Федеральноегосударственное образовательное
учреждение высшегопрофессионального образования
«Краснодарскийгосударственный университет культуры и искусств»
Контрольная работа
по дисциплине«Информационная культура личности»
на тему:
«Информационные революциив мировой истории»
Краснодар, 2009 г.
В последниегоды произошло осознание фундаментальной роли информации в общественномразвитии.
Наше времяназывают «веком информации». Ежедневно до нас доходит всё более нарастающий еёпоток, который отнимает у нас всё больше времени. Сориентироваться в этомпоистине безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что неважно, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает множество.
Перефразируя словаакадемика С.И. Вавилова: «… современный человек находится перед Гималаямиинформации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота вмассе песка».
Слово«информация» (от латинского – сведения, разъяснения, изложение)- одно из болееупотребляемых в современном языке. Феномен информации привлёк к себе вниманиефилософов, физиков, лингвистов, физиологов, генетиков, социологов, историков идругих. При погружении в семантику этого термина перед взором учёных предсталсвоеобразный, запутанный, затенённый множеством наслоений физического,физиологического, психологического, социального характера феномен, споры окотором не затихают и по сей день. Была выработана бездна его дефиниций,специалисты насчитывают их более двухсот, среди которых нет ни одной более илименее общепризнанной. Оформились научные школы, по-разному трактующие этопонятие, развивающие разные концепции информации.
В философскихдискуссиях по вопросу о предметной области информации существуют, по крайнеймере, три позиции. Во-первых, информация истолковывается как сфера общения исредство общенаучной рефлексии. Во-вторых, информация понимается как свойствосамоорганизующихся систем, связанное с упорядочением взаимодействий. В-третьих,информация предстаёт как мера неоднородности распределения материи и энергии,свойство материальных систем, фиксирующих изначальную неоднородность мира. Три вышеуказанныеконцепции вошли в современную теорию под названием коммуникативная,кибернетическая и атрибутивная.
Первая изназванных концепций изучается в рамках таких наук, как психология, педагогика,лингвистика, журналистика и других. Вторая концепция лежит в основе теориисвязи и управления. Её взяла на вооружение информатика – наука об оптимальномкодировании сообщений и передачи сигналов по техническим каналам связи.
Третья,атрибутивная, концепция опирается на наиболее широкое понимание информации какотражения разнообразия в любых объектах и процессах в живой и неживой природе.В ней информация определяется как мера неоднородности распределения материи иэнергии в пространстве и времени, которая сопровождает все протекающие в мирепроцессы. Хотя общепризнанных определений информации нет, специалисты признают,что информация – предельно широкое понятие, выходящее за рамки какой-либоотрасли знания.
В условияхинформатизации современного общества особую актуальность приобретаетформирование информационной культуры личности, перед которой открываютсяширокие перспективы эффективного использования накопленных человечествоминформационных ресурсов. Информационная культура – сравнительно новая научная иучебная дисциплина. А что такое «культура» вообще, как её понимает наукасегодня?
Культура (отлатинского – возделывание, уход, взращивание) имеет более 500 научныхопределений. Культура – это не только ценности и верования, нечто «хорошее»,«прекрасное». В философии среди множества понятий культуры даётся её определениев широком смысле как совокупности всех проявлений общественной жизни,достижений и творчества людей. Культура имеет необозримое количество областей,сфер, форм. Единое поле мировой культуры объединяет поля мирового искусства,мировых социополитических, социоэкономических и других совокупностей. С точкизрения содержания, культура охватывает все формы проявления объективного духаданной общности людей – язык, письменность, нравы, обычаи, экономику, науку,технику, политику, общественное устройство, производство, искусство, религию,образование и т.д. Вместе с общей культурой личности существуют такие понятия,как «политическая культура», «экономическая культура», «эстетическая культура»,«педагогическая культура», «мировоззренческая культура», «коммуникативнаякультура», «нравственная культура», «профессиональная культура» и т.п.
Культура –это слой, меняющий всю структуру сознания и дающий способность перестраиватьнормы деятельности личности неслучайно, целенаправленно. Саморазвиваться можеттолько тот, кто выращивает своё культурное сознание. А наличие культурногосознания, как уже отмечалось, является обязательным условием развития мира,общества, индивида. Культура и информация представляют собой единое целое. Этомнение многих отечественных и зарубежных учёных (Д. Белл, Д. Лайон, Ю.М. Лотман,А.И. Ракитов и др.), изучавших процесс взаимодействия культуры и информации.О.М. Лотман, например, ввел в научный оборот определение: «Культура –совокупность всей не наследованной (негенетической) информации, способов еёорганизации и хранения».
