--PAGE_BREAK--
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОРГАНАХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1.Современная система социальной защиты в Республики Беларусь
В современной Беларуси социальная защита — не только гарантии для малообеспеченных и бедных. Это комплекс задач, которые охватывают все социально-демографические группы населения. Вместе с тем социальная защита в Беларуси отличается исключительной дифференциацией, «точностью», учитывающей особенности каждого нуждающегося.
В настоящее время основными направлениями социальной защиты являются:
— социальная поддержка наиболее уязвимых групп населения;
— обеспечение минимальных социальных гарантий всем категориям населения;
— снижение негативных социальных последствий от проводимых в стране рыночных преобразований.
Социальная защита населения основана на совокупности социальных норм и нормативов, которые гарантируют всем гражданам минимальный уровень и минимальное качество жизни.
В данную совокупность включаются:
— минимальные бюджеты материальной обеспеченности (минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума);
— минимальные уровни заработной платы, пенсий, пособий, стипендий;
— минимальные уровни образования, обеспеченности жильем, бесплатными медицинскими услугами.
В настоящее время система социальной защиты реформируется. Цель реформ — создание многоуровневой социальной защиты всего населения, всех слоев и групп, каждого члена общества.
Реформирование предусматривает проведение следующих мероприятий:
— введение государственных минимальных социальных стандартов во всех основных сферах жизнедеятельности населения;
— усиление адресного характера социальной помощи;
— совершенствование механизмов защиты доходов населения от инфляции;
— активизация социальных гарантий в области занятости.
С помощью реформы планируется осуществить переход от современной социальной защиты, ориентированной преимущественно на социальную поддержку наиболее уязвимых групп населения, к перспективной модели, направленной на повышение жизненного уровня всего населения в целом [7,c.165].
Система социальной защиты Республики Беларусь существенно меняет свой облик, постепенно освобождаясь от устаревших стереотипов и формализованных подходов, адаптируя лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта. Экономические, социально-политические перемены в обществе поставили вопрос не только в плане практического решения проблем социальной защиты населения, но и корректировки теоретических концепций, которые обобщили бы накопленный мировой опыт, высказали бы рекомендации по совершенствованию социальной работы. Происходящие перемены в экономике, политике, духовной сфере, расширение пространства социальной защиты в Республике Беларусь, как и в других государствах СНГ, повлекли за собой существенные перемены в системе социальной защиты населения. Появились новые формы работы с различными группами населения, стали развиваться негосударственные формы социальной помощи, обозначилась социальная направленность всей государственной политики, осуществляется принцип адресной помощи.
Жизненные события развиваются не всегда ровно. Случаются сложности, несчастья. И человек не всегда сам способен с ними справиться, но и в то же время не всегда готов принять помощь других. Нередко требуется великое упорство, великое человеколюбиетого, кто готов прийти на помощь нуждающемуся. Вот почему во всем мире признано, что социальная работа — это особый вид деятельности, где сочетаются знания и навыки, приобретенные в процессе обучения, практики, и главное — особые человеческие качества, ориентированные на оказание помощи человеку.
Организация деятельности социальных служб играет исключительно важную роль в повышении эффективности социальной работы. Внедрение научных основ управления социальной сферой выступает одной из актуальных задач теории и практики социальной защиты населения [13,c.32].
Социальная защита — часть социальной помощи, состоящая в обеспечении гарантированных государством минимальных стандартов уровня и качества жизни всем членам общества:
— оказание адресной социальной помощи, содействие в трудоустройстве, предоставление льгот, создание других условий, которые обеспечивают гарантированный государством минимальный уровень и качество жизни;
— деятельность государства по созданию условий применения минимальных стандартов уровня и качества жизни для членов общества, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Третье направление — социальное обслуживание. К нему относятся услуги, которые государство оказывает нуждающимся на бесплатной основе (иногда с частичной оплатой): например, организация спортивных состязаний среди детей с ограниченными возможностями; доставка продуктов на дом престарелым; медико-гигиенический уход за тяжелобольными; профессиональное переобучение безработных [7,c.19].
