Реферат по предмету "Социология"


Культура и сферы реализации молодежи

Введение
Слово «культура»происходит от латинского «культивировать» или «возделывать», и именно в такомпонимании («искусство земледелия») оно употреблялось до начала XVIII в. Позже его сталиотносить и к людям, отличавшимися изящными манерами, начитанностью,музыкальностью и т.п. В обыденной лексике, на уровне массового сознания,«культура» и по сей день ассоциируется с хорошим воспитанием, посещениемтеатров и музеев, художественной эрудицией.
Современное научноеопределение культуры значительно шире. Под культурой понимаются убеждения,ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группылюдей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этойгруппы[1].
Как социальнаягруппа молодежь в контексте культурного уровня выступает следующим образом.Молодежь – это социальная возрастная группа молодых людей (иногда до 30 лет), содной стороны они несут в себе результаты влияние различных факторов, в целомпредставляют собой сформированные личности, а с другой стороны – их ценностиостаются гибкими, подверженными различным влиянием. Жизненный опыт этой группыне богат, представление о морально-этических ценностях часто окончательно неопределены. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему физиологическомуразвитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит мирувзрослых.
Молодежь выделяетсвою культуру и свою субкультуру, что связано с неопределенностью своихсоциальных ролей, неуверенностью в собственном социальном статусе.
Объектом работы является культура.
Предмет работы выступают понятияопределений «молодежь и культура».
Цель работы: изучить понятия«молодежь» и «культура»
Для реализации цели былипоставлены следующие задачи:
1. Дать понятия определениям «молодежь» и «субкультура»;
2. Выделить сущность, тенденции и проблемы индивидуализации и социализациимолодежи;
3. Рассмотреть сферы реализации молодежи.
Теоретической основой контрольной работы выступаютучебные пособия по культурологии, социологии, а также материалы периодическихпечатных изданий.
Структура работы представлена введением, тремяпараграфами, заключением и списком использованных источников.

1. Понятие «молодежь» и «субкультура»
Молодежь как специфическаягруппа изучается многими науками: философией, социологией, педагогикой,психологией, культурологией и другими.
В широком смысле слова молодежь– это обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основевозрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В болееузком смысле молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая наоснове обусловленных возрастом особенностей социального положения молодыхлюдей, их места и функций в социальной структуре общества, специфическихинтересов и ценностей.[2]
Понятие «молодежь» достаточночасто используется сегодня в разговорной речи для обозначения определеннойгруппы людей. Употребляя его, чаще всего, ориентируются на возрастной критерий,не всегда задумываясь о том, что понятие «молодежь» включает в себя не толькохронологические и биологические, но и социально-психологические характеристики.Кроме того, если даже пытаться определить только возрастные рамки молодежи, тои здесь возникнут проблемы, так как границы молодежного возраста подвижны. Онизависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровняблагосостояния и культуры, условий жизни людей, менталитета и традиций того илииного общества. Развитие человечества и увеличение общей продолжительностижизни внесли свои коррективы в возрастные границы понятия «молодежь». Однакоточное установление данных границ остается проблематичным в связи снесогласованностью сроков биологического, социального и психического развития,а также в связи с несовпадением темпов формирования отдельных свойств индивида:физического роста, полового созревания, интеллектуального и социальногоразвития.
Вмолодом возрасте происходит ускоренное физическое, умственное развитие, котороене ведет к ранней социальной зрелости. Наиболее характерным для возрастаявляется эмоционально-чувственное отношение к жизни, в том числе и к культуре.Этим обусловлено чувство сопереживания и подражание иллюзорным героям,предпочтение событийности, динамизма, действия, поиск развлекательногосодержания, преобладание в искусстве нравственных оценок надхудожественно-выразительными. Все это в процессе самореализации сопровождаетсяявлениями группового стереотипа.
Таким образом, молодежь – неотъемлемая часть любого общества,независимо от его сущностных характеристик.
Понятие «молодежь» тесно связанос понятием «субкультура». Прежде чем рассматривать понятие «субкультура»необходимо дать понятие культуры в целом.
