Классический этап в развитии западной соц. XIX-нач. вв.
Позитивизм
Марксистская соц. В трудах Маркс осущ. междисциплинный анализ многих важных соц. проблем. Исходя из того, что «общ. состоит из индивидов, а выражает ту сумму связей и отнош. в которых эти индивиды находятся др. с др.», он обосновал развернутое представление об общ. как сист.
Психологич. парадигма. Пробудился интерес соц. к анализу соц. процессов с точки зрения психологии (Тард). Согласно его воззрениям, соц. – это просто коллективная психология. Соц. явл. и события явл. психическими по своей природе, т.к. они состоят из взаимодействия индивидуальных умов, обусловлены убеждениями и желаниями людей. Соц. процессы охватывают 3 постоянно циркулирующие формы: адаптация, повторение, оппозиция. Фундаментальным же принципом функционирования общ. служит подражание. Тард классифицировал виды подражания: логический и нелогический; внутреннее и внешнее (по последовательности и механизму движения); подражание-обычай и подражание-мода (по степени устойчивости); подражание внутри класса и одного класса, другому (по соц. природе).
Другой создатель американской классической соц. – Чарльз Кули, выступил с критикой принципа «подражания» признаком истинно соц. существа явл. способность выделить себя из группы, создать свое Я, выделиться из группы. Согласно его концепции зеркального Я? включает в себя: 1)представление о том, каким я кажусь др. 2) как др. оценивает образ. 3) самочувствие (гордость или унижение).
Дюркгеймосвская школа. Последовательным противником биологических психологических интерпретация соц. жизни – Эмил Люркгейм. Главной темой его творчества явл. Проблема соц. солидарности.
Образование как соц. феномен.
Образование есть обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей. Образование можно характеризовать как относительно самостоятельную системы, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития. Объектом социологии образования как отраслевой социологии является сфера образования, т.е. та социальная сфера, где разворачиваются функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий (обучая, учась, поддерживая процесс обучения), складывается определенная система взаимоотношений людей.
Социология образования – самостоятельная отрасль социологического знания, предметом которой является система образования как социальных институтов, деятельность ценность. Она исследует место и роль образования в обществе, состоянии и динамику социокультурных процессов в сфере образования и прежде всего, учения как вида социокультурной деятельности; взаимодействие сфер образования с другими сферами общественной жизни; социокультурную структуру сфера образования и ее главных субъектов – учащихся и обучающих, их положение, интересы и взаимодействие; влияние образования на целостное развитие личности.
Как социальный институт образование рассматривается в тесной связи с другими социальными институтами (экономикой, политикой, семьей) и социальной стратификацией. Социальные институты есть формы социальной жизни и совместной деятельности людей. Современная система образования характеризируется массовостью и общедоступностью. Она превратилась в дифференцированную многоступенчатую систему, позволяющую человеку улучшать и обновлять полученные ранее знания и навыки. В ее составе тыс. учреждений дошкольного, общего и начального профессионального образования, средние специальные образовательные учреждения, высшие уч. заведения, более 700 науч. организаций, в т.ч. 92 научно-исследовательских института.
Как важнейший социальный институт общества образования выполняет ряд специфических функций. Важно, что они не только способствуют воспроизводству общества, социальной стабильности и интеграции, но и обеспечивают социальные изменения и развитие.
Функции:
1. Главная – это трансляция социального опыта и распространение культуры в обществе; она заключается в то. что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, научных знаний, достижений в области искусства. моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков, присущих различным профессиям.
2. Функция – формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, действующих в данном обществе. Благодаря этому молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную системы. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от имеющихся в обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В нашем обществе обязательная в недавние годы идеологизации и классовая направленность образования сменилась явным ослаблением нравственной, мировоззренческой ориентации. Функцию социализации выполняет в обществе прежде всего институт семьи, но современная семья не в состоянии обеспечить детей полным объемом знаний, навыков, умений, так как большинство социальных ролей во взрослом обществе требует систематического и длительного обучения. Именно эту двойную задачу – первичной социализации средствами культуры и подготовки к будущему статусу решает институт образования. В современном обществе все большую значимость играет подготовка индивидов к размещению их по определенных социальным позициям в социальной структуре общества, т.е. наделение человека определенным статусом. Эта задача решается не общеобразовательной школой, а специальными учебными заведениями – училищами, институтами, университетами.
Проблемы развития образования в России.
Система образования как самостоятельный институт сохраняет относительную устойчивость даже в самые критические моменты общественных перемен. И дело здесь не в том, что она обладает внутренними закономерностями своего развития. В то же время система образования в силу относительной самостоятельности и инерционной стабильности может оказаться в противоречии как с потребностями общества, так и с планами молодого поклонения. Такое противоречие возникает тогда, когда развитие системы образования отстает от изменений в потребностях государства и населения. Кроме того, существуют и внутренние противоречия, присущие самой системе образования.
