Министерство образования Российской Федерации
Пермский государственный университет
/>
Культура как социальная система.
Ее функции и подходы к изучению. />
Реферат по социологии
студента 4 курса (группа 1)
юридического факультета (заоч. отд.)
Латышева О.Н.
Преподаватель:Керженцев В.С.,
доцент кафедры социальной работыПермь 2002
/>
Вступление.
С
оциология(фр. sociologie, латин. Societas — общество, Logos — наука) — наукаоб обществе, отдельных социальных институтах (государство, право,мораль, культура и т. п.), процессах и общественныхсоциальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научныйоборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом.Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением временипредмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепеннымотделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в.потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществетребовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ напотребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шелпроцесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека,духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина вместопривычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества сего жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической,экономической и духовной жизни людей.
Таккак культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни, то социологияизучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура взначительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение человека,духовной сфере, а также в сфере создания материальных ценностей.
Понятие культуры.
В
своемэтимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Его можнообнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. Культура (cultura) в переводе с латинского означаетвозделывание, воспитание, образование, развитие, почитание; и уже отсюда видно,что культура явление не природное, а созданное человеком и каждая из формчеловеческой деятельности относится к культуре.[1]
Культуручасто определяют как «вторую природу». Такое понимание восходит к античнойГреции. Демокрит определял культуру как «вторую натуру». Культура — преждевсего природный феномен потому, что ее творец – человек – биологическое создание.Без природы не было бы культуры. Однако если бы человек не переступил пределовприроды, он остался бы без культуры. Культура есть акт преодоления природы,выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться надприродой. Культура предполагает спонтанный, свободный вид активности,преодолевающий видовую закрепленность. Для того чтобы создать культуру, человекдолжен был обрести некий дар. Получив этот дар, люди обрели совсем другуюжизнь. Культура вовсе не безобидное приобретение человека. Ее рождение чреватонеким возмездием, расплатой за приобретенное. Культура – надприродна, культураискусственна. Культура – это какой то радикальный поворот в органическомразвитии мира. Человек претворяет и достраивает природу. Культура – это формированиеи творчество. Преобразуя окружающую его природу, человек одновременноперестраивает и себя самого. Чем шире его деятельность, тем болеепреобразуется, совершенствуется он сам. Человек в определенной мере естьприрода. Нет чисто природного человека. Был и есть только «человек культурный».Освоить природу означает овладеть не только внешней, но и внутренней,человеческой природой, то есть приобрести дар, которым не обладает никакоедругое живое существо. Данную мысль выразил французский культуролог Ж. Бенуа.«Культура – это специфика человеческой деятельности, то, что характеризуетчеловека как вид».
Понятие«культура» в переносном значении аналогично понятию «хозяйство» и изначальносоотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов икульт предков. Такие сочетания существовали в течение многих столетий, пока влатинских странах не стал входить в употребление термин «цивилизация». Онохватывал совокупность социального наследия в области техники, науки, искусстваи политических учреждений. Долгое время понятия «культура» и «цивилизация» былитождественны. Первым провел между ними границу немецкий философ И. Кант, а вначале ХХ века немецкий философ О. Шпенглер и вовсе противопоставил их. Римскийписатель М. Кантон написал трактат о земледелии, что в переводе «агрикультура».Речь в нем шла об уходе за участком земли. Возделывание почвы невозможно безособого душевного настроя. Без предельного интереса к участку не будет икультуры. Затем слово «культура» отрывается от земной почвы. Оно метафорическисоотносится с разумностью. Римский философ М. Цицерон, уже имел в виду неземлю, а духовность. Он вел речь о необходимости культуры души и духа. Кпонятию культуры близок и термин «оккультизм» (тайный, сокровенный). В ДревнемКитае термин «культура Вэнь» был одним из центральных. В учениидревнекитайского ученого Конфуция обосновывалась сущностная роль языка впознании принятии правильных решений. Французский философ Ж. Сартр отмечал, чтокультура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека,в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическомзеркале он может увидеть свое лицо. Оригинально расшифровал понятие «культура»Н.К. Рерих. Он разбил его на две части: «культ» — почитание, «ур» — свет, тоесть почитание света. Духовный, сокровенный, тайный аспект понятий культурыразвертывается и таким образом: мистика, магия, мистерия. В античном сознаниипонятие культуры отождествляется с понятием «пайдейя», то есть«образованность». Пайдея по определению Платона, означает руководство кизменению человека, всего его существа. В эпоху средневековья слово «культ» употреблялосьчаще, чем «культура». Оно выражало способность человека раскрыть собственныйтворческий потенциал в любви к богу. В эпоху Возрождения воскрешается античноепредставление о культуре. Оно выражает прежде всего активное творческое началов человеке. В современном значении слово «культура» стало употребляться XVII в. В качестве самостоятельного оно появилось в трудахнемецкого юриста С. Пуфендорфа.
