Реферат по предмету "Социология"


Инновационная среда социальной сферы

Волгоградская  академия государственной  службы
при президентеРоссийской Федерации



Факультет:государственного и муниципального управления


Кафедра социологии и психологии управления








курсовая работа по теме:
ИННОВАЦИОННАЯФУНКЦИЯ
СОЦИАЛЬНОЙСФЕРЫ








выполнил:  студент                     группы У-203 В.В. Затеев
принял: профессор
Н. Х. Атаян                    
                        



Волгоград  2001
Содержание
 TOC o «1-3» Содержание… GOTOBUTTON _Toc514420430   PAGEREF _Toc514420430 2
Введение… GOTOBUTTON _Toc514420431   PAGEREF _Toc514420431 3
Инновационная функция социальной сферы и еёреализация… GOTOBUTTON _Toc514420432   PAGEREF _Toc514420432 5
Реализация инновационной функции социальнойсферы в современной российской действительности   GOTOBUTTON _Toc514420433   PAGEREF _Toc514420433 11
Пути совершенствования реализацииинновационной функции социальной сферы в России         GOTOBUTTON _Toc514420434   PAGEREF _Toc514420434 19
Заключение… GOTOBUTTON _Toc514420435   PAGEREF _Toc514420435 30
Список использованной литературы иисточников… GOTOBUTTON _Toc514420436   PAGEREF _Toc514420436 32
Введение
Больше десяти лет назад Россия ступила на путь реформ, направленных напозитивное развитие страны в духе “либеральных ценностей”, но до сих порзначительного улучшения не ощущается. Конечно, трудно ожидать быстрыхпозитивных изменений после семидесяти лет командно-административного правления,но и такого упадка, который наблюдается сейчас, особенно в социальной сфере,можно было избежать. К сожалению, история не терпит сослагательных наклонений.
Одной из причин такого положения вещей является, несомненно, разрушениеустоявшегося порядка и отсутствие у руководителей изменениями чёткогопредставления об основах строительства “нового” порядка. Поэтому применялисьпростейшие методы, унаследованные от старого режима. Основой которых являлась“направленность на человечество”, а не на человека. В дополнение к этомутрадиция непрозрачности сферы государственной власти, дистанцированностьчиновников от  населения и многое другое.Одни из исследователей утверждают, что другой причиной неудовлетворительногопротекания реформ является пресловутый “российский менталитет”. Другие видятосновную причину провала реформ в сугубо техническом подходе реформаторов крешению,  стоящих перед ними задач попозитивному развитию населения и экономики. Конечно, нельзя отвергать иэкономической неграмотности реформаторов, и незавершённости реформ,неопределённости их действия, политической нестабильности и многих другихфакторов.
Существуют и другие точки зрения относительно неудач реформирования, нодля настоящей работы существенными являются те позиции, которые затрагиваютследующие три аспекта: направленность реформ на решение проблем каждогоотдельного человека; способности населения к восприятию реформ; способности ивозможности властей к их продвижению. Именно в адаптации реформ к населению,населения к реформам, а так же в подготовке чиновников к управлению этимпроцессом адаптации заключаются основные проблемы современного российскогообщества. Разрешить её одна из первоочередных задач государственных задач. 
Решение этой проблемы кроется в социальной сфере, так как все реформыкасаются прежде всего населения, хотя некоторые деятели так и не считают. Длятого чтобы  найти наиболее эффективныеинструменты и механизмы разрешения этой проблемы необходимо тщательнопроанализировать инновационную  функциюсоциальной сферы. Так как всё что связано с изменениями и продвижением вперёдявляется сферой действия инновационной функции какого-либо субъекта или области.
Таким образом ясно проступает цель данной работы —изучить инновационную  функциюсоциальной сферы и найти наиболее эффективные пути её реализации. Для успешногодостижения поставленной цели совершенно необходимо выполнить следующие задачи:
1.определить настоящее положение дел в социальной сфере, исследуя дляэтого доступную литературу по данной проблеме.
2.найти теоретические наработки по реализации инновационной функциисоциальной сферы.
3.определить факторы влияющие на реализацию данных наработок.
4.путём сопоставления выявленных факторов и теоретических наработок,выбрать из них наиболее перспективные для реализации инновационной функциисоциальной сферы.
