СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1.Социальный конфликт
1.1 Сущностьсоциального конфликта
1.2 Видыконфликтов и их формы
1.3 Динамикаконфликта
1.4 Конфликтыв различных социальных структурах
1.5Разрешение социальных конфликтов
Глава 2.Социальные конфликты Алена Турена
Глава 3. КонфликтМ. Кастельса
Заключение
Списокиспользованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается сконфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается труднодостижимой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том,что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие — будь то родственники илите, с кем мы вместе работаете, полагают, что мы сами виноваты в собственнойнеудаче. Либо цель была нами неверно сформулирована, либо средства ее достижениявыбраны неудачно, либо мы не смогли верно оценить сложившуюся ситуацию иобстоятельства нам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенноперерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности,социально-психологического напряжения и конфликта.
Как выйти из сложившейся ситуации? Надо ли прилагать какие-либоспециальные усилия для того, чтобы преодолеть ее и вновь завоевать расположениеокружающих нас людей? Или же не нужно этого делать; просто не следует обращатьвнимание на то, как к нам относятся другие? Чтобы найти правильное решение этойдилеммы весьма полезно знать, что такое конфликт, как он разворачивается, черезкакие фазы проходит и как разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.
Наиболее важные конфликты между людьми и социальными группамиконцентрируются в сфере политики.
Политика есть ни что иное, как сфера деятельности по разрешению ивоспроизводству конфликтов. Не случайно долгое время в истории любогочеловеческого сообщества наблюдается соединение в одном лице функций правителяи судьи. Князь в древнерусском государстве не только военный защитник и сборщикдани, но и судья. Он определяет, кто прав и кто виноват в конфликтах,возникающих между заимодателем и должником, продавцом и покупателем, претендентамина наследство, выросшими детьми, желающими отделиться от своих родителейвопреки их воле, и в массе других повседневных ситуаций.
Вместе с тем политика не только область примирения конфликтующих сторон.Очень часто она оказывается средством провоцирования конфликтов. Политикасопряжена с властью. К власти стремятся не все, но очень многие, в особенностисоциально активные люди. Но число властных позиций в обществе ограничено. Еслиэти властные позиции не определяются нормами наследования, как это имеет местопри монархическом политическом устройстве, то обязательно возникает конфликтмежду теми, кто имеет некоторые шансы и возможности занимать те или иныевластные позиции. Борьба за такого рода позиции весьма распространена во всякомобществе. Характер ее зависит от политического режима, который существует вданном обществе в данный момент. Собственно, суть любого политического режимазаключается именно в том, что он определяет формы политического конфликта вборьбе за властные полномочия. Он определяет те способы, пользуясь которымиучастники политической борьбы или конкуренции добиваются своих целей, главнаяиз которых — победа над своим противником, соперником. Русская пословицагласит: “худой мир лучше доброй ссоры”, а наш практический разум и обыденноесознание говорят о том, что конфликтных ситуаций лучше избегать, тогда твойжизненный путь будет более благоприятным. Факты свидетельствуют о том, чтоконфликты играют в жизни людей, народов и стран гораздо большую роль, чемхотелось бы самим людям: все хотят мира, но каждый стремится к нему по-своему ив результате этого “по-своему” возникает война[1]
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ
1.1 Сущность социального конфликта
Прежде чем перейти к непосредственному изложению проблемы, дадимопределение понятия «конфликт». Существует множество определений этого термина.Наиболее распространенный подход состоит в определении конфликта через противоречиекак более общее понятие и прежде всего – через социальное противоречие.Противоречие и конфликт, с одной стороны, не могут рассматриваться каксинонимы, а с другой — противопоставляться друг другу. Противоречия,противоположности, различия — это необходимые, но недостаточные условияконфликта. Противоположности и противоречия превращаются в конфликт тогда,когда начинают взаимодействовать силы, являющиеся их носителями. Таким образом,конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий,выражающееся в противоборстве сторон.
Иными словами, конфликт — это процесс, в котором два (или более) индивидаили группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определеннойцели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взглядыи социальные позиции[2].
Конфликт всегда связан с осознанием людьмипротиворечий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересамидругих субъектов. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытыеконфликты.
Но в социальном конфликте все стороны представлены людьми, группамилюдей. Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, прикотором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожаютоппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре такимобразом, что борьба принимает форму атаки или обороны. Социальный конфликтвключает в себя активность индивида или групп, неумышленно блокирующихфункционирование или наносящих ущерб другим людям (группам).
Противоречия пронизывают все сферы жизни общества — экономическую, политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иныхпротиворечий создает «зоны кризиса». Кризис проявляется в резком усилениисоциальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.
Большинство социологов склонны считать, что существование общества безконфликтов невозможно. Конфликт делает социальные отношения более мобильными.Под воздействием конфликтов общество может преобразовываться. Чем сильнеесоциальный конфликт, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов итемпы их осуществления.
Важным источником конфликтов является социальное неравенство. Специалистыв области социологии конфликта отмечают, что социальные позиции и характерпритязаний людей зависят от их доступа к распределению ценностей (доходов,знаний, информации, элементов культуры и т.д.). Справедливости ради следуетотметить, что не возможно полностью удовлетворить потребности и интересы всехжелающих. Поэтому неравенство, в том числе социальное, неустранимо. Оносуществует повсеместно и нередко имеет положительное значение, ибо способствуетпроявлению состоятельности, стимулирует жизненную энергию людей и т.п.
