Реферат по предмету "Социология"


История западной социологии

Содержение
Введение
1. Основатели американской социологии
1.1 Л. Уорд: от «генезиса» к «тезису»
1.2 У. Самнер и Социология культуры
1.3 Гиддингс и «Социализированный индивидуализм»
1.4 А. Смолл и Социология интересов
1.5 История страны и ее интерпретации
2. Американская социология и идеология
2.1 Особенности психического склада и мышления американцев, их влияние на развитие социологии
2.2 Антиисторичность и “психологичность" американскойсоциологии
2.3 Американские социологи и социологические центры
Заключение
Литература
 
Введение
Отличительной чертой ранней американской социологии являетсято обстоятельство, что очень многие из ее основателей были священниками либосыновьями священников. Первые президенты Американского социологическогообщества Ф. Гиддингс, У. Томас, Дж. Винсент родились в семье священников, а У. Самнер,А. Смолл, Хейс, Ч. Уитерли, Лихтенбергер, Дж. Гиллин и Ч. Хендерсон начиналисвою карьеру в качестве священников, а затем уже стали социологами.Е. Фарисдаже служил миссионером. Первый курс по методам социального исследования вАмерике предложил в Чикагском университете бывший священник Ч. Хендерсон. Этопроизошло в 90-е годы XIX в., после того как А. Смолл стал заведовать здеськафедрой социологии. Лидеры и первого, и второго поколения американскихсоциологов поддерживали прочные связи с христианской церковью. Одни из первыхсоциологических факультетов в 1894 г. открылся в Католическом университете США.Он явился вторым после Чикагского факультета. Образ социологии как символа верыи инструмента социальных реформ утвердился в США. Пионер систематическойсоциологии в Америке Лестер Уорд сказал как-то: «Истинным поводырем,Моисеем, выведшим людей из пустыни, явится наука». А затем добавил: «действительнымобъектом науки служит то, что приносит благо человеку. Наука, не способнаяделать это, пусть даже поступающая так, как велит научный метод,нежизнеспособна».
1. Основатели американской социологии1.1 Л. Уорд: от «генезиса» к «тезису»
Лестер Франк Уорд (1841-1913) считается одним из основателейи классиков американской социологии. Он прожил яркую и интересную жизнь. Социологиюему пришлось преподавать только в течение семи лет. Но и здесь он достигнемалого, успев стать первым президентом Американского социологическогообщества и выпустить в свет несколько учебников. Только на закате своейкарьеры, в 1906 г., Л. Уорд становится преподавателем социологии — возглавляеткафедру в университете Брауна. Л. Уорд написал первый в Америке учебник посоциологии. Главной целью своей жизни Л. Уорд считал создание социологическойсистемы, которая помогла бы человечеству достичь расцвета и благосостояния. Онписал: «Предмет социологии — человеческие достижения. Они подразумевают нето, чем человек является, а то, что он делает. Достижение — это не структура, афункция».Л. Уорд подразделял социологию на две части — чистую и прикладную.Чистая, или теоретическая социология имеет дело с «генезисом», т.е. истокамии процессом развития социальных явлений. Прикладная, или практическаясоциология касается изменений в обществе, которые вызывает сознательноевмешательство человека. Целенаправленное, творческое воздействие людей наобщественные явления он называл «телезисом»
(telesis). Таким образом, в социологическом учении Л. Уордавыделяются две составные части — генезис и телезис. Они обозначают два начала — природное и социальное, которые борются и дополняют друг друга. Природа — царствогенезиса, т.е. жесткого детерминизма, эволюции живого в соответствии снепреложными биологическими законами. Общество — царство телезиса, т.е. индивидуальнойсвободы, частного предпринимательства, управляемых на основе разумно поставленныхцелей и законов. Когда человек не может управлять чувствами, это значит, что имправит «генезис», что он во власти природной стихии. Когда же человекподчиняет чувства разуму и сознательной цели, он во власти «телезиса».Несомненно, в своем творчестве Л. Уорд, как и многие другие американскиесоциологи конца XIX — начала XX вв., отталкивался от эволюционных идей Спенсераи Конта. Но остался ли он на этих позициях до конца? Анализируя учение А. Уорда,необходимо отметить, что ему, быть может, как никому в мире, удалось органичносоединить жесткий натурализм Спенсера с гуманистически, ценностно ориентированосоциологией. Его историческая заслуга состоит в том, что он одним из первых вСША попытался освободить социологию от биологических пут. Он верил впреобразующие возможности социологов, которые должны-де, управлять государствомна основе изучения социологических законов. Подобно Конту, он мечтал заменитьполитику социологией. Следует присоединиться к точке зрения М. Бурового,заметившего: “Ранняя американская социология, возникнув в конце XIX в., быладвижима контовским стремлением развить пауку об обществе, которая сделаетполитику ненужной. Это, например, было бы верно в отношении самого раннегокурса по социологии — «Социологической динамики» Л. Уорда" Американскаясоциология в конце XIX в., как и французская социология в начале XIX в.,начиналась с утопии и пророчества. Но если контовский утопизм был обращен квсемирной истории и социальному макрокосму, то уордовский утопизм — кобыкновенному человеку и социально-психологическому микрокосму. О. Конт — социальныйаутсайдер, человек, стоящий вне академического мира и вне государственнойдеятельности, — остался социальным прожектером. Л. Уорд — социальноангажированный деятель, академический ученый, государственный муж, подвижник — вошелв историю как социальный реформатор.
