Реферат по предмету "Социология"


Влияние культуры на развитие личности

Федеральноеагентство по образованию и науке
Высшеепрофессиональное образование
Тульскийгосударственный университет
Кафедрасоциологии и политологии
 
Курсоваяработа
на тему: «Влияниекультуры на развитие личности»
Выполнила: студентка гр.720871
Пугаева Олеся Сергеевна
Тула 2008

Содержание
 
Введение
1. Социологический анализ явления культуры
1.1 Понятие культуры
1.2 Функции и формы культуры
1.3 Культура как системноеобразование
2. Роль культуры в жизни человека
2.1Формы проявлениякультуры в жизни человека
2.2 Социализация личности
2.3 Культура как один изважнейших методов социализации личности
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
Слово “культура” происходит отлатинского слова cultura,что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это словостало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом,возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. егостали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличалсяизяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот терминприменялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного”простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровеньцивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется соперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современноенаучное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия.Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые влитературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; онислужат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой. Усвоение культурыосуществляется с помощью учения. Культура создается, культуре обучаются.Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколениевоспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основойсоциализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил иидеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения.Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы кгибели культуры.
Культура формирует личности членовобщества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.
О том, насколько важна культура дляфункционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, неохваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение такназываемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения слюдьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоитьупорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства ксуществованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, непроявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмичнораскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”, шведскийнатуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются представителямиособого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошлоразвития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общениестимулировало бы развитие их способностей и становление их “человеческих”личностей. тим примером мы доказали актуальность заданной темы.
Цель данной работы – доказать, чтокультура действительно влияет на развитие личности и общества в целом. Длядостижения указанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:
·    провестиполный социологический анализ явления культуры;
·    выявитьразличные элементы и составляющие культуры;
·    определить,как культура влияет на социализацию личности.

1. Социологическийанализ явления культуры
 
1.1 Понятие культуры
 
Современное пониманиеслова культура имеет четыре основных смысла: 1) общий процессинтеллектуального, духовного, эстетического развития; 2) состояние общества,основанного на праве, порядке, нравственности, совпадает со словом«цивилизация»; 3) особенности образа жизни какого-либо общества, группы людей,исторического периода; 4) формы и продукты интеллектуальной, и прежде всегохудожественной деятельности, таких, как музыка, литература, живопись, театр,кино, телевидение.
Культуру изучают и другиенауки, например, этнография, история, антропология, но социология имеет вкультуре свой специфический аспект исследования. В чем же состоит специфичностьсоциологического анализа культуры, что характерно для социологии культуры?Характерная особенность социологии культуры заключается в том, что онаобнаруживает и анализирует закономерности социокультурных изменений, изучаетпроцессы функционирования культуры в связи с социальными структурами иинститутами.
С точки зрениясоциологии, культура является общественным фактом. Она охватывает всепредставления, идеи, мировоззрения, убеждения, верования, которые активно разделяютсялюдьми, либо пользуются пассивным признанием и воздействуют на социальное поведение.Культура не просто пассивно «сопровождает» общественные явления, которые протекаюткак бы вне и помимо культуры, объективно и независимо от нее. Специфика культурысостоит в том, что она представляет в сознании членов общества все и любыефакты, которые что-либо означают именно для данной группы, данного общества.При этом на каждом этапе жизни общества развитие культуры связано с борьбой идей,с их обсуждением и активной поддержкой, либо пассивным признанием одной из нихв качестве объективно правильной. Обратившись к анализу сущности культуры,необходимо учесть, во-первых, что культура есть то, что отличает человека отживотных, культура — это характеристика человеческого общества; во-вторых,культура не наследуется биологически, но предполагает обучение.
Ввиду сложности, многослойности, многоспектности,многогранности понятия культура существует несколько сот его определений. Мыбудем использовать одно из них: культурой называется система ценностей,представлений о мире и правилах поведения, общих для людей, связанныхопределенным образом жизни
1.2 Функции и формыкультуры
 
