Реферат по предмету "Социология"


Методы и формы работы социального педагога в органах социальной защиты

--PAGE_BREAK--
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОРГАНАХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1.Современная система социальной защиты в Республики Беларусь

   В современной Беларуси социальная защита — не только гарантии для малообеспеченных и бедных. Это комплекс задач, которые охватывают все социально-демографические группы населения. Вместе с тем социальная защита в Беларуси отличается исключительной дифференциацией, «точностью», учитывающей особенности каждого нуждающегося.

   В настоящее время основными направлениями социальной защиты являются:

— социальная поддержка наиболее уязвимых групп населения;

— обеспечение  минимальных  социальных  гарантий  всем категориям населения;

— снижение    негативных    социальных    последствий    от проводимых  в  стране  рыночных  преобразований.

   Социальная защита населения основана на совокупности социальных норм и нормативов, которые гарантируют всем гражданам минимальный уровень и минимальное качество жизни.

   В данную совокупность включаются:

— минимальные  бюджеты   материальной   обеспеченности (минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума);

— минимальные уровни заработной платы, пенсий, пособий, стипендий;

— минимальные уровни образования, обеспеченности жильем, бесплатными медицинскими услугами.

   В настоящее время система социальной защиты реформи­руется. Цель реформ — создание многоуровневой социальной защиты всего населения, всех слоев и групп, каждого члена общества.

   Реформирование предусматривает проведение следующих мероприятий:

— введение   государственных   минимальных   социальных стандартов   во   всех   основных   сферах   жизнедеятельности населения;

— усиление адресного характера социальной помощи;

— совершенствование механизмов защиты доходов населения от инфляции;

— активизация социальных гарантий в области занятости.

   С помощью реформы планируется осуществить переход от современной социальной защиты, ориентированной преиму­щественно на социальную поддержку наиболее уязвимых групп населения, к перспективной модели, направленной на повышение жизненного уровня всего населения в целом [7,c.165].

   Система социальной защиты Республики Беларусь существенно меняет свой облик, постепенно ос­вобождаясь от устаревших стереотипов и формализованных подходов, адаптируя лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта. Экономические, социально-полити­ческие перемены в обществе поставили вопрос не только в плане практического решения проблем социальной за­щиты населения, но и корректировки теоретических кон­цепций, которые обобщили бы накопленный мировой опыт, высказали бы рекомендации по совершенствованию социальной работы. Происходящие перемены в экономике, политике, духовной сфере, расширение пространства социальной за­щиты в Республике Беларусь, как и в других государствах СНГ, повлекли за собой существенные перемены в системе социальной защиты населения. Появились новые формы ра­боты с различными группами населения, стали развиваться негосударственные формы социальной помощи, обозначилась социальная направленность всей государственной по­литики, осуществляется принцип адресной помощи.

   Жизненные события разви­ваются не всегда ровно. Слу­чаются сложности, несчастья. И человек не всегда сам способен с ними справиться, но и в то же время не всегда готов принять помощь других. Нередко требуется великое упорство, великое челове­колюбиетого, кто готов прийти на помощь нуждающемуся. Вот почему во всем мире призна­но, что социальная работа —  это особый вид деятельно­сти, где сочетаются знания и навыки, приобретенные в про­цессе обучения, практики, и  главное — особые че­ловеческие качества, ориентированные на оказание помо­щи человеку.

   Организация деятельности социальных служб играет ис­ключительно важную роль в повышении эффективности социальной работы. Внедрение научных основ управления социальной сферой выступает одной из актуальных задач теории и практики социальной защиты населения [13,c.32].

   Социальная защита — часть социальной помощи, состоящая в обеспечении гарантированных государством минимальных стандартов уровня и качества жизни всем членам общества:

— оказание адресной социальной помощи,  содействие в трудоустройстве, предоставление льгот, создание других условий, которые обеспечивают гарантированный государством минимальный уровень и качество жизни;

— деятельность государства по созданию условий применения минимальных стандартов уровня и качества жизни для членов общества, находящихся в трудной жизненной ситуации.

