Реферат по предмету "Социология"


Жилищные проблемы молодых семей

--PAGE_BREAK--



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖИЛИЩНОЙ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ
1.1.Понятие «молодая семья»


2008 год был объявлен в России Годом семьи. Традиционный Международный конгресс «Российская семья», ежегодно проходящий в рамках Российского государственного социального университета по инициативе и под руководством Общественного национального комитета «Российская семья», был целиком посвящен демографическим, социальным (включая и правовые), психологическим и иным насущным проблемам, касающимся функционирования молодой семьи. Не были обойдены вниманием также проблемы, относящиеся к числу отправных, в частности связанные с определением понятия молодой семьи. Представляется, что именно этот вопрос заслуживает особого внимания(39).

Происхождение термина «молодая семья» связано с понятием: «молодожены». Именно так обозначалась молодая семья в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей». В частности, в этом Постановлении указывалось, что с учетом сложившейся в различных регионах СССР демографической ситуации республики, края, области, автономные области и автономные округа должны были установить порядок обеспечения молодоженов при вступлении в брак как минимум комнатой, а при рождении первого ребенка — отдельной квартирой. При этом молодоженами признавались лица, вступившие в первый брак, если хотя бы один из супругов не достиг возраста 30 лет. Со временем эти критерии, применяемые уже к выражению «молодая семья», применялись в законодательстве и в литературных источниках, когда речь шла о других мерах государственной помощи молодой семье, в частности о предоставлении кредитов на обзаведение домашним хозяйством, о выделении комнат в семейных общежитиях и т.п.

В настоящее время многие законы, принятые в субъектах РФ, закрепили следующее понятие молодой семьи: это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка (38).

Может показаться, что понятия «молодожены» и «молодая семья» означают, по существу, одно и то же. Однако представляется, что эти понятия не должны расцениваться как синонимы.

Одним из существенных признаков, включаемых в понятие  молодой семьи должен быть факт наличия брака, зарегистрированного в органах загс. Этот брак должен быть первым. В связи с этим возникает достаточно важный практический вопрос: должен ли брак быть первым для обоих супругов или только для одного из них, в частности для того, кто не достиг возраста 30 лет? Поскольку ни наука, ни правоприменительная практика не могут предложить сколько-нибудь четко обоснованного решения данного вопроса, его решение целиком зависит от воли законодателя. Ясно лишь одно: он должен быть решен. Если руководствоваться исключительно соображениями гуманности и необходимости скорейшего улучшения демографической ситуации, то представляется, что для включения соответствующей супружеской пары в число молодых семей достаточно, чтобы брак был первым хотя бы для одного из супругов.

Самого пристального внимания заслуживает вопрос о временных рамках, в течение которых сохраняется правовой статус молодой семьи. При определении начального момента действия правового статуса молодой семьи следует исходить из того, что для такой семьи основной целью заключения брака предполагается рождение детей. Поэтому представляется вполне оправданным, что молодая семья возникает с момента заключения брака. Рождение первого ребенка — это уже этап ее развития. Иное решение представляется абсурдным: ведь еще до рождения ребенка семья озабочена вопросами обзаведения жильем, домашним хозяйством, для чего как раз и нужна материальная поддержка.

Конечная же возрастная граница в разных законах сегодня рассматривается неодинаково. В одних – это молодые люди, достигшие 30 лет, в других – 35 лет. Введение границы до 35 лет было осуществлено совсем недавно (с 2008 года). Но все же в связи с тем, что большинство законов интерпретирует термин «молодая семья», связывая его с ограничением в 30 лет, общепринятым является именно этот возраст.

Что касается момента прекращения правового статуса молодой семьи, то таким моментом должно быть истечение трехлетнего срока с момента заключения брака. Это соображение основано на широко известных научных данных о том, что, как правило, в течение трехлетнего периода проходит процесс адаптации супругов друг к другу, как принято говорить, процесс «притирки» характеров, накапливается жизненный опыт, в том числе опыт организации быта; в этот период приобретается хотя бы необходимое для жизни имущество. Как раз на этот период приходится первый «пик» разводов (3). Их количество достигает 70 % от всех (38).

Таким образом, понятие «молодая семья» учитывает возраст супругов лишь в момент ее создания, но не в момент прекращения и перехода в так называемую «среднюю» семью, так как к этому моменту супруги могут по возрасту оставаться молодыми (в возрасте 23 лет, а то и моложе). Однако из этого общего правила должно быть предусмотрено исключение: действие правового статуса молодой семьи должно сохраняться до момента предоставления тех льгот и преимуществ, на которые она вправе была рассчитывать, но они не были ей предоставлены в течение установленного законом срока действия статуса молодой семьи. В противном случае у органов и должностных лиц, ответственных за поддержку молодой семьи, может возникнуть соблазн в целях экономии государственных отсрочивать предоставление семье соответствующих льгот до истечения указанного срока. Поэтому если молодая семья в период действия данного правового статуса заявила о своем желании получить соответствующую поддержку, то в случае отказа в ее предоставлении по мотивам истечения срока она вправе требовать по суду предоставления соответствующих льгот (39).

