Реферат по предмету "Социология"


Влияние домашнего насилия на психику ребенка

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1.        Что такоедомашнее насилие
2.        Виды ихарактерные особенности домашнего насилия
3.        Факторы, причиныи виды жестокого обращения с детьми
4.        Влияние домашнегонасилия на психику ребенка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Семейное насилие –явление достаточно распространенное во всем мире и во всех слоях населения,охватывающее людей разных уровней образования и любой национальности.
Согласно информационнымданным органов внутренних дел, анализа опыта работы центров социальной помощисемье и детям ежегодно 30 – 40% насильственных преступлений совершается всемьях. 70% жертв насильственных посягательств, совершенных в семье, — этоженщины и дети, а также и пожилые люди.
Нам хочется думать, что всвоей семье мы всегда, как в надежном убежище сможем укрыться от стрессов иперегрузок нашего беспокойного мира. Что бы ни угрожало нам вне дома, мынадеемся найти защиту и поддержку в любви тех, с кем мы поддерживаем самыеблизкие отношения. Однако для многих людей желание обретения семейного покояоказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы,чем надежности и безопасности.
Тревожная статистикаслучаев избиения жен мужьями и жестокого обращения с детьми и престарелымидоказывает, что насилие в семье стало столь же обычным, как насилие на улицахгородов.
Представления о том, чтонасилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, современныеисследователи считают несостоятельным мифом общественного сознания. Насилие всемье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых,расовых, культурных, религиозных, социально-экономических аспектов.
Насилие может вызыватьразличные нарушения, такие как нарушения в познавательной сфере, а такжерасстройства аппетита, сна; злоупотребление наркотиками, алкоголизм;непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попыткисамонаказания (например, самоистязание); множество соматических жалоб.
Нарушения, возникающиепосле насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которыеприводят к стойким личностным изменениям.
Помимо непосредственноговлияния пережитое насилие может приводить к долгосрочным последствиям, зачастуювлияющим на всю дальнейшую жизнь.

Что такое домашнеенасилие
 
Роль семьи вжизнедеятельности общества определяется тем, что ей присущи, с одной стороны,черты социального института, а с другой – малой социальной группы. Каксоциальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм,санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами,родителями, детьми, другими родственниками. Как первичная малая группа онаоснована на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта,взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Семья является основойгосударства, поэтому безопасность семьи – государственная проблема во многихстранах. Однако российские семьи в последнее время признаны чуть ли не самымиагрессивными в мире. Обострение социально-экономических проблем в Россииотражается практически на каждой семье. Падает уровень жизни, возрастаетбеспокойство за будущее свое и своих детей, отчего усиливается напряженность всемейных отношениях.
По данным научныхисследований в нашей стране около 3% от общего числа всех умышленных убийствпроисходит в семьях. Половине всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами,предшествовали длительные семейные конфликты. По статистике МВД напрофилактическом учете в органах внутренних дел состоит более 3,5 млн. лиц«антиобщественного поведения», из них 296 000 отнесены к категориисемейных дебоширов (данные на 2001 год).1
Так, по данным УВДЯрославской области, количество сообщений о преступлениях на семейно-бытовойпочве выросло на 27,9%, при этом количество убийств, вследствие указанныхправонарушений увеличилось на 16%, случаев причинения тяжкого вреда здоровью,повлекших смерть потерпевшего, — на 10,2%. За отчетный период в два разавыросло число уголовных дел, возбужденных по факту истязаний. Обычно жертвамисемейного насилия становятся женщины и несовершеннолетние. Проблема насилия всемье является общественной проблемой.1
Домашнее насилие – это повторяющийся с увеличениемчастоты цикл физического, словесного, духовного и экономического оскорбления сцелью контроля, запугивания, внушение чувства страха со стороны одного лица поотношению к другому, с которым лицо имеет или имело значимые отношения.
Внутри семейного насилиякак обобщенной категории существует более специфические категории, определяемыеприродой отношений между обидчиком и жертвой, а также условиями их жизни:
·         жестокоеобращение с детьми;
·         насилие,направленное против супруги(а), партнерши(а);
·         насилие вотношении пожилых людей.
Основное отличиедомашнего насилия от других видов насилия заключается в том, что оно происходитмежду людьми, состоящими в близких или родственных отношениях, которыерассматриваются как безопасные и даже считаются защитой и поддержкой.
