Реферат по предмету "Социология"


Бедность – как социальная проблема

Федеральное агентство по образованию
Восточно-Сибирский ГосударственныйТехнологический Институт
МРИПК
Кафедра «Социальные технологии»
Тема: «Бедность – как социальнаяпроблема»
(Курсовая работа)
                                                                            Выполнила студентка
                                                                            набор 2006г. «Социальная работа»
                                                                                     ____________ Е.В. Степанова
                                                                            Проверил
                                                                            Д.и.н., профессор
                                                                           «Социальныетехнологии»
                                                                                 ________________ С.П. Ангаева
Улан-Удэ
2007
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Бедность и неравенство
1.1. Измерение бедности…………………………………………………………….6
1.2.Основные показатели уровня жизни населения……………………………...15
1.3. ФЗ «О государственной социальной помощи»……………………………...28
Глава 2. Бедность в России
2.1. Социально-демографический портрет бедных………………………………32
2.2. Причины и факторы бедности………………………………………………...40
2.3. Методы борьбы с бедностью…………………..……………………………...44
Заключение………………………………………………………………………….46
Список литературы………………….……………………………………………...49
Введение.
 Актуальность темы.  СловаПрезидента Российской Федерации В.В. Путина о том, что Россия – богатая странабедных людей, заставляют обратиться к проблеме бедности. Действительно, встране с многовековой государственностью, обладающей огромными природнымиресурсами, с высокообразованным населением и международно-признанным уровнеминтеллектуального потенциала её граждан, бедность значительной части населенияна протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из главных социальных угрозуспешного развития общества.
     Экономические реформы, происходящие в нашейстране в течение последних лет, серьезно изменили социальную структуруобщества. Произошло стремительное социальное расслоение, появились слои оченьбогатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство людей лишились социальнойзащиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизнив условиях рыночной нестабильности. В этих условиях появление большогоколичества бедных людей оказалось неизбежным. Приведем цифры официальнойстатистики: в настоящий момент около 40% граждан проживает за чертой бедности.  Все это и обусловило выбор темы и ееактуальность.
 [11, стр. 32]
      Историяизучения бедности.Интереск бедности вполне объясним — она считается одной из самых глубоких социальныхпроблем и  имеет двухсотлетнюю историю.Проблемой бедности интересовались многие видные ученые — А. Смит, Т. Мальтус,Д. Рикардо, Г. Спенсер, Ж. Прудон, Э.Реклю, К. Маркс, Ф. Энгельс. С восемнадцатого века до первойполовины двадцатого столетия за рубежом господствовали два основных подхода визучении бедности: первый представлен социал-дарвинистской концепцией бедности.Бедность рассматривалась как неизбежное следствие борьбы за выживание, бедныесчитались лично ответственными за свои материальные трудности. В основе второгоподхода — эгалитаристского лежал принцип уравнительности,
бедность рассматривалась как форма и мера эксплуатациитрудящихся, было выделено два типа бедности: абсолютная и относительная.
     Англичане Ч. Бут иС. Раунтри, исследовавшие бедность в конце XIX века, за точку отсчета вопределении бедности брали возможность индивида удовлетворить свои основныепотребности в еде, одежде и жилище.
      Ч. Бут пыталсяустановить реальные критерии определения бедности, как-то: уровень доходов иудовлетворение основных потребностей; нормы и стандарты, необходимые дляподдержания определенного уровня работоспособности и здоровья. Ч. Бут заложилосновную теорию бедности: нищету можно предупредить.
     Французский ученыйд/Оссонвиль разбираясь с проблемами пауперизма, выделил три основных типабедствий, где необходимо обязательно вмешательство государства – болезни,несчастный случай, старость — объективные факторы, которые должны учитыватьсягосударством.
     Анализ бедности всередине двадцатого века показал неоднозначность и сложность даннойпроблематики. Признание многомерности явления предопределило системный подход кизучению бедности.
     В начале 90-хгодов к научному поиску в данной области подключились отечественные социологи.За короткий промежуток времени были проведены эмпирические исследования исделаны попытки теоретического осмысления данной проблем, и все жесистематического подхода к изучению бедности отечественная социология не имеет.Как полагает B.C. Сычева, причиной этому служит многолетнее отставание в ееизучении и неожиданный прорыв, явно заставший исследователей врасплох. [7, стр.21-48]
Объектомкурсовой работы является категориянаселения, живущие за чертой бедности.
