Реферат по предмету "Социология"


Личность как субъект и продукт социальных отношений

Содержание
 
Введение
1. Человек, Индивид,Личность
2. Личность как субъект ипродукт социальных отношений
2.1 Социальная сущность личности
2.2 Социализация личности
2.3 Межличностныеотношения
Заключение
Список использованнойлитературы
 

Введение
Проблемаличности — одна из главных в системе наук, изучающих человека и общество. Личность– это отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности,осознанно-волевых проявлений. Современное общество вовлекает человека вкруговорот разнообразных процессов, связей, отношений. Следовательно, личность– это система социальных качеств человека, формирующаяся на основе еговключения в систему социальных отношений.
Человек выступает главным субъектом и продуктом общественныхотношений. В силу того, что он является многогранным и многоплановым существом,особый интерес представляет рассмотрение его природы, сущности и взаимосвязи собществом. Человек и общество возникли и формировались в неразрывном единстве.Это был целостный процесс, длившийся несколько миллионов лет. Вот почемуизучение общества невозможно без проникновения в тайну человека.[1]Не будет преувеличением и то, что существо проблемы социальных отношений иличности в современном обществе — это вопрос о том, как именно социальныеотношения воздействуют на личность и, с другой, как она преобразует своюсоциальную среду. В одном отношении личность выступает в качестве продуктасоциальных и культурных условий, но в другом — она же является создателем своихсобственных условий существования, т.е. социальным субъектом.
Проблема личности человека, ее формирования и развития всовременной литературе является наиболее проработанной, понимание же человекакак субъекта и продукта социальных отношений изучено менее, что придает даннойтеме особую актуальность.
Цельданного реферата: раскрыть сущность личности как субъекта и продукта социальныхотношений. Для этого необходимо рассмотреть отличия понятий «человек», «индивид»и «личность», а затем выявить взаимосвязи с личности и общества.
Работасостоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.Общий объем работы 18 страниц.