 
1.2 У. Самнер и Социология культуры
Уильям Грехем Самнер (1840-1910) считается одним изоснователей американской социологии. Из ранних американских социологов,пожалуй, он один упоминается в современных учебниках по социологии как ееклассик. У. Самнер известен еще как экономист и публицист, о чем свидетельствуютназвания его книг: «Американские финансы» (1875), «АлександрГамильтон» (1890), «Финансисты и финансы американской революции»(1891), «История
банковского дела в США» (1896), «Забытый человек идругие эссе» (1913). У. Самнер был весьма плодовитым, его перу принадлежитоколо 20 книг. В области социологии главными считаются «Народные обычаи»(1906) и четырехтомная «Наука об обществе», написанная в те годы,когда он был профессором политической и социальной науки в Йельскомуниверситете, но опубликованная после его смерти (1927-1929).
Общество, согласно У. Самнеру, представляет собойконгломерат групп. Каждая группа заботится о сохранении своей целостности. Достигаетсяэто при помощи норм — особых правил, вырабатываемых группой и определяющих, чтои как должны делать индивиды в различных ситуациях. У. Самнер разработал целуюклассификацию социальных норм.
Обычаи (folkways) описывают нормы, нарушение которыхне угрожает целостности группы. Они напоминают правила приличия, например требование,пользоваться ножом и вилкой. Они различаются у разных народов и культур.
Нравы (mores) — более строгий вид норм. К нарушителямнравов группа применяет жесткие санкции вплоть до изгнания. Они составляютгрупповую мораль, или нравственность. К ним относятся требования уважатьстарших, помогать родственникам. «Нравы помогают делать что-либо правильнои избегать неправильных поступков», — писал У. Самнер.
Законы, третий вид норм, он подразделял на двекатегории:
1) обычное право,
2) формальное право.
Первый тип является кристаллизацией традиционной практики,второй — государственной деятельности. Нравы включают философские и этическиеоценки поступков. На обычаях и нравах основываются «естественные» институты,например, религия, семья, собственность, а на законах — «предписанные»институты (банки, система выборов). Институт — одно из ключевых понятийсоциологии У. Самнера. Нравы и обычаи представляют собой предписания о том, какследует обращаться с членами своей группы и с членами чужой группы. Если Л. Уордповторил проект О. Конта по превращению социологии в разновидность наукиуправления обществом, то У. Самнер сознательно ушел от глобальных проблем ксиюминутным аспектам повседневной жизни, обратив внимание на индивидуальные иколлективные привычки, обычаи, традиции. Под его влиянием американскиесоциологи отвернулись от глобальных проблем человечества, сосредоточившись наизучении малых дел и конкретных проблем.
 1.3 Гиддингс и «Социализированныйиндивидуализм»
Франклина Генри Гиддингса (1855-1931) называют в числе отцов«фундаторов» американской социологии. Он создал научную школу вКолумбийском университете, где первым среди американцев получил должность«полного профессора» (1894). В 1908 г. его избирают президентомАмериканского социологического общества.
Теоретически Ф. Гиддингс формировался под влияниемпсихологического эволюционизма Спенсера, у которого общество рассматривалоськак этап космической эволюции, где каждая новая ступень аккумулирует достиженияпредыдущих и строится на них. (Отметим: в России сходные идеи развивал Н.Д. Кондратьев(1892-1938), у которого «мир общественно-человеческих явлений» представляетвысшую, десятую ступень эволюции макрокосма) Социологическое учение Ф. Гиддингсабазировалось на двух центральных понятиях — понятиях сходства и возбуждения. Онтак отзывался о социологии: «Многообразие форм поведения — предметпсихологии общества, которую иначе называют социологией, наукой статистическойпо своим методам, стремящейся, во-первых, факторизировать множественность поведения,во-вторых, объяснить генезис форм поведения, их интеграцию, дифференциацию ифункционирование в терминах.1) возбуждения и 2) сходства (большего или меньшего)частей реагирующего механизма.
