Огюст Конт
Биография
Французский философ основатель позитивизма и позитивной социологии Огюст Конт, родился 19 января 1798 г. в городе Монпелье в семье чиновника средней руки, сборщика податей. Родители Конта были правоверными монархистами и католиками, но сам он рано отходит от традиционных ценностей своей семьи и становится приверженцем идеалов Великой Французской революции. После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой царят либеральные и республиканские идеи.
В это время Конт усердно изучает математику и другие точные науки; он также читает множество трудов по философским, экономическим, социальным проблемам. И в лицее, и в Политехнической школе он отличался серьезностью и замкнутостью, сторонился юношеских забав и развлечений, будто стремясь своим поведением доказать справедливость французской пословицы: «Кто хочет быть молодым в старости, должен быть старым в молодости».
В 1817г. Конт становится секретарем Сен-Симона, сменив в этой должности известного историка Огюстена Тьерри. Но постепенно, как это нередко случается у близко соприкасающихся выдающихся людей, возникают споры об авторстве и приоритетах; их взаимоотношения портятся и в 1824 г. заканчиваются разрывом.
В 1826 г. Конт приступает к чтению платных публичных лекций по философии на дому. Лекции были прерваны из-за его тяжелого психического заболевания и возобновились в 1829 г. С 1830 по 1842 г. Конт осуществляет грандиозный проект: издание 6-томного «Курса позитивной философии».
Конт был человеком чрезвычайно неуравновешенным и страдал периодическими психическими недугами, хотя в целом его, несомненно, нельзя считать умалишенным.
На философские воззрения Конта большое влияние оказали идеи Монтескье и Кондорсе
о естественно закономерном развитии общества. Многое он позаимствовал у Сен-Симона.
Термин «позитивный» Конт позаимствовал у Сен-Симона, который определял позитивное как органическое, определенное, точное. Сам Конт «позитивный» определял в 5 смыслах:
1. Реальное — противоположность химерическому.
2. Полезное — противоположность бесполезному.
3. Достоверное — противоположность сомнительному.
4. Точное — противоположность смутному.
5. Положительное — противоположность отрицательному.
Назначение позитивной философии по Конту — не разрушать, а организовывать.
В творчестве Конта принято различать три периода.
Первый период (1819-1828), почти полностью совпадающий со временем его сотрудничества с Сен-Симоном, характеризуется изданием шести небольших программных сочинений, «опускулов». Эти сочинения Конт впоследствии включил в качестве приложения в IV том своей «Системы позитивной политики» (1854) с целью показать преемственность своих воззрений. В «опускулах» он намечает принципы и пути интеллектуальной и социальной реформы, в которой нуждается находящееся в состоянии «анархии» человечество. В этих сочинениях можно найти идеи, которые одновременно являются итогом для Сен-Симона и отправным пунктом для Конта. Здесь уже присутствует ряд наиболее важных идей, которые Конт развивает впоследствии, в частности, идея об особой роли ученых в новом обществе; различение двух главных эпох в развитии человечества: критической и органической; понятие и принципы «позитивной политики»; и, наконец, знаменитый «закон трех стадий».
Второй период (1830-1842) — это период зрелости, когда создавался и издавался шеститомный «Курс позитивной философии» (тома выходили последовательно в 1830, 1835, 1838, 1839, 1841 и 1842 гг.). В это время Конт разрабатывает философские и научные основы позитивистского мировоззрения.
Третий, завершающий период творчества Конта, начинается со второй половины 40-х годов. Он отмечен созданием таких произведений, как четырехтомная «Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества» (1851-1854), «Позитивистский катехизис» (1852) и «Субъективный синтез» (1856). В это время Конт обосновывает преимущественно «субъективную» точку зрения и «субъективный» метод. На первый план в его учении выходят эмоциональные факторы человеческой и социальной жизни, воплощенные в понятии «сердце». Соответственно главным объектом его внимания становятся институты, отвечающие эмоциональным потребностям человека: мораль и религия. Если на предыдущем этапе Конт предпочитал использовать понятия «позитивная философия», «позитивный дух», «рациональная позитивность», то в это время он уже чаще говорит о «позитивизме» как о доктрине, в которой интеллектуальные, научные элементы подчинены моральным, религиозным и политическим. Теоретическая перспектива меняется: если в «Курсе» Конт подчеркивает «естественный» характер социальных законов, необходимость познания их и подчинения им, то теперь, наоборот, он, в соответствии с «субъективной» точкой зрения, рассматривает социальный мир как продукт чувства, воли и деятельности человека. В этот период он выступает уже не столько в роли ученого, сколько в других ролях: моралиста, пророка и первосвященника новой религии, автора социально-политических проектов.