Таким образом, в понятие «молодая семья» входят следующие основные положения:

·        брак должен быть зарегистрированным,

·        первым;

·        продолжительность совместной жизни до 3 лет;

·        граница возраста у супругов от 18 до 30 (35) лет.

Строительство семьи, как правило, молодежь ведет без опоры на какую-либо науку или законы. В стране отсутствует единая правовая база государственной семейной политики. Принимаемые государством меры в основном адресованы индивидууму и мало учитывают интересы семьи как социального института (38). Если современное российское общество и государство действительно заинтересованы в скорейшем — насколько это возможно — улучшении демографической ситуации, то необходима концентрация усилий со стороны законодателя, правоприменителей и ученых по разработке и принятию федерального закона об охране семьи, материнства, отцовства и детства, в котором было бы учтено то «общее» и «особенное», что характерно и необходимо для государственной охраны, поддержки и защиты семьи в целом и каждого ее типа в частности, включая характеристику правового статуса молодой семьи (39).Теперь судьба большого государства зависит от благополучия этой маленькой первичной ячейки общества.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.2. Жилищная проблема молодых семей и ее особенности


Как отмечалось ранее, жилищная проблема – одна из острейших проблем, стоящих перед молодежью.

Преобразования, произошедшие в течение последнего пятнадцатилетия в обществе и экономике, изменили представление о сути жилищной проблемы. В настоящее время она не ассоциируется, как прежде, с дефицитом жилых помещений. Сутью жилищной проблемы стало обеспечение доступности жилища для семей и одиноких граждан, у которых доходы не соответствуют затратам на его воспроизводство, то есть строительство, реконструкцию, модернизацию, ремонт, содержание (18).

Плохое состояние и несправедливое распределение жилищного фонда России является одной из главных социально-экономических проблем страны, приведших к демографическому кризису. Нехватка качественного жилья приводит к разводам в молодых семьях, к отказу от рождения детей, многочисленным конфликтам и бытовым преступлениям. Так, по результатам опросов, проведенных ВЦИОМ, причиной 41% разводов в стране являются именно плохие жилищные условия. Поговорка «с милым рай и в шалаше» в реальности работает недолго.

Россияне живут в крайне стесненных по цивилизованным меркам условиях. В России на одного человека приходится только 22 кв. м жилья. В развитых странах в два-три раза больше. Например, в Швеции обеспеченность жильем составляет 45 кв. м на человека, в США – 65 кв. м. В России 64% жилых помещений состоят из 3-х и менее комнат. В Германии — только 8%, а в США и вовсе 1,5%.

Жилищная проблема была бы не столь остра, если бы не сопровождалась еще и огромным расслоением населения по уровню доходов, что ограничивает большую часть населения в возможности хоть как-то улучшить жилищные условия. Уровень доходов 10% самых богатых граждан в стране превышает уровень доходов 10% самых бедных в 17 раз. В Швеции подобная разница доходов является всего лишь шестикратной, в соседней Белоруссии – также шестикратной.

По жилищным условиям расслоение не так велико. Впрочем, ситуация была бы хуже, если бы не процесс бесплатной приватизации, в результате которого и бедные, и богатые семьи получили в собственность жилье. Но все же, в богатых семьях в России на одного человека приходиться 1,5-2 раза больше квадратных метров, чем в бедных. Из бедных домохозяйств, по данным Росстата, хорошими и отличными жилищными условиями обладают только 27%, в то время как среди богатых довольных своим жильем уже 47%. Разделяет богатых и бедных не только уровень удовлетворенности или площадь жилья, но и его качество. Так, жилье бедных семей только на 58% обеспечено телефонами, на 83% — централизованным водоснабжением холодной водой и на 73% — горячей водой, на 87% — центральным отоплением. В жилье богатых семей обеспеченность коммуникациями на 10-15% выше.

Глобальность жилищной проблемы даже не в существующем дефиците площадей, основная часть которого приходится на беднейшие слои населения, но и в том, что исправление этой ситуации требует огромных затрат и воли государства. При текущих темпах строительства жилья в стране в 60 млн. кв. м в год потребуется 50 лет, чтобы достичь «шведского» уровня обеспеченности жильем и это без учета старения и выбывания ранее построенного жилого фонда. С учетом же необходимости расселения устаревающего жилищного фонда может не хватить и века, чтобы начать жить как в Швеции.

Но даже при повышении темпов строительства до китайского уровня за счет реформы и стимулирования строительной отрасли – т.е. до 1 кв. м на человека в год (140 млн. кв. м в целом по стране) жилищная проблема будет оставаться острой из-за высокого уровня расслоения доходов населения. Российское общество поделено на два мира – благополучный малочисленный верх и многочисленный бедный низ. В первой группе — около миллиона домохозяйств, которые имеют такие ежегодные доходы, что могут покупать по одной «средней» российской квартире в год. Вторая группа населения, составляющая около 10 миллионов домохозяйств с доходами ниже прожиточного минимума (около 5000 рублей на члена семьи) не имеет никаких шансов купить хотя бы одну квартиру за всю жизнь. Именно в эту группу чаще всего входят та часть общества, от которой зависит демографическое воспроизводство населения в стране – молодые и многодетные семьи. Им остается надеяться только на государственную помощь.

