Реферат по предмету "Социология"


Контрольная работа по социологии 2

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Контрольная работа по дисциплине
«Социология»
Ф.И.О. студента:


ВОПРОС 1.Какие основные концепции, раскрывающие специфику социологии, Вы знаете?

Ответ: Социология изучает не только общественное мнение, массовое сознание. В современных научных дискуссиях о специфике социологии и ее предмете можно выделить три основные группы теоретико-методологических концепций в понимании предмета социологии (общество в целом, социальные отношения и социальные системы, массовое социальное поведение).

Основная группа социологов считают, что специфика этой науки заключается не столько в самом предмете (что изучается), а в том, как она изучает общество, т. е. ее своеобразие — в методологии. В любой науке есть свои методы, но социология делает особый упор на системном подходе к обществу, на его изучение как своеобразной системы.

2-я группа концепций рассматривает социологию как науку о социальном взаимодействии, социальных связях, социальных отношениях. Здесь делается акцент на своеобразие предмета этой науки (онтологическая специфика). При этом одни сторонники такой методологической концепции делают упор на то, что социология — это наука только о социальных связях, социальных отношениях, социальном взаимодействии.

3-я группа концепций интерпретирует социологию как науку о социальном поведении. Понимание социологии как науки о социальном поведении людей предопределяет специфику ее предмета. Центральными проблемами исследования при этом являются природа и структура социального действия и его типология, социальные основы поведения и социальные интересы, ценностные ориентации, социальное движение. При этом социология предстает как наука о массовых социальных процессах и социальном поведении социальных общностей и личности, в них включенной.
ВОПРОС 2.Какие категории лежат в основе социологии? Раскройте их.
Ответ:
В основе социологии лежат следующие категории: общество; гражданское общество; социальная группа; социальная структура; социальная стратификация; социальная система. Обществоследует понимать как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Общество существовало и в ту далекую пору, когда не было стран и государств. Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности объединения или группе людей. Общество — самая большая группа из проживающих на данной территории. Э. Шилз выделил признаки общества, где достаточно полно охарактеризовал общество с социологической точки зрения, указав на семейно-брачные и кровнородственные отношения, способы воспроизводства, систему управления и культуру, которые тесно связаны социальной структурой, социальными институтами и социальной стратификацией. В качестве социологической категории «гражданское общество» констатирует, что есть реальность, описываемая ею: совокупность неполитических отношений. Но в качестве идеологического понятия «гражданское общество» указывает, какой должна быть та реальность, к которой устремлены взоры прогрессивно мыслящих людей. Как идеал «гражданское общество» олицетворяет собой идеальное общество — общество суеверных, свободных личностей, наделенных самыми широкими политическими и гражданскими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые партии и организации, которые защищают интересы этих личностей. Под социальной группой принято понимать совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Таковыми являются пол, возраст, раса, национальность, профессия, место жительства, доход, образование, власть и т.д. Социальная группа — это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Группа это так же среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы. Социальная структура— внутреннее устройство общества или социальной группы, состоящее из определенным образом расположенных, упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в определенных рамках. Под структурой следует понимать совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта.
Элементами социальной структуры выступают социальные роли и статусы. Их порядок расположения, количество и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Хотя структура описывает устойчивый, неподвижный момент общества, исторически она изменяется. Подвижность ей придают социальные роли, которые выполняются в процессе взаимодействия индивидов.

В основе социальной стратификации лежит принцип неравенства между людьми. Социальной стратификацией называется совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального неравенства.

Социальной системой общества называется совокупность социальных институтов. Однако к ней относятся не только институты, но и социальные организации, и социальные роли, и социальное взаимодействие. Одним словом, то, что движется, действует, работает.
ВОПРОС 3.Какие социальные институты Вы знаете?

