Реферат по предмету "Социология"


Социальное сиротство в России

Российский Государственный Социальный Университет Кафедра Теории и методологии социальной работы Курсовая работа по дисциплине Теория социальной работы На тему Социальное сиротство в России Подготовил студент 3 курсаАбельбейсов Владимир Алексеевич Научный руководитель доктор истор. наук

Субаева Ольга Николаевна Защита26.12.2005 года Оценка 5отлично Москва 2005 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава I. Опека и попечительство, их роль в охране прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1.Положение детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей 7-2.Нормативно-правовое обеспечение социальнойзащиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 13-22 Глава П. Теоретические подходы в изучении проблемы социального сиротства,

как актуального явления в современной социально-политической практики 23-2.1 Опыт разработки концептуального подхода к социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей23-2.2 Основные направления активизации социальной работы с детьми сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей 25-35 Заключение 36-38 Литература 39-40 Приложение Введение Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна

из важнейших задач государства и общества. Проблема сиротства сегодня это актуальнейшая из проблем современной действительности России. Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же как демографическая катастрофа число несовершеннолетних в Российской Федерации убывает ежегодно на миллион, имеют в основе своей общий кризис семьи. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной

дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе подтолкнули рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия. В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает

расти число детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях. В России, согласно статистическим данным, количество учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приближается к 1 млн. человек, и, что особенно тревожно, на протяжении последних десятилетий

сохраняется устойчивая тенденция роста контингента таких детей в среднем на 100 тыс. в год. Таким образом, на сегодняшний день дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют значительный пласт населения нашей страны.Журнал Семья в России. 1999, 12. В сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота. Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный

родитель. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Это дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью.

Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. По данным исследователей данной проблемы 40 детей вышедших из интернатных учреждений становятся преступниками, 40 - наркоманами, 10 - заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10 - способны к полноценной самостоятельной жизни.Информационно-консультативный вестник по вопросам семьи и детства

М 2004, 7. На фоне увеличивающегося числа сиротских учреждений в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Изучением особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей, занимались многие ученые. Основоположником направления изучения влияния отсутствия родителей на развитие ребенка является английский психолог Дж Боулби. Усилилось внимание ученых и анализу воспитания детей

в условиях разных культур, предпринятому еще в тридцатых годах и связанному, в частности, со знаменитыми работами М. Мид 1935 г Интересные исследования антропологического направления провела М. Эйнсуорт 1967 г появились работы, посвященные сравнению традиции американского семейного воспитания с каналами, господствующими в Японии W.Caudill, H.Weinsten, 1669, Греции К. Wurest. 1978 и других странах. В нашей стране имеется пока только одно серьезное исследование

на эту тему - изучение детей в школе интернате, проведенное под руководством Л.И. Божович. В нем представлены методы изучения личности детей, а также методика составления психолого-педагогической характеристики как необходимого условия накопления знаний об учащихся для диагностических и прогностических суждений о них. Исследование на тему развития детей, оставшихся без попечения родителей и разработке методов для создания оптимальных условий для развития в настоящее время проводятся такими

учеными как A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и т.д. Однако данная проблема требует дальнейшего изучения. Объектом исследования процесс создающий проблему в жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей факторы, условия, проблемы воспитания, взаимодействия Предмет исследования процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 3. Цель исследования разработать научный метод основной активизации социальной работы с детьми-

сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей Задачи исследования 1. изучить основной понятийный аппарат проблемы 2. изучить особенности развития детей в условиях детского дома 3. определить условия воспитания детей в детских домах и ихвлияние на психическое развитие ребенка 4. проанализировать основные теоретические подходы социальной работы в решении исследуемой проблемы 5. разработать научный метод основной активизации социальной работы с детьми-

сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей Гипотеза исследования Система работы с детьми-сиротами и детьми, оставшиеся без попечения родителей воспитывающимися в условиях детского дома, нуждается в совершенствовании. Социальное сиротство как явление приобрело тенденции увеличения и распространения, что указывает на необходимость разработки новых теоретических подходов социальной работы в разрешении проблемы.

Глава I. Опека и попечительство, их роль в охране прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1.1. Положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Последние годы характеризуются постоянным ростом численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По месту жительства в органах опеки на 01.01.2003 года состояли на учете всего 10,8 тыс. детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, из которых было выявлено 3,8 тыс. детей в 2002 году.

Наибольшее количество детей, находящихся под опекой, зарегистрировано в Южном 1,7 тыс Восточном 1,4 тыс Юго-Восточном, Северо-Восточном и Северном по 1,3 тыс. административных округах. Из общего числа детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, 2,8 тыс. детей - круглые сироты в возрасте до 18 лет.