Можно выделить ряд конфликтов, которые постоянно сказываются на развитии системы образования.
1.Противоречия между потребностями общества в кадрах и профессиональными склонностями молодежи между задачей подготовки квалифицированных специалистов для различных отраслей народного хозяйства, что предполагает специализацию, и потребностями передачи культуры, где узкая специализация противопоказана.
2. Противоречие между новыми потребностями общества и сложившимися организационными структурами в системе образования, между имеющимися финансовыми возможностями общества и потребностями образования и другие. Когда подобные противоречии, неизбежные и эволюционном развитии, резко обостряются, а их неразрешенность ведет к кризисной ситуации, становятся необходимыми реформы образования.
Смена госудераственно-политичисеского и социально-экономического строя создала принципиально- новую ситуацию в сфере образования, которая не способствует укреплению социально-правововых гарантий получения образования и профессии каждым молодым человеком в соответствии с его интересами и способностями. Система образования сегодня фактически лишена условий для своего нормального функционирования.
Проводимые в нашей стране социально-экономические преобразования углубили кризисные явления в культуре и системе образования. В тоже время появились новые возможности для перестройки образования, такие как формирующиеся в стране рыночные механизмы. Система образования поставлена в ситуацию выживания.
Задача социологии образования – исследовать новые механизмы и в любой модели выявлять опасные тенденции движения к недемократической модели образования, которые проявляются сегодня в России. Обновляющаяся школа (средняя и высшая) должна стать общественно-государственным институтом, т.е. открытой системой, культурным очагом общества, в механизме действия которого заложен контроль общественности, доступ каждого гражданина ко всем его звеньям: учебе (право на образование), приложению интеллектуального педагогического потенциала интеллигенции (возможности участия в обучении), управлению учеными заведениями, сферой образования.
Прорыв России в XXI век прежде всего связан с опережающим развитием образования, достижением высокого уровня и качества всеобщего среднего образования. Однако школа в России, являющаяся в последние годы чуть ли не единственным стабильным фактором социализации
Неоднородность современной школы экспериментальные, профильные школы, лицеи, гимназии (государственные и частные), обусловила разделение учебных заведений на массовые и элитарные. Все это в сочетании растущим социально-экономическим расслоением учащихся создает множества интеллектуальных, нравственных, психологических проблем. Главная опасность в том, что происходит отход государства и общества от всеобщего среднего бесплатного образования.
Другая опасность заключается в том, что предпринимаемые попытки изменить тип образования, закрепляя его содержание только на основе государственных стандартов, без введения новых предметов, не изменяют происходящего.
Принцип регионального образования породил ряд новых проблем, связанных с его содержанием. Ясно, что образовательные программы должны содержать знания культуры общечеловеческой, российской и того этноса, которые проживает в регионе. Но возникает проблема их оптимального сочетания, особенно в многонациональных регионах. В национальных школах русский язык становится факультативным, происходит отрыв нового поколения от русской, а следовательно, от мировой культуры. Политические амбиции местных лидеров проявляются в их стремлении к созданию «чисто национальных» систем образования.
Условием прорыва России в XXI век является необходимость качественных изменений в сфере профессиональной подготовки и переподготовки кадров, профессионального образования молодежи в первую очередь. В России до крайности обострилось противоречие между перспективными потребностями общества и сегодняшними интересами молодежи, которой все труднее решать проблему своей профессиональной подготовки и трудоустройства.
Лидерство
В сложных условиях переустройства нашего общества остро ощущается необходимость индивидуального влияния, влияния личности. Противоречивость развития, непредсказуемость многих социальных явлений, объективные трудности, попытки преодоления которых приносят новые трудности, вызывают все большую потребность в инициативных, эффективных лидерах, которые выражали и отстаивали бы интересы различных социальных групп.
Явление лидерства коренится в самой природе человека и общества. Лидерство основывается на объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относится потребность в самоорганизации, упорядочении отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности.
Потребность в лидерстве возникает, когда интересы. цели, обстоятельства приобретают значимость для целых групп людей. В малых группах лидерство, как правило, неформальное. В больших и организованных группах обычно присутствуют формальные структуры лидерства; руководство корпораций, высшее командование в армии, руководство профсоюзов и т.д. Лидером становится тот член группы, общности, который демонстрирует более высокий, чем у других членов группы уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции.
Лидерство – это один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия свей группы, которая принимает и поддерживает его действия.
Важно предпосылкой лидерства в образовании является понимание структуры и социальных функций педагогической деятельности, представление о сущности образования и воспитания, их целях и средства, месте ученика и учителя в образовательном процессе.
