Министерство ВысшегоОбразования
ПензенскийГосударственный Университет
Кафедра:Коммуникационный менеджмент
Курсоваяработа
подисциплине: Исследование социальных, экономических и политических процессов
на тему: «Глубинноеинтервью как метод качественного социологического опроса, его достоинства инедостатки»
Выполнила: студентка гр.05ЗИЖ61
Тюрина Е.Г.
Проверила: Мананникова Ю.В.
Пенза, 2010
Содержание
Введение
1. Глубинное интервью как метод качественного опроса1.1 Чтопредставляет собой метод
1.2 Основные характеристики метода глубинного интервью
1.3 Две формы глубинных интервью
1.4 Продолжительность интервью
2. Подготовка глубинного интервью
2.1 Общая подготовка интервью
2.2 Конкретная подготовкаинтервью
2.3 Психологическаяподготовка интервью
3. Проведение глубинного интервью
3.1 Структура ситуации интервью
3.2 Вопросы в интервью3.3 Какпроводить глубинное интервью
3.4 Запись интервью
4. Сценарий глубинных интервью с сотрудниками агентствнедвижимости города Пенза
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Интервью относится копросным методам социологического исследования. Сущностная характеристика этогометода – целенаправленное, заданное социально-психологическое общениеинтервьюера с респондентом.
Метод интервью сегодняочень популярен в социологической практике. Это объясняется, прежде всего, егоуниверсальностью: с его помощью можно получить информацию о прошлом, настоящеми будущем изучаемых людей, а также субъективную и поведенческую информацию.Конечно, изучать поведение людей можно, и целенаправленно наблюдая за ними,т.е. используя метод наблюдения. Однако, наблюдая, очень трудно «проникнуть»в субъективный мир человека, мир его оценок, планов, мотивов тех или иныхпоступков, стереотипов. Только опросные методы, и прежде всего интервью, даютисследователю такой шанс.
В социологическойпрактике используется самый разнообразный спектр интервью, которые «укладываются»исследователями в десятки классификаций, сконструированных по самым разнымоснованиям. Одним из видов интервью, о котором пойдет речь в данной контрольнойработе является глубинное интервью.
В данной контрольнойработе мы рассмотрим:
1. Глубинное интервью как методкачественного социологического опроса, его достоинства и недостатки;
2. Порядок подготовки и проведения глубинногоинтервью;
3. Пример вопросов для проведенияглубинного интервью в агентствах недвижимости г.Пенза.
1. Глубинное интервью какметод качественного опроса 1.1 Чтопредставляет собой метод
Глубинное интервью какметод проведения социологических исследований имеет не очень длительнуюисторию, однако в последние годы становится весьма востребованным на рынке.
Метод предполагаетиндивидуальное интервью с человеком. Глубинное интервью — личная,неструктурированная беседа, свободное и прямое интервью, в ходе которогомодератор (интервьюер) выясняет мнения, привычки респондента, его убеждения исклонности. Глубинные интервью хороши, когда надо исследовать скрытыеассоциации, эмоции и склонности человека. Данный метод позволяет понять особенностивосприятия и запоминания, чего невозможно достичь при фокус-группе(фокус-группа более поверхностна, мнения участников могут влиять друг надруга). Между тем именно глубинные процессы, происходящие в сознании оченьважны.
Кроме того, методглубинных интервью необходим в следующих случаях:
· когда надообсудить конфиденциальные, личные, интимные или имеющие отношение к социальнымнормам вопросы, на которые респондент в ходе группового интервью честно неответит;
· когда нужноузнать мотивы поведения человека при совершении крупных покупок, таких, какавтомобиль или дом;
· когда надопроинтервьюировать малочисленную и труднодоступную группу людей (например,представителей бизнес-элиты);
· в случаяхнеобходимости опроса профессионалов или специалистов в какой-либо области;
· когда нужноуслышать мнение конкурентов (в присутствии группы других людей подобныйреспондент будет зажат и неоткровенен).