Объектом данной работы является социальная сфера общества. Предметом —инновационная функция социальной сферы.
 Инновационнаяфункция социальной сферы и её реализация
Для успешного выполнения и понимания работы совершенно необходимо определитьсяс понятиями и терминами, используемыми автором в данной работе, а также выявитьспецифику данной темы.
Основополагающим понятием данной работы является социальная сфера—сфера производства человека. Тесно связаны с понятием социальной сферыследующие общественнозначимые категории: здравоохранение, образование,занятость, экология, культура и многие другие. Совокупность этих категорийопределяет здоровье общества, его экономическое положение, здоровье среды, вкоторой оно обитает, возможности для развития и воспроизводства самогообщества. Социальная сфера является самоорганизующейся системой, что в своюочередь является дополнительным фактором для осторожного с ней обращения.
Вторым понятием, необходимым для данной работы является инновационнаяфункция социальной сферы, но для его понимания необходимопредварительно определиться с тем, что такое инновационная функция вообще. Итакинновационная функция —это поддержка инновационногопроцесса, то есть обеспечение его непрерывности, успешного взаимодействия всехучастников инновационного процесса и преемственности всех его стадий на пути квнедрению инноваций и получению положительного результата от их внедрения, а также обнаружение новшеств, выбор наиболее эффективных и запуск новогоинновационного процесса.
Инновационная функция социальной сферызаключается в обеспечениисоответствия реформационных процессов нуждам общества и каждого его члена вотдельности, а так же во внедрении социальных инноваций, что обеспечит успешноепродвижение реформ и их позитивную результативность.
Инновационная функция социальной сферы это комплексная функция. Еёкомплексность объясняется проникновением этой функции во все области социально-экономическойдеятельности общества, сложностью субъекта реализации, а так же тем, чтореализация её требует выполнения других функций. Для России характерно болееширокое распространение данной функции, что обусловлено коренными переменамипроисходящими в нашей стране.
Реализация инновационной функции социальной сферы обеспечиваетсяследующими субъектами:
1.  государством
2.  общественными и коммерческимиорганизациями
3.  гражданами
В государственных структурах инновационная функция распределяется междуфедеральным, региональным и муниципальным уровнями. Основным механизмом реализации государственнойинновационной функции социальной сферы является государственная социальнаяполитика.
Понятие социальная политика (государственная социальнаяполитика) также занимает важное место в данной работе, так как представляетсобой наиболее мощный инструмент самого крупного субъекта реализацииинновационной функции социальной сферы. И если социальная сфера определяетсякак производство человека, то социальную политику можноопределить как процесс государственного регулирования производства человека.Социальная политика влияет на все сферы жизнедеятельности общества и во многомспособна определить действия менее влиятельных субъектов реализацииинновационной функции социальной сферы.
Фактически социальная политика является набором нормативно подтверждённыхмер по регулированию социальных процессов. Но помимо нормативногоподтверждения, реализация этих мер часто требует значительных экономических иорганизационных расходов, которые государство в последнее время стремитсяперенести на плечи частных лиц или организаций.
На уровне организаций инновационная функция социальной сферы реализуетсячерез социальную поддержку своих членов и по возможности заботу о других членахобщества, которая может проявляться в различных формах. Таких как: прямыеденежные выплаты; помощь натуральными продуктами; развитие восстановительнойбазы; участие в мероприятиях по охране окружающей среды; разработка ипродвижение социальных инноваций.
Граждане должны, в первую очередь, сами активно себе помогать в решениисоциальных проблем. В чём это может проявляться? Хотя бы в соблюдении своихконституционных обязанностей. Помимо этого, граждане могут распространятьпозитивный опыт решения социальных проблем, активно влиять на деятельностьорганов власти и социально ориентированных организаций. Развитие гражданскойактивности в социальной сфере это одна из задач стоящих перед субъектамиреализации инновационной функции социальной сферы. Гражданская активность всоциальной сфере играет двоякую роль. С одной стороны это непосредственныймеханизм реализации инновационной функции. С другой стороны гражданскаяактивность является индикатором восприятия социальных процессов населением иисходным источником информации для дальнейших преобразований.