   Третье направление — социальное обслуживание. К нему относятся услуги, которые государство оказывает нуждающимся на бесплатной основе (иногда с частичной оплатой): например, организация спортивных состязаний среди детей с ограниченными возможностями; доставка продуктов на дом престарелым; медико-гигиенический уход за тяжелобольными; профессиональное переобучение безработных [7,c.19].

   С организационно-управленческой точки зрения социальная защита населения Республики Беларусь пред­ставлена широкой сетью государственных и негосударст­венных органов и организаций различного уровня, анали­тических и учебных центров и служб. Ведущим органом, осуществляющим государственную политику в области труда и социальной защиты населения, является Мини­стерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, созданное по Указу Президента Республики Беларусь от 24.09.2001г. на базе двух бывших министерств: Министер­ства труда и Министерства социальной защиты.

   Главными задачами Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь являются: разработка пред­ложений и реализация основных направлений и приори­тетов государственной политики по решению комплексных проблем в социально-трудовой сфере, народонаселе­ния, повышению уровня жизни и доходов населения, раз­витию социального страхования и кадрового потенциала, совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства, организации пенсионной системы, социального обслуживания и социальной помощи, улучшению условий и охраны труда, обеспечению эффективной заня­тости и социальных гарантий населения, социальной за­щиты семьи, женщин, граждан пожилого возраста и вете­ранов, инвалидов, граждан, уволенных в запас (отстав­ку) с военной службы и из органов внутренних дел, и членов их семей и других категорий граждан, нуждающихся в государственной поддержке, совершенствованию законодательства о труде, занятости и социальной защите на­селения и контролю за его соблюдением, осуществлениюмеждународного сотрудничества в установленной сфере дея­тельности [13,c.192].

   Главная идея организационно-структурных преобразо­ваний в системе социальной защиты Республики Беларусь и создания единого Министерства труда и социальной за­щиты состоит в стремлении более полно реализовать ком­плексный подход в решении социальных проблем, обеспечить всестороннее, системное видение, планирование и про­гнозирование процессов, происходящих в социально-тру­довой сфере.

   Системообразующим центром социальной сферы в Рес­публике Беларусь является Министерство труда и социаль­ной защиты, в состав которого входит ряд структурных подразделений разного уровня и соответствующих направлений деятельности.

Современная структура Министерства существенно от­личается от предыдущих структур бывших двух министерств: укрупнились и получили новые названия и новые функ­ции все основные подразделения, появились структурные подразделения, отражающие новые явления в организа­ционно-управленческой деятельности и практике социаль­ной защиты различных слоев населения [13,c.195].

   Таким образам, на данный момент можно сказать, что система социальной защиты в Республики Беларусь находится на стадии реформирования. Система мно­гопрофильной целевой социальной защиты должна включать все амортизаторы негативных влияний на человека и способствовать как профилактике их возникновения, так и ликвида­ции.

2.2.Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты  в Республики Беларусь

   Сегодня растет число лиц, стра­дающих психическими заболеваниями, алкоголиков, наркоманов и токсикоманов. В подростковой среде прогрессируют преступ­ность, насилие, проституция, суицид, разрастается феномен соци­ального сиротства. Самый, как когда-то казалось, незыблемый институт семьи находится ныне в критическом положении. Наибольшее количество безработных наблюдается среди молодежи и женщин [2,c.173].

   В Республике Беларусь социальное законодательствок на­стоящему времени представляет собой широкий спектр юридических документов, обеспечи­вающих защиту граждан в ситуациях, относящихся к кате­гории социального риска.

   Существуют нор­мативно-правовыеакты о:

1.Пенсионномобеспечении (особое место среди норматив­ных актов по социальной защите граждан занимает Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 «О пенсионном обеспечении» [13,c.61].