Интервью может проходитьв форме структурированного опроса или же в виде более-менее свободной беседы,похожей на разговор с психологом.
1.2 Основныехарактеристики метода глубинного интервью.
опроссоциологический интервью сотрудник недвижимость
Глубинное интервью какметод сбора информации качественного характера имеет свои достоинства инедостатки.
Достоинства:
1. Возможностьсвободно высказываться респондентам, излишне чувствительным к комментариямдругих лиц или не склонным к публичному обсуждению некоторых вопросов.
2. Контроль полнотыполучаемой информации.
3. Возможностьполучения более подробной информации о мнениях, мотивах, представленияхреспондента, поскольку исследователь концентрируется на одном человеке.
4. Формированиеболее серьезного отношения респондента к опросу вследствие индивидуальногособеседования.
5. Возможностьнаблюдения за невербальными реакциями респондента.
6. Возможностькорректировки хода исследования интервьюером в случае необходимости.
7. Возможностьадаптации техники проведения интервью под условия конкретной ситуации.
Недостатки:
1. Трудоемкость подготовкивысококвалифицированного интервьюера.
2. Риск снижения качества и глубиныполучаемой информации под влиянием интервьюера.
3. Большие затраты времени.
4. Высокие финансовые затраты.
5. Трудоемкость процедуры сбора информации(только 4-5 интервью в день).
6. Трудоемкость процедуры обработки информации.
7. Зачастую ограниченное использованиедемонстрационного материала в специфических условиях проведения интервью.
Основное назначениеглубинного интервью – помочь исследователю прояснить мотивы поведенияпотребителей, разобраться в некоторых аспектах их образа жизни, получитьинформацию о специфических особенностях использования определенных продуктов, опричинах определенной реакции на маркетинговые стимулы.
1.3 Две формы глубинныхинтервью
Различают две формыглубинных интервью: формализованные и неформализованные.
Глубинные интервью,которые проводятся по заранее составленному плану (сценарию), называютсяформализованными. Если в ходе беседы модератор сталкивается с вопросами,которые не входят в сферу интересов данного исследования, то он неостанавливается на них. В целом в таком интервью заранее оговаривается переченьосновных и второстепенных тем. Четко оговаривается определенный перечень ипоследовательность вопросов.
Главное предназначениеформализованного интервью – получение однотипной информации от каждогореспондента. Такие интервью могут проводиться с разными респондентами или вопределенных ситуациях многократно повторятся с одними и теми же для изучениядинамики изменения качественных характеристик респондентов.
В свободныхнеформализованных интервью может задаваться тема беседы и набор вопросов,которые необходимо выяснить, однако характер беседы может протекать в свободнойформе, без четкого следования заранее подготовленному сценарию. Модератор имеетправо отвлекаться на другие темы, если в ходе обсуждения видит такуюнеобходимость. В таких интервью не обязательно проводить сопоставление вопросови ответов, задаваемых разными респондентами. Отдельный опрашиваемый невыступает в качестве статистической единицы опроса. Содержание интервью дажеможет постепенно изменяться от одного интервью к последующим. По ходупроведения интервью исследователи могут постепенно уточнять обсуждаемуюпроблему. В таких условиях использование заранее подготовленного и четкоструктурированного вопросника становится помехой исследованию. Поэтому внеформализованном интервью иногда вопросника как такового может и не быть. Неформализованныеинтервью могут проводиться как подготовка к формализованному, и тогда ониотносятся к группе подготовительных. Все новые проблемы для компании, новыетовары, новые виды услуг могут проходить через такой этап исследования. Вподготовительных глубинных интервью выявляются типы реакций респондентов, формыреакции на вопросы, определяются значимые проблемы, устанавливаетсятерминологический словарь общения. Далее на стадии независимогонеформализованного интервью происходит исследование того объекта, которыйинтересует компанию. Например, с помощью таких форм организации можно проводитьисследование теневой экономики в России. Методики неформализованного интервьюзначительно более разнообразны, нежели формализованного. Гибкость беседы,возможность в определенных ситуациях уточнять позиции и мнения респондентовпозволяют получать глубокое понимание существующих проблем. При этом на первыйплан выходит профессионализм модератора.