При выявлении причинсемейного насилия можно использовать два подхода. Социологический подходопределяет насилие как социокультурную обусловленность, то есть насилиеявляется стереотип семейных отношений, воспитанным с детства, принятым в даннойгруппе населения. Социальные факторы (социально-экономическое положение семьи,безработица, плохие жилищные условия) также являются возбудителями стресса,ведущего к плохому обращению с членами семьи. Социально-психологическийподход рассматривает насилие как результат негативного личного жизненногоопыта, «травмы детства».
2. Виды и характерныеособенности домашнего насилия
Выделяют следующие видынасилия:
Физическое насилие – это реальное или потенциальноеприменение физического вреда, под которым понимается нарушениеанатомо-физической целостности человека. По характеру оно может выражаться внанесении ударов, побоев, ранений и в ином воздействии на человека посредствомприменения физической силы, холодного или огнестрельного оружия либо иныхпредметов.
Сексуальное насилие – насильственное использование партнераили ребенка для получения сексуального удовольствия.
Психическое насилие – угроза применения насилия:устрашение, запугивание жертвы, причинение душевной или психологической травмы,ограничение свободы волеизъявления, изоляция от членов семьи, от друзей,унижение достоинства, пренебрежение.
Экономическое насилие– единоличныйконтроль за расходованием денег, принуждение к работе или запрещение работать.
Физическое, сексуальноенасилие чаще совершают мужчины, однако психологическое насилие, пренебрежение ижестокое обращение в семье чаще принадлежит женщине или поддерживается ею.
    Люди, которые строятсвои отношения на принципе насилия, считают, что отношения – борьба за власть,и кто-то должен контролировать отношения или иметь власть.
    Как правило, насилиев семье имеет следующие особенности:
·         Если уже имеломесто физическое насилие, то обычно с каждым последующим разом возрастаетчастота его повторения и степень жестокости.
·         Насилие иоскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями,приносимыми обидчиком.
·         При попытке порватьотношения наблюдается эскалация опасности для жертвы.
·         Насилие в семьепроисходит в любых слоях и категориях населения, невзирая на классовые,расовые, культурные, религиозные, социально-экономические аспекты.
Домашнее насилие являетсясегодня одной из важнейших причин, которые способствуют социальному ипсихологическому нездоровью семьи, лишают ее стабильности и безопасности.
Существование в обществепроблемы домашнего насилия имеет серьезные последствия. Семьи, в которыхотношения строятся на насилии, входят в группу риска, так как выросшие в такойатмосфере дети становятся жертвами насилия либо сами подвергают насилию своихблизких. Если проанализировать историю жизни мужчины – насильника, то зачастуювыясняется, что он принес в семью модель поведения своих родителей. Женщинынередко рассказывают, что мальчики проявляют агрессивность по отношению к своиммладшим сестрам, копируя отношение отца к матери.
Рассматривая семью какодин из основных источников сохранения культурных и духовных ценностей, необходимоосознавать, что традиции насилия могут передаваться следующим поколениям какчасть негативного опыта. Рост насилия в обществе и его криминализация напрямуюсвязаны с взаимоотношениями в семье.
Выделение насилия в семьев самостоятельную и значимую проблему – только первый шаг, направленный на ееразрешение. Но на этом пути возникает ряд препятствий: недостаток информации остепени распространения и причинах применения силы в семье, слабостьзаконодательной базы. Для разрешения этой сложной ситуации необходимысовместные усилия государственных и общественных организаций, работниковорганов внутренних дел, социальных педагогов, социальных работников.

3. Факторы, причины ивиды жестокого обращения с детьми
Насилие над детьми –сложная проблема, которая часто укореняется в предыдущих поколениях. Онаохватывает проблемы самоуважения, близости, отчуждения, реальности в ожиданиях,в успехе, напряженности и другие проблемы. Эта сложность и глубина предполагаетнеобходимость долгосрочного лечения семей, где дети подвергаются тем или инымформам злоупотребления. Специалисты, работающие в этой области, должны бытьподготовлены к долгосрочным непрерывным терапевтическим отношениям с членамитаких семей, иногда в течение нескольких лет.
Бесспорно, дети самая незащищенная,уязвимая социальная группа. По данным ООН от произвола родителей ежегоднострадают около 2 млн. детей до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а2 000 кончают жизнь самоубийством.1
Под статьи Уголовногокодекса попадают действия с очевидным и ощутимым ущербом для здоровья –убийства, телесные повреждения, истязания. До сих пор не разработан федеральныйзакон о предотвращении насилия в семье. Официальные данные о детях, пережившихнасилие в семье, нигде не приводятся.