Определениепонятия культуры, данная Лесли А. Уайтом гласит: «Культура представляет собойорганизацию тех явлений и деятельностей (норм поступков), предметов (средств,вещей, созданных с помощью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок,аттитюдов, ценностей), которые связаны с использованием символов"[2].Символический характер культуры, ее связь с коммуникацией фиксируется во многихдефинициях, и во многих из них этот аспект трактуется как нечто основное. Этоподчеркивается и в приведенном здесь определении Л. А. Уайта, и еще более вследующей несколько сокращенной его дефиниции: «Под культурой мы подразумеваемнепрерывность вещей и событий во времени и вне человеческого организма, которуюподдерживает создание символов». Сходное воззрение представляет – подходя состороны семиотики – Ю. М. Лотман, по мнению которого культура представляетсобой «совокупность всех ненаследственных информаций, способов их организации исохранения»[3]. Ряд ученыхопределяют понятие «культура», противопоставляя ее природе. Характерна в этомотношении, например, формулировка Арнольда Гелена: «Культура – это природа,преобразованная посредством человеческой деятельности».
Известныйрусский социолог Питирим Сорокин трактовал культуру «…как некую совокупность, котораясоздана или модифицирована в результате сознательной или бессознательнойдеятельности двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом иливлияющих друг на друга своим поведением. В соответствии с этим, культурнымифеноменами являются не только наука, философия, религия, искусство, техника ивсе материальные достояния развитой цивилизации, но и след от ноги, оставленныйна песке дикарем и обнаруженный Робинзоном Крузо, куча мусора и сломанныедеревья, оставшиеся в девственном лесу после научной экспедиции, кости, очисткии зола, найденные археологами при раскопках на месте стоянки первобытногоплемени, — все эти и миллионы других творений человека и следов еговмешательства являются частью культуры».[4]
«Понятие«культура» означает исторически определенный уровень развития общества,творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организациижизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовныхценностях».[5] Поэтому мир культуры, любой его предмет илиявление – не следствие природных сил, а результат усилий самих людей,направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самойприродой. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельностичеловека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека.
Раскрывая,реализуя сущностный смысл бытия человека, культура одновременно формирует иразвивает саму эту сущность. Человек не рождается социальным, а лишь в процесседеятельности становится таковым. Образование и воспитание – это не что иное,как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому.Культура означает приобщение человека социуму, обществу. Любой человек преждевсего овладевает той культурой, которая была создана до него.
Виды культуры.
К
ультура– это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру поее носителю. Выделяют мировую и национальную культуры. Мировая культура – этосинтез лучших достижений всех национальных культур различных народов.Национальная культура — синтез культур различных классов, социальных слоев игрупп соответствующего общества.
Делениекультуры можно провести и по роду объективации. Так мы можем различать:
1. материальнуюкультуру,
2. социальнуюкультуру, то есть культуру коллективного общения,
3. духовнуюкультуру.
Деятельность,соответствующая материальной культуре, — это служащее для создания вещественныхобъективаций материальное производство и связанное с ним обмен и потребление.
Деятельность,соответствующая социальной культуре, это – служащее для создания объективацийповедения и коллективов действие, направленное на формирование общества иколлективов, и связанная с ней повседневная практика.
Кдуховной культуре, связанной с объективациями знакового характера, относятсядва вида деятельности: просвещение и коммуникация.[6]Отличие просвещения от коммуникации можно обозначить тем, что просвещение, всущности, направлено на подлинное создание, передачу, освоение, разработку ипрактическое применение объективаций, в то время как коммуникация направлена назаново создаваемое оформление, преобразование, восприятие, влияние, использованиеобъективаций.
Понятие культуры всоциологии.
К
ультура рассматривается в социологии как сложное,динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальныхотношения, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространениепредметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людейв различных социальных ситуациях.
Объектом социального исследования является конкретноеизучение распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения,создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы вкультурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы.