1.4 Продолжительностьинтервью
Очень важное значение припроведении глубинных интервью организаторы уделяют времени беседы. Организацияглубинного интервью особенно сложна, т.к. такая встреча требует, как правило,полутора-двух часов. Нужны очень веские причины, чтобы незнакомому человеку,часто представляющемуся по телефону, дать согласие на столь длительную встречу,от которой можно ждать какой угодно скуки, бессмыслицы, психологического дискомфортаи т.п. На практике используются разумные пожелания сделать так, чтобы интервьюне изменяло традиционный режим работы или отдыха респондента. Желательновыбирать такое время, когда над респондентом не довлеет необходимостьвыполнения каких-либо важных и срочных дел. Достоинство качественного интервьюв его глубине и гибкости. Нередко достичь цели в рамках одной встречи бываетзатруднительно. Разумеется, можно вести интервью до исчерпания темы, но это,как правило, требует очень много времени. К примеру, такое интервью можетзанять у вас до восьми часов. Однако при таком длительном и интенсивном общениитеряется способность четко отслеживать нить разговора, ловить пропущенныенюансы и устранять их с помощью уточняющих вопросов. Потом, уже при анализе текстаинтервью, станет ясно, что вы пропустили много возможностей фокусировки беседына важных деталях. К сожалению оптимального времени никто из исследователейназвать не может. Обычная продолжительность глубинного интервью составляет от40 минут до двух часов. В некоторых случаях интервью может длиться и до четырехчасов. С одной стороны этого достаточно, чтобы организовать содержательнуюбеседу и достичь поставленной цели, а с другой стороны – средний человекнормально выдерживает интенсивное общение в пределах такого времени. однакочасто достичь главной цели интервью в пределах этого отрезка времени без потерикачества проблематично. Выходом может быть повторное интервью.
2. Подготовка глубинногоинтервью
2.1 Общая подготовка интервью
Общая подготовка состоит из общей идеологической иинтеллектуальной подготовки журналиста, обще профессиональной, в том числе изуглубленного изучения какой-то определенной области знаний и специализациижурналиста (деятельности). Интервью – это вопросный метод поиска знанийПравильная постановка вопросов требует, прежде всего, истинности ихпредпосылок, а это в первую очередь обеспечивается исходными позициями автора,его мировоззрением.
2.2 Конкретная подготовка интервью
Конкретная подготовка к интервью складывается из следующихмоментов:
- определение целиинтервью и характера необходимых сведений
- изучение предметаинтервью и собеседника
- предварительноеобдумывание хода беседы, составление вопросов
- договоренность овстречи, месте, времени интервью
Интервью в журналистке может использоваться для получениялюбых сведений – как фактических, вплоть до справочных, так и субъективныхфактов сознания человека – мнений. Всякого рода оценок.
Следующий этап – это изучение предмета интервью иреспондента. Как уже говорилось, модератор должен быть человеком эрудированным,обладать развитыми интеллектуальными знаниями в той области, в которой онспециализируется, однако это не освобождает его от необходимости каждый разизучать тот предмет, по поводу которого он собирается беседовать. Чем большемодератор будет знать о предмете интервью, тем больше он получит в самоминтервью, не только потому, что знания позволят ему проникнуть в глубьпроблемы, но и потому, что и сам он будет чувствовать себя увереннее исобеседник отнесется к нему с большим уважением и серьезностью. Модератордолжен знать свой предмет, а не стараться произвести впечатление, что он знает.Модератору необходимо знать о интервируемом:
- его взгляды,позицию, занимаемую им по проблемам беседы
- факты его биографии
- его личныекачества. Привычки, особенности характера, которые могут повлиять на ход беседы
В некоторых ситуация,когда респондент представляет повышенный интерес для исследователей или когдавыбор очень ограничен, организаторы вынуждены идти на серьезныеподготовительные мероприятия для снижения вероятности возможных отказов отучастия в интервью. Для этого производится предварительный сбор информации опотенциальном респонденте. При этом преследуются две цели:
· Получениеинформации о личных качествах респондента, которые могут препятствоватьустановлению контакта с ним. Для этого используется опрос друзей и знакомых,сотрудников и коллег. Устанавливаются «болевые» и приятные дляреспондента темы. Определяются его привычки и слабости;
· Подготовкаисследователей к профессиональному разговору с респондентом, вникание в еготерминологию, профессиональные особенности.