Людей Ф. Гиддингс подразделял в зависимости от степени развитияу них „сознания рода“. Оно подобно коллективному сознанию иликоллективному разуму, который организует, сплачивает и управляет социальнымцелым. Экономические и социальные кризисы, всеобщее противостояние обостряютчувство общности, интенсифицируют „сознание рода“. Народ сплачивается.»Сознание рода" исключает тех, кто принадлежит к иной расе иликультуре. Оно усиливает сплоченность и укрепляет стабильность общества. Возможно,поэтому Ф. Гиддингс был против массовых миграций и переселений, которые «разжижают»нацию, делают ее смешанной, гетерогенной. Помочь в сплочении нации можетсоциальная инженерия и социальный реформизм, а исходные принципы им даетсоциология. В обществе, которое заинтересовано в процветании, должна победитьсоциологическая технократия. Но не насильственным путем. Ф. Гиддингс былтвердым приверженцем западной демократии и, подобно своему духовному учителюСпенсеру, выступал против социализма, считая его антиэволюционной теорией. Его«социализированный индивидуализм» и «социетаризм» напоминалибольше о свободе предпринимательства Самнера.
 1.4 А. Смолл и Социология интересов
Албион Вудбери Смолл (1854-1926) прославился не столько кактеоретик или исследователь, сколько как организатор социологической науки. И вэтой области его вклад невозможно переоценить. Достаточно сказать, что А. Смоллбыл основателем и руководителем первого в мире социологического факультета вЧикагском университете (1892), Американского социологического общества и «Американскогосоциологического журнала» (1895). Совместно с Дж. Винсентом он издалпервый американский учебник по социологии «Введение в изучение общества»(1894). Среди его публикаций выделяются следующие учебники и научные монографии:«Общая социология» (1905), «Адам Смит и современная социология»(1907), «Значение социальной науки» (1910), «Между эпохами: откапитализма к демократии» (1913), «Происхождение социологии» (1924).Ценным вкладом в изучение истории американской социологии специалисты называютего статью «Пятьдесят лет социологии в Соединенных Штатах», опубликованнуюв майском номере «Американского социологического журнала» (1916). Социологиюон ценил скорее как инструмент улучшения общества и наилучшую основу дляразвития социального планирования. А. Смолл негативно относился кспенсеровскому эволюционизму, к идеям о том, что обществом правит борьба засуществование и конкуренция. Общество, полагал А. Смолл, должно быть единым,крепким, базирующимся на общечеловеческих ценностях и христианской этике. Предметомсоциологии у А. Смолла выступает изучение интересов и социального контроля. Человеческиеинтересы он разбил на шесть категорий:
1) первичные, или интересы здоровья, включающие питание,секс, работу;
2) интерес к богатству, улучшению материального благосостояния;
3) социабильный интерес, или общение;
4) познавательные интересы;
5) интерес ко всему прекрасному;
6) заинтересованность в соблюдении справедливости иправопорядка.
А. Смолл не оставил после себя след в историисоциологической теории. Он считал, что социология должна давать практическиерекомендации для социальных реформ, которые призваны улучшать деятельностьсоциальных институтов. Однако без изучения творчества А. Смолла неполнойокажется история раннего периода американской социологии. Его значение в том,что он был среди тех, кто закладывал основания социологии интересов в США.
 1.5 История страны и ее интерпретации
Если государства Западной Европы уже в начальный периодинтенсивного освоения Нового Света. Согласно распространенной точке зрения,определялись и скреплялись скорее общей историей и культурой, идеей или“мифом”, чем географическим пространством, то колонизованная Америка впервыегоды после обретения независимости представляла собой пространство, не имеющеечетких “идеологических" границ (как, впрочем, и физических). Действительно,американское государство было образовано нетрадиционным способом — на “пустом"месте, не имевшем истории в европейском смысле слова, являвшемся лишь придаткомевропейских государств и, следовательно, фрагментом их истории. Но рядом срелигиозным воодушевлением, идеей “спасения посредством истории" уживаетсяреспубликанская озабоченность судьбой Америки как уникального эксперимента,исход которого не предопределен.