В этом контексте социология изучает широкораспространенные устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формыотношений членов социальных общностей, групп и обществ в целом с природным исоциальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определитьуровень развития культуры сообществ и следовательно, говорить об их культурномпрогрессе или регрессе.
В социологии под культурой в широком смысле этого словапонимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств,способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средойсуществования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержанияопределённых структур деятельности и общения. В узком смысле культурапрактикуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей,убеждений образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.
Осоциологии культуры - нужно говорить как о конкретной, специфической отраслизнания, которая находится на стыке областей социологии и культуры, исоответственно, изучает социальные закономерности развитие культуры, формыпроявления этих закономерностей в человеческой деятельности.
Социология культуры призвана раскрывать противоречивыетенденции, факторы, влияющие на культурогенез, иначе говоря, на общуюсоциологическую картину культуры. Каждое из составляющих это знание – целыйпласт чрезвычайно сложных и взаимообусловленных элементов: творческаядеятельность и способ («технология») человеческой деятельности; создание,усвоение, сохранение и трансляция идей, представлений, культурных норм иценностей; ступени формирования этих ценностей; количественный и качественный анализкультурных явлений и т.п.
Социология культуры или социальная культура- это одно изведущих направлений в западной культурологии, сложившееся к началу XX века какрезультат интенсивного развития наук об обществе и месте в нем человека, ивведенное впервые как понятие в социологическую науку М. Адлером. Под предметомсоциологии культуры он понимал изучение социальных факторов становления ифункционирования культурных ценностей и норм, их воздействие на общество исоциальное поведение человека. Традиционно этот подход можно обозначить какаксиологический (или ценностный).
С точки зрения деятельностного подхода, культурное исоциальное представляют как соотношение целого и его части, а не каксоотношение целого и его качества. По Л. Уайту, культура рассматривается лишькак аспект социальных взаимосвязей, а социология не может отделить культурноеот социального.
При социологическом изучении культуры особое значениеимеет определение подхода или аспекта, выделение ценностного или деятельногокомпонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, произвестианализ на различных иерархических уровнях, используя методы двух наук.
Наиболее значительными представителями социологиикультуры, чьи исследования поставили общие теоретические и методологическиевопросы в этих областях, определили будущее социологии культуры как науки,можно считать М.Вебера и А.Вебера, Т.Парсонса, Лесли Уайта, Р.Мертона, А.Моля идр.
Функции культуры.
К
ультурапредставляет собой многофункциональную систему. Главная функция феноменакультуры — человекотворческая, или гуманистическая. Все остальные, так илииначе, связаны с ней и даже вытекают из нее. На это обратил еще в XIX веке русский писатель Иван Тургенев: «Дикарь каменного периода, начертавший концом кремня наприспособленном обломке кости медвежью или лосиную голову, уже перестает быть дикарем,животным».
Функциютрансляции социального опыта нередко называют функцией историческойпреемственности, или информационной. Культуру по праву считают социальной памятьючеловечества. Она выражена в знаковых системах: устных преданиях, памятникахлитературы и искусства, «языках» науки, философии, религии и других. Однако этоне просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора иактивной передачи лучших ее образцов. Отсюда всякое нарушение данной функциичревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрывкультурной преемственности приводит к потере социальной памяти.
Познавательнаяфункция связана со способностью культуры концентрировать социальный опытмножества поколений людей. Тем самым она имманентно приобретает способностьнакапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятныевозможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что обществоинтеллектуально на столько, насколько им используются богатейшие знания,содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества существенноразличаются прежде всего по этому признаку.
Регулятивнаяфункция культуры связана прежде всего с определением различных сторон, видовобщественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностныхотношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует ихпоступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей.Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, какмораль и право.
Семиотическаяили знаковая функция, представляя собой определенную знаковую систему культуры,предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых системневозможно овладеть достижениями культуры. Язык является средством общениялюдей. Литературный язык представляет собой важнейшее средство овладениянациональной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки,живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают и естественныенауки.
Ценностная,или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры.Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенныеценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всегосудят о степени культурности того или иного человека. Нравственное иинтеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующейоценки.
Культураи сознание: менталитет.