В отечественной научной литературе наиболее полное определениесоциального конфликта дал, на мой взгляд, Е.М. Бабосов:
«Конфликт социальный есть предельный случай обострениясоциальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы междуиндивидами и различными социальными общностями, направленной на достижениеэкономических, социальных, политических, духовных интересов и целей,нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и непозволяющей ему добиться реализации его интересов». «Конфликт социальныйскладывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи свозникновением требующей разрешения социальной проблемы. Он имеет вполнеопределенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальныегруппы и т.д.), обладает определенными функциями, длительностью и степеньюостроты»
Социальный конфликт может носить негативный,разрушительный характер, дестабилизировать отношения в социальных системах,разрушать социальные общности и групповое единство.
1.2 Виды конфликтов и их формы
Анализ социальных конфликтов будет неполным, если,хотя бы вкратце, не рассмотреть основные виды и формы протекания конфликта. Всовременных условиях, в сущности, каждая сфера общественной жизни порождаетсвои специфические виды социальных конфликтов. Поэтому можно говорить ополитических, национально-этнических, экономических, культурных и других видахконфликтов.
Политический конфликт— это конфликт противоборства интересов, взглядов,целей. Этот конфликт может носить скрытый или открытый характер. Существующие вобществе партии, движения, их лидеры имеют свои представления о выходе изкризиса и обновлении общества. Потребности, интересы, цели, притязания большихгрупп и движений могут быть реализованы прежде всего через использование рычаговвласти. Поэтому власть, политические институты России стали ареной остройполитической борьбы.
Противоречия между законодательной и исполнительнойвластями переходят в конфликт лишь при определенном стечении объективных исубъективных факторов. Конфликты в верхних эшелонах исполнительной изаконодательной властей разрешаются силовыми приемами, нажимом, давлением,угрозами, обвинениями.
Три вида политического конфликта:
• интересов –бывают в экономически развитых странах, где политическая норма дискуссия наделему экономического пирога; легко поддается урегулированию, методомкомпромисса.
• ценностей — характерны для развивающегося государства с неразвивающимся строем; конфликтидет вокруг пониманий равенства, братства, демократии – трудноразрешим.
• идентификации –характерен для общества, где отождествляют себя с определенной группой, а не сгосударством в целом
Заметное место в современной жизни занимают межнациональные,межэтнические конфликты.. Этнос (ethnos – племя, народ) устойчивая группа людей обладающаяобщностью крови, истории, языка, культуры. Нация (nation – племя, народ) устойчивая общность людей,сложившаяся на происхождении, культуре, совместной коммуникации крови.
В её структуре – язык, культ, нация.
Национально-этнические конфликты характеризует определенным уровнеморганизационно политического действия, участием общественных движений, массовыебеспорядки, сипаратисты, гражданская война.
Есть основания полагать, что конфликтность в областимежнациональных и межэтнических отношений имеет свою логику происхождения иразвития. Так, в сознании живущих поколений сохраняются обиды, нанесенные впрошлые времена, и они в силу нынешних несправедливостей (в какой бы форме онине проявлялись) не в состоянии преодолеть чувство национальной неприязни. Межэтническиепротиворечия разрастаются и вспыхивают с новой силой (примеры тому НагорныйКарабах, Приднестровье, Осетия, Абхазия). В основе этих конфликтов лежаттерриториальные притязания.
Надо сказать, что конфликты в России хотя и происходятв различных сферах жизни общества и именуются политическими, экономическими,национальными и т.д., в широком смысле относятся к социальным конфликтам. Этоконфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы,использования профессионального и интеллектуального потенциала.
Наиболее открытой формой выражения конфликта могутбыть разного рода массовые действия: предъявление требований к власти состороны недовольных социальных групп; использование общественного мнения вподдержку своих требований или альтернативных программ; прямые акциисоциального протеста[3].
Социальные конфликты в различных сферах общественной жизни могутпротекать в форме внутриинституциональных и организационных норм и процедур:дискуссий, запросов, принятия деклараций, законов и т.п. Наиболее яркой формойвыражения конфликта являются различного рода массовые действия, в мобилизацииобщественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных программ,в прямых акциях социального протеста.
Массовый протест—это активная форма конфликтного поведения. Он может выражаться в различныхформах: организованного и стихийного, прямого или косвенного, принимая характернасилия или ненасилия. Организаторами массовых протестов выступают политическиеорганизации и так называемые «группы давления», объединяющие людей поэкономическим целям, профессиональным, религиозным и культурным интересам.
Формами выражения протеста могут быть митинги,демонстрации, пикетирования, кампании гражданского неповиновения, забастовки,голодовки, прогулы и т.д. Организаторы акций социального протеста должны четкосознавать, какие конкретные задачи можно решить с помощью той или иной акции ина какую общественную поддержку они могут рассчитывать.
Итак, социальные конфликты все более становятся нормой социальныхотношений. В России идет процесс формирования некоего промежуточного видаэкономики, где буржуазный тип отношений, основанных на частной собственности,сочетается с отношениями государственной собственности и государственноймонополией на определенные средства производства. Создается общество с новымсоотношением классов и социальных групп, где будут возрастать различия вдоходах, статусе, культуре и т.д. Поэтому конфликты в нашей жизни неизбежны.Нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы разрешать их снаименьшими издержками для общества
Конфликты делятся по длительности:
• кратковременные(от минуты до часа);
• длительные (отчаса до суток);
• затяжные (концане видно);
по проявлению:
• скрытый (внешнепроявляется мало, чтобы судить о ком то);
• частично скрытый( о котором можно судить);
• открытые (хотелне заметить но не возможно);
по организации:
• преднамеренные(заранее спланировали и проведение по плану);
• нечаянные(возникают случайно, спонтанность, спровоцированные);
• инициированные(начинаются по инициативе одного из участников, слова, действия, поступки).