Предметом курсовой работы является социальноеположение населения, живущих за чертой бедности.
Целью курсовой работы  является изучение проблемы бедности в РФ.
Исходя из цели определеныследующие задачи:
1. Изучить современное состояние  знания по проблеме бедности.
2. Рассмотреть основные показатели уровня жизни.
3. Описать подходы к изучению и измерению уровня жизни.
4. Проанализировать законодательство РФ по социальной защите бедногонаселения.
5. Описать социально-демографический портрет бедногонаселения.
6. Выявить причины и факторы бедности.
7. Описать методы борьбы с бедностью.
В соответствии с цельюи задачами исследования выдвигается гипотеза:
Бедность как социальное явление искоренить невозможно, номожно предупредить путем социальных программ и социальной политики государства.
Структура работы:курсовая работа состоит из введения,двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Бедность и неравенство
1.1. Измерение бедности
     Бедность инеравенство – понятия, тесно связанные между собой. Неравенство характеризуетнеравномерное распределение дефицитных ресурсов общества: денег, власти,образования и престижа  между различнымислоями населения – в этом заключается социальное неравенство. Основнымизмерителем неравенства выступает количество ликвидных ценностей. Эту функциюобычно выполняют деньги, и их количество определяет место индивида или семьи всоциальной стратификации. Самый распространенный и легкий в расчетах способизмерения неравенства – сравнение величин самого низкого и самого высокогодоходов в данной стране. Другой способ – анализ доли семейного дохода,затрачиваемый на питание: чем беднее индивид, тем больше он тратит на питание,и наоборот. Если неравенство сравнить в виде шкалы, то на одном ее полюсеокажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом — наименьшим(бедные) количеством благ: это экономическое неравенство.  Неравенство характеризует общество вцелом,  бедность же касается только частинаселения. Таким образом, бедность – это экономическое и социокультурноесостояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей иограниченный доступ к социальным благам. [8, стр.184-187]
      Бедность– характеристика экономического положения индивида или группы, при котором онине могут сами  оплатить стоимостьнеобходимых благ.[12, стр.17]
     Бедность –неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни. [14, стр. ]
    Бедность –показатель критически низкого уровня жизни малообеспеченных граждан и категорийнаселения, недостаточная степень удовлетворения их материальных и духовных потребностей.[15,стр.69]
     Одним  из критериев цивилизованности любогогосударства в социальной сфере является поддержание приемлемого для данной страны уровня жизни тех группнаселения (семей), которые в силу каких-то причин оказались не в состоянии дажена минимальном уровне соблюдать принятые в обществе обычаи, жизненные стандарты(питаться, одеваться, проводить досуг и др.). Другими словами, материальноеположение этой части населения, уровень их доходов не позволяют имудовлетворить определенный круг минимальных потребностей — необходимых дляжизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода, определенногообщественного признания. Неудовлетворение минимальных потребностей человека(семьи) считается бедностью. [11, стр. 12]
     Категорияминимальных потребностей и, соответственно, понятие бедности всегдаотносительны и зависят от уровня развития экономики и богатства общества. Чемболее богато государство, тем разнообразнее круг минимальных потребностей ивыше степень их удовлетворения, и наоборот. Поэтому, объем потребностей истепень их удовлетворения, которые обществом признаются минимально допустимыми,в развитых странах качественно иные, чем в развивающихся.  Границы понятия бедности так варьируются, чтоопределение, кто беден и кто нет, очень сложная операция как с теоретическойтак и с эмпирической точек зрения. [11, стр. 14] Точное определение границбедности очень важно с практической точки зрения, от него зависит размерсоциальной помощи правительства. Если бедных слишком много, то расходы государствавозрастают, что незамедлительно скажется на благосостоянии других слоевнаселения.[8, стр. 192].  В повседневнойдействительности бедность означает недостаток необходимых ресурсов, состояниекрайних экономических трудностей, состояние, в котором имеющиеся в наличииресурсы так малы, что они не позволяют удовлетворить первичные потребности длявыживания, принимать участие в повседневной жизни общества.   Бедность — это «намного больше чем деньги». [11, стр.6]
     Определениебедности как — состояния, при котором насущные потребности человека превышаютего возможности для их удовлетворения, имеет общий характер, ибо неконкретизирует, что такое насущные потребности. Что же такое потребности,каково их значение для жизнедеятельности человека?
