Содержание
Введение
1. Социальные проекты
2. Социальные программы
3. Принципы, приоритеты и классификациясоциальных программ
Заключение
Библиографический список
Приложение А Классификация проектов
Приложение Б Классификация программ
Приложение В Классификация целей
Введение
Социальный проект – этоограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы (объекта)с установленными требованиями к качеству результатов, с возможнымиограничениями расходов средств и ресурсов, а также со специфическойорганизацией деятельности. Проектирование социальное – процесс созданияпрообраза (прототипа) предполагаемого социального объекта, социального явленияили социального процесса посредством научно обоснованного определения вариантових планового развития и с целенаправленным изменением конкретных социальныхинститутов.
Социальная программа –совокупность мероприятий объединенных общей целью, социальным проектом илисовокупностью социальных проектов, условиями их выполнения, разрабатываемых поопределенной технологии и применяемых при решении различного рода социальныхзадач; содержание и план деятельности с изложением основных целей и задачсоциальных (-ой) проблем (-ы), характера мероприятий, с уточнением сроковисполнения и определением участников процессов и их ролевых функций. Социальныепрограммы – пенсии, пособия по безработице, помощь нуждающимся семьям, ассигнованияна здравоохранение и образование и т.п.
Исходя из ситуации перехода нашей странык новым условиям функционирования как государства, так и рынка, системахозяйственных механизмов должна включать в себя масштабные, четкоскоординированные социальные программы и быть ориентирована не на все населениестраны, но прежде всего на менее защищенные контингенты населения. Например, внастоящее время в России финансируются такие программы федерального значения,как «Дети-инвалиды», «Дети России», «Социальная защита пожилых людей» и т.д.
В данной работе,пользуясь соответствующей литературой, постараюсь раскрыть понятия социальныхпрограмм и социальных проектов и выделить их взаимосвязь.
1.Социальные проекты
Проект социальнойработы понимается как система: сформулированных проектных целей; создаваемыхдля этих целей социальных учреждений, физических объектов, систем социальнойзащиты; разрабатываемых и утверждаемых соответствующих документов — программ,планов, расчетов, смет и др.; рассчитываемых необходимых ресурсов —материальных, финансовых, трудовых, временных; комплекс управленческих решений,мероприятий (мер) по достижению целей.
Все виды проектовклассифицируются по трем признакам, каждый из которых дает представление обопределенной грани, или стороне, проекта. (см. приложение А).
Для любого вида проектахарактерен жизненный цикл, т.е. период времени с момента его появления доокончания практической реализации. Жизненный цикл проекта можно разделить нафазы, представляющие собой определенные микроциклы: замысел; анализ; проблемы;разработка концепции; разработка проекта; оценка результатов; подведениеитогов.
Выполнение (реализация)социального проекта требует определенной совокупности работ, которые делятся наосновные и обеспечивающие. К основным работам относятся: предпроектный анализ;определение главной (главных) цели (целей); планирование социального проекта;разработка социального проекта, результатом которой являются документы, решения,сметы и т.д.; принятие и утверждение социального проекта; его выполнение(реализация) и внесение по ходу необходимых корректив; подведение итоговвыполнения проекта.
Рассмотрим каждуюстадию.
Предпроектный анализвключает изучение (исследование, анализ, диагностику) соответствующейсоциальной проблемы, решение которой предполагается осуществить в «проектном»варианте, например с помощью разработки и реализации какой-то программы.Результаты анализа находят выражение в виде описания ситуации, характеристикиусловий, социальной «фотографии», паспорта и др. Главная цель определяется наоснове предпроектного анализа и отражается в формулировке цели (целей).
Планированиесоциального проекта состоит в определении конкретных разработчиков сустановлением заданий и сроков предстоящей разработки проекта. Разработкасоциального проекта состоит в определении перечня мер (мероприятий) иответственных исполнителей, производстве необходимых расчетов по ресурсам,заключении договоров на выполнение работ, поставку материалов, оборудования идр. Результатом разработки являются, например, конкретная социальная программаили план, а также соответствующие расчеты на календарные периоды.
Принятие и утверждениесоциального проекта происходит по специальной процедуре с фиксацией вофициальном документе. Выполнение социального проекта, как правило,обеспечивается существующей структурой. При необходимости могут создаватьсяспециальные управленческие структуры, подразделения, звенья (должности). Сучетом каких-либо значимых факторов в проект «по ходу» могут вноситьсякоррективы в сторону его расширения или «ужимания».
Подведение итоговвыполнения социального проекта основывается на учете отчетной и контрольнойинформации и отражается в соответствующем документе, закрывающем данный проект.Работы, обеспечивающие социальный проект, группируются по следующим видам:информационные, аналитические, экспертные, организационные, координационные,правовые, финансовые, кадровые, мотивационные, материально-технические,снабженческие, коммерческие, учебно-обучающие, прогнозные, пропагандистские.