1. Человек, Индивид, Личность
Человек представляет собой сложную систему, он многомерен.Здесь взаимосвязаны биологическое, социальное и духовное начала, сознание исфера подсознательного. С научной точки зрения человек, — это уникальныйпродукт длительного развития живой природы и одновременно результат космическойэволюции самой природы. Вместе с тем человек рождается и живет в обществе, всоциальной среде. Он обладает уникальной способностью мыслить, благодарякоторой существует духовный мир человека, его духовная жизнь. Обществоопосредует отношение человека к природе, и потому рожденное человеком существостановится действительно человеком, лишь будучи включенным в социальныеотношения. Эти истины позволяют говорить о сущностичеловека как единстве природного и социального.[2]
Сочетание природного и социального уровней (элементов)системы «человек» является устойчивой составляющей и в других понятиях,характеризующих человека: «индивид»,«личность», «индивидуальность». В философии есть один из ключевыхсобирательных терминов — «субъект».Он охватывает перечисленные выше понятия, поскольку характеризуетпознавательную и практическую деятельность человека. Субъект — активно действующий человекс его знаниями, опытом и способностью изменять предметную обстановку своегобытия и самого себя (свои качества) в процессе общественно значимойдеятельности. «Субъектностъ» -важный аспект индивидуального бытия человека, его связи с социальнымбытием. Этот термин не следует смешивать с понятием «человеческаясубъективность», под которым понимают присущий человеку мир мысли, воли,чувств. В содержание понятия «субъект» входят все социально значимые характеристикичеловека, и в первую очередь человека как творца истории. Человеческиепотребности, интересы, способности выступают в качестве движущей силыобщественно-исторической деятельности и в своей совокупности образуютсодержание человеческой природы. Иначе говоря, Человек — это субъект общественно-исторической деятельности икультуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью,нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.
Понятие «личность» относится к числу самых неопределенных испорных в науке. Эволюция понятия личности от первоначальногообозначения маски (лат. persona обозначало маску, которую надевал актер вантичном театре), затем самого актера и, наконец, его роли — дала толчок дляразвития представлений о личности как системе ролевого поведения под влияниемсоциальных ожиданий.
Осмысление того, что человек — это биосоциальноесущество является важным моментом понимания понятия «личность». Он неотделим отсвоей природы, телесности, вещественности. Но вместе с этим, он обладательсознания, души. Поэтому личность, как комплексное осознание данной биосоциальной природы человека, характеризует то, чтонаходится под действием двух закономерностей: природно-биологической исоциально-исторической. Т.е., биологическое начало: анатомия, физиология,протекание различных процессов в организме, неразрывно взаимосвязано в нем ссоциальными чертами: коллективный труд, мышление, речь, способность ктворчеству.
Философская энциклопедия определяет личность следующимобразом: это человеческий индивид[3] как субъект отношений исознательной деятельности.
Другоезначение, личность — устойчивая система социально значимых черт,характеризующих индивида как члена того или иного общества, т.е. личность естьсистемное качество, приобретаемое индивидом в процессе совместной деятельностии общения. [4]
Личность – это особое качество, приобретаемоеиндивидом благодаря общественным отношениям, — подчёркивал А.Н.Леонтьев.[5]
Однакопри всем разнообразии толкований понятия «личность», авторы их согласны с тем,что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринятьнемалые усилия: овладеть речью, разнообразными моторными, интеллектуальными исоциокультурными навыками.
Но,каждый ли человек является личностью? Очевидно, что нет. Не был личностьючеловек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересампервобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрелидолжной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Неявляется личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным наборомбиологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишенпризнаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков идействий, движимый чувством социальной ответственности. Ребенок — лишь кандидатв человека. Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый дляэтого путь социализации, то есть усвоения накопленногопоколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях,привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения ксложившейся системе социальных связей и отношений.
История человека начинается тогда, когда происходит поворот вего отношении к изменениям окружающей среды. С того момента, когда предокчеловека перестал реагировать на изменение окружающей среды изменением своейморфологии, внешнего вида, форм адаптации и начал формировать своюискусственную среду (одежда, использование огня, строительство жилища,заготовление пищи и т.п.), начинается социальная история человека. Такие формысоциальной адаптации потребовали разделения труда, его специализации,усложнения форм стадной, а потом и групповой организации. Эти формы социальнойадаптации нашли свое выражение в усложнении функции мозговой деятельности, очем говорят данные антропологов: объем головного мозга у предков человека в тотпериод неимоверно вырос, усложнились формы коллективной деятельности, развиласьвербальная коммуникация, возникла речь как средство общения, передачиинформации, закрепления трудовых навыков.
Все это позволило человеческому сообществу получить большиевозможности в обеспечении жизни. Одновременно совершенствование орудий труда,появление излишков продуктов примитивного производства сразу сказались наформах организации общественной жизни: она усложнилась, обществоструктурировалось. И то, какую роль может сыграть конкретная личность в разрешениипротиворечий, возникающих в социальных процессах, зависит, прежде всего, от ихмасштаба, соотношения в них необходимого и случайного, от особенностейобщества.
Но и особенностям личности здесь принадлежит не последнееместо. Порой они оказывают весьма существенное влияние на социальные процессы. Включаясьв социальные процессы, личность тем самым изменяет и обстоятельства своейжизни, активно определяет и развивает «линию» собственной судьбы. Иначе говоря,основным условием самоопределения личности и сознательного регулирования своейжизнедеятельности является ее общественная активность.[6]
Факторы формирования личности представлены на рис.1

/>
Рисунок 1 – Факторы формирования личности
Итак,личностьюназывается человеческийиндивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающийсовокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализуетв общественной жизни.
Личность невозможна вне социальнойдеятельности и общения, только включаясь в процесс исторической практики,индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества,вырабатывает ценностные ориентации.
Таким образом, личность есть продуктинтеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.
Особенностям развития и взаимосвязи личности и обществапосвящена следующая глава.

