Реферат по предмету "Социология"


Исследование проблемы бедности в России.

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

НОВОЧЕРКАССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕЛИОРАТИВНАЯ

АКАДЕМИЯ

Институт заочного обучения
Специальность 040101 Социальная работа


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


По дисциплине:


Бедность как социальная проблема.


студент VIкурса, шифр 709002
Шарова Елена Олеговна
контрольная работа выполнена по методическим указаниям и контрольным заданиям Аракельян А.А.
Домашний адрес: Ростовская область Аксайский район поселок Октябрьский улица Советская дом 18.
2011 год.


Вариант 2.

Исследование проблемы бедности в России.

Введение
Бедность всегда являлась актуальной проблемой, но в современной России этот вопрос стоит особенно остро. В настоящее время значительная часть населения находиться за чертой бедности или близко границе «социального дна». Это особенно заметно на фоне сильного расслоения, когда разница в доходах бедных и богатых составляет десятки, сотни и тысячи раз.

До сих пор и среди специалистов, и для широкой общественности открытым остается вопрос о том, что же такое бедность вообще и российская бедность в частности, каковы ее причины и что может наиболее эффективно способствовать ее преодолению.

Как социально-экономическое явление бедность формируется вследствие объективно существующего неравенства в доступе к материальным и нематериальным благам. Это означает, что бедность будет существовать всегда, меняются только формы ее проявления. Кроме того, становится ясным, что бедность относительна во времени и пространстве. Следовательно, каждая страна и государство в конкретный исторический период используют свое понимание бедности.

Бедность — это постоянно существующее социокультурное явление, имеющее различные формы проявления в рамках конкретных исторических и географических границ.

Цель данной контрольной работы рассмотреть социальные и социально-психологические характеристики бедности в России. Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:

определить понятие и сущность бедности.

Рассмотреть Методы определения бедности

Рассмотреть Черта бедности.

Рассмотреть Проблема бедности в России.

Причины нисходящей мобильности.


Понятие и сущность бедности

Бедность — характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ. Бедность — неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни. Бедность — это состояние, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения.

В исследованиях причин и места бедности в обществе выделяют период с XVIII до первой половины XX века (А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, Г. Спенсер, Ж. Прудон, Э. Реклю, К. Маркс, Ч. Бут и С. Раунтри) и современные исследования бедности в XX веке (Ф.А. Хайек, П. Таунсенд и др.). Уже работы А. Смита выявили относительную природу бедности через связь бедности и социального стыда, т.е. разрывом между социальными стандартами и материальной способностью придерживаться их. Еще в XIX веке было предложено вычислять черту бедности на основе семейных бюджетов и ввести тем самым критерий абсолютной бедности. Значительный вклад в исследования проблем бедности внесли как экономисты, так и социологи, большинством которых была признана закономерность существования бедности в обществе.

К бедным в России официально относятся все, кто имеют доходы ниже «черты бедности», то есть ниже прожиточного минимума, соответствующего стоимости минимальной «потребительской корзины».

В современном обществе принято выделять четыре подхода в определении бедности:

Первый подход — это когда бедность определяется через исчисляемые доходы домохозяйств. Здесь ключевой проблемой является дефицит доходов, а решением проблемы — социальные программы, компенсирующие данный дефицит.

Второй подход состоит в том, что многие предпочитают определять бедность через категорию доступа к качественным услугам или к инфраструктурам развития.

Люди различаются своими способностями и мотивами, но они должны иметь равные возможности доступа к тому, что позволяет им развиваться, то есть наращивать свой (человеческий) капитал.

Другой подход определяет бедность через категорию мобильности. При таком подходе главной проблемой считается стагнация или недостаток мобильности, когда человек, домохозяйство или община не в состоянии осуществить пространственных, социально-статусных, имущественных изменений. Например, человек не может позволить себе отправиться учиться в столицу, семья не рассчитывает когда-либо изменить свое имущественное или социальное положение, она не может позволить себе отдых вне региона проживания и т.д.

Полное отсутствие мобильности или мотивации к ней — это, как правило, уже застойная бедность.