Немалое значение имеетвыбор места и времени интервью. При проведении глубинного интервью особоевнимание нужно уделять внутренним и внешним факторам.
Внутренние факторыглубинного интервью формируются во многом компанией, которая организуетисследования, и модератором (интервьюером), от имени компании проводящим этоинтервьюирование. В такой работе на результат влияют многие факторы: атмосфераобщения, характер обсуждаемой проблемы, психологический комфорт, дикция, тембрголоса и др. Ключевую роль играет модератор, который должен создать наиболее комфортнуюобстановку для работы респондента.
На интервью оказываютвлияние и внешние факторы. На этапе разработки плана глубинного интервьювнешней обстановке необходимо уделять значительное внимание. Во всяком случае,эти факторы поддаются управлению со стороны исследователей. Готовясь кинтервью, исследователь должен позаботиться о том, чтобы обстановка былапсихологически благоприятна. Интервьюер должен выбрать место встречи обдуманно,решить вопрос о присутствии посторонних. Место встречи, прежде всего, должнобыть удобно интервьюируемому. Если речь идет о длительной беседе, в которойжурналиста будет интересовать главным образом личность собеседника, хорошодоговориться о встречи у него дома. В привычной обстановке, как известно,человек чувствует себя естественнее. Договариваясь о встречи, журналистуследует уточнить, каким временем располагает собеседник и в зависимости отэтого планировать интервью.
2.3 Психологическая подготовка интервью
Психологическая подготовка осуществляется как в общей, так ив конкретной подготовке к интервью. Этот процесс требует хорошей памяти, внимания,наблюдательности, воображения, впечатлительности, настойчивости, любознательности.
В любом интервью происходит процесс восприятия и оценки собеседникамидруг друга, он начинается в момент первого контакта интервьюера и собеседника идействует в течение всей беседы. В этом процессе есть закономерности, знаниекоторых дает возможность контролировать его: два из которых – стереотипизация,обобщение.
3. Проведение глубинного интервью
3.1 Структура ситуацииинтервью
Ситуация интервьюделиться на три части.
1) Введение. В этой частиинтервьюер объясняет цель и задачи исследования. Эта часть должна расположить кбеседе, экспромт тут явно неуместен. Надо предельно точно и интересносформулировать тему исследования и обговорить все организационные моменты. Вовведении интервьюер спрашивает разрешения воспользоваться диктофоном,гарантирует конфиденциальность. Эта часть должна быть предельно лаконичной иинформативной. В противном случае это вызовет у потенциального информантатолько желание быстрей расстаться с исследователем.
Поскольку благоприятнаяситуация в качественном интервью особенно важна, то порою уместно вступительноеобщение. Это разговор на любую другую нейтральную тему, часто далекую от темыинтервью. Однако, если информант занятой человек, то очень легко переборщить,добившись обратного эффекта: тебя будут воспринимать несерьезно. Оптимальныйвариант – интересная для информанта тема, которую можно лаконично раскрыть,продемонстрировать свою открытость, информированность и другие важные дляпредстоящего общения качества.
2) Основная частьинтервью. Она внутренне структурирована. В первой части решается задачасоздания благоприятной атмосферы. Здесь желательны простые, но интересные дляинтервьюированного вопросы. Например, можно начать с просьбы об основных вехахбиографии.
