Реферат по предмету "Социология"


Безнадзорность детей как социальная проблема

--PAGE_BREAK--
ГЛАВА  2  МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

        2.1 Основные направления деятельности учреждений по социальному обслуживанию безнадзорных детей и подростков

Безнадзорность детей представляет угрозу будущему России, поскольку перспектива развития государства непосредственно зависит от физического здоровья, нравственного воспитания молодого поколения.

Эффективное решение данной проблемы возможно в рамках государственной социальной политики, в которой главное место отводится институту социальной работы.

 В настоящее время в  России активно развиваются и используются на практике различные формы помощи детям: социальная помощь на улице, мобильные пункты помощи, дневные центры (отделения), центры кратковременного проживания, социальные квартиры(гостиницы), социальные приюты для детей и подростков. Эти формы организации помощи перечислены в порядке повышения «порога доступности», от самой низкопороговой формы социальной работы на улице до высокопороговых стационарных программ проживания.

 Дневной центр социально-психологической помощи довольно распространенная форма работы с безнадзорными детьми. Подобные  центры могут функционировать как самостоятельно, так и в качестве отделений более крупных учреждений социальной защиты. Основная цель дневного центра социально-психологической помощи – это оказание первичной социально-психологической помощи первой доврачебной помощи безнадзорным детям.

 Социальный приют, вместе с социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних и центром помощи семье и детям, оставшимся без попечения родителей, относится к учреждениям для несовершеннолетних, нуждающимся в социальной реабилитации. Основными направлениями деятельности этих учреждений является профилактика безнадзорных несовершеннолетних, обеспечение несовершеннолетних временного проживания, обеспечение доступности квалифицированной  социальной, медицинской, правовой, психолого-педагогической помощи несовершеннолетним.

     На 01.01.2008 г. в РФ  действовало 911 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 754 стационарных отделения для несовершеннолетних, 430 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и детей. Указанными учреждениями были предоставлены социальные услуги 340 тыс.  несовершеннолетних.  

      Приоритетным направлением деятельности подобных учреждений остается работа с семьей, направленная на ликвидацию трудной жизненной ситуации и возвращение в нее ребенка по окончании социально-медицинской реабилитации.  Из 129,3 тыс.  детей,  находящихся в стационарных отделениях учреждений, 62 % детей возвращены в семьи.

           В целом в учреждениях социального обслуживания семьи и детей всех видов и типов в 2008 г. прошли социальную реабилитацию и получили другие социальные услуги 3,6 млн. несовершеннолетних. В системе образования профилактику социально-педагогической дезадаптации осуществляли более 550 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, 56 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, 14 специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа.

          Всего в учреждениях социальной реабилитации на 1 января 2009 года находилось 42 295 детей, из них по Чувашской Республике 92 несовершеннолетних; оставшиеся без попечения родителей или законных представителей — 27023 детей, (в том числе в Чувашской Республике 89 детей  в возрасте до 18 лет); проживающие в семьях, находящихся в социально-опасном положении 38309 детей (227 чел в ЧР);  самовольно оставившие семью 6236 детей, (14 несовершеннолетних детей в ЧР).  [21]

   В настоящее время в Российской Федерации действуют несколько моделей социального обслуживания семьи и детей, которые можно разделить на государственные, смешанные и коммерческие службы.

    Сегодня в регионах используются различные формы работы с трудными детьми, проводятся месячники по выявлению  безнадзорных детей.  Это сделали в Тверской,  Воронежской,  Саратовской областях.  Совместные рейды по установлению семей, находящихся в социально опасном положении, были проведены в Республике Мордовия, Смоленской, Костромской областях, открыты общественные приемные с участием специалистов в Ульяновской области.

   Несмотря на то, что принимаемые в последнее время активные меры по реабилитации безнадзорных детей приносят положительные результаты, проблема еще далека от благополучного разрешения. Значительная доля трудностей в данной области связана с поиском инновационных форм и методов организации реабилитационной деятельности, адекватных этой, довольно специфической, категории клиентов — безнадзорные подростки. Реабилитационная деятельность обычно включает в себя комплекс мер по восстановлению социально-психологического здоровья ребенка, по возвращению его в семью и т. п. 