     Потребность – этонадобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Это определенная формасвязи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования иразвития индивида, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяютсяразличные классификации. Существующие нормативы отражают современные научныепредставления о потребностях человека в благах и услугах — личных потребностях.Однако их не следует абсолютизировать, так как они изменчивы, что затрудняют ихколичественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость вопределенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальныхусловий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личныепотребности подразделяют на физиологические (физические), социальные иинтеллектуальные (духовные).
     Физиологическиепотребности являются определяющими — первого порядка, поскольку выражаютпотребности человека как биологического существа. Это потребности людей во всемтом, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. В ихсоставе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви,жилище, отдыхе, сне, двигательной активности.
     Социальные потребности.Они связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в немопределенное место. К социальным относят потребности в трудовой деятельности,созидании, творчестве, в социальной активности, общении с другими людьми, тоесть во всем том, что является продуктом общественной жизни.
     Интеллектуальныепотребности касаются образования, повышения квалификации, творческойдеятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.
     Социальныекачества человека порождают также духовные потребности. Если потребностифизические (материальные) имеют разумные границы, то удовлетворение духовныхпотребностей человека открывает простор для развития личности, возвышаетчеловека, делает его жизнь интересной и осмысленной. Здесь проявляютсяпотребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного.
     Интеллектуальные исоциальные потребности относятся к потребностям непервой необходимости и удовлетворяютсяпосле того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенныхпотребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояниякультуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения.
     Различаютрациональные (разумные) и иррациональные потребности.
Рациональные отвечают научным представлениям о потребленииблаг и услуг, необходимых для поддержания здорового образа жизни человека игармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохоподдающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с помощьюрациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктовпитания, устанавливаемых на основе данных науки о питании).
     Иррациональныепотребности выходят за рамки разумных норм принимают
гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности поотношению к питанию.
     Внешней формойпроявления личных потребностей выступает спрос населения, хотя и количественно,и качественно он отличается от действительной потребности. Различают общийпотребительский спрос, объем  и структуракоторого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг,и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможностинаселения.
     Наряду с личнымивыделяют социальные потребности общества, обусловленные необходимостьюобеспечения условий его функционирования и развития, в том числепроизводственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды ит.д.
     Неудовлетворение потребности может вести либок изменению нормальной жизнедеятельности человека, либо к его гибели. [5, стр.382]
     В зависимости оттого, какие потребности человек способен удовлетворить,
выделяют три вида бедности, при этом исходят из трех основныхконцепций: абсолютной, относительной, субъективной.    
     Абсолютная бедность– состояние, при котором индивид насвой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище,одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности,обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием выступает порогбедности (прожиточный минимум).[11, стр.38]
     Относительная бедность– невозможность поддерживать уровеньприличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данномобществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в  сравнении с другими людьми.
     Субъективная бедность– базируется на оценках собственногоположения самими людьми;  чувствующие,что не имеют достаточно, чтобы жить, сами для себя определяющие уровеньбедности.[9.стр.84]
     В последнее времяроссийские социологи начинают приходить к выводу, что в исследованиях бедностинеобходим анализ депривации (оценкабедности через испытываемые лишения) в социальной жизни, которые испытываетопределенная часть населения. В этом состоит суть депривационнного подхода воценках бедности, неотъемлемой составляющей концепции ее относительногопонимания и изучения. Депривационный подход требует учета целого рядаматериальных и социальных индикаторов с целью определения качественного«порога», который означает социальную эксклюзию, то есть фактическое исключениеопределенной части населения из нормальных условий жизнедеятельности.
     Оценку в бедности,основанную на депривационном подходе, следует разграничивать на количественнуюи качественную стороны депривации.
     Качественноенаполнение различных ступеней депривации (уровней бедности):
     Первая ступень депривации– ступень, характеризующая близкие ксредним жизненные стандарты и не означающая существенное отклонение отобщепринятого в российском сообществе образа жизни. Семьи на этой ступенинуждаются в улучшении жилищных условий, экономят на приобретении современныхдорогих предметах длительного пользования, платных образовательных услугах,семейном отдыхе и развлечениях.
