--PAGE_BREAK--Глава 2: «Политическое лицо антиглобалистов»
В большинстве случаев об антиглобалистах говорят как о новом социальном феномене. Но на самом деле, ни по идеологии, ни по составу участников это социальное движение не представляет собой ничего нового в сравнении с тем, что уже существует в мировом социальном пространстве на протяжении десяти и более лет. Несомненно, что определённую идеологическую путаницу вносит определение «антиглобалистический», данное этому движению.
Но пафос средств, намечаемых – и реализуемых – для достижения своих целей, резко отличает антиглобалистское движение от альтернативных движений XIX и XX веков. Наиболее очевидные из них:
В прошлом «движения коренного обновления» предполагали наличие единой позитивной идеологии, гегемонии одного класса, единой объединяющей во всемирном масштабе организации, единого руководства (сугубо централизованного или демократического), чётко очерченных границ. В разной мере это относилось ко всем трём Интернационалам, к международному коммунистическому (и троцкистскому) да и социал-демократическому движению второй половины XX века; в несколько иной форме – к наднациональным освободительным движением Третьего мира. Антиглобалистскому же движению, напротив, свойственны принципиальная размытость границ, «девертикализация» и децентрализация, отсутствие руководящих органов, иерархии, обязательности, унификации. Место пирамиды (или конуса) занимает сеть: множество разнотипных движений, созданных на различных «основаниях» и не связанных никакой дисциплиной – ни идеологической, ни политической, ни организационной. Единственное, что их объединяет постоянно – это неприятие нынешнего положения вещей, принципы примата действия и внутренней демократии, а также Интернет; спорадически – акции протеста; изредка – Форумы.
Такое сочетание и контраст преемственности/отрицания прямо и тесно связаны с двумя коренными отличиями антиглобалистского движения от «альтернативоносцев» XIX и XX вв. Одно из них – принципиальное отношение к Государству, бывшему для абсолютного большинства антисистемных сил прошлого, сначала главным орудием, средством построения «нового мира», а затем реальной целью их борьбы и существования (исключением из этой нормы были (и остаются) анархисты). В самом деле, именно завоевания и действия централизованной политической власти (или участие в ней) всегда были для носителей альтернативы/иновариантности развития магистральным путём действия, raison d’etre их существования. У коммунистов, революционных националистов и антиимпериалистов обладание государственной властью, по сути, заменяло программные цели, у социал-демократов – оправдывало постоянную ревизию или отказ от них. Напротив, объявленной или стратегической целью антиглобалистского движения (но пока ни в коем разе не самоцелью) является «завоевание общества», завоевание гегемонии в этом обществе. [10]
Антиглобалисты сами неоднократно заявляли, что они не против глобализации, и в первую очередь её благ, связанных с развитием систем коммуникации. Однако они – «за другую глобализацию», такую, которая обеспечивает свободный доступ на рынки товаров и услуг, но отрицает принцип рыночной конкуренции.
Вообще, с распространением антиглобализма связывают надежды на возрождение левого радикального движения во многих странах Запада. Оно объединяет тех, кто является противником неолиберальной модели развития, корпоративного капитализма, американского империализма независимо от того, принадлежат ли они организационно к анархистам, коммунистам, радикалам, экологам, правозащитникам или даже к церкви. Несмотря на преобладание в антиглобалистском движении анархических групп молодёжи, оно адаптивно к восприятию иных левых технологий и открыто для широкого социального контакта.
А потому можно говорить, что это движение вобрало в себя значительную часть левого спектра развитого общества – именно развитого, поскольку оно является продуктом преимущественно западной цивилизации, а также постиндустриализации и постмодерна. Развитые индустриальные страны демонстрируют разную степень активности в антиглобалистском движении, что, вероятно, можно объяснить уровнем распространения в обществе ценностей постмодерна. По данному показателю Нидерланды (28% в возрастной группе 16-29 лет) опережают США (17%), Германию (15%), Великобританию (13%).[11] Неудивительно, что Нидерланды имеют широкое представительство общественных организаций, выступающих с радикальными социальными требованиями.
Но, как уже говорилось в предыдущей главе, основоположницей современного антиглобализма стала организация «АТТАК-Франция».
Первоначально эта организация в качестве своей главной цели провозгласила объединение усилий демократических сил за введение так называемого налога Тобина. Отсюда и название ассоциации: «Action pour une taxe Tobin d’aide aux citoyens» (АТТАС), что в переводе на русский язык означает: «За введение налога Тобина в помощь гражданам».
Джеймс Тобин – известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии, ещё в 1972 году подсчитал, что если обложить налогом в 0,1% все проведённые финансовые операции, то ежегодно можно получать 166 млрд. долларов дополнительного дохода. Эту сумму Дж. Тобин предлагал передать международным организациям, альтернативным ныне действующим крупным международным финансовым институтам (МВФ, Всемирный банк и др.) для борьбы с неравенством и бедностью, для развития образования и подъёма экономики отсталых стран.