Долго время в нашей стране существовала авторитарность — это не только характеристика стиля руководства, получившего широкое распространение в педагогической практике, это и способ мышления, образ видения мира, характер общения человека с другими людьми, которые воспринимаются им лишь в качестве объектов, средств для осуществления тех или иных целей, наряду с неодушевленными вещами. Авторитарная педагогика нацелена на формирование человека-исполнителя, «операнта», пригодного для осуществления определенного набора социальных функций и ролей. Она предполагает отказ от экстенсивно-информационного и переход к интенсивно-фундаментальному обучению, изменение ролей учителя и ученика. Учитель должен превратиться в организатора познавательной деятельности ученика, а ученик из пассивно-воспринимающего – в ее активного субъекта. Субъектный статус ребенка, позволяющий ему оставаться самим собой, творческий характер педагогического взаимодействия, продуктивность обучения, его развивающий характер, диагностико-корректирующий контроль результатов с учетом самооценки учащегося образуют новую парадигму этической педагогики, которая востребована временем.
Сложившаяся ситуация в системе как высшего, так и среднего образования требует от субъектов пед. процесса наличия лидерских качеств.
Наличие лидерских качеств необходимо не только руководителям образовательных учреждений, но и педагогам.
К понимаю лидерства в образовании имеется два подхода:
1.лидерство как высокий уровень профессионализма педагога; лидер – самостоятельно действующий субъект педагогического процесса, имеющий свое видение этого процесса, свою технологию и стиль обучения; его пространство – содержание и формы образования, стратегия и стиль поведения в учебном коллективе.
2.лидерство как руководство, управление образование; лидер представитель власти в образовании с соответствующими функциями и качествами; поле го деятельности –система образования и ее структуры.
Отношение между двумя типами лидерства и лидеров строятся на принципах сотрудничества, партнерства, взаимодополняемости и разрешения противоречий. Лидеры в образовании – наиболее продвинутые в личностных и профессиональных отношениях работники этой сферы, свободные внести свой индивидуальный, творческий, теоретически и практический вклад в реформу образования
В качестве лидеров в образовании выступают преподаватели как самостоятельно действующие субъекты пед. процесса роль которых в конкретных профессиональных ситуациях обусловлена не их формальным статусом, а личностным влиянием. Обучающее лидерство возможно только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства преподавателей.
Семья
Семя – малая группа, связанная отношениями супружества, родительства родства. Семью рассматривают и как малую группу, и как социальный институт, регулирующий отношения между полами, родителями и детьми. Задавая правила отношений через традиции, обычаи, мораль, законы, семья выполняет социальные функции и предстает перед нами в качестве социального института. С другой стороны, реализация любых функций возможна только через взаимодействие в малой группе.
Раньше семья состояла из нескольких десятков поколений. В настоящие время утверждается простая семья. которая состоит из представителей двух поколений – родителей и детей. Этот тип семьи в настоящее время является преобладающим. В такой семье взрослые и дети живут со своими родителями до получения общего (профессионального) образования или до вступления в брак. Такая форма семьи соответствует экономическим возможностям современного общества, способствует большей самореализации молодого поколения, позволяет в определенном отношении сгладить конфликт «отцов и детей» т.к. родители и взрослые дети уже не являются членами одной малой контактной группы. Вместе с тем простая семья порождает социальную проблему одиноких престарелых родителей, нуждающихся в различных формах поддержки со стороны своих взрослых детей и зачастую не получающих ее.
Семья бывает полной и неполной. Полная семья состоит из обоих родителей и детей. В неполной отсутствует один из родителей, чаще отец.
Количественные характеристики семьи имеют важно значение и далеко идущие полследствия. Среднестатичистическая современная семья в России насчитывает 3, 2 человека )по переписи 1959 года – 6 человек). Среднее число детей, рожденных одной женщиной за весь детородный период, составляет в России 1,7-1,8. Демографический критерий при этом предусматривает рождение не менее 2,1 детей на замужнюю женщину или 2,6 детей на эффективный брак.
Основные функции семьи как социального института и малой группы:
1. Репродуктивная: биологическое воспроизводство общества. удовлетворение личной потребности в детях.
2. Воспитательная: социализация молодого поколения. удовлетворение личной потребности в контактах с детьми, самореализация в детях
3. Хозяйственно-бытвоая: домашний труд, обеспе6чение друг друга хозяйственно-бытовыми услугами.
4. Экономическая: экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи
5. Первичного социального контроля: моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, ответственность и обязательства членов семьи по отношению друг к другу.
6.Социально-статусная: предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры.
7. Досуговая: организация рационального досуга, удовлетворение потребности проведении совместного досуга социальный контроль в этой сфере.
8. Эмоциональная: эмоциональная стабилизация и реабилитация в семье, получение эмоциональной поддержки, психологической защиты.
9. Сексуальная: удовлетворение сексуальных потребностей, контроль сексуального поведения.
Отличия современной семьи от традиционной.
1. Для традиционной семьи характерен перевес ценностей семьи, родства над выгодами индивида и экономической эффективностью.
2. Современная семья перестает быть кооперативно-трудовым объединением, осуществляется переход от семейного производства к семейно-бытовому самообслуживанию. Женщина тоже вовлечена в общественное производство. В результате разрушается жесткое разделение труда внутри семьи.