Существует множество определенийпонятия «культура». В данной работе под культурой будет пониматься следующееопределение. Культура – совокупность социально значимых идей, символов иценностей, идеалов, норм и правил поведения, языка и деятельности, посредствомкоторых люди организуют свою жизнедеятельность.
Такимобразом, субкультура – совокупность специфических социально-психологическихпризнаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов, и т.п.), влияющих на стильжизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющихим осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальныхпредставителей социума).[3]
Субкультуравключает в себя ряд более или менее ярко выраженных признаков: специфическийнабор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношенийее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источниковинформации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободноговремяпровождения; жаргон; фольклор и другое.
С точки зрения культурологиисубкультура – объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционнойкультуры, а дополняют ее. Субкультура может отличаться от доминирующей культурыязыком, манерой поведения, одеждой и т.д. Основой субкультуры могут быть стильмузыки, образ жизни, определенные политические взгляды.[4]
Существует ряд молодежныхобщественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большиевоспитательные возможности, но в последнее время резко возросло числонеформальных детских и молодежных объединений самой различной ориентации(политической, экономической, идеологической, культурологической); среди нихнемало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью, такназываемая контркультура главной особенностью которой является отрицаниеобщепризнанных принципов.
Молодежь, как наиболее чуткая ивосприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга совсеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворитьсуществующие общепринятые развлечения и способы провождения времени, чтосоздает предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения,являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этихгруппах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурныхценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры.
Существуютразличные типологии молодежных субкультур. Рассмотрим некоторые из них.[5]
По социально-правовому признакувыделяют:
1. Просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностьюдеятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников,окружающей среды;
2. Социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению ксоциальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты;
3. Асоциальные – хиппи, панки, преступные группировки и т.п.
Профессор С.А. Сергеевпредлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:
1. Романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкиенисты, сизвестными оговорками – байкеры);
2. Гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэперы и т.п.);
3. Криминальные (гопники, люберы);
4. Анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры «левого» и«правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.
Профессор З.В. Синкевич даетнесколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи сучетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:
1. Со способом времяпрепровождения – музыкальные и спортивные фанаты,металлисты, люберы и даже нацисты;
2. С социальной позицией – экокультурные;
3. С образом жизни – «системники» и их многочисленные ответвления;
4. С альтернативным творчеством – официально не признанные живописцы,скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.
Также молодежные движения можноразделить на такие группы:
· связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культурымузыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура;
· отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы,хиппи, индианисты, панки, растаманы;
· связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры,стрит-байкеры, байкеры;
· связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики,толкиенисты, геймеры;
· связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те жегеймеры;
· враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды,РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически – футбольные фанаты и металлисты;
· религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты;
· группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры,просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы;
· элита: мажоры, рэйверы;
· антикварные субкультуры: битники, роккабильщики;
· субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки;
· социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды,пацифисты.
Человек,попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает всепорядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд намир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешнихпроявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая вбольшей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, ктоверен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всеготаким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки металлисты могутустраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать,что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движениеосновано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-застремления разрушать все вокруг.
Такимобразом, молодежь — обширная совокупность групповых общностей,образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видовдеятельности. Молодежь, как наиболее чуткая возрастная группа первойвоспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными инегативными явлениями, ее не могут удовлетворить существующие традиционныеспособы проведения досуга, что приводит к появлению субкультуры. Субкультура — система ценностей, установок, способовповедения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности,пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Молодежная культура представляет собой субкультуру сдостаточно четко очерченными границами. Ее характеризуют такие особенности, какотчуждение от старшего поколения, от его ценностей и норм, уход в сферу досуга,в котором ведущими являются общение, развлечение и самообразование, связанные скоммуникативной деятельностью. В отношении к культуре преобладает потребление надтворчеством, что отражает в целом жизненные позиции молодежи, сформированныевсей социальной средой, ориентированной многие годы на воспитаниедобросовестного исполнителя и пассивной личности.