Конфликты можно классифицировать также в зависимостиот субъектов и зон разногласий.
• Личностныйконфликт — включаетконфликты, происходящие, так сказать, внутри личности, на уровне ееиндивидуального сознания.
• Межличностныйконфликт — разногласиямежду двумя или более людьми из одной или из нескольких групп. К ним могутподключаться отдельные личности, не образующие группы.
• Межгрупповойконфликт — этоконфликт между социальными группами и общностями людей с противоположнымиинтересами.
• Конфликтпринадлежности — когдаиндивиды имеют как бы двойную принадлежность, например конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы, или когда индивидвходит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.
• Конфликт с внешней средой — индивиды,составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административныхи экономических норм и предписаний. Они вступают в конфликт с институтами,поддерживающими эти нормы и предписания.
Типологию социального конфликта можно представить итаким образом:
• Конфронтация — пассивное противостояние групп спротивоборствующими политическими, экономическими или социальными интересами.Как правило, это противостояние не принимает форму открытого столкновения, нопредполагает наличие неустранимых разногласий и оказание давления.
• Соперничество — борьба за признание личныхдостижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы,социальной организации. Цель соперничества — приобретение лучших позиций,признания, демонстрация превосходства путем достижения престижных целей.
• Конкуренция — особый тип конфликта, его цель — получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.
В заключение следует подчеркнуть, что, поскольку конфликты в нашей жизнинеизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы ониприводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.
1.3 Динамика конфликта
Конфликтология выработала две модели описанияконфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модельделает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации,переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения,конечном исходе конфликта. В структурной модели акцент переносится наанализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику.Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют наконфликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния.
Попробуем совместить эти две модели. Обычно всоциальном конфликте выделяют четыре стадии: предконфликтную, конфликтную,разрешения конфликта и послеконфликтную. В свою очередь, каждая из этихстадий может разделяться на ряд фаз.
Первая — предконфликтная стадияразбивается на две фазы.Начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации — накоплениеми обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силупоявившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектовконфликтного взаимодействия. На этой стадии можно говорить о скрытой(латентной) фазе развития конфликта.
Вторая — начинается с инцидента или повода, то есть какого-то внешнегособытия, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазепроисходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, то естьпротивоположности их интересов, целей, ценностей и т. д. На второй фазе первойступени конфликт из латентной стадии переходит в открытую и выражается вразличных формах конфликтного поведения[4].
Конфликтное поведение— характеризует вторую, основную стадию развитияконфликта. Это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенноблокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов.Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание своих целей иинтересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки наборьбу, психологической готовности к ней. Формирование такой установки являетсязадачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов на этой фазепринимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы нетолько не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжаяразрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий иотношений. В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастаниемагрессивности, переходом от предубежденности и неприязни к откровеннойвраждебности, которая психически закрепляется в «образе врага». Таким образом,конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта,эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение.
В современной конфликтологии большое вниманиеуделяется понятию «сила» участников конфликтов. Сила — способностьоппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Онавключает в себя: 1) физическую силу, включая и технические средства,применяемую как инструмент насилия; 2) информационно-цивилизованную формуприменения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализадокументов, изучения материалов экспертизы и т.д. с целью обеспечения полнотызнания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии итактики поведения, использования материалов, порочащих оппонента, и т.п.; 3)социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы,уровень власти, престиж и т.д.); 4) прочие ресурсы — деньги, территория, лимитвремени, число сторонников и т.д. Стадия конфликтного поведения характеризуетсямаксимальным использованием силы участников конфликтов, применением всехимеющихся в их распоряжении ресурсов.
Немаловажное влияние на развитие конфликтных отношенийоказывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в которыхпротекают конфликтные процессы. Среда может выступать либо источником внешнейподдержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором.
Первая стадия конфликтного поведения порождаеттенденцию к усилению конфликта, но она может стимулировать его участников кпоиску путей разрешения конфликта. Назревающий перелом в развитии конфликтахарактерен для второй фазы конфликтного поведения. На этой фазе происходит какбы «переоценка ценностей». Дело в том, что до начала конфликта у сторон имелсяопределенный образ конфликтной ситуации, представления об оппоненте и егонамерениях и ресурсах, о реакции внешней среды и т.д. Но ход конфликтного взаимодействиямог существенно изменить представления сторон о себе и друг о друге, и овнешней среде. Может быть также и то, что конфликтующие стороны, или одна изних, исчерпали свои ресурсы. Следовательно, фаза «переоценки ценностей»является вместе с тем и фазой «выбора».
Конфликтующие группы могут выбирать следующиепрограммы поведения: 1) достижение своих целей за счет другой группы и темсамым доведение конфликта до более высокой степени напряженности; 2) снизитьуровень напряженности, но сохранить саму конфликтную ситуацию, переведя ее вскрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне; 3) искатьспособы полного разрешения конфликта. Если выбрана третья программа поведения,наступает третья стадия в развитии конфликта — стадия разрешения.