3. Система ценностей традиционной семьи в иерархии которой на первых местах стояли долг, семейная ответственность. ценность детей как вклада в благополучную старость, родителей, доминирование авторитета родителей и родственников, по мере модернизации становится менее устойчивой и престижной, уступая место ценностям независимости личных достижений.
4. Супружество становится ведущим отношением в семье. Роль родительства по мере сокращения рождаемости отходит на второй план.
5. Переход от развода по инициативе мужа (чаще с связи с бездетностью брака) к разводу, вызванному меж личностной несовместимостью супругов (чаще по инициативе жены).
6. Переход от «закрытой» к «открытой» системе выбора супруга молодыми людьми на основе межличностной избирательности.
7. Деформируется традиция пожизненного брака по причине значительного количества разводов и повторных браков.
Понятие и структура личности
Личность- социальное свойство индивида, устойчивая целостность социально-типических и индивидуальных качеств, образовавшихся в результате его взаимодействия с обществом, социальными группами, институтами.
Обратим внимание, что личность:
1. Это прежде всего конкретный человек (индивид) в его социальных характеристиках;
2. Это результат социального воздействия и собственных усилий индивида (взаимодействия);
С одной стороны, личность типологична – обладает повторяющимися сходными чертами, свойственными другим людям, с другой – индивидуальна, т.е. в развитой или неразвитой форме обладает непохожестью, оригинальностью, самостоятельностью взглядов на мир, мышления, деятельности и общения.
Элементы структуры личности:
1. Социальный статус. Этот элемент по преимуществу свзяан с объектинвыми условиями существования личнсоти.
2. Самосознание, личностно «Я» (ядро личности). Этот элемент фикисрует субъектинвый внутренний мир человека, но имеет ярко выраженный социалогический аспект изучения.
3. Направленность поведения и детяельности личности. Этот элемент представляет собой определенный резултатт взаимодействия объективного статутса личнсоит и ее представлений о смамйо себе и социуме.
Малая группа: понятие, виды функции
Нижняя граница малой группы не меньше двух человек. Верхняя граница малой группы ограничивается 25 членами. Оптимальное число членов малой группы 7+2
Малая групп – немногочисленная по составу общность людей, члены которой объединены едино деятельностью, сходными интересами и находятся друг с другом в непосредственном личном общении.
Личный контакт участников – обязательный атрибут малых групп.
Основных признаках малой группы:
– непосредственные личные контакты ее членов;
– стабильность состава;
–внутренняя структура;
–установление определенных отношений между членами группы, интенсивное взаимодействие
–осознание участниками своей принадлежности к группе;
–действие «группового давления», побуждающего участников вести себя в соответствии с принятыми в группе нормами.
Малые группы классифицированы по разным признакам.
По признаку ведущей совместной деятельности различают производственные, учебные, спортивные, военные и другие малые группы.
По признаку длительности существования – временные (туристическая, экспериментальная, созданная для решения конкретной задачи производственная или научная группа) и постоянные группы.
По характеру организации группы, регулирующей взаимодействие членов группы, различают формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Формальная группа предполагает заданность своей структуры извне, распределение функциональных обязанностей осуществляется должностными инструкциями, имеющими юридический статус. Неформальные группы возникают стихийно, в результате общения (группы друзей, приятелей, всевозможное «тусовки» в среде молодежи). Важно отметить, что неформальные группы, как правило. существуют и внутри формальных.
По уровню развития различают диффузную (номинальную) группу, ассоциацию, группу-кооперацию, коллектив. Их отличает степень межличностного взаимодействия, групповой сплоченности, эффективности деятельности.
По степени воздействия на личность группы делятся на референтные и группу-присутствия. Референтная группа оказывает сильно влияние на поведение и установки индивидов, выступает для них эталоном ценностей и норм. Группа присутствия такого воздействия на личность не оказывает, поскольку не является для нее авторитетной, притягательной.
Функции малой группы, в основном, задаются с двух сторон – со стороны общества и со стороны личности.
1. Опосредование взаимодействия личности и общественной системы. Малая группа выступает звеном, через которое они воздействуют друг на друга.
2. Функция социализация личности. Без межличностного взаимодействия она невозможна.
3.Удовлетворение потребности человека создавать, сохранять и поддерживать тесные контакты, эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми. Эта функция выступает источником формирования социальных связей человека.
4. Функции реализации личностью себя в качестве субъекта. На деятельность малых трупп деятельность личность может оказывать сильное влияние. Если макросреда личности зада, то микросреда в значительной мере выступает продуктом ее собственной активности.
5. Функция самосохранения, поддержания групповой сплоченности.
Девиация как соц. феномен
Понятие «девиация» происходит от лат. deviation – отклонение. Девиации присущи любой материально системе – физической, биологической, социально. Существование каждой системы есть динамическое состояние, единство процессов сохранения и изменения. Любой системе присущи характеристики системности, целостности, самоорганизации, многовариантности, необратимости развития, взаимосвязи хаоса и порядка. необходимости и случайности. интеграции и дезинтеграции, устойчивости и изменчивости. Момент изменчивости и есть девиация.