И, наконец, последний подход — это когда люди сами определяют свою бедность в сравнении с соседями и в рамках господствующей культуры. Это явление называется психологической бедностью.
2. Методы определения бедности
Бедность является одной из характеристик уровня жизни населения. Некоторые социологи склонны считать, что бедность — это отсутствие достаточных материальных и культурных ресурсов для поддержания здорового существования.

В настоящее время дискуссия о том, как измерять бедность и низкие доходы сфокусировалась на трех различных концепциях:

1. Абсолютная концепция бедности (люди, имеющие меньше, чем объективно определенный абсолютный минимум).

2.Относительная концепция бедности (люди, имеющие меньше, чем остальные).

3.Субъективная концепция бедности (люди, чувствующие, что не имеют достаточно, чтобы жить).

Возникшая раньше всех абсолютная бедность исходит из установления черты бедности посредством формирования минимальной потребительской корзины. Это такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные физические потребности в пище, жилище, одежде и т.д.

Отечественные исследователи Л.А. Беляева и Л.А. Гордон выделяют три степени абсолютной бедности:[

·Нищета (положение людей, не располагающих физиологическим минимумом средств существования).

·Нужда (положение тех групп населения, которым хватает средств на простейшие физиологические нужды, но кто не может удовлетворить даже самые элементарные социальные потребности).

·Необеспеченность или умеренная бедность (положение, при котором обеспечен прожиточный минимум, но нет достатка).

Относительная концепция бедности базируется на том, что к бедным относятся те, чей уровень жизни существенно отличается от стандарта, преобладающего в стране.

Относительная бедность показывает:

·Во-первых, насколько человек беден относительно того достатка, которым обладают другие члены общества, не считающиеся бедными (одна страта сравнивается с другой).

·Во-вторых, насколько человек беден относительно некоторого стандарта достойной жизни, сложившегося в общественном мнении, то есть человек или семья считаются бедными, если средства, которыми они располагают, не позволяют им иметь и вести уровень жизни, достигнутый в обществе, в котором они живут.

Последняя, субъективная концепция бедности предполагает установление черты бедности на основе анализа представления населения о том, какой объем ресурсов необходим для удовлетворения минимальных потребностей.

В отечественной науке различают и бедность. Первая связана с тем, что бедность обычно воспроизводит бедность. Низкий уровень материальной обеспеченности ведет к ухудшению здоровья, деквалификации, депрофессионализации, и, в конечном счете, к деградации. Бедные родители имеют потенциально бедных детей, что определяется их здоровьем, образованием и квалификацией. Вторая, более редкая, связана с тем, что бедные, предпринимая определенные усилия, покидают свой круг и, адаптируясь к новым условиям, обретают более качественный уровень жизни.

С точки зрения характера расходования имеющихся денежных средств, принято различать первичную и вторичную бедность. Первичная бедность свойственна семьям, которые при максимально разумном использовании средств и сил, все равно остаются за порогом бедности. Вторичная бедность характеризует семьи, у которых основные жизненные потребности не удовлетворяются по причине неразумной траты средств.
3. Черта бедности
В любой стране и государстве существует некоторый предопределенный и четко установленный уровень жизни — чаще всего называемый, достижение которой необходимо для того, чтобы тот или иной человек не считался бедным.

Черта бедности еще называется порогом бедности и представляет собой сумму денег, официально установленную в качестве минимального дохода, благодаря которому индивид и семья в состоянии приобрести продукты питания, одежду и оплатить жилье.

На практике обычно порог бедности устанавливается путем определения величины семейного или душевого дохода, необходимого для достижения минимально приемлемого уровня жизни в конкретных условиях данного общества.

Черта бедности может быть установлена в относительных и абсолютных показателях:

1. Относительная бедность определяет положение отдельного человека или семьи в сравнении со средним доходом по стране. Тогда черта бедности располагается на середине шкалы или составляет 40% от распределения.

2. Абсолютная бедность определяет положение отдельного человека или семьи относительно черты бедности, реальная стоимость которой устанавливается по истечении некоторого времени. Черта абсолютной бедности рассчитывается по стоимости минимальной покупательской корзины, составленной из продуктов, необходимых для получения рекомендуемого количества калорий.