Со второй половины XIX века, особенно после Гражданскойвойны, социальная структура Соединенных Штатов претерпевает целый рядстремительных трансформаций, вызванных экономическими (индустриализация ираспространение свободных рыночных отношений), социальными (миграция с востока назапад и из сельской местности в город, иммиграция, сама по себе порождающаяцелый ряд характерных проблем) и политическими факторами. Те протестанты,которыми уже тогда вполне владела идея общеамериканского “союза” (ковенанта),столкнулись с новыми препятствиями: урбанизация разрушала замкнутость соседскихобщин, “первичных групп", ввергая всех в новую городскую жизнь с ееспецифическими соблазнами. Недаром была популярной поговорка “Бог создалдеревню, а человек — город". Атомизация и дезинтеграция общества,социальная дифференциация и сегрегация, превращение религиозных сообществ в“сообщества потребителей", увеличение неанглосаксонского населениявоспринимались как угроза. Ведь для отгородившегося от мира пуританина “любоесоприкосновение опасно, чужие расы и идеи, обычаи и тела чужих несут в себезародыш гибели или заразы”. С точки зрения протестантизма, в версиях овозможности “царства божьего" в пределах истории устроенное подобнымобразом общество потенциально опасно, и его многочисленные грехи могут статьбарьером на пути к “спасению”. Столкновение нормативного порядка белыхпротестантов северо-востока, главных “идеологов” американской исключительности,с “другими” повлекло за собой эрозию и релятивизацию их социальных мифов,вызвала у некоторых из них “культурный шок”, апокалиптические видения грядущегохаоса и гибели. В связи с описанными изменениями возникла проблема легитимацииинституционального порядка американского общества. Появились двелегитимационные программы: протестантская и социологическая.
2. Американская социология и идеология
Европейская социология прошлого — начала нынешнего вековпрофилируется на фоне модернизации общества, падения “старых режимов", втесной связи с формированием и столкновением буржуазной и социалистическойидеологий. Социологическая теория такого общества, вероятнее всего,обнаруживает идеологическую “подкладку", ответственную за отстаиваемые еюцели и ценности. В Соединенных Штатах сложилась уникальная политическаякультура, в которой идеологические дискуссии касаются вопроса о путяхдостижения целей, а не целей как таковых. Сердцевиной американскойидеологической традиции является общее согласие по поводу двух основополагающихполитических идей: что демократическая форма правления — наилучшая из возможныхи что с самых первых своих дней американская история была историей прогресса идостижений. Поэтому для ранней американской социологии не существовалособственно политических проблем. Ее лидеры видели свою задачу в научном обоснованиипреимуществ или реформирования наличествующей политической и социальной системы.С американской социологией ассоциируется, прежде всего, понятие эмпирической ианалитической социологии. Считается, что именно в Соединенных Штатах родиласьтрадиция систематических “обзоров” общества с помощью анкетирования, различногорода опросов, деловой статистики, исследований, проводившихся с сугубопрактическими целями. Их результаты предполагалось ориентировать на выработкуразного рода практических решений “как” сделать то, что должно быть сделано; приэтом то, “что должно быть сделано”, как правило, известно заранее, исходя изusum vitae, а не дедуцируется из теоретических построений), то есть в большейстепени на “технологию", задачи социального контроля. Социология, слившаясяс подобными до времени дисциплинарно не идентифицировавшимися исследованиями,имела больше шансов оставаться и в будущем свободной от какой бы то ни былоидеологии.
 2.1 Особенности психического склада и мышленияамериканцев, их влияние на развитие социологии
Америку создал определенный сорт людей, которым нельзя было отказать,по крайней мере, в двух качествах: мужестве и жажде деятельности. Опытпереселенца (иммигранта или мигранта), вынужденного постоянно вести борьбу сприродой, уповая на “милость божью", но надеясь только на самого себя,сформировал особый тип личности — не склонного к саморефлексии и отвлеченнымрассуждениям homo faber с так называемым “горизонтальным" мышлением. Столкновениес американской действительностью навело немецко-американского теолога П. Тиллихана мысль о существовании двух типов мышления: “вертикального” и“горизонтального”. Первый, свойственный европейцам, был закреплен социальнойструктурой феодализма. В его рамках жизнь рассматривается как борьба “повертикали" — между “божественным" и “демоническим" началами. Досих пор он определяет стиль европейского теоретизирования (и европейскойтеологии). Второй тип — американский — проявляется в борьбе “по горизонтали",то есть борьбе “за человека", реализацию его возможностей. Образованиеданного типа мышления является следствием уникальной констелляции историческихусловий в Америке на протяжении приблизительно двухсот лет.
Ранее отмечалось, что национальный опыт американцевразвертывался в условиях, разительно отличавшихся от европейских. Американскоеобщество не имело многоступенчатой иерархической структуры, сравнимой по“глубине” с европейской, и потому радикальные эгалитаристские устремленияпротестантизма, не встречавшие на своем пути ни институтов, ни идеологий,способных их смягчить, сформировали особый психологический климат. Любойамериканец, точно так же, как непосредственно “подотчетный” богу пуританин, неимел возможности скрыться, раствориться в социальной группе, общине, классе илиинституте, переложить на них ответственность за свои действия, образ мысли ижизни. Он привык оперировать категориями индивидуализма, действовать в одиночкуи взваливать на себя бремя ответственности за свои поступки. Поэтому, спсихологической точки зрения, не случайно в США “классовые” теории никогда ненаходили себе достаточного количества сторонников.
