Государственноеобразовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
«Хакасскийгосударственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Колледжпедагогического образования, информатики и права
Контрольнаяработа
подисциплине: «Социальная политика»
натему: «Государственная молодежная политика»
студенткизаочного отделения
специальностиСоциально-педагогическое обеспечение младших школьников
ИсаевойТатьяны Валериевны
Преподаватель:Зобова Н.А.
Абакан 2009
Содержание
Введение… 3
1. Социально-демократический портрет молодежи… 4
2. Государственная молодежная политика как важнейшеенаправление деятельности государства… 8
3. Зарубежный опыт молодежной политики… 11
4. Цели, принципы государственной молодежнойполитики… 12
5. Выступление экс-министра культуры и массовыхкоммуникаций РФ А.С. Соколова о государственной молодежной политике в 2008 г… 15
6. Результаты реализации и оценка эффективностигосударственной молодежной политики… 18
Заключение… 20
Список литературы… 21
Введение
Экономическим кризисом, снижением уровня жизни, растущей бедностью населения требует тщательного анализа всех сторон жизни людей, в том числе молодежи. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только при активном участии молодежи. Это требует новых подходов к разработке и осуществлению молодежной политики. В связи с этим возникает необходимость периодического исследования молодежи, сбора достоверной информации об ее жизни, потребностях и интересах. Только на основе объективных данных о положение молодежи может быть осуществлена молодежная политика.
И именно молодежь в сложившийся социально-экономической обстановке является наиболее незащищенной и подверженной радикальным различным и экстримистким идеям. Поэтому есть смысл говорить о необходимости воздействия на молодое поколение с целью формирования физически и морально развитого индивида.
На сегодняшний день в России существует большое количество министерств и ведомств, которые в той или иной степени принимают решения о судьбе молодого поколения. Однако не все они осуществляют свою деятельность в соответствии с единой стратегией. Отсутствие общей координации и единого центра позволяет нам рассмотреть реализацию молодежной политики в стране через анализ деятельности всех государственных органов, которые, так или иначе, участвуют в судьбе молодого поколения.
1. Социально-демократический портрет молодежи
Молодежь – этосоциально-демографическая группа, переживающая период становления социальнойзрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления.
Границы этойгруппы размыты и подвижны, но обычно к молодежи относят население в возрастемежду 14-ю и 30-ю годами.
Нижняявозрастная граница определяется, в частности тем, что с 14 лет наступаетфизическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности.
Верхнейграницей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности(экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение), созданиесемьи, рождение детей.
Находясь напереходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживаетважнейший этап в своей жизни – семейной и внесемейной социализации.
Социализация– этопроцесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, нормустановок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности,группе.
Каждомумолодому человеку необходимо усвоить выработанные обществом и различнымигруппами норм ценностей, установки, представления и стереотипы. Технологиисоциальной работы с молодежью – важная часть технологического арсеналасоциального обслуживания не только потому, что проблемы этой социально-демографическойкатегории населения весьма обширны и трудны, но и потому, что именно молодежьбудет определять судьбу нашей страны в XXI веке.
Современнаямолодежь как социальная группа характеризуется некоторыми особенностями иобщими чертами.
Молодежь в возрастеот 15 до 29 лет в среднем от общей численности населения страны составляетоколо 22-25%. Изменения в масштабах рождаемости в РФ привели к «постарению»молодежи, т.е. возрастанию доли 25-29 летних. Уровень репродуктивности молодыхсемей (на которые приходится основная масса рождений детей) невысок, что, какправило, обусловлено жизненной неустроенностью, неопределенностью будущего,наличием различных социальных рисков. Увеличивается количество женщин-матерей,не состоящих в зарегистрированном браке, значительная часть которых находится ввозрасте до 20 лет, что отражает тенденцию снижения возраста начала половойжизни и рост добрачных беременностей.
По даннымежегодного Доклада Государственного комитета РФ по делам молодежи можно прийтик выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду созначительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводит к ухудшениюгенофонда нации, что, в свою очередь, может составить угрозу для национальнойбезопасности страны. Ухудшение состояния здоровья населения России, по оценкеэкспертов, не имеет прецедентов в индустриально развитых странах в мирноевремя.
