СОДЕРЖАНИЕВведение
1. Исторические предпосылки становленияпартнерских отношений в дореволюционной России
2. Советская системаколлективно-договорных отношений
3. Социальное партнерство в переходныйпериод: сущность, принципы и проблемы формирования системы
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Социальное партнерствопредставляет собой особую систему отношений, возникающих между наемнымиработниками и работодателями при посреднической роли государства, посогласованию экономических интересов в социально трудовой сфере иурегулированию социально-трудовых конфликтов. систему социального партнерстваназывают «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношенийучаствуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников,объединения работодателей и государство.
Как механизмрегулирования социально-трудовых отношений система социального партнерстваполучила развитие после Второй мировой войны, окончательно утвердилась лишь в60 – 70-х гг. XX столетия, и то не вовсех странах. В России она только формируется.
Необходимостьрегулирования социально-трудовых отношений возникает одновременно свозникновением капиталистического товарного производства, когда в качествеосновных субъектов трудовых отношений окончательно оформляются два основныхкласса – собственники средств производства и наемные работники, лишенныесредств производства и потому вынужденные продавать свою рабочую силу, чтобыкак-то обеспечить свое существование. Уже само по себе наличие двух субъектов,интересы которых в социально-трудовой сфере не совпадают, ставит вопрос осоздании механизма их согласования, разработки системы процедур урегулированияконфликтов, которые неизбежно возникают в случае столкновения разнонаправленныхинтересов.
Пользуясьсоответствующей литературой, более подробно рассмотрю в данной работе историюформирования социального партнерства в России.
1.ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙРОССИИ
Ростки партнерствапроявились в отечественной истории в начале XVIIIв., когда были предприняты первые попытки государственного регулированиятрудовых отношений между работниками и работодателями, владельцами мануфактур изаводов. Подтверждение этому Указ и «Регламент» (1722 г.), изданные Петром I, в которыхпредписывалось ограничить продолжительность рабочего дня на мануфактурах иказенных заводах, а также установить максимальный размер заработной платы.
Становление договорныхсоциально-трудовых отношений прошло в России путь от патриархальных доцивилизованных форм. Начавшись в дореформенный период устным договором междуработодателем и работником, они со временем трансформируются в коллективные итарифные договора. Договоры заключаются сначала между коллективом рабочих иадминистрацией завода; затем в процесс включились профессиональные организациирабочих. Высшей формой договора стали тарифные соглашения между рабочимипрофсоюзами и союзами работодателей.
Социально-трудовыеотношения на начальных этапах в основном носили конфронтационную окраску.Наиболее эффективным способом разрешения трудовых конфликтов являлись рабочиестачки, забастовки, основным требованием которых было повышение оплаты труда,сокращение продолжительности рабочего дня и т.п. В качестве ответной мерыпредпринимателями довольно часто применялся локаут — закрытие предприятия сувольнением всех рабочих. Однако по мере накопления опыта регламентациивопросов социально-трудовых отношений конфликтующие стороны постепенно приходятк выводу о бесперспективности конфронтации. С периода первой русской революциидоминирующим в практике улаживания конфликтов стало создание примирительныхучреждений из представителей рабочих и предпринимателей. Не будучи узаконены,примирительные комиссии, камеры создаются явочным порядком на предприятиях впериод Первой мировой войны. Большую роль в улаживании социально-трудовыхконфликтов играли также образованные по инициативе предпринимателейВоенно-промышленные комитеты.
Сотрудничествопредпринимателей и рабочих выразилось в развитии системы копартнершипа —привлечению рабочих к участию в прибылях предприятия. Специфика российскойформы копартнершипа в том, что предприниматели, рассматривая его как средствоустановления социального мира с рабочими, проводили акционирование предприятийи выделение доли в прибыли работников предприятия фактически «из своегокармана».
Острая потребность вквалифицированных кадрах, появившаяся на рубеже XIX-XXвв., побудила промышленников к созданию системы профессионального образования.Эта проблема нашла успешное воплощение в разных регионах страны, практически вовсех отраслях промышленности и на разных уровнях. В этот период создаваласьмассовая сеть учебных заведений, включавших обязательные начальные школы длямалолетних рабочих, курсы для подготовки квалифицированных взрослых рабочих.