С организационно-управленческой точки зрения социальная защита населения Республики Беларусь представлена широкой сетью государственных и негосударственных органов и организаций различного уровня, аналитических и учебных центров и служб. Ведущим органом, осуществляющим государственную политику в области труда и социальной защиты населения, является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, созданное по Указу Президента Республики Беларусь от 24.09.2001г. на базе двух бывших министерств: Министерства труда и Министерства социальной защиты.
Главными задачами Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь являются: разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики по решению комплексных проблем в социально-трудовой сфере, народонаселения, повышению уровня жизни и доходов населения, развитию социального страхования и кадрового потенциала, совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства, организации пенсионной системы, социального обслуживания и социальной помощи, улучшению условий и охраны труда, обеспечению эффективной занятости и социальных гарантий населения, социальной защиты семьи, женщин, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных в запас (отставку) с военной службы и из органов внутренних дел, и членов их семей и других категорий граждан, нуждающихся в государственной поддержке, совершенствованию законодательства о труде, занятости и социальной защите населения и контролю за его соблюдением, осуществлениюмеждународного сотрудничества в установленной сфере деятельности [13,c.192].
Главная идея организационно-структурных преобразований в системе социальной защиты Республики Беларусь и создания единого Министерства труда и социальной защиты состоит в стремлении более полно реализовать комплексный подход в решении социальных проблем, обеспечить всестороннее, системное видение, планирование и прогнозирование процессов, происходящих в социально-трудовой сфере.
Системообразующим центром социальной сферы в Республике Беларусь является Министерство труда и социальной защиты, в состав которого входит ряд структурных подразделений разного уровня и соответствующих направлений деятельности.
Современная структура Министерства существенно отличается от предыдущих структур бывших двух министерств: укрупнились и получили новые названия и новые функции все основные подразделения, появились структурные подразделения, отражающие новые явления в организационно-управленческой деятельности и практике социальной защиты различных слоев населения [13,c.195].
Таким образам, на данный момент можно сказать, что система социальной защиты в Республики Беларусь находится на стадии реформирования. Система многопрофильной целевой социальной защиты должна включать все амортизаторы негативных влияний на человека и способствовать как профилактике их возникновения, так и ликвидации.
2.2.Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты в Республики Беларусь
Сегодня растет число лиц, страдающих психическими заболеваниями, алкоголиков, наркоманов и токсикоманов. В подростковой среде прогрессируют преступность, насилие, проституция, суицид, разрастается феномен социального сиротства. Самый, как когда-то казалось, незыблемый институт семьи находится ныне в критическом положении. Наибольшее количество безработных наблюдается среди молодежи и женщин [2,c.173].
В Республике Беларусь социальное законодательствок настоящему времени представляет собой широкий спектр юридических документов, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях, относящихся к категории социального риска.
Существуют нормативно-правовыеакты о:
1.Пенсионномобеспечении (особое место среди нормативных актов по социальной защите граждан занимает Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 «О пенсионном обеспечении» [13,c.61].
В соответствии с Закон обеспечивает право граждан на государственное пенсионное обеспечение по целому ряду статей, а именно:
а) право на трудовые пенсии, куда включаются пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой;
б) право на социальные пенсии, которые предназначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию [5].
Источником для выплаты пенсий является Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь. Этот фонд формируется за счет взносов работодателей, страховыхвзносов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, обязательных страховых взносов граждан, средств государственного бюджета Республики Беларусь [13,c.62].
Правовое регулирование государственного социального страхования осуществляется на основе Закона Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» от 31 января 1995 г [4].
Правовые основы и меры социальной защиты ветеранов определены Законом Республики Беларусь «О ветеранах» в редакции от 12 июля 2001 г).
2.Инвалидах (государственная политика Республики Беларусь в отношении инвалидов имеет целью осуществление эффективных мер по предупреждению инвалидности, их реабилитации, обеспечению равенства и полноправного участия в жизни общества [13,c.63].
Инвалидомзакон признает лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите.
Согласно Закону, инвалиды имеют право на должное медицинское обслуживание, выражающееся в профилактике и медицинской реабилитации. Инвалидам гарантируется квалифицированная бесплатная медицинская помощь. Инвалиды, наравне с другими гражданами Республики Беларусь, имеют право на образование.