Культура выполняетмногообразные и ответственные социальные функции. Прежде всего, она, по мысли Н.Смелзера, структурирует общественную жизнь, то есть делает то же, чтогенетически запрограммированное поведение в жизни животных. Культура передаетсяот одного поколения к другому в процессе социализации. Поскольку культура непередается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передаетследующему поколению. Именно этот процесс является основой социализации.Ребенок усваивает ценности, верования, нормы, правила и идеалы общества,формируется личность ребенка. Формирование личности — важная функция культуры.
Еще одной, не менееважной функцией культуры является регулирование поведения личности. Если бы небыло норм, правил, поведение человека стало бы практически неуправляемым, хаотичными бессмысленным. О том, насколько важна культура для жизни человека и общества,можно судить, если еще раз вспомнить об описанных в научной литературечеловеческих детенышах, которые волею случая оказались полностью лишеннымиобщения с людьми и «воспитывались» в стаде зверей, в джунглях. Когда они былинайдены — через пять-семь лет и вновь попали к людям, эти дети джунглей немогли овладеть человеческим языком, они оказались не в состоянии усвоить упорядоченныйобраз жизни, жить среди людей. У этих диких детей не произошло развитияличности, для которого необходимо общение с людьми. Тесно связана ссоциализацией духовно-нравственная функция культуры. Она выявляет,систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передаетвечные ценности в обществе — добро, красоту, истину. Ценности существуют какцелостная система. Совокупность ценностей, общепринятых в той или инойсоциальной группе, стране, выражающих особое видение ими социальной реальности,называется менталитетом. Различают политические, экономические, эстетические идругие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности,которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений междулюдьми, их связей друг с другом и обществом. Культура обладает такжекоммуникативной функцией, что позволяет закрепить связь личности и общества,увидеть связь времен, установить связь прогрессивных традиций, наладитьвзаимовлияние (взаимообмен), провести отбор самого необходимого ицелесообразного для тиражирования. Можно назвать также такие аспекты назначениякультуры, как быть инструментом развития социальной активности,гражданственности.
Сложность понимания феноменакультуры заключается также и в том, что в любой культуре имеются разные еепласты, ответвления, срезы.
В большинстве европейских обществ кначалу XX в. сложились две формы культуры. Элитарная культура — изящноеискусство, классическая музыка и литература — создавалась и воспринималасьэлитой.
Народная культура,включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждойиз этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традицияредко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовыхпечатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стираниеразличий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура,которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Средствамассовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культурастановиться “массовой”, когда ее продукты стандартизируют и распространяютсреди широкой публики.
Во всех обществах существуетмножество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Системанорм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой..
Субкультура формируется подвлиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение,религия и место жительства.
Ценности субкультуры воздействуютна формирование личности членов группы.
Термин “субкультура” не означает,что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе.Однако во многих случаях большинство общества относится к субкультуре снеодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению куважаемым субкультурам врачей или военных. Но иногда группа активно стремитьсявыработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектамгосподствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируетсяконтркультура. Известная контркультура в западном обществе — богема, а наиболееяркий пример в ней — хиппи 60-х годов.
Ценности контркультуры могут бытьпричиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда онипроникают в саму господствующую культуру. Длинные волосы, изобретательность вязыке и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, получилиширокое распространение в американском обществе, где главным образом черезсредства массовой информации, как часто бывает, эти ценности стали менеевызывающими, поэтому привлекательными для контркультуры и, соответственно, менееугрожающими для культуры господствующей.
1.3 Культура каксистемное образование
 