Ответ: Социальные институты— организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
Социальные институты бывают: потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака); потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты); потребность в добывании средств существования (экономические институты); потребность в передаче знаний, социализация подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования); потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
ВОПРОС 4.Как трактуют глобальный мир современные ученые?
Ответ:Интерес к идее глобального мира был обусловлен осознанием значительной и наиболее передовой частью общества наличия общечеловеческих проблем, требовавших незамедлительного разрешения. Демографическая, экономическая, продовольственная, экологическая, военная — все эти проблемы являются глобальными. Они могут быть разрешены только усилиями народов и касаются жизни каждого человека. Современные трактовки глобального мира различаются предметом исследования. Одни ученые изучают глобальные проблемы человечества и именно в объединяющей стратегии их решения видят единство мира. Другие считают предметом исследования становящуюся целостность бытия человечества. Большинство ученых первого направления признает в качестве глобальных проблем такие, как; несбалансированный экономический рост, права человека, рост численности населения кризис управления, обеспечение Земли водой и продовольствие, наличие экологического кризиса, опасности ядерного конфликта, охрана здоровья, сдвиги в мировой геополитической ситуации. Ученые второго направления отожествляют глобализацию с вестернизацией, но здесь есть свои различия. Одни считают вестернизацию, т.е. следование путем западной цивилизации, принятие западноевропейской системы ценностей благом, что способствует прогрессу, развитию новых технологий, созданию рабочих мест, процветанию, росту богатства, искоренению варварства. Другие же видят в экспансии Запада «культурный», «демократический» или «информационный» мпериализм, который ведет к новому варварству, т.к. навязывает другим народам свои представления о мире, в том числе идеи индивидуализма и потребительства. Культурная агрессия с помощью современных информационных технологий дает возможность тотального контроля над национальной, самобытной культурой. Образ современного глобального мира определяется рядом сложившихся условий: вступление западных стран в период постиндустриализма, снижением зависимости постиндустриальных держав от развивающихся стран как поставщиков сырья благодаря внедрению новых технологий. Сегодня в качестве ядра остается постиндустриальный мир, представленный тремя основными центрами: США, Япония, Европейские страны. Это самые могущественные государства, у них высокие передовые технологии, средства производства, самые качественные товары и больше всех капиталов. Государства полупериферии и периферии составляют большую часть человечества. Полупериферия занимает промежуточную часть между ядром и периферией. Сюда входят интенсивно развивающиеся страны с динамичной экономикой и политикой: Бразилия, Мексика, Китай, Чили и др. Это развитые индустриальные страны, которые так же, как и постиндустриальные экспортируют свои товары, но у них нет власти, богатства и влияния. Большинство технологических достижений заимствованы у высокоиндустриальных стран. Страны периферии — самые бедные и отсталые государства Африки и Латинской Америки. Они являются поставщиками сырья, которое не перерабатывается у них, а экспортируется. Благополучие этих стран зависит от экспорта сырья, а технологии и капитал поступают от западных инвесторов. Демографические процессы характеризуются высоким уровнем рождаемости и высокой детской смертностью. Отсутствие широкого слоя среднего класса, высокий уровень социально-классового расслоения, огромная диспропорция между богатыми и бедными слоями создают напряжение в обществе, порождают конфликты, внутренние перевороты, мятежи и насилия. Иерархичность мировой системы сохраняется, несмотря на ускоряющуюся динамику мирового развития. Положение страны в мировой системе определяется не политическими или идеологическими принципами, а уровнем технологического, хозяйственного развития.
ВОПРОС 5.Что Вы знаете о социальном неравенстве?
