Реферат по предмету "Социология"


Информация и её роль в обеспечении социального управления

содержание
Введение
1. Социальное управление– цели, задачи, функции
2. Информация и её рольв обеспечении социального управления
2.1 Классификацияинформационного обеспечения
2.2 Технические средстваобработки информации
2.3 Решение задачсоциального характера
Заключение
Список используемойлитературы

Введение
ПередРоссией стоит проблема, истинные масштабы которой сегодня еще не осознаются, –это создание инновационной теории и практики управления, формирование управленцевновой генерации, способных мыслить и действовать в условиях кризисногосостояния общества, принимать упреждающие решения, эффективно использоватьимеющиеся ресурсы.
Разрывмежду непрерывно меняющейся жизнью и субъектом управления углубляется, что порождаеткризис управления, политического руководства. Это сдерживает темпы социальногопрогресса, порождает социальные, политические, экономические, духовные,биологические, техногенные катастрофы, способные погубить жизнь на планетеЗемля.
Сутьполитического руководства при наличии власти – научиться управлятьобщественными делами, привлечь к этому общество, его общественные институты ивсех граждан, делегировать им властные функции, ресурсы и вместе с нимиразвивать самодеятельность, самоуправление людей, организуя работу общества напути социального прогресса. Каждый из нас живет в системе управленческих иорганизационных все более сложных отношений.
Следовательно,избегать управленческих ошибок, которые дорого обходятся обществу, можно толькоопираясь на теорию управления, общие законы, принципы и функции науки. Еёосновы складываются со времен античности по настоящее время. Сегодня существуетмножество авторских подходов к пониманию сущности социального управления, егоструктуры, что плодотворно в исследовательском плане.

1. Социальное управление – цели, задачи, функции
Наукасоциального управления не является прикладной науки. Она базируется наобщеметодологических принципах фундаментальных наук, но имеет свой собственныйпредмет и свою проблематику исследования, стала актуальнейшим направлениемнаучного здания, от успехов которого во многом зависят как успех частныхуправленческих дисциплин, так и темпы развития общества, качество жизни егограждан, их личная безопасность.
Необходимостьсоциального управления, прежде всего, обусловлена разделением труда ипотребностью в его кооперации.[1] Как совместный трудсоставляет основу всякого человеческого общества, так и управление являетсянеобходимым условием существования и развития общества.
Ключевоепонятие управления – воздействие. Воздействие в социальных системах носитосознанный характер и понимается как воздействие субъекта управления на объектс целью перевода его в желаемое состояние. Поэтому основной элемент управления– целеполагание.[2]
Новойпарадигмой управления стало все более полное включение творческой личности,коллективного преобразующего интеллекта общества в содержание субъектауправления, что позволяет формировать управленческую элит профессионалов,способную выполнить главную миссию общества – дать условия для его саморазвитияи повышения качества жизни своих членов.
Управлениене сводится только к достижению целей, оно служит средством поддержанияцелостности любой сложной системы и стимулирования ее саморазвития.
Впроцессе осуществления управленческой деятельности создаются особого родауправленческие отношения. Они имеют свою сложную внутреннюю структуру. Системауправления, которая складывается в процессе реализации управленческойдеятельности и функции управления, состоит из объекта и субъекта управления,системы прямых и обратных связей. Внутри системы, источников саморегуляции(интересов, потребностей, ценностей составляющих ее подструктур), разныхорганов управления. Содержание системы управления и внутренние принципы ееорганизации и самоорганизации определяет целеполагание, связанное спрогнозированием и моделированием социальных систем. Конечный итогфункционирования и развития системы управления – принятие и реализацияуправленческого решения.
Социальноеуправление – это процесс управления в различных типах общностей, организации,институтов и общества в целом, осуществляемый для сохранения и обеспеченияустойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и совершенствованияее структуры, достижения ее целей.[3]
Цельюсоциального управления является исследование деятельности органов управления,государственных и общественных, прежде всего как социальных систем, всегокомплекса подбора, расстановки, формирования управленческих кадров, отношения ивзаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления иподчиненными им сотрудниками и организационными структурами.
Вцентре его внимания – изучение и совершенствование социальных механизмовсистематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъектауправления на социальный объект для сохранения его качественной специфики ицелостности, обеспечения его нормального функционирования, успешного движения кзаданной цели.
Задачи,которые призваны достичь цели социального управления:[4]
1.Изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся тканьуправленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенностивзаимодействия тех людей, которые управляют различными социальными общностями иорганизациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены вуправленческую деятельность и вынуждены подчиняться первым, выполнять ихраспоряжения, приказы, указания.
2.Из огромного и многообразного скопления реальных фактов управленческойдеятельности выделить наиболее важные, типичные на этой основе обнаружитьтенденции развития процессов управления, их изменения в зависимости отизменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условийжизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.
3.Необходимость объяснить, почему в системе и структуре управленческойдеятельности появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельстввозникают новые практические способы их реализации в управленческих процессах.
4.Построение наиболее вероятных направлений, сценариев развития управленческойдеятельности в будущем, то есть прогноз ее совершенствования, а это означает,что, определив наиболее вероятную траекторию дальнейшего развитияуправленческой деятельности, социальное управление получает возможность успешнорешать и пятую задачу.