В качестве причины, обусловившей особый тип мышленияамериканца, А. де Токвиль выделил влияние политической системы. Этодемократическая государственность и демократические общественные институты,которые “хотя… и не сдерживают развития человеческого мышления, они,бесспорно, способствуют тому, что его усилия концентрируются по преимуществу вкаких-либо определенных направлениях в ущерб другим. Равенство вызывает вкаждом человеке желание самому судить обо всем; оно во всех отношенияхразвивает в человеке вкус к предметам реальным и осязаемым, воспитываяпрезрение к традициям и формализму..."
То, что было верным во времена Токвиля, осталось таковым ичерез сотню лет.
К. Мангейм, характеризуя американское сознание, подчеркиваеттот факт, что оно “пришло в полное соответствие с капиталистическойдействительностью" раньше, чем, например, немецкое. Далее автор “Идеологиии утопии” пишет: “Здесь (в Америке. — Е. Г) социология сравнительно раноотделилась от философии истории, и все видение мира и его становление былоориентировано на центральную парадигму жизни — господство над действительностьюорганизации и техники”. Впрочем, объекты “социологического реализма” в Европе иАмерике были существенно различными: в первом случае социологиясосредотачивалась на противостоянии классов, во втором — на “технических иорганизационных проблемах”. Направленная таким образом социология “означала дляамериканца решение непосредственных технических задач общественной жизни".По мнению Мангейма, “отсюда становится понятным, почему в европейскойпостановке проблемы всегда скрывается тревожный вопрос
о дальнейшей судьбе и связанная с этим тенденция к пониманиюцелого; в американской же формулировке вопроса сказывается тот тип мышления,для которого важно, прежде всего, как сделать это, как решить эту конкретнуюзадачу. И в этих вопросах подспудно содержится оптимистическая уверенность: оцелом мне беспокоиться нечего, проблема целого решится сама собой".2.2 Антиисторичность и “психологичность" американскойсоциологии
Социология в течение долгого времени представляла собойтеорию идеального общества. Изучение общества “как оно есть” стало приоритетнойзадачей социологии ХХ века. Американская социология не испытывала затруднений свыбором идеала; ее представители, по крайней мере в начальный период, былирыцарями одного и того же образа — “посюстороннего совершенного” общества,представления о котором коренились в социальных доктринах протестантов.
В период дисциплинарного становления социологические теорииимели во многом “предписывающий" характер, не удовлетворяясь, простойдескрипцией социальной жизни, но пытаясь нарисовать контуры идеальногообщества, указать на возможность “социальной мелиорации”, по выражению А. Смолла.Отношение к теоретическому знанию в Америке, как уже отмечалось, принципиальноотличается от европейского. Социальный статус, престиж ученого (и науки,которой он занимался) зависел от того, насколько общественно важны результатыего деятельности. Социология Америки первоначально развивалась “по образу иподобию" наук о природе. Более того, само существование социальных проблемтрактовалось как неудача социальной науки, призванной создать новое общество,подобно тому, как физика проложила дорогу новой технологической цивилизации.
В 80-ые годы прошлого века “научные” методы проникают вобласти, ранее всецело принадлежавшие религии и моральной философии. Происходитзначительное изменение интенций студентов и преподавателей факультетов, имеющихотношение одновременно и к теологии, и к социальным процессам, в первую очередь“прикладному христианству” (Applied Christianity). Термин “социология" вэти годы имеет множество значений, его используют в качестве синонимаконтовского и спенсеровского сциентизма, под социологией понимают такжефилантропическую и реформистскую деятельность, сбор статистических данных онаселении и т.п. Согласно точке зрения Дж. Тернера и С. Тернера американскаясоциология развивалась по трем основным направлениям, имеющим общие предпосылки.Первое — эволюционно-догматическое — представлено У. Самнером и его учеником С.Келлером. Внимание к микроуровневой проблематике, изучение непосредственныхконтактов между индивидами в рамках “первичных групп" отличает второе,социо-психологическое, направление. Его идеи были в дальнейшем подхвачены иразвиты символическим интеракционизмом. Третье, в некотором смысле“компромиссное", направление дуалистично. Концептуализируя социальную структурув организмических и эволюционистских понятиях, его участники явно“психологизировали” свои теории, обращая первостепенное внимание на межиндивидуальныевзаимодействия и признавая сознательную роль человека в эволюционном процессе. Припомощи статистических методов “замысел” относительно судьбы нации, человечестваили, что то же самое, направление эволюции могут быть познаны. На основе такого“исчисления" целей возможно проведение необходимых реформ, корректировокразвития, т.к человек, обладающий разумом и волей, является уникальнымсуществом, способным “отклоняться” от естественного пути развития по “законамприроды”. Научно обоснованный реформизм, таким образом, сделался средством,обеспечивающим успех американского “эксперимента”.