Проникновение насилия вжизнь семьи ведет к деконструкции нравственных, гуманистических основ семейноговоспитания, к росту детской беспризорности и беспризорничества, вовлечениюнесовершеннолетних в потребление спиртных напитков, наркотиков, в проституцию икриминальную деятельность. В такой обстановке совершенствование мерпредупреждения и насилия в семье становится важнейшей задачей не только органоввнутренних дел, но и всего общества.
Насилие в семье можетиметь различные формы – от эмоционального и морального шантажа до примененияфизической силы, и именно последнее практикуется наиболее часто.
По статистике наиболеечастыми проявлениями плохого обращения является лишение еды, питья (20 – 24%),запирание в темноте (10 – 15%), изгнание из дома (12,6%).1
Есть несколько факторов,которые способствуют жестокому обращению с детьми и отсутствию родительскойзаботы о ребенке.
1.        В семье, гдепринято жестокое отношение к детям, часто есть ребенок – мишень, на которогосыплются все шишки. Его считают особенным, отличающимся от других, либо слишкомактивным, либо чересчур пассивным и так далее, и он становится объектомагрессии членов семьи. Ребенок может напоминать о ненавистном родственнике,являться любимчиком одного из родителей, может иметь недостаток, которыйраздражает его мучителя, иметь физические и умственные недостатки.
2.        Критическаяситуация или истечение обстоятельств часто вызывают вспышки жестокогоповедения. К ним можно отнести: потерю работы, разлуку с любимым человеком,смерть, нежелательную беременность или другое событие принципиально важное длявзрослого.
3.        Очень частопричиной жестокого отношения к ребенку является недостаток элементарных знанийо детском развитии. Ожидание, что двухмесячный ребенок отреагирует нанаказание, а в шесть месяцев сможет следить за своим мочевым пузырем илистулом, наивно, так как ребенок не может контролировать эти процессы нифизиологически, ни психически. Не зная этого, родители могут наказать ребенка.
4.        Модель домашнегонасилия, как правило, передается от одного поколения другому. Строгие наказанияобычно не считают насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качествесемейной традиции.
Таким образом, дети,подвергающиеся жестокому обращению со стороны своих родителей, имеют особыечерты: физические недостатки, инвалидность или задержки в развитии, тяжелыйхарактер, поведенческие трудности. Дети-инвалиды и отстающие в развитии дети,так же, как и дети с трудным поведением, составляют группу высокого рискаподвергнуться жестокому обращению. Все это создает дополнительное напряжение всемье, укрепляет чувство собственной несостоятельности как родителя и вызываетреакцию со стороны родителей, выражающуюся в насилии над ребенком ипренебрежении по отношению к нему.
Причины, провоцирующиенасилие над детьми в семье, пытаются объяснить многие существующие в настоящеевремя теории.
Социологический подходссылается на влияние социокультурных факторов (стереотип семейных отношений,усвоенный в детстве), на жилищные и материальные условия, порождающиехронический психологический стресс и посттравматическое расстройство.
С психиатрической,медицинской точки зрения жестокое обращение и пренебрежение ребенком –следствие патологических изменений в психике родителей, деградации,алкоголизации.
Социально-психологическийподход объясняет проявление насилия личным жизненным опытом родителей, их«травмированным» детством.
Психологическая теорияосновывается на том, что ребенок сам «участвует» в создании предпосылок дляжестокого обращения, что автоматически выливается в концепцию плохого обращениякак конечного результата деструктивных детско-родительских отношений.
Следовательно, насилиеможно трактовать как многомерный фактор, порождаемый взаимодействием сразунескольких элементов: личностными особенностями родителя и ребенка,внутрисемейными процессами, стрессами, вызываемыми социально-экономическимиусловиями, обстоятельствами общественного характера.
Накоплен достаточныйматериал для того, чтобы сделать некоторые общие выводы относительно родителей,плохо обращающихся с детьми.
Взрослые – жертвынасилия, пережитого в детстве, стремятся к одиночеству, они частоподозрительны, испытывают трудности в общении с другими. Многие из них имеютнизкую самооценку, считают себя недостойными, неадекватными, нелюбимыми. Редкоиспытывавшие глубокие привязанности в детстве, они часто ищут любовь ипонимание у тех, кто не может оправдать их ожиданий, вступая в супружеские илипартнерские отношения с людьми, имеющими сходный опыт семейного насилия.Становясь родителями, они требуют от своих детей как отражение своейсобственной компетентности и самоценности. Все это служит причиной длявозникновения у них нереалистичных ожиданий в отношении поведения, успехов иразвития своих собственных детей.