5.Формулировка научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системыуправления, то есть стать реально действующим средством повышения эффективностиуправленческой деятельности.
Вычленениеосновных задач социального управления позволяет определить его основныефункции:[5]
1.Целеполагание в управлении пронизывает и определяет все стадии управленческойработы: информационную, организационную, регулирующую, координирующую,контрольную.
Целеполаганиеопределяет содержание всех остальных, объединяет, объединяет их и реализуетсяво всех сферах социального управления и лежит в основе главного принципауправления – системного подхода. Поэтому основная цели территориальногообразования и соответствующих видов управления определяется основной цельюобщества в целом как системы более высокого порядка.
Воснове подлинного целеполагания лежит познание объективных закономерностейразвития общества. В качестве главных определяющих целей общества, егоотдельных подсистем сегодня осознаются как главная миссия целеобеспечениявысокого качества жизни людей.
2.Комплексные целевые программы и проекты позволяют соотнести целеполагание симеющимися ресурсами, выделить приоритеты и направить их на достижение главнойцели.
Программыочень многообразны по характеру, цели, объему, времени, решаемым задачам. Естьпрограммы общегосударственные, охватывающие все сферы жизни, функциональные, решающиегруппу проблем отрасли, региона, местного сообщества. Они содержат подтипыпрограмм. Особое место в их ряду занимают научно-технические программы ипроекты, предусматривающие создание новых идей, технологий и образцов техники.
Сегодняпрограммно-целевой метод управления распространен во всем мире и во многом сталопределяющим среди других методов. В нем объединяются различные функцииуправления: информационная, познавательная, прогностическая, стратегическая идругие. Все они получают организационное и финансовое обеспечение.
3.Стратегическое целеполагание управление в современных условиях определяютсодержательную сторону управления на концептуальной долгосрочной основе,позволяют скоординировать отдельные программы и проекты, сконцентрировать ресурсына главных направлениях, распределить их с учетом перспектив развития, выявитьприоритетные программы и проекты, которым предстоит осуществить «прорыв» вантикризисном управлении.
Актуальныетехнологии стратегического развития хорошо известны и разработаны на Западе. Кним относятся стратегии: проникновения, ускоренного роста, переходного периода,стабилизации и выживания, роста и др. Российскими учеными предложена квнедрению стратегия развития местного сообщества и становления реальногоместного самоуправления.
Всеони требуют достраивания до уровня регионального и федерального стратегическогоуправления, что особенно актуально для России. Процесс выработки и реализациистратегий управления имеет ряд этапов, технологии которых известны, но ещенедостаточно используются в российской управленческой практике, что усиливаеткризисные явления в управлении.
4.Ценностное воздействие.
Особенностьнауки социального управления социального управления состоит в том, что онаявляется сферой духовной жизни людей, во многом зависит от состоянияобщественного и индивидуального сознания. Поэтому степень управляемостиобщественными делами определяется культурой, традициями, идеологией, нормамиморали, целостностью мышления и т. п. Зависимость эта возрастает по мере повышениязрелости самого общества, развития социального прогресса.
Вуправлении общественными делами очень важно соблюдать баланс между мерами административно-правового,властно-силового, духовно-нравственного регулирования. Нарушение такого балансаобычно приводит к распространенному сегодня в нашем обществе явлению социальнойаномии. Целеполагание в обществе всегда имеет ценностно-нравственный аспект.Если цели безнравственны, бездуховны, то и сама целеполагающая деятельностьтеряет смысл.
5.Нормативное регулирование и моделирование в управлении общественными деламитесно связано с духовно-нравственным и идеологическим регулированием иориентирует субъекты управления в количественно и качественно при оценкесостояния общественных процессов и тенденций развития.
Обычнов социологии понимание социальной нормы связано с особого рода предписанием,регулирующим поведение людей в любых социально-значимых ситуациях. Они могутпринимать форму юридических норм или существуют в виде общественных правил,показателей, обычаев и традиций. Оценка норматива обуславливается характеромего связи с показателями прогнозов, расчетов и социальных программ.
Моделированиекак метод исследования различных процессов и явлений, выработки вариантовуправленческих решений описывает структуру объектов, процесс егофункционирования и развития. Особого внимания сегодня заслуживает имитационноемоделирование, которое повторяет функции или развитие социальных явлений.
6.Информационное обеспечение социального управления пронизывает все сферы человеческойжизни, служит проводником всех знаний и мнений, универсальным инструментомобщения, взаимопонимания и сотрудничества, нагнетания конфликтов инапряженности, утверждения стереотипов мышления и поведения.
Договорнаяинформация необходима для всех этапов управления: от постановки задач доосуществления мер социального контроля, оценки эффективности принятых решений иих коррекции. Поэтому без необходимого информационного обеспечения нетэффективного социального управления. Существуют определенные законы и принципысовременного сбора, хранения и анализа информации, которые необходимо знать. Незнаниеэлементарных правил в этой области или их извращенное использование превращаетинформацию из большого блага общественного прогресса в такое же зло, может статьтормозом в принятии управленческого решения.

2. Информация и её роль в обеспечении социальногоуправления
Подинформацией понимаются сведения, полученные в результате переработки данных,представляющих собой сигналы, из которых извлекается информация.[6]
Сточки зрения классической теории информации понятие «информация» определяетсячерез меру уменьшения неопределенности знания о каком-либо событии. Это понятиенаучное и впервые было дано в 50-е годы нашего века в трудах К. Шеннона и Н.Винера по теории информации в связи с развитием нового научного направления –кибернетики.[7] Первоначально теорияинформации возникла как количественная математическая теория.