Сегодня в очереди на жилье в стране стоит около 2,5 млн. семей, и сокращается эта очередь крайне медленно – на 5% в год. Даже если в очередь не будут вставать новые семьи, для решения жилищной проблемы бедных семей государству потребуется 20 лет.

Особенно остро проблема улучшения жилищных условий стоит перед многодетными семьями. Если из обычных семей только каждая двадцатая нуждается по государственным социальным стандартам в улучшении жилищных условий, то среди многодетных семей – каждая шестая. Всего их в очереди стоит около 130 тысяч. Молодых семей в очереди – около 300 тысяч (19).

Меры, предпринимаемые государством и направленные на удовлетворение потребности общества в жилье, должны быть адекватны реальным возможностям и учитывать фактическое положение, которое сложилось в жилищной сфере(18).

Таким образом, выделение жилищной проблемы в ранг приоритетных бесспорно. Как сказал  Дмитрий Медведев в Красноярске на встрече с журналистами Сибирского федерального округа,  жилищная проблема в России будет актуальна еще на протяжении десятилетий (17). Главная задача, стоящая перед правительством в этом вопросе, заключается в обеспечении доступности жилища, создания благоприятных условий для его приобретения. На сегодняшний день проблема жилья негативно влияет важнейшим образом на демографию, вызывая кризисы семейных отношений в молодых семьях. Из-за сильного расслоения общества на богатых и бедных, разного дохода, медленного темпа строительства жилых помещений, долгого рассмотрения вопросов о заселении той или иной семьи и других факторов решение жилищной проблемы затрудняется. Необходимо предпринимать действенные меры для эффективной работы жилищного сектора.
    продолжение
--PAGE_BREAK--



1.3. Программы поддержки молодых семей по жилищному вопросу, действующие в Кировской области


Любую проблему решают с помощью специально разработанных мер и действий. Одним из видов таких мер являются различные целевые программы.

Если рассматривать Кировскую область, то в 2009 году реализовывались мероприятия 31 областной целевой программы, на которые из всех источников было направлено 16,8 млрд. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета – около 4 млрд. рублей. Объем финансирования областных целевых программ за счет всех источников в отчетный период увеличился по сравнению с прошлым годом в 1,5 раза, в том числе за счет средств областного бюджета – в 1,3 раза.

Областные целевые программы Кировской области реализуются в соответствии с приоритетами экономического и социального развития области и сосредоточены, как правило, на реализации крупномасштабных, организационных, инвестиционных мероприятий, направленных на развитие области.

Одним из направлений улучшения качества жизни населения является повышение доступности и комфортности жилья. Для решения «жилищного вопроса» в области функционируют мероприятия 6 целевых программ: «Социальное развитие села», «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Кировской области», «Развитие жилищного строительства в Кировской области», «Дом для молодой семьи», «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания» и краткосрочная антикризисная программа «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья» (35). С нашей темой связаны не все программы, а только лишь две: «Дом для молодой семьи» и «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Кировской области».

Благодаря реализации данных программ в области в 2009 году планировалось ввести 380 тыс. кв. м общей площади жилья, в том числе в сельской местности построить либо приобрести жилье общей площадью около 10 тыс. кв. м, обеспечить на селе доступным жильем 72 молодые семьи и семьи молодых специалистов, предоставить социальные выплаты 96 молодым семьям области, в том числе 50 сельским, нуждающимся в улучшении жилищных условий и господдержку в виде субсидий на жилищные цели 1895 молодым семьям на сумму 130 млн. рублей (35).

Итак, остановимся на данных программах подробнее.

1. Региональный закон «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования» был принят в марте 2007 года. В соответствии с данным законом, социальная поддержка предоставляется:

1) молодой семье — супруги, которые на день подачи заявления на получение социальной поддержки находятся в возрасте не старше 30 лет (включительно);

  2) неполной молодой семье — один родитель, который на день подачи заявления на получение социальной поддержки находится в возрасте не старше 30  лет (включительно), имеющий одного и более детей;

3) семье работников бюджетной сферы — супруги, которые на день подачи заявления на получение социальной поддержки не менее трех лет являются работниками органов государственной власти области, государственных органов области, органов местного самоуправления области, областных государственных, муниципальных учреждений;

4) неполной семье работника бюджетной сферы — один родитель, имеющий одного и более детей, который на день подачи заявления на получение социальной поддержки не менее трех лет является работником органов государственной власти области, государственных органов области, органов местного самоуправления области, областных государственных, муниципальных учреждений;

5) семье, гражданину, у которых в период исполнения обязательств по ипотечному жилищному кредиту родился первый ребенок.