2. Сущность, тенденции и проблемы индивидуализации и социализациимолодежи
Вотечественной научной литературе молодёжная проблематика стала рассматриватьсятолько с начала XX века. Можно выделить пять периодов в изучении такой группы,как молодежь. Первый период охватывает дореволюционное время. В это время появляютсястатьи о проблемах учащейся и студенческой молодёжи, о проблемах быта иматериального положения студенчества, о положении рабочих-подростков напроизводстве и в быту, о проблемах «отцов и детей». Второй период относится к20-м годам XX века: изучаются проблемы труда и воспитания молодёжи. Третийпериод приходится на середину 30-х годов XX века. Молодёжь сталарассматриваться на этом этапе как объект социалистического воспитания.Четвёртый период изучения молодёжи приходится на 60-е годы XX века. На этомэтапе основными темами были: нравственное воспитание молодого поколения,ценностное отношение к труду, формирование «духовного — социалистического» облика молодёжи, патриотизма, честности, порядочности иверности идеям марксизма-ленинизма. Пятый период приходится на последние годы,когда стали появляться работы, в которых проблемы молодежи рассматриваютсяисходя из трех основных выполняемых молодежью функций: учебы, работы и семьи.Это направление представлено работами известных ученых А.А.Матулениса, Н.С.Слепцова,В.И.Переведенцева, М.Х.Титмы, Г.А.Чередниченко, В.Н.Шубкина и других.[6]
Таким образом, молодежьрассматривается как объективное общественное явление. Не поняв общества, вкотором живет молодежь, значит не понять самой молодежи и ее специфическихпроблем. Не поняв молодежи данного общества, не постигнуть всех его, в томчисле общих, противоречий и проблем, а тем более, не раскрыть будущего этогообщества, общественными проблемами. Общественные проблемы, в сущности, вомногом берут свое начало от молодежи и в этом смысле являются молодежными. Этоозначает, что исследование молодежи вне общества в целом являетсяабстрактным, неполным и во многом бессмысленным. На этом основаниистроится широко распространенное заблуждение, что никаких особых проблеммолодежи не существует, есть проблемы общества, и их надо решать. Решимпроблемы общества — решим и проблемы молодежи.
Действительно, молодежь являетсязеркалом, в котором отражается та социальная действительность, в условияхкоторой она живет. Если из молодежной среды пробиваются порочные побеги, если вэтой среде появляются проблемы, то это, прежде всего «вина»социальной среды. С молодежью может произойти только то, что уже произошло собществом. Молодежь, такова, каким является взрастившее ее общество.
Однако у молодежи были и естьсвои специфические, обусловленные возрастом проблемы, которых нет у«зрелого» человека. Перейдем к их рассмотрению.
1. В любом обществе молодость тесно связана с идеей зависимости. Человекнаходится в положении «молодого», пока он зависим. От заричеловечества и до наших дней центральной фигурой в обществе был зрелый(взрослый) человек. Стариков и слабых детей в первобытном обществе простоубивали или бросали на произвол судьбы. Появление демографической когортыпод названием «молодежь» мало что изменило: молодые людирассматривались как «взрослые дети», о которых общество вынужденозаботиться постольку, поскольку это было необходимо взрослым.«Мальчиком» в старой Франции мог быть назван человек любого возраста,если он зависел от «сеньора». В сущности, и ныне все осталось, какбыло. Взрослые по-прежнему царствуют в обществе, и все другие возрастные группы(дети, молодежь, старики) полностью зависят от родителей — он все еще«дитя», а в глазах окружающих недоросль, инфант.
2. В любом обществе большая часть молодежи (учащиеся, студенты и т.п.) ещене включена в процесс производства и потому исключена из процесса распределенияпродуктов этого производства, живет в «кредит», находится вположении иждивенцев — не имеет своего жилья, получает меньшую зарплату и т.п.Следствием этого являются острота социальных проблем молодежи, которая всегда ивсюду намного выше, чем применительно к взрослой самодеятельнойчасти населения, и сравнима только с социальными проблемами стариков. Вбогатых обществах молодежь в основном бедна, в бедных обществах — попреимуществу нищая.