Предполагается, что 90%родителей, жестоко обращающихся с детьми, имеют шансы на излечение. Оставшиеся10% родителей, имеющих серьезные эмоциональные расстройства, рассматриваютсякак группа, недоступная для лечения с точки зрения общих терапевтическихподходов.1
Выделяют четыре видажестокого обращения с детьми:
1.        Физическоенасилие – это любоенеслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителями илилицом, осуществляющим уход или опеку. Эти повреждения могут включать побои,встряхивания, ожоги, человеческие укусы, душение, приводящие к синякам ирубцам, переломам, шрамам или внутренним повреждениям.
Каждый год более50 000 российских детей убегают из дома, спасаясь от побоев. 38% от общегоколичества убитых на почве семейно-бытовых отношений составляют неспособныезащищаться дети, инвалиды, женщины.
2.        Сексуальноенасилие – этоиспользование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуальногоудовлетворения.
По разным источникам в 75– 90% случаев насильники хорошо знакомы жертвам; в 35 – 45% насильникомявляется близкий родственник, а в 30 – 45%-дальний.1
Российскимзаконодательством дети, подвергнувшиеся насилию незнакомцами, и дети,вовлеченные в сексуальные отношения родителями или близкими, определяются какжертвы одного и того же деяния.
3.        Пренебрежение– это хроническаянеспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основныепотребности ребенка, не достигшего 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинскомуходе, образовании, защите и присмотре.
4.        Психологическоежестокое обращение включаетв себя психологическое пренебрежение – последовательную неспособностьродителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимуюподдержку, внимание и привязанность, и психологическое жестокое обращение– хронические модели поведения, такие, как унижение, оскорбление, высмеиваниеребенка.
4. Влияние домашнегонасилия на психику ребенка
Рассмотримусловия, определяющие возрастное своеобразие психогенных расстройств.
Психическоеразвитие у детей происходит неравномерно, но в определенные периоды становитсяеще и дисгармоническим — одни функции формируются быстрее других.
Особоезначение имеют так называемые возрастные кризы — периоды наибольшейподверженности нервным и психически расстройствам. Если учесть, что возрастныекризы охватывают 10 лет из 18 (1-й криз — 3-4 года, 2-й — 5-7 лет, 3-й — 12-18лет), то становится очевидным, что в целом детский и подростковый возраст — весьма подходящее время для развития неврозов.[1]
Напервом году жизни ребенок сосредоточен на уменьшении психофизическогонапряжения, связанного с первичными потребностями. Каждая из этих потребностейимеет абсолютно витальное, жизненное значение и не может быть не удовлетворена.Неудовлетворение какой-либо из этих потребностей (депривация) может статьпсихогенным поводом для возникновения реакции, и чем больше нарушение, темтяжелее депривация.
Натретьем месяце отмечается психомоторное оживление и узнавание матери илинескольких лиц. При этом потребность в эмоциональных и социальных контактахбыстро возрастает. Чем успешнее проходит этот период, тем лучше прогноз в планедальнейшего познания мира.
Впоследующее время, до 3 лет, развитие (при благоприятных условиях) протекаетспокойно. Этот возраст характеризуется полной зависимостью от родителей.Поэтому родители должны способствовать постепенной редукции этой зависимости.Если же это делается родителями грубо, резко, по типу попыток оборвать зависимостьсразу, возникает фрустрация (препятствие к удовлетворению потребностей),которая только усиливает зависимость.
Еслидо 2 лет преобладает моторное развитие, то последующий период характеризуетсябыстрым когнитивным развитием и совершенствованием речи. Только в 2-2,5 годаребенок начинает применять к себе местоимение «я». Если мать способствуетсохранению чрезмерной связи с ребенком, она способствует его инфантилизации итормозит развитие.