В живой природе девиация выступает в форме мутаций – изменения наследственных свойств организма в результате перестроек и нарушений в его генетическом материале – хромосомах и генах.
Социальная девиация реализуется путем девиантного поведения.
Отклоняющееся поведение может существовать лишь при наличии трех условий: человека, которому свойственно определенное поведение: нормы, которая является критерием оценки девиантного поведения; другого человека или группы, реагирующих на поведение.
Исходным для понимания сущности девиантного поведения служит понятие «норма». Естественная норма- это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития.
Социальные норма, в отличие от естественных норм физических и биологических процессов, скалываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества.
Из сказанного видна двоякая роль социальных отклонений в обществе. С одной стороны, они несут угрозу стабильности общества, т.к. люди утрачивают чувство ожидаемого поведения (ролевые функции), происходит дезорганизация культуры и разрушения социального порядка. С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям через создание новых норм в результате повседневного поведения индивидов.
При анализе девиантного поведения важно рассмотреть его структуру; общие закономерности развития, механизм действия.
Структура индивидуального отклоняющегося поведения складывается из поступка, имеющего объективные и субъективные признаки и направленного на определенные объект а также мотивов и целей. На уровне массового явления девиантное поведение выступает в качестве элемента общественной жизни, характеризуемого через такие составляющие его компоненты, как социальные ценности, институты, нормы и отношения.
Начальным звеном девиантного поведения является изменением ценностных ориентации в различных слоях населения и социальных группах, что обусловлено изменениями в объективных социально-экономических условиях жизни.
Общественные отношения деформируются тем сильнее, чем более искажены ценностные ориентации в различных слоях населения, чем менее эффективны социальные нормы и социальные институты
Девиантное поведение имеет свой механизм действия, состоящий из четырех звеньев; проблемной ситуации, ценностно-нормативных регуляторов, принятия решения, совершения поступка.
Уже в первом звене приблизительно определяется возможная направленность действий субъектов, зависящая от особенностей сложившейся проблемной ситуации. Во втором звене вступает в действие механизм ценностно-нормативной регуляции, связанный с разной степенью знания (названия) социальной нормы и характером отношений ней. В третьем звене субъект принимает окончательное решение о том или ином поступке. Здесь окончательно определяются его характер и направленность.
В четвертом звене происходит фактическое нарушение социальной нормы или же она соблюдается.
Основные формы девиантного поведения
Сторонники концепции социализации считают, что девиантном поведению люди обучаются в процессе усвоения культуры определенных групп. Индивиды, социализации которых проходит в такой социальной среде, Ге преобладают и считаются нормальными ценности, располагающие к девиации, становятся носителями девиантного поведения.
В современной отечественной социологии большинство исследователей рассматривают в качестве источника девиантного поведения социальное неравенство.
Конкуренция во всех сферах жизни стимулирует прогресс, обеспечивающий достойное существование большинства людей. Но ценой этого прогресса является напряжение, которое не все выдерживают. Нужна хорошая профессиональная подготовка, высокий общекультурный уровень, наконец – здоровье. Носителями же девиантного поведения становятся прежде всего те, кто не отвечает этим требованиям, — социальные аутсайдеры.
Преступность. Это крайняя степень отклоняющегося поведения.
Из совершаемых в России преступлений каждое седьмое – тяжелое. Из убийств каждое третье происходит на почве ревности. Пятая часть убийств совершается из-за корысти. В 10% случаев цель убийцы – скрыть другое преступление или хулиганское побуждение. Каждый пятый убитый является родственником убийцы.
Алкоголизм. За последние годы в нашей стране резко усилилась алкоголизация населения. Особенно быстрыми темпами растет алкоголизм среди женщин. Актуальна проблема подросткового пьянства и алкоголизма.
Наркомания. Как и алкоголизм. он связана с нарушениями в выполнении социальных ролей индивидом, является важнейшим фактором социальной дезорганизации, самой серьезной угрозой функционированию общественного организма. Она разрушает накопленные человеческой культурой навыки деятельности и общения, выводит из строя механизмы взаимодействия между людьми, подрывает ту основу целесообразности и организации, без которой невозможно сам существование общества.
Самоубийство (суицид). Эта форма девиантного поведения пассивного типа является способом ухода от выполнения социальных ролей, от неразрешимых проблем, от самой жизни. Суицид относится к социальной патологии.
Проституция. Эта форма социальной девиации опасна тем, что как правило, тесно связана с другими формами девиантного поведения – преступностью, алкоголизмом, наркоманией, суицидом. Проституция, как и гомосексуализм, наркомания, является распространителем венерических болезней, СПИДа.
В социологии изучаются также слабые и случайные формы девиантного поведения. Они связаны с нарушением порядка взаимодействия между людьми. Это оплошности, ошибки, срывы обещаний, ложь, обман, грубость, умолчание, бездействие, халатность и др.