Для того, чтобы лучше понять данную программу, необходимо представлять что же такое ипотечный жилищный кредит. Это кредит (заем), предоставленный банком или иной организацией гражданину, проживающему на территории области, для покупки жилья на территории области под залог находящегося в собственности и (или) купленного им жилья в качестве обеспечения исполнения обязательства, на условиях платности, долгосрочности и возвратности. А гражданина (граждан), который (которые) заключил (заключили) кредитный договор (договор займа) на покупку жилого помещения, подлежащего залогу в качестве обеспечения надлежащего исполнения обязательства по ипотечному жилищному кредиту (займу) называют заемщиком. Максимальный срок предоставления кредита по ипотеке составляет 30 лет. В Кировской области он предоставляется под 12% годовых. Первоначальный взнос должен составлять 30% от стоимости жилья.

Социальная поддержка осуществляется при следующих условиях:

1) если заемщики не имеют в собственности жилых помещений либо имеют в собственности  жилые помещения общей площадью менее 14 квадратных метров на одного члена семьи;

2) если в собственность заемщиков куплено не менее двух третей жилого помещения за счет средств ипотечного жилищного кредита;

3) если граждане ранее не реализовали свое право на улучшение жилищных условий с использованием субсидий или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального и (или) областного бюджета.

Только при наличии одновременно данных условий заявление будет рассмотрено.

Субсидия на оплату части оставшегося долга по ипотечному жилищному кредиту предоставляется единовременно:

1) в размере 30 процентов от оставшегося долга по ипотечному жилищному кредиту на день обращения за социальной поддержкой (но не более 100000 рублей) — для молодых семей и семей работников бюджетной сферы, не имеющих детей;

2) в размере 40 процентов от оставшегося долга по ипотечному жилищному кредиту на день обращения за социальной поддержкой (но не более 150000 рублей) — для молодых семей, неполных молодых семей, семей работников бюджетной сферы, неполных семей работника бюджетной сферы, имеющих одного ребенка;

3) в размере 50 процентов от оставшегося долга по ипотечному жилищному кредиту на день обращения за социальной поддержкой (но не более 200000 рублей) — для молодых семей, неполных молодых семей, семей работников бюджетной сферы, неполных семей работника бюджетной сферы, имеющих двух и более детей.

Субсидия на оплату части оставшегося долга по ипотечному жилищному кредиту предоставляется заемщикам единовременно в размере 50 процентов от оставшейся суммы долга на день подачи заявления на получение социальной поддержки. При этом размер субсидии не может превышать 100000 рублей (46).

В 2008 году по данному закону получили финансовую поддержку 1280 семей на сумму 65, 6 млн. рублей (45).

2. .Областная программа «Дом для молодой семьи» в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы.

Заемщиками здесь выступают: молодая семья; неполная молодая семья, признанные органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Возраст у супругов определен до 35 лет включительно, в отличие от первого закона.

В рамках данной программы предоставляются социальные выплаты на приобретение или строительство жилья на условиях софинансирования из федерального, областного и местных бюджетов, причем большую часть составляют федеральные средства.

Условием предоставления социальной поддержки, является то, что семьи должны быть поставлены на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005г. или же признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям ст. 51 Жилищного кодекса РФ и иметь доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях (46). В Кировской области на одного члена семьи, которая хочет получить социальные выплаты по данной программе, должно приходиться 9 кв. метров жилья.

По статья 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане:

1)                                 не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2)                                 являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3)                                 проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4)                                 являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством РФ.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех указанных жилых помещений (20).

Размер же предоставляемой социальной выплаты молодой семье в рамках программы составляет:

— 35% средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы (31% — софинансирование за счет средств федерального бюджета, 2% — за счет средств областного бюджета и 2%- за счет средств местных бюджетов), — для молодых семей, не имеющих детей;

— 40% средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы ((31% — софинансирование за счет средств федерального бюджета, 5% — за счет средств областного бюджета и 4%- за счет средств местных бюджетов), — для молодых семей, имеющих 1 и более ребенка.

Дополнительная социальная выплата в размере 5% от средней стоимости жилья из средств муниципального бюджета молодой семье при рождении (усыновлении) ребенка (46).

Областная целевая программа «Дом для молодой семьи» на 2010 год значительно расширяет возможности молодых семей при выборе форм государственной поддержки при приобретении и строительстве жилья. В 2006 году государственную поддержку в рамках указанной программы получили 218 молодых семей Кировской области, в 2007 году — 183 молодых семьи. Планируется, что в 2010 году в области социальная поддержка по данной программе будет предоставлена на общую сумму 240,06 млн. рублей, в том числе 187,3 млн. рублей — за счет средств федерального бюджета, 28,69 млн. рублей — за счет областного бюджета, 24,07 млн. рублей составят средства местных бюджетов (6).

Также в области проводится «прямая телефонная линия» по теме: «Обеспечение жильем молодых семей». В течение прямой телефонной линии, которая проводилась последний раз 15 июля 2009 года, поступило 34 звонка, из них 20 – из районов области.