Возрастс 3 до 4 лет — один из важнейших периодов развития, протекающих критически(первый возрастной криз). В этом возрасте, как и в последующие критическиепериоды, ребенок становится капризным, ранимым, непослушным, повышенноутомляемым, раздражительным, упрямым, протестующим против власти взрослых,подверженным психогенным срывам. Отмечаются также внутренняя дискомфортность,напряженность, большая чувствительность к депривации, вызывающей фрустрацию. Вэто время особенно опасно подавлять растущую активность ребенка, способствоватьдефициту общения и эмоциональному (замкнутость), речевым расстройствам(задержка развитая речи, отказы от общения, речевого контакта). Подчеркиваетсязначение складывающейся к этому возрасту «я-системы» («я сам!») — самосознание,самооценка, желание одобрения своей деятельности. Если эти стремления неподдерживаются взрослыми, игнорируются или подавляются, могут возникатьвнутренние конфликты (между стремлением, желанием и невозможностьюудовлетворения потребностей при выборе между «хочу» и «надо»). Возникаютпротиворечивые переживания, растет эмоциональная напряженность, нарушаетсяповедение, появляется склонность к невротическим реакциям. Если криксопровождается перечисленными особенностями, его уже можно обозначить какпреневротическое состояние.
Следующийвозрастной кризис (5-7 лет) отличается большим участием в его возникновении,наряду с биологическими факторами, социально-психологических причин. Подготовкак поступлению в школу сама по себе в определенной степени травмирует ребенка.Многие ученые особенно выделяют ряд особенностей психического развития в началеэтого кризиса. Подчеркивается, что к этому времени формируется фундаментличности. «Упустить в воспитании годы детства — это значит развить фундаментвсего будущего». В. Гарбузов и Л. Божович выявили важную закономерность:трудностей у ребенка больше, если поступил в школу позже 7 лет. Возможно, этосвязано с появлением чувства «должен быть как все», стремлением ксамоутверждению, с рассуждениями — «значит я хуже». Депривация в этом отношенииможет сопровождаться внутреннимконфликтом и появлением комплекса, сопряженного с неуверенностью в себе. Этоочень важная психологическая особенность, поскольку она часто оказываетсяосновой невротических расстройств.
Всебольшую роль играет воспитание. Школьные занятия только тогда становятся причинойневроза, когда предъявляемые к ребенку требования не соответствуют еговозможностям. Неуспеваемость является наиболее частой причиной психогенныхреакций и неврозов.
Третийвозрастной кризис является самым длительным (12-18 лет), самым выраженным, сложными имеющим наибольшее значение для понимания возрастной специфики психическихрасстройств. Его называют «переходным» от детства к взрослому состоянию,подростковым возрастом.
Значениебиохимических гормональных изменений в развитии психических отклоненийизучалось многими исследователями, но наиболее стройную теорию разработализвестный канадский ученый X. Селье. В основу этой теории легло понятие стресса(в переводе — напряжение, давление обстоятельств). В качестве стрессора, поСелье, могут выступать как физиологические (чрезвычайная нагрузка, температура,боль, соматическое заболевание), так и психические (угроза благополучию, страхи прочее) факторы. В результате воздействия стрессоров возникает стресс какреакция защиты организма, попытка восстановить гомеостатическое равновесие.
Стресспроявляется как адаптационный синдром в виде 3 фаз: 1) реакция тревоги,мобилизации; 2) стадия истощения, когда исчерпаны адаптационные возможности.Ведущая роль в развертывании стресса принадлежит гормонам (адреналин,норадреналин). Первые две фазы — это еще не болезнь, а естественная борьбаорганизма с вредностью. Стресс может быть физиологическим и психологическим(информационный и эмоциональный). На первых двух стадиях он может выступать какмобилизующая сила и в случае успешного преодоления вредности на этом изаканчивается. При продолжающемся действии стрессора или повторяющихсясостояниях стресса наступает 3-я фаза — аффективного и гормональногоистощения. Эту фазу Селье рассматривал как патологическую и обозначил еекак «дистресс». В это время преобладают тревога, чувство безысходности, тоска,которым клинически соответствует картина невроза, психореактивных состояний,«депрессии истощения» и начало психогенного развития личности. После стрессадостаточно бывает незначительного психического перенапряжения, чтобывозобновилась ситуация дистресса.
Особенностиадаптационного синдрома Селье на психологическом уровне могут соотноситься с теориейфрустрации Розенцвейга. Фрустрация, по автору, это столкновение какой-либожизненной потребности индивидуума с непереносимым психологическим препятствием(например, морально-этическая установка), с внутренним запретом. При этомразвивается стрессовое состояние и в зависимости от длительности неразрешенноговнутреннего конфликта может возникать невроз. Теория фрустрации дополняетучение Селье и не касается биохимических изменений, происходящих при этом.