С
ознание является источником внеприродного и вдействительности делает надынстинктивное в жизни людей. Всё, что связано с«возделанным» в человеческой жизни, так или иначе порождено и«отягощено» сознанием. Идёт ли речь о хозяйственной деятельностилюдей или политике, применении совершенных технологий или нравственных поискахлюдей, поведении в быту или восприятии художественных ценностей — везде мыимеем дело со знаниями, навыками людей, их ценностями, предпочтениями,традициями, приверженностями и т. д.
Естественно, культура связана не толькос рациональным, она охватывает всю духовную жизнь человека. Мы говорим окультуре чувств, эмоций — важнейшем элементе культуры. Или обратим внимание накультуру навыков, умений, бытовых привычек. Они в реальной жизнедеятельностиреализуются, как правило, автоматически, непроизвольно. Но и том и в другомслучае роль рационального, осознанного приобретает доминирующее значение.
Культура чувств — это способностьуправлять, контролировать себя, умение радоваться, наслаждаться явлениями,событиями, художественными произведениям. Она не носит врождённого,инстинктивного характера. Когда мы говорим о культуре именно применительно кчувствам, то мы обращаем внимание на наполненность эмоций определённымсознательным элементом.
Навыки, умения до того как отойти вобласть неосознаваемого, автоматического скрупулёзно прививались,контролировались нашим сознанием: «Так ли я это делаю, не лучше ли сделатьиначе?». Другое дело, что мастерски крася окно, мы специальных усилий ужене делаем.
Культура как феномен соткана изсознания, его элементов. К культуре с полным основанием должны быть отнесены тепреимущества, которыми наделяет сознание человека, та роль, которую оно играетдля становления и развития социального, значимости ценностей в функционированиисоциальных связей, институтов и общностей.
Но культура — это не всеобщее сознание,не отдельные его элементы. Культура — это способ, метод ценностного освоениядействительности.
В поисках путей и вариантовудовлетворения своих потребностей (материальных, социальных, духовных и т. д.)человек, чаще всего встаёт перед необходимостью оценки явлений, средств ихдостижения с точки зрения пользы и вреда, добра и зла, допустимого илизапретного и т. д. Другими словами, активная, практически осмысленнаядеятельность сразу же ставит человека в позицию, в которой он должен определить(или хотя бы предположить) ценность для себя, для других тех объектов, которыеему необходимы. Без этого нет мотива, без этого нет сознательного социальногодействия. Способ, метод выявления ценностей и есть культура. Культура — взглядна мир сквозь призму добра и зла, полезного и вредного, умного и глупого,прекрасного и безобразного и т. д.
Как способ освоения действительности,культура — это не отдельные оценки, нормы, не их набор, сумма, а лишьценностные элементы, взятые как целостность. Последняя проявляется в несколькихотношениях:
v Когда мы говорим о культуре, то прежде всего имеем в виду культуры, тоесть разнообразные варианты культур как варианты знаний, ценностей,предпочтений, норм поведения согласованные, сопряженные друг с другом.Внутреннее сопряжение культуры проявляется в виде устойчивой, логическипрослеживаемой в основных элементах сознания определённости восприятия мира,оценки реальных явлений, ценностей, — ментальности. Логически прослеживаемаяопределенность может характеризовать духовный мир как конкретного общества(культура американского общества, культура российского общества),представителей той или иной социальной общности (к примеру, территориальной:москвичи, одесситы, петербуржцы; этнической: русские, казахи и т. д.), так иотдельной личности.
v Культура как феномен сознания представляет собой целостность и в другомотношении. Культура — это не мертвый багаж невостребованных, нереализованныхзнаний, умений, четких убеждений. Она представляет собой своеобразный процесс,внутреннюю деятельность, в основе которой взаимодействие, взаимопереход исопряженность знаний, навыков и убеждений, информационного, чувственного иволевого компонентов.[7]
Культура и деятельность: образцы поведения.
К
ультура как способ ценностного освоения действительностивоплощается в практической деятельности людей: в производственной и бытовой,художественной и политической, в научной и учебной и т. д. Известно, что влюбой практической деятельности относительно независимо взаимодействуютвнутренняя и процессуально-внешняя деятельность. В ходе внутренней деятельностиформируются мотивы, тот смысл, который придают люди своим поступкам, отбираютсяцели действий, разрабатываются схемы, проекты, технологии будущих деяний.Именно культура как менталитет наполняет внутреннюю деятельность вполнеопределенной системой ценностей, предлагает сопряженные с ней проекты, выборы,предпочтения и т. д. В этом проявляется ещё одна характеристика культуры — этоэлемент, который организует, определяет содержание, направленность практическойдеятельности людей.