Субъекты и механизмы реализации инновационной функции социальной сферыэто ещё только начало. Для того чтобы воплотиться в конкретный результат онадолжна обеспечиваться следующими ресурсами:
           информационными—это один из важнейших ресурсов в современном обществе. Обеспеченностьэтим ресурсом включает  себя равноераспределение информации между субъектами процесса, доступность сути информациидля субъектов всех уровней, релевантность информации, надёжность каналовтрансляции информации, возможность своевременного обновления информации.Недостаток информационного ресурса приводит к неадекватной реакции субъектовинновационного процесса на нововведение, прерывистости инновационного процесса,искажение результата инновации.
           организационными—эти ресурсы определяют чёткость распределения функций, полномочий иобязанностей между субъектами инновационного процесса, преемственностьразличных его стадий и уровней. Недостаток данного ресурса негативно влияет наэффективность выполнения различных стадий инновационного процесса и какследствие нарушение всего процесса.
           человеческими—этот ресурс определяет качество выполнения отдельных операций.Обеспеченность человеческим ресурсом определяется квалификацией субъектов иисполнителей инновационного процесса, их количественной достаточностью.Спецификой социальной сферы является часто очень большое количествосубъектов-потребителей вводимого блага и крайний недостаток субъектов-новаторови субъектов-исполнителей.
           финансовыми—эти ресурсы во многом влияют на обеспеченность инновационного процессадругими ресурсами. В социальной сфере остро стоит проблема эффективногораспределения и использования финансов из-за непрозрачности финансовых потокови бесприбыльности отечественной социальной сферы.
           инновационныйпотенциал —сам по себе ресурс не может бытьопределён, он выявляется в соотношении с другим ресурсами. Определяетвозможности для дальнейшего развития в данном направлении, степеньпротиводействия инновации, адаптивные возможности инновации. В современнойроссийской действительности весьма высок.
Общей характеристикой обеспеченности инновационной функции социальнойсферы в России является недостаток всех видов ресурсов и неэффективное ихиспользование. Так как социальная сфера в нашей стране в основе своей являетсядатируемой из бюджетных средств, и играет роль балласта для экономическогоразвития.
Другим мощным механизмом реализации социальной сферы являются социальныеинновации. Они могут быть вещественными, организационными и культурными. Социальныеинновации направлены на решение каких-либо социальных проблем и непосредственновлияют на общество. Инновации распределяются по уровню воздействия:государственного, регионального, местного и локального уровня.[1]При этом организационные и культурныеинновации могут осуществляться на всех уровнях в равной степени, а техническиев основном на локальном и местном уровнях. Необходимо отметить важную рольпреемственности различных уровней реализации инновационной функции. Делениеинноваций определяет разные уровни инновационного конфликта, с которымипридётся столкнуться при использовании данного механизма реализацииинновационной функции.
Именно инновационные конфликты различного вида являются зачастуюпрепятствием на пути продвижения реформ. Типология конфликтов до конца неразработана, так как оснований их деления может быть найдено множество. Дляданной работы наиболее важной типологией является типология по уровню конфликтаи по причине. Причины инновационного конфликта так же выделяются различные. Нобольшинство исследователей склоняются к преимущественно психологическимоснованиям инновационного конфликта.
Существуют различные точки зрения и на то, что должно быть первоочереднойзадачей инновационной функции социальной сферы. Одни предполагают, что в первуюочередь необходимо поддержание высокого уровня жизни. Другие считают, чторазвитие трудового потенциала наиболее важно для успешного развития страны. Кэтой группе примыкает большинство исследователей.[2]Третья группа уверенно иаргументировано доказывает важность развития науки и предпринимательства. Вцелом учёная общественность разделилась по различным направлениям социальнойсферы и каждая группа по своему права. Но выбрать то, что действительно важно,наверное ещё предстоит. Правительство и другие органы власти, судя попредлагаемым реформам, выбрало приоритетным развитие кадрового потенциала изанятость населения.
По глубокому убеждению автора акцент в реализации инновационной функциисоциальной сферы должен быть сделан на подъём культурного уровня и науки, а также переориентация социальной сферы на самообеспечение. Подъём культурынеобходим как механизм ценностной ориентации населения, а развитие науки этобаза для дальнейшего подъёма всех сфер деятельности.