В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 19.08.99 г. 199 Об утверждении положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря на детей, находящихся под опекой попечительством подопечные дети обеспечены государственным пособием на питание дошкольника - около 1500 руб. в месяц, школьника - 1800 руб. в месяц на текущее обеспечение мягким инвентарем, одеждой и обувью -

1041 руб. в квартал. Назначение и прекращение выплаты денежного содержания на опекаемых детей производится на основании постановления органов опеки и попечительства районных Управ и осуществляется централизованными бухгалтериями окружных управлений образования. По данным Комитета образования на начало 2003 года таких детей, получателей пособий было 7949 чел. на начало 2002 года -7717 чел Подопечные дети, на которых не распространяется положение вышеназванного

приказа, получают пособия через органы социальной защиты. Варывдин В.А Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства М 2005. Воспитание и обучение 3,1 тыс. детей-сирот обеспечивает сеть государственных детских домов и интернатских учреждений в системе Комитета образования, 1,0 тыс. из них - это дети с ограниченными физическими возможностями, находящиеся в интернатах вспомогательного

типа. Для детей-сирот - выпускников интернатских учреждений образования и социальной защиты населения установлена единовременная компенсационная выплата, размер которой в 2003 г. составляет 12 тыс. руб. По данным Комитета образования на начало 2003 года в городе было зарегистрировано 10 приемных семей, в которых воспитываются 44 детей-сирот. Приемные семьи финансируются органами образования по нормативам учреждений для детей-сирот в соответствии с постановлением

Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 года 829 О приемной семье. Дети, находящиеся на воспитании в приемных семьях, получают денежные средства по нормативу, прировненному к воспитанникам детских домов и детей, переданных под опеку попечительство граждан. Большую тревогу вызывает все более увеличивающееся число детей, лишившихся родительского попечения при живых родителях социальных сирот. Социальное сиротство - одна из тех проблем, которые крайне остро

стоят перед современным обществом и государством в России. Термин Социальное сиротство, широко распространенный в нашей стране, указывает на особую роль социальных условий и процессов в обществе при формировании данного явления. В настоящее время Россия страдает от экономических и социальных неурядиц вследствие происшедших в последние годы значительных перемен. Как и во многих других странах, вступивших в строительство посттоталитарного

общества, правительству России приходится уделять первостепенное внимание сохранению основ Государства, экономическому развитию и национальной безопасности. Первые шаги по пути к развитой рыночной экономике сопровождаются отменой или сокращением социальных льгот, присущих прежней системе, что вступает в противоречие с основной функцией Государства - социальной защитой населения. Рост пособий и зарплат не поспевает за ростом цен, в результате

снижается уровень жизни многих семей с детьми и ухудшаются возможности родителей в воспитании детей. Такое состояние, в свою очередь, подспудно изменяет общественное сознание. Главенствующими становятся интересы индивидуального выживания, тогда как социальные и духовные потребности, в том числе и забота о детях, отодвигаются на второй план. Особенно чувствительны к этим деструктивным процессам представители наименее социально защищенных слоев

общества. Одним из важнейших факторов, порождающих социальное сиротство, является продолжающийся процесс урбанизации. Город создает для человека особый покров социальной анонимности, способствует распаду патриархальных семейных связей. Город изменяет мораль, ускоряет эмансипацию женщин, приводит к распространению среди них мужских пороков - алкоголизма, наркомании, преступности, а, значит, к физическому и психическому отторжению от ребенка. Существует три основных источника социального сиротства.

Первый путь - это добровольный отказ родителей от несовершеннолетнего ребенка. Второй путь - принудительный, при котором общество при посредстве государства, в целях зашиты интересов ребенка, лишает родителей их родительских прав. Третий путь - утеря родителями своего ребенка. Наиболее распространенная категория детей, лишенных родителей это так называемые отказные дети, т.е. дети, от которых добровольно отказались родители.

Практическая психология для учителей и родителей. Под ред. Глазунова М.В М 1999 г. Наиболее трагичен факт стремительного роста числа брошенных новорожденных младенцев, наиболее чувствительных к отрыву от биологической матери. Известно, что большинство матерей, отказывающихся от своих детей, сами воспитывались в нестабильных семьях и с детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений.

Многие из них формировались в своеобразной субкультуре агрессии, другие страдали от унижающего достоинства, угнетения и холодного отношения со стороны родителей. В дальнейшем они как бы повторяют приобретенный в детстве дефектный стереотип поведения. Прежде всего, у большинства отказниц не было образца нормальных семейных отношений, которые могли бы в последствии вызвать желание создать хорошую семью.

В большинстве семей детей воспитывали в грубости, криком, часто побоями. В половине семей случались драки, скандалы. Отметим, что этот стиль передается по наследству. Недостаточно удовлетворительными были материальные условия семей. Более трети обеспечены ниже среднего уровня. Чрезвычайно острым вопросом в совокупности проблем, приводящим к отказу от детей, является вопрос о семейных традициях.

Ханжеское отношение к внебрачной рождаемости буквально выбрасывает на произвол судьбы многих матерей-одиночек, подталкивает их к отказу от детей. Наиболее важное место для отказниц занимают такие желания, как счастливое супружество, семейная жизнь. Меньшее место, хотя и довольно значительное потребительское отношение к жизни. Все вышеперечисленные факторы могут способствовать стремлению молодых женщин к эмансипации от семьи, подталкивать их к поиску возмещения дефицита удовольствий через повышение сексуальной активности,

формировать ложное представление о том, что можно перенести свою ответственность, в том числе за новорожденного ребенка, на других. Социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентации, ухудшение психологического климата в семье и ослабление ее воспитательных возможностей, усиление агрессии по отношению к детям являются причинами, которые обуславливают

рост социального сиротства и безнадзорности детей. Обостряется проблема жестокого обращения с детьми в семьях. Исследования причин этого явления обнаруживают, что она полимотивирована здесь и стрессовое состояние родителей, измученных современными социально-экономическими условиями, и стремление добиться изменения поведения ребенка любыми средствами, и родительская месть - мстят за то, что родился, приносит огорчения,

