--PAGE_BREAK--социальное действие — это действие, регулируемое нормами и осуществляемое в общем контексте системы социальных ценностей. Порядок общества обусловлен тем, что «социальные деятели исполняют ожидаемые от них роли, разделяют предписанные ценности и нормы»'Разработанная Парсонсом социологическая концепция общества как ценностно-нормативной системы представляет значительный интерес для исследований в рамках социологии права проблем взаимодействия права с другими социальными нормами и ценностями, анализа места и роли норм права в соционормативной и ценностной системах общества.
СОРОКИН Питирим Александрович (1889—1968) родился в семье бедного ремесленника, в детстве вел бродячий образ жизни, подрабатывая случайными заработками, однако при этом сумел окончить церковно-приходскую школу'. С пятнадцати лет — член партии эсеров. В 1909 г. поступил в Санкт-Петербургский психоневрологический институт (где незадолго до того была открыта первая в России кафедра Социологии), а затем перевелся на юридический факультет университета. Его дипломная работа «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали» (1912/1913 гг.) была очень хорошо встречена научной общественностью. Активно участвовал в февральской революции, некоторое время был личным секретарем А. Ф. Керенского, редактировал газету «Воля народа». В этот период им была написана серия брошюр, в том числе: «Проблема социального равенства», «Формы правления», «Сущность социализма», «Кому и как выбирать в Учредительное собрание?» и др. Политические взгляды П. А. Сорокина представляли собой, по его собственной оценке, разновидность «социальной идеологии, основанной на этике солидарности, взаимовыручки и свободы»2.Большевистский переворот П. А. Сорокин не принял, но, признав фиаско эсеровской программы, вышел из партии эсеров. Его опубликованное в газетах открытое письмо по этому поводу привлекло внимание и было прокомментировано В. И. Лениным в известной статье «Ценные признания Питирима Сорокина». В 1919 г. ему удалось организовать и возглавить в качестве декана первый: вРоссии социологический факультет. В 1920 г. вышла основная работа его русского периода «Система социологии». В 1922 г. вместе с большой группой видных представителей общественно-политической мысли был выслан из страны. Сначала он обосновался в Праге, а затем перебрался в США. Здесь П. А. Сорокин быстро сумел приобрести мировую известность и в 1930 г. возглавил социологический факультет Гарвардского университета, которым руководил до своей отставки. В это время были опубликованы наиболее значительные работы Сорокина, сделавшие его классиком социологической мысли, — «Современные социологические теории» (1928) и «Социальная и культурная динамика» в четырех томах (1937—1941). Развивая свои ранние идеи о социальной солидарности и этике любви, он выступил с программой спасения человечества на базе «альтруистической любви и поведения» и основал в Гарварде Центр по изучению творческого альтруизма. В 1964 г. в возрасте 75 лет Сорокин был избран председателем Американской социологической ассоциации.В русский период жизни Сорокина его научная деятельность тяготела к сфере юриспруденции и была связана прежде всего со становлением русской школы социологии уголовного права и теоретической криминологии. В своей первой крупной работе «Преступление и кара, подвиг и награда» он высказал оригинальную идею о целесообразности дополнения уголовного права его прямой противоположностью — «наградным правом». Все правила человеческого поведения (в том числе и правовые) делятся, согласно Сорокину, на дозволенные, запрещенные и рекомендованные. Под влиянием изменений социальной среды эти правила (шаблоны группового поведения) меняются. Однако тенденция к изменению правил поведения неравномерно распространяется на всех членов группы, что вызывает конфликт шаблонов поведения и соответственно — конфликт внутри группы. В результате группа либо распадается, либо ее единство обеспечивается с помощью 'таких механизмов, как кары и награды.Весьма интересен анализ Сорокиным динамики применения кар и наград. По его мнению, в неразвитых, примитивных обществах наказания и награды носят более чнтенсивный характер, чем в обществах развитого типа.Это объясняется тем, что по мере усложнения социальной жизни, расширения ее многообразия ускоряется смена шаблонов поведения. В процессе приспособления общества к ускоренному темпу обновления шаблонов поведения вырабатываемые обществом нормативы становятся уже не столь прямолинейными и однозначными, более гибкими, а следовательно, уже нетребующими таких жестких санкций и таких эффективных стимулов, как прежде. Отсюда Сорокин делал вывод о наличии исторической тенденции к прогрессирующему падению санкций и снижению значимости наград в регулировании поведения людей в обществе, которая, по его мнению, должна привести к полному исчезновению таких форм воздействия на поведение-людей, как кары и на
СОВЕТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА В первые годы советской власти и вплоть до середины 30-х годов традиции социологического подхода, сложившиеся в российском правоведении до 1917 г., оказывали живое и плодотворное влияние на формирование советской юридической науки. Разрабатываемые советскими теоретиками права концепции права как порядка общественных. отношений (П. И. Стучка), права как формы материальных, экономических отношений (Е. Б. Пашуканис, И. Pa-! зумовский), классово-психологическая концепция права (М. А. Рейснер) в значительной мере представляли собой развитие идей и концепций С. А. Муромцева, М. М. Ковалевского, Н. М. Коркунова, Л. И. Петражицкого и других российских ученых, работавших в этой области до 1917 г.Кроме того, в этот период продолжало активно развиваться социологическое направление в сфере уголовного права. Так, в созданных в ряде городов кабинетах по изучению личности преступника и преступности осуществлялась работа по таким направлениям, как изучение различных категорий заключенных с помощью анкетных опросов, исследования личности преступников в криминологических клиниках, анализ законченных судебных дел с последующей статистической обработкой материалов, изучение уголовной статистики и т.п.' Важное значение для координации и развития криминологических исследований имело создание в 1925 г. в.Москве Государственного института по изучению преступника и причин преступности. Социологическими исследованиями уровня и причин преступности занимались и другие юридические научные центры. В 1927 г. по материалам, собранным Отделом моральной статистики, была издана книга «Самоубийства в СССР в 1922—1925 гг.», в которой сравнивались показатели по СССР с данными ряда европейских государств, проводился сравнительный анализ данных по различным городам страны, анализ самоубийств по социально-демографическому составу лиц, совершивших самоубийство, мотивам и способам самоубийств и т.