Соци. мобильность. Осн. хар-ки соц. моибальности в современной Рос. обществе.
«Выйти в люди», «из грязи в князи», «подняться по соц. лестнице», «оказаться на дне» — эти выражения встречаются в кнагх, мы употребляем их в повседневной жизни. В социологии явление, описываемое этими выражениями, обозначается термином «социальная мобильность».
Теория социальной мобильности тесно связана с теорией социально стратификации. Социологический подход к изучению структуры общества предполагает анализ групп, слоев и классов, из которых состоит общество, их положения относительно друг друга, а так же их взаимодействия. Соц. структура относительно стабильна, однако внутри сложившейся в обществе структуры постоянно происходят перемещения индивидов и групп. Анализ соц. стратификации приводит нас к вопросу о том, каким образом происходит изменение позиций человека в структурированном общ., какие сущ. возможности и ограничение в этом процессе. Эти вопросы соц. изучает в рамках теории соц. мобильности.
Первое, что мы должны сделать при исследование социальной мобильности, — распознать положение человека в соц. пространстве. Выполнить эту задачу помогают знания о соц. стратификации (каким образом структурировано общ).
Люди и группы распределены в общ. вдоль осей неравенства, экономической, политической, профессиональной, соц. положение зависит от обладания соц. ценностями – материальными и духовными; набор этих ценностей человек получает, заняв определенную позицию в системе социальной стратификации. Структуру общества можно представить как иерархию соц. статусов, т.е. позиций, каждой из которых соответствует набор обязанностей, прав, соц. ценностей.
Изменение человеком позиции в соц. структуре обозначается термином соц. мобильность. Соц. мобильность может происходить по различным осям – экономической, семейно, образовательной, профессионально и т.д.
Однако можно исследовать и общее направление мобильности. В этом случае положение члеов5ка в обществе оценивают по совокупному соц. статусу, который определяется сочетанием важнейших для данного общего показателей статуса. Для современного общества это уровень дохода профессиональная принадлежность, уровень образования.
Виды социальной мобильности
– горизонтальной – переходи человека в другу социальную группу без повышения или понижения статуса;
– вертикальная мобильность всегда характеризуется изменением статуса, переходом на другой стратификационный уровень (они более важны для соц. самочувствия каждого человека)
Кроме индивидуальной соц. мобильности, существу групповая мобильность, о которой можно говорить в том случае, когда соц. группа повышает или понижает свое положение в стратификационной системе.
Особый вид соц. мобильности – межпоколенная вертикальная мобильность – изменение статуса детей по сравнению с соц. статусом родителей.
Кроме индустриального развития на возможности мобильности в обществе влияют и другие факторы. На уровне социальной системы это прежде всего политическое и экономическое устройство, состояние экономики, образование.
Характеристики соц. мобильности:
-направление мобильности (восходящая или нисходящая)
-количественные характеристики мобильности – ее интенсивность;
-соотношение мобильности и наследования в обществе (при изучении межпоколенной мобильности);
-влияние социальной мобильности на структуру общества;
факторы, которые влияют на мобильность.
Соц. мобильность – важнейшая характеристика общества, показатель его открытости и динамизма.
Советское общество неправомерно описывать как полностью закрытое. Некоторые виды мобильности в России были доступны практические каждому – сферы образования. Бесплатное образование действительно было доступно. Малодоступность особых, престижных учебных заведений на общую картину практические не влияла.
Еще одна особенность мобильности в советском обществе = несогласованность действия факторов стратификации. Следствие этого относительная независимость различных «осей» мобильности руг от друга. например получение престижной профессии еще не гарантирует высоких заработков, а всем известный случай инженера, работающего грузчиком означает одновременную мобильность вниз по престижности и вверх по доходу. Эта несогласованность характерна и для сегодняшней России. Образование не выполняет в полной мерее роль «социального эскалатора», недооценивается в условиях становления рыночных отношений.
Еще одна особенность социальных перемещений в современной России может быть названа «полумобильность» вторичной занятостью т.е. с ситуацией, когда человек совмещает работу одновременно в двух и более местах.
Противоречия социализации личности
Человек развивается по двум основным программам: генетической, заложенной в индивиде как биологическом организме, и социальной, обусловленной усвоением социального опыта.
Социализация – начинающийся в младенчестве и завершающихся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей, культурных ценностей и норм общества, к которому принадлежит индивид.
Со стороны общества социализации выглядит как процесс включения человека в социальную деятельность. общение, группы, причем по правилам, нормам данного общества.
Нормы – принципы помогают обществу оказывать на индивида социализирующее воздействие более гибко, социально регулировать самостоятельные решения личности.
Социальные институты, культурные нормы и ценности должны обеспечивать формирование социально востребованной, социально компетентной личности, адаптированной к наличными социальным условиям.