Idee fixe как социологии, так и социально направленныхпротестантских движений заключалась в стремлении привести американскую нацию кновому “завету" (covenant), союзу внутри нации, которая в этом случаебудет способна в соответствии с кальвинистской верой выполнить свою миссию“избранного народа”, или, по представлениям некоторых социологов, миссиюраспространения демократии и прогресса, американского образа жизни во всем мире.Контуры этого новоамериканского “завета" очерчены в Декларациинезависимости и Конституции в форме нравственных принципов и “предельных" целейразвития общества. Но как добиться построения этого нового совершенного социумав условиях индустриального общества? Один из самых надежных способов — “проецирование” устройства протестантских общин на все общество, посколькуценности, на которых они строятся, в очищенном от религиозного символизма видеявляются демократическими в классическом понимании.2.3 Американские социологи и социологические центры
Исследователи истории американской социологии придерживаютсяразличных мнений относительно момента, с которого следует вести летопись этойдисциплины. Далеко не все авторы готовы признать факт существования трудов посоциологии в период, предшествовавший Гражданской войне. Тем не менее, уже в50-е годы в Америке появляются люди, знакомые с системой О. Конта, и пытающиесяприменить ее положения для описания американского общества. Обострениепротиворечий между промышленно развитым севером и аграрным югом, использующимрабский труд, вызвало у обеих сторон потребность в идеологической поддержке иоправдании соответствующих социальных порядков.
После поражения юга в Гражданской войне социология началаразвиваться преимущественно на северо-востоке Соединенных Штатов. Лестер Уорд,начинавший свою научную карьеру как геолог и палеонтолог, в отличие от Хьюза ибольшинства своих современников, верил в способность человека, руководимогоразумом и научными знаниями, определять собственную судьбу. Он стремился“синтезировать идею эволюционного прогресса, взятую у Дарвина и свою версиюконтовского “плана научных преобразований необходимых для реорганизацииобщества". Уорд отличается от американских социологов XIX веканепримиримостью по отношению к любой форме религиозности; по этой причине егоне могла удовлетворить и контовская “религия человечества".
Светское образование, открытый для всех доступ к научномузнанию — вот что спасет страну скорее чем религия или революция. Идея “святогосообщества", одна из центральных в кальвинизме, у Уорда трансформироваласьв идею социального “тела", составленного из индивидуумов,“социализированных” определенным типом образования. Идея массового гражданскогообразования как одного из основных условий существования “справедливогообщества", как известно, активно обсуждалась и в Европе XVIII века,например, у шотландских моралистов, Ж. — Ж. Руссо. Развитие современногообщества, согласно представлениям Уорда, должно пойти по пути все возрастающейроли позитивной науки в управлении социальными преобразованиями, что, вконечном счете, приведет к установлению совершенного порядка и даже“организации человеческого счастья”. Не отрицая существования универсальныхэволюционных законов, он в то же время ограничивал их “область действия", признаваяза человеком, обладающим разумом, появление которого, собственно, и естьрезультат биологической эволюции, способность влиять на направлениеобщественного развития. Природу социальных феноменов Уорд выводил из действия“духовных сил”, для которых человек служит инструментом. Действия человека, всвою очередь, формируют образ общества. Следовательно, необходимо изучать“законы и принципы такого рода действий", что составляет задачуисторической науки, принадлежащей в силу этого к “социальным наукам, илисоциологии", которые должны основываться на “психологии, особенносубъективной".
Решительно отвергая всякое родство собственных взглядов смелиористскими воззрениями протестантизма, Уорд разделял в сущности сходную сними веру в неизбежность улучшения общественного устройства, уповая наспособность прикладной науки решить проблемы индустриального общества. Научнаядеятельность Самнера протекала в условиях стремительного экономического подъемастраны и политико-экономической экспансии США на мировой арене. В целом этобыло время, дававшее повод говорить о прогрессе, техническом в особенности, закоторым, по прогнозам многих обществоведов, с необходимостью должен былпоследовать прогресс социальный. И хотя, в отличие от большинства основателейамериканской социологии, Самнер не дожил до катастрофы Первой мировой войны иэкономических трудностей 20-30-ых годов, именно он выделялся своим пессимизмом(или, может быть, реализмом) в отношении происходивших перемен, а такжеполитической позицией, которую американские исследователи определяют какконсервативную. Она не предусматривала “спасения" через устранениесоциального зла и достижения всеобщего благоденствия в ходе “социальноготелезиса", по выражению Уорда Самнер является социологом американского“позолоченного века” par exellance: конфликты, противоречия, устремления инадежды этого периода служили исходным пунктом и конечной целью социологическихрефлексий Йельского профессора. Его социология этим прежде всего и интереснадля понимания американского обществоведения того времени. Самнер был человекоми ученым, эмоционально захваченным и вовлеченным в конкретные события своейэпохи. Свидетельством тому не только его работы по социологии и экономике, но иактивная публицистическая деятельность.