д. По мнению специалистов, столь обширные сведения о самоубийствах не публикуются в России до сих пор.В 20-е годы проводились исследования и проблем нар-^мании. В этой области работали М. Н. Гернет (им, в частости, были опубликованы такие работы, как «Нарко-тизм, преступность и уголовный закон», «Сто детей-наркоманов» и др.), А. Раппопорт, Н. К. Топорков и другие ученые.Что касается исследований проблем пьянства и алкоголизма, то их лейтмотивом по-прежнему являлся вопрос об эффективности антиалкогольных запретов. В 1924 г. в Москве была создана Научно-исследовательская комиссия по изучению факторов и быта проституции, силами которой был осуществлен ряд исследований, включающих и опросы проституток. Аналогичные исследования проводились и в других городах страны.В первые годы советской власти (20-е — начало 30-х годов) социологический подход применялся и к изучению целого ряда иных юридически значимых проблем. В частности, метод анкетного опроса использовался для изучения так называемого земельного вопроса, проблем семьи и брака, родовых и национальных отношений, быта рабочих и т.д.Однако с 30-х годов (после отказа от новой экономической политики) в стране начался процесс утверждения тотального господства большевистской идеологии и резко усилились гонения на все неидеологизированные исследования в сфере обществоведения. Социология, направленная на изучение фактов и реалий социалистической действительности, была для властей не только ненужной, но и опасной. Социология могла устраивать большевистскую идеологию только в виде урезанного изложения догматизированного исторического материализма.После XX съезда КПСС (1956 г.) и критики «культа личности Сталина» диктат идеологии несколько ослаб и научная мысль заметно оживилась. В этих условиях начали возрождаться и эмпирические социологические исследования правовых явлений… В 70-е годы в рамках советской общей теории права стали выделять три составные части — специально-юридическую теорию, философию права и социологию праваАнализируя итоги проходившей в 70—80-е годы дискуссии о понятии права и характеризуя одно из направлений тогдашнего правопонимания как социологическое, они писали: «Право, рассматриваемое не как застывшая совокупность норм, а как деятельность физических и юридических лиц… применяющих и исполняющих правовые предписания, представляет собой предмет социологического изучения… На этой основе возникло и правопонимание, ориентированное на право в действии»'… Теперь уже ни для кого не секрет, что реальными рычагами управления, на которых все эти годы в значительной степени держалась административно-командная система регуляции общественных отношений в нашем обществе (и, прежде всего в сфере экономики), были неправовые по своей природе директивы партийных органов, приказные установления исполнительно-распорядительной власти и т.пВ целом в рамках советской социологии права четко сформировались три основных направления 'исследований. Первое направление — это изучение социальной обусловленности законодательства, которое осуществлялось главным образом в рамках историко-материалисти-ческой доктрины и практически было оторвано от частных социологических теорий и эмпирического уровня исследо'" ваний. Второе направление, достаточно развитое как я3 теоретическом, так и на эмпирическом уровне, составлял исследования эффективности действия законодательства и правоприменительной деятельности. Третье направление — это комплекс исследований различного профиля, посвященных изучению «социального механизма действия права».Юристы долгое время не могли определить место такого рода исследований в системе уже сложившихся дисциплин. Эти исследования, вторгавшиеся почти во все сферы правовой жизни, не могли быть отнесены ни к отраслевому правоведению, ни к теории права
ПРАВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, Формой организации отношений общества и одним из основных элементов социальной структуры являются социальные институтыПраву, рассматриваемому как социальный институт, свойственны все общие черты социальных институтов. Социальный институт права — это вид социального института', Рассмотрим особенности социального института права1- Право есть важнейший фактор социального порядка _ Оно предназначено обеспечить общую социальную стабильность, безопасность посредством регулирующей силы законов и их исполнения; обезопасить граждан, общество от различных проявлений агрессии, насилия, последствий деструктивных конфликтов; гарантировать упорядоченность, предсказуемость в социальных отношениях, сделать их как бы «общефоновыми» общественными условиями. 2. Право относится к интегративным институтам. Нормы права, законодательство воздействуют на все важнейшие стороны жизни людей, деятельность организаций, учреждений, органов государства. Поэтому право в институциональном плане выступает одним из скрепляющих каркасов, интегрирующих общество.3. Право является нормативным образованием, т. е. определяет пределы допустимого в поведении людей, правовые рамки деятельности организаций, облекает в правовые формы государство; и таким способом участвует в формировании структуры общества и регулировании социальных отношений.4. Право, рассматриваемое в институциональном разрезе, объектировано в законодательстве. Эффективность его в этом отношении связана'с государством и опирается на силу. При институциональном подходе к пониманию права важно не только представление о том, в силу каких обстоятельств (альтруизма, лицемерия, боязни наказания) исполняют люди правовые нормы, но и то, что они следуют праву, так как общество потребовало этого от них. Поэтому если человек отказывается исполнять правовые предписания, то общество принуждает его к этому, а при необходимости применяет насилие, придерживаясь принципа: «Сила должна оставаться за законом».5. Право — часть действующего в обществе социального контроля, который можно определить как «способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающей упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе правового) регулирования»1. Круги социального контроля начинаются с первичных малых групп — семьи, друзей; в более широких группах действует контроль профессиональной группы, членов клуба, общественных организаций; наконец, существует социальный контроль внешнего круга; мораль, обычаи, нравы, религия, и юридико-поли-тический контроль2.6. Право взаимосвязано с политическими институтами общества, а потому является инструментом политики. Содержание права и его применение связано в большей или меньшей мере с общественным и политическим консенсусом в обществе, властвующей элите.