   В соот­ветствии с Закон обеспечивает право граждан на государственное пенсионное обеспечение по целому ряду статей, а именно:

а) право на трудовые пенсии, куда включаются пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой;

б) право на социальные пенсии, которые предназначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию [5].

   Источником для выплаты пенсий является Фонд социаль­ной защиты населения Республики Беларусь. Этот фонд формируется за счет взносов работодателей, страховыхвзносов лиц, занимающихся предприниматель­ской деятельностью, обязательных страховых взносов граждан, средств государственного бюджета Республики Бе­ларусь [13,c.62].

   Правовое регулирование государственного социаль­ного страхования осуществляется на основе Закона Рес­публики Беларусь «Об основах государственного социаль­ного страхования» от 31 января 1995 г [4].

   Правовые основы и меры социальной за­щиты ветеранов определены Законом Республики Бела­русь «О ветеранах» в редакции от 12 июля 2001 г).

2.Инвалидах (государственная политика Республики Беларусь в от­ношении инвалидов имеет целью осуществление эффек­тивных мер по предупреждению инвалидности, их реаби­литации, обеспечению равенства и полноправного участия в жизни общества [13,c.63].

   Инвалидомзакон признает лицо, которое в связи с ог­раничением жизнедеятельности вследствие наличия фи­зических или умственных недостатков нуждается в социаль­ной помощи и защите.

   Согласно Закону, инвалиды имеют право на должное медицинское обслуживание, выражающееся в профилак­тике и медицинской реабилитации. Инвалидам гарантиру­ется квалифицированная бесплатная медицинская помощь. Инвалиды, наравне с другими гражданами Республики Беларусь, имеют право на образование.

   Специальные меры по трудоустройству инвалидов включают в себя комплекс мероприятий, на­правленных на обеспечение трудоустройства инвалидов и законодательное закрепление обязательств по оказанию финансовой помощи и предоставлению льгот предприятиям, учреждениям и организациям, создающим специальные рабочие места и при­меняющим труд инвалидов[6].

   Ин­валидам гарантируется специальная помощь со сторо­ны государства в виде денежных выплат, обеспечения тех­ническими и иными средствами социальной реабилита­ции.

   Государственная политика Республики Беларусь в об­ласти предупреждения инвалидности и реабилитации ин­валидов выражается в создании правовых, экономических, социальных условий для охраны здоровья и удовлетворе­ния потребностей инвалидов в средствах реабилитации и реабилитационных услугах. Закон Республики Беларусь «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» предусматривает создание не­скольких этапов (фаз) реабилитации больных и инвали­дов: медицинского, медико-профессионального, профес­сионального и социального).

3.Семьях, женщинах, детях (в Республике Беларусь какого-либо единого норматив­но-правового акта, посвященного правам женщин, пока нет. Относительно данной социальной группы защита осу­ществляется иным способом: законодательство, регулирую­щее любую сферу общественной жизни (трудовую, семей­ную, политическую) содержит соответствующие нормы (статьи), регламентирующие положение женщин.

   Основной Закон страны — Конституция — говорит о том, что «женщинам обеспечивается предоставление рав­ных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, куль­турной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья». Большая часть правовых норм, связанных с регулированием положения жен­щин, совмещающих профессиональные и семейные обязан­ности, содержатся в Трудовом кодексе Республики Беларусь.

   И целом в стране ведется большая разноплановая рабо­та по улучшению положения женщин. Однако на сегодняшний день остается много нерешенных проблем. По-прежнему остро стоит вопрос о трудо­устройстве (особенно женщин, имеющих детей, ижен­щин предпенсионного возраста) [13,c.65].

  Идея правовой защиты детей нашла свое отражение в Законе Республики Беларусь «О правах ребенка», принятого в 1993 г.

   Ребенком, согласно Закону, является каждое челове­ческое существо до достижения 18-летнего возраста.Защита детей осуществляется также путем установле­ния минимального возраста трудоспособности, длительности рабочего дня, условие оплаты труда.