Именно культурный уровень определяет отношение человека к труду, своемуздоровью, окружающей среде, своему положению в обществе, к семье, гражданскомудолгу, определяет  потребности человека.Давно известно, что именно культурная среда играет определяющее значение вформировании отношения к жизни, стрессовым ситуациям и определяет дальнейшееповедение индивида. Особенно это влияние заметно в настоящее время развитиямассовой культуры посредством средств массовой информации.
Наука как основной двигатель прогресса и механизм современного обществадля поддержания своей конкурентоспособности в динамически развивающемсяобществе. Общественные науки в целом это база для решения социальных проблем спомощью организационных механизмов. Естественные науки соответственно развиваюттехногенный потенциал страны. Важно понимание того, что развитие гуманитарных иестественных наук должно происходить гармонично без перекосов в ту или иную сторону. Так как без развитойтехнологической базы невозможно экономическое развитие. А без соответствующегоразвития гуманитарных наук невозможно воспроизводство социально ориентированнойсистемы взаимоотношений.[4]И научно технический прогресс не должен обгонятькультурное развитие, а главное не должен подменять собой культуру, дабы непревратить общество из живого организма в некий механизм подчиняющийся толькострого рациональным законам, в которых нет места для творчества, аследовательно и дальнейшего гармоничного развития.
Реализацияинновационной функции социальной сферы в современной российской действительности
При подготовке данной работы автор использовал нормативные документыПравительства Российской Федерации, публикации документов научных конференций исеминаров по данной проблематике и публикации различных учёных.
Состояние дел с реализацией инновационной функции социальной сферы вРоссии представляется весьма неблагополучным. Непрофессионализм чиновников наместах и их нежелание способствовать общественным интересам значительно снижаютвозможности инновационной функции в адаптации реформационных процессов к нуждамнаселения. В действительности ощущается огромная зависимость общества отгосударства. Это ведёт к таким процессам как рост неприятия законов, стагнациясоциальной сферы, развитие иждивенческих настроений. В наблюдаемом аспекте этопроявляется как потеря социальных ориентиров у населения, распространениепассивности во все области сферы деятельности, повышение уровня смертности.[5]
Но есть и противоположные тенденции так например наблюдается активизацияразличных организаций по решению социальных проблем, отдельные граждане активнопомогают согражданам. Растёт интерес населения к культурному наследию исохранению окружающей среды, к сожалению не столь быстрыми темпами как ростнаркомании и других негативных тенденций в среде молодёжи (основы развитиялюбого общества). То есть стремление к лучшему проявляется не как “само посебе”, а как реакция на ухудшение обстановки. Как стремление найти“стабильность” в хаосе. При этом стабильность понимается, зачастую, какустоявшееся положение вещей без каких-либо перемен. В то время как стабильностьобщества лежит в его устойчивом развитии, то есть гармоничном развитии всехсфер человеческой деятельности и территории на которой проживает данноеобщество.
На реализацию инновационной функции оказывает влияние и такое важноеявление как средства массовой информации /далее СМИ/. Влияние СМИ наинновационный процесс неоднозначно. С одной стороны, они предоставляютинформацию, готовят население к восприятию реформ, распространяют положительныйопыт решения социальных проблем.
С другой стороны, СМИ  оказываютявно негативное влияние на состояние дел в социальной сфере, а следовательно ина реализацию её инновационной функции. Так например, давно замечено, что СМИчасто являются источниками социальной напряжённости предоставляя искажённую илинеполную информацию, часто влиятельные круги используют ресурсы СМИ дляинспирирования своих конфликтов в общество /недавний пример с НТВ/. СМИ это тотканал, через который хлынул в неокрепшее постсоветское массовое сознаниенеочищенный поток западной культуры.
Распространение такой массовой культуры тормозит развитие социальнойактивности граждан, порождает в массах населения, в лучшем случае, пассивноенедовольство собой, в худшем, активное недовольство положением в России исоздаёт миф о хорошей жизни заграницей. Такой когнитивный диссонанс определяетрост стремления к эмиграции лучших слоёв населения или тех, кто способенобеспечить себя и на родине. В случае состоявшейся эмиграции в долевом отношениироссийское население теряет свой здоровый потенциал воспроизводства и принимаетна себя обязательства эмигрантов по социальному обеспечению социальнонеблагополучных членов общества и поддержке несостоятельных. Это снижаетвозможности российского общества к адекватному и оперативному реагированию напроисходящие изменения.
