быть «увеличение рентабельности в предстоящем году на 10%», а качественных целей — «проведение локальной структурной реорганизации административного аппарата».
Процесс функционирования организационных систем управления обычно характеризуется большим числом повторяющихся «стереотипных» целей. Это обусловлено свойством технологической цикличности и работы организаций. Однако в связи с постоянными изменениями конкретных условий реализации повторяющихся целей, способы их достижения необходимо адаптировать к складывающимся ситуациям. В связи с этим цели организации принято разделять на стереотипные (повторяющиеся) и адаптационные (разовые).
Цели организации подразделяются по признаку их приуроченности к той или иной стадии «жизненного цикла» организации. Эта классификация включает четыре категории целей: цели, связанные со стадией проектирования и создания системы управления; цели, связанные со стадией разбития («роста») системы; цели, связанные со стадией зрелого стабильного, устойчивого функционирования; цели, связанные со стадией завершения жизненного цикла системы.
Наряду с рассмотренными — общеорганизационными критериями классификации целей существует также три основных — психологических критерия их классификации. Во-первых, разделение целей на три группы, в зависимости от числа лиц, к которым они относятся. Это — глобальные (общеорганизационные), локальные (групповые) и индивидуальные цели. Во-вторых, различение целей по четкости и определенности их постановки на структурированные, четкие — так называемые хорошо определенные цели (well-definited goals), и «размытые», неструктурированные цели (non-structurited goals). В-третьих, вслед за Ч. Барнардом полезно различать формальные и реальные цели индивидов и групп, включенных в организацию. Данное разделение фиксирует тот факт, что формальное декларирование руководством целей еще не гарантирует, что они будут приняты подчиненными и реальными мотиваторами исполнительской деятельности. Задача трансформации формальных — нормативно-предписываемых целей в реально действующие составляет одну из основных задач, но одновременно и одну из главных трудностей деятельности руководителя.
Все рассмотренные типы целей организации и руководителя тесно взаимосвязаны. Эти связи различны по своему характеру — они являются прямыми и опосредованными, иерархическими и паритетными, субординационными и координационными (вертикальными и горизонтальными), формальными и содержательными, хронологическими и др. Эти связи интегрируют всю совокупность целей организации в определенную систему, которая обозначается понятием сети целей организации и может быть схематически представлена в виде так называемого дерева целей (рис. 10).
Итак, все рассмотренные классификации демонстрируют главную особенность организационных целей — их предельно высокое разнообразие и разномасштабность. Эта особенность определяет собой многоплановость содержания, деятельности руководителя, ее сложность, а также задает систему требований к ней. продолжение
--PAGE_BREAK--