Формированиесоциально-трудовых отношений прошло в пореформенной России несколько этапов:
1) период 60-80-х гг. —попытка формирования процесса правовых отношений в социально-трудовой сфере впериод царствования Александра IIи деятельность комиссий по подготовке социально-трудового законодательства;формирование политики попечительства как жесткой регламентации отношенийработодателей и работников «сверху»; становление договорных форм социально-трудовыхотношений;
2) период 90-х гг. —начала XX в. (до революции 1905 г.), совпадающий началом с индустриальной модернизации России, характеризуется стремлениемвластных структур приспособить «попечительскую политику» к новому экономическомуэтапу в истории России. На данном этапе осуществляется создание организационныхструктур по регулированию социально-трудовых отношений на предприятиях, вотраслях (комиссий, советов, общественных организаций работников, союзов иобъединений предпринимателей, работодателей;
3) период революции1905-1907 гг. привнес принципиальные качественные изменения всоциально-трудовые отношения. В этот период создаются профессиональныеорганизации рабочих — профсоюзы как институт социального партнерства. Наиболееинициативно в процессе формирования новых трудовых отношений проявили себяпредприниматели, фабриканты, заводчики и их общественные объединения;
4) период Первоймировой войны и деятельности Временного правительства характерен либерализациейтрудовых отношений предпринимателей и рабочих и милитаризацией экономики. ВРоссии проходят апробацию цивилизованные формы и механизмы регулированиясоциально-трудовых отношений.
Особенности процессаформирования партнерских отношений в России в конце ХIХ- начале XX вв. —патриархальность, живучесть традиций крепостного права во всех отрасляхэкономики. Преобладающая часть промышленных предприятий располагалась всельской местности, большинство рабочих на них составляли крестьяне, непрерывавшие связь с землёй, с общиной. В свою очередь, многие предприниматели,работодатели являлись представителями купеческо-дворянско-крестьянскогопроисхождения, сохранявшие сословность и другие нормы общественных отношенийтрадиционного общества.
В России рольгосударства, властных структур в регулировании отношений партнерства междупредпринимателями и рабочими была особенно велика. Это наиболее убедительнопроявлялось в попечительстве государственными органами сфер образования,медицинского обслуживания, ограничения женского и детского труда, регулированияпроцессов найма, продолжительности рабочего дня, социального страхованиярабочих.
Социальное партнерствозарождалось как сфера взаимодействия труда и капитала, регулирования социальныхконфликтов. Властные структуры вынуждены были не только устанавливать некиеграницы договорных отношений сторон, но и активно, напрямую вмешиваться в ихсодержание. Государство определяло правовой статус как индивидуальных, так иколлективных субъектов, а также правовые средства разрешения трудовыхконфликтов.
Истоки социальногопартнерства прослеживались и в деятельности земских учреждений. Земскоевыборное самоуправление ведало хозяйственными делами и общественными «пользамии нуждами». Земства совместно с частным капиталом содержали дороги, открывалишколы, больницы, создавали кассы мелкого кредита и общества взаимногострахования. Они же занимались попечением местной промышленности, внедрениемновых методов земледелия, организацией опытно-показательных выставок и др.
Общественныеобъединения предпринимателей, работодателей, рабочих выступали как своего родаинституты социального партнерства. К сожалению их многообразие,неорганизованность и разобщенность не столь эффективно способствовалиутверждению цивилизованных форм согласования противоречивых интересов различныхсоциальных групп, слоев и классов российского общества. Тем не менее они своейдеятельностью стимулировали развитие законодательной и нормативно-правовой базыпартнерских отношений, активизировали участие властных структур в этомпроцессе.
Несмотря наспецифические условия социально-экономического развития, Россия в целом шла врусле общецивилизационных закономерностей механизма социального партнерства. Вдореволюционном законодательстве начала XXв. проявились первичные составляющие данного механизма:
а) в сферу трудовогоправа и в целом правового регулирования наряду с индивидуально-договорнымиотношениями работника и работодателя включались коллективно-договорныеотношения. В рамках последних осуществлялась легализация коллективных трудовыхправ: право на ассоциацию (коалицию), право на забастовку как средство защитыколлективных интересов;
б) осуществлялись мерыпо созданию специальной системы регулирования трудовых конфликтов;организовывались промышленные суды, которые формировались из представителейтруда и капитала, хотя закон о них так и остался в проекте;
в) формировались основыобязательного социального страхования, которое строилось на принципахсоциального партнерства. В системе социального обеспечения, наряду с формамигосударственной помощи (социальной зашиты) населению и добровольногострахования работников по усмотрению работодателей, появились правовые формыобязательного государственного страхования работников как результат сотрудничестваработников и работодателей при активной роли государства.
2./>СОВЕТСКАЯ СИСТЕМАКОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Формирование иутверждение советской системы коллективно-договорных отношений особый весьмасложный и противоречивый процесс, начавшийся в 1917 г. в России с ликвидации капитализма и провозглашения создания нового социалистическогообщества.