В то же время СМИ являются одним из самых мощных каналов воздействия нанаселение. Через СМИ органы власти информируют население о готовящихсяпреобразованиях. И уже от личного уровня каждого гражданина зависит насколькоон воспримет поданную информацию, если она не искажена интерпретациейжурналистов. В этом и состоит задача информационного обеспечения инновационнойфункции, чтобы подать информацию в легкоусвояемом виде и в то же время неисказить её. Снабжение населения, организаций и властных структур достоверной,оперативной, релевантной и доступной информацией обуславливает в большой мереобеспеченность инновационной функции информационным ресурсом.
Как уже отмечалось выше, СМИ является мощным фактором распространениямассовой культуры, и не только распространения, но и её создания. О значениикультуры тоже уже упоминалось, следовательно, необходимым условием успешнойреализации инновационной функции социальной сферы является профессиональные СМИподдерживающие позитивные изменения российской действительности.
Но даже профессиональные СМИ это, часто, всего лишь зеркало отражающееокружающую действительность. Далее перечислены основные факторы современнойРоссийской действительности, негативно влияющие на реализацию инновационнойфункции социальной сферы:
*                   населениестареет
*                   происходитлюмпенизация российского общества
*                   огромныйразрыв между самой богатой и самой бедной частью общества порождает социальнуюнапряжённость
*                   маниакально-депрессивныйтип базовой российской личности предполагает накопление энергии недовольства,выплеск которой непредсказуем
*                   экологическаяобстановка ухудшается
*                   макроперестройкаэкономики ведёт за собой структурную безработицу
*                   обострениемеждународной конкуренции обуславливает возрастающую специализацию, что ведёт кросту длительной незанятости
*                   наличествуетбольшой (около 30-35%) сектор теневой экономики и связанная с ним номенклатурана местах и в федеральных органах власти
*                   вобществе растут требования к объёму и качеству социальных услуг
Положительные тенденции для реализации инновационной функции социальнойсферы выглядят следующим образом:
·      погашены долги по зарплате работникамбюджетной сферы
·      повышены пенсии
·      уточняется и совершенствуетсяроссийская нормативно-правовая база
·      повышается социально ориентированнаяактивность некоторых категорий населения
·      происходит переориентация ценностейво властных структурах с человечества на человека
·      властные структуры пополняютсямолодыми кадрами, способными к восприятию новой информации и адекватномуреагированию на неё
·      готовится проект реорганизациибюрократической системы с целью повышения эффективности использованиячиновничьих ресурсов[4]
·      Повышение контроля над СМИ со стороныгосударства можно отнести как к позитивным, так и к негативным. По убеждениюавтора здесь больше проявляется позитивных моментов, чем негативных. Сильногоущемления свободы слова не происходит, а предотвращение деструктивных влияний,которые оказывают СМИ под действием противоречащих друг другу сил иинспирирующих свои конфликты в общество, просто необходимо в современнойнестабильной ситуации.
Соотношение этих факторов учитывается при создании различных программсоциально-экономического и культурного развития общества на различных уровнях.
Важнейшим механизмом реализации инновационной функции социальной сферы,как упоминалось ранее, является социальная политика государства. Ниже приведёнанализ трёх важных документов принятых на стратегически важном заседании правительства 28.06.2000, на которомрассматривалась программа развития государства на ближайшие десять лет.
Было представлено три документа: «Стратегия развития РФ до 2010года», «Основные направления социально-экономической политикиправительства РФ на долгосрочную перспективу» и «Приоритетные задачиправительства на 2000 — 2001 гг.».
Главным отличием этих программ от всех предыдущих можно считатьвозведение во главу угла социальной политики государства. Макроэкономика,производственная, транспортная и агропромышленная сферы деятельностиправительства теперь всего лишь «инструменты» для решения социальныхпроблем населения и повышения уровня жизни. Без преувеличения, этореволюционный переворот в сознании российского чиновничества. Достаточновспомнить программы прежних либералов от Гайдара до Кириенко, в которых главнымбыло реформирование экономики, а уровень жизни, дескать, нормализуется и самсобой. «Невидимая рука рынка» должна была решить все наши проблемы. Ксожалению, эта «рука» очень быстро мутировала в чиновничий беспредел,когда за мизерные взятки уходили с лотка за бесценок все лакомые кускиобщенародной собственности. В новой программе предусматривается полный уход вближайшие годы государства из бизнеса. Но, что важно, лишь после установленияравенства всех перед обновленными и даже ужесточенными законами.