Измерение этих показателей очень помогает, когда необходимо быстро установить, сколько людей находится за чертой бедности, но не указывает уровень бедности отдельных людей и разницу в их положении.

Что касается других показателей бедности, то простейшим (и по-прежнему наиболее широко используемым), из них является индекс численности бедных, определяемых как доля населения, у которого объем потребления, или другой применимый показатель уровня жизни, меньше черты бедности.

Реже применяется показатель глубины бедности (дефицит дохода, дефицит потребления), в основе которого лежит разница между чертой бедности и уровнем соответствующего показателя благосостояния бедных (потребление, расходы, доходы). Он отражает среднее расстояние, на котором находятся бедные относительно черты бедности, и благодаря этому дает более точное представление о глубине бедности.

Переход России к рыночной экономике сопровождается не только структурными изменениями в области занятости, но и стремительным ростом неравенства населения в доходах. Это, в свою очередь, приводит не только к росту масштабов бедности и изменению ее профиля, но и к формированию новой группы риска для вхождения в состояние бедности — нарастанию ее потенциала за счет трудоспособной части общества.

К бедным относятся люди, которые оказываются в различных ситуациях — от большой бедности, которая может сохраняться в течение нескольких поколений, до временных случаев, несущих угрозу бедности.

Если раньше в России (до 1995 года) ядро бедных традиционно составляли социально-уязвимые слои населения (пенсионеры, инвалиды, многодетные и неполные семьи с детьми), то сегодня ядро бедных составляют:

· Безработные.

· Низкооплачиваемые работники, к числу которых принадлежат: частично занятые (работающие на условиях неполного рабочего времени и находящиеся в административных отпусках без сохранения заработной платы); занятые на несостоятельных, финансово неблагополучных предприятиях; работники, которым задерживают выплату заработной платы, значительная часть работников, занятых на государственных и муниципальных предприятиях и в бюджетной сфере.

· Значительная часть семей с 2-3 и более детьми.

· Часть пенсионеров.

· Вынужденные переселенцы, беженцы.

Один из ведущих специалистов в стране в области бедности академик РАЕН Римашевской Н.М., характеризуя социальные последствия, происходившие в России, отмечала, что происходит интенсивная поляризация общества по уровню материальной обеспеченности., когда бедные воспроизводят бедных, активизируя нисходящую социальную мобильность и расширяя слой потенциальных обитателей социального дна.


4. Проблема бедности в России
Выделение групп населения в «социальное дно», как специфический слой, несомненно, носит условный характер. Однако эти группы имеют сходные черты: это люди, в основной своей массе отвергнутые обществом, лишенные социальных ресурсов, устойчивых связей, утратившие элементарные социальные навыки и доминантные ценности социума. В то же время нищие, бомжи, беспризорные дети — каждая из групп обладает и своими особенностями; но между ними нет жестких границ: бомж может быть нищим, а беспризорник бомжем. Тем не менее, указанные группы имеют свои главные признаки, специфику формирования и социально-демографические особенности, что позволяет их идентифицировать.

Основной признак группы «нищие» — просить подаяние в связи с потерей дохода или его катастрофическим падением при отсутствии помощи с какой-либо стороны и невозможностью заработать их трудовым путем. Три четверти нищих проживают в своих квартирах (домах) либо у знакомых; две трети из них имеют среднее и высшее образование.

Бомжи — это фактически аббревиатура определения человека «без определенного места жительства». Очевидно, что отсутствие «крыши» над головой и есть главная характеристика данной группы. Бомжами становятся в результате освобождения из мест лишения свободы, семейного конфликта и ухода из дома, как следствие неправомерных сделок с жильем, а также вследствие вынужденной миграции (беженцы). Больше половины из них имеют среднее и высшее образование.

В третью группу входят только дети в возрасте от 6 до 17 лет. Это ее основной признак. Существует два источника формирования этой группы. Первый — дети убегают (уходят) из дома в результате конфликта или тяжелых семейных условий (алкоголизм родителей, насилие); второй – потеря родителей (смерть, тюрьма) или фактический отказ родителей от детей. Беспризорные дети могут проживать и в своих квартирах, но также вести образ жизни бомжей, если они остаются в одиночестве.