С точки зрения социологии,в культуре можно выделить две основные части — культурную статику и культурнуюдинамику. Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая — в состояниидвижения. Культурная статика — это внутреннее строение культуры, т. е.совокупность базисных элементов культуры. Культурная динамика включает тесредства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ееизменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, сней происходит множество всевозможных метаморфоз. Культура — сложноеобразование, которое представляет собой многостороннюю и многоаспектнуюсистему, все части, все элементы, все структурные характеристики этой системыпостоянно взаимодействуют, находятся в бесконечных связях и отношениях друг сдругом, постоянно переходят одно в другое, пронизывают все сферы жизниобщества. Если представить человеческую культуру в виде сложной системы,которая создавалась многочисленными предшествующими поколениями людей, тоотдельные элементы (черты) культуры могут быть отнесены или к материальным илик нематериальным видам. Совокупность материальных элементов культуры составляетособую форму культуры — материальную культуру, куда включаются все объекты, всепредметы, которые созданы руками человека. Это станки, машины, электростанции,здания, храмы, книги, аэродромы, обрабатываемые поля, одежда и проч.
Совокупность нематериальныхэлементов культуры образует духовную культуру. В духовную культуру включаютсянормы, правила, образцы, эталоны, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы,знания, идеи, обычаи, традиции, язык, литература, искусство. Духовная культурасуществует в нашем сознании не только как представление о нормах поведения, нои как песня, сказка, былина, шутка, пословица, народная мудрость, национальныйколорит бытия, менталитет. В культурной статике элементы разграничены вовремени и пространстве. Географический район, внутри которого разные я культурыимеют сходство в главных чертах, называют культурным ареалом. При этом границыкультурного ареала могут не совпадать с государственными или с рамками данногообщества.
Часть материальной идуховной культуры, созданной прошлыми поколениями, которая выдержала испытаниевременем и передается следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое,составляет культурное наследие. Культурное наследие играет чрезвычайно важнуюроль в периоды кризисов и нестабильности, выступая как фактор сплочения нации,средство объединения. Каждый народ, страна, даже некоторые группы обществаимеют свою культуру, в которой может быть масса черт, не совпадающих с той илииной культурой. На земле существует великое множество различающихся культур. Ивсе-таки социологи выделяют общие черты, свойственные всем культурам — культурные универсалии.
Уверенно называют болеенескольких десятков культурных универсалий, т.е. элементов культуры, которыеприсущи всем культурам независимо от географического места, историческоговремени и социального устройства общества. В культурных универсалиях можновычленить элементы культуры, связанные так или иначе с физическим здоровьемчеловека. Это возрастные особенности, спорт, игры, танцы, соблюдение чистоты,запрет кровосмешения, акушерство, обращение с беременными, послеродовой уход,отучение ребенка от груди,
К культурным универсалиямотносятся и общечеловеческие нормы нравственности: уважение старших, различениедобра и зла, милосердие, обязанность прийти на помощь слабому, терпящемубедствие, уважительное отношение к природе и ко всему живому, забота омладенцах и воспитание детей, обычай дарить подарки, нормы морали, культураповедения.
Отдельную весьма важнуюгруппу составляют культурные универсалии, связанные с организацией жизнииндивидов: кооперация труда и разделение труда, общинная организация, приготовлениепищи, торжественные празднества, традиции, добывание огня, табу на пишу, игры,приветствия, гостеприимство, домохозяйство, гигиена, запрет кровосмешения,правительство, полиция, карательные санкции, закон, право собственности, правонаследования, родственные группы, номенклатура родственников, язык, магия,брак, семейные обязанности, время принятия пищи (завтрак, обед, ужин),медицина, благопристойность в отправлении естественных надобностей, траур,число, личное имя, умилостивление сверхъестественных сил, обычаи, связанные снаступлением половой зрелости, религиозные ритуалы, поселенческие правила,сексуальные ограничения, статусная дифференциация, изготовление орудий труда,торговля, хождение в гости.