Самымраспространенным в зарубежной литературе оказалось учение Фрейда. Именнопсихоанализ впервые прикоснулся к тем сторонам патогенеза неврозов (особенно удетей), которые раньше не раскрывались. Речь идет о психологическом подходе кпроблеме неврозов, точнее — психоаналитическом. Фрейд сформулировал рядположений о становлении сексуальности в раннем детстве («оральная», «анальная»,«генитальная» стадии). Неудовлетворенная или подавленная (например,воспитанием) сексуальность ребенка либо «сублимируется» (переходит в социальноприемлемые нормы деятельности), либо становится источником невротическихрасстройств, если «вытесняется» в подсознание и принимает участие в образованиивнутренних конфликтов.1
Психотравмирующийфактор действует на такую личность, у которой до этого сформировались такназываемые внутренние невротические конфликты. Внутренний конфликт — этопротивостояние осознаваемых притязаний, желаний и неосознаваемой самооценки.Ребенок, как правило, стремится к самоутверждению среди приятелей, но, будучитревожным и неуверенным, находит неверные пути или отказывается от этой затеи.Однако для него это не происходит безболезненно. Появляется чувство собственнойнесостоятельности, враждебности к окружающим, отрицательной оценки не толькосебя, но и других. Если эти переживания застревают в сознании, а это приготовности к психогенным реакциям становится все более отчетливым, начинаютсяпоиски разных путей разрешения внутреннего конфликта вплоть до тяжелой агрессиив рамках протестных реакций. Подавление сильных эмоций всегда вызываеткристаллизацию страхов, тревоги и злобы. Очень важное значение имеют ценностныеориентации. Подросток склонен к подражанию и поиску абсолютного кумира. Вседело в том, кому он будет подражать, за кем пойдет, чего будет добиваться вжизни. По Л.С. Выготскому, понимание подросткового возраста невозможно беззнания основных внутренних движущих сил и многочисленных противоречий психики.
Легкопередается ребенку и отношение его родителей к окружающим, особенно если этосильные эмоции. Стиль поведения, моральные принципы, система ценностейформируются в детстве и, как правило, внушены взрослыми (повышенная внушаемостьдетей, абсолютный авторитет родителей).
Всеэто определяет формирование так называемых установок. Внутренними установкамистановятся и собственное поведение, и отношение к другим, особенно если онипродиктованы такими эмоциями, как страх, паника, ожидание нападения и прочее.Зафиксированные в детстве установки могут приобретать характер обязательныхправил, поведенческих штампов. Ребенка пугали, истязали, оставляли вэмоциональной изоляции — и в результате возникает стойкая неуверенность в себе.Ребенка превозносили, и он становится самоуверенным эгоистом.
Начинаяс Гомбургера, резко выраженные психологические особенности подростков сталиобозначать как «подростковый комплекс». В это понятие включают следующиеособенности:
— беспокойство, тревогу, склонность к резким колебаниям настроения, меланхолии,импульсивность, негативизм, конфликтность, противоречивость чувств,агрессивность;
— сензитивность — чувствительность к оценке другими своей внешности, силы,способностей, умений — в сочетании с излишней самоуверенностью, чрезмернойкритичностью, пренебрежением к суждению взрослых;
— сочетание чувствительности с поразительной черствостью, жажды признания — сбравированием, независимостью, отказа от общепринятых правил — с обожествлениемслучайных кумиров, чувственного фантазирования — с сухим мудрствованием;
— стремление к философским обобщением, внутреннюю противоречивость психики,неопределенность уровня притязаний, склонность к крайним позициям, эгоцентризмюношеского мышления, тяготение к теоретизированию, диффузное расплывчатое «я»,ролевую личностную неопределенность, расстройство временной перспективы,«кризис идентичности», стремление к освобождению от детской зависимости,оппозиционную готовность, максимализм в оценках, немотивированные колебаниянастроения.
Входе отношений, складывающихся со взрослыми, важную роль могут играть двааномальных механизма: фиксация уровня морали родителей, фиксация устойчивогонегативного отношения к ним. Нарушения «морального» развития чаще происходит ссемьях, которые не могут дать ни благополучия, ни примеров социальноприемлемого поведения.