Разрешение конфликтаосуществляется как через изменение объективнойситуации, так и через субъективную. Как уже отмечалось выше, возможно частичноеили полное разрешение конфликта. Полное разрешение означает прекращениеконфликта на объективном и субъективном уровне, кардинальную перестройку всегообраза конфликтной ситуации. В этом случае «образ врага» трансформируется в«образ партнера», а психологическая установка на борьбу сменяется ориентациейна сотрудничество. При частичном же разрешении конфликта изменяется тольковнешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительныеустановки к продолжению противоборства, сдерживаемые либо волевыми, разумнымиаргументами, либо санкцией третьей стороны.
Одним из важных условий разрешения конфликта является своевременный иточный диагноз его причин. Другим, не менее важным условием является обоюднаязаинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признанияинтересов каждой из сторон. Третьим, непременным условием является совместный поискпутей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсеналасредств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника,переговоры с участием третьей стороны и т.д.
Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следованиекоторым ускоряет процесс разрешения конфликта: 1) во время переговоровприоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов; 2) стороныдолжны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности; 3)стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу; 4) участникипереговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую частьконфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции другдруга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями;5) все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу. Компромисспредставляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующиестороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либоуступок более слабой стороне, либо той стороне, которая сумела доказатьобоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своихпритязаний.
Большое значение имеет заключительная послеконфликтнаястадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательномуустранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидированасоциально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба.Урегулированный конфликт способствует сплоченности групп, повышает уровеньидентификации ее членов с общими целями и удовлетворенности в группе. Вместе стем, он развивает уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучшепонять их интересы, цели и побуждения.
1.4 Конфликты в различных социальныхструктурах
Испытывая потребность в каком-либо виде деятельности, общество создаетсоответствующие организации, призванные удовлетворить эту потребность. Основнойорганизационной ячейкой такой организации является малая группа — первичныйтрудовой коллектив. Первичный трудовой коллектив — это объединение людей,входящих в одно подразделение, связанных совместной деятельностью и решающихпод руководством одного и того же руководителя общую производственную задачу[5].
Понятия «малая группа»:
1. собрание людей, включенных в последовательно координированнуюдеятельность, сознательно или бессознательно подчиненную общей цели, достижениекоторой приносит участникам удовлетворение;
2. миниатюрная социальная система, посредством исследования которой можноприйти к пониманию социального устройства в целом;
3. жизненное пространство личности.
Технологический тип определяется особенностями технологического цикла.Жесткие технологические связи приводят к наиболее тесным контактам (не толькоделовым, но и личным) между работниками, рабочие места которых находятся рядом.Контакты с другими членами коллектива затруднены. Поэтому возникают отдельныеподгруппы наиболее тесно связанных между собой людей.
Функциональный тип связан с разделением производственного процесса пофункциям. При таком типе взаимоотношений возникают широкие контакты между всемичленами группы, на личные же отношения существенное влияние оказывают деловыеконтакты и предпочтения.
Экономический тип объединяет людей распределением коллективного заработкамежду ними. Особое значение приобретают коллективность решения вопросовматериального вознаграждения, уровень развития в коллективе отношений взаимногоконтроля и ответственности.
Социально-психологический тип — особый тип взаимоотношений, возникающийна основе осознания людьми своей принадлежности к одному коллективу. В такихколлективах нормой становится взаимопомощь и сотрудничество, коллективнаяответственность.
Формально-организационный тип — характеризует те коллективы, где реальноникакой общности не возникает. Между работниками нет взаимозависимости,фактически отсутствуют контакты, деловое общение, психологическое единство.
Объективные противоречивые ситуации, возникающие в деятельности людей,создают потенциальную возможность возникновения конфликтов, которые переходят вреальность только в сочетании с субъективными факторами. Какие бы объективныеусловия не существовали, вступают в конфликт в конечном счете люди, поэтому отих отношения к ситуации, их восприятия ее зависит, какое развитие она получит.Человеческий фактор в возникновении конфликтности связан как с особенностямиколлектива, так и с индивидуальными личностными особенностями людей.
Психологический климат, сложившийся в коллективе, оказывает влияние нафоновый уровень конфликтности в нем, на то, как люди переживают напряженныестрессовые ситуации. Перерастание сложных ситуаций в конфликты чаще наблюдаютсяв коллективах с невысоким уровнем развития, отличающиеся разобщенностью егочленов, отсутствием между ними единства по вопросам совместной деятельности идругим аспектам взаимодействия.
Таким образом, первичный трудовой коллектив соответствует основнымпризнакам малой группы, а именно состоит из двух или более человек,объединенных единой целью, сходными интересами и потребностями в общении исовместной деятельности и находятся в непосредственном контакте друг с другом.Взаимоотношения участников малой группы имеют преимущественно эмоциональныйхарактер и подчиняются закономерностям психологической совместимости иконфликтности.
Существенным показателем особенностей взаимоотношений в коллективеявляются формы обращения как средства вербального общения. Изучениекоммуникативных связей в коллективе по числу и направленности контактов, по ихсодержанию может свидетельствовать о состоянии взаимоотношений в нем.
Неблагополучное развитие взаимоотношений приводит к постепенномуобособлению отдельных членов коллектива. Таким образом, коммуникативные связи вколлективе выступают в качестве эмпирических показателейсоциально-психологического климата.