Последняя группа — уличные проститутки — отличается характером своей деятельности. Три четверти из них имеют жилище, остальные ведут себя как бомжи. Их минимальный возраст составляет 14 лет, что фактически свидетельствует о детской проституции. Алкоголизм, наркомания, криминальная деятельность становятся либо причинами, вызывающими скатывание на «дно», либо вторичными признаками по отношению к определяющим факторам. Выделенные группы характеризуются ими в разной степени.

Катализатором процесса нисходящей мобильности главным образом выступают внешние средовые факторы, определяемые пониженным уровнем социальной поддержки (одинокие пенсионеры, инвалиды, матери-одиночки) и социальной изоляцией (беженцы, наркоманы, криминальные элементы, цыгане). Психологическое состояние людей характеризуется нотой отчаяния и безысходности. Вместе с тем в их взгляде прослеживается весь спектр человеческих эмоций: отчаяние людей, попавших на дно сравнительно недавно и еще недостаточно социализированных в новой для себя среде (нищие), безнадежное спокойствие «старожилов» (бомжи, проститутки) и оптимизм беспризорных детей.

Российское социальное дно очень опасно. Бомжи и беспризорники склонны к насилию; вооружены (по мнению представителей дна, 85% беспризорников и 34% бомжей) холодным оружием, а 28% имеют огнестрельное. Среда, в которой обитают беспризорники, буквально начинена оружием. Особенно часто они употребляют токсические вещества.
Заключение.
При определении бедности как социального феномена, хотелось бы выделить несколько моментов:

Во-первых, это социально-культурное явление нормативного характера, зависимое от места в ценностной системе идеалов данного общества. Проблема бедности тесно связана с уровнем общественного развития. Бедность — это не только эмпирическая реальность, но и совокупность социальных норм, санкционирующих отношения между имущими и неимущими, частными благотворительными организациями и низшими слоями населения и другое, а также норм, выделяющих минимально допустимый уровень потребления благ и услуг.

Во-вторых, бедность относительна, и, следовательно, постоянна. Существование бедности — естественно и закономерно во всех государствах. Поскольку полное социальное равенство невозможно, о чем свидетельствует опыт не одного поколения, то невозможно ликвидировать бедность, тесно связанную с проблемой социального неравенства. Можно лишь уменьшить крайние формы проявления бедности, но нельзя полностью ее уничтожить.

Бедность и проблемы девиантного поведения.



Ведение
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Ни в одном обществе невозможно провести линию и просто разделить всех на тех, кто отклоняется от норм, и тех, кто им следует. Большинству из нас случалось нарушать общепринятые правила поведения.

Таким образом, целью настоящей работы является определение причин и типов девиантного поведения, в связи с функционирование и развитием общества; выявления причин возникновения такого опасного социального явления, как преступность и эффективности деятельности правоохранительных, правоприменительных институтов, как способов защиты от нее.
Причины и типы девиантного поведения
Девиантное поведение — (от лат. deviatio — отклонение) — поведение, нарушающее социальные нормы определенного общества. Выражается в поступках, поведении (действиях или бездействии) как отдельных индивидов, так и социальных групп, отступающих от установленных законодательно или сложившихся в конкретном социуме общепринятых норм, правил, принципов, образцов, обычаев, традиций.

В отличие от криминологии, уголовного права и других правовых наук, рассматривающих девиантное поведение в ракурсе нарушения норм права, социология использует более широкое определение девиации как отступления от общепринятых ценностей и норм.

Девиантное поведение как социальное явление имеет определенные исторические корни, характеризуется устойчивостью и массовостью. Разнообразие социальных норм, действующих в обществе, — нравственных, религиозных, эстетических, политических, правовых и др. — влечет за собой разнообразие девиаций (социальных отклонений). Со временем как социальные нормы и правила, так и социальные отклонения претерпевают изменения. То, что ранее считалось девиантным, может превратиться в норму поведения и наоборот. Возникновение новых законов и правил влечет за собой и новые виды девиаций. Поэтому социальная оценка отклонений должна осуществляться с исторических позиций и носить конкретный характер.