   Отдельно в законодательстве рассматривается пробле­ма детей-инвалидов, детей с недостатками умственного или физического развития. Государство гарантирует им бес­платную специализированную медицинскую и психологическую помощь, трудоустройство в соответствии с их возможностями, социальную реабилитацию, полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих их достоинство, спо­собствующих активному включению в жизнь общества.  Указом Президента Республики Беларусь была утверждена Президентская программа «Дети Беларуси», призванная усовершенствовать систему адресной помощи.

Однако, несмотря на все усилия государства, к наибо­лее острым проблемам социально-экономического харак­тера можно отнести проблему девиантного поведения молодежи) [13,c.65].

4.Пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС (социальная за­щита граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируется Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастро­фы на Чернобыльской АЭС», принятым 22 февраля 1991 г.

   Указанный Закон призван осуществлять защиту прав и интересов граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, отсе­ленных и выехавших на новое место жительства с терри­тории радиоактивного загрязнения, проживающих на ука­занных территориях. В соответствии со ст. 2 этого Закона, граждане, прожи­вающие или работающие на территории Республики Бе­ларусь, имеют право на получение льгот и компенсаций за ущерб, причиненный их здоровью и имуществу в ре­зультате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь. Реализация прав граждан, установленных Зако­ном «О социальной защите граждан, пострадавших от ка­тастрофы на Чернобыльской АЭС», гарантируется госу­дарством. К этим правам относятся: бесплатное получение лекарств, ежегодное бесплатное обеспечение санаторно-курортным лечением, использование ежегодного отпуска в удобное для них время и др. Кроме этого, гражданам, пострадав­шим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсии по возрасту назначаются с уменьшением возраста.

   Для преодоления негативных последствий Чернобыль­ской катастрофы необходимо объединение усилий не толь­ко Беларуси, России и Украины, но и мирового сообще­ства. К сожалению, в последние годы внимание мировой общественности к Чернобыльской проблеме ослабевает) [13,c.69].

   Таким образом, можно сказать, что нормативно-правовая база Республики Беларусь представлена многочисленными юридическими документами, на основе которых происходит социальная защита различных категорий людей. С усложнением общественной жизни, особенно в связи с развитием рыночного сектора экономики эти законы просто необходимы.
2.3. Реализация методов и форм работы социального педагога в органах социальной защиты в Республики Беларусь с различными категориями населения

   Продолжается процесс реформирования форм и методов со­циальной помощипожилым людям, инвалидам и другим катего­риям граждан государственных органов социальной защиты и со­циального страхования, действующих в тесном контакте со службой милосердия Общества Красного Креста, Фондом милосердия и здоровья, ветеранскими и другими общественны­ми организациями.

   Сегодня на Беларуси наблюдается значительный рост числа инвалидов, увеличение удель­ного веса инвалидов трудоспособного возраста, снижение их заня­тости, уровня социальной защиты. Со­циальная работа государственных и негосударственных структур по защите и поддержке инвалидов осуществляется по следующим основным направлениям:

 а) профилактика (предупреждение) ин­валидности;

б) медико-социальная экспертиза;

 в) медицинская реабилитация;

 г) профессиональная реабилитация и рациональное трудоустройство;

 д) социальная реабилитация, включающая соци­альную помощь, социальное обслуживание инвалидов и другие направления.

   Основными видами социальной помощи инвалидам со стороны государства стали денежные выплаты, натуральное обеспечение, социальные услуги, создание «безбарьерной» среды жизнедеятельности.

   В соответствии с Положением на территории района, города создано по одному Отделению социальной помощи на дому для обслуживания пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию. Основными направлениями деятельности отделений стали: выяв­ление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслужи­вании на дому; оказание им социально-бытовой и иной помощи; организация сбора, хранения и выдачи одежды, обуви и других предметов первой необходимости; содействие в предоставлений обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных дей­ствующим законодательством.

   Сегодня особое беспокойство общества вызывает состояние семьи, материнства и детства, которое можно охарактеризовать как кризисное. На решение этих проблем направлена деятельность  отдела семьи и гендерных проблем [2,c.178].