Подинформационной культурой мы понимаем: систематизированную совокупность знаний,умений, навыков, обеспечивающую оптимальное осуществление индивидуальнойинформационной деятельности.
Итак, длястановления информационного общества необходимо единство информации и культуры,поскольку наличие культурного сознания является обязательным условием развитиямира, общества, индивида.
На протяжениивсего хода исторического развития общества человечеством выработано множествосредств и способов передачи информации, называемых информационнымикоммуникациями.
Сутькоммуникации заключается в осуществлении связи между пространственноразделёнными объектами. Эта связь может осуществляться разными способами, изкоторых самым распространённым является информационный. Соответственно, и такиекоммуникации, в которых связь между разделёнными объектами осуществляется путёмпередачи информации, называются информационными.
В зависимостиот канала передачи сообщений принято делить информационные коммуникации нанеформальные и формальные. Неформальные коммуникации устанавливаются путёмличных контактов, встреч, бесед, а формальные – через специально созданныеобществом организации и учреждения – систему печатных изданий, информационныеслужбы и т.д.
По формепредставления сообщений информационные коммуникации подразделяются надокументальные, по которым движется зафиксированная на носителе информация, ине документальные – устная речь.
Способпередачи информации соответственно, тип коммуникации определяет канал — специально созданная в обществе траектория, по которой осуществляется движениеинформации. Его значение трудно переоценить, поскольку смена одного типакоммуникации другим подчиняется действию закона соответствия пропускнойспособности каналов коммуникаций объему движущейся по ним информации. Действиеэтого закона основано на противоречии между относительно постоянной и весьмаограниченной пропускной способностью каналов и все возрастающим в ходеобщественной практики объемом информации, в результате чего возникаютинформационные заторы, «пробки», приводящие к информационным революциям. Каждаяинформационная революция разрешает на определенное время это противоречиесозданием принципиально новых каналов, имеющих большие пропускные способности.
Такимобразом, рассмотрение понятия и механизма смены информационных коммуникацийстановится теоретической основой информационных революций, объясняет ихприроду, цели и результаты.
Итак,информация — первооснова мира. Все, что нас окружает, везде и всюду информация,информация внутри нас и вне нас.
В конце XXвека ее социальное значение резко усилилось. Возросли информационныепотребности общества и отдельной личности. Возник информационный рынок.Происходящие в обществе изменения, однако, не исчерпываются оперированиемогромными, растущими в геометрической прогрессии объемами информации,перерабатываемой посредством новых информационных технологий. Одновременно идетубыстрение темпов экономического, социального, политического и культурногоразвития общества.
Под развитиемпонимается необратимое, направленное, закономерное изменение материальных иидеальных объектов. Основные типы развития общества — эволюция и революция.Этому есть научное объяснение. Так, основой развития человека, человечества в целом,является необходимость перемен. Перемены не связаны прямо со структурнымиособенностями общественной ситуации, что кажется на первый взгляд, что лежит паповерхности. Перемены в жизни отдельного человека, человечества зависят отналичия культурного сознания. Это обязательное условие развития мира,существования человеческой цивилизации. Информация играет особую роль всоциальном развитии, она «провоцирует» перемены. Человек постоянно сталкиваетсяс чем-то новым и неожиданным, живет в условиях неопределенности. Желаниеуменьшить эту неопределенность приводит к росту объема используемой информации.Наращивание новой информации и увеличение её объема, приходящего кнесоответствию с пропускной способностью каналов коммуникаций, влечет за собойинформационные революции. Информационная революция представляет собойкачественный скачок в способах переработки информации. Этот скачок становитсянеобходимым для преодоления несоответствия между ростом количествациркулирующей в обществе социальной информации и возможностями ееиспользования. Результатом каждой информационной революции является заменасуществующей формы материального носителя информации на более совершенную,соответствующую возможностям нового витка развития общества.
Каждаяреволюция решает свои задачи и приводит к определенным социальным последствиям.Здесь всегда прослеживается закономерность: информационная революциясопровождается общественным прогрессом (или даже его предопределяет), аобщественный прогресс стимулирует совершенствование или коренную смену формыматериального носителя информации. Ученые выделяют пять великих информационныхреволюций, которые оказали решающее воздействие на возможности человечества восвоении мира и на дальнейшее прогрессирующее развитие общества.