Причины девиации различные теории объясняют по-разному. Процесс формирования девиантного поведения непосредственно связан с процессом социализации личности, хотя подчас бывает сложно обнаружить факторы социализации, которые впоследствии направляют этот процесс в другое русло.

Первые попытки объяснения различных форм девиации в основном носили биологический характер. Французский антрополог Брока утверждал, что в строении черепа и мозга преступников он видит особенности, отличающие их от законопослушного населения. Итальянский криминалист Чезаре Ломброзо, работавший в 70-х годах XIX века, пришел к заключению, что некоторые люди рождаются с преступными наклонностями, и они относятся к более примитивному человеческому типу. По его мнению, преступные типы могут быть определены по форме черепа. Вильям А. Шелдон выделил три физических типа человека; так, один из них прямо связан со склонностью к правонарушениям. Мускулистый, активный тип (мезоморф), по предположению Шелдона, с большей вероятностью может стать преступником, чем человек субтильного телосложения (эктоморф) или более полной комплекции (эндоморф).

На факторах, связанных с внутренним психическим миром человека, строится объяснение причин девиации психоаналитической теорией З. Фрейда. В ней конфликты свойственные природе личности, выступают источником девиации.

Однако девиация связана скорее не с физиологическими или психологическими свойствами человека, а стой конкретно-исторической средой, в которой он существует. Наиболее подробно разработаны различные аспекты социологического объяснения причин отклоняющегося поведения в теориях Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и Р.К. Мертона. Они обращают свое внимание на процесс «удачной» или «неудачной» социализации личности. Успешность или адекватность процесса социализации, с этой точки зрения обусловлена тем, что личность не только способна пассивно адаптироваться к системе социокультурных норм общества, но также проявляет в этом процессе творческую деятельную активность.

Естественная трансформация социальных норм во времени и пространстве, приводит к тому, что их новая совокупность не способна образовать системы. Они хаотичны и зачастую взаимно исключают одна другую. Дюркгейм называл такое состояние общественного сознания аномией — состояние, при котором личность не имеет твердо сложившегося социального статуса, в связи с чем отсутствует и стабильность, то есть предсказуемость в выборе линии поведения. Именно аномия, по Дюркгейму, выступает основой девиантного поведения.

Парсонс описывал аномию как состояние общества, в котором люди находятся в состоянии дезинтеграции, а их поведение не соответствует требованиям социальных институтов.

Роберт Мертон предлагает для объяснения отклоняющегося поведения теорию аналогии, в которой акцент сделан на разрыве между целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Причину зарождения аномии в обществе Мертон видит в появлении значительного числа индивидов, которые не могут следовать тем социальным нормам, которые они одобряют. Им была разработана типология поведения личности в их отношении к целям и средствам:

конформист — принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, лояльный член общества;

· новатор — достигает социально одобряемые цели неинституциональными средствами;

· ритуалист — принимает институциональные средства, абсолютизируя их, но цели, к которым он стремится при помощи этих средств, игнорирует;

· изолированный тип — не принимает ни традиционных культурных целей, ни институциональных средств их достижения;

· мятежник — отступает от существующих и одобряемых целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей, а так же средств их достижения.

В типологии социальных отклонений выделяются и такие типы девиантного поведения, как культурные и психологические отклонения, индивидуальные и групповые отклонения, первичные и вторичные отклонения, культурно одобряемые отклонения, культурно осуждаемые отклонения.

Девиация может носить отрицательный характер. К резко отрицательным формам девиации можно отнести преступления, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид.

Так же можно говорить о положительной девиации. Она возникает тогда, когда старая система социальных норм или конкретная социальная норма, будучи институционализированной (особенно правовая), в то же время не соответствует действительному положению дел в обществе, тормозит развитие социальных отношений.