     Вторая ступень депривации– ступень стесненности (малообеспеченности)– когда не хватает средств на любимые в семье деликатесы, подарки для близких,газеты, журналы, книги; снижается качество досуга взрослых и детей; семья неможет позволить приобрести стиральную машину, посетить далеко живущихродственников; отказывается от платных услуг, в первую очередь необходимыхмедицинских.
     Третья ступень депривации – ступеньострой нуждаемости (бедности) – лишение концентрируется на качестве питания,нехватке одежды и обуви (взрослые члены семьи вынуждены отказываться от ихобновления), семье трудно поддерживать жилье в порядке, иметь простуюповседневную мебель, организовать в случае необходимости ритуальный обряд(похороны, поминки), приобретать жизненно важные лекарства, ограничиватьвозможности приглашения гостей и выхода в гости.
     Четвертая ступень депривации – ступеньнищеты, когда ресурсов не хватает на нормальное питание, семья экономит напредметах гигиены, не обновляет одежду для детей по мере их роста, отказываетим в покупке фруктов, соков, не имеет таких предметов длительного пользованиякак телевизор и холодильник.
     Следует обратитьвнимание, что многие виды депривации, испытываемые россиянами в настоящеевремя, пока напрямую не ассоциируются в массовом сознании с бедностью,поскольку присутствуют у большинства населения.[11.стр.49-54]
     Более достоверно оценить степеньнеравенства в распределении доходов населения, с точки зрения критическогоуровня благосостояния в обществе и его количественного измерения, можно черезпоказатели абсолютной бедности.
Критерием абсолютнойбедности является уровень бедности, который может быть измерен следующимипоказателями:
Система показателей бедности
Показатели                                                       Характеристика
Степень бедности          Отношение численности, имеющиесреднедушевой                                                                  прожиточного минимума ко всему населению
Порог (черта, уровень)  Доход, обеспечивающий потребление на уровне
бедности                                         прожиточного минимума (ПМ)
 
Масштаб                          Численность семей,имеющих доход ниже ПМ
Бедности                                       
 
Порог нищеты                 Доход, не превышающий 50%  ПМ
Масштаб нищеты            Численность семей, имеющихсреднедушевой доход
                                           ниже50% от величины ПМ
Степень нищеты              Отношение численности нищих кчисленности бедного
                                          населения
Дефицит дохода               Суммарное значение дохода,необходимое для                                                                   
                                          повышения доходов лиц, имеющих среднедушевой
                                           доход ниже ПМ, до величины ПМ
Индекс глубины               Среднее отклонение доходовбедных семей от величины
бедности (или                   ПМ. Выражается величинойсуммарного дефицита (т.е.
индекс степени                 суммой денежных средств, необходимойдля того,
обеднения)                        чтобы среднедушевойдоход всех бедных семей достиг
                                           черты бедности), соотнесенной с общим числом семей
Индекс остроты                Средневзвешенное отклонениедоходов бедных семей
(жесткость)                        от величины ПМ.Выражается величиной суммарного
бедности                            квадратическогодефицита доходов, соотнесенной с
                                           общим числом семей. [13, стр.87-88]
Приведенные показатели можно условноразделить на две группы: первая (сте-
пень бедности, масштаббедности, степень нищеты, масштаб нищеты) характеризует количественные икачественные изменения масштаба данного явления. Вторая — используется для того, чтобы оценить, насколько глубокопротекает в обществе процесс обнищания населения. Наиболее точными индикаторамиколичественного определения неравномерности в распределении доходов является такназываемая система агрегированных показателей бедности: уровень бедности (внашей системе — степень бедности), глубина бедности и острота (жесткость) бедности. Если первый показатель (степень бедности) систематически рассчитываетсяофициальной статистикой России, то применение двух других носит эпизодическийхарактер. Предложенная система показателей позволяет более глубоко оценитьдинамику изменений, происходящих в зоне бедности, как в целом по стране, так ив регионах. Такая оценка неравенства в благосостоянии населения весьма эффективнапри сравнительных исследованиях во времени. Применимо к региональным условиямта или иная степень отклонения от величины прожиточного минимума позволитполучить не только количественное, но и качественное представление о неравномерностив распределении дохода, а также общее представление об эффективностивоздействия региональной социальной политики по сокращению дифференциации вуровне благосостояния населения.[13, 89-90]
     Границы абсолютнойи относительной бедности не совпадают. В обществе может быть ликвидированаабсолютная бедность, но всегда сохранится относительная. Ведь неравенство –неизменный спутник сложных обществ.