Перваяинформационная революция связана со стихийно возникшей в процессе совместнойтрудовой деятельности членораздельной речью — человеческим языком. По мереусложнения форм организации коллективной жизни увеличивалась необходимостьинформационного обмена между индивидами. Язык стал мощным средством дальнейшегоразвития человека, общества и сознания, поскольку язык есть способ выражения исообщения мыслей, всей совокупности знания и представлений людей о мире.Непосредственная связь с мышлением обеспечивает языку возможность осуществлятькоммуникативную функцию, наращивать, хранить и совершенствовать полученные сего помощью знания.
Социальнаясущность языка проявилась в эпоху палеолита, древнего каменного века — началаистории человечества. На протяжении тысячелетий устная речь объединяла людейодним речевым кодом. Так создавались племена и союзы, которые становилисьхранителями, носителями и наследниками накопленной информации. Говорясовременным языком, формировался банк данных, родовой информационный фонд,сохраняющий культурный опыт поколений. Естественно, информационный фондпалеолита был беден, он соответствовал кругу жизненных представлений древнихлюдей и не мог существовать вне их памяти. Когда был накоплен объем информации,превышающий объем человеческой памяти, назрела необходимость в созданиивспомогательных средств хранения знаний в пространстве и времени. Такимсредством стала документальная фиксация информации.
С развитиемсоциальной деятельности людей информационная картина мира все более приобретаетсигнальный, знаковый характер. Первобытный человек использовал дым от костра,зарубки на дереве, наскальные рисунки, завязанные узелки, бирки и т.п. Затем напомощь довольно примитивным формам связи пришло письмо. С изобретениемписьменности связана вторая информационная революция.
Письменность- это система закрепления на материале (камне, папирусе, бумаге и т.п.) звуковречи и слов языка средствами условных знаков с целью передачи их содержания отодного человека другому. Раннее, так называемое «рисуночное письмо», получилоназвание пиктография (от латинского слова «пиктус» — писанный красками и отгреческого слова «графо» — пишу). На поверхности скалы или на стенах пещерырисунки процарапывались острым орудием (камнем, раковиной, костью) илинаносились краской. Рисунки — пиктограммы изображали сцены охоты, военныесообщения, религиозные формулы, любовные письма и т.д.
Особенностьпиктографического письма состоит в том, что оно может быть расшифровано налюбом языке. Пиктография не требует от воспринимающего информацию какой-тоособой грамотности. Поэтому она стала средством связи для множества людей.Наглядность, простота и конкретность выражения мыслей позволили рисуночномуписьму сохраниться до наших дней. Например, оно широко применяется в торговойрекламе, карикатуре «без слов», дорожных знаках, в книгах для детей дошкольноговозраста и т.д.
Дальнейшаяэволюция письма связана с изменениями в общественном производстве, когда наразвалинах первобытного строя складывались ранние классовые общества игосударства. Управление государством требовало упорядочения письменнойдокументации. Каждому возникающему государству требовалось заключениесобственных соглашений с соседними странами, торговых сделок. С новой,рабовладельческой, общественной формацией связаны системы идеографического письма(идеография — от греческих слов «идеа» — образ, понятие и «графо» — пишу). Напротяжении многих тысячелетий культурного развития человека шел постепеннопроцесс стилизации, схематизации пиктограмм. В письмо вводились знаки,обозначающие отвлеченные понятия. За каждым понятием закреплялся отдельныйзнак. Пиктограммы утрачивали изобразительный элемент и превращались в условныезнаки, графические символы. Таким образом, рисунки упрощались, а само письмостановилось все сложней.
Обучение идеографическомуписьму всегда было нелегким и длительным. Идеограмма передает целое слово, а незвуки и не слоги, из которых слово состоит. Количество идеограмм растет сувеличением словарного запаса языка. Трудно также отыскать сходство междуизображением предмета и его идеограммой. Неслучайно одним из сложных дляусвоения языком остается китайский — иероглифика, основанная на идеографическомписьме.