Основной же встречающийся тип девиации, так называемая нейтральная девиация, представляет собой незначительное отступление от норм, не имеющее пагубных последствий, как для общества в целом, так и для индивида. По существу, сама же нейтральная девиация «нормальна». Ненормальным, то есть девиантным, как раз скорее следовало бы назвать абсолютно конформное поведение.

Таким образом, социальные отклонения могут иметь для общества различные значения: позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения, негативные — дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы.

Далее девиантное поведение будет рассматриваться в аспекте его негативного, опасного для общества и личности проявления.
Вывод
Таким образом, фундаментальное противоречие любой социальной системы, связанное с ее функционирование и развитием, наиболее будет разрешаться в том случае, когда в обществе надежно и динамично будет действовать система социальных норм, когда будут легитимные институты и механизмы социального контроля. В этом случае действия отдельных людей станут предсказуемыми. В особенности это касается такого важного вида социальных норм, как правовые. Безусловно, невозможно создание общества абсолютно законопослушных граждан — девиация столь же естественно присуща обществу, как и норма. Однако, виды и типы девиации могут быть различны, и доминирующие из них в обществе непосредственно обусловлены сложившейся системой социальных норм.



Зоны бедности в России.

/>


Мы выбрали четыре показателя:
1. Заявленный уровень личного дохода;

2. Наличие знаковых предметов. (Эти два показателя характеризуют материальное качество жизни.);

3. Степень адаптированности к рынку труда (по числу сказавших, что им трудно будет найти работу в случае потери нынешней);

4. Психологическую приспособленность к рынку (по числу сказавших, что их знакомые приспособились к рынку). (Третий и четвертый показатели характеризуют нематериальное качество жизни, психологическую комфортность, ощущение стабильности.) Все эти показатели мы честно разместили в таблице, представленной на соседней странице; таким образом, каждый сможет проследить, насколько вольно мы обращались с данными.
Итак, что мы видим в таблице? Первую позицию занимают «белые воротнички-1» — топ-менеджеры, высокие интеллектуалы и удачливые предприниматели. Эта небольшая группа (всего 1,8% населения страны) образует слой верхнего среднего класса России. В ее размещении на первой позиции нет ничего удивительного — у группы и самый высокий доход, и самое лучшее образование.

Любопытное начинается дальше. Рассуждая в социальной логике ХХ века (когда уровень образования был непременным и одним из важнейших факторов стратификации), мы должны были ожидать, что увидим на второй позиции либо «белых воротничков-2», либо представителей интеллигенции («голубых воротничков»). Однако и те и другие по всем нашим показателям заметно проигрывают «синим воротничкам-1» (высококвалифицированным рабочим). Эту «социальную аномалию», когда качество жизни рабочих всех категорий оказывается выше, чем людей схожего статуса, но относящихся к работникам умственного труда, мы увидим и далее, продвигаясь вниз по вертикали. Какое объяснение можно дать этому странному явлению? У нас допотопная экономика? Или слишком много образованных людей? Второе имеет значение, но нам кажется, что есть и еще одно объяснение, о котором мы скажем ниже.

За «синими воротничками-1» следуют «белые-2» (менеджеры среднего звена). Если сравнивать эти две группы, то видно, что у рабочих в два раза выше доход и в два раза более уверенные позиции на рынке труда, но при этом по количеству знаковых предметов они практически равны. Поэтому мы объединили эти две группы в средний средний класс страны, размером в 8%.

За ними, на четвертой позиции, в разряде «нижний средний класс», оказались «синие воротнички-2» (тоже рабочие) и наиболее обеспеченные квалифицированные работники умственного труда — «голубые воротнички-1». Здесь тоже, если сравнивать доход и адаптированность к рынку труда, преимущество оказывается на стороне рабочих, но по знаковым предметам «синие-2» и «голубые-1» равны.

Все эти пять групп вместе образуют средний класс России — 25% населения страны.