К щекотливым вопросам,требующим благоприятной атмосферы, переходят к середине интервью. Еслиинтервьюер смог расположить информанта к откровенной беседе, то здесь могутоказаться уместными вопросы, которые показались бы бестактными в первой частиинтервью.
В конце, когдаинтервьюируемый устал, задаются вопросы, не требующие большогоинтеллектуального напряжения. Эта часть важна и для затушевывания в памятиинформанта факта обсуждения щекотливых вопросов.
3) Заключение интервью. Вэтой части выясняется, все ли, с точки зрения информанта, вопросы былизатронуты, ведь его видение темы может существенно отличаться. Иногда вкачестве заключения используются обобщающие интерпретирующие вопросы. Нередко вэто время диктофон уже выключен. Созданная атмосфера стимулируетинтервьюируемого сделать существенные дополнения, уточнения. Именно эта частьпорой может дать самую интересную информацию.
3.2 Вопросы в интервью
В журналистской деятельности вопрос является весьма важныморудием получения сведений. Вопрос сразу втягивает противника в дискуссию, недает возможности уклониться от ответа, заставляет отвечать по существу. Всясеть вопросов должна загнать противника в угол, а заключительный вопросподводит итоги обсуждения, окончательно ставит точки над i. Итак, некоторые тонкости впостановке вопроса:
- прекрасное общеезнание предмета обсуждения;
- формулированиевопросов так, чтобы исключить возможность уклонения от ответа;
- первый вопросдолжен сразу втягивать партнера в беседу;
- предвидениевозможных ответов собеседника и постановка от них следующих вопросов.
3.3 Какпроводить глубинное интервью
Глубинное интервьюизначально базируется на заранее подготовленном опроснике, в которомпредставлены интересующие заказчика исследования вопросы. Далее интервью можетпроводиться двумя способами. Первый предполагает жесткую привязку к вопросаманкеты, независимо от ответов респондента. То есть какими бы развернутыми иобстоятельными ни были размышления интервьюируемого человека на заданную тему,какие бы дополнительные (возможно, очень даже интересующие заказчика)обстоятельства респондент ни затрагивал, интервьюер все равно задает следующийвопрос строго по опроснику (в той же последовательности и с той же формулировкой).
Второй способ позволяетреспонденту говорить в той последовательности, в которой он хочет, интервьюерлишь слегка направляет его наводящими вопросами. Второй способ гораздо большепохож на беседу у психолога, когда человеку дают возможность высказаться покакой-либо теме. Хотя, безусловно, все вопросы опросника должны быть обсуждены.Разница лишь в степени формализованности интервью.
Вопросы для интервьюдолжны быть открытыми и нейтральными. Интервьюер не должен подсказывать выводыреспонденту. Если ответы неполные или невнятные, то интервьюер должен задатьуточняющие вопросы. Например: «Расскажите, пожалуйста, об этомподробнее», «А почему вы так сказали (или подумали)?», «Немогли бы вы еще что-то добавить к этому замечанию?»
Иногда требуются четкиеоднозначные ответы. Тогда можно задавать более жесткие вопросы, не дающиеотвлекаться на другие темы. Например: «Как вы считаете, удачен ли выбороранжевого цвета для этой марки автомобиля?»
Интервьюер можетпроводить беседу в жестком и мягком стилях. Жесткий стиль применяется крайнередко. В этом случае интервьюер может перебивать респондента, не давать емувысказаться до конца (когда считает, что ответ на вопрос уже получен),контролировать время, выделенное на ответ, указывать на противоречия в ответахреспондента.
Более распространенмягкий стиль беседы. Тогда интервьюер будет всячески стараться сделать так,чтобы респондент чувствовал себя раскованно при беседе, не ощущал никакогодискомфорта, никакого превосходства над ним интервьюера. Интервьюер будетсдерживать свои собственные эмоции, стараться расположить к откровенной беседе,добиваться развернутых ответов от респондента.