Среди культурныхуниверсалий можно выделить и специальную группу, в которой отражаются взглядына мир и духовная культура: учение о мире, время, календарь, учение о душе, мифология,гадание, суеверия, религия и различные верования, вера в чудесные исцеления,толкование снов, пророчества, наблюдение за погодой, образование,художественное творчество, народные промыслы, фольклор, народные песни, сказки,сказания, легенды, шутки.
Почему возникаюткультурные универсалии? Это связано с тем, что люди, в какой бы части света онини жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребностии сталкиваются с общими проблемами, которые ставят перед ними условия жизни.
Каждая культура имеетстандарты «правильного» поведения. Для того чтобы жить в обществе, люди должныуметь общаться и сотрудничать друг с другом, а это значит, что они должны иметьпредставление о том, как правильно поступать, чтобы быть понятым и добитьсясогласованных действий. Поэтому общество создает определенные шаблоны поведения,систему норм — образцов правильного или подобающего поведения. Культурная нормаявляется системой поведенческих ожиданий, образом того, как люди должныдействовать. Нормативная культура— это система социальных норм или стандартовповедения, которым.члены общества следуют более или менее точно.
При этом нормы проходят всвоем развитии несколько этапов: они возникают, получают одобрение ираспространение в обществе, стареют, становятся синонимом рутины и косности иих заменяют другими, которые более соответствуют изменившимся условиям жизни.
Одни нормы заменить нетрудно, например, этикетные нормы. Этикет — это правила учтивости, правилавежливости, которые в каждом обществе и даже в каждом сословии различаются.Этикетные нормы мы легко можем обойти. Так, если в гостях вас 'приглашают кстолу, на котором возле тарелки лежит лишь вилка, а нож отсутствует, выобойдетесь и без ножа. Но есть нормы, которые изменить чрезвычайно сложно,потому что эти правила регулируют важные для общества сферы человеческой деятельности.Таковы государственные законы, религиозные традиции и др. Рассмотрим основныетипы норм в порядке повышения их общественной значимости.
Обычаи — это традиционноустановившийся порядок поведения, набор работоспособных образцов, стандартов,которые позволяют членам общества наилучшим образом взаимодействовать как сокружающей средой, так и друг с другом. Это не индивидуальные, а коллективныепривычки, способы жизни народа, элементы повседневной, обыденной культуры.Новые поколения воспринимают обычаи путем бессознательного подражания илисознательного обучения. С детского возраста человек окружен множествомэлементов обыденной культуры, поскольку он постоянно видит перед собой этиправила, они становятся для него единственно возможными и приемлемыми. Ребенокусваивает их и, становясь взрослым, относится к ним как к само собойразумеющимся явлениям, не задумываясь об их происхождении.
У каждого народа, даже внаиболее примитивных обществах, имеется множество обычаев. Так, славянские изападные народы едят второе вилкой, считая само собой разумеющимся пользоватьсявилкой, если подали котлету с рисом, а китайцы используют для этой целиспециальные палочки. Обычаи гостеприимства, празднования Рождества, уважения кстаршим и другие — это одобренные обществом массовые образцы поведения, которыерекомендуется выполнять. Если люди нарушают обычаи, это вызывает общественноенеодобрение, порицание, осуждение.
Если привычки и обычаипереходят от одного поколения к другому, они становятся традициями.Первоначально это слово означало «предание». Традиционными могут стать подъемнационального флага на празднике, исполнение гимна страны во время чествованияпобедителя на соревновании, встречи однополчан в день победы, чествованиеветеранов труда и т. д.
У каждого человека, крометого, имеется много индивидуальных привычек: заниматься гимнастикой и приниматьвечером душ, ходить на лыжах по выходным и т. д. Привычки сложились врезультате многократного повторения, в них находит выражение и культурныйуровень данного человека, и его духовные запросы, и уровень историческогоразвития общества, в котором он живет. Так, для русского дворянства былихарактерны привычки устраивать псовую охоту, играть в карты, иметь домашнийтеатр и проч.
Большинство привычек невстречает со стороны окружающих ни одобрения, ни порицания. Но есть и такназываемые вредные привычки (громко разговаривать, грызть ногти, с шумом и чавканьеместь, бесцеремонно разглядывать пассажира в автобусе и затем вслух высказыватьзамечания о его внешнем виде и проч.), они свидетельствуют о плохих манерах.