Кризисные явления в функционировании политических экономических институтов, семьи, системы образовании и воспитания значительно затрудняют формирование просоциального поведения, стимулируют асоциализацию. Аномия, вызываемая кризисом сценностно0нормативной системы общества. резко снижает социализирующую роль норм-образцов, норм-принципов. В общественном и личном сознании начинается большая путаница с известно дилеммой «что такое хорошо и что такое плохо».
С изменением общества многие представители старшего и среднего поколений столкнулись с проблемой ресоциализации.
Ресоциализация – процесс социального переобучения, связанный с усвоением новых ценностей, норм, ролей взамен старых, утративших свою эффективность.
Однако ресоциализции предшествует болезненный процесс десоциализации отучение отстарых ценностей, норм, ролей, правил поведения.
В современном обществе истинный смысл социализации – не просто в адаптации к наличным социальным условиям, а в раскрытии потенциала личности, ее творческих возможностей, в актуализации личностного «Я».
2 типа социализации: адаптацию и интеграцию. Адаптация – более простой, грубый тип социализации, когда человека приспосабливают к социальной реальности. Интеграция – более сложный, гибкий тип социализации, где личность выступает субъектом взаимодействия с обществом. ищет себя в нем.
В современном обществе истинный смысл социализации – 7е просто в адаптации к наличным социальным условиям, а в раскрытии потенциала личности, ее творческих возможностей, в актуализации личностного «Я».
Современное общество дает личности возможность большей свободы выбора для осуществления эффективной социализации. Но и к личности предъявляются высокие требования. Идентификация – это процесс усвоения социальных ролей, отождествления индивида с реальным или воображаемым объектом.
Социальный уровень идентичности Э. Эриксон подразделяет на групповой и психосоциальный. Групповая идентичность рассматривается как включение личности в различные общности (исторические, классовые, национальные), подкрепленное субъективным ощущением внутреннего единства и неразрывности со своим социальным окружением. Психосоциальная идентичность дает человеку ощущение значимости своего бытия для общества.
Общечеловеческий уровень идентичности понимается как осознание себя представителем человечества понимание глобальных проблем, формирование ответственности перед будущими поколениями за жизнь на Земле.
Личностный кризис – поворотный момент в жизни человека, возникающий в результате невозможности быстро привычными способами разрешить противоречие между уровнем зрелости личности и социальными требованиями, предъявляемыми к ней на новом этапе развития.
Таким образом, кризис связан со сложностью решения эволюционной задачи, проблемы в социальном развитии личности.
(Экономическая)Культура как социальный феномен
Гибкость и инициативность руководителей, трудолюбие и исполнительность рабочих, их готовность к переменам – все это и многое другое в экономическом поведении находится в прямой зависимости от того, что называется экономической культурой общества.
В процессе социализации в каждого человека как бы закладывается культурная программа, которая в дальнейшем определяет его повседневное производственное и потребительское поведение.
Иногда развитие экономики зависит в большей степени от уровня и содержания экономической культуры отдельных социальных групп, институтов или обществ в целом, чем от размера инвестиций или новых технологий.
Нормы и другие элементы экономической культуры тесно переплетены с нормами культуры политической, правовой, нравственной, эстетической.
Часто понятие экономической культуры замещается более узким понятием деловой культуры, которая обозначает скорее стиль отношений между людьми в процессе труда и обмена, а не всю гамму норм и ценностей экономического действия. Существует и корпоративная культура как частный случай экономической и деловой. К корпоративной культуре относятся специфические черты внутрифирменной деятельности – способ подбора персонала, взаимоотношения между работниками и руководителями традиции.
Экономическая культура выполняет функции трансляции, отбора и регуляции экономических норм и отношений. Типология экономической культуры возможна по разным основаниям. По сферам проявления различают культуру производственную, потребительскую, деловую; по носителям – предпринимательскую, крестьянскую, чиновничью, американскую. российскую, и т.д.; по содержанию норм и ценностей – рациональную и традиционную, институциональную, групповую и личностную.
Формируется экономическая культура под влиянием массы социальных факторов.
Во-первых, национальная культура. Особые черты национальной культуры оказали влияние на становление капитализма в Европе и за ее пределами.
Во-вторых, субкультура. Культура предпринимательства во многих странах формировалась под воздействием локальных субкультур.
В дореволюционной России носителем предпринимательских ценностей и высоких трудовых традиций оказалась старообрядческая субкультура. ПО некоторым данным к старообрядцам принадлежало более 60% торгово-промышленного класса России. Старообрядцы помимо ритуальных особенностей желали отличаться от «никоима» более высокой нравственностью, трудолюбием и рачительностью
Отечественная экономическая культура зависима от политики, с одной стороны, и от криминала – с другой, зато автономна от нравственных и религиозных норм.
Экономической культуре нашего общества присуще достаточное стилевое и нормативное разнообразие. По являются новые носители в лице социальных и профессиональных групп. Разнообразие способствует гибкости социальной системы и предоставляет варианты для ее развития. Культура старшего поколения и молодежи, столицы и провинции, отдельных регионов отчуждена друг от друга. порой самодостаточна, изолирована.