Здесь надо было бы начать анализировать состояние среднего класса, но если мы посмотрим на таблицу дальше, то увидим, что за «голубыми воротничками-1» стоит следующая группа квалифицированных рабочих — «синие воротнички-3», которая, кроме образования, мало чем отличается от «голубых». «Синие-3» имеют такой же средний доход, как и представители интеллигенции, они ощущают себя более востребованными как профессионалы и точно в такой же степени психологически приняли рынок. Только очень невысокий уровень образования не позволяет нам ввести эту группу в средний класс, но при этом мы видим, что качество жизни этой группы весьма достойное. Мы назовем эту группу верхним низшим классом и зафиксируем, что этот класс замыкает часть российского общества, которая абсолютно адаптировалась к рыночным условиям жизни и материально, и профессионально, и психологически. Его важно проанализировать.

Сколько их? 40% от всего населения страны (мы включаем сюда еще 4% неработающих учащихся, которые независимо от материального положения в большинстве своем принимают современность, так как в других условиях и не жили). Это почти 60% социально активного населения страны (его мы определяем как «взрослые» за вычетом пенсионеров). Надо согласиться, что для пятнадцати лет жизни в новых условиях это очень неплохой результат и можно говорить о том, что у нас сформировалась вполне мощная социальная опора для развития капитализма.

В чем особенность этой части общества? Все эти группы достаточно активно вовлечены в капитализм — либо прямо через работу, либо они живут в городах, где активно развивается частный бизнес.

Как оценить высоту уровня их жизни? 5600 рублей — нижняя граница личного дохода этого слоя. И конечно, это невысокий показатель (кстати сказать, совсем недавно у нас была статья западных социологов, которые на основе данных по многим странам мира определили, что страны со средним доходом свыше 200 долларов на человека практически не имеют шансов вернуться к диктатуре; удивительно, но в нашей группе мы получили те же 200 долларов). Но если сравнить показатели обеспеченности знаковыми предметами этой части современного российского общества с обеспеченностью теми же вещами граждан позднего СССР (речь идет об автомобилях и стиральных машинах), то оказывается, что часть общества, «живущая при капитализме», с чисто материальной точки зрения сегодня живет в два-четыре раза лучше, чем средний советский человек. А ведь есть еще свобода выбора работы и позитивные ожидания будущего, чего в позднем СССР, как ни вспоминай, не было. Отсюда мы делаем простой вывод: капитализм оказался полезен вовсе не только для кучки «зарвавшихся олигархов» и «зажравшихся москвичей». 60% социально активного населения очевидно выиграла от реформ.

Здесь хотелось бы сделать два замечания о происхождении благополучия с отраслевой точки зрения. Во-первых, не только крупный сырьевой бизнес является базой для материального достатка. Среди «синих-1» большая доля работает в строительстве и транспорте. Среди «белых-2» многие работают в торговле. Во-вторых, положение «голубых-1», среди которых много высококвалифицированных работников образования и здравоохранения, показывает, что тяготы их жизни в условиях рынка сильно преувеличены. Живут они лучше многих других и в какой-то специальной политике, непосредственно направленной на повышение уровня их жизни, не нуждаются.

За счет чего может произойти расширения зоны благополучия? В нашей логике ответ очевиден: за счет расширения зоны капитализма. Для этого есть все предпосылки, прежде всего ментальные. Здесь мы должны вернуться к вопросу, почему квалифицированные рабочие оказались на столь высоком уровне социальной иерархии. Можно, конечно, кивать на то, что наше хозяйство, дескать, не перешло в постиндустриальную эру. Но на самом деле причина иная. Российские рабочие приняли ментальную базу капитализма — жесткую трудовую этику и частную ответственность за частную жизнь. Более того, как показывают наши расчеты, именно слой «синих воротничков» является главным резервом роста предпринимательства — от 30 до 40% этих людей говорят, что хотели бы иметь собственный бизнес. Так что теперь уже не нежная советская интеллигенция готова строить капитализм, а буквально простой рабочий народ.

И зона бедности
Двигаясь по той же таблице вниз, мы неизбежно переместимся в «зону бедности». И она, конечно, огромна. 60% всего взрослого населения страны и 40% социально активного населения живут очень бедно. Их личные доходы составляют от 25 до 110 долларов.