Общественное мнение — это состояние массового сознания, связанное, с высказыванием суждений по общественно значимым проблемам. Такая трактовка общественного мнения (с теми или иными вариациями) в настоящее время является общепризнанной в отечественной социологической литературе… В средние века принадлежность человека.к тому или иному сословию имела непосредственное политическое значение и жестко определяла его социальную позицию. С зарождением буржуазного общества на смену сословиям пришли открытые классы, состоящие из формально свободных и независимых индивидов. Наличие таких свободных, независимых частных лиц, индивидов-собственников (пусть даже это собственность только на свою рабочую силу) — необходимая предпосылка формирования гражданского общества и общественного мнения как особого института гражданского общества В сложившейся ситуации состояние российского общественного мнения можно охарактеризовать следующим образом: общественное мнение в России существует, однако в силу своей неразвитости оно не оказывает сколько-нибудь существенного влияния на общественную и политическую жизнь страны, а поэтому оно не может еще рассматриваться в качестве сформировавшегося института гражданского общества. Очевидно, что качественное состояние общественного мнения и перспективы его становления как полноценного социального института во многом будут зависеть от общего хода преобразований в стране, от успехов на пути к гражданскому обществу и правовому государству.Немалую роль в формировании общественного мнения как полноценного института гражданского общества может и должно сыграть право. Процесс становления российского общественного мнения в качестве самостоятельного социального института нуждается в адекватномправовом оформлении. Ведь в современном правовом государстве все основные институты гражданского общества подлежат правовой регламентации. К настоящему времени в России сложилось уже достаточно развитое правовое регулирование процессов формирования и функционирования общественного мнения. Оно осуществляется посреДством соответствующих норм Конституции Российской федерации и федеральных законов, направленных на обеспечение конституционно-правовых гарантий свободы мысли и слова, свободы совести, свободы получения, производства и распространения информации, права проводить собрания, митинги, шествия и пикетирования, права направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления и т.д., а также ряда норм избирательного законодательства, посвященных правовой регламентации опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами… Общество нуждается в исследованиях общественного мнения, основанных не на идеологизированных представлениях, а на глубоком научном анализе… Первые демократические выборы в России стали для бурно развивавшейся отечественной социологии общественного мнения первым серьезным камнем преткновения. Большой общественный резонанс, который получили ошибки, допущенные социологами, заставил их глубоко проанализировать причины своего провала и выработать способы повышения надежности прогнозов электорального поведения населения. В результате выделился ряд центров изучения общественного мнения, которым удается уже на протяжении нескольких избирательных кампаний демонстрировать достаточно высокую (в условиях кризисного общества) надежность своих прогнозов.
ЮРИСТЫ Рассмотрение круга проблем, входящих в предмет юридической социологии, будет неполным без характеристики профессиональных юристов как особой социальной группы. Задача эта весьма не простая. Профессионалы-юристы пребывают в рамках юридической системы, в качестве существенных характеристик которой сами юристы называют замкнутость, явно недостаточную гласность и информированность о ее деятельности. Нельзя сказать, что эта система абсолютно закрытая, недоступная для социологического анализа. В 60-е и 70-е годы, например, проводились исследования деятельности судов, профессионализма судей и ряд других. Однако трудно найти в отечественной литературе исследования, посвященные юристам как особой профессиональной группе, особенностям ее поведения и менталитета, внутрипрофессиональному расслоению и взаимовлиянию этих слоев… Юристы — это специалисты, которые на основе профессиональных знаний заняты деятельностью по созданию, применению и защите правовых норм, регулирующих социальную жизнь. Данной группе присущи такие же характеристики, что и любой другой социально-профессиональной группе: 1) занятость на основе применения навыков, базирующихся на теоретическом знании; 2) спец. образование и обучение этим навыкам; 3) особая компетентность, гарантированная дипломом; 4) наличие определенного кодекса поведения, обусловливающего профессиональную идентичность; 5) исполнение определенных служебных обязанностей на благо общества; 6) членство в профес. ассоциации'.Перечисленные черты свойственны рассматриваемой профессиональной группе в целом, независимо от внутренней дифференциации, рангов, полномочий. На профессиональных юристов обществом возложена функция обеспечения и содействия соблюдению прав человека и закона. Выполнение этой ф-и требует, специализированного образования и навыков, особой компетентности. Поведение проф. юристов в большей степени, чем других профгрупп, подчинено строгому кодексу профессионального поведения, особенно тех слоев, которые уполномочены не только устанавливать юридические факты, но и принимать правовые решения (судьи, работники прокуратуры). Это объясняется тем, что для юриста закон — основа его правомочий и профессиональной деятельности. Служебная деятельность и поведение членов данной профессиональной группы подвержено большей формализации и регламентации, чем других профессиональных групп. Закон является непременным условием нормального выполнения функций, взаимодействия с другими людьми и внутри самой профессиональной группы. Поэтому проф. поведение юристов не просто облечено в определенные рамки, но достаточно жестко предусмотрено правовыми актами. К ним добавляются вырабатываемые юридическим сообществом негласные правила поведения и в результате образуется особый кодекс поведения профессиональной группы. Облачение специализированными знаниями и кодекс поведения становятся основой осознания профессиональной групповой принадлежности (идентичности): «Мы — юристы». Оно свойственно работникам суда, прокуратуры, нотариата, адвокатуры, милиции и др.