Америка переживала модернизацию в условиях, когда почти 70%трудоспособного населения было занято в сельском хозяйстве и принадлежало ксельским сообществам. “Завоевание пространства городами", сопровождавшеесявторжением чужой и чуждой урбанизированной (суб) культуры, вызвало серьезныйкризис самосознания у большинства американцев; развитие капиталистическихотношений не было для них естественным процессом и требовало адаптациитрадиционного уклада к новой действительности. Отношение Самнера к этой“революционной эпохе" (Д. Бурстин) оставалось амбивалентным на протяжениивсей жизни. Основной её конфликт, по мнению ученого, проистекал из “напряжения",возникшего между “старым" и “новым” в общественном бытии, междустремительными структурными обновлениями и запаздывавшей культурной адаптацией.“Старое" — это протестантская цивилизация, ее ценности и принципы,основанный на них образ жизни “коренных американцев" (в данном случае — белых протестантов), чей уход в прошлое Самнер с сожалением констатирует,осознавая в то же время неизбежность этого. “Новое”, по его мнению, заключалосьв изменениях экономической системы, государственной политики; последняя егоявно не устраивала своей социальной направленностью. Наиболее же существеннымпроявлением “нового" в духовной жизни Самнер считал секуляризацию,интерпретированную как процесс изгнания из социального мира элементов идеи“божественного соучастия", изгнания, следствием которого оказываетсяодиночество человека в противостоянии обществу. В конце XIX века центромамериканской социологической мысли становится Гарвардский университет (хотясоциологический факультет в нем был создан только в 1931 г). В фокусе вниманияпредставителей “гарвардского периода" находились идеи Ч. Дарвина и Г. Спенсера,немецкого историка Г. Шмоллера, Д. Рикардо и К. Маркса. Эдвард Каммингс, первыйиз профессоров университета, прочитавший курс лекций по социологии, создавал вего стенах, отправляясь от социальной психологии Г. Тарда и Г. Лебона, своюверсию христианского социализма. Гарвард служил “воротами" для многихидей, выработанных на европейском континенте, через которые они проникали наамериканские просторы. Особенно прославился так называемый “Золотой двор”Гарвардского университета, а именно философы У. Джеймс, Дж. Ройс и Дж. Сантаяна,чьи идеи, резонирующие с идеями европейской, особенно немецкой философии,вводили последние в контекст американской традиции. Словом, Гарвард представлялсобой “место, где почти все противоречия новой социальной науки были впервыеобнаружены и где разгорелись философские баталии, имевшие своей целью ихразрешение.
Проблемы социальной и экономической стратификации,противопоставления индивидуализма и коллективизма, каст и классов, детерминизмаи свободы воли, материализма и идеализма, авторитаризма и консенсусарассматривались в рамках новых дисциплин — социологии, психологии, философии,антропологии, экономики и политологии". Будучи образованным как школабогословия, Гарвард сохранил многое со времен господства в его стенах суровогокальвинизма. Но справедливости ради надо сказать, что со временем новоанглийскийкальвинизм во многом утратил свою изначальную ортодоксальность. Путь Гарварда — это путь освобождения американских университетов, развившихся на почве школбогословия, от контроля церковных структур. В течение длительного времени в ихстенах рождались научные теории, специфически соединявшие в себе христианскиесоциальные идеи с позитивистско-сциентистскими. Говоря о вкладе Колумбийскогоуниверситета в социологию, нельзя обойти вниманием имя Франклина Гиддингса — первого “полного” профессора социологии в Америке. Его происхождение из семьиортодоксального евангелиста, как и место первой работы (газета), являютсяспецифически типичными для многих американских социологов первой волны. Гиддингспонимал под обществом “естественно развивающуюся группу сознательных существ, вкоторой агрегат переходит в определенные отношения, преобразующиеся с течениемвремени в сложную и прочную организацию". Постулируя социологию как науку,изучающую общество в целом и объясняющую его “посредством космических законов ипричин”, он тем не менее уделяет большое внимание проблеме свободы индивида,проблеме уравновешивания, увязывания эгоистических интересов индивидуума синтересами общества. Гиддингс оперирует тремя основными понятиями. Это: “сознаниерода", “добровольная ассоциация", “социальная личность". Впонятии “сознание рода” отражается предрасположенность индивидов организовыватьдобровольные ассоциации на основе взаимного сходства, носящая характервсеобщего закона. Его следствием является вечно существующее неравенство, содной стороны, и единство разделенного таким образом мира, с другой. Обществоэволюционирует по пути обретения индивидом все большей свободы от “сознаниярода” (коллективного сознания). В результате оказывается, что единственнымфактором, связующим воедино элементы гетерогенного общества, может быть лишьмораль, нормы которой признаются всеми его членами. Носителем такой моралиможет быть только “социальная личность", то есть личность, способная косознанию своей ответственности перед обществом. Ближе всего к этому идеальномутипу личности у Гиддингса стоит тип члена протестантской секты или конгрегации.Поэтому мир американских