Понятие«информация» в последние десятилетия стало одним из самых употребляемыхкатегорий современной научной мысли и встречается практически во всех областяхнаучного знания: науке о мышлении, природе, обществе, в правовых аспектах. Идетнепрерывный процесс переосмысления (углубления и расширения) этого понятия.
Еслисначала под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным,письменным или иным способом, то к концу XX в. информация стала рассматриватьсякак универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческойдеятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения,взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения.[8]
Сразвитием производства и ускорением темпов развития общества информацияприобрела свойства товара и стала объектом рыночных отношений, значимостькоторых потребовала их правовой регламентации.
Многиеученые до сих пор используют термин “информация” узко в рамках техническихобластей научного знания; тем не менее, такое представление о сути данногопонятия не выражает его комплексного понимания. В процессе обмена сообщениями иновостями основное внимание должно уделяться не только количественному анализупередаваемого сообщения, но и его содержанию. Информация, содержащаяся впонятийной форме, совсем не та, которая изучается в математических истатистических теориях информации.
Термин«информация» уже более 50 лет используется в журналистике, где он выступаетодной из центральных и наиболее общих категорий. Кроме того, математическиеметоды теории информации используются в физике, химии, географии, геологии иряде других наук о неживой природе. Информационные идеи применяются в биологии,где предполагается, что само появление жизни было связано с преобразованиемгенетической информации; в психологии, физиологии нервной высшей деятельности,педагогике. Особое место понятие «информация» заняло в длинном ряду социальныхнаук – теории управления, экономике, политике и т. д.
Социальнаяинформация – ориентирующее знание о состоянии социальной системы, процессобеспечения информационных потребностей общества на основе примененияинформационных технологий.
Информация– это ценнейший интеллектуальный ресурс в системе жизнеобеспечения общества,важнейшая часть его интеллектуальной собственности, доля которой постоянновозрастает. Можно сказать, что информация – это инфраструктура интеллектуальнойсобственности, ибо интеллектуальная собственность берет, начало с информациикак фундаментальной базы.
Особенновелико значение информации (процессов ее сбора, хранения, переработки ииспользования) в управлении общественными делами, социальными процессами.
Достовернаяинформация необходима для всех этапов управления: постановки целей, оценкипроблемной ситуации, принятия управленческих решений, для организации и регулированияуправляющей системы.
Субъектуправления также должен быть информирован о результатах выполнения принятыхрешений, на основе чего он корригирует прошлые решения и принимает новые, сучетом допущенных ранее просчетов и неоптимальных действий. Поэтому сбор ипереработка информации, ее эффективное использование – необходимый компонентуправления. Информация, используемая в управлении обществом, по самой своейприроде, социальная. Отражая общественные отношения (в широком смысле),отношения и процессы любого типа и уровня, она является высшим, наиболеесложным и многообразным типом информации.
Использованиесоциальной информации связано с высшим типом целесообразности — осознаннойцелесообразностью, присущей только человеку мыслящему, осознанно действующему.
Содержаниемсоциальной информации является логическое мышление. Ее материальный носитель –слышимое или видимое слово, знак, речь, которые представляют высший тип сигнала(«сигнал сигналов»). Первоисточником социальной информации является общество, егоразные сферы и стороны жизни.
2.1Классификация информационного обеспечения
Информацияклассифицируется по различным основаниям:[9]
— сферам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая,духовно-культурная);
— источникам поступления (внутренняя и внешняя);
— материальным носителям (бумажная, электронная, электрическая);
— формам носителей (средства массовой информации – радио, телевидение, печатная –книги, газеты, журналы);
— периодам использования (условно-постоянная – справочная, нормативная ипеременная – оперативные сведения);
— видам основных функций управления (прогнозная, организационная, контрольно-учебная,регулятивная);
— характеру представления (количественная и качественная).
Невсякое знание может рассматриваться как информация, для понимания ее сущностибольшое значение имеет ее смысловое содержание.
Кинформации и информационному обеспечению обычно предъявляются определенныетребования:
1)полнота – отражение в полной мере управляемых процессов;
2)достоверность – формирование на основе объективных данных;
3)оперативность – поступление в сроки, достаточные для принятия своевременногорешения;
4)недопустимость неиспользуемых сведений («шума»), осложняющих принятие решений;
5)прозрачность – невозможность различных толкований;
6)экономичность затрат при сборе информации, максимально возможная сохранность,наибольшее агрегирование (сжатие) при передаче на более высокий уровень управления.
Важноподчеркнуть, что информация, которой располагает человек, может быть обыденной,эмпирической, позволяющей человеку ориентироваться в своей повседневной жизни, исистематизированной, научной.
Дляосуществления управленческих функций необходима научная информация, причем еехарактер зависит прежде всего от специфики объекта управления, от задач,которые перед ним поставлены, а также от компетенции управляющего субъекта.
Еслиобъектом управления выступает общество в целом, а решение предусматривает преобразованиеего существенных сторон, необходима комплексная информация о состоянии всехсфер общественной жизни: экономической, социально-политической, духовной,семейно-бытовой.