Значительноеснижение уровня и качества жизни большинства молодых россиян, нарастаниесоциальной напряженности, обусловливающей возникновение стрессов, обострениеэкологических проблем, особенно в городах, и другие подобные причины ведут кросту числа заболеваний, в том числе возникновению эпидемий и социальнообусловленных заболеваний.
Молодомупоколению россиян начинает всерьез угрожать СПИД. Первый случай заболеванияСПИДом выявлен в России в 1987 году и с каждым годом число больных растет согромной скоростью. По данным научных исследований, более 50% подростковстрадают хроническими заболеваниями (заболеваниями нервной системы и органовчувств, органов кровообращения, костно-мышечной системы, дыхания).
Более быстроеполовое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена«подростковое материнство», что негативно отражается на здоровье, какноворожденных, так и их матерей. Особенно актуальной является проблема абортову молодежи. Ежегодно производится до 250-280 тыс. прерываний беременности, т.е.каждый десятый аборт в стране приходится на указанную возрастную группу.
К факторам,неблагоприятным для развития молодежи, относятся распространение курения,алкоголизма, наркомании и токсикомании. Высокими остаются показатели самоубийствмолодых людей. Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мирспособствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков.Наркомания сегодня становится мощнейшим фактором социальной дезорганизации,представляя большую угрозу для нормального функционирования всего общественногоорганизма. По свидетельству специалистов, причины роста наркомании в известноймере есть результат конфликта личности и общества, который особенно яркопроявляется в кризисе социализации.
Падаетколичество молодежи среди рабочих промышленности, строительства, транспорта. Всвязи с изменениями, происходящими в экономике России, растет доля молодежи внепроизводственной сфере. Вместе с тем отчуждение части молодежи от труда,которое характеризуется нежеланием молодых людей работать хорошо и качественно,отсутствием стремления к профессионально — квалифицированному и должностномуросту. Численность молодежи на селе сократилась, т.к. молодые люди предпочитаютработать не в сфере сельскохозяйственного производства, а на городских предприятияхи в организациях. В последнее время многие активно ринулись в сферу торговли. Всвязи с этим существует опасность появления «потерянного поколения» в периодперехода к рынку и дальнейшее расширение социальной базы для пополнения групприска, криминализации и возрастания уровня насилия в молодежной среде.
Традиционно кгруппам риска относят лиц без определенного места жительства, занимающихсяпроституцией, алкоголиков, наркоманов.
Внедрениерыночных отношений в нынешних формах обострило проблему социальной защищенностимолодежи в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение ипополняют ряды безработных.
К числу особотревожных тенденций современной ситуации в молодежной сфере относитсяотставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитымистранами; нарастающее падение престижа общего и профессионально-техническогообразования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность снизким уровнем образования и неориентированной на продолжение обучения;неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе вновых условиях; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса –будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов ииз страны. Экономическая реформа обострила серьезные проблемы молодежи в сферебыта. Заработок молодых рабочих и служащих часто ниже, чем в целом у работниковгоссектора экономики. Создание семей и рождение детей еще более ухудшают материальноеположение молодежи. В особенно сложном социальном и материальном положенииоказались неполные молодые семьи и семьи с детьми. Фактором, во многомопределяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализацияих досуга. Приобретает все более актуальный характер проблема личнойбезопасности молодых людей: социологические исследования свидетельствуют, чтооколо 50% из них подвергались когда-либо физическому насилию со сторонысверстников или взрослых, а 40% испытывали на себе рукоприкладство родителей. Насилиекак стиль жизни все чаще приобретает организованные формы в молодежной сфере. ВРоссии свыше 50% всех преступлений совершается молодыми людьми в возрасте 14-29лет. Решение многообразных и острых проблем молодежи в России возможно лишь приреализации последовательной государственной молодежной политики.
2. Государственная молодежная политика какважнейшее направление деятельности государства
Социальнаянезащищенность, недостаток внимания общества предопределяет эту социальнуюгруппу как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодежилежит ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. Игосударственная политика должна быть направлена на использование созидательногопотенциала молодежи.
Государственнаямолодежная политика — это деятельность государства по созданиюсоциально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий длясоциального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализациитворческого потенциала молодежи в интересах общества.
Системастановления и реализации государственной молодежной политики представляетсобой:
1.Специальное законодательство о государственной молодежной политике.
2.Государственное регулирование молодежной политики.
3. Плановое ифинансовое обеспечение государственной молодежной политики.