 К сожалению,  в настоящее время в нашей стране широко распространена практика насильственного изъятия безнадзорного ребенка с улицы и насильственного же помещения  его в различного рода социозащитные учреждения (приюты, ночлежки и т. д.).  Последствия таких мер хорошо известны работникам подобного рода учреждений: очень часто уличные подростки, удовлетворив свои наиболее актуальные потребности, при первой же возможности покидают учреждение, возвращаясь в привычную уличную среду. Происходит это из-за отсутствия у безнадзорного подростка мотивации включения в институциональную среду социума, к которой большинство уличных детей относятся в  лучшем случае негативно и презрительно.

Процесс формирования у безнадзорного подростка мотивации возвращения в «большое» общество с окраины маргинального существования — комплексная проблема. Одним из важнейших аспектов ее является создание условий, в которых подросток смог бы в психологически комфортной для себя обстановке постепенно и, что очень важно, по собственной инициативе либо восстановить утраченные формы взаимодействия с социумом, либо выработать новые конструктивные. Подобным потенциалом обладают так называемые низкопороговые клубы.

 «Низкопороговый» клуб можно определить как учреждение свободного анонимного доступа, предоставляющее детям и подросткам из «группы риска» возможность организованного досуга и продуктивного общения. Такое учреждение создает комфортную социально-психологическую нишу для ребенка и является местом, в котором он может частично восстановить контакт с социумом. Основная цель деятельности учреждения подобного типа— создание у дезадаптированного безнадзорного подростка мотивации на изменение образа своей жизни.

 Опыт деятельности «низкопорогового» клуба был использован на базе центра внешкольной работы «Дзержинец» города Тюмени. В течение ряда лет данная форма деятельности применяется этим центром для организации процесса ресоциализации уличных подростков. Через «низкопороговый» клуб центра прошло уже более 200 детей. Ежедневно на добровольной основе клуб посещают от 8 до 20 безнадзорных, имеющих возможность орга-низованно провести свой досуг в психологически комфортных условиях.

В ряде регионов проводится работа по развитию дифференцированной сети образовательных учреждений для детей с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации.[15]

Таким  образом,  государство, общество и семья должны решить главную задачу воспитать из каждого ребенка и специалиста.

Все государственные, общественные и частные структуры обязаны осознать свою принадлежность к социальным институтам государства и общества, ответственным за детство и юность. В   нашей стране пока не проводят глубокий и объективный анализ причин увеличения неблагополучных семей, не разработана перспективная стратегическая государственная социальная политика, которая могла бы остановить тенденцию разрушения семей, и как следствие, распространение безнадзорности  детей и подростков.

Работа социальных служб должна усовершенствоваться, применяемые сегодня формы помощи детям, находящимся в затрудненном положении, безнадзорным, должны быть направлены не только на устранение подобного рода проблем, но и на их профилактику.

2.2                    
Методы профилактики безнадзорности несовершеннолетних детей в Российской Федерации

Основным направлением в борьбе с безнадзорностью детей и подростков является профилактика семейного неблагополучия, предупреждение самого факта отсутствия попечения, надзора и должного содержания со стороны родителей или законных представителей. Сегодня самой эффективной технологией социальной работы при решении проблемы безнадзорности детей является система ранней профилактики.

Ранняя профилактика безнадзорных включает в себя:

1.Срочные меры, связанные с экстренным изъятием детей и подростков, лишившиеся родительского попечения, из экстремальной ситуации.

2.Долгосрочные меры, направленные на оздоровление угрожающей здоровью и психофизическому благополучию ребенка.

2.Долгосрочные реабилитационные и коррекционные мероприятия, направленные на восстановление соматического и психического здоровья, пострадавших детей, оставшихся без попечения родителей.

    Ранняя профилактика безнадзорности в связи с этим должна быть комплексной и кроме мер социальной и правовой защиты должна включить меры психологической, социально-психиатрической помощи и реабилитации. [8;47]

   Фундаментом системы профилактической и реабилитационной работы стала концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность карательного подхода к детям, социализация которых оказалась нарушенной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку права на достойное существование в здоровой социальной среде, защиту его прав и интересов, незамедлительное решение его проблем, оказание социальной и иной помощи.