Вследствиетого, что идеографическое письмо было чрезвычайно трудным, оно было доступноузкому кругу — придворной знати, жрецам, монахам. Со временем развитиемеждународных отношений потребовало, чтобы письмом владели не только избранные,но и мореплаватели, торговцы. Число грамотных людей значительно возросло сизобретением упрошенного, алфавитного письма. В алфавитном письме (алфавит — отназвания первых двух греческих букв — альфа и бета) каждому звуку соответствуетопределенный знак. Заслуга создания и распространения первого подлинногоалфавита, как чисто буквенно-знаковой системы, принадлежит древним финикийцам,у которых торговля, мореплавание и ремесло достигли исключительно высокого потем временам уровня.
Изобретениеалфавита позволило преодолеть разрыв между устной речью и языком, вызвало вобщении людей качественные изменения, привело к «алфавитному мышлению». И внаше время преобладает эта гениально ясная и простая система письма, состоящаяиз двух-трех десятков букв.
Письменность- выдающееся достижение человеческого разума. Она оказала неоценимое влияние нетолько на материальную, но и на духовную жизнь людей. Стала формироватьсяписьменная история человечества. Письменная речь остается главной формойфиксации и передачи информации до сих пор:
Молчатгробницы, мумии и кости, — лишь слову жизнь дана:
Из древнейтьмы на мировом погосте
Звучат лишьПисьмена,
И нет у насиного достоянья!
Умейте жеберечь
Хоть в мерусил, в дни злобы и страданья,
Наш дарбессмертный — речь.
(И. Бунин,«Слово»).
Изобретениеписьменности позволило сделать резкий скачок в информационном развитииобщества. Документальная фиксация информации активизировала обмен социальнымопытом, его накопление для последующего неоднократного использования,сохранение от искажения.
Величайшимдостижением эпохи письменных коммуникаций в древнем мире стала книга — главныйинструмент трансформации культурного опыта поколений. В книгах, как важнейшейформе закрепления семантической информации (связного и достаточно пространноготекста), заключены неограниченные возможности фиксации информации, и передачисе во времени и пространстве. История книги, величественная и трагическая,неотделима от истории развития общества. Во все времена книга была и остаетсяорудием политической и идеологической борьбы, распространения знаний,образования и воспитания.
В древнеммире рукописная книга существовала в разных формах: глиняных дощечек,папирусного и пергаментного свитка, «диплома» (двух деревянных дощечек,соединенных между собой), наконец, кодекса (прототипа современной формы книги)- многолистной пергаментной тетради с титульным листом, в переплете.
Книги, ихколичество, широта отражаемых знаний, искусство оформления служат показателеминформационной культуры, общества. В то же время книжные собрания позволяютопределить объем освоенной информации, накопленной на каждом историческомотрезке жизни.
Общеизвестныйпример знаменитая Александрийская библиотека. Она была основана в III веке дон.э., собирание ее продолжалось в течение нескольких столетий. Александрийская библиотекаможет служить символом, гиперконцентратом второй информационной революции,связанной с изобретением письменности. По приблизительным расчетам современнойнауки книжное собрание этой библиотеки определяло тот информационный минимум,который могло использовать и освоить тогда человечество. Ведь человек делаеттолько то, что умеет, а умеет он то, что знает. Объем знаний, аналогичныйобъему Александрийской библиотеки, ограничивал технологический, социальный иобщий духовно-культурный потенциал человечества, доступный для освоения.
На Руси, посвидетельству дошедших до нас документальных источников с начала IX века, былошироко поставлено производство рукописных книг. Их количество было весьмазначительно, но книги погибали в огне междоусобных войн и вражеских нашествий.До наших дней дошла только малая часть памятников русской письменности, такихкак «Остромирово Евангелие», «Изборник», «Архангельское Евангелие», «Повестьвременных лет», «Слово б полку Игореве». В древних рукописных книгах, летописяхинформационная культура Руси связывается с мировой информационной культурой,подтверждается интенсивное развитие общества, рост грамотности среди представителейвсех классов.