В основе возникновения конфликтных ситуаций может лежать стремлениеруководителя к созданию своего псевдоавторитета. Возникающие в коллективемежличностные конфликты могут преодолеваться авторитетом руководителя,признанием его права на решение возникшей конфликтной ситуации. К распоряжениямавторитетного и неавторитетного руководителя подчиненные относятся по-разному.Распоряжения неавторитетного руководителя почти всегда оборачиваются недовериемк компетентности и целесообразности принимаемых им решений, что содержитвозможность возникновения конфликтных ситуаций. Поэтому некоторые руководителив своей деятельности стремятся к искусственному созданию своего авторитета.
Члены коллектива как личности определяют его социальную микроструктуру,своеобразие которой обуславливается социальными и демографическими признаками(возрастом, полом, профессией, образованием, национальностью, социальнымпроисхождением). Психологические особенности личности способствуют или мешаютформированию чувства общности.
1.5 Разрешение социальных конфликтов
социальный конфликт турен кастельс
Стиль поведения в конфликте совпадает по значению со способом егоразрешения. Относительно общения между людьми стиль есть манера вести себя, совокупностьхарактерных приемов, отличающих образ действий, т.е. в данном случае способпреодоления конфликтной ситуации, решения проблемы, приведшей к конфликту.Следовательно, путь к урегулированию конфликтов лежит через те же пятьспособов, а именно: уклонение, приспособление, конфронтации, сотрудничество,компромисс.
Определение стратегии разрешения конкретного конфликта связано с выборомспособа действий, равнозначного стилю конфликтного поведения. При этомприходится принимать в расчет ряд существенных обстоятельств, которые так илииначе сводятся к использованию мер стимулирования, включая убеждение ипринуждение.
Во-первых, основная задача в урегулировании любого конфликта состоит втом, чтобы по возможности придать ему функционально-положительный характер,свести к минимуму неизбежный ущерб от негативных последствий противостояния илиострого противоборства. Такой результат достижим, если участники конфликтапроявят честный и доброжелательный подход к улаживанию своих разногласий, общуюв этом заинтересованность, если они приложат совместные усилия к поискуположительного решения на основе консенсуса, т.е. устойчивого, стабильногосогласия всех сторон. При консенсусе вовсе не обязательно, чтобы общее согласиебыло единогласием. Достаточно того, чтобы отсутствовало возражение кого-либо изоппонентов, ибо консенсус несовместим с отрицательной позицией хотя бы одной изсторон, участвующих в конфликте. Конечно, тот или иной вариант согласия зависитот природы и типа конфликта, характера поведения его субъектов, а также оттого, кто и как управляет конфликтом[6].
Во-вторых, возможен двоякий исход конкретного конфликта — его полное иличастичное разрешение. В первом случае достигается исчерпывающее устранениепричин, вызвавших конфликтную ситуацию, а при втором варианте происходитповерхностное ослабление разногласий, которые со временем могут вновьобнаружить себя.
При полном разрешении конфликт прекращается как на объективном, так и насубъективном уровнях. Конфликтная ситуация претерпевает кардинальные изменения,ее отражение в сознании оппонентов означает трансформацию, превращение «образапротивника» в «образ партнера», а психологическая установка на борьбу,противодействие сменяется ориентацией на примирение, согласие, партнерскоесотрудничество.
Частичное же разрешение не искореняет причины конфликта. Оно, какправило, выражает только внешнее изменение конфликтного поведения присохранении внутреннего побуждения к продолжению противоборства. Сдерживающимифакторами выступают либо волевые, идущие от разума аргументы, либо санкциясторонней силы, воздействующей на участников конфликта. Предпринимаемые мерынаправляются на то, чтобы убедить или заставить конфликтующие стороныпрекратить враждебные действия, исключить чье-либо поражение, указать насредства, способствующие взаимопониманию.
В-третьих, отдельное лицо или социальная группа, соотнося интересыконфликтующих сторон и параметры их поведения, выбирают приоритетный для себяспособ разрешения конфликта, наиболее доступный и приемлемый в данных условиях.Необходимо понимание того, что не всякий стиль, следовательно, и способподходят к конкретной ситуации. Каждый из способов эффективен лишь приразрешении определенного типа конфликтов.
Способ конфронтации часто избирают участники коллективных трудовыхспоров, локальных и всеобщих социальных конфликтов.
Сотрудничество — весьма результативный способ разрешения конфликтов ворганизациях, позволяющий путем открытого коллективного обсуждения, взаимногосогласования достигать удовлетворения интересов конфликтующих сторон.
Широко распространенным способом разрешения конфликтов является нынекомпромисс. В частности, это связано с тем, что наше время отличаетсяповышенным динамизмом событий и тесным сопряжением общественных сил. Требуютсяопределенное равновесие и баланс, непременный учет как того, что ведет ксближению к сотрудничеству, так и того, что нарушает партнерские отношения,порождает конкуренцию, противоборство и обострение конфликтов. Вместе с темпостоянное обращение к компромиссам показывает, что нет универсальных,единственно пригодных средств, что любой способ как совокупность приемов иправил имеет ограничения в зависимости от ситуации, участников конфликта ирешаемых ими задач. Компромисс тем и удобен, что не противостоит другимспособам урегулирования конфликтов, не исключает их использования наравне или всочетании с собой. Данные способы разрешения конфликтов являютсяконструктивными и наиболее желательными в разрешении конфликтной ситуации.