Формированиеи реализация государственной молодежной политики осуществляется на двухуровнях:
— общереспубликанском;
— региональном;
Иосновывается она, прежде всего на создании благоприятных для молодежи условийдля реализации трудового потенциала.
Координируюти направляют усилия всех государственных и внеправительственных организаций врешении молодежных проблем Комитет по делам при Правительстве России и 79комитетов, управлений, отделов по делам молодежи в составе администраций краев,областей, республик в составе Российской Федерации.
В поле ихдеятельности находятся проблемы:
1. занятостимолодежи, в том числе выпускников учебных заведений и демобилизованныхвоеннослужащих;
2. включенностимолодежи в производственные формы деятельности, в том числе предпринимательствои фермерство;
3. формированиясистемы социальных служб для индивидуальной работы с подростками и молодежью;
4. профилактикипреступности и безнадзорности среди несовершеннолетних;
5. поддержкисоциально значимых программ молодежных и детских организаций;
6. участия ворганизации досуга, развития творчества, организации летнего отдыха детей иподростков.
Одной изосновных проблем проведения государственной политики является еепсихологическое восприятие и сведение ее к чисто затратной, распределительной,убогой и потребительской, не стимулирующей молодых людей к самообеспечению,новым видам производительной и творческой деятельности, а ставящей их вположение «вечно молодого», полностью зависящего от родителей и«дающего» государства.
Другойпроблемой является сохранившийся ведомственный подход к молодому человеку,когда с точкой зрения государственных органов он не рассматривается в комплексесвоих проблем, потенций, взглядов, среды, а фигурирует как«учащийся», «пациент», «военнообязанный»,«нуждающийся в пособии», «правонарушитель» и т.д., ккоторому эти органы зачастую применяют взаимоисключающие меры.
Мировоззренческиеи исторические проблемы создают трудности в осуществлении государственноймолодежной политики.
Большуюкоординационную работу по формированию и реализации программ улучшенияположения семьи, женщин и детей выполняет департамент проблем семьи, женщин идетей бывшего Министерства социальной защиты населения России, нынеМинистерства труда и социального развития. Министерство имеет разветвленнуюструктуру органов управления, в большинстве из которых уже образованы подразделенияпо работе с семьей и детьми. Развивается сеть учреждений по оказанию социальныхуслуг семьям, женщинам, детям; имеются свой бюджет, предусматривающийфинансирование семейных, женских и детских программ, отраслевую систему подготовкикадров, научного обеспечения, внебюджетные фонды. Департамент инициируетпредложения по совершенствованию действующего законодательства об охране правсемьи и обеспечению социально-правовой защищенности женщин и детей,обеспечивает взаимодействие в работе государственных и неправительственныхорганизаций, занимающихся проблемами семьи, женщин и детей. К числу особотревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образованияот уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижаобщего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи,начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющейжелания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на «поточное»воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требованийпотребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и среднейшколы к работе в новых условиях; усиливающееся отставаниематериально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижениеинтеллектуального уровня аспирантского корпуса — будущего российской науки,отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.
3. Зарубежный опыт молодежной политики
В настоящее время большое внимание уделяется изучению опыта ряда западных стран, которые в этом вопросе достигли поставленных целей. Поэтому анализ молодежной политики в западных странах играет также немаловажное значение для определения курса нашей молодежной политики, не отрицая при этом особенностей, сложившихся в нашей культуре и менталитете. То есть, необходим какой-то синтез западных течений и отечественных направлений по формированию целенаправленной государственной молодежной политики.
Анализ зарубежного опыта позволяет сделать следующие выводы:
Молодежная политика в развитых странах превратилась сегодня в самостоятельное направление деятельности государства.
Государство проводит молодежную политику через систему органов управления и координации, причем, вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность региональных “свободных носителей” молодежных услуг.
Эффективность реализации программ зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг.
Происходит переход от всеобъемлющих, единых, централизованных общегосударственных (национальных) программ для всей молодежи к локальным, целевым, гибким проектам. При реализации, которых акцент делается на усилиях местных (районных) органов власти как более приближенных к конкретным потребителям и учитывающих демографические, социальные, экономические и политические особенности и конкретной территории, где формируется и реализуется молодежная политика.
4. Цели, принципы государственной молодежнойполитики
Дефицитвнимания общества в сочетании с недостаточной социальной незащищенностьюпревращают молодежь в дестабилизирующую общественную силу.