Ответ:Социальное неравенствосуществовало на протяжении практически всей истории человечества. Несмотря на то что во все века неравенство осуждалось и никогда не вызывало симпатий у членов общества, люди с поразительным упорством сопротивлялись созданию «совершенных» обществ, основанных на социальном равенстве и отсутствии принуждения и угнетения одних социальных групп другими. Истоки социального неравенства современные исследователи видят в природных различиях людей по физическим данным, личностным качествам, внутренней энергии, по силе мотивации, направленной на удовлетворение наиболее значимых, насущных потребностей. Неравенство — это критерий, при помощи которого одни группы размещаются выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию— совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности бедных, богатых, зажиточных. Стратификация — это определенным образом «ориентированный» состав населения. Большие социальные группы «ориентирует» неодинаковая оценка обществом значения и роли каждого статуса или группы. Сантехник или дворник ценятся ниже адвоката и министра. Следовательно, высокие статусы и занимающие их люди больше вознаграждаются, имеют больший объем власти, престиж их занятия выше, более высоким должен быть и уровень образования. В итоге получается четыре измерения стратификации — доход, образование, власть, престиж. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта и т.п. — социальные блага, которые всегда в дефиците (т.е. высокочтимые и недоступные большинству) и приобретаются благодаря доступу к власти и деньгам, которые в свою очередь достигаются благодаря высоким личным качествам и образованием. Таким образом, социальная структура возникает по поводу разделения труда, а социальная стратификация — по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ. А оно всегда неравное. Так возникает расположение социальных слоев по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу.
ВОПРОС 6.Раскройте понятие «социальная стратификация».
Ответ:Понятие стратификациипришло в социологию из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. Если сделать срез земной коры на известное расстояние, то обнаружится, что под слоем чернозема располагается слой глины, затем песка и т.д. Каждый пласт состоит из однородных элементов. Также и страна — она включает людей, имеющих одинаковые доходы, образование, престиж и власть. Формирование страт в обществе — это и есть стратификация. В изучении проблем социальной стратификации существуют социологические направления: первое — ведущим критерием анализа выдвигается социальный престиж; второе — главным критерием рассматривает самооценку человека относительно его социальной позиции; третье — при описании расслоения общества используют такие объективные критерии, как доход, образование и др. В любом случае в основе социальной стратификации лежит принцип неравенства между людьми, что определяется не в биологических различиях пола, возраста, физических данных, не в индивидуальных особенностях темперамента и унаследованных способностях, а в социальном неравенстве, которое воспроизводится в устойчивых формах взаимодействия экономической, политической, социальной и духовной сфер в жизни общества. Социальная стратификация — это расслоение людей. Термин «расслоение» означает разделение общества на слои, на группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных, или нищих. Данный термин фиксирует не только процесс поляризации населения, но и конечный результат расслоения, при котором в обществе возникает средний класс. Одним из основателей современной теории стратификации является П.А. Сорокин (1889-1968) — русско-американский ученый, родившийся в Вологодской губернии и умерший Винчестере (США). В своих работах он выделяет несколько основополагающих признаков расслоения общества на страты: бедный — богатый (экономический); престижный — не престижный труд (профессиональный); властвующий — управляемый (политический); различные способности и качества людей (личностный). Многообразие страт и слоев — это гарант стабильно развивающегося общества — общества интенсивной социальной мобильности, что означает относительно свободно перемещение индивидов из одной социальной группы, страты, в другую, а также исчезновение одних и появление других социальных групп, страт более динамичных и слабых для индивидуальных стратегий достижения.
ВОПРОС 7.Как происходит процесс социализации личности?
Ответ:Социализация— процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности.Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. Вот почему к социализации более применим термин «освоение», а не «обучение». До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, вкусы, привычки, роли, правила поведения. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Она как бы раскрывает на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции, и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической эволюции. Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо проходить бесконечно долгий путь развития.
Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70 % формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые последствия. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап.

Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут на некоторое время уединения и самоизоляции, чтобы предаться углубленным размышлениям и самосозерцанию. Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны духовно и социально не погибнуть, наоборот, преодолевая трудности, развивают свою личность, познают в себе новые грани.

С детства ребенок накапливает социальный опыт, у него формируются образы различных личностей и в том числе образ собственного Я. Все дальнейшее формирование человека как личности — это построение собственного Я на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом, осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт. Формируя, свой Я образ, личность социализируется.

Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, т.к. индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.
ВОПРОС 8.Какие виды субкультур Вы знаете?
Ответ:Во всех обществах существует множество подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, отличающих группу от более широкого сообщества, называется субкультурой. Общество состоит из множества групп — демографических, национальных, социальных, профессиональных, у каждой из них формируется собственная система ценностей и правил поведения. Субкультура — часть общей культуры, присущая большой социальной группе. Выделяются субкультуры профессиональные, субкультуры социальных групп, субкультуры конфессиональные, которые складываются на основе общности вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви: христианская, мусульманская, буддийская культура. Если государство однородно в этническом и языковом отношении, то в нем существует одна национальная культура. В большинстве государств несколько различных национальных культур. Поэтому сосуществуют культура большинства нации и субкультуры национальных меньшинств. Говорят о субкультуре пожилых людей, о молодежной субкультуре, о криминальной субкультуре, о субкультуре спортсменов, одиноких людей и т.п. Субкультура формирует у людей чувство принадлежности к одной группе, групповую солидарность. Члены культурной группы симпатизируют друг другу, больше доверяют, чем посторонним. Общие особенности, присущие членам группы, выражаются во взглядах на жизнь, в одежде, жаргоне, манере поведения. Можно привести, к примеру, советских стиляг, хиппи, американских девочек-подростков «вэлз», свой стиль жизнь также характеризует и представителей рок-культуры.
ВОПРОС 9.Какие стадии в процессе своего развития проходят социальные движения?
Ответ:Существует следующие стадии, которые проходят социальные движения: стадия беспокойства— истоками этой стадии являются неуверенность людей в завтрашнем дне, чувства социальной несправедливости, некоторые изменения в обществе, которые ломают привычный жизненный ритм, чувство боязни из-за нестабильности своего положения в социальной среде, переходящее в устойчивое чувство социального беспокойства; стадия возбуждения— возникает, когда беспокойство фокусируется на определенных условиях, и причины несчастий и неудач идентифицируются с реальными социальными объектами так, что возникает побуждение к активным действиям; стадия формализации— на этой стадии возникает ряд деятелей движения, которые систематизируют его активность и идеологию, делают ее ясной и определенной, что превращает возбужденные массы в дисциплинированных членов движения, а неопределенную причину движения — в реальную и видимую цель; стадия институционализации— придает социальным движениям законченность и определенность, движение организовано, обладает собственной символикой, кодексами и идеологией, члены движения занимают строго определенные позиции и выполняют соответствующие социальные роли; стадия распада— под влиянием внешних условий, внутренних сил или после достижения поставленных целей движения распадаются либо преобразуются в социальные институты или организации.
ВОПРОС 10.Каковы причины девиантного поведения?
Ответ:Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным поведением.
Особенно часто девиантное поведение наблюдается у подростков. Оно встречается здесь чаще, чем в других возрастных группах.

Причины — социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются в стремлении испытать любопытство, острые ощущения, в недостаточной способности рогнозировать последствия своих действий, гипертрофированном стремлении быть независимым. Подросток часто не соответствует требованиям, которое предъявляет ему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой этого ожидают от него окружающие. В свою очередь он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества, с другой, служит реальным источником девиации.

Социологи установили тенденцию: человек тем больше усваивает образцы девиантного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст. Нарушение социальных норм молодежью могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.
ВОПРОС 11.Какова природа социального конфликта?
Ответ:Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. По своей природе конфликт связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость целей, интересов. Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, духовную, политическую. Одновременно обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества — это результат больших изменений в формах и содержании жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуры. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социального напряжения. Социальное напряжение часто перерастает в конфликт. Конфликт — это столкновение разных целей, мнений, взглядов и позиций субъектов или оппонентов взаимодействия.
ВОПРОС 12.Что вы понимаете под социологическим опросом?

Ответ: Социологический опрос – это метод получения первичной социологической информации, основанной на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Благодаря опросу можно получить информацию как о социальных фактах, событиях, так и о мнениях и оценках людей. Другими словами, это информация об объективных явлениях и процессах, с одной стороны, и о субъективном состоянии людей – с другой.

Опрос – это форма социально-психологического общения между социологом и обследуемым, благодаря которому в короткие сроки можно получить значительную информацию от большого количества людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов. Таково существенное достоинство метода опроса. Причем им можно пользоваться в отношении практически любых слоев населения. Чтобы использование опроса как метода исследования было эффективным, важно знать, о чем спрашивать, как спрашивать, и при этом быть уверенным в том, что полученным ответам можно доверять.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Несмертельный Голован
Реферат Роль дитячої літератури у формуванні національної самосвідомості та характеру дітей
Реферат Система управління базою даних (підсистема "Бібліотека") в середовищі Access
Реферат Защита информации в автоматизированных системах обработки данных: развитие, итоги, перспективы
Реферат Исследование влияния температурных деформаций шпиндельного узла горизонтально-фрезерного станка
Реферат Получение и использование электрической энергии
Реферат Туристские ресурсы Африки
Реферат Получение хрома из промывных вод процессов гальваностегии
Реферат Социально-экологический фактор как основа формирования подхода к развитию современного города
Реферат Підготовка студентів до викладання суспільствознавчих дисциплін у середніх загальноосвітніх навчальних закладах
Реферат 2. Заместителю начальника начальнику отдела организационного и кадрового обеспечения управления административных органов Липецкой области Е. В
Реферат Направления развития финансовых связей Республики Беларусь на современном этапе
Реферат Историческое краеведение как элемент современного исторического образования
Реферат Н.С. Хрущев на вершине власти
Реферат Where Are They In The Periodic Table