Содержание
Теоретическая часть
Практическая часть
Программа исследования
Теоретическая часть
Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.
При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.
Виды анкетирования.
По числу респондентов
Индивидуальное анкетирование (один респондент)
Групповое анкетирование (несколько респондентов), Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.
Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)
По полноте охвата
Сплошное (опрос всех представителей выборки)
Выборочное (опрос части выборки)
По типу контактов с респондентом
Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
Заочное (анкетёр отсутствует)
Рассылка анкет по почте
Публикация анкет в прессе
Публикация анкет в Интернете
Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т.д.
Он-лайн анкетирование
С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится он-лайн анкетирование. Дизайн он-лайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.
По форме вопросы разделяются на открытые (свободный ответ, например: «Что вы думаете делать после службы в армии?») и закрытые — ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.
Основные правила построения анкеты:
логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами;
интерес респондента должен расти от вопроса к вопросу;
отсутствие слишком сложных или интимных вопросов;
соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы;
в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов;
общее количество вопросов не должно быть слишком большим — анкетирование не должно утомлять или раздражать респондента.
Анкетирование может проводиться 3 способами: анкета заполняется в присутствии интервьюера индивидуально; групповое заполнение в присутствии интервьюера; опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты; «почтовое» анкетирование, когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте. С целью повышения эффективности опроса перед массовым анкетирование, как правило, проводятся пробные опросы (50-100 анкет) для выбраковки неудачных («неработающих») вопросов.
Применение: определение объема и долей рынка, оценка потенциала рынка конкретного продукта, характеристики рынка и тенденций его развития (комплексное исследование), регулярный мониторинг рыночных показателей, портрет и поведение потребителей, изучение отношения потребителей к товарам, торговым маркам, производителя, сегментирование потребителей и выбор целевого рынка.
Практическая часть
Анкета
Трудоустройство молодежи
1. Имеете ли Вы работу?
а) да
б) нет
(Если Вы ответили вариант «а», то ответьте, пожалуйста, на следующие два вопроса):
2. Нравится ли Вам ваша работа?
а) да
б) нет
в) у меня нет выбора
3. Устраивает ли Вас ваша зарплата?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
4. Имеете ли Вы высшее образование?
а) да
б) нет
5. Какое у Вас образование?
а) техническое
б) гуманитарное
в) _____________ (Ваш вариант)
6. Хотите ли Вы работать по специальности?
а) да
б) нет
7. Какую бы Вы хотели зарплату?
_____________________________________________________________
8. Что бы Вы предпочли?
а) занимать руководящую должность
б) готовы работать в подчинении
9. Что играет для Вас главную роль при выборе работы?
а) высокая зарплата
б) работа должна быть интересной
в) ответственная должность
г) близкое расположение места работы от дома
д) не знаю
10. Сейчас много говорят о том, чтобы ввести для выпускников вузов — бюджетников отработку в течение 3 лет. Как Вы к этому относитесь?
а) да, это правильно, я бы с удовольствием трудился по распределению на государственном предприятии
б) нет, это не допустимо, так как по распределению скорее всего работодатели не могут предложить высокой оплаты
в) да, с радостью, так как государство платило за мое обучение в вузе и я хочу вернуть ему долг
г) нет, так как я не собираюсь работать по своей специальности
д) да, так как я буду уже наверняка обеспечен рабочим местом
е) нет, так как это может быть связано с переездом в сельскую местность
11. Как Вы считаете, сильно ли влияет сложившаяся экономическая ситуация на трудоустройство молодежи?
а) да
б) нет
в) а какая сложилась ситуация?
12. Как Вы считаете, по какой причине молодых специалистов не очень хотят брать на работу?
а) отсутствие у молодых специалистов практического опыта
б) несоответствие ожиданий соискателей и работодателей
в) по причине финансового кризиса
13. Как Вы считаете, какова вероятность найти хорошую работу с помощью Интернета?
а) очень большая вероятность
б) не большая вероятность
в) никакой
г) затрудняюсь ответить
14. Многие работодатели считают, что в современной экономической ситуации молодежь должна получать опыт волонтерской работы. Вы с этим согласны?
а) да
б) нет
в) я не знаю, что такое волонтерская работа
15. Считаете ли Вы, что предприятия и организации должны уже заранее готовить для себя специалистов, пока они еще учатся в вузах — брать их на практику, проводить дополнительные занятия и т.д. («выращивать кадры»)?
а) конечно, это было бы здорово
б) нет
в) __________________________________________________________________
16. Влияет ли, по Вашему мнению, на успешное трудоустройство тот фактор, хорошо ли студент учился в вузе?
а) да
б) нет
17. Считаете ли Вы, что наличие второго высшего образования поможет в трудоустройстве?
а) да
б) нет
18. Как Вы считаете, будет ли играть для Вас важную роль атмосфера в Вашем будущем рабочем коллективе?
а) да
б) нет
19. Какие, по Вашему мнению, у Вас есть дополнительные знания и навыки, благоприятные для работодателя?
_____________________________________________________________
20. Какими способами Вы попытаетесь убедить работодателя в необходимости взять на работу именно Вас?
_____________________________________________________________
Программа исследования
Проблема трудоустройства молодежи
Тема: трудоустройство молодежи
Цель исследования: выяснить ситуацию в городе Самара с трудоустройством молодежи
Задача: оказание помощи молодежи найти свое место на рынке труда
Объект исследования: взаимодействие молодежи, желающей трудоустроиться, с работодателем
Генеральная совокупность: жители Самары
Выборочная совокупность: жители Самары от 18 до 25 лет
Гипотеза: у молодежи существуют сложности с трудоустройством