По политическим взглядам Конт находился в центре. Выступал за либеральную республику, но с присутствием государства в экономике. Вследствие этого он был чужд как левому лагерю — бланкистам, левым республиканцам и неоякобинцам, так и правому — монархистам и бонапартистам. Пытался создать партию «Порядка и прогресса», но потерпел крах.
Контовская классификация наук
Огюст Конт классифицирует науки по нескольким основаниям: историческому (но времени и последовательности возникновения), логическому (от абстрактного к конкретному), по сложности предмета исследования (от простого к сложному), по характеру связи с практикой. В результате основные
науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология.
Математика, по мнению Конта, меньше всего зависит от других наук, является наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому возникла раньше других форм научного познания. Социология, напротив, непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так как
опирается на их достижения.
В основу классификации наук Конт положил из объективные признаки. Он разделил науки на абстрактные и
конкретные. Абстрактные науки изучают законы определенных явлений, которые применяют эти законы к частным областям. Например, биология – общая абстрактная наука, применяющая общие законы биологии. Конт выделил 5 абстрактных, теоретических наук: астрономия, физика, химия, биология и
социология, соответствующие науки. Социальные явления, по Конту, отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от других, что объявляет позднее возникновение социологии. Следует заметить и то, что социология вначале называлась Контом социальной физикой, то есть позитивную науку об
обществе Конт называл вначале социальной физикой, а позднее, когда он переосмыслил ее предмет и методы исследования, он назвал ее социологией.
Это переименование он объяснил не своим причастием к неологизмам, а необходимостью создания новой дисциплины, посвященной позитивным исследованиям детальных законов, свойственным обществу и общественным феноменам.
Конт указывал, что социология должна быть теоретической наукой, в отличие от описательной «социальной физики» — А. Кегле. Превращение социологии в позитивную науку завершает систему позитивной философии, тем самым знаменуя аступление позитивной стадии человеческого ума и человеческого общества. Итак, это означало, что Конт совершил настоящую позитивную революцию, победу
науки над схоластикой и метафизикой.
Социология в представлении Огюста Конта
Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни.
Он включал в предмет социологии не только современное общество (цивилизации), прошлые поколения, которые оказывают влияние на современные поколения и складываются с ними в едином общественно – цивилизационном процессе.
Конт стоял у истоков системного подхода изучения общества как единого, целостного, социального организма, он заложил основу системного подхода к общественной жизни.
Социологические методы
Конт выступает против умозрительности, с одной стороны, и против крайности эмпиризма (Философское направление оно утверждало, что все знания возникают из опыта и наблюдений)- с другой. В социологии Конт разработал метод наблюдения, а также экспериментальный, сравнительный и метафизический метода исследования. По мнению Конта, наблюдение является основным методом исследования социологии. Он утверждает, что с помощью наблюдения можно получить исходные
данные социологии.
Конт указывал, что в качестве метода социологии выступает не только наблюдение, но и косвенное свидетельство, то есть изучение исторических и культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ и сравнение языков — все это может поставлять социологии постоянные средства для позитивного анализа.
Вторым важным методом в социологии Конт считал эксперимент. Непосредственный эксперимент в социологии состоит в наблюдении за изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования условий.
Третий метод позитивных наук, применяемый в социологии — это сравнительный метод. При его помощи сопоставляется жизнь народов, общин, цивилизация, живущих одновременно в разных частях земного шара, с целью установления общих законов существования и развития общества.
Четвертый метод исследования, применяемый в социологии, по мнению Конта, это — исторический, который наиболее соответствует природе социальных явлений. Исторический метод — метод исторического сравнения различных последовательных состояний человечества.
Рассуждения о методах социологии является наиболее рациональной частью контовской системы. В своих рассуждениях о методах социологии Конт исходит из представлений о существовании естественных законов общественной жизни, открытие которых должно обеспечить возможность создания науки об обществе.
Социальная динамика
Конт разделяет социологию на два больших раздела: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия существования и законы функционирования общественной системы. Социальная статика — это теория общественного порядка, организации, гармонии. Социальная динамика изучает законы развития и изменения социальных систем. Целостную же картину общества,
по мнению Конта, дает единство статики и динамики общества. Социальная динамика — это базовые социальные институты: семья, государство, религия, разделение труда.
Общество Контом рассматривается как единое целое, как органической целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве.
История социологии отмечает творческий ум Конта, его энциклопедичность, Его сравнивают с гением — отцом диалектики. Он заложил фундамент социологии как науки.