Специальные меры по трудоустройству инвалидов включают в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение трудоустройства инвалидов и законодательное закрепление обязательств по оказанию финансовой помощи и предоставлению льгот предприятиям, учреждениям и организациям, создающим специальные рабочие места и применяющим труд инвалидов[6].
Инвалидам гарантируется специальная помощь со стороны государства в виде денежных выплат, обеспечения техническими и иными средствами социальной реабилитации.
Государственная политика Республики Беларусь в области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов выражается в создании правовых, экономических, социальных условий для охраны здоровья и удовлетворения потребностей инвалидов в средствах реабилитации и реабилитационных услугах. Закон Республики Беларусь «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» предусматривает создание нескольких этапов (фаз) реабилитации больных и инвалидов: медицинского, медико-профессионального, профессионального и социального).
3.Семьях, женщинах, детях (в Республике Беларусь какого-либо единого нормативно-правового акта, посвященного правам женщин, пока нет. Относительно данной социальной группы защита осуществляется иным способом: законодательство, регулирующее любую сферу общественной жизни (трудовую, семейную, политическую) содержит соответствующие нормы (статьи), регламентирующие положение женщин.
Основной Закон страны — Конституция — говорит о том, что «женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья». Большая часть правовых норм, связанных с регулированием положения женщин, совмещающих профессиональные и семейные обязанности, содержатся в Трудовом кодексе Республики Беларусь.
И целом в стране ведется большая разноплановая работа по улучшению положения женщин. Однако на сегодняшний день остается много нерешенных проблем. По-прежнему остро стоит вопрос о трудоустройстве (особенно женщин, имеющих детей, иженщин предпенсионного возраста) [13,c.65].
Идея правовой защиты детей нашла свое отражение в Законе Республики Беларусь «О правах ребенка», принятого в 1993 г.
Ребенком, согласно Закону, является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.Защита детей осуществляется также путем установления минимального возраста трудоспособности, длительности рабочего дня, условие оплаты труда.
Отдельно в законодательстве рассматривается проблема детей-инвалидов, детей с недостатками умственного или физического развития. Государство гарантирует им бесплатную специализированную медицинскую и психологическую помощь, трудоустройство в соответствии с их возможностями, социальную реабилитацию, полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих их достоинство, способствующих активному включению в жизнь общества. Указом Президента Республики Беларусь была утверждена Президентская программа «Дети Беларуси», призванная усовершенствовать систему адресной помощи.
Однако, несмотря на все усилия государства, к наиболее острым проблемам социально-экономического характера можно отнести проблему девиантного поведения молодежи) [13,c.65].
4.Пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС (социальная защита граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируется Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», принятым 22 февраля 1991 г.
Указанный Закон призван осуществлять защиту прав и интересов граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, отселенных и выехавших на новое место жительства с территории радиоактивного загрязнения, проживающих на указанных территориях. В соответствии со ст. 2 этого Закона, граждане, проживающие или работающие на территории Республики Беларусь, имеют право на получение льгот и компенсаций за ущерб, причиненный их здоровью и имуществу в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь. Реализация прав граждан, установленных Законом «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», гарантируется государством. К этим правам относятся: бесплатное получение лекарств, ежегодное бесплатное обеспечение санаторно-курортным лечением, использование ежегодного отпуска в удобное для них время и др. Кроме этого, гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсии по возрасту назначаются с уменьшением возраста.
Для преодоления негативных последствий Чернобыльской катастрофы необходимо объединение усилий не только Беларуси, России и Украины, но и мирового сообщества. К сожалению, в последние годы внимание мировой общественности к Чернобыльской проблеме ослабевает) [13,c.69].
Таким образом, можно сказать, что нормативно-правовая база Республики Беларусь представлена многочисленными юридическими документами, на основе которых происходит социальная защита различных категорий людей. С усложнением общественной жизни, особенно в связи с развитием рыночного сектора экономики эти законы просто необходимы.
2.3. Реализация методов и форм работы социального педагога в органах социальной защиты в Республики Беларусь с различными категориями населения
Продолжается процесс реформирования форм и методов социальной помощипожилым людям, инвалидам и другим категориям граждан государственных органов социальной защиты и социального страхования, действующих в тесном контакте со службой милосердия Общества Красного Креста, Фондом милосердия и здоровья, ветеранскими и другими общественными организациями.