   К настоящему времени сложились четыре основных методов и форм государственной помощи семье:

1.денежные выплаты (пособия и пенсии);

2.трудовые, кредитные, медицинские льготы;

3.бесплатные выдачи (питание, одежда, обувь);

4.социальное обслуживание семей (консультирование, социальные услуги) [13,c.92].

    Cоциальная защита с самого своего зарождения привлекала внимание многих исследователей разных направлений. Поэтому на ее развитие и сегодня оказывают влияние мировые теории.

   Пре­жде всего, это такие теории и модели, каждые из них использует свои формы и методы воздействий на личность, группу, разрешая их социальные проблемы:

1.Социолого-ориентированные теории и модели (они направ­лены  на улучшением социальных предпосылок, условий осу­ществления социальной защиты. Главными формами и ме­тодами социальной работы здесь выступают: социальный контроль за поведением представителей различных групп населения (особенно групп риска), оказание помощи клиентам в том, чтобы они сами нашли свое место в жиз­ни. В качестве механизма здесь выступает разработка раз­личных социальных проектов, программ, в которых уча­ствуют как социальные службы, так и сами группы нуж­дающихся).

2.Психолого-ориентированные теории и модели (главной целью считают задачу помощи клиентам в активизации собственных усилий по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровне, опти­мальном использовании своих личностных и социальных ресурсов).

3. Комплексно-ориентированные теории и модели (здесь вы­деляют несколько частных моделей: «ролевая теория»; «со­циально-педагогическая модель»; «когнитивная модель».

   Формирование современной национальной модели со­циальной защиты в Республике Беларусь базируется на ис­пользовании тех концептуальных посылок каждой из на­званных моделей, которые в наибольшей мере соответствуют белорусскому менталитету.

   Прежде всего, национальная модель организации со­циальной защиты тяготеет к социолого-ориентированной модели, основывающейся на признании особой роли со­циальной политики, создании условий, предпосылок эффективной социальной защиты среди различных категорий, нуждающихся, а также опору на структурные компо­ненты системы, оптимизацию деятельности учреждений и организаций социальной сферы и социальных работников.

   В соответствии с этими концепциями в республике идет поиск наиболее эффективных организационно-управленче­ских построений системы социальной защиты, совершенст­вуется деятельность ее структурных подразделений, развора­чивается подготовка профессиональных кадров социальной сферы.

   Перемены в теоретико-концептуальных взглядах на сущ­ность современной социальной защиты, повлекшие за со­бой обновление организационно-управленческих конструк­тов, не могли не сказаться на практическом решении конк­ретных человекозащитных задач. Они коснулись различных организационных уровней и различных категорий, нуж­дающихся в социальной защите, отразив тем самым един­ство теории и практики, значимость системного решения социальных проблем.

   Позитивные перемены характерны, прежде всего, го­сударственной службе социальной помощи семье, женщи­не и детям,    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Классификация бухгалтерских счетов по структуре и назначению
Реферат John Dalton Essay Research Paper John Dalton
Реферат Красота спасет мир
Реферат 2. Факторы влияющие на ассортимент товара
Реферат Comparison And Contrast Essay Research Paper Different
Реферат Модернизация автоматизированного устройства исследования слаботочных контактов
Реферат Решения к Сборнику заданий по высшей математике Кузнецова Л.А. - 7 Кратные интегралы (разное)
Реферат Ільюшин Ігор (доктор історичних наук, професор, завідувач кафедри міжнародних відносин Київського славістичного університету)
Реферат Academy of nformationology
Реферат Третьи лица и установление фактов в особом производстве
Реферат Ликвидация юридического лица в связи с его банкротством
Реферат Учет основных средств по МСФО и РСБУ
Реферат Возможности использования анализатора жидкости Флюорат 02-3м для анализа питьевой и природной воды
Реферат Модернизация советской экономики в годы довоенных пятилеток
Реферат Метод Крамера