3. В любом обществе большинство молодых людей не обладает личнойсамостоятельностью в принятии решений, касающихся их жизни. Объективно ипостоянно находясь в положении выбора и самоопределения (кем быть? что делать?каким быть? когда завести семью? кого выбрать спутником жизни?),молодой человек существенно ограничен в своих решениях мнением и волейродителей, родственников, законами, традициями и правами, с которыми он нередкобывает, не согласен.
4. Молодежь объективно находится в положении объекта социализации,осуществляемой путем обучения и воспитания, которые частоподменяются начетничеством, назиданием, подавлением личности. Спецификамолодежного сознания определяется тем, что в нем живут такие понятия, которыеобычно не свойственны взрослому человеку: «второстепенность»,«подсобность», «неполноценность». Они рождают в душахмолодых людей обостренное чувство социальной справедливости, социальнойущемленности, болезненности мироощущения, повышенную готовность к протесту,избыточную критичность, агрессивность. Рост этих свойств и их проявление впоступках тем более неизбежны, когда зависимое положение молодежи сознательноподчеркивается со стороны взрослых, когда социальная справедливостьнарушается в массовых масштабах, когда складывается авторитарное отношениеобучающих к обучаемым, учителей к ученикам, воспитателей к воспитуемым,родителей к детям, когда «нищета положения» молодежи усугубляетсянищетой общества в целом.
5. В любом обществе перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферытрудовой деятельности, выбора профессии. Из всех возрастных групп населения этапроблема, прежде всего и главным образом беспокоит молодежь. Сказав себе:«Стану слесарем», юноша одновременно говорит: «Но не стануврачом, артистом, учителем, биологом, историком». Решиться - значитне только приобрести нечто, но и возможность потерять свою единственную судьбу.Когда в состоянии мучительных размышлений по поводу «кем быть?»находятся миллионы молодых людей, это вырастает в огромную общественнуюпроблему, которая в своей сущности была и будет проблемой сугубо молодежной.
6. Во всех обществах молодые люди решают проблему своих жизненных планов,проблему нравственного и духовного самоопределения – «каким быть?». молодежь субкультура социальный социализация
7. Социальный статус молодежи во всех конкретных обществах и во все временав главном одинаков: молодежь одновременно объект и субъект социализации. Даннаягруппа общества по законам преемственности (по закону отрицания отрицания)осваивает наследуемые общественные отношения, духовные и материальные ценностиконкретного общества с целью их последующего воспроизводства. Будет это простоеили расширенное воспроизводство — зависит от уровня социального развитиямолодежи, продукта самого общества. А этот уровень, в свою очередь, в решающейстепени зависит от взгляда общества на молодежь что такое она в его глазах — только объект воздействия, прежде всего объект и отчасти субъект, прежде всегосубъект и затем объект и т.п.[7]
Если общество нацелено наразвитие, оно социализирует (обучает и воспитывает), иными словами, развиваетмолодежь таким образом, чтобы она была способна развивать общества иразвиваться сама. Если общество настроено, прежде всего, на сохранениесуществующего строя, консервацию его идей, ценностей и традиций, оноформирует молодежь исключительно по своему образу и подобию. В этом случаемолодежь как субъект деятельности выступает в крайне ограниченных масштабах, она,прежде всего объект, а часто только объект воздействия.

3. Культура и сферы реализации молодежи
Выделяют следующиесферы реализации молодежи:
1. Досуговаясфера. Сегодня досуг все чаще становится основной сферой жизнедеятельностимолодого человека. Не учеба, не работа, а именно досуг. От удовлетворенности имзависит удовлетворенность жизнью. В школе «отсиживают» положенное количествочасов, в вуз приходят «за дипломом», на работу устраиваются туда, где «большедадут. Подлинная жизнь начинается за порогом школы, вуза, завода[8].