Во взаимосвязи культуры и деятельностисделаем акцент на следующих моментах:
1. Значимость культуры каксоциального феномена объясняется, прежде всего, тем, что это непосредственный,актуальный «виновник» содержания, стиля практической жизни людей.Естественно, сама культура не развивается изолированно как «сама всебе» и «для себя» сущность. Она вбирает в себя импульсы,проистекающие от природных условий жизни данной группы людей,социально-экономических обстоятельств, в которых они осуществляют своюдеятельность. Но на пути импульсов внешней среды к конкретному человеку, егопоступкам, культура отнюдь не неприметный полустанок, который можно легкопроскочить. Это сложная духовная система, в которой переваривается,осмысливается, оценивается внешняя информация, которая непосредственноопределяет, как ему действовать.
Здесь и таится разгадка вопроса: почемупредставители разных народов по-разному реагируют, действуют в аналогичныхситуациях, почему при совпадении коренных устоев японцы ведут один образ жизни,а французы — другой, у англичан одна система поощрений, стимулов к продвижению,а у американцев — другая. Иными словами, импульсы, идущие от внешнего мира,проходя «чистилище» культуры, по-своему расшифровываются.
И наоборот, все действия людей, в томчисле в сфере производства, политики несут на себе мощный отпечаток культурыданного общества, народа, группы людей. Если двух художников, японца иевропейца, посадить рядом и попросить написать пейзаж, то одними и теми жекрасками, на одном и том же холсте мы увидим достаточно различное изображениеодной и той же местности.
2. Культура стремится самореализоватьсяв практике. Нацеленностью на практику и определяется особая значимость культурыв социальной жизни. То, что стало её достоянием, культура обязательно воплощаетпрямо или опосредованно на практике. И когда мы хотим познать культуру другогочеловека, мы должны судить о ней не столько по его высказываниям, словам,заявлениям о намерениях, целях, а по его действиям. Реальная практическаядеятельность, в том числе художественная, научная — это и реальное воплощениекультуры, и ее показатель.
3. Культура воплощается, преждевсего, в устойчивых, повторяющихся образцах деятельности. Естественно, за«спиной» повторяющихся образцов поведения стоят устойчивые мотивы,предпочтения, навыки и умения. И этот аспект проблемы имеет особое значение длясоциологического анализа культуры как явления.
Спорадическое, случайное, более неповторяющееся к культуре относить не следует. Если из спорадического,нерегулярного тот или иной момент жизнедеятельности начинает превращаться вдостаточно устойчивое, повторяющееся, то можно констатировать — происходятопределённые изменения в культуре данного человека, группы людей, общества.
Так или иначе, из круга явлений,описываемых понятием «культура», выпадают не только инстинктивныедействия (или инстинктивная сторона действия) людей, но и те моменты, аспекты,которые носят случайный, неустойчивый характер, то есть не ставшие образцомдеятельности.
Принято в образцах деятельностиразводить образцы (эталоны) элементарных действий (купание ребенка,приветствия, строгание дерева) и модели деятельности: модели социальных связей(тип взаимоотношений в семье, на работе), институтов (тип деятельности армии,государства и т. д.), модели художественной деятельности и т. д.
Образцы деятельности обнаруживают себякак в производственной сфере, так и в быту, науке и отдыхе. Они проявляются какв смысловом содержательном отношении, так и в технологии действий, стиле,манере действий. У всех народов храмы служат близким целям, но готический храмне похож на православный или мечеть. Как говорилось выше, пейзаж, выполненный вевропейской художественной манере, не похож на пейзаж, выполненный в манере,присущей изобразительному искусству народов Дальнего Востока.
Идет ли речь о способе строгания дереварубанком (у многих народов это делают движением к себе, а не от себя), оборганизации выборов, проведении заседаний парламента или манере пения, порядкеподачи блюд во времени званного обеда — образцы деятельности есть воплощениекультуры, есть реально осуществляемая культура.
Культура воплощается, объективируется вразличных продуктах деятельности. Естественно, раз речь идет об объектировании,то значит, речь идёт о материальном воплощении. Здесь надо сделать однопояснение. Долгие годы было признанным делить культуру на материальную (станки,здания, экономику) и духовную (науку, мораль, искусство). Но в последнее времясоциологов это деление не устраивает. И вот почему. Разве станок не воплощениеи научной идеи, и художественного вкуса? Или автомобиль. Разве его внешний вид,дизайн не свидетельство определённых эстетических привязанностей, а качествоисполнения его деталей — нравственной культуры тех, кто его произвел?