Молодых семей интересовали следующие вопросы: категории заемщиков, формы и условия предоставления субсидии на получение жилья, необходимые для этого документы, размер предоставляемой социальной поддержки, условия ипотечного и жилищного кредитования.

Участники прямой линии обсудили изменения, касающиеся политики государства, инициативы коммерческих организаций в области решения квартирного вопроса молодых семей (46).

Как отмечают в пресс-центре, крупные предприятия области предоставляют молодым семьям беспроцентные ссуды на приобретение жилья, квартиры на условиях аренды с правом последующего выкупа, а также в ведомственных общежитиях. Эти меры способствуют закреплению молодых специалистов на предприятиях (25).

Из всего вышесказанного мы видим, работа по решению жилищной проблемы ведется. Как сказал губернатор Кировской области Никита Белых: «Несмотря на непростые социально-экономические условия, работа по обеспечению жильем молодых семей в области будет продолжена» (45). Но возникает вопрос, почему жилищный вопрос остается актуальным до сих пор?Это мы и попытаемся понять с помощью нашего исследования.


Выводы по первой главе.

1.                                       Большинство законов закрепили следующее понятие молодой семьи: это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка.

2.                                       Одним из существенных признаков, включаемых в понятие  молодой семьи должен быть факт наличия брака, зарегистрированного в органах загс. Этот брак должен быть первым.

3.                                       Начальный момент действия правового статуса молодой семьи возникает с момента заключения брака.

4.                                       Конечная возрастная граница в разных законах рассматривается неодинаково. В одних – это молодые люди, достигшие 30 лет, в других – 35 лет. Введение границы до 35 лет было осуществлено с 2008 года.

5.                                       Момент прекращения правового статуса молодой семьи наступает при истечении трехлетнего срока с момента заключения брака в связи с тем, что, как правило, в течение трехлетнего периода проходит процесс адаптации супругов друг к другу, процесс «притирки» характеров.

6.                                       Жилищная проблема – одна из острейших проблем, стоящих перед молодежью.

7.                                       Суть жилищной проблемы – обеспечение доступности жилища для семей и одиноких граждан, у которых доходы не соответствуют затратам на его воспроизводство, то есть строительство, реконструкцию, модернизацию, ремонт, содержание.

8.                                       Нехватка качественного жилья приводит к разводам в молодых семьях, к отказу от рождения детей, многочисленным конфликтам и бытовым преступлениям.

9.                                       В России на одного человека приходится только 22 кв. м жилья.

10.                                  Жилищная проблема сопровождается расслоением населения по уровню доходов, что ограничивает большую часть населения в возможности хоть как-то улучшить жилищные условия. В первой группе — около миллиона домохозяйств, которые имеют такие ежегодные доходы, что могут покупать по одной «средней» российской квартире в год. Вторая группа населения, составляющая около 10 миллионов домохозяйств с доходами ниже прожиточного минимума (около 5000 рублей на члена семьи) не имеет никаких шансов купить хотя бы одну квартиру за всю жизнь. В эту группу чаще всего входят молодые и многодетные семьи.

11.                                  Сегодня в очереди на жилье в стране стоит около 2,5 млн. семей, и сокращается эта очередь крайне медленно – на 5% в год.

12.                                  Особенно остро проблема улучшения жилищных условий стоит перед многодетными семьями. Если из обычных семей только каждая двадцатая нуждается по государственным социальным стандартам в улучшении жилищных условий, то среди многодетных семей – каждая шестая. Всего их в очереди стоит около 130 тысяч. Молодых семей в очереди – около 300 тысяч.

13.                                  Для решения жилищного вопроса  среди молодых семей в области функционируют программы «Дом для молодой семьи» и «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Кировской области».

14.                                  Заемщиками в программе «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Кировской области» выступают молодая семья; неполная молодая семья; семья работников бюджетной сферы: семья, гражданин, у которых в период исполнения обязательств по ипотечному жилищному кредиту родился первый ребенок. Возраст: 30 лет. Форма социальной поддержки: субсидия на оплату части оставшегося долга по ипотечному жилищному кредиту.

15.                                  Заемщиками в программе «Дом для молодой семьи» выступают молодая семья; неполная молодая семья, признанные органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям ст.51 Жилищного кодекса РФ. Возраст: 35 лет. Форма социальной поддержки: социальная выплата на приобретение или строительство жилья.

Итак, мы рассмотрели теоретические аспекты жилищной проблемы молодых семей. Далее необходимо практически выявить общественное мнение о роли, значении региональных жилищных программ по поддержке молодых семей; выявить опыт решения жилищных проблем молодых семей в практике города Кирова. Для этого проведем исследование особенностей жилищного вопроса для молодых семей Кировской области, по результатам которого мы выработаем рекомендации по его решению.


ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЖИЛИЩНОЙ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ


2.1. Изучение жилищной проблемы молодых семей в Кировской

области



Решением жилищной проблемы государство занимается уже на протяжении долгих лет. Однако на сегодняшний день вопрос о жилье не только не исчерпал себя, но и является одним из самых острейших вопросов. На его решение правительство каждый год выделяет из бюджета немалые суммы, но изменение ситуации практически не заметно. Программы, созданные специально для решения этой проблемы, дают небольшие результаты, если их соотносить с количеством молодых семей, нуждающихся в обеспечении жилья. В чем видят особенности жилищной проблемы студенты старших курсов и сами представители молодых семей, относительно тех жилищных программ, о которых они слышали или имеют представление, мы попытались узнать с помощью нашей анкеты (см. приложение 1).

Для исследования было выбрано  5 групп студентов ВятГГУ в возрасте от 21 года до 26 лет (студенты специальностей: организация работы с молодежью, управление персоналом, менеджмент организации, специальная психология, государственное и муниципальное управление) в количестве  71 человека и представители молодых семей, занимающихся в центре семейной медицины «За Рождение», в возрасте от 21 года до 30 лет в количестве  23 человек.

Всего из опрашиваемых 27 человек  женаты либо замужем, 32 – сожительствуют, 35 – еще не решились на подобный шаг. Однако у 29 респондентов уже имеются дети (у 27 – один ребенок, у 2 – два и более). Интересен тот факт, что из 27 замужних либо женатых людей только 16 уже имеют детей. 36 респондентов на сегодняшний день проживают у родителей, 24 – на съемной жилищной площади, 21 – в общежитии, 1 – у знакомых и только 12 проживают в собственной квартире либо комнате. Абсолютное большинство респондентов проживает у родителей, не исключение и замужние\женатые пары, и воспитывающие детей молодые родители. На наш взгляд, это и является основным показателем существования жилищной проблемы как таковой. Для ее решения были созданы программы поддержки молодых семей, отношение к которым мы сейчас и рассмотрим.

Для начала хотелось бы отметить, что знание жилищных программ молодыми людьми низок. Из 94 опрошенных 32 респондента выделили ипотечную программу, а программу «Жилище» всего 43, из которых только 7 отметили, что в Кировской области действует подпрограмма «Дом для молодой семьи». По нашему мнению, это связано с тем, что подавляющий процент опрашиваемых не состоят в браке. Из семи человек, отметивших программу «Дом для молодой семьи», четверо и еще двое уже принимают участие в региональных программах поддержки молодых семей, касающихся жилищного вопроса; 40 (включая троих из тех же семи человек) – хотят ими воспользоваться в скором будущем; остальные 48 респондента не желают воспользоваться данными программами.  Качество же знаний региональных жилищных программ респондентами таково: 9 человек уверены в своих знаниях, 7 – ничего не знают, а вот 78 из опрашиваемых только слышали о них. Но на наш взгляд сама эта цифра несколько завышена, так как некоторые респонденты (а точнее 23) так и не прокомментировали, о каких же жилищных программах они слышали. Данному обстоятельству можно дать несколько объяснений: это может быть и чувство показаться умнее, возникающее инстинктивно; это может быть и просто желание поскорее закончить написание анкеты или другие факторы. Следует отметить еще и тот факт, что непосредственно представители молодых семей и студенты специальности «Организация работы с молодежью» лучше и более полно ориентируется по данному вопросу. По нашему мнению это связано с тем, что представители молодых семей уже на практике столкнулись с данной проблемой и проблемами от нее производных и самостоятельно пытаются ознакомиться с путями их решений. Студенты же специальности «Организация работы с молодежью» ознакомлены с жилищными программами в связи с тем, что в рамках данной специальности преподаются предметы, затрагивающие обсуждаемую проблему.

Сегодня реальную пользу жилищных программ оценить довольно трудно. Об этом свидетельствуют и ответы наших респондентов. Среди плюсов программ поддержки молодых семей, касающихся жилищного вопроса, они отметили возможность приобретения жилья по цене ниже рыночной из-за внесения части средств из государственного бюджета. В основном респонденты отмечали плюсы самого приобретения жилья: укрепление семьи, увеличение количества детей, наличие «крыши над головой», самостоятельность в решении вопросов, моральное взросление и другие.

Недостатков же жилищных программ отмечают намного больше: большие первоначальные взносы; большие проценты по кредиту при небольшой заработной плате (приходится работать много из-за чего распадаются семьи); при увеличении продолжительности срока оплаты по кредиту процентная ставка оплачивается и за истекший период отсрочки; очередь на приобретение жилья большая, а получивших жилье на практике довольно мало; длительное время ожидания; наличие множества требований, определяющих участие в программе; бюрократизм; ограничение количеств мест для участников и т.п.