Советскую системуколлективно-трудовых отношений в известной мере можно охарактеризовать каксвоеобразную модель социального партнерства, сформировавшуюся в условияхгосударственного социализма и административно-командной системы. Для данноймодели характерны коллективные договора и соглашения, подписываемые на уровнепредприятий и организаций представителями профсоюзов, администрации и партийныхкомитетов. На городском, районном, областном, республиканском уровняхоформлялись договора о социалистическом соревновании, предусматривающиесоответствующие обязательства сторон в решении важнейшихсоциально-экономических проблем. Такие договора обычно принимались на собранияхпартийно-хозяйственного актива соответствующих городов, районов, областей,краев и республик. Их подписывали представители профсоюзов, руководители исполкомовсоветов трудящихся и соответственно секретари горкомов, райкомов, обкомов,крайкомов партии, ЦК компартий союзных республик.
Советская системаколлективно-договорных отношений имела ярко выраженныйадминистративно-командный характер. В её развитии можно выделить несколькосвоеобразных этапов.
Первый этап (1917-1921гг.) — отмена правовой базы дореволюционных трудовых отношений; ликвидацияобъединений работодателей, предпринимателей; национализация предприятий,введение политики военного коммунизма и прекращение практики заключенияколлективных договоров и соглашений.
Второй этап (1922-1929гг.) — НЭП, возрождение коллективно-договорных отношений в социально-трудовойсфере. Принятие законов о колдоговорах, профсоюзах, об усилении роли партийныхи государственных органов в регулировании социально-трудовых отношений.
Наряду с этим в 20-егг. предпринимаются попытки обоснования альтернативных проектов формированияпартнерских отношений в экономике. Они находили свое выражение в концепциях«синдикального социализма» «кооперативного социализма», обоснованных в трудахМ.И. Туган-Барановского (1865-1919 гг.), Н.И. Бухарина (1888-1938 гг.),Н.Д.Кондратьева (1892-1938 гг.), А.В. Чаянова (1888-1938 гг.). Ими выдвигалисьидеи соединения планового и рыночного начал в экономике и социально-трудовыхотношениях в эпоху социализма. Однако данные предложения в тот период не былиучтены, а многие из их авторов подверглись репрессиям.
Третий этап (1930-1946гг.) — абсолютизация принципа единоначалия на производстве; введение обязательнойтрудовой повинности, административных мер за уклонение от работы, свертываниеколлективно-трудовых отношений. С 1934 по 1946 гг. коллективные договора исоглашения не заключались. В конце 30-х-начале 1940 гг. развернулась остраякритика коллективных договоров и соглашений как неприемлемой формырегулирования трудовых отношений в условиях социализма.
Четвертый этап(1947-1964 гг.) — возобновление и совершенствование практики подготовки,заключения и реализации коллективных договоров, соглашений; обоснованиепринципа материальной заинтересованности. Повышение роли постоянно-действующихпроизводственных совещаний и социалистического соревнования в регулированиисоциально-трудовых отношений. Данный этап характеризуется как периодхозяйственно-экономической перестройки, сводившейся к развитию производствачерез механизм совершенствования руководства экономикой, реорганизацииуправленческого аппарата, не выходившей однако за рамкиадминистративно-командной системы с её сверхцентрализмом.
Пятый этап (1964-1984гг.) — создание системы коллективно-договорных отношений на производственном,отраслевом, территориальном, республиканском и общесоюзном уровнях;совершенствование материального и морального стимулирования в сфере труда;утверждение практики подведения итогов выполнения колдоговоров, соглашений.Этот период характеризуется возрастанием роли партийного воздействия напроцессы заключения и реализации колдоговоров и соглашений; усилениемцентрализованного партийно-государственного регулирования социально-трудовыхотношений. Концентрация контроля за состоянием трудовых отношений в рукахпартийного и государственного аппарата стимулировала утверждениекорпоративно-номенклатурного подхода в решении актуальных проблемсоциально-трудовой сферы.
Шестой этап (1985-1991гг.) — кризис советской системы социально-трудовых отношений; развитие новыхформ организации и стимулирования труда; введение хозрасчета,самофинансирования, самоуправления на производстве; развитие рабочего движения;возникновение новых независимых профсоюзов, формирование новых подходов впрактике подготовки и заключения коллективных договоров и соглашений.
3СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
Развитие системы партнерскихотношений в России 90-х гг. XXв. происходит в качественно новых условиях. А именно, перехода экономики на рыночныеотношения, в условиях острого глубокого кризиса всей системы общественныхотношений, всех социальных и экономических институтов. Кризис сопровождаетсянарушением экономических и социальных связей, спадом производства, сломомсуществовавшей в течение семидесяти лет советской системы управления истановлением новой государственности.