 Эта позиция была закреплена в Указе Президента от 6 сентября № 1338  «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и Концепции совершенствования государственной системы профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 В настоящее время в данной сфере ведущее место принадлежит Федеральному закону  от 24.06.1999  N 120-ФЗ  «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Данный закон определил основные направления деятельности, установил ответственность федеральных министерств и ведомств субъектов Российской Федерации в организации профилактической работы.  В соответствии с Законом принят ряд нормативных актов, направленных на ликвидацию условий и причин, способствующих беспризорности и безнадзорности, сокращение правонарушений несовершеннолетних[ 2]

Особое внимание заслуживает решение проблем детской безнадзорности программа, как на федеральном, так и на региональном уровне. Так, в Чувашии государственная поддержка хода реализации республиканской целевой программы «Дети Чувашии на 2007-2011 года позволила достигнуть позитивных результатов в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.    

  Профилактика безнадзорности и беспризорности субъектами взаимодействия решается на разных уровнях: на федеральном, региональном, муниципальном, местном уровнях. На федеральном уровне в качестве субъектов взаимодействия в процессе профилактики безнадзорности могут быть: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел.

  На муниципальном (местном) уровне субъектами взаимодействия могут быть:  центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социальные приюты;  центр психолого — медико- социального сопровождения; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центры социального обслуживания семьи и детей;  психоневрологические и наркологические диспансеры; комиссии по делам несовершеннолетних;  центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;  государственные учреждения дополнительного образования;  образовательные учреждения;     детские дома; школы-интернаты;  детские дошкольные учреждения;   библиотеки и др.

Каждое учреждение профилактики безнадзорности выполняет по отношению к определенной категории подростков свои функции и на своем уровне решает определенный круг социально-педагогических задач.

 Наличие общего и специфического в деятельности разных субъектов взаимодействия в профилактике подростковой безнадзорности обусловливает наличие в его характеристике двух сторон — дифференциации и интеграции.

Совместные усилия субъектов взаимодействия в профилактике безнадзорности направляются к реальным объектам. Объектами влияния субъектов взаимодействия являются дети и подростки, проживающие на определенной территории, закрепленные за ней, их родители или лица их замещающие.

 Основным ядром системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних сегодня является сеть социозащитных учреждений. Благодаря созданию таких учреждений, удается в основном решать проблему детской безнадзорности,  но необходимо не только продолжить работу по количественному развитию сети учреждений, но и вносить необходимые коррективы в ее структуру: соотношение учреждений разного типа: приютов для оказания экстренной помощи и социально-реабилитационных центров, сочетающих реабилитационную и профилактическую, патронажную работу.

Другой формой работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних является создание «Социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних». В Новосибирске существует центр социальной реабилитации несовершеннолетних «Берегиня».

Центр призван помочь не только беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связи с семьей, другими институтами социализации, ибо спектр услуг, которые получают в нем несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи, значительно шире, чем в других социозащитных учреждениях.

Центры предоставляют детям различные формы     социального обслуживания: круглосуточное пребывание, дневной стационар,  помещение в замещающую семью, социальный патронаж.

Работу по профилактике безнадзорности несовершеннолетних осуществляет в Новосибирске «Центр семейного образования и воспитания  «Семья и  Дети».

 Деятельность Центра, направленная на все категории семей, осуществляется в целях улучшения детско-родительских отношений, оптимизации психологического климата семьи, сохранения родственных связей.
В целях профилактики и преодоления социального сиротства специалисты Центра «Семья и дети» реализуют образовательные проекты и программы повышения профессиональной компетентности администрации и педагогических коллективов детских домов, школ-интернатов и социальных приютов г. Новосибирска и Новосибирской области, а также оказывают им консультационную помощь. 

 Кроме названных выше учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, в Новосибирске существует социально-реабилитационный транзитный центр для несовершеннолетних «Радуга» и социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда». Они оказывают помощь несовершеннолетним, попавшим в сложную жизненную ситуацию. В этих учреждениях подростки получают квалифицированную социально-правовую и психолого-педагогическую помощь [22]

 Актуальность проблемы безнадзорности несовершеннолетних ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с данным явлением, но и, главным образом, на его предупреждение, т.е. устранение коренных     причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на несовершеннолетних.

  При этом, как показывает опыт, социальная значимость профилактических мероприятий становится эффективнее, если они научно обоснованны, исходят из всестороннего учета взаимодействия объективных и субъективных факторов, детерминирующих поведение личности в уже сложившейся или возможной, прогнозируемой жизненной ситуации. 