Еслиречь идет об управлении какой-то отдельной сферой жизни общества, то информациядолжна отражать, прежде всего, состояние этой сферы. Скажем, для управленияэкономикой преимущественно необходима производственно-экономическая информация,политической сферой – политическая информация и т. д.
Управлениелюбой сферой общественной жизни, любым объектом есть и организация труда людей– непременных компонентов любой общественной системы. Поэтому управлениеобязательно предполагает сбор и переработку социальной информации, касающейсясостояния отношений больших групп людей – классов, наций, производственных ииных коллективов, а также отдельных личностей.
Например,управляя производственно-технической деятельностью какого-либо предприятия,важно располагать данными о состоянии присущего ему «социального микроклимата»,то есть о людях, которые работают на данном предприятии, о сложившихся междуними отношениях.
Специфическая,причем зачастую весьма сложная и разносторонняя, информация необходима вадминистративно-правовом управлении, призванном регулировать организацию,полномочия и ответственность распорядительных и исполнительных органов иотдельных должностных лиц, а также определять права и обязанности граждан иорганизаций в различных областях исполнительно-распорядительской деятельности.
Информация,используемая в управлении общественными системами, являет собой сложнуюсовокупность, взаимодействие различных информационных потоков:
— исходная информация, необходимая для выработки и принятия управленческихрешений;
— сами решения, или управленческие команды, предопределяющие организациюуправляющих и управляемых систем;
— регулирующая информация, представленная различного рода параметрами,нормативами, законами, инструкциями, технологическими картами и т. д.;
— оперативная информация, поступающая в процессе функционирования системы и характеризующаяее состояние;
— внешняя информация, поступающая от других систем, коммуникационно(функционально или структурно) связанных с данной системой; контрольно-учетнаяинформация, характеризующая течение и результаты работы системы.
Отобратьиз многообразия информации данные, имеющие для управления существенноезначение, – важная и трудная задача.
Всюинформацию можно подразделить:[10]
1)на потоки внутри данной системы, между ее компонентами (внутренняя информация);
2)потоки информации, циркулирующей между данной системой и внешней средой, скоторой она состоит в функциональных связях (внешняя информация).
Информациявнутреннего порядка обеспечивает взаимодействие между звеньями системы,объединяет их в единое целое, обеспечивает их движение к стоящей перед системойобщей цели. Информация внешнего порядка устанавливает коммуникации даннойсистемы с другими системами, оказывающими на нее различного рода воздействие.
Особеннобольшое значение имеет циркуляция информации между объектом и субъектомуправления. Информация этого рода включает два типа потоков: потоки, циркулирующиепо каналам прямой связи – от субъекта к объекту (прямая информация); потоки,циркулирующие по каналам обратной связи – от объекта к субъекту (обратнаяинформация).
Надлежащаяорганизация прямой информации обеспечивает своевременное и качественноепоступление на объект различного рода (исходных, корригирующих, контролирующихи т. д.) команд со стороны субъекта, а обратной информации — поступление всубъект данных о состоянии объекта и достижении (или недостижении) поставленнойперед ним цели.
Оптимальнымтечение информационных потоков является в том случае, когда при минимумепервичной объективной информации достигается максимум полезной для управленияинформации, в результате чего обеспечивается эффективное функционированиесистемы.
Решитьзадачу оптимума информации весьма трудно, поскольку социальные системывследствие их многокомпонентности и разнообразия внутренних и внешнихвзаимодействий являют собой широкую сеть альтернатив, причем не столькоравновероятностных, сколько разновероятностных.
Естественно,что оптимальное количество информации об общественной системе представляется внатуральном выражении достаточно большим. К тому же часть информации,поступающей от объекта к субъекту, теряется, часть искажается в результате рядапомех не только технического порядка, но и психологического, поскольку выборсообщений для передачи, а также прием сообщений человеком облекаются всубъективную форму и в определенной мере зависят от его личного опыта,компетентности, психических особенностей.
Отсюдаособую важность для достижения оптимума информации приобретают методика итехника сбора первичных данных, их репрезентативность, надежность и высокаяпропускная способность каналов прохождения информации, методика и техникаприема и обработки информации.
2.2Технические средства обработки информации
Средствамиинтенсификации информации являются научно-техничес-кая революция, использованиев информационном деле новейших достижений науки и техники; научная организация,управление информационными процессами; подготовка и совершенствованиеспециалистов, обслуживающих информационные службы системы управления.[11]
Разработкасистемы мер, расширяющих возможности наиболее эффективного использованияинформации, – важное условие успеха в управлении. Среди этих мер первостепенноезначение имеет тщательная подготовка субъекта управления к восприятию, оценкеинформации, выработка умения оценить ее социальную значимость, выбрать изпотока информации наиболее общезначимую, наиболее социальную, поскольку этоготипа информация неоценима в управлении.
Сбори обработка социальной информации немыслимы без применения современныхтехнических средств.
Важнейшимсредством получения достоверной социальной информации является не толькоширокое использование технических (компьютерных) средств получения социальнойинформации, но и формирование нового типа культуры –гуманитарно-технологической.