Что касаетсяинтересов молодежи, связанных с досугом, то они далеко не многообразны, неосознанны, с трудом дифференцируются, причем у 42% опрошенных ограничиваютсясферой «зарабатывания денег», а у 15% никак не проявляются в заявлениях типа«делать нечего», «никаких увлечений». В свободное время молодые люди в основномгуляют с друзьями, встречаются с ними дома, смотрят телевизор, слушают музыку(63% опрошенных). читают художественную литературу на досуге лишь 7% респондентов.Еще реже молодежь занимается спортом – 3%. Большинство опрошенных (72%)практически никогда не посещают концерты, выставки, спортивные соревнования;лишь 2% занимаются в кружках, секциях[9].
2. Сферарелигии. Среди студенческой молодежи выявлено 4,3% неверующих, 50% верующих,45,7% — колеблющихся между верой и неверием.
Что касается группневерующих, то они в основном относят себя к последователям православия, вБиблии читали отдельные места или не читали ее вообще. Церковные богослуженияпосещали случайно. Эта группа считает, что с помощью науки нельзя ни доказать,ни опровергнуть бытие Бога; что религия человека делает нравственнее, добрее;указывает на положительную и отрицательную роль православия в истории нашейстраны, на частичную неоправданность борьбы против религии и церкви в советскоевремя.
В целомрелигиозность студентов резко возросла, если учесть такие ее показатели, какпосещаемость церковных богослужений для удовлетворения личных потребностей(42,6%), осведомленность о «священной книги» христиан Библии, убежденность вполезности религии в нравственной жизни (65,2%), позитивной роли православия вистории нашей страны (19.5%) и т.п.
Границы междугруппами верующими и колеблющимися между верой и неверием недостаточно четковыражены. Так, мнение о том, что наука опровергает бытие Бога разделяют 7,6%верующих респондентов и 2,5% колеблющихся между верой и неверием. Средиопрошенных к последователям православия отнесли себя не только 89,3% верующих,но и 73,4% колеблющихся между верой и неверием. В этих двух группахотносительно высокий уровень не определивших своего отношения к религии[10].
3. Политическаясфера. Политические ориентации – это направленность личности на определенныеполитические идеи и ценности, на те или иные политические силы, в совокупностиявляющиеся внешними факторами, регулирующими и детерминирующими мотивациюличности и ее поведение в политической сфере[11].
Политика не является приоритетной сферой интересов ипотребностей современной молодежи. Важнейшей детерминантой отношения молодежи кполитике становится ухудшение ее материального положения. Политическаязаинтересованность современной молодежи имеет «избирательный» характер ипоявляется от случая к случаю.
Основная форма интереса молодежи к политике сегодня –информационная. В среднем интерес к политической информации отметил каждыйвторой респондент и это весьма весомо. Большинство молодых людей отдаютпредпочтение демократическим реформам. Даже в условиях, когда многие студентынепосредственно ощущают негативные последствия этих реформ, общедемократическаянаправленность их ориентации сохраняется. Хотя – и это нужно предвидеть – дальнейшаяпереоценка ценностей и снижение престижа в глазах студентов демократическихпартий и движений вполне возможны.
Отношение к политике, когда реальностью становится всебольшее неучастие в ней, студенты все чаще соотносят с готовностью испособностью властных структур любого уровня решать конкретные социальныепроблемы. Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознанияпереориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и переменныепроблемы[12].
4. Сферакультуры. На вопрос «Что Вы сейчас читаете?» — ответили: «Ничего» 54%респондентов из политехнического и 36% — из педагогического институтов.Остальные читали на момент опроса в основном развлекательную литературу –детективы, приключения. Только некоторые в тот момент овладели наследиемДостоевского, Хемингуэя, Данте, Бальзака (все студенты педагогическогоинститута). Что касается газет и журналов, то вообще не читают ни каких газет30% опрошенных. Из остальных 70% читающих подавляющее большинство предпочитаютгазетки рекламно-развлекательного характера.