Техники проведенияинтервью также различны. Наиболее популярны три вида: лестница (laddering),символический анализ (symbolic analysis), выявление скрытых смыслов (hiddenissue questioning).
Лестница — техника, прикоторой вопросы ставятся так, чтобы выстроилась цепочка от характеристикпродукта к характеристикам потребителя. То есть респондента спрашивают о егомнении по поводу какой-либо особенности товара, а потом просят пояснить, почемуэта особенность для него важна и значима. В итоге беседа выходит на уровеньличной заинтересованности респондента.
Символический анализтребует, чтобы респондент нашел символические значения объекта, товара илиявления путем их сравнения с другим объектом. Например, такой вопрос: «Чтовы будете делать, если больше никогда не сможете посмотреть телевизор?»Анализ подобных ответов часто является хорошей базой для рекламных кампаний. Привыявлении скрытых смыслов респондентам предлагают пофантазировать по поводутого, как они хотели бы жить, чем хотели бы заниматься. Такая техника такжедает хорошую базу для подготовки рекламной стратегии.
Как и в случае сфокус-группой, глубинное интервью фиксируется с помощью видео- и аудиозаписи, апозже расшифровывается и анализируется. Естественно, запись можно производитьтолько с согласия респондента.
3.4 Запись интервью
Немаловажное значение припроведении исследований с помощью глубинных интервью является запись получаемойот респондентов информации. Существуют три возможности фиксации этойинформации: запись на электронные носители, фиксирование ответов респондентовна бумаге, которое выполняет модератор, или, в крайних случаях, фиксированиерезультатов модератором по памяти.
Запись на диктофон –оптимальный способ фиксации интервью. Однако, появление диктофона длябольшинства людей может стать обстоятельством шокирующим или по крайней мересковывающим фактором. Лишь способность интервьюера установить доброжелательнуюатмосферу может уменьшить эффект включенного диктофона. В любом случае диктофонследует располагать так, чтобы он не был постоянно перед глазами информанта.
Запись в блокнот – неформализует ситуацию интервью в такой мере, как диктофон. Однако пишущийинтервьюер также делает общение не совсем естественным. Часто в этой ситуацииконтакт глаз сводится к минимуму. Говорящий видит лишь макушку своегособеседника, что не очень располагает к беседе. Другой минус записи в блокнот –спонтанное редактирование интервью, сокращение, ведущее к потере далеко невсегда второстепенного смысла.
Видеозапись, с однойстороны дает максимально точную фиксацию ситуации интервью, позволяязафиксировать не только то, что говориться, но и то, как говориться. Но сдругой стороны, видеокамера максимально формализует беседу, вызывая уинформанта ассоциации с телевизионным интервью.
Запоминание текстаинтервью придает беседе максимально неформальный характер. Отсутствие подпорокдля собственной памяти заставляет исследователя максимально фокусировать своевнимание на ходе беседы, что придает ей более глубокий характер. Однако такойспособ фиксации ставит серьезную проблему полноты воспроизведения услышанногоматериала, точности фиксации важных деталей.
4. Сценарий глубинныхинтервью с сотрудниками агентств недвижимости города Пенза
Ниже приведен примерразработанного сценария глубинного интервью для проведения исследований офисныхпомещений в городе Пенза.
1. Общие вопросы:
· Как вы оцениваетенынешнюю ситуацию с офисными площадями в г.Пенза? Чем вы объясните такуюситуацию?
· Какова динамика сналичием и качеством офисных площадей в г.Пенза?
· По вашей оценке,спрос на офисы растет или снижается? Сколько примерно дополнительных квадратныхметров офисных площадей могло бы быть «освоено» местными предпринимателями?
· Кто в первуюочередь обращается к вам за услугами по поиску новых офисов (компании г.Пензаили филиалы компаний из других городов, каков профиль деятельности этихкомпаний, их размер и т.п.)?