Таким образом, относительная бедность сохраняется даже тогда,когда жизненные стандарты всех слоев общества повысились.[8, стр. 195]
     Вместе с тем,несмотря на большое количество исследований по проблеме бедности  нет еще точного и устоявшегося представленияо том, что такое бедность. Отсюда и различия в оценке масштабов бедности, ониколеблются от 20% до 40%  (и даже больше)в зависимости от применяемого подхода к определению и измерению бедности.[11,стр.61]
 
1.2. Основныепоказатели уровня жизни населения
     Уровень жизниопределяется совокупностью различных качественных и количественных показателей,которая позволяет провести анализ реального уровня жизни различных группнаселения и всего населения в целом, такая совокупность показывает оценкууровня жизни отдельных субъектов РФ.
     Основныезадачи и направления статистического изучения уровня жизни населения:
1) Общая и всесторонняяхарактеристика социально-экономического благосостояния населения;
2) оценка степенисоциально-экономической дифференциации общества, степени различий по уровнюблагосостояния между отдельными социальными, демографическими и иными группаминаселения;
3) анализ характера степени влиянияразличных социально-экономических факторов на уровень жизни, изучение ихсостава и динамики;
4) выделение и характеристикамалообеспеченных слоев населения, нуждающихся в социально-экономической поддержке.
    Уровень жизни, его динамика и дифференциация в значительной степениопределяются уровнем развития производительных сил, объемом и структуройнационального богатства, производством и использованием валового
национальногопродукта, характером распределения и перераспределением
доходов. Анализ тенденций визменениях уровня жизни населения позволяет судить, насколько эффективнасоциально-экономическая политика государства, и в какой степени обществосправляется с поставленными задачами.
    Существуетсистема показателей, которая охватывает как общие   (макроэкономические) показатели, так и частные(микроэкономические): обобщающие показатели и фонд потребления ВНП в расчете надушу населения, доходы населения (денежные и натуральные), потребление и расходынаселения, денежные сбережения всего и по видам вкладов, накопление имущества ижилище, социальная дифференциация населения, малообеспеченные слои населения,демографическая ситуация в регионе, здоровье, образование, рынок труда,социальное обеспечение и социальные услуги, экология и общественнаябезопасность. Основные показатели уровня жизни – денежные доходы, реальныерасполагаемые денежные доходы, номинальная начисленная среднемесячнаязаработная плата, реальная начисленная заработная плата, средний размерназначенных месячных пенсий (с учетом компенсационных выплат).
     Уровень жизнинаселения как социально-экономическая категория
представляет собой уровень и степень удовлетворенияпотребностей людей в
материальных благах, бытовых и культурных услугах.
     Рост уровня жизнисоздаст возможности, материальную базу для улучшения
качества жизни. Последнее не ограничивается уровнемпотреблением товаров
и услуг, а выступает обобщающей характеристикойсоциально-экономических
результатов развития общества и включает среднююпродолжительность
жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда,доступность
информации, обеспечение прав человека, и т.д. В рыночнойэкономике
важнейшими составляющими уровня жизни становятся такжестепень
социальной защищенности населения, свобода выбора человека,улучшение
социальной среды, культурные национальные и религиозныеотношения.[6, стр.4-7]
    Важную роль в изученииуровня жизни населения играют социальные
нормативы как научно обоснованные ориентиры направленностисоциальных
процессов в обществе. Различаются социальные нормативы:
развития материальной базы социальной сферы,
доходов и расходов населения,
социального обеспечения и обслуживания,
потребления населением материальных благ и платных услуг,
условий жизни, состояния и охраны окружающей среды,
потребительского бюджета и др.
     Условия жизниможно укрупнено разделить на условия труда, быта и досуга.
Условия труда включают санитарно-гигиенические,психофизиологические,
эстетические и социально-психологические условия. Условиябыта — это
обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сетибытового
обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтныхмастерских,
прокатных пунктов и т.д.), состояние торговли и общественногопитания,
общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условиядосуга
связаны с использованием свободного времени людей. Свободноевремя -
часть внерабочего времени, предназначенная для развитияличности, более
полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальныхее
потребностей.