Формирующаяся системасоциального партнерства в России сопряжена с кардинальными изменениями трудовыхотношений, с созданием нового механизма заключения коллективных договоров исоглашений, применением цивилизованных процедур разрешения индивидуальных иколлективных трудовых споров, конфликтов.
Социальное партнерствов России, как и в других индустриально развитых странах, базируется на единыхпринципах, сформулированных Международной Организацией Труда (МОТ),законодательных и нормативно-правовых актах стран мирового сообщества. МОТ,возникшая в 1919 г., за время своего существования создала концепциюсоциального партнерства, приняла важнейшие нормативные документы, составляющиесвоего рода Международный кодекс труда. В них дана развернутая правовая основасоциального партнерства, сформулированы положения о правовом статусе сторонпартнерских отношений. В конвенциях МОТ раскрываются важнейшие вопросы освободе объединений работников и работодателей, их правах на коллективныепереговоры, коллективные договора и соглашения; о формах и методахсотрудничества между властными структурами, организациями трудящихся ипредпринимателей; о путях достижения согласия, примирения, компромисса иконсенсуса.
Существенную роль вправовом обеспечении системы социального партнерства играют рекомендации МОТ:«О коллективных договорах» (1951 г.), «О сотрудничестве на уровне предприятия (1952 г.), «О сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабах (1960 г.), «О содействии переговорам (1981 г.) и др. Обязательную юридическую силу для различныхстран-членов МОТ имеют лишь нормы Конвенций в случае их ратификации нагосударственном уровне. Рекомендации МОТ ратификации не подлежат, но ихжелательно учитывать при разработке национального законодательства.
Советским Союзомратифицировано 50 Конвенций МОТ, из них Россия как правопреемник СССР приняла кисполнению лишь 43. В Генеральном Соглашении между общероссийскимиобъединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей иПравительством Российской Федерации на 2000-2001 гг. предусматриваетсяратификация 11 Конвенций МОТ.
В России в условияхперехода к рыночной экономике формируется новая правовая база социальногопартнерства. В ноябре 1991 г. издан Указ Президента РФ «О социальномпартнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)». В марте 1992 г. принят Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», а в 1995 г. внесены в него дополнения и изменения. Данные правовые и законодательные актыконкретизировали уровни социального партнерства по типам (видам) коллективныхдоговоров и соглашений; ввели соответствующую международным нормам процедуруколлективных переговоров, подготовки и заключения соглашений; установилиответственность сторон за выполнение принимаемых договоренностей.
В течение 90-х гг. XXстолетия в России приняты важнейшие законодательные и нормативно-правовые акты,обеспечивающие необходимую правовую базу развития системы социальногопартнерства. Наиболее значительны законы РФ «О порядке разрешения коллективныхтрудовых споров» (декабрь 1995 г.); «О профессиональных союзах, их правах игарантиях деятельности» (январь 1996 г.); «О российской трехсторонней комиссиипо регулированию социально-трудовых отношений» (май 1999 г.). В них заложены основные принципы партнерских отношений: равноправия сторон, добровольности,взаимной ответственности, приоритетности примирительных методов и процедур присогласовании различных интересов и регулировании социальных конфликтов. Взаконодательных актах зафиксированы права на проведение забастовок, акцийпротеста, демонстраций, организуемых профсоюзами и другими общественнымиорганизациями трудящихся. Конфронтация, борьба признаются в партнерскихотношениях сторон, но не как методы насилия и подавления, а лишь как возможныеварианты регулирования и разрешения противоречий.
Развитие социальногопартнерства, повышение эффективности его функционирования достигается также наоснове формирования правовой базы в регионах. В 2000 г. законы о социальном партнерстве приняты более чем в 30 субъектах РФ. Кроме того, в рядерегионов утверждены законодательные акты, регулирующие отдельные наиболеесущественные стороны партнерских отношений. Социальное партнерство как системаотношений равных и равноправных субъектов опирается на юридические и моральныепринципы ответственности за нарушение партнерских обязательств.
Существенную роль вповышении ответственности участников партнерских отношений должностных лиц завыполнение принятых на себя обязательств должны играть органы государственнойвласти, а также трехсторонние комиссии. Им предоставлено право вноситьпредложения о привлечении к ответственности лиц, не обеспечивающих выполнениедостигнутых соглашений по урегулированию трудовых конфликтов. Члены данныхкомиссий могут при необходимости посещать предприятия и организации, независимоот формы собственности, знакомиться с трудовыми и социально-бытовыми условиямиработающих, а также с отчетами, статистическими и другими материалами.