Юристов-профессионалов отличает своеобразие социального статуса, правового сознания, специфика выполняемой деятельности Правосознание профессиональных юристов как социально-профессиональной группы отличается от правосознания других социальных групп, поскольку юристы прежде всех других являются носителями и выразителями права и закона. С точки зрения содержания знаний правосознание профессионалов в любой области должно превосходить обыденное.Но действительность не всегда совпадает с должным. Это наводит на мысль, что пренебрежение законом его хранителями остается безнаказанным и не может не подкреплять правовой нигилизм самих профессионалов и граждан. Правосознание профессионалов отражается на правосознании граждан. Поэтому изучение специфики профессионального менталитета необходимо и для понимания правовых стереотипов, представлений тех, с кем ^прикасаются профессионалы Осуществление профессиональной деятельности, установление и обеспечение правопорядка в соответствии с требованиями законности зависит от отношений разных групп юристов друг к другу, норм этих отношений, сочетания самооценки и взаимной оценки. Изучение этих отношений покажет, влияет ли осведомленность о специфике деятельности других на собственную деятельность; источник и формы возможных противоречий между юристами разных специальностей: столкновение профессиональных традиций, привычек, стереотипов; возможности и степень влияния внутригрупповых отношений на реализацию общественных интересов.Представление о профессиональной группе юристов будет неполным без рассмотрения специфических проблем каждой из внутренних групп. Не менее интересно проследить связь социального положения родительской семьи с выбором юридической профессии абитуриентами, соотнести уровень подготовки в юридическом вузе в настоящее время с практической деятельностью; удовлетворенность выбранной профессией и множество других вопросов.
Правосознание — это совокупность знаний, представлений, оценок индивидов и групп по поводу права, его применения, форм выражения.Правосознание складывается с социологической точки зрения под влиянием ряда социальных факторов: исторического опыта общества, социального окружения индивидов, собственного социального опыта отдельных индивидов и групп. Оно сопрягается с социальной структурой общества, приобретает разную наполненность, форму в зависимости от социального субъекта: общества в целом, классов, групп, слоев, отдельных индивидов.Однако прежде чем обратиться к особенностям правовых знаний, представлений, оценок разных социальных субъектов, следует отметить, что правосознание имеет определенную гносеологическую структуру.Пс как любое другое (нравственное, политическое и т. д.), имеет два уровня: теоретический и обыденный. Они отличаются объемом знаний о праве, его системностью, степенью понимания правовых фактов, явлений и устойчивос ти правосознания. Теоретический уровень правосознания охватывает систематизированное научное знание о сущности права, его происхождении, разновидностях, о законности и правопорядке, юридической ответственности, правовом государстве. Теоретическое правосознание рационализировано, построено на логической аргументации, представляет собой относительно непротиворечивую систему взглядов, нацелено на понимание сущности правовых явлений.Обыденное правосознание, напротив, не систематизировано, фрагментарно, состоит из отрывочных знаний, представлений, оценок права и его применения. Эти фрагменты могут противоречить друг другу, сочетаться с «правовым фольклором», который включает неверные суждения, надуманные представления о правовых нормах и законах.Научно-теоретический уровень правового сознания — результат деятельности ученых, профессиональных правоведов. Их взгляды выражены в научных понятиях, правовых идеях, теориях, которые выработаны в процессе обобщения, изучения, сравнения многовековой и современной юридической практики и теории.Обыденное правосознание складывается на основе текущей, повседневной жизни, общения людей между собой, практического опыта использования правовых норм, эмпирического знания о действующем праве, о юридической ответственности законности. Понятия обыденного правосознания обязательно включают моральную оценку, которая может даже превалировать, так как правовые взгляды на этом уровне обычно далеки от профессиональных. Например, человек становится знатоком жилищного законодательства в силу собственных интересов и личного опыта.Итак, научно-теоретическая и обыденная стороны правосознания в совокупности характеризуют правосознание конкретного общества, отражают каждый по-своему особенности права, его применение.Социологическое изучение правосознания предполагает рассмотрение правовых знаний, представлений, отношения к праву, закону различных социальных групп.Социологическое изучение правосознания предполагает не только констатацию элементов правовых знаний, взглядов, идей, представлений, мнений. В зависимости от преобладания определенных идей, мнений можно судить о направленности состояния правосознанияСегодня можно выделить такие компоненты моделей правового сознания, имеющие различную содержательную направленность у разных социальных групп и индивидов, как:• знания о праве как регуляторе общественных отношений; • представление о собственных правах и свободах, ответственности, а также видах деятельности, регулируемых правом;• отношение к правовым явлениям (к праву в целом, к требованиям конкретных норм права, к органам юстиции и их деятельности);• оценка своего правового положения, действующего законодательства и возможности правовой активности
. Правовое сознание тесно связано с правовым поведением. Оно влияет на поступки личности, направляет ее действия в правовое либо неправовое русло. По поведению людей можно судить об уровне освоения и принятия права как регулятора отношений. В поведении обнаруживается как следование их нормам объективного права, так и использование личностью как субъектом права принадлежащих ей юридических возможностей.Вместе с тем между правосознанием и правовым поведением нет линейного, жесткого соответствия… Действия человека в сфере, регулируемой правом, делят продолжение