требуют заботы. В деморализованных семьях, где пьянство, употребление наркотиков, моральное разложение, правонарушения являются постоянным фоном жизни детей, жестокое обращение порой приобретает дикие формы это побои, лишение пищи, воды, свободы запирают в чулане, подвале, пропивают детскую одежду, лишая ребенка возможности выйти на улицу. А если к этому прибавить школьную депривацию, разлагающее влияние уличных группировок, нередко имеющих криминогенную направленность, то становится понятным рост побегов детей

из дома, правонарушений и даже самоубийства в подростковой среде. Всплеск корыстной ориентации, отмечаемой у большого количества людей увеличение числа социально неблагополучных семей рост жестокости и насилия как в обществе, так и в потоке низкопробных произведений массовой культуры незанятость подростков в свободное время выталкивание нежелательных, неудобных учащихся из школы сложности с трудоустройством - все это привело к резкому увеличению количества безнадзорных детей, ухудшению криминогенной

обстановки в среде несовершеннолетних. Выбитые из социальной колеи дети, как правило, социально дезадаптированы, для них характерен разрыв с позитивными правилами, нормами, законами, разрушении или несформированности основных видов деятельности, определяющих социальное, психическое, физическое развитие.Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление М 1984 г. Таким образом, в современной России существенными признаками стали значительное увеличение размеров

социального сиротства, появление, его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, падением ее нравственных устоев и как следствие - изменение отношения к детям вплоть до полного вытеснения их из семей, безнадзорность огромного количества детей и подростков практически во всех регионах страны. Основной причиной детской безнадзорности, несомненно, является нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, их пьянство и аморальный образ жизни.

Отчуждение ребенка от семьи нередко вызвано внутрисемейным конфликтом, основанным на упорном нежелании родителей войти в положение ребенка, простить его, помочь преодолеть кризисную ситуацию. Мощным фактором детской безнадзорности, помимо неблагополучной семьи, в наши дни, несомненно, становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья. В большинстве своем - это дети из асоциальных семей, где на их развитие и воспитание практически не

обращается внимание. Оказавшиеся вне влияния семьи и школы, нетрудоустроенные, лишенные нравственно осмысленного досуга эти безнадзорные дети стали питательной средой для преступного мира. Серьезным фактором безнадзорности детей в последние годы стало увеличивающееся количество беженцев и вынужденных переселенцев. Большую тревогу вызывает все более увеличивающееся число детей-бродяжек и попрошаек, причем в ряде крупных городов детей используют как профессиональных нищих взрослые, чаще

всего выходцы из сопредельных стран. По данным МВД России, в приемники-распределители для несовершеннолетних ежегодно попадают 12-15 тыс. детей беженцев из бывших союзных республик и районов межнациональных конфликтов. Проблемы социального сиротства в РФ в последние годы значительно обострились. Среди воспитанников интернатных учреждений лишь 5 не имеют родителей, от 95 детей родители по различным

причинам отказались, передав их на полное государственное обеспечение, или лишены родительских прав. Особенно актуальной проблема социального сиротства становится для крупных индустриальных городов России. В настоящее время не трудно представить реальную картину распространения сиротства в России, т.к. статистические данные об этом периодически публикуются во многих средствах массовой информации. В последние 2 года социальное сиротство приобрело новые особенности, связанные с увеличением числа

неблагополучных семей, из которых дети вытесняются на улицу и становятся бомжами, попрошайками. Низкий уровень предупреждения социального сиротства, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства, воспитания и дальнейшей судьбы детей также порождают безнадзорность и беспризорность, влекут за собой нарушение прав ребенка. 1.2. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Правовое обеспечение социальной защиты населения РФ построено на базе Конституции РФ, в 7-й Статье которой говорится Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.1 Конституция Российской Федерации. М 1997 г. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается

гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии с Конституцией РФ принят ряд федеральных законов, регулирующих правоотношения в сфере социальной защиты отдельных социальных групп населения.

В соответствии с требованиями международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Правовые основы социальной защиты исследуемой нами категории детей составляют 3 основных закона - Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ 1-я часть и Федеральный закон

РФ от 21 декабря 1996 г. 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 8 февраля 1998 г. 17-ФЗ. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с представлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь же содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.Семейный Кодекс Российской Федерации М 2000 г. Остановимся подробнее на последнем из них.

Указанный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С целью проведения мер по социальной адаптации и реабилитации детей изучаемой категории, в соответствии с потребностями региона, создаются государственные и негосударственные учреждения и центры в системе социальной защиты населения и образования.

Меры по предоставлению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению. Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов

субъектов РФ за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников. Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособии опекунам на питание, одежду, обувь осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения осуществляется в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов

РФ. Дополнительные права на образование 1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее полное общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение. 2. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образование. 3. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. 4. Обучающиеся, воспитанники всех типов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске из этих образовательных учреждений

обеспечиваются соответствующим образовательным учреждением сезонной одеждой и обувью по нормам,утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда. 5. Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном

учреждении, а также выплачивается 100 заработной платы,начисленной в период производственного обучения и производственнойпрактики. 6. Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размеретрехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется всрок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих

бюджетов. 7. Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению образовательного учреждения зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении. 8. Выпускники образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования при трудоустройстве на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее пяти минимальных размеров оплаты труда. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация

в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ. 9. При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

10. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях всех типов и видов, администрацией данных учреждений обеспечиваются бесплатным проездом на городском,пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте кроме такси, а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы. Федеральный закон О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей 159-ФЗ от21.12.96г Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание 1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета.

2. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря базы труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение 1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой попечительством, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных сил

РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой попечительством, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждена или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих

наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной занимаемому ими или их родителями жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. 2. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства место закрепления за ними жилой площади, так и по месту временного пребывания учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

общежитие, семья опекуна попечителя, приемная семья. 3. Выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющем закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее

учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов городов РФ, если место их рождения находится за пределами территории РФ. При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов РФ. 4. Требование законодательства о необходимости предварительногоразрешения

органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которые являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права. 5. В случае смерти родителей или принудительного размена жилой площади, родителей, лишенных родительских

прав, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны попечители, приемные родители обязаны в течение месяца приватизировать жилую площадь, оформить договор передачи жилого помещения или части его в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Приватизация осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. 6. Для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут

создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других не запрещенных законом источников. 7. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного бессрочного пользования для ведения крестьянского фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на

земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса. Дополнительные гарантии права на труд Органы государственной службы занятости населения далее органы службы занятости при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния

здоровья за счет средств Государственного Фонда занятости населения РФ. 2. Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим специальные рабочие места гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ. 3. Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых договоров контрактов, регулирующих их отношения с гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ. 4. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают профессиональную подготовку и профессиональную деятельность выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социальной обслуживания могут быть созданы специализированные рабочие места. 5. Ищущим работу и зарегистрированным в органахгосударственной службы занятости в статусе безработного

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную

подготовку и трудоустройство лиц данной категории. 6. Работникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели их правопреемники обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны попечители, органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ. Ответственность за неисполнение настоящего закона 1. Должностные лица органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего закона

в соответствии с Конституцией РФ, с законодательством РФ. 2. Нормативные правовые акты Федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законом порядке. 3. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами федеральных

законов государственной власти своих обязанностей, предусмотренных настоящим законом, влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ. Глава П. Теоретические подходы в изучении проблемы социального сиротства, как актуального явления в современной социально-теоретической практики. 2.1 Опыт разработки концептуального подхода к социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей В детских домах функционируют службы социальной и психологической помощи. Социальная работа в данном учреждении проводится в следующих направлениях - организация медикопсихолого-педагогической комиссии приучастии специалистов детского дома, для разработки дальнейшего планаработы с ребенком - оформление пенсий - взыскание алиментов с родителей отказных детей, по решениюсуда - решение вопросов по закреплению жилой площади - определение статуса ребенка - организация посещений детей родственниками

и другими взрослыми,с возможным последующим посещением ребенком семьи под контролемспециалиста. Воспитательная работа Воспитательная работа в дошкольной группе проводится в следующих направлениях - занятия по лепке, аппликации, рисованию - изготовление поделок из природного материала, оригами - игры на свежем воздухе ветер-ветер, Догони меня, Мой веселыйзвонкий мяч, подбрось и поймай, найди, где спрятано и т.д хозяйственно-бытовой труд поддержание порядка в групповой комнате, стирка мелких вещей,

мытье игрушек, подготовка столов к приему пищи и т.д. наблюдения в природе различение деревьев, овощей и фруктов,экскурсии в парк, наблюдение за птицами и насекомыми труд в природе уборка участка от опавших листьев, перекопкапеска в песочнице, сбор плодов деревьев для ручного труда, уход закомнатными растениями и т.д. воспитание культурно-гигиенических навыков привлечениевнимания детей к внешнему виду, обучение одеваться и раздеваться вопределенной последовательности, пользование зубной щеткой,индивидуальной расческой,

носовым платком и т.д. нравственное воспитание. Также с детьми проводятся занятия по хореографии, гимнастике. С дошкольниками работает инструктор по плаванию, футболу, педагог по постановке голоса. Во время прохождения практики наблюдалась переуплотненность дошкольной группы 16 детей под контролем двух воспитательниц, делает невозможным проведение полноценной работы, включая индивидуальную работу с ребенком, в то время как пребывание детей в учреждениях социальной и психолого-педагогической помощи

и поддержки должно быть, использовано специалистами для построения и максимального использования возможностей реабилитационной среды. Это отрицательно сказывается на эффективности проведения воспитательного процесса, формирования открытого позитивного общения педагога и ребенка в силу загруженности воспитателей. Однако администрация детского дома активно работает над этой проблемой и в ближайшее время предполагается ее разрешения. 2.2 Основные направления активизации социальной работы с детьми сиротами и детьми, оставшихся

без попечения родителей Психологическая работа с воспитанниками детского дома. В учреждениях в штате предусмотрен один психолог и социальный работник. Также к сотрудничеству администрация детского дома привлекает специалистов из центра, который проводит с воспитанниками занятия 1-2 раза в неделю. В работе с воспитанниками использовались следующие методики 1. Подвижные игры на развитие координации движений 2.