В настоящее время происходит интенсивный процесс заимствования норм западной экономической культуры, протекающий стихийно. Население учится торговать, осваивает новые образцы поведения в рамках отношений управляющий – управляемый, работодатель – работник, продавец – клиент. В то же время исследования деловой культуры предпринимателей показывают, что часто заимствования носят внешний, поверхностный характер. Ядро их деловой культуры, их менталитет остается прежним, поскольку коренится в тех социальных отношениях, которые не претерпели существенных изменений.
Экономические ценности для населения теперь более значимы, чем политические или культурные. Нормы, основанные на сознательных целях, постепенно вытесняют нормы, основанные на привычке, укорененные в традиции.
Конфликт
Конфликт – неотъемлемая составляющая социальной жизни.
Понятие «конфликт» в переводе с лат. означает «столкновение». Социологию интересуют социальные конфликты, где субъектами выступают люди в различных формах своей социальности (социальные группы, классы, партии, нации, организации, институты, государства и др.). Социальный конфликт – это столкновение общественных, групповых, но не индивидуальных интересов. И даже если он проявляется в столкновении отдельных людей, личностей, его социальный смысл заключается в том, что участники взаимодействия выступают в данном отношении как носители свойств общности.
противоречие -> конфликт -> кризис
Кризис – это результат глубоких негативных изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма социального контроля в экономике, политике, культуре.
Конфликт имеет некоторые особенности по сравнению с другими стадиями противоречия. Прежде всего, это уже обострившееся противоречие, которое настоятельно требует своего разрешения.
Выделим несколько существенных признаков конфликта:
1. Наличие противоборствующих сторон;
2. существование противоречия между ними, являющегося источником, причиной конфликта;
3. осознание участниками конфликта противоположности своих целей, интересов, ценностей;
4. активное столкновение сторон. конфликтное взаимодействие.
Исходным тезисом современных теорий конфликтов стало утверждение, что необъемлемой компонентой общественной жизни являются постоянные социальные изменения, которые неизбежно, закономерно вызывают конфликты. Конфликты возникают на всех уровнях (индивидов, соц. групп, соц. организаций, общества) и во всех сферах соц. системы.
В совр. конфликтологии существуют две основные модели изучения и описания конфликта: структурная и динамическая (процессуальная). В рамках структурной модели конфликт рассматривается как бы в «стоп-кадре», в статике: выделяются и характеризуются все элементы, составляющие конфликт, устанавливаются взаимосвязи между ними. Разные исследователи выделяют разно число структурных элементов конфликта. Выделяются следующие элементы:
1. Конфликтная ситуация. Она фиксирует возникновение реального противоречия в интересах, положение соц. субъектов. Конфликтная ситуация, — это еще не сам конфликт. Конфликтную ситуацию порождает объект конфликта. Объект конфликта =- необходимое, но недостаточное условие существования конфликтной ситуации. Должен еще быть предмет конфликта, то есть сор субъектов взаимодействия по поводу отношения к объекту, т.к. каждый из оппонентов претендует на единоличное обладание, управление им;
2. стороны конфликта. Оппонентами в конфликте выступают любые сложные образования, состоящие из отдельных людей, групп, организаций. Все они обладают широким наоборот социально-демографических деловых, личностных характеристик, множеством мотивов, целей, ценностей, установок;
3. инцидент. Это ситуация взаимодействия, которая позволяет осознать наличие объективно существующего противоречия в интересах участников и начать активные действия и противодействия.
Четыре основные стадии развития конфликта:
1. Стадия – предконфликтная делится на две фазы:
латентную (скрытую)
открытую
Вначале складывается конфликтная ситуация: расхождение в интересах, целях, ценностях, рост различий в соц. положении субъектов ведет к накоплению и обострению противоречий в системе межличностных, межгрупповых, межклассовых, межэтнических отношений. На этой фазе возникает эмоциональное напряжение, раздражение, злость. Прямого столкновения еще нет.
Открытая фаза предконфликтной стадии начинается с инцидента, который приводит в движение конфликтующие стороны. На этой стадии правильный выбор стратегии дает возможность избежать конфликта.
2-я стадия – конфликтная – характеризуется конфликтным поведением. Это самая активная, деятельная часть конфликта. (словесные прения экономические санкции, физическое воздействие, полтичиеская борьба, спортивное состязание).
3-я стадия – разрешение конфлиткта. Внешним рпзниаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента.
Основными причинами угасания, окончания конфликта могут быть следующие:
1) выход из конфликта одной из сторон, или же ее исчезновение, уничтожение (например во время военных действий);
2)прекращение конфликта путем вмешательства третьих лиц (посредничество, арбитраж, ввод войск)
3) исчерпанность предмета спора и примирение сторон на основе компромисса или сотрудничества