протестантских сект, с которым ученый был хорошо знаком,взят им в качестве модели социальной организации вообще. Таким образом, длясохранения единства и функциональной дееспособности общества необходимораспространить принципы, на которых основаны секты, во всем обществе. Как этовозможно? Прежде всего с помощью секуляризованных ценностей протестантизма. Ихполитическим проводником в мире должна быть “демократическая империя", несущая“бремя белого человека” по спасению остального мира от социального зла. “Тольков духовном братстве такой мирской республики (демократической империи. — Е. Г),созданной мечом и кровью не менее чем мыслью и любовью, царство бога будетустановлено на земле. Институциональный этап развития американской социологииначинается в 1892 г. с образованием при Чикагском университете первого вистории социологического факультета. Прежде всего, он связан с именем АльбионаСмолла — его первого декана. Смолл происходил из семьи баптистского священника,получил образование в Америке, Германии и Англии, где изучал теологию, историю,политэкономию. Теоретическая социология должна, по мнению Смолла, отвечать на вопрос“что следует делать”, а прикладная — “как то, что должно быть сделано, можетбыть сделано". Этот постулат появился влиянием философии инструментализма,прочно обосновавшейся в Чикагском университете еще до того времени, когдауниверситет прославился своим социологическим факультетом. Социология Смолламожет быть определена как социология оптимистическая, ориентирующаяся наэмпирические исследования и этические ценности либерального протестантизма какосновы социального реформизма. В 1894 г. Смолл и его ученик Винсентсформулировали кредо чикагской социологии, разделявшееся всеми сотрудникамифакультета (за исключением У. Томаса): “В очевидном конфликте междуэгоистическими интересами индивидуумов и коллективным благоденствиемрелигиозные мотивы оказывают наиболее мощное влияние на сохранение социальногои альтруистического образа поведения".
Заключение
Ранняя американская социология, возникнув в конце XIX в.,была движима контовским стремлением развить пауку об обществе, которая сделаетполитику ненужной. Это, например, было бы верно в отношении самого раннегокурса по социологии — «Социологической динамики» Л. Уорда" Американскаясоциология в конце XIX в., как и французская социология в начале XIX в.,начиналась с утопии и пророчества. Анализируя учение А. Уорда, необходимоотметить, что ему, быть может, как никому в мире, удалось органично соединитьжесткий натурализм Спенсера с гуманистически, ценностно ориентированосоциологией. Получился оригинальный теоретический синтез, которого, пожалуй, незнала еще мировая социология. Хотя понятия «генезис» и «телезис»,истолкованные как две стадии эволюции или как два ее модуса вивенди, могутпоказаться наивными или неубедительными, за ними скрывается глубокая правда. Главнойцелью своей жизни Л. Уорд считал создание социологической системы, котораяпомогла бы человечеству достичь расцвета и благосостояния. В свою очередь А. Смолл,полагал что общество должно быть единым, крепким, базирующимся наобщечеловеческих ценностях и христианской этике.
Отличительной чертой ранней американской социологии являетсято обстоятельство, что очень многие из ее основателей были священниками либосыновьями священников.
В конце XIX века центром американской социологической мыслистановится Гарвардский университет. Словом, Гарвард представлял собой “место,где почти все противоречия новой социальной науки были впервые обнаружены и гдеразгорелись философские баталии, имевшие своей целью их разрешение.
Институциональный этап развития американской социологииначинается в 1892 г. с образованием при Чикагском университете первого вистории социологического факультета. Первый курс по методам социальногоисследования в Америке предложил в Чикагском университете бывший священник Ч. Хендерсон.
Считается, что именно в Соединенных Штатах родилась традициясистематических “обзоров” общества с помощью анкетирования, различного родаопросов, деловой статистики, исследований, проводившихся с сугубо практическимицелями.
Литература
1. Становление американскойсоциологии (Кравченко А. И)
2. Буровой М. Развитие американскойсоциологии: дилеммы институционализации и профессионализации // Рубеж: Альманахсоциальных исследований. 1991. № 1.
3. Арон Раймон. Этапы развитиясоциологической мысли. — М., 1993.
4. Волков Ю.Г. Социология: история исовременность. — Ростов-н/Д., 1999.
5. Кравченко А.И. Социология: Учебноепособие. — Екатеринбург, 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.