Упражнения на выражение чувств прочтение разнообразныхсказок с последующим обсуждением испытываемых эмоций кположительным и отрицательным героям и событиям, обсуждение картинокс изображенными на них разными чувствами 3. Пальчиковая гимнастика, направленная на коррекцию речевыхнарушений, общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитиидвижений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны сречевой функцией. 4. Методика игротерапии с песком. Эффективность применениявыбранной методики обусловлена тем,

что игры на песке - одна из форместественной деятельности ребенка, поэтому песок используют вразвивающих, обучающих, коррекционных и терапевтических занятиях. Воснове песочной терапии лежит спонтанность проявленияиндивидуальности ребенка в песочных играх. Игра в песок позитивно влияетна эмоциональное самочувствие детей, и это делает ее прекрасным средствомдля развития и саморазвития ребенка. Песок вызывает приятные ощущенияв пальцах и кистях рук, благодаря нему

возникает идеальный кинестетический опыт. В процессе игротерапии использовались упражнения на развитие тактильнокинестической чувствительности и мелкой моторики рук, упражнения на развитие или восстановление сниженного и утраченного тактильного ощущения, игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения. Занятия проводились по 40 минут с группой, состоящей из 3-4 человек. При первичной диагностике возникла необходимость в переукомплектации групп, направлении некоторых детей

на индивидуальные занятия. Показаниями к проведению индивидуальной формы игровой терапии являлись 1. Несформированность социальной потребности в общении исотрудничестве с другими детьми 2. Неспособность к сосредоточению внимания к заданию, сложность еговыполнения 3. Детская ревность по отношению к сиблингам, принимающая формуострого аффективного переживания 4. Ускоренное сексуальное развитие. Для диагностики и оценки эффективности проводимой игротерапии применялась

методика Психологический портрет ребенка, участвующий в игротерапевтическом сеансе. Оценка проводилась по следующим критериям 1. Интерес к игровой ситуации, в который включалась оценка активности при распределении ролей соблюдение правил игры действует по правилам игры,характеризующее умение ребенка запоминать и выполнять правила игры склонность к импровизации, умение самостоятельноорганизовывать игру 2. Страхи, характеризующиеся следующими действиями ребенка наличием страха капризами, отказом от

игры ребенок прячется убегает просит о помощи. 3. Переживание своего успеха в игре, в который включалась оценка радостный хороший, готов стать еще лучше при достиженииположительного результата. Этот критерий свидетельствует о наличие уребенка мотивации к достижению положительного результата и показываетвозможность позитивного воздействия на него в процессе игры внешне безразличен свидетельствует о противоположнойтенденции преодоление страха неуверенности для достижения успеха 4.

Переживание неудачи в игре обижается огорчается плачет теряет интерес к игре отказывается от игры агрессивен в игре. При слабой выраженности указанных критериев можно говорить о том, что ребенок адекватно оценивает ситуацию неудачи в процессе игры и стремится к преодолению неуверенности, при условии, что между ребенком, психологом и другими участниками игры установлен доверительный контакт, и ребенок открыто выражает свои чувства. 5. Вербальная контактность обращается с вопросами к взрослому обладает чистой дикцией

обладает интонационной выразительностью стремится к невербальному общению. Максимальная оценка каждого пункта свидетельствует о том, что у ребенка в достаточной степени сформированы коммуникативные навыки, 6. Двигательная активность подвижный координация движений право-левостороння ориентация сосредоточен в игре устойчивое внимание. 7. Внешняя выразительность, характеризующаяся следующимповедением ребенка эмоциональный, обладает выразительной

мимикой, жестами открытый, непосредственный, раскованный в поведении пластичный артистичный При первичной диагностике было выявлено, что интерес к игровой ситуации испытывает незначительное количество детей 4 из 10, что в некоторой степени вызвано новой для детей ситуацией другая игровая комната, незнакомые люди, а также неумение сотрудничать и сниженной способностью к сосредоточению внимания. В дальнейшем можно отметить некоторое увеличение показателей по указанному критерию, в частности соблюдение

правил игры и проявление активности во время игрового процесса. Выраженная склонность к импровизации и самостоятельности можно отметить лишь у трех детей из 10, однако тенденция к росту анализируемых показателей наблюдалась практически у всех детей, которая выражалась в постепенном включении детей в игру по мере заинтересованности игровым процессом и сплоченности группы. Наличие какого-либо страха было практически у всех детей в основном страх темноты, страшного человека,

Бабы-Яги и других отрицательных сказочных персонажей. Реакция на успех получение похвалы от взрослого, выполнение задания первым наиболее ярко выражалась лишь у двух детей, активность которых напрямую зависела от реакции взрослого на его действия. У остальных детей наблюдалось безразличие к достигнутому успеху, который изначально является мотивацией к проявлению активности и самовыражению. По мере включения ребенка в игровой процесс можно отметить

увеличение значения указанного стимула, и, как следствие, общей реакции группы на успех и стремление к его достижению. Реакция на неудачу в игре была выражена более ярко, на начальном этапе для многих детей была характерна потеря интереса к игре при получении задания, с которым трудно справиться, характеризующееся скорее нежеланием преодолевать трудности, а не неспособностью его выполнить. При помощи взрослого, иногда очень незначительной, практически у всех детей наблюдается снижение выраженности