По мнению организаций, вошедших в ассоциацию «АТТАК-Франция», реализация предложений Дж. Тобина позволила бы значительно уменьшить объём финансовых спекуляций, высвободить средства для развития реального сектора экономики и решения социальных проблем.
Борьба за введение налога Тобина, по мнению учредителей организации «АТТАК», могла бы объединить самые различные общественные организации и политические партии. Так и случилось. Простой, понятный большинству граждан лозунг объединил их.
После создания организации «АТТАК-Франция» стало очевидным, что налог Тобина – это вполне осязаемая конкретная цель, достижение которой неизбежно выводит на решение широкого круга проблем, среди которых:
1. контроль деятельности международных финансовых организаций;
2. погашение долгов стран третьего мира;
3. защита прав и свобод граждан, в том числе права на достойную жизнь, бесплатное образование, медицинскую помощь;
4. реализация права на жизнь для восьми миллиардов людей Земли, а не только одного «золотого миллиарда» и др.
Этот достаточно широкий взгляд, опирающийся на идею необходимости борьбы с отрицательными последствиями глобализации, составил основу платформы «АТТАК-Франция». Её суть в том, что участники антиглобалистского движения борются не против глобализации, а против её негативных последствий, против неолиберальной модели глобализации, осуществляемой только в интересах транснациональных компаний и международного финансового капитала, глобализации, которая игнорирует интересы большинства граждан.
К сожалению, само название «антиглобализм» этого не содержит. В названии заложен лишь некоторый аспект отрицательности, не видно позитива, что и дезориентирует большинство граждан, и создаёт негативный имидж всего движения.
Вообще в левой прессе встречаются очень критические заметки относительно идеологии «АТТАК»: «…господа антиглобалисты от АТТАК на самом деле не являются врагами империализма. Они лишь хотят, чтобы империализм выделял одну двухсотую часть своего оборота на сглаживание того вреда, который приносит людям планеты. Сечете фишку: вредят на 100%, а возмещать будут 0,5%. Иначе говоря, просят налогово оформленной глобальной благотворительности».[12] Но, как бы то не было, а именно «АТТАК» предпринимали и предпринимают реальные шаги по консолидации всех антиглобалистских организаций.
На парижской конференции, которая прошла 24-26 июня 1999 года, был разработан план конкретных действий на ближайшее время, и также была принята резолюция, в которой отмечается необходимость усилить давление на национальные правительства, вынудить их отказаться от участия в дискуссиях представителей стран-членов ВТО по проекту «Многосторонних инвестиционных соглашений» (AMI). По мнению участников конференции, проекты, обсуждаемые сегодня ВТО, направлены на то, чтобы подчинить политическую власть транснациональному капиталу, что ведёт к неэффективному, неравномерному и несправедливому распределению мировых ресурсов, к присвоению узкой группой людей основной части мирового богатства и разрушению экологической системы планеты. Деятельность международных финансовых институтов, отмечали они, привела к ухудшению экономической ситуации в Азии, России[13] и Бразилии. Поэтому международная финансовая система и её институты должны быть коренным образом изменены. Парижская конференция призвала к активной борьбе за введение налога на финансовые операции, за отмену офшорных зон и долгов стран третьего мира. Перечисленный требования неотделимы от гарантий прав – гражданских, политических, объединяться в ассоциации и организовывать профсоюзы. Они неотделимы также от конкретизации права на равенство мужчин и женщин.
На конференции подчёркивалось, что «всемирность», прославляемая как альянс «рынка и демократии», как единственно возможный в таком виде выбор для человечества, в действительности есть не что иное, как диктатура рынка, освобождённого от всяких ограничений. Приватизация СМИ и контроль за ними со стороны наиболее богатых и могущественных корпораций способствует тому, что такое понимание «всемирности» становится господствующим. На самом же деле неолиберальная политика означает расшатывание и деградацию систем занятости, общественного благосостояния, образования, здравоохранения, управления ресурсами, унаследованных от предыдущих поколений. Поэтому современная глобализация разрушительна для основополагающего права на жизнь и для самой жизни. Она несёт кризисы и разрушения и подталкивает мир к катастрофе. Вот почему её необходимо остановить.
Сегодня организации «АТТАК» существуют более чем в 30 странах. Создана «парламентская сеть» движения «АТТАК», в которую входят парламентарии разных стран, разделяющие цели движения и проводящие координацию своих действий.
Международное движение «АТТАК» организовано как сеть, без каких-либо иерархических структур и географического «центра». Общение между его участниками осуществляется с помощью Интернета, способствующего обмену информацией о деятельности.
Непосредственно во Франции «АТТАК» организована как сеть местных комитетов в городах и кварталах. Национальный орган координирует во Франции планы действий и вырабатывает приоритетные направления деятельности движения на будущее время, но местные комитеты сами определяют, как они буду действовать. Финансируется деятельность организации за счёт членских взносов.