Вместе с темречь идет о формировании пополнения, способного принять на себя заботу обудущем страны, т.е. необходимости эффективного использования созидательногопотенциала молодежи.
Социальнаяработа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частьюгосударственной молодежной политики. Государственная молодежная политика– это деятельность государства по созданию социально- экономических, правовых,организационных условий и гарантий для социального становления и развитиямолодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи винтересах всего общества. Объектом государственной политики являются молодыелюди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения.
Основнымицелями государственной молодежной политики являются:
1. Содействиесоциальному, культурному, культурному и физическому развитию молодежи.
2.Недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу.
3. Созданиеусловий для полного участия молодежи в социально-экономической, политической икультурной жизни общества.
4. Расширениевозможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достиженииличного успеха.
5. Реализацияинновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самоймолодежи.
Реализациягосударственной молодежной политики осуществляется на следующих принципах:
1. Принципучастия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формированиии реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества вцелом.
2. Принципсоциальной компенсации: обеспечение социальной и правовой защищенности молодыхграждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности ихсоциального статуса.
3. Принципгарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государствомминимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическомуразвитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству,объем, виды, и качество которых должны обеспечивать необходимое развитиеличности и подготовку к самостоятельной жизни.
4. Принципприоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению ссоответствующей деятельностью государственных органов и учреждений прифинансировании мероприятий в области молодежной политики.
Разработка иреализация государственной молодежной политики осуществляются на двух уровнях:
— общереспубликанском;
— региональном.
Основныемероприятия государственной молодежной политики на федеральном уровне с 1995года осуществлялись в соответствии с федеральной программой «Молодежь России»,одобренной Президентом РФ Указом № 1992 от 15.09.1994 годах. В рамках этойпрограммы, ставшей ныне Президентской, среди приоритетов выделена задача,обеспечить молодежь информацией о ее правах и возможностях в наиболее важныхсферах жизнедеятельности. Таким образом, впервые закреплена позиция, что,информационная поддержка является первоосновой социального обслуживаниямолодежи.
Социальноеназначение систем информационного обеспечения молодежи определяется расширениемвозможностей молодежи для самостоятельных и осознанных действий по защите своихправ и законных интересов, выбору профессии и видов учебы, трудоустройству,организации отдыха, решению бытовых вопросов и т.д.
Работа посозданию единой общероссийской информационной системы для молодежи ведетсянесколько лет рядом федеральных ведомств совместно с органами по делам молодежисубъектов РФ и при участии молодежных и детских общественных объединений,научных коллективов. Впервые в практике России предусматривается созданиеобширной системы социальной информации не только для ведомственных целей, но идля самих граждан – молодых людей, их родителей, учителей, исследователеймолодежных проблем и т.д. Ведется работа по подключению российскихинформационных центров к европейской компьютерной информационной сети. С учетомтого, что около 70% молодых людей отмечают нехватку информации при решениисвоих проблем, развитие информационных услуг для молодежи является одной изважнейших государственных задач в области социально-экономического икультурного развития России.
Проблематичнымостается состав информационных услуг. Формирование информационной системы длямолодежи в качестве социальной службы началось в конце 80-х годов ХХ векамолодежной общественной организацией – комсомолом – при поддержке государства,но ввиду изменения структуры молодежного движения в начале 90-х годов потеряласистемность. Современные молодежные и детские объединения не в состояниисамостоятельно решать такую крупную задачу.
Тем не менее,перспектива развития системы социального обслуживания молодежи видится вмаксимальном приближении к такому положению, когда значительная часть этойдеятельности будет выполняться молодежными общественными объединениями приподдержке органов государственной власти и местного самоуправления. Это идолжно составить важный принцип государственной молодежной политики, а значит,и социальной политики в России. Начинается движение в этом направлении и всубъектах РФ. Начала формироваться нормативно-правовая база государственнойподдержки на региональном уровне социальных инноваций молодежных объединений(Московская, Волгоградская, Тульская области и др.).
В целом жепока именно на уровне законодательства субъектов РФ получает закреплениеприоритет информационных услуг в системе социального обслуживания молодежи, чтосоответствует идеям, составившим концепцию государственной молодежной политикив РФ.