Важное условие вобеспечивающей организационно-управленческой работе — назначение руководителяреализуемого социального проекта, который наделяется полномочиями,обязанностями и правами. Руководитель проекта может наделяться правомформирования «своей команды» (временного коллектива), выполняющейобеспечивающие работы. />
2.Социальные программы
Программа — эторазрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющих определенноесодержание, и направленный на достижение конечной цели. Социальные программы —один из видов программ (см. приложение Б). Каждый признак отражает ту или инуюсторону программы — содержательную, уровневую, временную. Программы можно рассматриватькак разновидность проектов. Различные социальные мероприятия могут не иметьмежду собой никаких связей и выполняются изолированно, но при их наличиимероприятия по разработке и реализации одного или нескольких социальныхпроектов объединяются в одну социальную программу.
В процессе управлениявозникают ситуации, когда то или иное направление деятельности необходимовыделить особо. Тогда оно приобретает форму целевой программы, которая«вписывается» в существующую оргструктуру управления или для ее реализациисоздается специальная структура или происходит то и другое. Целевая программа исистема управления, обеспечивающая ее реализацию (выполнение), называетсяпрограммно-целевым управлением (ПЦУ). Если у программы нет или слабо работаетобеспечивающая структура, то она «зависает», т.е. ее выполнение проблематично.Это — одна из распространенных «программных болезней».
Большим преимуществомпрограмм вообще и социальных в частности является специальное выделение«программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач,мероприятий и, в конечном счете, цели программы. Классификация целей(см.приложение В). Программно-целевое управление по-своему подтверждаетважность определения приоритетов в практической деятельности на любом уровне.
Ресурсное обеспечение– для выполнения программы необходимы технические средства — компьютер,копировальный аппарат, видеоаппаратура для психолога, оборудование дляотделения реабилитации детей-инвалидов. />
3.Принципы, приоритеты и классификация социальных программ
При разработкесоциальных программ необходимо соблюдать следующие принципы: принцип научногообоснования; принцип целесообразности и целеобусловленности; принцип социальновоспроизводственной ценности; принцип комплексности; принцип реалистичности иреализуемости.
При разработкесоциальной программы необходимо также придерживаться следующих приоритетов:приоритетность личностного начала над групповым; ориентация процессовуправления в программировании на повышение качества жизни населения; детальноеопределение основных видов социальных услуг предусмотренных программой;активное использование местного самоуправления в выработке и реализациисоциальных программ на локальном уровне; необходимость непрерывного повышенияквалификации участников процесса социального программирования.
Большое многообразиесоциальных программ вызывает необходимость их классификации по разнымоснованиям (признакам).
По классу:монопрограммы – это простые программы, содержащие одну цель и одно направлениедеятельности; мультипрограммы – это комплексные программы, содержащие несколькоцелей и направлений деятельности; мегапрограммы – это целевые программы,содержащие большое количество взаимосвязанных простых и комплексных программобъединенных общей целью, ресурсами и временем выполнения. Мультипрограммы содержатв себе монопрограммы. Мегапрограммы содержат в себе моно — и мультипрограммы.
По типу: социальные –программы, предназначенные для решения социально значимых задач; экономические– программы, применяемые в сфере экономического регулирования; организационные– программы, реализуемые в сфере управления персоналом и в менеджментеорганизаций; технические – программы, используемые в области внедрениярезультатов научно-технического прогресса; смешанные – программы, содержащиеэлементы вышеперечисленных видов.
По виду:образовательные – программы, применяемые в обучении новым знаниям, умениям инавыкам; исследовательские – программы, реализуемые при проведении социальных иэмпирических исследований; инновационные – программы, используемые привнедрении инноваций, обеспечивающих развитие различных систем; инвестиционные –программы, применяемые при создании или реновации основных фондов;комбинированные – программы, содержащие элементы вышеперечисленных видов.
По длительности:краткосрочные – разрабатываются на срок до трех лет; среднесрочные –разрабатываются на срок от 3 до 5 лет; долгосрочные – разрабатываются на сроксвыше 5 лет.
По сложности: простые –монопрограммы; средние – мультипрограммы; сложные – мегапрограммы.
По масштабу: мелкие –направлены на решение простых задач; средние – направлены на решение задачсредней сложности; крупные – направлены на решение сложных задач.
По уровню:международные – реализуются на международном уровне; федеральные – реализуютсяна уровне страны в целом; региональные – реализуются на уровне региональныхсубъектов; муниципальные – реализуются на уровне муниципальных образований;локальные – реализуются на уровне предприятий, учреждений, организаций.
Эта классификация весьмаусловна, поскольку в реальной практике цель и задачи социальных программдовольно сложны и многообразны.
Различные толкованияпонятий социальных программ и социальных проектов могут плюрализировать выводданной темы, поэтому можно выделить три основных варианта взаимоотношениясоциальных программ и социальных проектов.
Социальная программаможет быть представлена как совокупность проектов объединенных общей целью,выделенными ресурсами, время на ее выполнение технологией, способом организациидеятельности и т.д. Таким образом, программу можно рассматривать каксовокупность социальных проектов, однако данная точка зрения в науке неявляется единственно верной. Ряд исследователей выделяет не толькоинструментальные, но и качественные, смысловые различия между этими понятиями.