Информация,получаемая из такого рода прессы, не может быть оценена позитивно. Молодые людиузнают сплетни, сенсационные подробности событий, получают советы типа «Какпознакомиться с девушкой» или «Как понравиться мужчине», читают гороскопы ирассматривают рекламные картинки. Молодежь относится к подобной прессесерьезно, тем не менее, она незаметно, но существенно оказывает влияние на ихдуховный мир, ориентируя на мимолетность чувств, отношений, эгоизм. Такое жевлияние оказывает в целом массовая культура.
Что касаетсяинтереса молодежи к различным видам искусств, то телевидение как вид искусствазанимает первое место у студентов политехнического и третье у студентовпедагогического института по уровню интереса. В целом респонденты отдаютпредпочтение передачам игрового характера и различным ток-шоу, а такжеоткровенно развлекательным передачам.
Кино «существует»для респондентов в основном на экранах телевизора. Менее 2% студентов ответили,что ходят в кинотеатр на каждый новый фильм. 37% респондентов никогда не ходятв кино по своей инициативе. Остальные ходят изредка или по возможности.
Несколько иноеотношение к театру. В среднем около 3% респондентов ходят на каждую премьеру,26% посещают театр как только им предоставляется возможность, половинаопрошенных хоть изредка, но бывает в театре. Никогда не ходят в театр пособственной инициативе 22% респондентов.
Хуже отношение к изобразительномуискусству. Никто из опрошенных не ответил, что посещает каждую новую выставку,30% отметили, что вообще никогда не посещают выставок по собственнойинициативе. Остальные делают это редко или по возможности. Поэтомунеудивительно, что взгляды студентов на изобразительное искусство не отличаютсяширотой. Они мало видели картин и знают только хрестоматийно известныххудожников[13].
В структуре культурныхпотребностей молодежи сегодня происходят серьезные изменения. Наряду с ихобеднением прослеживается тенденция к прагматизму. Если ранее в потребностяхмолодежи превалировала ориентация на творческие виды деятельности(художественное, техническое творчество), то сегодня приоритет творческойдеятельности и, тем более, нравственных потребностей утрачен. На первый планвыходят познавательные потребности (образование, чтение и т.п.) и потреблениеразличного рода художественной культуры (театр, кино, музей, телевидение)[14].
5. Профессиональнаясфера. Обратимвнимание на мотивацию выбора студентами своей специальности, вуза. В пятеркеприоритетных мотивов – интерес к профессии, возможность проявить своиспособности, авторитет вуза, перспектива хорошей работы по окончании вуза ивлияние семейной традиции, совет родителей. Ясно, что имеется спецификамотивации по направлениям подготовки и отдельным вузам. В университете,медицинском, архитектурном, юридическом вузах на первое место среди мотивовпоставлены «интерес к профессии» — от 50 до 66% ответов, в политехническом иэкономическом на первом месте – «престиж вуза» (40 – 45% ответов), впедагогическом – «наилучшие способности в этой области» (52%), в горном –«стремление избежать армии» — 31% ответов. Важное место в мотивации студентов отводитсянадежде в перспективе найти хорошую работу. В наибольшей степени эта ориентациявыражена у юристов (51%), несколько меньше – у экономистов (39%). Семейнаятрадиция в наибольшей степени проявляется у студентов-медиков (39%), у юристов(30%). Такой мотив, как «совет учителей, специалистов по профориентации» теряетсвой вес. В число мотивов выбора вуза включен и такой как «стремление продлитьбеззаботный период жизни». В тех вузах, где интерес к профессии и желаниереализовать свои способности наиболее высоки, соответственно и меньше доля тех,кто настроен на беззаботный образ жизни. Снижение же интереса к профессиисопряжено с увеличением почти в два раза тех, кто настроен продлить трудовойпериод жизни, либо уклониться от службы в армии. В среднем 4 из 5 опрошенныхстудентов своим выбором вуза и специальности удовлетворены. Профессиональноесамочувствие третьекурсников уже обращено и к перспективам. Как планируютреспонденты свою жизнь после окончания вуза? В целом четвертая часть студентовпланирует работать в государственном секторе; 42 % — в коммерческих структурах,по избранной специальности. Соотношение желающих работать в госструктурах и вкоммерческих структурах составляет 1: 2, по специальности и не поспециальности 5: 1.