--PAGE_BREAK--на правомерные и неправомерные (противоправные). Правомерное поведение подразделяют на:• объективно-правомерное — личность соблюдает правовые нормы при достижении собственных целей в силу внутреннего убеждения;• ситуационно-правомерное — поведение личности соответствует принятым нормам в конкретной жизненной ситуации, но внутренние убеждения отсутствуют; • законопослушное — интересы и цели личности не вполне совпадают, расходятся с правовыми нормами, но тем не менее человек им подчиняется.Неправомерное поведениеможет быть: • внутренне-обусловленным — личность совершает правонарушение, осознавая, что нарушает интересы общества или права третьих лиц; не выполняет свои обязанности, вытекающие из соответствующих правовых норм;• ситуативно-случайным — правонарушение обусловлено незнанием правовой нормы или стечением неблагоприятных обстоятельств.Правомерное и неправомерное поведение выступают видами правового поведения. Объединяющим их основанием является их подверженность социальному контролю в его специфических, юридических формах. Единого определения понятия правового поведения не существует. По мнению В. Н. Кудрявцева и В. П. Казимирчука, правовое поведение — это социально значимое поведение индивидуальных или коллективных субъектов, подконтрольное их сознанию и воле, предусмотренное нормами права и влекущее юридические последствия1 .Основным признаком любого правового поведения (правомерного либо неправомерного) служит связь с нормами права: предписывающими, разрешающими или запрещающими. Без подверженности правовому регулированию поведение не может быть правовым. Правомерное поведение предусматривается разрешающими нормами, неправомерное (противоправное) — запрещающими. Оба вида правового поведения характеризуют определенное качественное состояние правосознания. Разнообразие видов правового поведения обусловлено разной мотивацией поведения в сфере права, разной направленностью правовой активности и отдельной личности, и групп.Личность руководствуется в своем поведении интересами, ценностными ориентациями, установками, образующими мо-тивационный механизм ее поведения в любой сфере социальной жизни, в том числе и правовой. В основе правового поведения личности также лежат определенные потребности, интересы, цели, обусловливающие мотивы этого поведения. Мо-тивационный механизм представляет внутреннюю сторону ка кого-либо варианта правового поведения. Кроме внутренней стороны любое поведение имеет внешнюю сторону, выражающуюся в соответствии или несоответствии поведения человека требованиям правовых норм. Однако она всегда имеет определенные внутренние основания… Высшим типом правомерного поведения считают действия и поступки, совершаемые с внутренней убежденностью в соответствии этих поступков праву и закону и по собственной внутренней потребности «жить по праву». Правовая норма должна стать неотъемлемой частью внутреннего механизма поведения личности. Внутренняя сторона правомерного поведения должна подкрепляться внешними факторами: содержанием и формой выражения правовых предписаний, способностью правопримени-тельных органов гарантировать реализацию последних наличием санкций.Правомерное поведение предполагает не только ориентацию на нормы права, но и умение выбирать способы использования и защиты своих прав, выражать свои правовые притязания. Необходимо желание и умение индивида «вписать» себя в общественно-правовую жизнь. Правовое сознание и правовое поведение связаны между собой, имеют разные формы и уровни, зависящие от ряда социальных факторов, собственной социально-правовой практики отдельных индивидов и групп, исторического опыта конкретного общества
НОРМА И ДЕВИАЦИЯ Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от каких-либо норм одержании девиантности, необходимо иметь хотя бы общее представление о норме, ее сущности.Норма рассматривается различными науками. В социологии ей уделяется значительное место. Понятие нормы считается социологами едва ли' не. центральным, ключевым в социологической науке.Социальная норма понимается как исторически сложившийся в данном конкретном обществе предел, мера, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций'.С точки зрения субъекта формирования норм их разделяют на официально установленные и фактически сложившиеся.Первые — это те нормы, которые создаются законодателями либо другими уполномоченными на то лицами. Фактически сложившиеся нормы — это те правила, которые возникли стихийно либо в процессе исторического развития общностей, либо под воздействием какого-либо стечения обстоятельств. К разряду подобных норм относятся обычаи, традиции, нормы морали и этикета. Под влиянием жизненных обстоятельств возникают нормы временного действия, которые, впрочем, могут закрепиться в нравах людей, если неблагоприятные обстоятельства перманентно повторяются… Социальные нормы также можно классифицироватьпо механизму оценки и регуляции поведения индивидов, групп и социальных общностей. В этом случае можно выделить:• нормы — идеалы;• нормы — образцы поведения; • профессиональные нормы;• статистические нормы'. Известно, что идеал недостижим, однако ценность его заключается в свойстве быть ориентиром, примером с абсолютным значением для индивидов или групп, которые стремятся совершенствовать себя или свою деятельность. Образец в отличие от идеала играет роль средства для достижения какой-либо цели. Имеется немало образцов поведения, отступление от которых не вызывает осуждения окружающих. Индивид волен выбирать средства, сообразуясь с собственным опытом, знаниями, склонностями. Например, не все выпускники школ следуют хрестоматийному образцу, согласно которому необходимо поступить в вуз. Профессиональные нормы регулируют отношения между коллегами, облегчают выполнение служебных обязанностей. Наконец, статистические, нормы, выражают некие свойства, присущие большинству людей, событий2. Например, для большинства супружеских пар России является нормой иметь одного-двух детей.Девиация представляет собой отклонение от социальной нормы, обусловленное комплексом причин. Девиация естественна, социальна ей присущ историзм… Типы девиантного поведения- культурные и психические отклонения, индивидуальные и групповые, первичные и вторичные, культурно-одобряемые и осуждаемые. Девиация может носить отрицательный и положительный х-р. Рассмотрим негативные формы девиантного поведения. Их группы: 1) преступления; 2) «преступления без жертв»; ггклонения, не противоречащие нормам.1) Убийства, кражи, изнасилования, терроризм и др. — это крайние формы девиантного поведения. О них — разговор особый.2) «Преступления без жертв». Этой фразой обозначают такие действия людей, от которых негативные последствия испытывают сами субъекты действия. Например, от употребления наркотиков разрушается личность самого наркомана. К названной группе девиантного поведения относятся также пьянство, проституция, сексуальная неразборчивость. 3) Отклонения, не противоречащие общепринятым нормам, — это такие формы поведения, которые вписываются в рамки «благопристойного» поведения, но на уровне представления о должном поведении считаются вредными и бесполезными. К примеру, значение гомосексуализма в настоящее время широко дискутируется в нашем обществе. Индивиды, совершающие однополые сексуальные контакты, всегда будут считаться девиантами, так как их меньшинство.= отклонение гениев,
ДЕВИАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. Современная Россия находится в состоянии системного кризиса, а следовательно, общество испытывает аномию и рост девиантного поведения. В начале нашего раздела говорилось о том, что отклонение, являясь приспособительной реакцией на изменившиеся условия, способствует формированию новых норм. Зададимся теперь другим вопросом: все ли вновь образовавшиеся нормы являются жизнеспособными применительно к выходу из социального кризиса? Для ответа на поставленный вопрос рассмотрим такие виды девиантности, как борьба (мятеж), приспособление (инновация) и уход (ретритизм).Борьба как активная форма девиантности бывает различных видов, спектр ее очень широк: от политической деятельности до насильственной преступности. Коснемся названных полюсов спектра.Политическая активность, с одной стороны, способствует становлению норм демократического общества, а с другой — дает нишу для индивидов, не нашедших себя в других видах деятельности: несостоявшихся функционеров, одиноких бездетных женщин и других «пассионариев» нерыночной ориентации. Зачастую вхождение в политические организации, деятельность которых урегулирована рамками закона и является элементом более или менее равновесной системы взаимосвязей, превращает борьбу в приспособительную форму девиантности. В этом случае члены организации своей неординарной, если смотреть глазами рядового обывателя, деятельностью просто зарабатывают на жизнь, что достаточно подробно описал в свое время М. Вебер. Многие активисты вполне осознают общественную бесперспективность «партий любителей пива», но упорно следуют двойной морали столь укоренившейся в прошлые десятилетия.Насильственная преступность, захватившая страну, формирует криминальные нормы поведения. В условиях массовой безнаказанности уголовных правонарушений население отчетливо осознает личную опасность какого-либо противодействия или открытого осуждения беспредела. Обыденность насильственной преступности, в том числе заказных убийств, делает ее по общему количеству сопоставимой с масштабами массовых репрессий тоталитарного прошлого. Точные цифровые данные прямых жертв политической борьбы и экономических «разборок» по поводу передела государственной собственности, а эти два процесса тесно коррелируют между собой, еще не установлены и ждут своего исследователя. Однако, по грубым подсчетам, можно обнаружить следующее. Если за период с 1921 г. по 1 февраля 1954 г. в СССР было приговорено по политическим мотивам (теперь известно, что зачастую необоснованно) к высшей мере наказания 642 980 человек', то, абстрактно допустив равное количество приговоренных по годам (чего на самом деле, разумеется, не было), выяснится, что на каждый год приходилось примерно по 20 тысяч подобных жертв. А в 1995 г., по данным одного периодического издания, только на территории РФ убито 45,1 тыс. человек (без жертв войны в Чечне и конфликтов на таджикской границе Воровство как Приспособительная девиация стало тотальным и психологически оправданным в эпоху массовых невып лат зарплат, за которыми скрывается фактически полубесплатный труд. Самим вернуть себе то, что недодали, и в той форме, которая доступна, — есть элемент инициативы и самостоятельности, но ведет ли это к становлению новых продуктивных моральных норм? Весьма сомнительно.Р. Мертон в одной из своих работ отмечает, что если де-вианты преуспевают и на них не налагается никаких санкций, то девиация становится объектом подражания1 Пассивные формы девиантного поведения, вероятно, удобны для тех политических режимов, которые не способны изменить ситуацию к лучшему, поскольку властям всегда предпочтительнее иметь «кутежи, чем мятежи», на подведомственной территории.Употребление населением России веществ, облегчающих наступление грез, иллюзий, виртуальных состояний психики и т. п., имеет тенденцию к увеличению. Мало того, растет количество крайних форм ухода из жизни — суицид.Пассивные формы девиантности еще меньше связаны со становлением новых жизнеспособных норм социального взаимодействия.Подытоживая вышеизложенное, можно предположить, что в настоящее время под действием массовой девиантности если и вырабатываются новые социальные нормы, то они являются жизнеспособными применительно лишь к кризисному обществу. Чем прочнее они будут укореняться в сознании и поведении людей, тем больше станут срабатывать на застой кризиса
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Общество представляет собой саморазвивающуюся сложную систему. В связи с этим, уже на самом раннем этапе развития возникает потребность в формировании механизма саморегуляции, как в обществе в целом, так и в отдельных группах. В современной социологии этот механизм называется социальным контролем. Его деятельность осуществляется через посредство нормативного регулирования поведения людей. Причем, дробясь на подсистемы, например, по сферам жизнедеятельности, общество в каждой из них не обходится без функционирования механизмов социального контроля. Можно говорить о социальном контроле на самых различных уровнях общества — на уровне межличностных отношений в семье, социальной группе, в сфере экономики, полит, культуры, науки.Это связано, прежде всего, с теми функциями, к-eвыполняют механизмы и институты социального к. В целом функции социального контроля могут быть разделены на две основные группы: регулятивные и конструктивные. Суть первой сводится к обеспечениюстабильности функционирования общества через механизмы саморегуляции. К таким механизмам следует отнести регламентацию и консолидацию деятельности индивидов. Действенность этих механизмов выражается в выработке как институциональных, так и неинституциональных стандартов деятельности индивидов в социальной системе, а также регламентацию и оценку реальной деятельности людей и стандартизацию этой деятельности при помощи системы социальных санкций. Здесь особым предметом, на который направлен механизм социального контроля, является девиантное поведениеИнституты социального контроля призваны, с'одной стороны, оберегать общество от отрицательных, деструктивных форм девиации, с другой, обеспечивать прогресс общества в сфере формирования новых социальных норм, отражающих действительные, реальные социальные отношения, особенно это касается институциональных правовых норм. Отсюда вырисовывается вторая~основная группа функций социального контроля — функции конструктивные.