Социальная политика государства перейдет на адресное исполнение. То естьдействительно малоимущие граждане будут получать увеличенные пособия, а вполнеобеспеченные лишатся многих социальных выплат, которые они сейчас получаютиз-за «слепого» подхода властей. Сегодня на 40 процентов малоимущихприходится только 36,2 процента выплат. В 2005 году будет 85 процентов. Вближайшие годы предусматривается перевести все льготы госслужащих в конкретнуюденежную форму.
В образовательной части программы предусматривается постепенный переходна платное обучение в вузах. С политикой ежегодного клонирования безработных свысшим образованием решено покончить. Можно ожидать естественного сокращенияогромного количества государственных вузов и серьезных реформ в программах ихобучения. Будет введен единый государственный стандарт на среднее образование,чтобы «золотые» аттестаты в каком-нибудь Урюпинске не уступали поценности московским.
Наконец, окончательно решено серьезно реформировать естественныемонополии. В частности, в системе Министерства путей сообщения получит«зеленый свет» инициатива Николая Аксененко о постепенном выводе изсферы МПС пассажирских перевозок. Сегодня они окупаются максимум на 40 процентов.А чтобы компенсировать убытки, приходится поддерживать высокие тарифы нагрузоперевозки, все же дополнительные доходы использовать не по назначению. Ктому же высокий уровень тарифов уже в скором времени может отрицательносказаться на развитии отечественной промышленности. То же самое произойдет сРАО ЕЭС и Газпромом.
И последнее. Наконец государство перестанет бесцельно «бороться свывозом капитала» и займется созданием необходимых условий для егопритока. Для этого необходимы сильная государственная власть, независимаясудебная система и низкие налоги. Как видно, первым и последним условиямивласть занимается уже сейчас.
Остается только надеяться, что в ближайший год не «рухнут»мировые цены на энергоносители, приносящие сегодня треть доходов в казну.Западные инвесторы пока к нам не торопятся, а своих внутренних материальныхресурсов для «стратегического прорыва вперед» пока недостаточно.Иначе придется программу снова переделывать.
Так же за последние несколько месяцев Министерство экономики от лицаПравительства подготовило проект закона «О государственных минимальныхстандартах». Этот важнейший документ содержит перечень основных социальныхуслуг, гарантированных государством для всех граждан Российской Федерации внезависимости от финансового положения территории, где они проживают.
Проект закона является не только декларацией долгосрочных и краткосрочныхцелей социальной политики государства. Он должен создать механизм, определяющийобъем финансовой ответственности федерации перед регионами, при этом помогая импросчитать собственные нужды и принять исполнимый бюджет. Таким образом,сделана попытка просчитать нужды граждан и принять на себя ответственность заих обеспечение «в пределах имеющихся ресурсов». [10]
В Европе понятие гарантированных государством минимальных социальныхстандартов обсуждалось всеми правительствами, и в 1989 году была принятадекларация о социальных правах европейских граждан под названием«Свободная Европа». Сами дебаты явились результатом обсуждения декларацийо социальных правах во всемирном масштабе и необходимости обсудить программыдействий по реализации этих прав. Правительства европейских государств призналинеобходимость вмешательства в некоторые сферы общественной жизни, гдетребовался контроль за соблюдением минимальных социальных стандартов, но каждаяевропейская держава решала эти вопросы по-своему. Это предстоит и России. [7]
В сфере социальных инноваций так же происходит некоторое улучшениеположения. Так например, приняты меры по созданию экономических, инфраструктурныхи институциональных основ перехода к инновационной стадии развития России.Приоритетными задачами государственной инновационной политики стали:
·      выбор рациональных стратегий иприоритетов развития этой сферы при реализации в отраслях экономики критическихтехнологий и инновационных проектов, оказывающих влияние на повышениеэффективности производства и конкурентоспособности продукции;
·      обеспечение благоприятныхэкономических и финансовых условий


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.