Важнейшиммеханизмом его формирования является изменение стиля мышления, которыйпостепенно становится концептуальным (гуманитарным), стратегическим иконструктивным, технологическим, находящим пути и средства решения все усложняющихсясоциальных задач. Наличие в нашем обществе двух культур, «гуманитарной» итехнократической, которые пока слабо взаимодействуют, порождает многиеинформационные проблемы в управлении.
Мировоесообщество в целом, включая и нашу страну, вступило в новый этап развития своейцивилизации – становление информационного общества. Этот процесс часто называюттретьей социально-технической революцией, информатизацией общества.[12]
Информатизацияобщества неизбежно затрагивает не только материальное производство и коммуникации,но и социальные отношения, культуру, интеллектуальную деятельность во всех еемногообразных проявлениях.
Вполнеочевидно, что информатизация общества накладывает свой отпечаток инепосредственно на деятельность людей, работающих в сфере организации иуправления. Перед ними открываются несравненно более широкие возможности вполучении, хранении, обработке, передаче, оформлении самой разнообразной посвоему содержанию и форме представления информации о различных сторонах жизниобщества.
Например,в начале 60-х годов XX-го столетияперед парламентом, правительством и народом Японии встал вопрос, по какому путинаправить развитие страны. По пути материального благосостояния или информационно-интеллектуальногоразвития, информатизации общества, наращивания информационных ресурсов итехнологий, то есть по материальному или по информационному пути?
Начинаяс 1964 г. Япония выбрала второй путь, предпочла материальному богатству –богатство информации и её ресурсов. С этого времени ведет отсчет мироваяистория информатизации общества, информационных ресурсов и технологий.
СоединенныеШтаты Америки, располагая мощными приемами сбора информации, с конца 60-х иначала 70-х годов приняли на вооружение японскую информационную систему развития.
СССРв конце 60-х также прошлого века стал заниматься аналогичными проблемамиинформатизации. Однако общественное информационное сознание развитых стран нестало всеобщим информационным достоянием советского общества в силу целого рядапричин.
Внастоящее время все страны мира идут по пути информационного прогресса.Информация стала безальтернативным источником развития и благосостояния многихнародов; информационные ресурсы и технологии подняли науку и техническийпрогресс на беспрецедентный уровень по сравнению с тем, что обеспечили впрошлом физика, механика, химия и электродинамика, вместе взятые.
Именнопоэтому Международная академия информатизации придает большое значениепропаганде идей информатизации, просветительской и образовательной работе вобласти информации, информационной безопасности, информационных ресурсов итехнологий.
Труднонайти сферу или область человеческой деятельности, где бы информация не игралаважной роли, ибо она обеспечивает самоорганизацию не только человека, но ивсего животного и растительного мира.
Поэтомупоявилась новая отрасль научного знания – информациология наукафундаментального исследования всех процессов и явлений микро- и макромироввселенной, обобщения практического и теоретического материала физико-химических,астрофизических, ядерных, биологических, космических и других исследований сединой информационной точки зрения.[13]
Успешноеприменение компьютерной техники возможно лишь при условиях:
— экономичности, то есть достижения большего эффекта по сравнению с применениемобычных вычислительных средств;
— точного определения пригодности первичной информации для обработки и анализакомпьютерными средствами;
— соответствия системы управления возможностям успешного применения компьютеров;
— соответствия документации принципам вычислительной техники;
— наличия соответствующих специалистов.
Благодарятому, что компьютерная техника действует автоматически, по заранее составленнымчеловеком программам, всю фактическую работу по переработке и анализуинформации они выполняют без непосредственного участия человека; в результатескорость работы этих машин не ограничивается его физиологическимивозможностями. Она определяется быстродействием физических элементов, изкоторых они состоят. Физические устройства, которыми обладают современныеустройства, позволяют запоминать и хранить практически неограниченные объемыинформации.
Такимобразом, компьютерная техника как орудие переработки и анализа информацииоткрывает принципиально новые возможности для оперативной обработки большихобъемов информации, позволяющих достаточно глубоко и полно вскрывать тенденциии закономерности развития общества и тем самым успешно решать управленческиезадачи.
Например,в 80-е и 90-е годы быстрое развитие микроэлектроники снизило стоимость иуменьшило размеры компьютеров в такой степени, что была получена возможностьпользоваться ими на каждом рабочем месте.
Этопривело к дальнейшему изменению технического оснащения аппарата управления.Движущей силой в процессе его преобразования в электронный являетсямикрокомпьютер. Преобразуя информацию по сложной программе, он воплощаетпримитивную форму «интеллекта», меняет содержание, а не форму или расположениепоступающей в него информации, как это делалось «информационной техникой»предыдущего периода.
Изобретениемикропроцессора в такой степени снизило стоимость электронного вычисления, чтоэлектронный «интеллект» стал применяться в самых широких сферах иустанавливаться при измененных затратах именно в тех местах, где он был нужен,а не со значительными расходами в отдаленном центре.
Теперьразвивающееся техническое оснащение деятельности аппарата управления можетвключать в себя:
— оргтехнические блоки, оснащенные микрокомпьютерами, расположенными на рабочихместах практически каждого управляющего;
— программы, обеспечивающие взаимодействие человека и машины, включаютнеобходимые средства для обработки информации и отражают накопленный опытаппарата управления;
— коммуникационные сети, связывающие оргтехнические блоки между собой и сцентральными процессорами, а также с внешними источниками информации;
— устройства совместного пользования, такие, как электронные файлы, печатающие исканирующие устройства, доступные всем оргтехническим блокам через линии связи.