Около 16 % студентов планируют продолжить образованиеи заняться научно-исследовательской деятельностью.
Нужно отметить, что от 18 до 20 % студентов различныхвузов уже сейчас не намериваются работать по специальности, 14 % студентовсобираются посвятить себя семье, дому. Особенно высок последний показатель уженщин – 21 %. Хотели бы уехать за границу учиться и работать – 16 % студентов[15].
Таким образом, выделяются следующие сферы реализациимолодежи: досуговая, политическая, религиозная, культурная, профессиональная.

Заключение
Впроцессе написания контрольной работы были сделаны следующие выводы.
Молодежь- обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основевозрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. Молодежь,как наиболее чуткая возрастная группа первой воспринимает новые формы развитияв сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями, ее не могутудовлетворить существующие традиционные способы проведения досуга, что приводитк появлению субкультуры. Субкультура — системаценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присущаболее мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей илименьшей степени обособленной.
У молодежи были и есть своиспецифические, обусловленные возрастом проблемы, которых нет у«зрелого» человека: молодежь находится в положении зависимости в силусвоего возраста; большая часть молодежи не включена в процесс производства;большинство молодых людей не обладает личной самостоятельностью в принятиирешений, касающихся их жизни; молодежь находится в положении объектасоциализации, осуществляемой путем обучения и воспитания, которые частоподменяются начетничеством, назиданием, подавлением личности; в любомобществе перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовойдеятельности, выбора профессии; социальный статус молодежи во всех конкретныхобществах и во все времена в главном одинаков: молодежь одновременно объект исубъект социализации.
Рассмотрев вопрос о сферахреализации молодежи был сделан вывод, что существуют такие сферы реализациимолодежи как досуговая, политическая, религиозная, культурная,профессиональная.
Таким образом, в ходе выполненияконтрольной работы были решены все поставленные задачи, цель работы достигнута.

Список использованных источников
1. Васильев В.Г., Мазеин В.О., Мартыненко Н.И. Отношение студенческоймолодежи к религии//Социологические исследования. 2000. №1
2. Воторопин А.С. Политические ориентации студенчества// Социологическиеисследования. 2000. № 6
3. Драч Г.В. Культурология: Учебное пособие. 2-е издание. Ростов-на-Дону:Изд-во «Феникс», 1999.
4. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. 2-е издание. М.:Издательская корпорация «Логос», 2003.
5. Культурология: Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян).– М.: Высш. школа, 2003.
6. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностныхориентаций учащейся молодежи//Социологические исследования. 1999. № 6.
7. Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. 1990.
8. Соколов К.Б. Субкультуры, этносы и искусство: концепция социокультурнойстратификации // Вест. Российского гуманитарного фонда. – 1997. – № 1.
9. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М.: Академический проект,2000.
10. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов н / Д:«Феникс», 1997.
11. Щенникова Л.С. Духовные ориентиры псковских студентов// Социологическиеисследования. 1999. № 8.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организационно-правовые формы предприятий в Республике Беларусь: сравнительный анализ преимуществ и недостатков; выбор и обоснование
Реферат Sex Drugs And Pimply Teenagers
Реферат Законодательство и основные мероприятия по охране источников водоснабжения от загрязнения и истощения
Реферат ''Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур'' авторы: Базаров Т. Ю., Беков Х. А., Аксенова Е. А
Реферат Українське Православне Церковне Братство "Діяльно–Христова Церква": еволюційні та інсталяційні аспекти становлення особового складу (1920–1927 рр.)
Реферат Юридические процедуры несостоятельности (банкротства)
Реферат Оказание первой медицинской помощи при ожогах
Реферат Australian History 2
Реферат Оценка соответствия маркировки товаров отечественного или импортного производства требованиям но
Реферат Интеллектуальный капитал
Реферат Харчування жінок у різні строки вагітності
Реферат Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки
Реферат Воздействие электромагнитных лучей на организм человека и способы б
Реферат «Солнечный Луч в ноябре»
Реферат Досье ОАО "ВимБильДанн Продукты питания"