Употребление понятияпроект, как правило, связывается с разработкой и внедрением чего-либопринципиально нового. Понятие программа чаще употребляется в связи снеобходимостью совершенствования оптимизации либо повышение качества каких-либонаправлений деятельности или видов социальной практики.
Программа состоит издвух частей: 1 часть – разработка какого-либо вида деятельности, направления,формы, технологий или комплекса мероприятий. 2 часть – реализацияразработанного в рамках соответствующего программе проекта.
Заключение
В кризисных ситуациях,в период модернизации общества и его переходных состояний неизбежно возрастаетроль стратегических поисковых усилий выхода из кризиса, обеспечения прорыва наглавных направлениях. Эту функцию выполняют социальные программы, проекты,способные определить оптимальное соотношение стратегических и тактическихзадач, поступательность их движения. Трудность определения понятий социальнойпрограммы и социального проекта обусловлена их тесной взаимосвязью и постояннымсоотношением относительно друг друга.
Социальный проектпредставляет собой такую разновидность программы, где отражены не толькоактуальные ориентиры, общие задачи, но и уточнены сроки достижения подцелей,скоординированы усилия исполнителей на основе глубокого изучения исходногоуровня развития объекта и использования социальных нормативов. Словом, проектхарактеризуется глубокой проработкой социальных задач и включает меры не толькосоциально-диагностические, но и организационно-управленческого(технологического) обеспечения. Следует сказать, что именно реализациисоциальных решений, социальных программ в последние десятилетия уделялоськрайне недостаточное внимание. Причин тут много. Одна из них — некомпетентностьсубъектов управления, их неготовность обеспечить все циклы прохождения принятыхсоциальных, решений — от выработки до реализации. Вторая — сложившийсястереотип мышления, выражающийся в недоверии к организационным структурамуправления, которые в условиях командно-бюрократической системы нередкосводились к жестоким некомпетентным регламентациям, инструкциям, многочисленнымпроверкам и т.п., что, несомненно, вело и сегодня ведет к инертностиобщественного сознания, к заорганизованности управленческих решений, кманипулированию общественным мнением и другим негативным следствиям управления.
Библиографическийсписок
1 В.В. Ткаченко Учебно-методическийкомплекс по дисциплине «Технология разработки социальных программ» длястудентов очной, заочной и заочно-сокращенной форм обучения по специальности040101 «Социальная работа». – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2007. — 64с.
2 Менеджмент социальной работы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.И. Комарова и А.И.Войтенко. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 288 с.
3 Социальная политика:Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 736с.
4 Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальныетехнологии: Курс лекций. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. — 432 с.
5 Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред.проф. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 400 с. — (Серия «Высшееобразование»)
ПриложениеА
Классификация проектовПризнаки классификации Виды проектов Объем трудовых (трудоемкость), финансовых (стоимость) и материальных (материалоемкость) затрат Малый проект. Мегапроект, в том числе международный, межгосударственный, федеральный, региональный, отраслевой, межотраслевой, местный Содержание Технический, научно-технический, экономический, социальный, социально-экономический, экологический, производственный, строительный, маркетинговый, рекламный, инвестиционный, комплексный Сроки реализации Краткосрочный. Среднесрочный. Долгосрочный
ПриложениеБ
Классификация программПризнаки классификации Виды программ Содержание программы Экономические, социальные, социально-экономические, научно-технические, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие, разведывательные (информационные), комплексные Уровень разработки и применения Президентские, федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные, окружные), местные, городские, программы предприятий, учреждений, личностные (программы саморазвития) Время, на которое рассчитана реализация программы Долгосрочные (свыше 5 лет) Среднесрочные(3—5 лет) Краткосрочные (1—3 года) Текущие или оперативные (до 1 года)
ПриложениеВ
Классификация целейПризнаки классификации Виды целей 1. Содержание Социальные, экономические, организационные, технические, научно-технические, политические, комплексные 2. Приоритетность Главные (основные, ключевые, основополагающие) Второстепенные (неглавные, побочные, вспомогательные) 3. Время реализации Стратегические. Тактические. Оперативные. Текущие 4. Форма фиксации Документированные (официальные) Недокументированные (неофициальные) 5. Потребность Желательные, нежелательные, надуманные 6. Степень обоснованности Обоснованные, недостаточно обоснованные, необоснованные 7. Реальность/ нереальность выполнения Реальные (реалистичные), осуществимые Нереальные (неосуществимые) 8. Уровни управления Народно-хозяйственные, отраслевые, региональные, предприятия, организации, учреждения, их структурные единицы 9. Политический оттенок Декларируемые (провозглашаемые) Фактические (реально реализуемые, выполняемые) 10.Объем Общие, частные, локальные 11. Время действия Конечные, промежуточные 12. Степень выполнения Выполненные полностью, частично