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ АЛЕНАТУРЕНА
ТУРЕН (Touraine) Ален — французский философ и социолог, профессоруниверситетов в Нанте и Париже. Главные работы Т.: «Социология действия»(1965), «Движение Мая и коммунистическая утопия» (1968), «Постиндустриальноеобщество» (1969), «Производство общества» (1973), «К социологии» (1974), «Послесоциализма» (1980) и др. Основные области исследований Т. — социология труда,методология социального познания, изучение индустриального и постиндустриальногообщества, социальных движений. В начале своей деятельности Т. — сторонникструктурно-функционального подхода к обществу и структурализма, с позицийкоторых написаны его первые работы по социологии труда.
Французский социолог А. Турен, считает, что именно «социологиязапаздывает сравнительно с другими дисциплинами в огромной трансформацииобщественных наук». Его стремление к отказу «от иллюзорных попытоканализировать действующих лиц вне всякого отношения к общественной системе или,наоборот, от описания системы без действующих лиц» продиктовано тем, что онувидел в этом главную опасность. Такой подход достался нам в наследство отклассической социологии, которая находится сегодня «не только в состояниикризиса, но и, по-видимому, неотвратимого упадка». Он предлагает и отстаиваетидею, которая заключается в том, что «понятие общества должно быть исключено изанализа общественной жизни. При этом появляется возможность и необходимостьописать другой тип анализа, в центре которого находится идея социальногодействия». Социология социального действия А. Турена «отбрасывает такоеобъяснение действующего лица посредством указания на его место в системе.Напротив, он видит во всякой ситуации результат отношений между действующимилицами, имеющими определенные культурные ориентации, включенными в социальныеконфликты» (курсив мой). Социология действия, по А. Турену, может бытьпредставлена следующими тезисами.
1. Живой тканью социальной жизни является деятельность самопроизводства исамотрансформации, через вложение инвестиций, имеющих широкий, а не чистоэкономический, смысл.
2. Социальную жизнь характеризуют конфликты, связанные с борьбой зауправление этими инвестициями, наличие все более и более живого сознаниядействующего лица – субъекта, которое:
· дистанцируется от результатов своих инвестиций;
· признает их своими творениями;
· размышляет над своей творческой способностью;
· выбирает в качестве главной ценности сознание и опыт самого себя вкачестве субъекта;
· видит в других сходство с собой единственно в силу способности бытьсубъектами.
«Здесь коренится единство социальной системы, оно представляет собойобласть, где производится историчность, представляющая смысл общественныхконфликтов и основанная на сознании субъекта».
3. Действующее лицо в обществе:
· не является ниотражением функционирования (или противоречий) общества; ни суммойиндивидуальных интересов и желаний;
· не может большеговорить от имени Истории, а только от своего собственного имени в качествеопределенного субъекта (курсивом выделено мной);
· не призываетникого слиться в большом коллективном порыве, склоняясь, скорее, кантиколлективному порыву;
· отказываетсяобожествлять общество и еще более государство;
· больше верит вличные свободы, чем в коллективное освобождение;
· утверждает, чтообщественная жизнь вовсе не управляется естественными или историческимизаконами, а направляется действиями тех, кто борется и договаривается о том,чтобы придать некую общественную форму значимым для них культурным ориентациям;
· в прошлом онопротестовало против традиций, соглашений, форм репрессий и привилегий, которыемешали его признанию. Сегодня оно протестует с такой же силой, но противаппаратов, дискурсов, заклинаний о внешней опасности, которые мешают емуразъяснить свои проекты, определить собственные цели и непосредственновключиться в те конфликты, дебаты и переговоры, которые он желает.
«Возвращение действующего лица не является возвращением ангела, а скорее,старого крота, и работа социологии состоит в том, чтобы прорвать стену мертвыхили извращенных идеологий, а также иллюзий чистого индивидуализма илиослепление декаданса, чтобы увидеть действующее лицо и услышать его слова.Социологический анализ оказывается, таким образом, далеким от официальныхдискурсов общества, размышляющего о самом себе. Он гораздо ближе к эмоциям,мечтам, обидам всех тех, кто является действующим лицом, но не признан вкачестве такового, потому что формы политической организации и идеологии сильнозапаздывают по отношению к практике и действительно современным идеям ичувствам». В центр социологического анализа социологии действия ставятся такиепонятия, как действующее лицо, общественный (социальный) конфликт, коллективноеповедение, формы борьбы, общественное движение.
Одна из основных идей А. Турена – это заново определить субъекта,учитывая дистанцию, которую он занимает по отношению к самой способностидистанцирования. Дистанцию, которую способен занять субъект го отношении кситуации, к себе, к другому, к организации и т.д., необходимо «распредметить»для того, чтобы заново подготовить самого себя к возвращению в деятельность,включению в общественное движение или в культурную инновацию.
Конфликты могут исследоваться на общесоциальном,социально-психологическом и индивидуально-психологическом уровнях. На всехуровнях можно выделить две стратегии взаимодействия конфликтующих сторон.Экспериментально эти стратегии выявлены прикладной психологией, как стратегия«сглаживания» и стратегия, ориентированная на интеграцию.