Обе эти группы функций теснейшим образом связаны и взаимообусловлены. Суть второй группы функций сводится к обеспечению развития общества. Как показывает нам исторический опыт, с которым согласуются и различные теории, идеальной системы общества, идеального государственного устройства, идеальной социальной группы быть не может. Социальный контроль как раз и призван разрешать в каждой конкретной ситуации противоречие между функционированием и развитием общества Исходя из своих функций, социальный контроль подразумевает наличие санкционного механизма. По характеру социальные санкции разделяются на санкции, основанные на принуждении (то есть такие меры физического или психологического воздействия, которые вопреки воле человека или даже под страхом наказания заставляют придерживаться определенных стереотипов и правил поведения), а также санкции, которые основой своей имеют убеждение, осуществляющееся на доверии. Возможность и действенность второго рода санкций связана с личностными качествами человека, его моральной мотивацией, сознанием и чувством индивида как члена общества посредством рационального разъяснения или эмоционального влияния.Самоконтроль личности или внутренний контроль является другой называемой социологами формой социального контроля. Самоконтроль понимается как способ саморегуляции поведения индивида… Основными институтами социального контроля следует назвать государство, институты права и правоохранительные органы, на уровне межличностных отношений институт семьи и бракаБезусловно, не может быть речи о создании общества абсолютно законопослушных граждан — девиация столь же естественно присуща обществу, как и норма
ПРЕСТУПНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ По мнению большинства российских ученых, в основе преступности лежат прежде всего социальные факторы: уровень экономического развития, условия для индивидуальной и групповой экономической самореализации; политическая система общества, степень развития политических, социальных свобод и социально-правового контроля; социальные права граждан и возможность их реализации; наличие социальных конфликтов и пути их разрешения, степень социальной дифференциации общества; возможность самореализации индивидов и т. д.Многие исследователи отмечают рост криминализациИ, современной России, связывая его с интенсивным разрушением тоталитарного контроля и государственной собственности умножением коррумпированности «старой» номенклатуры и «новой» управленческой элиты; приватизацией; усилением политического противоборства между различными партиями, движениями, властными структурами; ростом безработицы; резким падением уровня жизни значительного числа российских граждан и т. д.' Сегодня общество находится в состоянии аномии: разрушаются интеграционные процессы, большинство экономических и социальных связей беспорядочны, разрушительные процессы превалируют, нормативное регулирование многопланово, но не всегда целенаправленно и эффективно, ослаблен социально-политический контроль. Конкретно такое положение проявляется в усугубляющейся социальной поляризации; усилении миграционных процессов, росте безработицы; нерешенности молодежных проблем, изменении в ее среде ценностных ориентацией (ставка на силу, деньги, богатство, красивую жизнь и т. д.). Все это приводит к росту преступности в стране. Для многих криминальных и преступных групп самоцелью стали средства достижения благополучия, не случайно служебные злоупотребления, должностные хищения, взяточничество, коррупция процветают в российской элите. 2Распад СССР, изменение социально-экономических устоев России, становление нового государства активизировали такие криминальные мотивации поведения некоторых пред ставителей элиты, как: все средства хороши для достижения политических целей, государственная должность — явление временное и его нужно успеть использовать в личных и групповых интересах. Именно эти мотивации были реализованы во время приватизации, в период образования новых политических и экономических структур: фирм, банков, партий и движений. Кроме того, официально в стране пользуется неприкосновенностью около 4 млн. человек (в странах Запада неприкосновенность депутата связана только с выполнением им служебных обязанностей). Поэтому неудивительно, что криминал рвется в политику, к власти'… С другой стороны, официально признано, что более 35— 40% населения (а по данным независимой экспертизы, значительно больше) проживает за чертой бедности. В основном это безработные, пожилые, необеспеченные люди, беженцы, переселенцы, вынужденные мигранты и т. д. В социальной структуре российского общества они составляют нижний слой, пополняют ряды маргиналов, люмпенов, преступных и полупреступных группировок, т. е. социальное дно. С точки зрения социально-демографического фактора следует отметить рост преступности среди молодежи, несовершеннолетних и женщин. При этом необходимо указать, что ' численный рост преступных деяний. За последние годы преступность молодежи возросла по сравнению со всем молодым населением страны в 6 раз. По данным уголовной статистики, подростковая преступность в 15 раз опережает общий показатель роста преступности;2) снижение возраста лиц, вовлеченных в совершение преступлений. В настоящее время известны случаи совершения преступления лицами в возрасте 10—12 лет, школьниками, учащимися ПТУ, бездомными подростками, несовершеннолетними, детьми-инвалидами и т. д.;3) рост числа правонарушений, совершаемых представительницами женского пола. Сегодня более 33 тыс. девушек и женщин отбывают наказание в местах лишения свободы;4) увеличение количества воинских 5) рост тяжких преступлений (умышленных убийств, покушений на убийство, разбоев и т. д.)… Растут женский алкоголизм, вовлечение несовершеннолетних и даже детей в секс-бизнес… Говоря о факторах, формирующих преступную психологию, аморальность, нужно особо отметить средства массовой информации, которые, используя криминальную тематику, приучают молодежь к восприятию преступности как к обыденному атрибуту современной жизни. Например, по российскому телевидению (в целом) показывают в день до 20—30 криминальных«в России нарождается новая общественная группа — криминальная элита, являющаяся частью правящей элиты общества»… Таковы основные тенденции преступности в современной России.
СОЦИОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ. Социология преступности — это отрасль юридической социологии, изучающая преступность как социальную аномалию в обществе, социальных группах и среди отдельных индивидов. Специфика исследования социологии преступности заключается в том, что она изучает наряду с преступлениями против закона социально опасные деяния, ведущие к непосредственному преступлению, т. е. девиантное поведение, фактические преступления, поступки, разрушающие мораль. Кроме того, социологи изучают социальные причины преступности, меры ее предупреждения, тенденции изменения преступности в обществе, социальный состав преступников, виды преступлений, дают прогнозы развития преступности. В этом анализе они опираются на данные статистики, исследования правоведов, социальных психологов, психиатров, демографов и др.Ближе других наук к социологии преступности стоит криминология. Используя данные юридических и других специальных отраслей знания, социология преступности применяет весь спектр методики и техники социологических исследований для анализа и прогнозирования преступлений. В истории социологической мысли можно выделить несколько подходов к анализу преступности. Остановимся на наиболее распространенных и актуальных.Юридическую социологию интересует прежде всего взаимосвязь общества как социального организма и преступности как социального явления. Что значит преступность для общества? В концепциях социологов не было единого ответа на ' этот вопрос.Общеизвестна точка зрения юристов (криминалистов, криминологов и др.) на преступность как на ненормальное явление, наносящее вред как обществу в целом, так и его отдель ным гражданам. В подходах к анализу природы преступности выделилось несколько основных направлений: антропологическая теория, концепция социальной природы преступлений, теория дифференциальной ассоциации, теория социального конфликта как основы преступления.В основу антропологической теорииположены идеи 4. Ломброзо. В работе «Преступный человек» он утверждал, что преступника характеризуют определенные антропологические признаки (строение и вместимость черепа, длина туловища, форма челюсти, общий тип лица и т. д.), которые передаются по наследству из поколения в поколение как явление атавизмаФерри, Дюркгейм и другие социологи и криминологи, подвергая серьезной критике антропологизм Ломброзо, все же не исключали влияния на преступность биологических и физиологических факторов, но только в совокупности с социальными. Сторонники концепции социальной природы преступности связывают появление и развитие преступности с социальными условиями жизни: уровнем функционирования социальных институтов, наличием возможностей для самореализации индивидов в- обществе, проблемой доступности культурных ценностей и общественных благ для достижения поставленных целей, развитием политических свобод и содержанием воспитания людей., П. Уолтон, Дж. Янг основную причину преступности видели в буржуазном строе, где не считается преступлением эксплуатация людей, агрессивные войны, убийства, а акцентируется внимание лишь на грабежах, кражах, махинациях, которые, с их точки зрения, являются просто «бунтом против системы». Э. Дюркгейм подчеркивал, что преступность — есть один из факторов, характеризующих общество, так как в обществе постоянно присутствуют источники, порождающие преступность в том или ином виде/. Следующая концепция, исследующая социальные причины преступности, — это концепция анемии. Э. Дюркгейм определил аномию как состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов, когда старые нормы и ценности уже перестают действовать, а новые еще не получили развития. 2 Кроме перечисленных направлений в социологии преступности можно выделить также теорию дифференциальной ассоциации (связи) индивида с преступной средой (Э. Сатерленд). Взаимодействуя с членами преступной группы, индивид усваивает негативное отношение к нормам права и закону, определяет для себя мотивы преступного поведения, технику совершения преступления, формы групповой и индивидуальной самозащиты.
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА С переходом от партийно-аппаратного нормотворчества эпохи административно-командной системы к реальной законодательной деятельности высших представительных органов власти в рамках формирующейся системы парламентаризма у отечественных социологов впервые появилась возможность конструктивного сотрудничества с законодателе^!.. Однако надежды социологов на такое сотрудничество пока что во многом остались нереализованными (отчасти из-за темпов законотворчества и масштабов обновления законодательства, отчасти из-за недооценки законодателем значения, социологического обеспечения законотворчества, а в немалой степени — и из-за неготовности самих социологов к этой работе). В результате процесс обновления законодательства в значительной мере осуществляется методом проб и ошибок, усиливая в обществе атмосферу нестабильности.В сложившейся ситуации актуально звучат слова основателя социологии Герберта Спенсера о том, что «из всех чудовищных заблуждений людей самое чудовищное заключается в том, что для того, чтобы овладеть каким-нибудь несложным ремеслом, например, ремеслом сапожника, необходимо долго учиться, а единственное дело, которое не требует никакой подготовки, — это искусство создавать законы для целого народа'». В настоящее время в рамках социологии права разработаны и могут быть использованы законодателем следующие формы и направления социологического обеспечения законотворчества.1. Исходным пунктом взаимодействия законодателя и социолога в процессе социологического обеспечения законотворчества является работа по продолжение
--PAGE_BREAK--