Измененияв содержании, организации и технике управления под влиянием информационныхтехнологий и автоматизированных офисов происходят по следующим направлениям.
Во-первых,в корне меняются организация и техника информационного обеспечения руководителя.Особое значение приобретает массовое внедрение мини- и микрокомпьютеров,персональных компьютеров как составных частей информационных систем, связанныхс сетью банков данных. При этом работа по сбору, обработке, распространениюинформации осуществляется интерфейсами «человек – машина», не требующимиспециальной подготовки.
Существенноменяется также техника хранения и обработки информации, не допускается неполнаяинформация, дублирование, информация, рассчитанная на другие уровни управления.
Во-вторых,осуществляется определенная автоматизация функций руководителя. Вырослоколичество эффективно функционирующих автоматизированных систем, охватывающихпроизводство, хозяйственную деятельность, организационно-технологическиепроцессы.
Всебольшая часть работы при составлении планов передается компьютеру. При этомсущественно повышается качество планов, разработанных с использованиеммикрокомпьютеров на более низком уровне управления. Кроме того, четкосогласуются планы для отдельных подсистем управления.
Усовершенствовалисьсистемы контроля, в том числе такие, которые дают возможность обнаружитьотклонения от запланированного уровня и обеспечивают нахождение вероятныхпричин возникновения таких отклонений.
В-третьих,существенно изменились и средства коммуникации, не считая обмена сообщениямичерез сеть микропроцессоров.
Особоезначение приобретает система телекоммуникаций, которая дает возможностьпроведения заочных совещаний, конференций между отдаленными пунктами, быстрогополучения информации исполнителями. Соответственно меняются методы и техникакоммуникационных отношений руководителей с подчиненными и с вышестоящимиорганами.
2.3Решение задач социального характера
Информационнаяреволюция предъявляет новые требования к деловым качествам руководителя. Срединих можно назвать следующие умения и навыки:
— пользоваться сложной техникой управления;
— определять стратегию развития информационных систем;
— разрабатывать программные продукты для машинных носителей информации, чтопозволяет в управлении своевременно обнаруживать и разрешать конфликты;
— быстро ориентироваться при возникновении проблемных ситуаций;
— чётко обосновывать принятые решения, своевременно доводить их до исполнителей идр.
Творческийподход к решению управленческих задач, развитие стратегического мышления впроцессе подготовки и переподготовки руководителей все более тесно связываюттеперь с использованием новой информационной технологии, с широкимивозможностями автоматизированных систем.[14]
Вцелом информационные технологии коренным образом преобразуют интеллектуальныйпотенциал управления.
Важнозаметить, что в основе информатизации и технологизации социального пространствалежат методология и принципы социального проектирования, которые неразрывносвязаны между собой и составляют суть инновационного метода освоения социальнойдействительности на основе применения достижений научной мысли как технической,так и гуманитарной, в их интегральном качестве.
Разработкасоциальных моделей, программ и адекватных им технологий – это прерогативагуманитарных наук, но роль их в информатизации и технологизации социальногопространства принижена.
Этотвид научного знания пока не выполняет своих прямых функций – аналитической,информационной, технологической, экспертной, что отрицательно сказывается на выборепутей общественного развития.
Гуманитарнаянаука пока выключена из механизма нормального функционирования общества и неимеет в нем независимого статуса.
Передобществом стоит задача огромной значимости – убрать все бюрократические фильтрына пути научных идей, обеспечить их свободную циркуляцию, включить науку вцивилизованный механизм выработки и реализации ответственных решений,максимально исключить политиканский диктат в науке и сложившийся в коридорахвласти стереотип, указывающий, кому должны служить научный поиск и полученнаянаукой информация.
Наукаслужит обществу в целом, его социальному обустройству, а тем самым управлению винтересах общества. Поэтому необходима универсальная технология современноговключения науки в механизм управления обществом, концепция и технологияподдержки самой науки, ее приоритетных направлений. Без этого невозможнообеспечить управление современными информационными технологиями, роль которыхнепрерывно возрастает.
Именноинформационные технологии позволяют активизировать и эффективно использоватьмировые, национальные и региональные информационные ресурсы общества, которыесегодня становятся таким же стратегически важным фактором развития цивилизации,как полезные ископаемые, энергия, материальные и людские ресурсы.
Онипомогают оптимизировать, а во многих случаях – и автоматизировать,разнообразные информационные процессы, которые в последние годы занимают всебольшее место в различных сферах жизнедеятельности общества.
Развитиецивилизации происходит в направлении становления информационного общества, вкотором объектами и результатами труда большинства занятого населения будут нематериальные ценности, а главным образом информация и научные знания.
Ужесегодня в развитых странах значительная часть занятого населения в своейдеятельности тесно связана с процессами обработки и передачи различного родаинформации и поэтому вынуждена осваивать и использовать соответствующие информационныетехнологии, повышающие производительность труда.
Быстроеразвитие информационной сферы общества существенным образом видоизменяетструктуру занятости населения, приводит к появлению новых профессий и рабочихмест и поэтому требует соответствующей ориентации системы образования. При этомони, как правило, реализуют наиболее ответственные «интеллектуальные» функциитехнологических решений.