1. Стратегией «сглаживания», которая является ведущей идеей в тренинговомподходе. Участники оснащаются способами-навыками эффективного поведения,слушания, говорения в уже случившемся конфликте. Основное – это не поискпротиворечия, а изменение отношения к факту переживания в конфликте и его последствий;
2. Стратегией, ориентированной на интеграцию. Она открывает принципиальноновые возможности анализа конфликта на основе ясного и открытого выявления всехразличий, вычленения наиболее существенных противоречий, уяснения используемыхпонятий, схем, теоретических конструкций и т.д., а также раскрытия технологийпринятия управленческих решений в конфликтных ситуациях.
В отечественных тренингах преобладает первый подход, где упор делается насиюминутной выгоде и пользе для участников. Практически на всех (автором статьиих было проведено более 30) тренингах инновационного типа, где принималиучастие психологи, между автором статьи, как ведущим тренинга, и психологамивозникали ожесточенные конфликты, показывающие наличие конфликтофобии иэтических предрассудков у психологов. Отношение к конфликтам у большинстватрадиционно мыслящих психологов – отрицательное. Присутствие такого феномена,как конфликтофобия (страх перед конфликтом), не позволяло им всерьез обратитьсяк генезису конфликтной ситуации, в одном из пунктов которого появляетсяконфликт.
Ален Турен характеризует современное общество как классовое общество сглубокими социальными конфликтами. Конфликт рассматривается в контекстеобщественных отношений. Перед социологом, по мнению А. Турена, стоит задачараскрытия обществу его действий и конфликтов, раскрытия субъектам связей, вкоторые они вовлечены, выявления социальных отношений, скрытых господствующимклассом. Социология должна исходить, считает Турен, из реальных отношенийклассов и бороться против усилий господствующей идеологии скрыть своегосподство.
Можно сказать, что тренинг – это экспериментальная площадка, на которойвозникает реальная возможность выявить коммуникативные способности ивозможности исследователей. С одной стороны, возникает осознание необходимостимеждисциплинарного подхода для целостного видения конфликта, с другой –остаются конфликтофобия, эмоционально-психологическая и интеллектуальнаяограниченность исследователей, не позволяющие преодолеть собственные стереотипысознания.[7]
ГЛАВА 3. КОНФЛИКТ М. КАСТЕЛЬСА
Весомая заслуга в использовании марксизма при анализе города принадлежитМ. Кастельсу — испанскому социологу, работающему в США. В 1977 г. на английскийязык была переведена его статья «Городской вопрос». Впоследствии в англоязычныйнаучный оборот стремительно вошла целая серия работ Кастельса. В них авторпытается анализировать фундаментальные изменения капиталистической системы. Онупрекал ученых, занимающихся городской проблематикой, в том, что они изучаютлюбые вопросы, но не главные — извлечение прибыли в капиталистическом городе.Главная функция города, по мнению Кастельса, — экономическая. Это место, гдепроисходит воспроизводство рабочей силы капиталистического общества. Здесьрабочие и служащие потребляют товары и услуги, необходимые им для эффективнойработы. В этом и заключено основное противоречие капитализма применительно кгороду. Капитализм, следуя логике собственного развития, везде и всюду занятмаксимизацией получения прибыли. Для этого он нуждается в сокращениивсевозможных расходов: материалов, ренты и особенно труда. Таким образом,фундаментальное противоречие капитализма заключается в стремлении к повышениюприбыли и в то же время необходимости инвестирования в развитие труда.
Экономия издержек ведет к тому, что капиталисты очень не охотно тратятсредства на жилищное строительство, образование, здравоохранение, необходимыедля воспроизводства трудовых ресурсов. В результате качество жизни рабочихухудшается. Однако, в свою очередь, уменьшение этих расходов негативно влияетна все общество, угрожая ростом социальной напряженности, стабильности всейобщественной системы. Для сдерживания подобной тенденции требуется интервенциягосударства. Государство призвано защищать классовое господство и сохранятьсоциальный порядок.
Таким образом, государство поддерживает систему, инвестируя средства вдешевое (муниципальное) жилищное строительство, обеспечивая общественноеобразование, базовые медицинские услуги. Лишь создав «общество всеобщегоблагоденствия», капитализм смог сохранить социальную систему от разрушения.Разрешая это противоречие, капитализм создает новое — рост муниципального инационального долга. Именно за счет этого долга государству удаетсяфинансировать социальные программы. В качестве примеров Кастельс называет суммыдолга крупнейших метрополий Нью-Йорка и Кливленда. Лишь правительственные ссудыпозволили им избежать банкротства.
Подтверждением высказываний Кастельса является и тот факт, что в 90-е гг.около пятнадцати американских городов оказались в подобном состоянии. Банкротомобъявил себя город Бриджпорт (штат Коннектикут). Это происходит по причиненеобходимости одновременного финансирования издержек на функционирование городов,в деловой части которых концентрируется банковский, финансовый, риэлтерский,рекламный сектора производства и поддержки незанятого населения, живущего вовнутреннем городе.
В связи с увеличением суммы долга уменьшаются расходы государства иместных властей. В США в период «рейганомики» сокращению подверглисьряд социальных программ, в их числе на 80 процентов программа строительстважилья для малоимущих. Сокращены были также и многие другие муниципальныерасходы, что постоянно угрожало стабильному функционированию городских служб.Все эти процессы укладываются в рамки процесса «коллективного потребления» —ключевого понятия концепции Кастельса.