Манеры относятся кэтикету, или правилам вежливости. Если привычки формируются стихийно, подвлиянием условий жизни, то хорошие манеры необходимо воспитывать. В советскоевремя этикет не преподавали ни в школе, ни в вузе, считая все это буржуазнымвздором, «вредным» для народа. Нет этикета в официально утвержденных программахвузов и школ и сегодня. Поэтому грубые манеры стали повсеместной нормой.Достаточно сказать о вульгарных, отвратительных манерах наших так называемыхзвезд эстрады, которые тиражируются телевидением и воспринимаются миллионамипоклонников как эталон поведения и образец для подражания.
Можно ли научиться самому хорошимманерам? Конечно, для этого надо читать книги по этикету, размышлять над своимповедением, применять к себе правила, о которых рассказывается в публикациях.Повседневные манеры воспитанного человека — следить за тем, чтобы твоеприсутствие никому не создавало неудобств, быть предупредительным, вежливым,уступать дорогу старшим, подать девушке в гардеробе пальто, громко неразговаривать и не жестикулировать, не быть угрюмым и раздражительным, иметьчистую обувь, выглаженные брюки, аккуратную прическу — все это и некоторыедругие привычки можно быстро усвоить, и тогда общение с вами будет легким иприятным, что, кстати говоря, поможет вам в жизни. Разновидностью обычаев являютсяцеремония и ритуал. Церемония — это последовательность действий, имеющихсимволическое значение и посвященных празднованию какого-либо важного длягруппы события. Например, церемония торжественного вступления президента Россиив должность, церемония (интронизация) возведения на престол вновь избранногопапы римского или патриарха.
Ритуал — это выработанныйобычаем и строго установленный порядок совершения чего-либо, который призвандраматизировать данное событие, вызвать у зрителя благоговейный трепет. Например,ритуальные танцы шаманов в процессе колдовства, ритуальные танцы племени передохотой. Нравственные нормы отличаются от обычаев и привычек.
Если я не чищу зубы, топричиняю вред самому себе, если я не умею пользоваться ножом для еды, моиплохие манеры одни не заметят, а другие — заметят, да не скажут об этом. Ноесли друг в трудную минуту бросил, если человек взял взаймы деньги и обещалотдать, но не отдает. В этих случаях мы имеем дело с нормами, которыезатрагивают жизненные интересы людей, являются важными для благополучия группыили общества. Нравственные, или моральные нормы определяют отношения людей другк другу на основе различения добра и зла. Нравственные нормы люди выполняют,опираясь на собственную совесть, общественное мнение и традиции общества.
Нравы — это особеннооберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражаютморальные ценности общества. Каждое общество имеет свои нравы, или мораль. Темне менее уважение к старшим, честность, благородство, забота о родителях,умение прийти на помощь слабому и т.д. во многих обществах является нормой, аоскорбление старших, издевательство над инвалидом, желание обидеть слабогосчитается безнравственным.
Особой формой нравовявляется табу. Табу — это абсолютный запрет какого-либо действия. В современномобществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могилили оскорбление чувства патриотизма.
Совокупность правилповедения, связанных с понятием достоинства личности, составляет так называемыйкодекс чести.
Если нормы и обычаиначинают играть особенно важную роль в жизни общества, тогда они становятсяинституциональными и возникает социальный институт. Это экономическиеинституты, банки, армия и др. Нормы и правила поведения здесь специальноразрабатываются и оформляются в кодексы поведения и строго соблюдаются.
Некоторая часть нормявляется настолько важной для жизнедеятельности общества, что они оформляются какзаконы; на страже законов стоит государство в лице его специальных силовыхструктур, таких как милиция, суд, прокуратура, тюрьма.
Как системное образованиекультура и ее нормы принимают все члены общества; это доминирующая, всеобщая,господствующая культура. Но в каждом обществе выделяются некоторые группылюдей, которые не принимают доминирующую культуру, а образует свои нормы,которые отличаются от общепринятых образцов и даже бросают ей вызов. Таковаконтркультура. Контркультура вступает в конфликт с господствующей культурой.Тюремные нравы, стандарты поведения в шайке бандитов, группы хиппи — это ярковыраженные примеры контркультуры.
В обществе могутсуществовать и другие, менее агрессивные культурные нормы, которые неразделяются всеми членами общества. Различия людей, связанные с возрастом, национальностью,родом занятий, полом, особенностями географической среды обитания, профессией,приводят к возникновению специфических культурных образцов, которые составляютсубкультуру; «жизнь иммигрантов», «жизнь северян», «армейская жизнь», «богема»,«жизнь в коммуналке», «жизнь в общежитии»— примеры жизни индивида в рамкахопределенной субкультуры.