· Какими ещеспособами (кроме обращения в агентство недвижимости) пользуются бизнесмены дляподбора нового офиса?
· Каков типичныйзапрос на поиск офиса (местоположение, размер, цена, дополнительные услуги ит.п.)?
2. Офисы разного класса:
· Офисы какогокласса наиболее востребованы в г.Пенза? С чем, по-вашему, это связанно?
· Какой примернопроцент от общего чмсла офисных площадей составляют офисы различного класса –А, В, С?
· Как вы думаете,по «местным меркам» чем отличаются друг от друга офисы класса А, В,С?
· В каких районахрасположены офисы класса А и В? Почему именно в этих районах?
· Не могли бы выназвать лучшие офисные центры города? Почему они считаются лучшими?Охарактеризуете, пожалуйста, эти центры.
3. Покупка или аренда:
· Какая схема насегодняшний день выглядит более предпочтительной для бизнесменов – покупка илиаренда офисов? С чем, по вашему мнению это связанно?
· Какова наиболеераспространенная схема покупки офиса (инвестирование на стадии строительства,покупка офиса в готовом центре и т.п.)?
· Какова наиболеераспространенная схема платы за аренду офиса (в месяц, в год, авансовый платежи т.п.)?
· Как вы оцениваетеперспективы строительства новых офисных центров под продажу площадей? Почему вытак думаете?
4. Цены на аренду и покупку офисов:
· Каковы насегодняшний день средние расценки на покупку и аренду офисов разного класса? Счем связанны различия в цене?
· По вашему мнению,сегодня цены на офисные площади находятся на своем пике или еще есть ресурсыдля повышения цены?
Заключение
Качественные методысоциологического опроса, в том числе и глубинное интервью, и по сей деньпродолжают оставаться одними из основных способов сбора информации. Предметныеобласти, для изучения которых они использовались и используются, преследуемыепри этом цели, контингент опрашиваемых – чрезвычайно многообразны. Наряду сширокой практикой использования метода глубинного интервью как качественногометода социологического опроса, усилия множества научных коллективов былинаправлены на разработку эффективной методологии интервью и совершенствованияпроцедур, техники и приемов интервьюирования. В данной контрольной работе мыпопытались понять, что представляет собой метод глубинного интервью, из чего онсостоит и каковы этапы его подготовки и проведения, а также рассмотрелисценарий глубинного интервью с сотрудниками агентств недвижимости города Пенза.При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляетсяпри помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем,организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксируетполученные ответы. Отсюда вывод: первым и наиболее важным условиемнеобходимости проведения интервью является то, что нужная информация не можетбыть получена никаким иным способом, кроме как от индивида. Метод глубинного интервью широкораспространен в современной жизни. Сфера применения этого метода чрезвычайнообширна и разнообразна: интервью используется в социологии, психологии,журналистике, статистике, этнографии, педагогике, управлении и др. науках. Метод глубинного интервью не ущербен, однакопри его использовании существует много подводных камней, которые по силампреодолеть только профессионалам. Обычно профессионал-модератор имеетсоциологическое, психологическое, а чаще и то и другое образование.
Список используемойлитературы
1. Голубков Е.П.Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.- из-во «Финпресс»,1998
2. Горшков М.К,Шереги Ф.Э. «Как провести социологическое исследование» Москва,Политиздат, 1990.
3. ГотлибА.Качественное социологическое исследование. Познавательные и экзистенциальныегоризонты. Самара: Универс-Группа, 2004
4. Ильин В.И.Драматургия качественного исследования: ситуации глубокого интервью. // Журналсоциологии и социальной антропологии, 2005.- том 7.- №4.-с.166-189
5. Романычев И.С.Качественный подход к исследовательской деятельности в социальной работе. //Отечественный журнал социальной работы, 2006 №3 с. 24-30
6. Токарев Б.Е.Маркетинговые исследования: учебник – М.: Экономисть, 2007