Характернымипримерами этого являются системы автоматизированного проектированияпромышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированныепроизводства, автоматизированные системы управления технологическимипроцессами, моделирующие комплексы для проведения испытаний сложных техническихсистем, различного рода экспертные системы и т. п.
Информационныетехнологии играют сегодня исключительно важную роль в обеспеченииинформационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки ираспространения массовой информации.
Сегодняв дополнение к традиционным для индустриального общества средствам информационнойкоммуникации (таким, как телефон, телеграф, радио и телевидение) в различныхсферах социальной активности все более широко используются системы электронныхтелекоммуникаций: электронная почта, факсимильная передача информации и т. п.
Важноотметить, что уровень развития и распространения современных информационныхтехнологий определяет сегодня возможности вхождения той или иной страны винформационное пространство мирового сообщества, в частности посредствоммеждународной компьютерной сети Internet. Это является важнейшим условиемэффективного развития не только экономики страны, но и науки, образования икультуры.
Информационныетехнологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализацииобщества, развития систем образования и культуры.
Практическиво всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионнаятехника, телекоммуникационное оборудование, учебные программы и информация наоптических дисках становятся привычными атрибутами не только высших учебныхзаведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования.
Развитиесредств информатики и информационных технологий открывает новые возможности длярешения ряда актуальных проблем культуры.
Однойиз них является проблема сохранения культурного наследия общества,представленного в виде древних книг, манускриптов, картин, фотографий, звуковыхзаписей, кинолент, видеоматериалов и т. п.
Другаяпроблема заключается в том, чтобы обеспечить возможность достаточно широкогодоступа заинтересованных пользователей к этим материалам, не создавая при этомугрозы для их дальнейшей сохранности.
Возможностисоздания и использования высококачественных цифровых электронных копийпроизведений культуры, а также развитие в последние годы интегральныхмультимедиа-технологий стали инструментальной основой быстро развивающегося новогонаправления в искусстве – экранного искусства. Уже созданы и промышленнымобразом тиражируются сотни тысяч оптических компьютерных дисков,популяризирующих шедевры мировой культуры, которые ранее были доступны дляознакомления лишь при непосредственном посещении музеев, дворцов, картинныхгалерей, художественных выставок или частных коллекций.
Информатикаи информационные технологии являются необходимыми и весьма эффективнымисредствами для решения проблем обеспечения национальной безопасности страны,так как многие из этих проблем имеют существенно информационный характер,например проблемы обеспечения военной безопасности, решение которых простоневозможно без использования специальных средств и систем компьютерной иинформационной техники.
Кчислу таких проблем, особенно обострившихся сегодня, относится экологическаяпроблема и ее важная часть – экология человека. Так, например, обеспечениехимической безопасности человека в современных условиях им самим же созданногоискусственного мира становится одной из наиболее острых и актуальных проблемнациональной безопасности. И возможности решения этой проблемы оказываютсясамым тесным образом связанными с использованием современных информационных технологий.
Другаясерьезная проблема национальной безопасности, которая также требуетиспользования самых последних достижений в области информатики, – это борьба спреступностью, в том числе с ее наиболее опасным проявлением – организованнойпреступностью.
Проблемапротиводействия преступности в ее традиционных формах, а также в качестве новыхвидов преступлений против личности и общества (таких, как экологические икомпьютерные преступления) может быть эффективно решена лишь на основе созданияи широкого внедрения в сферу деятельности органов безопасности новейших средствинформатики и информационных технологий.
Ещеодна новая и, возможно, еще недостаточно осознанная современным обществомпроблема заключается в необходимости обеспечения информационной безопасностичеловека и, общества. Практически это новая комплексная проблема, котораявключает в себя такие компоненты, как обеспечение достаточности, доступности идостоверности используемой обществом информации, предотвращение возможностиинформационного диктата, распространения заведомо ложной информации, а такжедругие не менее важные и сложные социальные проблемы.
Словом,информатизация оказывает столь сильное влияние на экономическую, социальную,научно-техническую и культурную сферы жизни современного общества, что ученыесправедливо квалифицируют ее как социотехнологическую революцию, возможныепоследствия которой еще недостаточно изучены и осознаны.
Несомненноодно – становление информационного общества повлечет за собой радикальныеизменения не только в сфере производства и деловой активности людей, но и вовсей деятельности по управлению делами общества.
Внастоящем и в будущем всем предстоит решать проблему адаптации к новым условиямжизни в информационном обществе, где решающую роль будут играть не вещество иэнергия, а информация и научные знания. Уже сегодня они рассматриваютсяспециалистами в качестве приоритетных факторов, которые будут определять нетолько общий стратегический потенциал общества, но и перспективы егодальнейшего развития.
Вэтих условиях исключительно важно внедрить в систему образования новые принципыизучения информатики, которые должны обеспечить формирование у людей новых,современных представлений о роли информации и информационных процессов вприроде и обществе. При этом важное место должно быть уделено общимзакономерностям процесса информатизации общества, его воздействия наэкономические и социальные структуры общества, на роль и положение в обществесамого человека.
Вцелом следует отметить, что, как и всякое новшество, информационные технологиинесут в себе и новые опасности, они могут служить и дестабилизирующим фактором.Все зависит от того, в чьих руках они окажутся.