     Возможны триаспекта изучения уровня жизни: 1) применительно ко всему
населению; 2) к его социальным группам; 3) к домохозяйствам сразличной
величиной дохода.
    Непосредственноеотношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы(нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные посоциальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условия итяжести труда, месту проживания и т.д. Различают минимальный и рациональныйпотребительские бюджеты. К другим основным социальным нормативам относятся:минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособиепо безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсиидля пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендииучащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым вматериальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченнымсемьям, матерям-одиночкам и др.).[6, стр.9-11]
     Обязанностьгосударства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовойпенсии, право на получение пособий по социальному
страхованию (в том числе по безработице, болезни,беременности и родам,
уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.),минимальный
набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования,
здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики — прожиточный
минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальныестандарты и гарантии.[6, стр.12-14]
     В 1918 году были проведены первые в советскоевремя исследования рабочего бюджета и быта, а также первые попытки рассчитатьпрожиточный минимум. Прожиточный минимум рассчитывался как физиологический иосновной статьей расхода в нем были затраты на питание. В начале 30-х годоврасчеты по исчислению прожиточного минимума были прекращены по идеологическимсоображениям и возобновились лишь в 60-х годах [11, стр.40].
     До 1990 годасоциально-экономические науки по идеологическим соображениям избегали употреблятьтермин «бедность» и вместо него
использовался термин «малообеспеченность». По мнению Н.В.Черниной, «ретроспективную, очень нерегулярную оценку масштабов бедности можнодать, лишь начиная с 1975 г., когда было введено пособие для малообеспеченныхсемей. Именно тогда государство установило порог бедности, объявив критерием впроверке нуждаемости душевой доход в семье, равный 50 руб. в месяц (без учетаструктуры семьи). На этом уровне были установлены гарантированный уровеньминимума заработной платы и минимальная пенсия».[6, стр.16]
      21 мая 1991г.Указом Президента СССР «О минимальном потребительском бюджете» минимальныепотребительские бюджеты официально, на государственном уровне, были введены впрактику осуществления социальной политики. Затем Указом Президента России №210 от 2 марта 1992г. «О системе минимальных потребительских бюджетов населенияРоссийской Федерации» предусмотрено органам исполнительной власти на местахопределить региональные уровни прожиточного минимума, исходя из особенностейпотребления и ресурсных возможностей на местах и в увязке с соответствующимиобщереспубликанскими показателями.
     Соответствующаяметодика была создана, и до 1999г. включительно величина прожиточного минимумарассчитывалась на основе «Методических рекомендаций по расчетам прожиточногоминимума по регионам Российской Федерации», утвержденных 10 ноября 1992г.Минтрудом России. В соответствии с этой методикой прожиточный минимумрассчитывался нормативно-статистическим путем. Его величина представляла собой стоимостную оценку натурального наборапродуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспеченияего жизнедеятельности, а также расходы на непродовольственные товары, услуги,налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели у низкодоходных групп населения. Для каждого домохозяйства величина прожиточногоминимума определялась исходя из его фактического состава как сумма соответствующих показателей по различнымсоциально-демографическим группам населения.
     Однако методическиерекомендации, утвержденные 10.11. 1992г., в силу объективных причин, связанныхс развитием процесса социально-экономических преобразований в стране исущественными изменениями в уровне и структуре потребления населения, стали всев меньшей степени отражать действительность.
     В стране начинаетусиливаться диффе


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Страхование финансовых рисков 4
Реферат Страховий ринок України 2
Реферат Становление и развитие Центрального банка Российской Федерации
Реферат Становление финансово банковского дела в России
Реферат Страхування майна 2
Реферат Изменение установок под воздействием убеждающих вербальных сообщений
Реферат Лекции - Фармакология (лечение анемий, ферментные препараты)
Реферат Методики психолого-педагогического обследования дошкольников
Реферат Страхование внешнеторговых грузов
Реферат Уголовная ответственность за преступления посягающие на свободу ли
Реферат Страховая компания СК Альфа Страхование
Реферат Стратегическое планирование деятельности коммерческого банка
Реферат Статистические методы анализа результатов деятельности коммерческих банков 3
Реферат Страховые резервы
Реферат Киргизская республика