Социальная база антиглобалистского движения весьма широка. Помимо профсоюзных, женских, экологических организаций много молодёжных организаций, которые активно участвуют в демонстрациях и акциях протеста. Молодёжные организации очень отличаются от других организаций своей неформальностью и радикальностью проводимых акций.
Группировка антиглобалистских организаций по их непосредственным заявленным целям, то есть по основному направлению их деятельности, даёт следующую картину:
Это во-первых, организации тотальной контестации, выступающие против устоев общества в целом, будь то группы «Чёрного блока» (сторонники использования «насилия против роскоши»), анархисты или испанское «Движение глобального сопротивления», ультралевые из «Direct Action Network» в США, «Reclaim the Streets» и «Globalize Resistance» в Великобритании, «Итальянские социальные центры» — главная сила, стоявшая за манифестациями в Генуе.
Во-вторых, организации, провозглашённая цель которых – аннулирование внешнего долга развивающихся стран, — прежде всего движение «Jubilee Sud», объединяющее 80 организаций в 40 странах Третьего мира. В этом секторе антиглобалистского движения есть как весьма радикальные, так и более умеренные группы.
Промежуточное положение на шкале радикальности/умеренности занимает сектор Движения, где действую самые известные и влиятельные неправительственные организации гуманитарной и правозащитной ориентации. Достаточно назвать такие из них, как «Amnesty International», — «Международная Федерация прав человека», «Врачи без границ», «Oxfam» и др. Возникшие задолго до самого антиглобалистского движения, они примкнули к нему в последние годы, приобретая всё более чётко выраженную социальную направленность.
Более умеренная, системно-реформистская ориентация отличает многочисленные движения, противостоящие глобальной финансовой спекуляции, явлениям «налогового рая» и т.д.; движения, самым непосредственным образом направленные именно против негативных последствий глобализации, такие, как «50-ти лет достаточно» (США), «Bretton Woods Project» (Великобритания), «Halifax Initiative» (Канада). Некоторые из этих движений, включая и наиболее влиятельное из них – франко-европейское «АТТАК», в последние годы стремительно переходят на позиции, близкие к тотальной контестации.
Относительно ограниченный характер носит и альтернативизм экологических организаций, образующих один из наиболее широких, традиционный сектор антиглобалистского движения, который включает такие разветвлённые политико-экологические движения как «Друзья Земли» (объединяет неправительственные организации почти 70 стран), «Гринпис» (США) и десятки (сотни? тысячи?) других.
Наибольшей разнородностью в его отношениях с господствующей системой отличается, по-видимому, «социальный сектор» антиглобалистского движения, включающий профсоюзные и радикальные социальные организации, интегрированные движением или поддерживающие некоторые из его целей. Это и крупнейшие профцентры и профсоюзы мира социал-реформистской ориентации, и радикальные (альтернативные, базовые) организации профсоюзов, безработных, бедняков, и несколько левых национальных профцентров Латинской Америки.
Особо следует сказать о созвездии крестьянских организаций, активность которых, бесспорно, — один из фирменных знаков движения. Здесь и самая мощная в традиционном смысле слова организация движения: бразильская MST и крестьянская организация Индии (Navdanya); исследовательские центры Азии и США; международное объединение «Крестьянский путь», провозгласившее в 60 странах «право народов самим определять свою продовольственную политику».
Разумеется, этот эскиз «туманности тысяч организаций» (излюбленный образ пишущих об антиглобалистах) условен и неполон. При иной группировке особое «созвездие» могло бы сложиться вокруг организаций защиты прав потребителей или движений в защиту культурной самобытности и вообще права на существование коренных народов, вокруг борьбы за права молодёжи, женщин, сексуальных или иных меньшинств. Кроме того, подвижны и «внешние» границы движения — в связи с возникновением новых организаций и эволюцией старых.
В антиглобалистское движение не входят (не допускаются) организации откровенно политического толка, особенно традиционно левого толка. Напротив, исключительно широк социальный спектр антиглобалистского движения, социальные и возрастные группы, в нём представленные.
Сегодня, после «Форума консолидации и проекта» (Порту-Алегри – II) можно уже не только дифференцировать организации антиглобалистского движения, но и «интегрировать» их в рамках некоторых устойчивых характеристик (позитивных и отрицающих), свойственных движению как целостности.[14]
Таким образом, мы видим, что антиглобалистское движение – это, в основном, не кучка анархически настроенных молодых людей, которые крушат «Макдональдсы», протестуя против глобализации. Антиглобалистское движение – это новая сила на международной арене, вобравшая в себя почти весь спектр общественных неправительственных организаций разного толка. И борются они не с глобализацией, как таковой, а с её отрицательными последствиями. Методы борьбы различны: от демонстраций и акций протеста до форумов.
продолжение
--PAGE_BREAK--