За «синими воротничками-3» следует группа рабочих низкой квалификации — «серые воротнички-1». И тут же за ними (или даже выше их) расположена группа работников умственного труда со средним образованием — «голубые воротнички-2». Как видно из таблицы, первые выше по уровню личного дохода, а вторые — по всем остальным признакам. Эти две группы составляют низший класс России — 15% населения страны.

Если судить по количеству знаковых предметов, то даже этот низший класс живет лучше, чем средний житель позднего СССР. Однако слишком высокая нестабильность на рынке труда плюс наличие в слое людей, которые говорят, что им не хватает денег на еду, заставляет говорить о том, что этот слой ничего от капитализма не выиграл.

Далее следуют еще две группы социально активных взрослых граждан — это самые бедные рабочие «серые-2» и безработные. Эти группы образуют низший низший класс России, и большая часть этих людей живет в нищете. Доля низшего низшего класса в населении страны — примерно 15%, а в социально активном населении — 20%.

Анализируя особенности низшего и низшего низшего классов России, мы можем заметить следующее. Во-первых, более половины их состава — это жители либо сел, либо городов с населением менее 50 тыс. человек. Поэтому, если мы хотим что-то делать с бедностью, то надо что-то делать с сельским хозяйством. Во-вторых, в этих группах довольно много женщин со средним и средним специальным образованием, работающих в системе здравоохранения и начального образования. В-третьих, мы можем заметить, что большая часть представителей этих классов занята в госсекторе, в то время как в классах, которые мы обозначили как благополучные и экономически стабильные, большинство работает в частном секторе. И наконец, явным признаком нищеты является наличие одного работающего в семье. Все эти особенности бедности и должны быть основанием для формирования политики борьбы с нею.

При этом следует отметить, что, несмотря на крайне низкую степень адаптированности к рынку представителей низшего и низшего низшего классов России, даже они в большинстве своем считают, что переход к рынку был необходим, и в абсолютном большинстве считают, что поворот страны назад невозможен.

Отдельно от социально активного населения стоит рассматривать социальный слой пенсионеров. Их очень много — 31%, и на них во многом ориентируются политики. Но надо отдавать себе отчет в том, что это — следствие революционности произошедших с нами событий. В обществе, которое в отличие от нашего не пережило революции, пенсионеры оказались бы распределенными по всем классам в зависимости от того статуса, которого они достигли за время работы. У нас это не так, поэтому нам показалось логичным не включать их в социальную стратификацию и рассматривать этот слой как отдельный объект социальной политики. При этом надо заметить, что слой пенсионеров нуждается в помощи меньше, чем почти 15% представителей низшего низшего класса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Васильев Ю.Г., Бедные о бедных // Социальная работа, — №3, — 2007г.

Давыдова Н.М., Седова Н.Н., Богатые и бедные в современной России // СОЦИС, — №3 – 2004г.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: в 3 т. Т.2.: Социальная структура и стратификация. — М.: ИНФРА — М., 2000.

Макоули А. Определение и измерение бедности. // Бедность: взгляд ученых на проблему / под ред. М.А. Можиной. М.: 1994.

Овчарова Л.Н. Бедность в странах с переходной экономикой. // Региональная конференция 17 октября 2002, г. Барнаул.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль темперамента в психическом развитии
Реферат О некоторых средствах создания психологии героев романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказ
Реферат Обработка металлов резанием
Реферат История культуры Казахстана
Реферат Booker T Washington Essay Research Paper The
Реферат статистические исследования
Реферат Риск как особый вид издержек. Методы снижения риска. Управление риском. Венчурный капитал
Реферат Особенности речевого поведения педагога в учебной ситуации Приемы учебного слушания
Реферат Criticism Of Anne Tyler Essay Research Paper
Реферат An Analyzation Of The Film American Tongues
Реферат Разработка системы автоматического регулирования давления в сети нефтепровода
Реферат Исследование релейно-контакторной схемы управления ЭП с АД и динамическое торможение
Реферат Северный Кавказ в сфере геополитических интересов стран Запада Среднего и Ближнего Востока
Реферат Использование элементов ТРИЗ-педагогики в обучении школьников математике
Реферат Осложнения в ранние сроки беременности, как причина специфических болей и кровотечения