2. Роль культуры вжизни человека
 
2.1 Формыпроявления культуры в жизни человека
 
Культураиграет в жизни человека весьма противоречивую роль. С одной стороны, онаспособствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения ипередаче их последующим поколениям, а также другим группам. Культура возвышаетчеловека над миром животных, создавая духовный мир, она способствуетчеловеческому общению. С другой стороны, культура способна с помощьюнравственных норм закрепить несправедливость и суеверия, бесчеловечноеповедение. Кроме того, все созданное в рамках культуры для покорения природыможет быть применено в целях уничтожения людей. Поэтому важно изучить отдельныепроявления культуры, чтобы получить возможность снизить напряженность вовзаимодействии человека с порожденной им культурой.
Этноцентризм. Существует известнаяистина, что для каждого человека земная ось проходит через центр его родногогорода или деревни. Американский социолог Уильям Саммер назвал этноцентризмомтакой взгляд на общество, при котором определенная группа считаетсяцентральной, и все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней.
Без сомнений,мы допускаем, что моногамные браки лучше полигамных; что молодые люди самидолжны выбирать партнеров и это лучший способ образования супружеских пар; чтонаше искусство является самым гуманным и благородным, в то время как искусство,принадлежащее другой культуре, вызывающе и безвкусно. Этноцентризм делает нашукультуру эталоном, с которым мы соизмеряем все другие культуры: по нашемумнению, они будут хороши или плохи, высоки или низки, правильны или ложны, новсегда по отношению к нашей собственной культуре. Это проявляется в такихпозитивных выражениях, как «избранный народ», «истинноеучение», «сверхраса», и в негативных — «отсталыенароды», «примитивная культура», «грубое искусство».
В какой-тостепени этноцентризм присущ всем обществам, и даже отсталые народы в чем-точувствуют свое превосходство над всеми остальными. Они, например, могут считатькультуру высокоразвитых стран глупой и абсурдной. Не только общества, но ибольшинство социальных групп (если не все) в обществе этноцентричны. Многочисленныеисследования организаций, проведенные социологами разных стран, показывают, чтолюди склонны переоценивать собственные организации и при этом недооценивать вседругие. Этноцентризм — всеобщая человеческая реакция, затрагивающая все группыв обществе и почти всех индивидов. Правда, в этом вопросе могут бытьисключения, например: евреи-антисемиты, аристократы-революционеры, негры,выступающие против негров по вопросам ликвидации расизма. Очевидно, однако, чтотакие явления можно считать уже формами отклоняющегося поведения.
Возникаетестественный вопрос: этноцентризм — это негативное или позитивное явление вжизни общества? Трудно ответить на этот вопрос четко и однозначно. Попытаемсяопределить положительные и отрицательные моменты в таком сложном культурномявлении, как этноцентризм, Прежде всего следует отметить, что группы, в которыхсуществуют явно выраженные проявления этноцентризма, как правило, болеежизнеспособны, чем группы, полностью терпимые к другим культурам илисубкультурам. Этноцентризм сплачивает группу, оправдывает жертвенность имученичество во имя ее благосостояния; без него невозможно проявлениепатриотизма. Этноцентризм — необходимое условие появления национальногосамосознания и даже обычной групповой лояльности. Конечно, возможны и крайниепроявления этноцентризма, например национализм, презрение к культурам другихобществ. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимыхформах, и его основная установка такова: я предпочитаю мои обычаи, хотядопускаю, что некоторые обычаи и нравы других культур могут быть в чем-толучше. Итак, мы сталкиваемся с явлением этноцентризма практически ежедневно,когда сравниваем себя с людьми другого пола, возраста, представителями другихорганизаций или других регионов, во всех случаях, когда имеются различия вкультурных образцах представителей социальных групп. Всякий раз мы ставим себяв центр культуры и рассматриваем другие ее проявления, как бы примеряя их насебя.
Этноцентризмможет быть искусственно усилен в какой-либо группе с целью противостояниядругим группам при конфликтном взаимодействии. Уже одно упоминание обопасности, например, для существования какой-либо организации, сплачивает еечленов, повышает уровень групповой лояльности и этноцентризма. Периоды напряженностив отношениях между нациями или национальностями всегда сопровождаютсяповышением интенсивности этноцентристской пропаганды. Возможно, это связано сподготовкой членов группы к борьбе, к предстоящим лишениям и жертвам.
Говоря о тойзначительной роли, которую этноцентризм играет в процессах групповойинтеграции, в сплочении членов групп вокруг определенных культурных образцов,следует отметить и его консервативную роль, негативное влияние на развитиекультуры. Действительно, если наша культура лучшая в мире, то зачем надо что-тосовершенствовать, изменять и тем более заимствовать из других культур? Опытпоказывает, что подобная точка зрения может значительно замедлить процессыразвития, протекающие в обществе с очень высоким уровнем этноцентризма. Примеромможет служить опыт нашей страны, когда высокий уровень этноцентризма вдовоенный период стал серьезным тормозом развития культуры. Этноцентризм можеттакже быть инструментом, действующим против изменений внутреннего устройстваобщества. Так, привилегированные группы считают свое общество самым лучшим исправедливым и стремятся внушить это другим группам, поднимая тем самым уровеньэтноцентризма. Еще в Древнем Риме у представителей неимущих слоевкультивировалось мнение, что, несмотря на нищету, они все-таки граждане великойимперии и потому выше других народов. Это мнение специально создавалосьпривилегированными слоями римского общества.
Культурныйрелятивизм.Если члены одной социальной группы будут рассматривать культурные обычаи инормы других социальных групп только с точки зрения этноцентризма, то прийти кпониманию и взаимодействию очень сложно. Поэтому существует подход к другимкультурам, который смягчает действие этноцентризма и позволяет находить пути ксотрудничеству и взаимному обогащению культур различных групп. Одним из такихподходов считается культурный релятивизм. Его основой служит утверждение, чточлены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп,если они анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной культуры.Для того чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ееконкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития. Каждый культурныйэлемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой онявляется. Ценность и значение этого элемента может рассматриваться только вконтексте определенной культуры. Теплая одежда хороша в Арктике, но нелепа втропиках. То же можно сказать и о других, более сложных культурных элементах ио комплексах, которые они составляют. Культурные комплексы, касающиеся женскойкрасоты и роли женщины в жизни общества, различны в разных культурах. Важнотолько подойти к этим различиям не с точки зрения доминирования«нашей» культуры, а с точки зрения культурного релятивизма, т.е.признавая за другими культурами возможности иных, отличных от «наших»интерпретаций культурных образцов и осознавая причины таких модификаций. Этаточка зрения, естественно, не этноцентрична, но помогает сближению и развитиюразличных культур.
Нужно понятьосновное положение культурного релятивизма, согласно которому определенныеэлементы отдельной культурной системы являются правильными и общепринятымипотому, что они хорошо себя зарекомендовали именно в этой системе; другие жесчитаются неправильными и ненужными потому, что их применение порождало быболезненные и конфликтные последствия только в данной социальной группе илитолько в данном обществе. Самый рациональный путь развития и восприятиякультуры в обществе — сочетание черт и этноцентризма, и культурногорелятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группыили общества и высказывая приверженность основным образцам этой культуры, в тоже время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальныхгрупп, признавая их право на существование.
2.2 Социализацияличности
 