Недостатки стали определяющим фактором при оценке респондентов относительно их отношения к данным программам. Это видно из результатов анкеты: промежуточное между положительным и отрицательным отношение высказали 41 респондент, только у 7 человек программы вызвали положительное отношение, а у абсолютного большинства (46 человек) – отрицательное. Мы считаем, что именно это связано с планированием опрашиваемых воспользоваться или не воспользоваться региональными программами поддержки молодых семей, касающихся жилищной проблемы.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день мало кто знает о  жилищных программах для молодых семей, которые действуют на территории Кирова и области. Данный факт возмутителен, так как молодые люди, стоящие практически на пороге семейной жизни не интересуются своими правами и возможностями. Но это также говорит и о слабой рекламе данных программ. У тех же граждан, которые хоть как-то знакомы с данными программами, бытует мнение о несовершенстве подобных программ, их дезадаптации к условиям жизни среднестатистических молодых семей, что дает повод для совершенствования существующих программ и их более детального продумывания в будущем.



2.2. Рекомендации по решению жилищной проблемы молодых семей в Кировской области



Жилищная проблема существует, и ее негативное влияние может уничтожить сложившиеся ячейки общества на стадии становления. Ее необходимо решать всеми возможными способами.

Для начала хотелось бы отметить, что отдельное внимание к жилищной проблеме молодежи возникло сравнительно недавно. Раньше возможность получения ссуд и льгот по существовавшим правилам зависела от длительности пребывания в очереди по месту работы, следовательно, на молодежь такие льготы не распространялись. Только в середине 1990-х годов Комитет Российской Федерации по делам молодежи выступил с инициативой формирования в рамках Федеральной программы «Молодежь России» подпрограммы «Поддержка молодой семьи»(29). Поэтому мы считаем, что опыт решения жилищной проблемы молодых семей невелик и требует доработки.

Очень ценен опыт других субъектов Российской Федерации. Так, в Свердловской области узаконено строительство или приобретение жилья за счет областного бюджета для его отчуждения по договору купли-продажи в рассрочку молодым специалистам – выпускникам общеобразовательных учреждений, прибывшим на работу в учреждения образования, здравоохранения и культуры, расположенные в сельской местности и поселках. В Удмуртии молодым семьям предоставляются льготные жилищные займы из расчета 7% годовых сроком на 20 лет.

Наиболее детально проработан и детализирован механизм поддержки молодых семей в городе Москва, поэтому целесообразно рассмотреть его поподробнее.

Приоритетность предоставления жилых помещений из жилищного фонда города участникам программы определяется из:

А) времени постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;

Б) числа детей в семье;

В) количества квадратных метров занимаемой общей площади, приходящейся на одного человека;

Г) типа квартиры (коммунальное заселение, общежитие, гостиничного типа, отдельная).

Город заключает с участником договор найма сроком до пяти лет и предоставляет участнику жилое помещение в виде отдельной квартиры, являющейся собственностью города Москвы, для проживания на срок действия договора. Участник не снимается с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства и сохраняет право на получение безвозмездной субсидии или займа на строительство или приобретение жилья. В течение срока действия договора участник ежемесячно вносит платежи за жилищно-коммунальные услуги и плату за наем жилого помещения. Кроме этого, участник вносит взносы в одну из накопительных систем, действующих в рамках настоящей Программы, с целью накопления денежных средств для приобретения жилья на рынке недвижимости по рыночной цене за вычетом предоставленной безвозмездной субсидии или займа.

Город заключает с участником договор купли-продажи с рассрочкой до десяти лет и предоставляет участнику отдельную квартиру для проживания и выкупа. Участник снимается с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства и не сохраняет право на получение безвозмездной субсидии или займа. При заключении договора участник единовременно оплачивает не менее 30% от стоимости квартиры. В течение срова действия договора участник оплачивает жилищно-коммунальные услуги.

С целью стимулирования рождаемости предоставляется льгота в виде списания части задолженности при рождении: первого ребенка – 10 кв. м общей жилой площади; второго ребенка – 14 кв. м общей жилой площади; третьего и последующих – 18 кв. м общей жилой площади.

Способами улучшения жилищных условий участников без использования жилищного фонда г. Москвы и бюджетных стредств являются: банковское ипотечное кредитование стройсберкассой, коммандитным товариществом; внесение паевых взносов и взаимное кредитование членами – пайщиками жилищных кооперативов.

Приоритетное внимание регионы уделяют молодым семьям с детьми. Так, в республике Мордовия при рождении второго ребенка погашается за счет республиканского бюджета 10% ипотечного жилищного кредита, при рождении каждого последующего – по 20% кредита. В Республике Саха (Якутия) при рождении трех детей погашается 75% кредита. В Пензенской области молодым семьям в сельской местности при рождении каждого ребенка сумма возвращаемого кредита сокращается на 25%. В Рязанской области кредит погашается полностью при рождении третьего ребенка (при рождении первого и второго списывается по 25%)

Отрадно, что принимаемые в субъектах РФ меры по социальной поддержке молодых семей, как правило, — меры длительного действия, к тому же предусмотренные региональными программами, т.е. документами, не привязанными к каким-то региональным кампаниям (например, выборным).