Также впрограмме «Молодежь России» есть и другие вопросы решения: пути решенияжилищной проблемы; решение вопросов занятости молодежи; поддержка молодойсемьи; развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха; поддержкаталантливой молодежи и многие другие вопросы.5. Выступление экс-министра культуры и массовых коммуникаций РФ А.С.Соколова о государственной молодежной политике в 2008 г.
На вопрос оперспективах развития молодёжной политики в России в 2008 году рассказалАлександр Соколов.
«Обычно,когда мне задавали вопрос о перспективах развития молодёжной политики в России,я быстро давал на него ответ. Поскольку при всех сложностях, связанных среализацией молодёжной политики, ответить было достаточно просто, было понятно,что нас ожидает и соответственно прогнозировать. В этом году для молодёжнойполитики в нашей стране открылись новые возможности: создан госкомитет помолодёжной политике, который в ближайшее время будет полностью сформирован ивыйдет на проектную мощность. Первые шаги уже делаются. Поэтому полная картинатого, каким образом государственная составляющая термина молодёжной политикибудет реализовываться, будет только осенью.
При этомпроисходит окончательное разделение полномочий между новым органомисполнительной власти и структурами образования. Юридически это произошлоосенью, но полная передача всех проектов, программ и наработанных связейещё идёт. В том числе нет полной ясности по финансированию, поскольку раньшестатьи расходов на реализацию программ в области молодёжной политикизакладывались в бюджет органов образования. Вместе с тем государственнаямолодёжная политика это ещё и общественная составляющая. Молодёжная политика –это сфера, где никто не может быть монополистом, поскольку молодёжь объективноинтересна и бизнесу, и обществу, и государству. И общественные объединенияимеют собственное видение молодёжной политики. В своём последнем выступлении,которое состоялось 8 февраля, Президент России озвучил тезис онеобходимости развития человеческого потенциала, являющегося основойдальнейшего развития общества и государства и способом решения общенациональныхзадач в целом. Это естественно будет выражаться в большем внимании к молодёжи,поскольку именно молодёжь формирует будущий потенциал общества. С точки зренияобщественной составляющей, можно сказать, что старт в этом году положен наВсероссийском гражданском форуме, где по молодёжной политике работала отдельнаясекция. Обсуждение шло очень бурно, было высказано много различных точекзрения. В дискуссии участвовали представители молодёжных объединений из разныхсубъектов РФ. Удалось выработать общую позицию, которая заключается в том, чтоесть взаимные обязательства между молодёжью как частью общества и страной.Поскольку страна это более широкое понятие. И страна вкладывает в молодёжьсредства на обучение, медицинское обслуживание и т.д. и ожидает отдачу,выражающуюся в выполнении конституционного, гражданского долга. С другойстороны молодёжь, находясь на переходном этапе из детства во взрослую жизнь,вправе ожидать от общества, от страны некой поддержки. Страна, государствозаинтересованы в том, чтобы этот процесс прошёл максимально безболезненно. Входе Форума была принята резолюция и на основании решений, выработанных насекциях. Я подготовил и направил письмо на имя Премьер-министра страны, вкоторое в том числе включил предложение о разработке и принятии целевойпрограммы «Молодёжь России», которая действовала в России до 2005 года.Надеемся, что наши предложения будут услышаны и поддержаны, в том числе ифинансово.
Если говоритьо работе Общественной палаты, то стоит отметить тот факт, что вопрос молодёжнойполитики вызвал бурное обсуждение среди членов палаты. Кроме того, во второмсоставе Общественной палаты большое число представителей молодёжныхобъединений, людей, которые раньше занимались вопросами молодёжнойполитики. На данный момент десять членов Палаты изъявили желаниезаниматься данным вопросом. Пока не решено как эта тема будет развиватьсядальше в Общественной палате, поскольку ещё идет процесс формирования. Авообще, у представителей общественных организаций, на мой взгляд, есть всевозможности заниматься этим вопросом со своим видением, поскольку не всегдаточка зрения государства и общественности должна совпадать. Ведь именно в спорерождаются истина, и как раз в первой половине 2008 года будет проходитьактивное обсуждение вопросов молодёжной политики. В частности, вГосударственной Думе РФ сейчас на рассмотрении находится проект закона омолодёжной политике. К этому времени общественные объединения и регионывыработают общий вектор движения и будут двигаться согласованно. Если подвестиитог, то в 2008 году в сфере молодёжной политики должны быть даны ответы наследующие вопросы: будет ли общая концепция реализации молодёжной политики встране, будет ли принят закон о государственной молодёжной политике иразработана и принята федеральная целевая программы «Молодёжь России»,подкреплённая финансированием.