Личность является однимиз тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разнымиавторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумяпротивоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждаяличность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествамиспособностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительнуюроль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденныевнутренние черты и способности личности, считая что личность — это некоторыйпродукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.
Методы социализации личности в каждойкультуре отличаются. Обратившись к истории культуры, мы увидим, что в каждом обществебыла своя идея воспитания. Сократ считал, что воспитать человека — значитпомочь ему «стать достойным гражданином», тогда как в Спарте целью воспитаниясчиталось воспитание сильного храброго воина. Согласно Эпикуру, главное — независимость от внешнего мира, «безмятежность». В Новое время Руссо, пытаясьсочетать в воспитании гражданские мотивы и духовную чистоту, пришел в концеконцов к выводу о несовместимости нравственного и политического воспитания.«Изучение человеческого состояния» приводит Руссо к убеждению в том, что можновоспитать либо «человека для него самого», либо гражданина, живущего «длядругих». В первом случае он будет находиться в противоречии с общественнымиучреждениями, во втором — со своей собственной природой, поэтому приходится выбиратьодно из двух — воспитывать или человека, или гражданина, ибо нельзя создаватьодновременно и того, и другого. Через два века после Руссо экзистенциализм сосвоей стороны разовьет его идеи об одиночестве, о «Других», которые противопоставлены«Я», об обществе, где человек находится в рабстве норм, где все живут так, какпринято жить.
Сегодня специалистыпродолжают спорить о том, какой же фактор является главным для процессаформирования личности. По-видимому, все они в комплексе осуществляют социализациюличности, воспитание человека как представителя данного общества, культуры,социальной группы. В соответствии с современными представлениями,взаимодействие таких факторов, как физические черты человека, окружающая среда,индивидуальный опыт и культура, создает уникальную личность. К этому следуетдобавить и роль самовоспитания, т. е. собственных усилий личности на основевнутреннего решения, собственных потребностей и запросов, честолюбия, волевогоначала — сформировать в себе определенные навыки, способности, умения. Какпоказывает практика, самовоспитание выступает мощнейшим инструментом вдостижении личностью профессиональных навыков, карьеры, материальногоблагополучия.
В своеманализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности,так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальныефакторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительнымопределение личности, данное В. Ядовым: «Личность — целостность социальныхсвойств человека, продукт общественного развития и — включения индивида всистему социальных отношений посредством активной деятельности и общения».В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организмаисключительно благодаря различным видам социального культурного опыта.
2.3 Культуракак один из важнейших методов социализации личности
 