Более точно было бы делить материальныепродукты культуры на вещественно-предметные: станки, автомобили, здания и т.д., в которых воплощаются и технические знания, и художественные вкусы, инравственные нормы; и символически-знаковые. Под последними имеются в виду тепродукты культуры, которые передают свою информацию через слово, символы,знаки, изображения: научные статьи и устное народное творчество;научно-популярные книги и художественная литература; картины, фрески, ноты,схемы, чертежи и т. д.[8]
Культура: преемственность и социализация.
Б
лагодаря тому, что культура воплощается вдеятельности, объективируется в вещественно-предметных и знаково-символическихформах, во-первых, происходит определенная фиксация и структурированиеисторического опыта данного народа, общности, семьи, во-вторых, культура, еёсмыслы и значения, технология и навыки могут быть переданы другому человеку,другому поколению.
Культура тем самым выявляет ещё одинштрих своего социологического осмысления: как средство, метод формированияпрошлым, накопленным опытом, традициями наших сегодняшних представлений и болеешироко — нашей жизнедеятельности в настоящем. Когда мы говорим о культуре тогоили иного народа, мы всегда хотим понять его настоящее, приоткрыть завесу надего будущим, как бы заглядывая в прошлое. И наоборот, когда мы называемчеловека малокультурным, мы подчёркиваем недостаточную степень усвоения имкультуры, накопленной предыдущими поколениями.
Подчеркнутая преемственность отнюдь неозначает абсолютную устойчивость и неизменность культуры. По крайней мере,способность к саморазвитию, изменчивости — это важнейший признаксоциокультурного процесса. В данном случае подчёркивается преемственностьноваторских традиций. Если в культуре того или иного народа развиты традициисвободы творчества, проявления индивидуальности и т. д., то в этом случае самакультурная традиция как бы «подталкивает» людей к поиску, инновациям.Народ, в культуре которого мало развиты традиции, способствующие поиску,новаторству, обрекает себя на отставание, на серьёзные трудности. Каждый шаг надистанции развития социальной жизни ему будет даваться с большим трудом.Чрезмерный консерватизм культуры, недоверие к новому, неприятие социальногориска блокирует инновации.
Вместе с тем важно, чтобы в культуретрадиции поддержки новаторства сочетались с разумным консерватизмом, сприверженностью к стабильности, устойчивости, предсказуемости.
Преемственность культуры осуществляетсяв процессе социализации личности, прежде всего её воспитания и образования.Культура как внебиологическое, благоприобретенное не подчиняется в целомзаконам генетической наследственности. Ею можно овладеть лишь в ходесоциального наследования. Поэтому, когда речь идёт об образовании и воспитанииличности, то имеется в виду процесс формирования личности, прежде всего какносителя, воспреемника и продолжателя культуры.
Механизмы социализации обеспечиваютсамовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. Прирождении человек застает определенный мир, не им созданный, но являющийсяосновой его жизнедеятельности. С помощью слов, книг, фильмов, которые егонаучают как жить, строить отношения с другими, как пользоваться темиматериальными, вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая заповедением других (образцами деятельности, принятыми в обществе) и самоеглавное, осуществляя собственную практическую деятельность, вырабатывая свойсобственный опыт, он интериоризирует, то есть делает своим собственнымдостоянием культуру семьи, общества, человечества.[9]
Заключение.
Р
ассмотревпонятие и сущность культуры и ее значение, подводя итог, мне хочется отметитьважность культуры для социологии. Изучение культурных памятников позволяетученым воссоздавать структуру общества, его особенности во время создания эитхпамятников. О социальном неравенстве и делении общества на группы и классыможно судить по неравенству имущественного положения, которое обнаруживаетсяучеными при раскопках древних захоронений; по дошедшим до нас памятникамдревнего законодательства можно сделать вывод о социальных противоречиях наклассовой, религиозной, этнической почве.
Весьэтот материал позволяет не только исследовать прошлое, но и помогает в изучениисовременного общества, так как в культуре находят отражение все общественныеотношения и противоречия.
Поэтому,по моему мнению, будет справедливо утверждение, что чем лучше мы изучим культуручеловечества, как древнюю, так и современную, тем лучше поймем суть проблем ипротиворечий, которые не позволяют человечеству развиваться без конфликтов ипотрясений во всех сферах деятельности.
/>