Письменностьв значительной мере способствовала сохранению произведений информации,появлению архивов, музеев, библиотек — специальных учреждений хранения,передачи, обработки информации. Однако, даже с началом Ренессанса, эпохиВозрождения, когда формировалась антифеодальная, светская культура и гуманистическоемировоззрение, скорость распространения информации не могла быть высокой. Ведьрукописная книга, по сути, есть способ элитарной коммуникации, как документ,изготовлявшийся и сохранявшийся в ограниченном количестве экземпляров. К томуже, каждый переписываемый вариант первого экземпляра книги по содержанию ивнешнему исполнению значительно отличался от всех других вариантов, становилсяотносительно самостоятельным. Средневековая рукописная книга представляла собойв каждом случае переписки уникальное произведение искусства и считаласьпредметом роскоши. Низкая скорость переписки текстов, недостаточнаяпродуктивность, дороговизна этого процесса явно не удовлетворяли информационныепотребности общества. Конфликт между объемом информации и потребностямиобщества привел к третьей информационнойреволюции – изобретению книгопечатания.
Книгопечатаниеи сегодня, в эру глобальной информатизации, сохраняет статус величайшегооткрытия, которое когда-либо совершили люди. Изобретение печатного станкасыграло огромную роль в социально-политической, экономической иисторико-культурной жизни человечества, в сохранении и распространении идей изнаний. Промышленный переворот XVIII века, называемый индустриальнойреволюцией, был бы просто невозможен без предшествующей информационнойреволюции, порожденной книгопечатанием. По словам великого французскогописателя Виктора Гюго в книгопечатании заключен «зародыш всех революций».
Возникновениекнигопечатания в Европе относят к 40-м годам XVI века и связывают с именемИохана Гутенберга. Он изобрел рациональный и производительный способ литьяпечатных знаков — способ печатания текста подвижными металлическими литерами.Тиражирование текстов с помощью изобретенного Гутенбергом печатного станкаудешевило книгу, сделало ее доступной одновременно большому количеству людей. Вновом облике книга изменила и облик эпохи. Яркий пример. Мировоззрение человечестваизменилось благодаря первым двум тиражам знаменитой книги «Об обращенияхнебесных сфер» Николая Коперника, раскрывшего гелиоцентрическую систему мира.Оба тиража не превышали 500 экз., но при старой рукописной технологии дляраспространения теории Коперника понадобилось бы столетие. В печатномисполнении философское учение о единстве мира стало общечеловеческим знаниембуквально за несколько лет.
Изобретениекнигопечатания, по словам Ф. Энгельса, относится к тем факторам, которыеобусловили возрождение культуры, науки «после темной ночи средневековья».Влияние печати на политическую, социальную, экономическую, культурную жизньобщества усилилось в XVI — XVII вв. в период Реформации, первых буржуазныхреволюций, превращения ремесленных мастерских в раннекапиталистическуюмануфактуру. В информационную инфраструктуру общества вошли новые социальныеинституты — книготорговые учреждения и типографии, возникли новые виды изданий- газеты, журналы, карты, ноты и др.
В Россиипервая, так называемая анонимная, типография появилась около 1553 году. Ноначало книгопечатания связывают с изданием в 1564 году знаменитой книги«Апостол», первого труда московских печатников Ивана Федорова и ПетраМстиславца. Книгопечатание в стране очень скоро стало мощным средством распространенияи сохранения идей и знаний, развития науки, культуры, образования, ростанационального самосознания, орудием социальной и идеологической борьбы.
Дальнейшееразвитие мировой цивилизации, интенсивное накопление научных знаний в сферефизики, математики, логики, лингвистики, техники, переход к крупной машиннойиндустрии, расширение производственных связей обусловили следующий этапинформационного кризиса. Информационные потребности общества к последней третиXVIII века намного превысили информационные технологии. Информационный кризисускорил небывалый подъем индустрии. Паровая машина, прядильный станок, новыепроцессы в металлургии, и, в целом, замена ручных инструментов машинами. Вистории этот период обозначен как начало индустриальной революции. НаступилаЭпоха Машин. Сто лет спустя произошел новый, еще более мощныйиндустриальный взрыв, также характеризуемый как индустриальная революция.Изобретение двигателя внутреннего сгорания, открытие электричества, созданиехимической промышленности, эффективного сталелитейного производства, расцветмикроизобретений в сельском хозяйстве — все это подтверждает революционныйхарактер новых индустриальных технологий в конце XIX века. Электричество былоцентральной силой индустриальной революции. Благодаря генерированию и передачеэлектроэнергии оно смогло применяться во всех других областях и осуществилосвязь между этими областями. Пример — электрический телеграф, которыйпревратился в коммуникационную сеть, связывающую весь мир.