Сегодня на Беларуси наблюдается значительный рост числа инвалидов, увеличение удельного веса инвалидов трудоспособного возраста, снижение их занятости, уровня социальной защиты. Социальная работа государственных и негосударственных структур по защите и поддержке инвалидов осуществляется по следующим основным направлениям:
а) профилактика (предупреждение) инвалидности;
б) медико-социальная экспертиза;
в) медицинская реабилитация;
г) профессиональная реабилитация и рациональное трудоустройство;
д) социальная реабилитация, включающая социальную помощь, социальное обслуживание инвалидов и другие направления.
Основными видами социальной помощи инвалидам со стороны государства стали денежные выплаты, натуральное обеспечение, социальные услуги, создание «безбарьерной» среды жизнедеятельности.
В соответствии с Положением на территории района, города создано по одному Отделению социальной помощи на дому для обслуживания пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию. Основными направлениями деятельности отделений стали: выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании на дому; оказание им социально-бытовой и иной помощи; организация сбора, хранения и выдачи одежды, обуви и других предметов первой необходимости; содействие в предоставлений обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством.
Сегодня особое беспокойство общества вызывает состояние семьи, материнства и детства, которое можно охарактеризовать как кризисное. На решение этих проблем направлена деятельность отдела семьи и гендерных проблем [2,c.178].
К настоящему времени сложились четыре основных методов и форм государственной помощи семье:
1.денежные выплаты (пособия и пенсии);
2.трудовые, кредитные, медицинские льготы;
3.бесплатные выдачи (питание, одежда, обувь);
4.социальное обслуживание семей (консультирование, социальные услуги) [13,c.92].
Cоциальная защита с самого своего зарождения привлекала внимание многих исследователей разных направлений. Поэтому на ее развитие и сегодня оказывают влияние мировые теории.
Прежде всего, это такие теории и модели, каждые из них использует свои формы и методы воздействий на личность, группу, разрешая их социальные проблемы:
1.Социолого-ориентированные теории и модели (они направлены на улучшением социальных предпосылок, условий осуществления социальной защиты. Главными формами и методами социальной работы здесь выступают: социальный контроль за поведением представителей различных групп населения (особенно групп риска), оказание помощи клиентам в том, чтобы они сами нашли свое место в жизни. В качестве механизма здесь выступает разработка различных социальных проектов, программ, в которых участвуют как социальные службы, так и сами группы нуждающихся).
2.Психолого-ориентированные теории и модели (главной целью считают задачу помощи клиентам в активизации собственных усилий по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровне, оптимальном использовании своих личностных и социальных ресурсов).
3. Комплексно-ориентированные теории и модели (здесь выделяют несколько частных моделей: «ролевая теория»; «социально-педагогическая модель»; «когнитивная модель».
Формирование современной национальной модели социальной защиты в Республике Беларусь базируется на использовании тех концептуальных посылок каждой из названных моделей, которые в наибольшей мере соответствуют белорусскому менталитету.
Прежде всего, национальная модель организации социальной защиты тяготеет к социолого-ориентированной модели, основывающейся на признании особой роли социальной политики, создании условий, предпосылок эффективной социальной защиты среди различных категорий, нуждающихся, а также опору на структурные компоненты системы, оптимизацию деятельности учреждений и организаций социальной сферы и социальных работников.
В соответствии с этими концепциями в республике идет поиск наиболее эффективных организационно-управленческих построений системы социальной защиты, совершенствуется деятельность ее структурных подразделений, разворачивается подготовка профессиональных кадров социальной сферы.
Перемены в теоретико-концептуальных взглядах на сущность современной социальной защиты, повлекшие за собой обновление организационно-управленческих конструктов, не могли не сказаться на практическом решении конкретных человекозащитных задач. Они коснулись различных организационных уровней и различных категорий, нуждающихся в социальной защите, отразив тем самым единство теории и практики, значимость системного решения социальных проблем.
Позитивные перемены характерны, прежде всего, государственной службе социальной помощи семье, женщине и детям, продолжение
--PAGE_BREAK--