2. Личность как субъект и продуктсоциальных отношений
 
2.1 Социальная сущность личности
Какуже отмечалось выше, понятие личность неразрывно связано с общественнымисвойствами человека. Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают ее социальнуюиндивидуальность, которая формируется в процессе воспитания и деятельностичеловека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Вне обществаиндивид не может стать индивидуальностью, а тем более личностью, таким образом подчеркиваютсясвязи индивида, личности и общества. Попробуем разобраться в этих связях.
В науке проявляются два подхода к личности. Первыйрассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека)характеристики (рис.2).
/>
Рисунок2 — Сущностная характеристика личности
Здесь личность выступает как активный участник свободныхдействий, как субъект познания и изменения мира. Личностными при этомпризнаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценкуиндивидуальных особенностей. Другие люди непременно оценивают личность черезсопоставление с установленными в обществе нормами. Человек, обладающий разумом,постоянно сам себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимостиот проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.
Второе направление изучения личности рассматривает ее черезнабор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самыхразных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и отобщественных условий. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семьетребуют от старших ее членов одних действий, в современном обществе — других.Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли —работника, семьянина, спортсмена и др. Он совершает поступки, проявляет себядеятельно и сознательно. Он может быть более или менее умелым тружеником,заботливым или равнодушным членом семьи, упорным или ленивым спортсменом и др.Для личности характерно проявление активности, тогда как безличноесуществование допускает «плавание по воле случая».
Изучение личности через ролевые характеристики непременнопредполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно,что и набор ролей и их выполнение связаны с общественным устройством и синдивидуальными качествами исполнителя (сравните например, роль труженика,правителя, воина, ученого в разные эпохи).
Социальные роли, все разнообразие социального поведенияличности определяются социальным статусом и господствующими в обществе или вданной группе ценностями и нормами (рис.3).

/>
Рисунок 3 – Разнообразие социального поведения личности
В своих ролевых проявлениях личность развивается,совершенствуется, меняется: действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личностьсама по себе, а человек, обладающий чертами личности. Через нее, особым, толькоему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстаеткак Человек. Таким образом, понятие «личность» связано с понятием «общество».
 
2.2 Социализация личности
В процессе развития индивида как личности он все более полновключается в систему общественных отношений. Связи личности с людьми и разнымисферами жизни общества расширяются и углубляются, и только благодаря этому онаовладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Вначалечерез общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные видысовместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладеваетнормами, правилами, способами поведении и деятельности, отдельных действий —происходит социализация личности, формируется и развивается ее субъектность.Эта сторона развития личности определяется как ее социализация (рис.4).

/>
Рисунок 4 -Факторы социализации личности
Социализацияначинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всейего жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Назвать человекаличностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического исоциального развития, который делает его способным управлять своим поведением идеятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков идействий. Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда оноказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает тойили иной степенью самосознания.
Социализацияосуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовойинформации, системы социального контроля и т.д. Она происходит в семье, детскомсаду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе,неформальных социальных группах и пр.
Впроцессе социализации усваиваются, входя в структуру личности, обыденные,житейские взгляды и представления, производственные, трудовые навыки, правовыеи нравственные нормы поведения, политические установки и цели, социальныеидеалы, научные знания, религиозные ценности и т.д.
Приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность приобретаети все большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. ее развитие вобществе включает процесс индивидуализации — основополагающий феноменобщественного развития человека. Один из его признаков (и показателей) состоитв том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образжизни и собственный внутренний мир.
В исследовании процессов социализации-индивидуализацииважно раскрыть, как общественные отношения отражаются в психике индивида, и какблагодаря этому отражению он организует свою жизнедеятельность в обществе.
Изучение развития личности предполагает анализ не только то,как она присваивает социальный опыт и приобщается к жизни общества, но и ееоригинальный вклад, обогащающий эту жизнь. Этим мы подчеркиваем значениеличностной активности, а также то, что социализация неразрывно связана синдивидуализацией. Так личность не только научается произвольно регулироватьсвоё поведение, но и что еще более важно — в процессе развития на определеннойего стадии она начинает сама сознательно организовывать свою собственную жизнь,а значит, и определять в той пли иной мере свое собственное развитие.
Таким образом, человеком рождаются, личностью становятся впроцессе социализации.[7]
Стать личностью, минуя процесс социализации, человек неможет.
Социализация начинается в детстве и продолжается всю жизнь.От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения,принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественнойжизни.
Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называютжизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость. Жизненныециклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса,изменением привычек и образа жизни.
По степени достижения результата различают начальную, илираннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную,или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и старость.
Становление личности человека в процессе социализациипроисходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.
/>
Рисунок 5 — Механизмы и средства социализации личности
Подагентамисоциализациипонимаютсяконкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам иоказание им помощи в освоении различных социальных ролей.
Различают агентов:
-         первичнойсоциализации: родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья,учителя и т.д. Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружениечеловека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности;
-         вторичной социализации:должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т.д. Агентывторичной социализации оказывают менее важное влияние.
Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесссоциализации и направляющие его. Как и агенты, институты социализации такжеподразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного институтасоциализации могут служить семья, школа, вторичного — средствамассовой информации, армия, церковь.
Первичная социализация личности осуществляется в сферемежличностных отношений, вторичная — в сфере отношений социальных.
Агенты и институты социализации выполняют две основныефункции:
1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам иобразцам поведения;
2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно,глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью. Поэтомутакие элементы социального контроля, как поощрение (например, в формеположительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных)одновременно являются и приемами социализации.
Итак, личность есть продукт интеграциипроцессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.
 