Изобретениетелефона разрешило проблему дистанционного обмена речевыми сообщениямиогромного множества людей. Телеграф, телефон, радио, кино, фотография,звукозапись. Все эти открытия способствовали формированию нового этапа развитияобщества, поскольку технологические инновации всегда отражают экономическийрост, уровень жизни и взаимодействие человека с природой, состояниеинформатизации и знаний. Этап разрешения кризиса информационных технологий вконце XIX — начале XX вв. называют четвертой информационной революцией.
Четвертаяинформационная революция плавно и по историческим меркам почти мгновенноперешла в пятую информационную революцию — революцию информационных технологий.
Пятаяинформационная революция не уничтожила достижения прошлого. И хотя многиефункции предыдущих носителей информации стали более успешно выполнять новыетехнические средства, устная речь, письменность, книгопечатание, кино, радиоостаются важнейшими видами распространения информации. Но они развиваются уже вкачественно иной информационной инфраструктуре и, естественно, видоизменяются,соединяются с новыми технологиями. Технической базой новых коммуникаций сталоразвитие микроэлектроники и вычислительной техники.
В нашейстране первая электронная вычислительная машина создана в конце 40-х годоврусским инженером С.А. Лебедевым. Практически в то же время ЭВМ появляются вСША. С 50-х годов в быт входит телевидение, которое быстро становится основнымвидом коммуникации, незаменимым средством массовой информации, воздействующимна сознание и поведение людей.
Переход отиндустриальной эпохи к информационному веку, основанный на революции винформационных технологиях (чипы, компьютеры, телекоммуникации, Интернет),относится к 70-м годам XX века. Именно тогда была создана новая технологическаясистема, которая с тех пор распространилась по всему миру.
По сравнениюс ее историческими предшественницами пятая информационная революция совершиласьменее чем за два десятилетия — с середины 1970-х до 1990-х годов. Но ее существенныеотличия от других информационных революций состоят не только в невиданныхтемпах. Это первая революция в области информационных технологий, которые самиявляются теперь источниками производительности, производительной силой.Информация сама по себе стала сырьем. Создаются технологии для воздействия наинформацию, а не просто производится информация, предназначенная для воздействияна технологию, как было в случае предшествующих информационных революций. Информационныетехнологии (вычислительная техника, микроэлектроника, телекоммуникации, геннаяинженерия и т.д.) обладают несравненным объемом памяти и скоростью передачиинформации. Эра машин переходит в эру цифр. Мир расширяется посредством общегоцифрового языка, на котором информации создается, хранится, извлекается,обрабатывается и передается. Компьютеры, коммуникационные системы, генетическоедекодирование и программирование служат усилению и расширению человеческоймысли. И естественно интеграция между человеческой мыслью и информационнойтехнологией существенно влияет на все области деятельности, на наше рождение,учебу, работу, производство, потребление, отношения, чувства. В результате формируетсяпринципиально новая социальная структура, новое информационное общество.
Историческиеэтапы информатизации общества свидетельствуют о поступательном развитиичеловеческой цивилизации, социальном прогрессе. В каждую последующую эпохупроисходит больше технических изобретений и научных открытий. Каждыйпоследующий период в несколько раз менее продолжителен и намного мощнее по объемуинформации, чем предыдущий. Историческое время как бы уплотняется, техническийкультурный прогресс движется с колоссальным ускорением. Человечество умнеетзаметно, обогащается культурным опытом предшествующих поколений. Если первуюинформационную революцию от второй отделяли десятки тысячелетий, то эволюциясовременных средств коммуникации укладывается в годы и даже в месяцы. Значит,не за горами новый скачок в информационном развитии мира. Что принесет намшестая информационная революция? Каким будет ее главный лозунг? На что онабудет направлена?
Глоссарий
Глоссарий (отгреч. glossa — язык) – словарь, раскрывающий смысл непонятных слов иливыражений.
Дефиниция (отлат. definitio — ограничение) – определение понятия путём перечисления егопризнаков, т.е. путём указания на содержание понятия.
Рефлексия (отлат. reflexio – обращение назад) – процесс осмысления человеком собственныхдействий, самонаблюдение, самопознание.
Семантика –учение о значении слов, об отношениях между знаками, т.е. между словами ипредложениями и тем, что они означают.
Используемаялитература
1. Дулатова А.Н.Информационная культура личности [текст]: учеб.пособие/ А.Н. Дулатова,Н.Б.Зиновьева. – Краснодар КГУКИ.