Значениеотрицательных социально-психологических воздействий в детстве для возникновенияпсихических расстройств стало осмысливаться и признаваться особенно отчетливо ксередине текущего столетия. Если отношение родителей к детям в младенческомвозрасте имеет исключительное значение для становления эмоциональности, то ввозрасте 15-16 лет — не меньшее для формирования волевых, личностных исоциально психологических функций. Если это время упущено, указанныепсихические функции окажутся если не утраченными, то искаженными. Вопрос онарушениях отношений между родителями и детьми непосредственно касается нетолько проблемы неврозов, но и всех пограничных состояний и в детском, и вподростковом возрасте. Эти нарушенные отношения нередко связаны с наличием уродителей невротической и личностной патологии.
Большинствоматерей детей, страдающих неврозами, сами больны ими, и значительно чаще, чемотцы: матери — в 62% случаев, отцы — в 24%. Обнаружено, что 61% матерей и 36%отцов в детстве имели выраженные признаки нервности; неврозы наиболее выраженыу женщин, чьи дети страдают неврозом страха, меньше — у матерей детей сневрастенией и неврозом навязчивых состояний и еще меньше — у женщин, детикоторых больны истерическим неврозом.1 Соматическая отягощенность больше всеговыражена у родителей детей с неврастенией. Выявлены склонность этих родителей кавторитарным установкам, стремление к независимости, гипертрофированное чувство«я». Отмечено, что родители этих детей, как правило, имеют комплекс очерченныхличностных расстройств: у них педантично — ригористические установки,сочетающиеся с яростью и паранойяльными проявлениями (эмоциональная холодность,жестокость, сверхценные комплексы). У родителей этих двух типов нередкообнаруживается также запойное пьянство, склонность к тяжелым конфликтам иантисоциальному поведению.
Длядетей с обеими формами психогений наиболее травмирующими являются переживанияпсихологической непонятности, обиды, равнодушия, но при психореактивныхрасстройствах особенно травмирующими становятся сверхсильные воздействия(тяжелое личное горе, издевательства, угрозы, истязания).
Неправильноевоспитание (дефекты воспитания) следует рассматривать как важное условие длявозникновения психогенных расстройств, как фактор, подготавливающий«психологическую почву».
Вклинической практике относительно редко приходится наблюдать изолированноедействие неправильного воспитания. Значительно чаще речь идет о тесномвзаимодействии с другими средовыми факторами. Само воспитание не являетсястатическим образованием, оно меняется в одной и той же семье, по отношению кодному и тому же ребенку, в зависимости от многих условий, связанных сменяющейся характеристикой, как самих родителей, так и детей.
Кчислу отдельных ведущих признаков неправильного воспитания, сопряженных сразвитием у детей неврозов, относят также инверсию воспитательных ролей(бабушка исполняет роль матери), конфликтный характер воспитания, преобладаниерационального аспекта, отношение к детям как к «почти взрослым», недостаточноевнимание к половым аспектам в формировании личности детей, шаблонность,схематизм, недостаток индивидуализации, разрыв между словом и делом, дефицитдушевной щедрости, несоответствие повышенных ожиданий и требований родителейреальным психофизическим возможностям ребенка, негибкость, несогласованность.
Заслуживаетвнимания описание воспитания по типу «неприятия». Очевидно, что этот типвоспитания близок к типу «Золушка». Авторы придают ему очень большое значение.Обозначает оно «отсутствие любви к ребенку». Неприятие порождает преждевсего страх. При неприятии в ребенке все раздражает, все вызывает досаду: «естне так», «много плачет», «рохля» и так далее. Ребенка все время наказывают,ничего ему не прощают. Воспитание заменяется жестким контролем, подвергаютсуровыми наказаниям; у ребенка возникает комплекс неполноценности, стpax, что от негохотят избавиться — это самый драматический тип неправильного воспитания.
Сходныйтип воспитания описан под названием воспитания по типу «ежовых рукавиц».Крайним выражением этого варианта является «воспитание» по жестокойагрессивности («изуверской жестокости»). В этих случаях не просто отсутствуетлюбовь к ребенку, но имеет место стойкая ненависть и садистское отношение сухищренными издевательствами, с физическими «пытками», отказом в еде и питье понескольку дней, с переламыванием костей, «вывешиванием» ребенка на стене.Финалом этих чудовищных издевательств является в «легких» случаях психогенноеразвитие личности и убийство подростком лица, являющегося источником такойтравматизации, а в самых тяжелых случаях — «забивание ребенка до смерти» илипопытка самоубийства у ребенка (подростка).