2.3 Межличностные отношения
В процессе своей жизнедеятельности люди вступают друг сдругом в многообразные общественные (социальные) отношения. Одним извидов социальных отношений являются межличностные отношения, т.е.отношения между отдельными индивидами по различным основаниям.
В зависимости от наличия или отсутствия элементовстандартизации и формализации все межличностные отношения подразделяются на официальныеи неофициальные, которыеотличаются друг от друга, во-первых,наличием или отсутствием в них определенной нормативности. Официальныеотношения всегда регламентируются какими-либо определенными нормами —правовыми, корпоративными и др. Например, во многих школах существует переченьтребований к поведению учеников в стенах школы. В них, в частности, фиксируетсяхарактер отношений между учащимися и учителями, а также между учащимися разныхвозрастов. В отличие от них, на базе личного отношения человека к человеку, вгруппе складываются неофициальныеотношения. Для них не существует общепринятых норм, правил, требований иположений.
Во-вторых, официальные отношения стандартизированы иобезличены, т.е. права и обязанности, которые складываются в рамкахофициальных межличностных отношений, не зависят от личности, в то время какнеофициальные межличностные отношения определяются индивидуальными личностнымиособенностями их участников, их чувствами и предпочтениями. Наконец, вофициальных отношениях крайне ограничена возможность выбора партнера покоммуникации, общению, в то время как в неофициальных отношенияхрешающую роль играет именно выбор личности. Такой выбор осуществляетсяпартнерами по общению в зависимости от присущей каждому из них потребности вобщении и взаимодействии с вполне определенным по своим личностным качествамчеловеком.
Официальные и неофициальные межличностные отношения, вкоторые люди вступают друг с другом, чрезвычайно разнообразны. В связи сосновной для группы совместной деятельности возникают деловые межличностныеотношения. Они обусловлены должностным положением членов группы и выполнениемими своих функциональных обязанностей. Независимо от основной деятельностигруппы возникают личные отношения. Они обусловлены, прежде всего,симпатиями и антипатиями. Деловые и личные отношения в реальной жизни дополняютдруг друга.
Помимо этого, выделяют отношения по вертикали (межличностныесвязи, образующиеся между людьми, занимающими в официальной или неофициальнойструктуре группы разное положение) и отношения по горизонтали (межличностныесвязи людей, занимающих в официальной или неофициальной структуре группыодинаковое положение). Например, отношения между начальником и подчиненным —это отношения по вертикали, а взаимоотношения между коллегами — это отношенияпо горизонтали.
Нередко различают отношения рациональные, в которыхна первый план выступают знания людей друг о друге и их объективныехарактеристики, и эмоциональные, которые основаны на индивидуальномвосприятии человека человеком.
Вывод.
Личность – это общественный индивид, объект и субъектсоциальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, вдеятельности, в поведении.
Личностьне только объект общественных отношений, не только испытываетсоциальные воздействия, но и преломляет, преобразует их, поскольку постепенноличность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которыепреломляются внешние воздействия общества.
Формирование личности, ее социализация идет: «извне» — черезмеханизмы воспитания и «изнутри» — через механизмы самосоциализации,саморегуляции и самозащиты.
Очевидно, что содержание, способы и методы формирования личностизависят от уровня экономического, политического, правового, культурногоразвития конкретного общества, от традиций и обычаев народа и многих другихфакторов.
Таким образом, личность это и объект, и продукт общественныхотношений, и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
Учесть все объективные и субъективные факторы формированияличности невозможно, поэтому и невозможно дать окончательного определения«личности», описать все возможные ее характеристики и качества. Тем не менее,обобщенным показателем личности выступает ее духовность, выражающаяся всоответствии ее поступков, качеств, интересов, потребностей, идеалов каккоренным общественным интересам, так и своей человеческой природе.