От этих трёхсоставляющих будут зависеть перспективы развития молодёжной политики в Россиине только на 2008 год, но и на ближайшие несколько лет.
6. Результатыреализации и оценка эффективности государственной молодежной политики
/>/>
Главнымрезультатом реализации государственной молодежной политики должно статьулучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вкладамолодых людей в развитие страны. Оценку реализации стратегии государственноймолодежной политики можно будет проводить по двум основным группам результатов.К первой группе относятся результаты, характеризующие ожидаемые улучшения в положениимолодежи:
1.повышение уровня ее здоровья;
2.повышение уровня образования;
3.повышение уровня доходов молодых людей в сравнении с предыдущим периодом идоходами взрослого населения.
Втораягруппа результатов будет характеризовать вклад молодежи всоциально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное развитиестраны. К числу важнейших ожидаемых изменений относятся:
1.сокращение уровня безработицы в молодежной среде;
2.снижение уровня правонарушений среди молодежи;
3.повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активностимолодежи;
4.повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества.
/>/>/>/>В целях осуществления объективной оценкихода и результатов реализации государственной молодежной политики, разработанакомплексная система измерения эффективности ее мер и положения молодежи вРоссии. В том числе, в результате научных исследований и работ будут выявленыгруппы факторов, обеспечивающих достижение результатов молодежной политики,ожидаемых и востребованных обществом. Поскольку стратегия носит комплексныйхарактер, ориентируется на развитие социальной сферы в отдельном возрастномсегменте, то создание системы измерителей, будет коррелировать и с общимипоказателями развития ситуации в стране.
Индикаторыи показатели для оценки реализации целей Стратегии государственной молодежнойполитики разработаны исходя не только из возможности получения достовернойинформации для их расчета, но и из возможности сопоставления с международнойстатистикой и определения на этой основе целевых значений, ориентируясь насредние значения по странам, входящим в Организацию экономическогосотрудничества и развития. />
Заключение
Вусловиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталугосударственная молодежная политика должна стать инструментом развития ипреобразования страны. Это требует от всех участников процесса социальногостановления молодежи и самой молодежи разработки и последовательной реализацииподходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решениесобственных проблем и общенациональных задач. Задачи государственной молодежнойполитики такого масштаба могут быть решены только посредством примененияпроектного и сетевого подхода, формирования системы общенациональных молодежныхпроектов, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе. Универсальными эффективным средством обеспечения проектной активности молодежи станутмеханизмы грантовой поддержки. Эффективность применения грантовых механизмовразвития общественной активности и привлечения институтов гражданского обществак решению общенациональных проблем убедительно доказана мировым опытом, успешноприменяющим эти механизмы в течение нескольких десятилетий. Все это, в конечномитоге, сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и населения,развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящим перед Россией, ростаблагосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.
НастоящаяСтратегия служит основой для реализации государственной молодежной политики всубъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях по разработкифедеральных, региональных и муниципальных программ для молодежи с учетомрегиональных особенностей.
/>/>/>Список литературы
1. Афонина В.Н.Молодежная политика в региональном политическом дискурсе // Ученые запискиСКАГС. Ростов-на-Дону, 2002. № 1. С. 89.
2. Бабинцев В.П.Региональные органы власти и проблемы реализации государственной молодежнойполитики//Молодежная политика: информационный бюллетень. 1995. № 96-100. С. 65.
3. Данные опросов фонда«Общественное мнение». 2004. www.fom.ru
4. Данные Федеральнойслужбы государственной статистики, 2005 год
5. Молодежь в условиях социально-экономических реформ.// Материалы международной научно-практической конференции. Вып. 1-2./ Научн. ред. В.Т. Лисовский.- СПб.: 1995 г.
6. Положение молодежи вРоссии, аналитический доклад – М., 2005 год.
7. Социальная защитамолодежи: вопросы теории и практики./Отв. ред. В.Т. Лисовский.- М.: 1993 г.
8. Социологическоеисследование. Минобразование России, — М., 2004 год.
9. Экономические исоциальные стратегии среднего класса. Московский центр Карнеги. М, 2002
10.www.ruy.ru – сайт в Интернете — Российский Союз Молодежи – Общественная Всероссийская Организация.