критерия, что свидетельствует о тенденции к самостоятельному преодолению трудностей детьми в дальнейшем. Навыки вербального общения наблюдаются опять же у незначительного числа детей, у 2 из 10 детей ярко выражено стремление к невербальному общению. Анализ критерия двигательной активности показал нормальные результаты, наблюдаются некоторое нарушение праволевостронеей ориентации, сниженное внимание, как было отмечено выше. Проводимые упражнения с детьми на координацию движений положительно сказывается на ее

развитии. Улучшения показателей, характеризующих внешнюю выразительность поведения ребенка открытость, артистизм и т.д. наблюдается по мере включения детей в игру, преодолению стеснительности, неуверенности, что происходит при поддержке ребенка взрослым и предоставлении ему открыто самовыражаться. Владение нормами общения наблюдается у большинства детей, анализ данных показал наиболее высокие результаты именно по этому критерию. По мере включения детей в игру под воздействием взрослого наблюдается более

точное соблюдение правил общения со взрослыми и другими детьми. В целом, анализ данных показал, что у детей дошкольной группы наблюдается задержка психического развития, в отдельных случаях задержка речевого развития, несформированность потребности общения и сотрудничества, что в норме присуще детям дошкольного возраста. Игротерапия способствует развитию и корректировке несформированных навыков, о чем свидетельствуют результаты проведенного исследования.

Однако эффективность проводимых мероприятий напрямую зависит от организации игрового процесса наличие инструментария, психологическая готовность детей к занятиям. Например, посещение психолога часто не предусматривается внутренним распорядком дня дошкольной группы детского дома, что, зачастую, приводит к психологической неподготовленности детей к методам психологического воздействия и психокоррекции например, при прерывании увлекательной игры или прогулки.

Также важно закрепление у детей приобретенных в процессе игровой терапии навыков, что возможно лишь при проведении систематических упражнений например, несколько раз в неделю. И в этом случае, приходящий психолог не может в полной мере обеспечить эффективность психологического воздействия. Таким образом, основной проблемой в указанном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является недостаточная работа по организации воспитательного и психолого-педагогического

процесса. Эта проблема может быть решена, если в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет функционировать психологическая служба, включающая несколько психологов, личных по своей специализации психолог, психотерапевт, консультант и т.д Деятельность психологов в данных учреждениях должна быть направлена на компенсацию психического развития ребенка после полученных эмоциональных травм, восстановление личностной целостности ребенка, равновесия

его чувств. Только после восстановления ребенка, снятия некоторых последствий разного вида травм психологических, физических, эмоциональных, сексуальных можно проводить работу по его психическому развитию. С учетом особенностей поведения детей и умения предугадывать дальнейшие последствия поведения, действия психолога должны быть направлены на то, чтобы провести активные формы работы с группой детей на умение выделять наиболее интересные занятия, договариваться, выслушивать желания и мнения других, считаться

с чувствами и желаниями других детей, приходить к единому решению, а также обучение детей разным играм, в которых развивается умение сотрудничать, взаимодействовать, поддерживать друг друга и т.д. Проведение активных форм работы с воспитанниками таких учреждений позволяет предупредить в какой-то мере возможность проявления негативных сторон в их поведении. В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно применять различные

виды психологической помощи индивидуальное консультирование, групповую работу, психокоррекцию и психотерапию. Цель работы психологов состоит в том, чтобы способствовать психическому развитию детей-сирот и их адаптации к жизни, как в учреждении, так и за его пределами. Наиболее эффективной формой являются активные групповые занятия, на которых дети учатся навыкам конструктивного общения, овладению своими эмоциями, развивают произвольное поведение, учатся толерантности, умению давать

и получать эмоциональную поддержку, сотрудничать, договариваться, конструктивно разрешать конфликты. Проведение психокоррекционных занятий с воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет специфику. Очень часто отклонения в развитии когнитивной сферы зависят от пережитых травм и блокируются их последствиями. Поэтому для проведения психокоррекционной работы необходимо проводить углубленную диагностику по выявлению

блокирующих последствий пережитых травм. Иногда плохая память ребенка, отсутствие внимания являются показателями последствий психических травм, стрессов и т.д. В связи с этим, прежде всего необходимо проводить психокоррекцию личностного развития ребенка, а только потом заниматься развитием психических процессов или когнитивной сферы. Подбирая детей для занятий в психокоррекционную группу, необходимо учитывать их индивидуальные особенности,

совместимость, желание вместе заниматься. Индивидуальная работа психолога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, во многом определена размытостью личных границ проблемы, отсутствием защищенности личного пространства. Например, это может проявляться в таких особенностях поведения воспитанников, что любая закрытая дверь воспринимается обитателями детского дома или интерната как сигнал к тому, что ее надо открыть. Физическое нахождение ребенка в пространстве и времени с другими детьми автоматически

не ведет к психологическому сплочению группы. Желание ребенка побыть одному, в одиночестве, или получить внимание к себе со стороны взрослого не может быть удовлетворено воспитателем. При этом ребенок отказывается от совместной деятельности с другими детьми, не хочет проводить свободное время со всей группой, что вызывает недовольство воспитателя. Индивидуальная работа психолога с ребенком может способствовать его психическому развитию, умению справиться

со своими чувствами и эмоциями. Для выполнения перечисленных направлений деятельности психолог должен получать обучение специфическим формам работы, например терапии кризисных ситуаций, разрешению конфликтных ситуаций, снятию стрессов у детей и взрослых, игротерапия и музыкотерапии и т.д. Все это ставит вопрос о необходимости вносить изменения в подготовку психологов, повышение их квалификации. Закрытость жизни детей в сиротских учреждениях определяет и закрытость опыта работы сотрудников.