Прежде всего,следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всегочеловечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то илииное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту,обучается общению через язык, получает опыт применения наказания ивознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурныеобразцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членамнекоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие обществапредложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данногообщества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многихчленов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условияхмусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная вхристианской стране.
Американскаяисследовательница К. Дьюбойс назвала личность, обладающую общими для данногообщества чертами, «модальной» (от взятого из статистики термина«мода», обозначающего величину, которая встречается наиболее часто вряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понималанаиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями,присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можнонайти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Говорят омодальных личностях тогда, когда упоминают о «средних» американцах,англичанах или об «истинно» русских. Модальная личность воплощает всебе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам входе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся вкаждой личности данного общества.
Другимисловами, каждое общество развивает один или несколько базисных личностныхтипов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцыусваиваются, как правило, с детства. У равнинных индейцев Южной Америкисоциально одобряемым типом личности для взрослого мужчины был сильный,самоуверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведениевознаграждалось, и мальчики всегда стремились быть похожими на таких мужчин.
Каким жеможет быть социально одобряемый тип личности для нашего общества? Пожалуй, этоличность социабельная, т.е. легко идущая на социальные контакты, готовая ксотрудничеству и обладающая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.е.способная за себя постоять) и практической сметкой. Многие эти чертыразвиваются скрытно, внутри нас, и мы испытываем неудобство, если эти чертыотсутствуют. Поэтому мы обучаем своих детей говорить «спасибо» и«пожалуйста» старшим, учим их не стесняться взрослого окружения, уметьпостоять за себя.
Однако всложных обществах очень трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия вних большого числа субкультур. Наше общество имеет много структурныхподразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др.Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию собственной субкультурыс определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностнымиобразцами, присущими отдельным индивидам, и создаются смешанные личностныетипы. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждуюструктурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцовдоминирующей культуры.

Заключение
 
Подводя итог, следует еще раз особоотметить, что культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культураорганизует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мереосуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетическизапрограммированное поведение.
Культура — сложноеобразование, которое представляет собой многостороннюю и многоаспектнуюсистему, все части, все элементы, все структурные характеристики этой системыпостоянно взаимодействуют, находятся в бесконечных связях и отношениях друг сдругом, постоянно переходят одно в другое, пронизывают все сферы жизниобщества.
Среди множества различных определенийданного понятия самым распространенным является следующее: культурой называетсясистема ценностей, представлений о мире и правилах поведения, общих для людей,связанных определенным образом жизни.
Культура передается отодного поколения к другому в процессе социализации. Становление и развитиеличности происходит во многом благодаря культуре. Не будет преувеличениемопределить культуру как меру человеческого в человеке. Культура дает человекучувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением,определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть решающийспособ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.

Список использованнойлитературы
1. ВитаньиИ.Н. Общество. Культура. Социология/И.Н. Витаньи — М., 1984 — с.9-15.
2. ДобреньковВ.И. Социология./В.И. Добреньков, Ю.Г. Волков и др.- М.: Мысль, 2000 — с.52.
3. ИонинЛ.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентоввузов. — 3-е изд., переруб. и доп./Л.Г. Ионин — М.: Логос, 2000 — с.19-24.
4. Коган Л.К Социология культуры. Екатеринбург, 1992 – с.11-12.
5. Кон И.С. Социология личности/И.С.Кон – М., 1967 — с.113-116.
6. Леонтьев А.Н. К теории развитияличности/А.Н.Леонтьев – М., 1982 — с. 402.
7. Минюшев Ф.И. Социология культуры:Учебное пособие для вузов Ф.И. Минюшев — М.: Академический проект, 2004- с.34-38.
8. Соколов Э.В. Культура иличность/Э.В.Соколов — Л., 1972 — с.51.
9. Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности// Социология в СССР в 2-х тт.- Т.2 Здравосмыслов А.Г., Ядов В.А. – М., -1996-с.71.
10. Формы знания и общество: сущность ипонятие социологии культуры // Социологический журнал, № 1-2,1999// knowledge.isras.ru/sj/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.