Заключение
 
Человек – высшая ступень развития живыхорганизмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания.
Понятие«человек» обобщает социальное и биологическое начала. Поэтому наряду с ним внауке введены понятия, отражающие отдельные аспекты человека, такие, какиндивид, индивидуальность, личность.
Индивид — это отдельно взятый человек,представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическимиособенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью игибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации.
Индивидуальность — своеобразное сочетание биологическихи социальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Еслииндивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальностьскладывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности.
Социальнуюсущность человека выражает понятие личности.
Личность — это целостность социальных свойствчеловека, продукт общественного развития и включения индивида в системусоциальных отношений.
Личность— социальный образ человека, который формируется изего общественного образа и внутреннего облика:
-         общественныйобразопределяетсядеятельностью и положением человека в обществе, реализацией его индивидуальногопотенциала, уровнем развития и общественной активности личности.
-         внутренний облик — это индивидуальность человека, егоприродные задатки, черты и свойства, относительно неизменные и постоянные вовремени и ситуации, отличающие одного индивида от другого.
Личность- результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, астановятся» (А.Н.Леонтьев).
Основойформирования личности выступают общественные отношения. Включенностьиндивида в различные социальные группы, осуществление постоянных взаимодействийс другими людьми — необходимое условие для становления и развития социального«Я».
Формированиеличности происходит в процессе социализации.
Социализацией называется осуществляющийся напротяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и егоструктур, в результате которого люди накапливают социальный опытжизнедеятельности в конкретном обществе, и становятся личностями.
Социализацияохватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощьюкоторых человек приобретает социальную природу и способность участвовать всоциальной жизни.
Впроцессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи,сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д.
Содержание, способы и методы формирования личности зависят отуровня экономического, политического, правового, культурного развитияконкретного общества, от традиций и обычаев народа и многих других факторов.
Именновключенность индивида в социальную среду дает возможность биологическомусуществу превратиться в общественное, стать человеком, который осознавсебя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь,становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которыепозволяют отличить его от любой другой личности, выделить ее среди прочих.
Таким образом, личность это и объект, и продукт общественныхотношений, и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Списокиспользуемой литературы
1.        Боголюбов, Л.Н.Обществознание: учеб. для 10 кл.: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов,А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. — М.:Просвещение, 2008. — 415 с.
2.        Боголюбов, Л.Н.Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. / Под ред.Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. — М.: Просвещение, 2006. — 270 с.
3.        Каверин, Б.И.Обществознание: учеб. пособие для абитуриентов и студентов вузов / Б.И.Каверин,П.И.Чижик. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 367 с.
4.        Клименко А.В.Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы»: /А.В.Клименко, В.В.Румынина. – М.: Дрофа, 2007. – 200 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.