Поэтому для оказания эффективной психологической помощи психолог должен посещать другие учреждения такого типа, стажироваться в учреждении для детей-сирот, обмениваться опытом по отдельным вопросам и проблемам. Психологи нескольких учреждений для детей-сирот могут участвовать в совместной работе по какому-то направлению деятельности. Профессиональное общение, знакомство с опытом работы, применяемыми методиками, оборудованием благоприятно влияет на качество работы психолога.

Для изменения ситуации в учреждениях необходимо, чтобы в каждом из них была создана и работала психологическая служба. Ее деятельность должна помочь детям компенсировать полученные психические травмы, восстановить личностную целостность ребенка, продолжить полноценное развитие ребенка. Психологическая помощь требуется и персоналу для осознания ответственности в работе с детьми, проявления активности, самостоятельности и т.д. Таким образом, основной задачей, обеспечивающей оптимальную коррекцию

психического развития ребенка, реализующаяся при создании психологической службы в детском доме является работа с детьми посредством методов психологического воздействия разнообразных форм групповой и индивидуальной терапии. Тем не менее, при работе с детьми, воспитывающихся в условиях детского дома, остается ряд неучтенных факторов, без которых невозможно полноценное психосоциальное развитие ребенка. 1. Отдельной проблемой является процесс социализации детей,воспитывающихся в условиях детского дома.

В процессе игры ребенокусваивает социальные роли, которые он впоследствии будетреализовывать в дальнейшей жизни. Как было отмечено выше, воспитаниев условиях интернатного учреждения затрудняет процесс социализацииребенка, что впоследствии отражается на всех сферах жизнедеятельностиво взрослой жизни. И при разработке плана мероприятий, проводимых своспитанниками, необходимо предусматривать мероприятия,способствующие знакомству детей с социальным миром.

Этимероприятия могут проводится в игровой форме профессии, дочки-матери, игры, в процессе которого ребенок усваивает базовые бытовыенавыки например, Я готовлю обед с использованием игрушечнойпосуды, Я строю дом и т.д 2. С приходящими взрослыми родственниками и т.д которые общаются сребенком и являются его потенциальными приемными родителями, непроводятся работы по подготовке к полноценному общению сусыновляемым ребенком, что не позволяет в полной мере дать эмоциональный настрой и получить важные психо-тактические

навыки поведения при возникновении проблем в процессе воспитания ребенка, обладающего специфическими личностными особенностями, в силу его развития в условиях интернатного учреждения. Такое положение дел может привести к тому, что приемные родители возвращают ребенка обратно в детский дом, а это, в свою очередь, влечет за собой получение психологических травм самим ребенком. В этом случае можно порекомендовать проведение психологических семинаров и тренингов, оказание консультаций

по формированию адекватного восприятия взрослыми поведенческих особенностей и психоэмоциональных реакций трудного ребенка. Специфика работы в системе работы в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является причиной деформации личности педагога и социального работника. Чем больше стаж работы, тем сильнее деформирована эмоциональная сфера специалистов. Они вынуждены испытывать постоянное давление со стороны администрации, а также постоянный протест детей,

с другой стороны. И для решения этой проблемы необходимо проводить работу с педагогическим коллективом. Так как специалисты психологической службы должны быть, прежде всего, ориентированы на работу с детьми, они не могут в полной мере своевременно выявлять различные проблемы сотрудников детского дома психологические социальные, бытовые, снижающие эффективность работы педагога в условиях постоянного эмоционального напряжения. Эта проблема тем более важна, так как психоэмоциональное состояние педагога сильно отражается на детях,

для которых он может являться значимым взрослым. Взаимодействие между педагогом и ребенком, приобретающее негативный характер, значительно усложняет, а в отдельных случаях может свести на нет, эффективность работы, направленной на коррекцию психики ребенка. Таким образом, возникает необходимость создания системы социально-психологической помощи сотрудникам детского дома, что включает в себя своевременное выявление проблем, возникающих у сотрудников с последующим

направлением к психологу, медицинскому работнику и т.д. организация научно-практических семинаров, курсов повышения квалификации, для проведения которых могут приглашаться высококвалифицированный специалист-психолог или команда психологов. Обозначенные проблемы не могут быть устранены в рамках работы воспитателей и психологов, так как это требует значительных усилий по грамотной организации мероприятий, направленных на устранение факторов, снижающих эффективность психолого-педагогической работы.

И здесь возникает необходимость привлечения к работе в детском доме социального работника, деятельность которого при совместном сотрудничестве со специалистами существующих в интернатных учреждении служб, обеспечит полноценное взаимодействие специалистов детского дома и значительно повысит эффективность воспитательного процесса воспитанников. Заключение Проблемы детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома очень обширны.

Дети не получают необходимого развития их личности,позволяющего преодолеть типичный для них социальный и психологическийинфантилизм, подчиняемое, психологически зависимое поведение, чтоделает их почти беззащитными в отношении любых асоциальных влияний наних. Существующая социальная система в детском доме неформирует у детей навыков преодоления трудных жизненных ситуаций,психологической защиты и правильного поведения при стрессе. В результатеу них легко возникают эмоциональные расстройства и девиантное поведение.