В этой связи предстают в совершенно ином свете теории городскогопланирования, целью которых, по Кастельсу, является создание городской среды,максимально благоприятной для извлечения прибыли. Строительство городскойинфраструктуры жизненно необходимо для частного капитала. Таким образом, ипланирование города находится под классовым контролем. Государство, защищаясоциальные интересы буржуазии, тем не менее является относительно автономным,что позволяет ему выражать долгосрочные интересы капитала, кроме того,государству удается удерживать равновесие интересов различных фракцийкапиталистического общества (бизнесменов, финансистов, владельцев недвижимостии т. д.).
Однако обострение социального конфликта разрушает эти функциигосударства. Капитализм сталкивается с новыми социальными движениями, которыеобъединяют этнические группы, женское движение, экологов, рабочих. Государствоуже не в состоянии и дальше покупать рабочих благосостоянием и неминуемо пойдетпо пути увеличения репрессий. Силовое регулирование конфликта, в свою очередь,ведет к милитаризации общества и возрастанию классового сознания простых людей.Это неминуемо подталкивает горожан к участию в подлинно социальном движении иперерастанию «городского протеста» в «городскую революцию».
Идеи Кастельса нашли много сторонников особенно среди воинственныхгруппировок, боровшихся с «всевластием» капитала, но обрели и не меньшееколичество противников. Кастельса упрекали за его загрязнение языкаиспользованием новых терминов. За якобы присущий его теории универсализм, хотяона в лучшем случае приложима лишь для французских городов, за неопределенностьконцепции «коллективного потребления». Всегда ли потребление услуг и товаровиспользуется в целях «коллективного потребления» и является ли этоосновным мотивом? Как объяснить, что и в бывших социалистических государствахпроисходил аналогичный процесс, несмотря на отсутствие в них капиталистическойэксплуатации? Кроме того, оправданно ли включение в рамки движения социальногопротеста всех протестующих без различения их целей: от женской либерализации дооблегчения бремени найма жилья. Наряду с тем, что такие движения разнятся вцелях, они выступают и на различных уровнях, одни — на муниципальном, другие —национальном. Звучали также обвинения Кастельса в изначально заданном в еготеории целеполагании и сведении всего под этот общий знаменатель.[8]
Действительно странно, что и репрессии в отношении рабочего класса, ипрограммы помощи ему — все это делается единственно в интересах буржуазии. Ипоследнее возражение, с другого фланга, со стороны марксистов, упрекавшихавтора в чрезмерно либеральном использовании идей Маркса и замене «способапроизводства» на «коллективное потребление». Утрата конфликтов на производствеи сведение классовых противоречий к потреблению — «ревизия марксизма». Следуетназвать также вклад М. Кастельса в изучение жизни социальных групп и меньшинствв городах. Его перу принадлежит, кроме того, ряд работ по исследованиюнеформальной экономики и ее роли в развитии городских процессов. В последниегоды М. Кастельс опубликовал ряд монографий и статей, посвященных процессам вглобальных городах, развитию технополисов, роли информатизации в будущемразвитии городов, реструктурированию крупнейших городов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большая часть проблематики конфликта разрабатывается на макроуровне вконтексте крупномасштабных теоретических построений, связанных с задачамиобъяснения социокультурных изменений в современном обществ.
Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер.Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, вкоторых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. Посути дела в практике организации современного менеджмента, в дипломатии, вюриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях жизни, где наблюдаетсянепосредственное столкновение интересов противостоящих сторон, сложилосьприкладное направление, которое получило название конфликтология.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. NohlenD. Worterbuch Staat und Politik. Bonn 1991. SS. 298-ЗЫ.; Современная западная социология.Словарь. С. 78
2. Аг А. Конфликт.Политология вчера и сегодня. Вып. Ш, М., 1991. С. 152
3. Фишер Р., Юри У.Путь к согласию, (перевод с английского) М., 1992. С. 56
4. Руткевич М.Социальный конфликт: философское измерение. Вестник Российской Академии Наук,июнь 1994, т. 64, 6. С. 481
5. Дарендорф Р.Элементы теории социального конфликта. Социологические исследования, 1994, 5.С. 141.
6. Парсонс Т. Общийобзор. В сб. «Американская социология» М., 1972. С. 376.
7. Желтухин А.Социологическая концепция конфликта. Социологические исследования, 1994, 4.
8. Рурдье П.Социология политики. М., 1993. С. 19.
9. Здравомыслов А.Г. Социологияконфликта: учебное пособие для вузов. – М., 1996.
10. Радугин А.А.,Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М., 1997.
11. Социология:Учебник для вузов (под. ред. проф. В.Н. Лавриненко). – М.: Культура и спорт,ЮНИТИ, 1998.
12. Дмитриев А.В.Конфликтология. – М., 2000.
13. Зайцев А.К.Социально – трудовой конфликт – это норма // Социс, 1993.
14. Кастельс М.,Киселева Э. Кризис индустриального этатизма и коллапс Советского Союза //«Мир России», 1999, №3
15. M.Castells. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. III. The End ofMillennium. Malden (Ma), Oxford, 1998
16. Мануэль Кастельс,Глобальный капитализм и Россия, сетевой проект «Русский архипелаг» (http://www.archipelag.ru/geoeconomics /soobshestva/ power- identity/ capitalism/)
17. MeadowsD.H., Meadows D.L, Randers J. Behrens III, W.W. The Limits to Growth. N.Y., 1972
18. Пекка Химанен,Мануэль Кастельс, Информационное общество и государство благосостояния. Финскаямодель, Логос, 2002