В Ленинградской области в рамках программы «Жилье для молодежи» (2002 – 2011) предусматриваются следующие меры поддержки молодых семей: рассрочка платежа за построенное жилье; безвозмездные субсидии в размере до 70% общей стоимости жилья членам молодых семей,, работающим в бюджетной сфере; дополнительные безвозмездные субсидии при рождении ребенка. В Кроснодарском крае принята программа «Молодой семье – доступное жилье» (2003 – 2012) с финансированием в 600,5 млн. руб. В Республике Башкортостан «Республиканская программа государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2003 – 2010 года» предусматривает долевое участие в строительстве жилья с рассрочкой выплаты до 10 – 15 лет, льготные досрочные кредиты, товарные кредиты, а также систему безвозмездных субсидий при рождении ребенка. В Чувашской Республике принята программа поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы до 2010 года. Меры поддержки: субсидии малообеспеченным семьям, льготные долгосрочные ипотечные кредиты, выделение строительных материалов для индивидуального строительства ( в сельской местности). В Нижегородской области в рамках реализации областной программы «О льготном жилищном кредитовании граждан» молодые семьи составляют 30% среди всех получателей кредитов (29).

В Кировской же области действие программ по данному вопросу мы уже рассмотрели.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что опыт проведения программ достаточно большой. Практически все жилищные программы имеют одну цель, но пути ее достижения довольно разнообразны.  Только проанализировав их все, можно прийти к «идеальной» модели жилищной программы, которой на сегодняшний день нет.

Таким образом, в социальной политике государства молодая семья не выделена как объект, требующий особой поддержки. Между тем большинство отдельных семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, и требуется продуманная и реалистичная политика по оказанию государственной поддержки молодым семьям в приобретении (строительстве) жилья именно на региональном уровне.

Политика обеспечения жильем молодых семей  не может быть эффективной, если она базируется на тех же принципах, что и для остальных групп населения. Во-первых, молодые семьи объективно нуждаются в большей государственной поддержке, поскольку, как правило, не располагают накоплениями и имеют текущие доходы ниже, чем у других возрастных групп. Кроме того, расходы у них превышают доходы из-за необходимости инвестирования части средств в профессиональную подготовку, а также в приобретение товаров длительного пользования. В то же время молодые семьи характеризуются высокой вероятностью повышения своих доходов в будущем, т.е. являются потенциально более надежными заемщиками, чем другие возрастные группы населения. Во-вторых, именно они в основном решают столь актуальную задачу повышения рождаемости, задачу, реализация которой в значительной степени предопределяется условиями проживания этой категории граждан и перспективами улучшения этих условий. В-третьих, молодежь  является наиболее подвижной и динамичной группой населения, которая при соответствующем стимулировании со стороны государства склонна к трудовой миграции в поисках жилья и работы. Таким образом, поддержка молодых семей при улучшении жилищных условий должна более полно соответствовать их материальным возможностям, стимулировать воспроизводство населения и территориальную миграцию исходя из интересов региона(29). Также, исходя из результатов проведенного исследования, помимо данных обстоятельств должен учитываться и процесс доведения до потенциальных участников данных программ сведений о них (реклама).

Перечень рекомендаций для разработчиков жилищных программ может быть дополнен и тем, что необходимо изначально сбалансировать цены на жилье относительно уровня жизни региона.

Далее мы разработали рекомендации по решению жилищного вопроса молодых семей Кировской области на основании результатов проведенного исследования.

Итак, необходимо:

·        самостоятельно изучать имеющиеся материалы о реализуемых программах в рамках региона, на территории которого Вы проживаете;

·        звонить в «телефонную прямую линию» по вопросам обеспечения жилья, которая проводиться ежегодно;

·        при первой возможности встать на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;

·        узнавать об особенностях участия в жилищных программах от тех людей, которые уже принимали в них участие;

·        учитывать не только свои потребности, но и возможности, так как для участия в программах необходимо оплатить первый взнос, который составляет 30% от стоимости жилья;

·        принимать участие в жилищных программах по поддержке молодых семей.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Учетная политика организации, принципы ее формирования и раскрытия
Реферат Аналитический центр «Стратегия» Исследовательский центр ипм минский столичный союз предпринимателей и работодателей Республиканская конфедерация предпринимательства
Реферат Технічне обслуговування приладів електрообладнання
Реферат Екатерина II и ее эпоха
Реферат Банки та банківські системи в сучасності
Реферат Жизнь и творчество Михаила Врубеля
Реферат Ринок американської преси новітні процеси
Реферат Общие социально-экономические особенности профессионального общения юриста
Реферат Преодоление трудностей в обучении чтению на английском языке в средней школе
Реферат Особенности рекламозависимых и рекламонезависимых потребностей
Реферат 1 Основные типы профессиональной культуры кадрового менеджмента Глава 2
Реферат Bill Gates Essay Research Paper This is
Реферат Александр Акулов СКВАЖИНА
Реферат А. Н. Туполева книту каи утверждаю: Проректор по Учебной и методической работе В. А. Костин 2011г. Методические рекомендации
Реферат "Великая депрессия" в развитых капиталистических странах