Влияниефизического наказания на психическое развитие ребенка хорошо описано известнымдетским психиатром Алисой Миллер. Отрицательное влияние родителей на детейможет играть определенную роль в патогенезе неврозов и психореактивныхрасстройств, которые в свою очередь приведут к новому поколению родителей,воспитывающих детей по «архетипичной» схеме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Вероятность того, что один из членов семьи станетприменять насилие в отношении другого зависит от множества факторов. Насилие всемье возникает по множеству причин и разными путями, проявляясь в самыхразнообразных действиях.
Данная работа имела своей целью понять и описатьнасилие в семье не как «ужас отдельного случая», опыт одного из членов семьи, акак процесс происходящий внутри семейной системы и оказывающий на неё влияние изатрагивающий всех членов семьи.
Невозможно в полной мере понять причину насилия всемье и главное помочь пострадавшему человеку, рассматривая его внемногообразия отношений и связей, которые он имеет со своей семьёй и окружающейего действительностью вообще, работая с насилием лишь как с повторяющимисяслучайностями, забывая, что насилие системно, встроено и закреплено в семейнойсистеме. Следовательно, поскольку насилие феномен системный, то к егодиагностике и терапии должны разрабатываться и применятся системные подходы.
В связи с отсутствием общегосударственной политики поданному вопросу и несовершенством системы правовой и социальной поддержкиимеющиеся общие и специализированные социальные службы должны самостоятельноразрабатывать механизмы решения проблем семейного насилия. Специалисты разногопрофиля отмечают, что безопасность в семье может обеспечить экстренная идолговременная помощь жертвам насилия и их семьям; просвещение,консультирование и психологическая коррекция виновника насилия, жертвы и другихчленов семьи; профилактика семейного насилия. С этой целью уже проводится работапо координации усилий правоохранительных органов, социальных служб, медицинскихи образовательных учреждений, общественных организаций в рамках единойстратегии искоренения и предотвращения насилия в семье.
Проблемажестокого обращения с детьми в семье имеет многомерную природу. Этообуславливает необходимость многомерного, комплексного подхода к решениюпроблемы. Ключ к эффективности такой комплексной помощи лежит в ее координации,которую целесообразно возлагать на социальные службы.
Сегодня все более очевидным становится тот факт, чтопроблема семейного неблагополучия в целом и насилия в частности требует решениякомплекса задач психологического, педагогического, юридического, социальногохарактера, направленных на разработку практических мер по предотвращениюсемейного насилия и реабилитации пострадавших от него.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ:
 
1.        Берковиц Л.Агрессия: Причины, последствия и контроль. – СПб. Москва. 2001г., с.285 – 319.
2.        Жестокоеобращение с детьми / Т.Я.Сафонова, Е.И.Цымбал, Л.Я.Олиференко и другие. –Москва.1993 г.
3.        Ильина С.В. Кпроблеме экспериментального исследования паттернов детско – родительскихотношений взрослого пациента (тезисы доклада).// Международная конференцияпамяти А.Р.Лурии, тезисы докладов. М., МГУ, 1997.
4.        Ильяшенко А.Н.Основные черты насильственной престепности семье // Социологическиеисследования. 2003 г. № 4.
5.        Качалова Ю.Н.Социум: Новая реальность, которая зависит от нас. – М., Фокус, 1997г.
6.        Кобута М.А.Насилие в семье: это необходимо знать для его выявления и предотвращения. –Ярославль. 2006 г.
7.        Козлов А. А.Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. – Москва,Флинта МПСИ, 1998 г.
8.        Мир человека.Хрестоматия / Под ред. А.Ф.Малышевского. – Москва: Интерпракс. 1993 г., 304 с.
9.        Минухин С.,Фишман Ч. Техники семейной терапии. — Москва: НФ «Класо», 1998г.
10.     Насилие в семье:С чего начинается семейное неблагополучие: Научно-методическое пособие / Подред. Л.С.Алексеевой. – Москва. 2000 г.
11.     Плотникова А.Д.,Бабочкин П.И. Молодая семья. – Москва. 2004г.
12.     Профилактика иустранение последствий семейного насилия в отношении женщин / Е.В.Борисова,Е.А.Гужвинская, А.Н.Иноземцева и другие. / Под ред. Е.А.Мясоедовой. Астрахань, 2003 г., 63 с.
13.     Руководство попредупреждению насилия над детьми / Под ред. Н.К.Асановой. – Москва. 1997 г.
14.     Тарабрина Н.В.Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб: Питер, 2001 г. – (серия «Практикум по психологии»).
15.     Черепанова Е.М.Психологический стресс, помоги себе и ребенку. – Москва: Академия, 1997 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.