Так,появление информационной техники дает широкую возможность вмешиваться в личнуюжизнь людей, подрывать национальную безопасность других стран, манипулироватьобщественным мнением и поведением людей и т. п. Все это требует разностороннихмер защиты информационного поля, в том числе правового.

Заключение
Понятие«информация» в конце XX в. стало одним из самых употребляемых потому, чтоинформация пронизывает все сферы человеческой деятельности, служит проводникомвсех знаний и мнений, универсальным инструментом общения, взаимопонимания исотрудничества, нагнетания конфликтов и напряженности, утверждения стереотиповмышления и поведения.
Врезультате информационной революции информация становится важнейшим ресурсом нетолько управления, но и всей общественной жизни.
Социальнаяинформация – это ориентирующее знание о состоянии социальной системы, процессобеспечения познавательных потребностей общества на основе примененияинформационных технологий.[15]
Достовернаяинформация необходима для всех этапов управления: от постановки задач доосуществления мер социального контроля, оценки эффективности принятых решений иих коррекции. Поэтому без необходимого информационного обеспечения нетэффективного социального управления.
Существуютопределенные законы и принципы современного сбора, хранения и анализаинформации, которые необходимо знать. Например, очень важно понять, чтоинформации не должно быть много, она не должна содержать неиспользуемыхсведений, которые осложняют работу по принятию решения.
Информациядолжна формироваться на основе объективных данных, поступать в сроки,достаточные для принятия своевременного решения, и т. п. Незнание элементарныхправил в этой области или их извращенное использование превращает информацию избольшого блага общественного прогресса в такое же зло, которое может статьтормозом в принятии управленческого решения.
Такимобразом, необходимость социального управления, прежде всего, обусловленаразделением труда и потребностью его кооперации. Поэтому управление являетсянеобходимым условия существования и развития общества.
Сутьсоциального управления определяется как процесс воздействия на социальныепроцессы для достижения поставленных целей.
Цельюсоциального управления является исследование деятельности органов управлениякак социальных систем, изучение и совершенствование социальных механизмовсистематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управленияна социальный объект.
Задачамисоциального управления являются: изучение реальных фактов, обнаружениетенденций развития, объяснение нововведений, построение эффективныхнаправлений, формирование научно-обоснованных рекомендаций управленческойдеятельности.
Функциямисоциального управления являются: целеполагание, разработка комплексных целевыхпрограмм и проектов, стратегическое целеполагание, ценностное воздействие,нормативное регулирование и моделирование в управлении общественными делами,информационное обеспечение социального управления.
Всеэти элементы позволяют эффективно управлять общественной жизнью.

Список используемой литературы
1. Афанасьев В. Г.Социальная информация и управление обществом. – М., 1975.
2. Бабосов Е. М.Социология управления. – Минск: Тетра система, 2000.
3. Дятченко Л. Я.Социальные типологии в управлении общественными нормами. – М.: Маршрут, 2003.
4. Иванов В. Н.Социальные технологии в современном мире. – М.: Софит, 1996.
5. Колин К. К.Информатика в системе опережающего образования. – М.: Корона принт, 2002.
6. Иванов В. Н. Основысоциального управления. / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев, А. Г. Гладышев, А. В.Иванов, А. О. Доронин, Г. В. Щекин, Н. С. Данакин, С. Б. Мельников, О. А. Уржа.– М. Высшая школа, 2001.
7. Нердин Г. Д., ГалиевГ. Т., Бушин Н. И. Техническое управление социальными процессами. – Уфа, 2004.
8. Неретина Е. А.Управление социальными процессами. – Саранск. 1999.
9. Осипов Г. В. Россия: национальная идея, социальныеинтересы и приоритеты. М., 1997.
10. Слепенков И. М.,Аверин Ю. П. Основытеории социального управления. СПб.: Нева, 1998.
11. Социальныетехнологии. Толковый словарь. / Отв. ред. В. Н. Иванов. – Белгород, 2003.
12. Социальныйменеджмент. / Отв. ред. В. Н. Иванов, В. И. Патрушев. – М.: Фолио, 1998.
13. Страссман П.Информация в век электроники. Проблемы управления. / Пер. с англ. – М., 1997.
14. Энциклопедия управленческихзнаний. Основы современного социального управления: теория и методология. / Подред. В. Н. Иванова. – М.: Таурус, 2002.
15. Юзвишин И. И.Информациология. – М.: Дрофа, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Святкові і неробочі дні
Реферат Экологическая революция
Реферат Формування позитивного іміджу
Реферат Эстетика как наука предмет эстетики факторы влияющие на его становление
Реферат Celtic Lifestyle Essay Research Paper During the
Реферат Налоги и их роль в производственно-хозяйственной деятельности предприятия
Реферат Организация музыкального воспитания умственно отсталых детей-сирот и детей лишенных попечения родителей 2
Реферат Устойчивое развитие и высшее образование
Реферат История болезни - терапия гипертоническая болезнь II степени
Реферат Каналы целенаправленного формирования общественного мнения об ООО "Русинтерфарм": сравнительная эффективность.
Реферат Facts Of The Great Depression Essay Research
Реферат The Internet Essay Research Paper The Internet 2
Реферат Абстрактно-дедуктивный метод введения и формирования математических понятий в 10-11 классах
Реферат Александр Бутлеров
Реферат Международный туризм как форма международных экономических отношений