Последствия отставания педагогических технологий работы с детьми - социальными сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение и сопровождение проявляются в конечном итоге в том, что после детского дома эти дети значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации По способности к приобретению профессии и трудоустройству По способности избегать кризисных и криминальных ситуаций вжизни

По способности образовать собственную семью и успешновыполнять родительские воспитательные функции. В настоящее время на государственном уровне принимаются меры, направленные на преодоление сложившейся ситуации. Идет активная работа по внедрению новых форм призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это семейный детский дом, патронатное воспитание, приемная семья и др. Основными недостатками организации социально-психологической помощи, призванной обеспечить оптимальные

условия для полноценного развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, являются недостаточное кадровое обеспечение детских домов низкая квалификация специалистов, в частности воспитателей,работающих с детьми дошкольного возраста недостаточная работа по организации воспитательного процесса,который должен включать в себя развитие всех качеств инавыков ребенка, способствующих успешному взаимодействиюребенка в обществе в дальнейшем психологических, социальныхи т.д. ведется недостаточная

работа с педагогическим коллективомдетского дома по предупреждению эмоционального выгорания идеформации личности специалиста, что существенно снижаетэффективность воспитательного процесса. Для улучшения положения детей, оставшихся без попечения родителей, создания благоприятных условий для их развития необходимы меры по пересмотру и комплексной перестройке системы воспитания и развития детей, воспитывающихся в условиях традиционных детских домов и школ-интернатов для сирот и детей, лишенных

родительского попечения. Для этого необходимо 1. Подготовка и привлечение высококвалифицированных специалистов для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. 2. Создание психологической службы в интернатных учреждениях. Для повышения эффективности оказания социально-психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающихся условиях детского дома, необходимо участие специалиста по социальной

работе, деятельность которого должна быть направлена на решение следующих задач 1. Организация оказания социально-психологической помощисотрудникам интернатных учреждений 2. Организация мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников интернатных учреждений 3. Организация и проведение мероприятий на разнообразные темы,способствующие знакомству ребенка с социумом и формированию унего адекватной социальной роли. Ребенок, воспитывающийся в интернатном учреждении лишен

очень многого, что есть у обычных детей и без чего немыслимо его полноценное развитие и становление его как личности. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства, следовательно, с теоретической точки зрения социальная

работа не соответствует потребностям социального заказчика по работе с детьми сиротами и детьми оставшиеся без попечения родителей, а также нуждается в дальнейшем в развитии специализированной подготовки таких социальных работников чья деятельность будет направлена непосредственно на работу с данной категорией детей. Список использованной литературы и нормативных правовых актов 1 Конвенция ООН о правах ребенка. 2 Конституция Российской

Федерации. М 1997 г. 3 Гражданский Кодекс Российской Федерации М 2001 г. 4 Федеральный закон О дополнительных гарантиях по социальнойзащите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей159-ФЗ от21.12.96г 5 Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в статью 8Федерального закона О дополнительных гарантиях по социальнойзащите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 17-ФЗ

от 08.02.98 г 6 Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 г. 829 О приемной семье. 7 Президентская программа Дети России. 8 Семейное законодательство М 2001 г. 9 Семейный Кодекс Российской Федерации М 2000 г. 10 Указ Президента РФ О президентской программе Дети России. 11 Приказ

Министерства образования РФ 199 от 19.08.1999 г. Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой попечительством. 12 Абалкин Л.И. и др. Социальная защищенность в рыночной экономике. Трудный поворот к рынку. М Экономика, 1990 г. 13 Антокольская

М.В. Семейное право. Учебник М 2000 г. 14 Варывдин В.А Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства М 2005. 15 Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление М 1984 г. 16 Зуйкова Е.М Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика Учебник М 2004. 17 Кузьмин С. Активная политика социальной защиты населения.

Экономист, 2004, 9. 18 Красницкая Г.С. Усыновление вопросы и ответы. М 2001 г. 19 Малярова Н.В Несмеянова М.И. Социальная защита детства концептуальный подход. Социологические исследования. 1998 г 4. 20 Магульская Е.Е. Право социального обеспечения М. Международный центр финансово-экономического развития, 1997 г. 21 Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в

России М 1993 г. 22 Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Под ред. Мухиной B.C М. Прометей 2001 г. 23 Практическая психология для учителей и родителей. Под ред. Глазунова М.В М 1999 г. 24 Пчелинцева Л.М. Семейное право России М 2002 г. 25 Сафонова Т.Я. Реабилитация детей в приюте. М 1999 г. 26 Теория и методика социальной работы Учебное пособие.

М Союз, 1998г. часть 2. 27 Журнал Семья в России. 1999, 3. 28 Журнал Семья в России. 1999, 6. 29 Журнал Семья в России. 1999, 7. 30 Журнал Семья в России. 1999, 10. 31 Журнал Семья в России. 1999, 11. 32 Журнал Семья в России. 1999, 12. 33 Информационно-консультативный вестник по вопросам семьи и детства

М 2004, 7. 34 Российский журнал социальной работы М 1996, 1. 35 Российский журнал социальной работы М 1997, 15. 36 Российский журнал социальной работы М 1998, 5.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.