По настоящемупартнерские отношения строятся на верности слову и заключенному договору,соглашению, на уважении законов и национальных традиций, умении и готовностидовести начатое дело до соответствующего результата. Ответственностьпредполагает признание и осуществление в отношениях между партнерами правовых иморальных норм, регулирующих организацию работы партнеров и обеспечивающихнаиболее благоприятные условия для развития взаимоотношений между всемиучастниками. Именно на этой основе формируется и поддерживается этикапартнерских отношений как высоко нравственная социальная ценность,предполагающая недопустимость обмана или незаконной конкуренции.
В общественном сознанииглубоко укоренилась идея, что жизненный мир человека и человечества естьдиалектическое единство и борьба противоположностей. Общественное сознание безособого напряжения отражает жизненный мир с помощью таких парных категорий, как«добро и зло», «плюс и минус», «левое и правое», «прогрессивное и негативное»,«революция и контрреволюция». Между тем человеческий интеллект, интересы,потребности, ценностные установки усиливают потенциал не столь явно выраженныхи определенных категорий, а состояний смешанных, многоаспектных, основывающихсяна поиске меры согласия, примирения крайностей, на соблюдении определенных норми принципов общественных отношений, развития социального мира.
Мера согласия, мерацивилизованности, ориентация на взаимосогласованное сосуществование выступаютфундаментальным свойством человеческого жизнебытия и важнейшим критериемсоциальных отношений. Сложная диалектика согласия и противостояния, миролюбия иконфронтации, индивидуализма и коллективизма проявляется в социальномпартнерстве как определенном типе договорных отношений и одном из важнейшихспособов человеческого жизнебытия.
Уровень согласованияинтересов, мера согласия выступают в качестве одного из исходных критериевсоциального партнерства. Низкий уровень согласования интересов, потребностей,ценностных установок субъектов социальных отношений создает условия длянеприязненных, а порой и конфронтационных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можносказать, что социальное партнерство может стать реальностью в том случае, когдаэкономика на подъеме или хотя бы имеются предпосылки для ее роста в ближайшеевремя. Но в России и этого нет. Падение производства хотя и замедлилось, нопродолжается. Безработица растет, а реальная заработная плата снижается. В этихусловиях наемным работникам трудно договариваться с работодателями.Работодателям коллективные договоры просто не нужны. Работники же из-за боязнипотерять работу опасаются открыто заявлять о своих требованиях. Но даже еслиони и решатся на такой шаг, то вряд ли дождутся от работодателей уступок. Припостоянной угрозе массовой безработицы желающих работать на любых условиях,лишь бы получать хоть какую-нибудь зарплату, более чем достаточно. Поэтому ни окаком реальном равновесии сил наемных работников и работодателей в современнойРоссии говорить не приходится, как не приходится говорить и о социальном партнерствев том его виде, как оно существует в других странах.
Для того, чтобыдоговорная практика регулирования социально-трудовых отношений между наемнымиработниками и работодателями действительно получила развитие в России,недостаточно одного желания профсоюзов, наличия соответствующей правовой базы инекоторой заинтересованности государства. Социальное партнерство как особыймеханизм регулирования социально-трудовых отношений предполагает наличие равныхпо силе сторон. Равных не в смысле своего социально-экономического положения, аравных в смысле возможности противостоять другой стороне в случае возникновенияконфликта. Социальное партнерство невозможно также без отлаженного механизма согласованияинтересов и разрешения конфликтов, неизбежно возникающих в процессе такогосогласования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. Юрьева Т.В. Социальная экономика:Учеб. для студ. вузов, обучающихся по эконом, спец. — М.: Дрофа, 2001. — 352 с.ISBN 5—7107—4289—9
2. Серия ЭКОНОМИКА. Социальная политика.Государственный Университет ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ. Учебники для Высшей школы. 2003– 2005. ООО «ИД РАВНОВЕСИЕ». Программа «Электронная книга».
3. Серия ЭКОНОМИКА. Экономика социальнойсферы. Государственный Университет ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ. Учебники для Высшейшколы. 2003 – 2005. ООО «ИД РАВНОВЕСИЕ». Программа «Электронная книга».
4. Иванова В.Н., Безденежных Т.И.Управление занятостью населения на местном уровне: Учеб. пособие. — М.: Финансыи статистика, 2002. — 192 с.: ил.
5. Социальная политика: Учебник/Под общ.ред. Волгина Н.А., М.: Изд-во РАГС, 2003. – 548 с.