Хотя однозначных решений этой сложной проблемы нет, да и не может быть. Однако в настоящее время, как в науке, так и в практической деятельности государственных органов социальной защиты населения, других учреждений и ведомств по профилактике безнадзорности несовершеннолетних формируются  определенные исходные взгляды на проблему в целом и основные подходы к выбору конкретных направлений работы в этой сфере.

                     







                                                                       Заключение

                 В данной работе в соответствии с ведущей идеей были проанализированы  основные  вопросы  по профилактике и возможным путям решения проблем детской безнадзорности.

       Среди многих неблагоприятных факторов, которые характеризуют нынешнее положение семей групп риска, дающих наибольшее число безнадзорных детей, следует отметить социально-демографические, психологические и криминальные. Именно они способствуют возникновению социальных отклонений в поведении детей и подростков, росту их дезадаптации. Дополнительным фактором риска становится безработица родителей.

      Возросло число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, длительное время (порой несколько лет) вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке, так как вопрос об их жизнеустройстве решается органами опеки и попечительства крайне медленно.

   Лишенные родительского попечения, эти дети наиболее склонны к бродяжничеству, подвергаясь опасности стать жертвами насилия и преступлений, вступить в преступную деятельность.
Постоянно растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних.

    Широкий и разноплановый характер деятельности по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних, вовлечения в нее учреждений разных ведомств (образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел и др.) и органов управления этими учреждениями разного уровня (федерального, субъектов Федерации и муниципального) определяет чрезвычайную важность задачи координации их усилий.   

                 Проблема детской безнадзорности требует принятия экстренных мер по ее предотвращению и проведения комплекса профилактических мероприятий по ликвидации ее последствий. Современное состояние детской безнадзорности, как следствие кризиса социально-экономической и нравственной ситуации в России, характеризуется нарастанием семейного неблагополучия, экономическим и духовным расслоением общества, коммерциализацией образовательной и досуговой деятельности несовершеннолетних, усилением влияния на них криминальной среды.  

               В этих условиях резко возрастает значимость организации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

               Несмотря на все предпринимаемые государством и обществом меры можно констатировать, что ситуация с решением проблем беспризорности и безнадзорности далека от завершения.

На сегодняшний день можно говорить о том, что проблема с несовершеннолетней безнадзорностью может быть решена. Но для этого со стороны государства и государственной политики должны быть приняты дополнительные меры для решения этих проблем: должны быть  заложены нормативно-правовые основы в решение данной проблемы; улучшено научно-методическое оснащение социальной работы; решена кадровая проблема в социальной сфере; улучшено материально-техническое оснащение социальной работы

Следовательно, единственным путем решения этой проблемы является разработка государственной политики предупреждения детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, основные положения которой должны быть закреплены законодательно.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что дает возможность органам государственной власти субъектов Российской Федерации развивать собственное законодательство в этом направлении.

                Необходимо, чтобы каждый из нас не оставался равнодушным при виде безнадзорного ребенка, помогал вернуть его в школу, оказывал содействие неблагополучной семье соседей. Необходимо принимать определенные меры профилактики безнадзорности несовершеннолетних, чтобы избежать неприятных последствий, деградации детей. 

              Важно не опоздать воспрепятствовать окончательной деградации, не упустить момент, пока асоциальная сторона жизни ребенка целиком и полностью не превратилась бы в суть его образа жизни и мыслей, не начала бы отвечать его искаженным индивидуальным потребностям.     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Исследование особенностей переживания одиночества
Реферат Создание отчета как объекта базы данных. Экспертные и обучающиеся системы
Реферат Грех как путь смерти и небытия в работе П.А. Флоренского "Столп и утверждение Истины" Письмо седьмое "Грех"
Реферат Автомобили, транспорт, машиностроение
Реферат История литья на Руси
Реферат Защита информации в экономических информационных системах (ЭИС)
Реферат Режим свободной торговли между Республикой Беларусь и Республикой Сербия
Реферат Мифология и религия древнего Египта 3
Реферат «Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции»
Реферат Star Wars Episode I The Phantom Menace
Реферат Основные требования, предъявляемые к разработке электронных средств обучения
Реферат Политика пенсионного обеспечения, страхования и социальной помощи
Реферат Основные положения теории поведения потребителя
Реферат Розв язування системи лінійних алгебраїчних рівнянь за правилом Крамера методом Гаусса та за до
Реферат Madness Essay Research Paper Before the module